Россия и Китай во второй половине XVII века

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,31 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Россия и Китай во второй половине XVII века















Курсовая работа

по дисциплине

История России с древнейших времен до конца XVII века

Россия и Китай во второй половине XVII века

Оглавление

Введение

Глава I. Китай в русских источниках

Глава II. Русские землепроходцы на Дальнем Востоке

Глава III. Военное противостояние России и Китая

Глава IV. Нерчинский договор

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Российско-китайские отношения в исторической перспективе - отношения между государствами, существовавшими на территории вышеупомянутых стран на протяжении 400 лет.

Россия и Китай две страны, которые на международной арене играют не второстепенные роли и входят в число развитых и передовых стран. Оба государства имеют богатую, многолетнюю историю. Отношения между этими государствами зародились ещё в далёком XVII веке и с этого времени не прерывались.

Актуальна ли моя тема на сегодняшний день? Я думаю да. На фоне ряда кризисов и неурядиц новейшей истории, в течении 25 лет, начиная с 1990 года, Китай достиг успехов во многих отраслях, но больше всего в экономике. Такими темпами развития многие эксперты предсказывают «Поднебесной» пальму первенства через какие-то два, три года.

В нынешней обстановке правительство России активно развивает отношения со странами Азиатской части Евразии в том числе и с Китаем. Можно заметить, что Россия и Китай сблизились.

Чтобы понять настоящее и «приглядеться» в будущее люди издавна «смотрели» в прошлое, а именно обращались к истории. На примере древних я, при помощи истории, разберусь, как зарождались международные отношения Российского государства и Китайской империи. В курсовой работе я хочу узнать, как все начиналось. Как и на какой почве зародились международные отношения вышеупомянутых двух стран. Были ли конфликты, инциденты, был ли кризис в этих отношения, и затухали ли они. Или же всё проходило, как говорят политики, гладко и мирно?

Объект исследования: литература и источник по вопросу об отношениях России Китая во второй половине XVII века.

Предмет представленной работы: отношения России и Китая во второй половине XVII века.

Целью является более углубленное изучение международных отношений России и Китая, в представленный выше исторический период, и рассмотрении проблем, с которыми столкнулись стороны в тот же период, апеллируя литературой по данной теме и копией исторического источника.

Исходя из цели исследования моими задачами будут:

.Изучить литературу, написанную учеными-историками по этой теме или близкой к ней.

.Рассмотреть проблемы, которые показывают авторы исторической литературы и проанализировать их.

.С помощью исторического источника, а именно копии Нерчинского договора, рассмотреть условия, прописанные в нем и обозначить его роль в развитии русско-китайских отношений

Курсовая работа разделена на четыре главы которые в свою очередь обуславливают поставленные задачи. Хочу заметить, что главы выстроены друг за другом по хронологическому принципу, начиная с первых русских «экспедиций» казаков в Сибирь на Дальний Восток и, заканчивая подписанием ключевого Нерчинского договора.

На современном этапе российско-китайские отношения характеризуются широким спектром областей сотрудничества, включающие торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете Безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др.

Отношения, в истории которых периоды «братской дружбы» сменялись вооруженным противостоянием, в настоящее время характеризуется обеими странами как «стратегическая дружба и взаимодействие»

Глава I. Китай в русских источниках

нерчинский китайский договор военный

Что значит Китай для России? Вообще привычное нам понятие «Китай» утвердилось лишь в XIX веке. Оно произошло от названия тунгусо-манчжурского этноса кидани, который в X веке образовал на севере Китая государство Ляо. В европейские языки это название (Cathay) вошло как обозначение Северного Китая, который активно употреблял это понятие в своих путешествиях Марко Поло. Позже за дальневосточной империей закрепилось название «China» от названия древнекитайской династии Цин, а старое слово «Cathay» сохранилось лишь в некоторых названиях.

Несмотря на долгую историю России и Китая, эти два государства стали соседями сравнительно недавно, лишь в XVII веке. О более ранних контактах достоверных сведений нет, но опять же это не говорит, что их не было. Стоит заметить, что и Русь, и Китай впали в зависимость от монголов в XIII веке, правда Китай чуть раньше, и из этого можно сделать вывод, что в составе монгольских войск, вторгавшихся на Русь, возможно, были и китайцы. В китайских источниках XIV века есть упоминания «русского полка», который, вероятнее всего, был сформирован из угнанных жителей Руси.

В русских источниках Китай впервые упоминается в XV в. О нем говорится, например, во включенной в состав Второй Софийской летописи под 6903 г. (что соответствует 1394 или 1395 г. по сентябрьскому летосчислению либо 1395/1396 г. по мартовскому) «Повести о Темир-Аксаке» (т. е. о Тимуре Тамерлане) в контексте перечисления завоеванных Тимуром территорий: «А се имена т±мъ землямъ и царствомъ, еже б± попл±нилъ Темиръ Аксакъ: Чагодай, Хосураний, Голустаний, Китай, Синяя Орда…» (далее идет долгое перечисление территорий). «Повесть о Темир Аксаке» сохранилась во множестве списков (в т. ч. в нескольких летописях), отражающих две главные редакции (А и Б) и самостоятельные варианты. Большинство исследователей датируют ее 70-80 гг. XV в., когда были созданы основные редакции.

Китай несколько раз упоминается в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина, текст которого относят к концу XV века. Правда, описывая Китай в «Хожении», Никитин получал все сведения о Дальневосточной цивилизации из третьих рук. Следовательно, они мало что могли сказать современнику и в большинстве своём были неправдоподобны.

На протяжении XVI века Русское государство получает сведения о Китае от европейских стран, которые начинают интересоваться «Поднебесной» и активно искать путь в эту страну. Это в первую очередь связано со стремлением торговцев из Европы, особенно из Англии, найти путь в богатые страны Юго-Восточной Азии. Россия всерьез начинает интересоваться Китаем с подачи англичан, которые приступают к поиску, так называемого «северо-восточного» пути, а именно через северные моря либо по суше через Россию и территорию Средней Азии.

Первую морскую экспедицию для поиска северо-восточного прохода организовали англичане в 1553 году. Один из кораблей этой экспедиции попал в устье Северной Двины, а его капитан доехал до Москвы, где был представлен царю Ивану IV. Эта встреча положила начало торговой активности англичан в России. Так, поиски пути в Китай дали толчок развитию торговых отношений между Московским государством и Англией.

Таким образом, регулярное обращение англичан к русскому правительству с просьбой разрешить путешествие в Китай через территорию Московии, привлеки внимание русских правителей не только к существованию Китая, но и к его возможной роли для международной торговли. Многие английские путешественники, предпринимавшие походы через территорию Русского царства, максимум доходили до Бухары и поворачивали назад, в основном «из-за постоянных неурядиц, войн и грабежей». Во многом неудачные походы связаны и с тем, что реальное расстояние до Китая известно не было и путешественники думали, что он начинается значительно раньше, в верховьях Оби. Со временем английское монопольное положение на русском рынке было поколеблено конкурентами из других европейских государств, а в первой четверти XVII века Русские правители сами отправляют экспедиции на поиски Китая в лице казаков.

Уже в XVII столетии русские получали сведения о Китае и китайцах из различных источников: от племён монголов и джунгар, с которыми поддерживались отношения, из официальных отчётов первых миссий в Китай и записок некоторых их участников, направленных, как из Москвы, так и местными сибирскими властями.

В XVII столетии русские описывают Китай объективно, без каких-либо сравнений с собственной страной. Пребывая недолгое время в Китае, русские послы обычно не успевали изучить особенности китайской культуры, государственного и общественного устройства. Такие описания чаще напоминают несистематические путевые заметки, в которых точные данные порой перемежаются с недостоверной информацией, полученной из «третьих рук».

И. Петлин, например, в отчете, озаглавленном «Роспись Китайскому государству», подробно описывал города, которые проезжал. По его наблюдениям, «люди в Китайском государстве мужской пол и женской чисты, а платье носят своим образцом: рукава широкие, что у летников, а подысподом полукафтанье по-русскому». Он описывал китайцев как народ многочисленный и не воинственный: «А людей в Китайском государстве торговых и воинских множество. А бой у них огняной. А люди китайские к воинскому делу робливы»

Ф.И. Байков в «Статейном списке» дает больше информации о китайском государственном устройстве. Он узнал, что «в Китайском государстве царь богда мунгальского рода», а «прежде него был царь китайского рода», то есть получил информацию о смене Минской династии Цинской. Он также сообщал, что «мунгальцев де в Китайском царстве в городе Канбалыке немного, а китайцев же великое множество». Он обратил внимание на привилегированное положение маньчжурской аристократии и что «на приказех ни у каких дел китайцов нет, кроме черные работы людей да торговых промыслов». Ф. И. Байков также замечает интересные детали китайской жизни: «А люди в Китайском царстве китайского роду, мужеск пол и женск дороден и чист. А у женского полу ноги малы, что ребячьи… А вера у китайцев: молятся болваном, а болваны деланы глиненые, и выкрашены красками розными и золотом сусальным… А колокола медные, что наши русские… А люди в Китайском царстве поганые, едят всякой гад, лягуши и черепахи и собак едят, и в рядех собачья мяса вореное продают». Он также отмечает большое количество иностранцев в китайской столице.

И «Роспись» И.Петлина и «Статейный список» Ф.И.Байкова не дают многогранных сведений о Китае, гораздо больший интерес представляют описания, составленные воеводой П.И.Годуновым и главой делегации, направленной в Китай в конце 70-х г. XVII века, Н.Г.Спафарием.

В довольно краткой, но емкой «Ведомости» П.И.Годунова содержится немало информации и интересных наблюдений. Китай описывается в ней как обширное государство со многими городами: «А государьство Китайское одержимо китайским царем, великое и пространное, многие городы и на море на островах; и с теми городами, что и на море, десятью Леты все Китайской державы не объехать». Столица китайского государства, названная в «Ведомости» «царствующий город Камбалык», описывается как крупный город с каменными постройками, с каменными, хотя и одноэтажными, домами и широкой городской стеной, по которой «розъехатца мочно телеги в две; вышиною царствующего града Москвы с Кремль город».

Довольно объемный труд Н.Г.Спафария «Описание первой части вселенной, именуемой Азией», в ней же состоит Китайское государство с прочими его городами и провинциями» явно выделяется из этого ряда как своей полнотой, так и общей направленностью. Н.Г.Спафарий составил, возможно, первое систематическое описание Китая, появившееся в России, в которое включено не только то, что бросилось в глаза или было поручено узнать путешественнику, но и вся доступная информация о политическом, социальном устройстве этой страны, ее культуре, науке, хозяйстве и привычках населения.

Описания Китая и работы по этой стране продолжались и в будущем, но на основе публикаций XVII века мы понимаем, что контакты были налажены и связи были крепкими. Купцы, путешественники и дипломаты из Русского государства были частыми гостями в «Поднебесной» и благодаря им мы имеем картину Китая того времени. Описания, помимо неповторимости китайской культуры и обособленности цивилизации и традиций, дают нам понять, что взаимоотношения между Цинским Китаем и Русским государством до второй половины XVII века развивались неплохо, в отличие от многих европейских стран, которые очень долго устанавливали контакты с этим государством.

Глава II. Русские землепроходцы на Дальнем Востоке

Сравнительно небольшая глава посвящена землепроходцам и казакам, которые совершали так называемые «экспедиции» в далекие и неизведанные земли. Благодаря этим людям наша страна познакомилась с большим числом народов и государств. Помимо землепроходцев речь пойдет об «открытии» Китая для России.

Присоединение Дальнего Востока было заключительным этапом присоединения земель за так называемым «Большим камнем» (горы Урала).

Дорога казаков-землепроходцев пролегала в непроходимых сибирских землях по рекам - исконным дорогам России. Великие реки протянулись от запада на восток: Волга и Кама соединяются своими притоками с Обью и ее притоками, Обь - с Енисеем, Енисей, в свою очередь, - с Леной, и Лена - с Амуром. Водный путь от Белого моря до Охотского местами прерывается хребтами, валами да небольшими волоками. Неимоверно труден был путь путешественников через безлюдную тайгу. Питаясь сосною, страдая от цинги, теряя товарищей, казаки все же продолжали путь на восток. Таким образом в Сибири и на Дальнем Востоке протянулась цепочка русских городов: Томск (1604), Енисейск (1619), Илимск (1630), Якутск(1632), Нерчинск (1654). Собственно, Забайкалье стало входить в состав Русского государства около середины XVII века (в 1640-х гг.). С 1650/51 г.г. в Москву впервые стал поступать ясак с тунугсского населения р.Шилики, которое приняло подданство, по-видимому, в 1649 г., после прибытия к нему нескольких посланных И. Галкиным казаков. Некий десятник М.Уразов в месте впадения р. Нерчи в Шилку основал Шилкский острог, который позже, в 1658 г., воеводой А. Пашковым был заново отстроен и назван Нерчинским острогом, ставший в будущем административным центром нового Нерчинского уезда. Бурятское и тунгусское население без каких-либо столкновений принимало русское подданство. Даже после вхождения Восточной Сибири в состав Русского государства многие племена перебегали от монголов к русским, ибо как отмечает историк Е.М. Залкинд, люди спешили вернуться на свои «породные земли» в русское подданство. Конечно, бывшим подданным монгольских феодалов жилось легче в Росси, как раз и этим объясняется увеличение численности народов на землях Восточной Сибири подконтрольной России. В Приамурье все складывалось гораздо сложнее.

После вхождения Восточной Сибири в состав России опорным пунктом для русских на Дальний Восток стал Якутск, основанный в 1632 г. енисейским казаком Петром Бекетовым и вскоре он стал административным центром Восточно-Сибирского воеводства. Весть об открытии «Великой Лены быстро облетела Русское государство и начался большой наплыв людей из центральной части России в Сибирь, на Лену.

Движение русских людей к побережью Тихого океана началось из Якутского острога и происходило в нескольких направлениях. Первыми появились на тихоокеанском побережье томские и красноярские казаки, посланные в 1637 году из Якутска во главе с атаманом Дмитрием Копыловым. Часть этого отряда, под началом Ивана Москвитина, отправилась на «большое море-окиян, по тунгусскому языку на Ламу».

В следующее трёхлетие (1643 - 1646 г.г.) горсть отважной вольницы под предводительством письменного головы Василия Пояркова положила начало проникновения русских в Даурию (Приамурье). Поярков первый ходил по Амуру и Охотскому морю и доставил известия о них, а также о Сахалине и Шантарских островах. Честь занятия Амура принадлежит Ерофею Хабарову, отправившемуся туда вслед за Поярковым (1649 - 1653 г.г.). В результате его похода население Приамурья приняло русское подданство. В российском обществе сложилось мнение, что русское подданство устанавливалось на Востоке силой оружия. На основе данных из источников, которые были получены сравнительно недавно нетрудно опровергнуть ранее высказанную точку зрения. В 1956 г. В.И. Шунков поставил вопрос о разрушении дауро-дючерского земледелия маньчжурскими войсками до появления на Амуре русских. «Отдельные эксцессы во время похода Е. Хабарова, очевидно, были. Возможно, что они оказали некоторое влияние на ускорение процесса разрушения дауро-дючерского земледелия. Но едва ли можно объяснить только ими процесс, начавшийся до появления Е. Хабарова на Амуре».

Благодаря Москвитину, Пояркову и Хабарову «страна по Амуру» стала известна в России и слухи о её богатстве вызвали массовое переселение русских в этот регион. Уже к 80-м годам XVII века России принадлежит всё Приамурье, Уссурийский край и часть бассейна Сунгари. На всей этой территории были разбросаны русские остроги, небольшие поселения, маленькие деревушки: Албазинский, Амгунский, Анчанский остроги и многие другие. В течении трёхсот лет, начиная с середины XVII века, Дальний Восток являлся обетованным местом.

Движение русских в приморские завершилось походом казаков Луки Морозко и Владимира Атласова на Камчатку (1696 - 1697 г.г.). Вслед за тем к России были присоединены последние дальневосточные земли Курильские острова.

Таким образом, к концу XVII века южные районы Дальнего Востока (Приамурье, Приморье) были российскими владениями. В недалеком будущем, а именно в первые десятилетия XVIII века происходит упрочение власти России в этом регионе. Нас же интересует XVII век.

Глава III. Военное противостояние России и Китая

Известный российский китаевед В.П. Васильев ввел в отечественную науку довольно интересные материалы китайского историка Вэй Юаня, повествующие о походах маньчжурских ханов, а в будущем цинских императоров, на север и северо-восток Маньчжурии. Объединившиеся в течение всего XVI века маньчжурские племена, примерно к 1616 г. захватили большую часть современного Северо-Восточного Китая. Нурхаци, основатель Цинской династии, объявил себя наследником империи чжурчжэней и основал собственную столицу в Мукдене. Вплоть до 40-х г.г. XVII века маньчжуры совершали походы в Приамурье. До 50-х г.г. походы резко прекратились, так как Цинская династия, захватившая Пекин не смогла себе подчинить всю страну и новой власти приходилось бороться с югом страны, ведь именно там не признавали новою династию и упорно сопротивлялись.

В начале XVII века возобновляются попытки маньчжуров, которые прекратились ещё в XV веке, проникнуть на Амур. В 1607 году они создали военный форпост в Сансине, а потом продвинулись по реке Сунгари и реке Уссури к устью Амура, совершив в 1617 году нападение на Сахалин. Стоит отметить, что маньчжуры, проникая на Амур, ставили главной целью не приобретение территорий, а их опустошение и захват пленных для пополнения своих войск.

После свержения власти монголов в Китае попытки династии Мин (1368 - 1644 г.г.) распространить своё политическое влияние на низовье Амура и Сахалина успехом не увенчались.

Торговые связи между Россией и Китаем осуществлялись сначала через Среднюю Азию, а затем через Сибирь и Монголию. Когда русские с середины XVII в. начали освоение Забайкалья и Приамурья, цинское правительство отнеслось к этому недоброжелательно. Оно опасалось соперничества России в борьбе за влияние в этом обширном районе и укрепления ее позиций вблизи границ создававшейся Цинской империи. Этим соображением определялась политика Цинской династии по отношению к России на протяжении второй половины XVII и почти всего XVIII столетия.

Русское правительство стояло за мирные отношения с Китаем. Такая политика диктовалась с одной стороны отсутствием на Амуре достаточных войск, чтобы противостоять Китаю и нерешенностью многих задач на западном направлении внешней политики России. Вот почему российская «верхушка» стремилась к укреплению добрососедских отношений с Китаем и развитию русско-китайской торговли, которая была выгодна для обеих стран. В начале 70-х годов русские купцы уже вели довольно оживленную торговлю с Китаем.

В 1649 году русские служилые люди вступили на территорию княжеств Приамурья, являвшихся вассалами империи Цин, и начали облагать данью местные монголо- и тунгусо-язычные народы (дауры, дючеры, тунгусы, гогули, ачаны). Если местные жители отказывались платить дань, то русские служилые люди применяли силу. В результате необдуманных действий Ерофея Хабарова вступление Цинов в войну с русскими землепроходцами стало неизбежным.

Цины рассматривали Приамурье как вотчину, куда не допускалось китайское население. В присоединении Приамурья к России правящая династия увидела угрозу своим, так называемым «вотчинно-династическим интересам» и сразу решила воспрепятствовать всяческому сближению границ с Россией. В это время власть маньчжуров распространялась далеко не на всю территорию современной Маньчжурии. Факт остается фактом: до сближения границ было далеко. В 1678 г. северная граница Маньчжурии официально признавалась китайской властью по линии «Ивового палисада» - системы большого количества укреплений и караулов, которая окружала территорию мукденской провинции. Эта линия в 900 с лишним километров шла от Шаньхайгуана на юго-западе, достигала на севере Вэйюаньпу и на юге - Фэнхуаншаня. Остальные же территории на северо-востоке Маньчжурии оставались внешними и в состав Китайской империи не включались. По подсчетам специалистов выясняется, что от Ивового Палисада до Амура было, приблизительно, от 800 до 1000 км. Самое главное, что эти данные подтверждаются русскими источниками того времени. В «Книге Большому чертежу», а именно в дополнении к тобольской редакции (1673 г.), указывалось, что «китайские караулы находятся за Амуром в двух неделях пути от Албазина».

Цинское правительство в 1652 г. потребовало, чтобы русские покинули занятые ими земли на Амуре, а в 1658 г. оно направило войска с целью разрушить город-крепость Албазин.

Главные цели, которые преследовала Россия заключались в следующем: закрепиться в Приамурье; контролировать Амур; наладить сбор пушнины с местного населения; продвинуться на юг от Амура по его правым притокам.

Цели империи Цин заключались в сохранении контроля над средним Приамурьем, ни в коем случае не допустить продвижения русских землепроходцев на юг от Амура, продолжить сбор пушнины с местного населения; расширить сферу влияния империи за счёт включения в неё земель в бассейне верхнего и нижнего течения Амура.

Русско-цинский конфликт охватывает период в 40 лет (1649-1689 г.г.)

В 1649-1650 годах Ерофей Хабаров пришёл на верхний Амур и основал зимовье напротив даурского укрепленного городка Албазин. В 1651 году отряд Хабарова взял ряд даурских и дючерских крепостей, в том числе и Албазин. В 1652 году происходит так называемый бой у Ачанского острога, в котором отряд из 200 человек Ерофея Хабарова нанёс поражение соединённому отряду маньчжурских и дючерских воинов. По итогам битвы казаки потеряли 10 человек убитыми и 78 человек раненными, китайцы же потеряли 676 человек. В результате этой битвы командование китайскими войсками взял на себя Шархуда.

В 1654 году произошло сражение на реке Сунгари. Отряд Онуфрия Степанова пытался спуститься вниз по реке Сунгари для захвата продовольствия, однако атака была отбита соединённым маньчжурско-дючерско-корейским отрядом под командованием Шархуды и Пён Гыпа.

В результате русским удалось победить вражескую флотилию, однако в конечном итоге казакам пришлось отступить от реки Сунгари, что привело к голоду среди русских. Весной 1655 года соединенное войско приамурских племён и маньчжурских воинов под командованием Мингардари безуспешно осаждает казаков Онуфрия Степанова и Петра Бекетова в Кумарском остроге. Казаки отбили все атаки и 4 апреля осада была снята, но в июне того же года русские покинули острог из-за нехватки продовольствия. В период с 1654 - 1657 г.г. империя Цин эвакуировала население бассейна среднего Амура, оставив Приамурье практически безлюдным. Вскоре в 1658 году отряд Онуфрия Степанова потерпел поражение от соединённого отряда маньчжуро-корейских войск в устье реки Сунгари. Онуфрий Степанов погиб, а выжившие казаки числом в 65 человек ушли через горы в Якутию. В 1660 году маньчжурские войска завершили разгром и вытеснение казаков с Амура.

Цинские сановники добивались возвращения Гантимура, в надежде, что за ним потянутся остальные ясачные люди, но встретили отказ. Требование выдачи Гантимура было незаконно, по крайне мере потому, что с переходом на территорию подвластную русскому царю Гантимур он не являлся подданным Цинской империи. Отказ о выдаче Гантимура цинские власти хотели использовать как предлог для начала военных действий против казаков в этом регионе. Китайские сановники грозили Спафарию войной, хоть и, на самом деле, не были к ней готовы, так как власти занимались подавлением восстания на юге страны.

Русские власти продолжали строить остроги и взимать ясак на Амуре, но велели служилым людям не ходить на его правый берег.

Сразу после подавления восстания на юге Китая и на Тайване, Канси начал осуществление своего плана вытеснения русских с Амура. Тенденция эта проявилась уже в ходе маньчжурского завоевания, когда начались агрессивные действия против русских казаков на берегах Амура. Уже в то время интриги играли далеко не второстепенную роль в политике и в середине XVII века Цинский двор активно натравливал монгольских ханов друг на друга и на Россию. Империя Цин как наследница Минской державы унаследовала «великодержавные претензии китайских императоров на верховенство над правителями других, особенно соседних стран». В середине XVII века силы Китая оставались весьма значительными. Огромная территория, многочисленное население и обособленность от других передовых государств придавали ему устойчивое положение. По сравнению со своими слабыми соседям Китай был могущественной и агрессивной державой. Консолидация многочисленных земель под правлением одного императора и постепенное восстановление экономики позволили династии Цин перейти к завоевательной политике. В первую очередь к борьбе с Россией. Цинское правительство полностью раскрыло свои агрессивные намерения. Китайское правительство намеревалось захватить Даурию по Амуру, а также «все русские земли к востоку от Якутска», включая часть побережья Охотского моря.

В 1670 и 1672 г.г. послы богдыхана приходили под Нерчинск и добивались увода подвластных России людей, но требование о том, чтобы русские оставили Албазин предъявлено не было, дабы усыпить бдительность противника. При богдыхане Сюань Е началась плановое и капитальная подготовка к наступлению по всему Амуру. Построив в Маньчжурии цепь укреплений, богдыхан в 1684 г. направил на Амур маньчжурскую армию, оснащенную артиллерией, с целью разрушить Албазин и изгнать русских из Приамурья.

В июне 1685 года цинские войска осадили крепость Албазин главный русский опорный пункт на Амуре. После отражения первого штурма выяснилось, что возможности обороны полностью исчерпаны и воевода Толбузин согласился с требованием сдать крепость. Маньчжуры сожгли Албазин, но оставили нетронутыми засеянные поля. Уже в августе русские войска вернулись и восстановили крепость. Канси прибегнул к угрозам, пытаясь запугать албазинцев. Он побуждал и монгольских ханов к активным действиям против русских, убеждая их напасть на Селенгинск, Верхнеудинск и Нерчинск.

Очередная осада Албазина датируется 1686 годом. К крепости подошла многочисленная маньчжурская конница с 40 пушками. Маньчжуры построили высокий вал, чтобы отгородить Албазин от внешнего мира. В этот раз гарнизон отбил все штурмы. Общим счётом цинские войска потеряли 2,5 тысячи человек. Однако и русским не повезло: в Албазине распространилась цинга и лишь 45 казаков остались здоровы. 31 октября того же года в Пекин прибыли русские послы Никифор Венюков и Иван Фаворов, они привезли известие из Москвы с предложением заключить перемирие. Цинские власти согласились с этим предложением и выслали в Албазин казаков из свиты русских послов с инструкциями для его гарнизона. Император Сюанье также известил свои войска под Албазином о заключении перемирия.

На этом закончился первый крупный русско-китайский пограничный конфликт. В 1689 году в Нерчинске был заключен Нерчинский договор, по которому устанавливались границы Русского государства и Империи Цин на Дальнем Востоке.

Глава IV.Нерчинский договор

Отдельную главу курсовой работы посвящена так называемому Нерчинскому договору, заключённому между Русским царством с одной стороны и Китайской империей Цин с другой. Это событие, несомненно, одно из ключевых в истории русско-китайских отношений. Один из ярких моментов как в историографии отечественной, так и в историографии китайской.

Утвердившись на Дальнем Востоке, а именно на одной из ключевых артерий этого региона, Амуре, русские встретили сопротивление с китайской стороны. Это нормально, ведь как я упомянул выше, китайцы, а именно маньчжуры собирали дань с местных племён Приамурья и, встретив русских казаков, они увидели в них противника. Пришельцы также собирали с племен дань, так называемый ясак, лишая этой возможности китайцев. Возможно, увидев сильного противника в лице казаков, способного подчинить себе Приамурье, империя Цин решает присоединить этот регион к своим владениям. Появление русских таким образом явилось предпосылкой к захвату берегов Амура китайцами.

Предпосылки к началу переговоров и заключению мирного договора между двумя странами сложились на фоне вышеупомянутой борьбы Цинского Китая и Русского царства. Русские хотели укрепиться в Приамурье и строили поселения и ряд крепостей. Маньчжуры, с давних пор собирая в этом регионе дань с местных племён, не допускали укоренения землепроходцев. Началась борьба. После тяжелой для обеих сторон военной кампании 1649 - 1689 года и предшествующим этому длительных переговоров был заключён Нерчинский мирный договор.

Перед тем как отправиться на переговоры русские дипломаты получили от Посольского Приказа установку придерживаться того, что китайская сторона незаконно начала войну; переговоры должны были проходить исключительно на российской территории. Послы должны были передать китайской стороне, что в Даурию посланы «несчётные и несметные сильные войска». Настаивать необходимо было на границе по всему течению реки Амура. В случае отказа после «долгих пространных разговоров» - склонить китайскую сторону к границе по Амуру до его левых притоков Зеи и Буреи. В крайнем случае граница должна была пройти у Албазина, в случае отказа - достичь перемирия, после чего начать военные действия.

Спустя два месяца Головин прибыл в Тобольск, где набрал крестьян и ссыльных. В конце сентября того же года посольство добралось до Рыбного острога на Ангаре, где вынуждено было остаться на зиму. Пока Головин находился в Тобольске прибыло известие о том, что китайский император согласен заключить мир. В сентябре 1687 года Головин достиг Удинского острога, откуда через русского гонца просил китайскую сторону начать переговоры. Головин получил из Москвы разрешение оставить Албазин в случае заключения мира. В случае срыва переговоров Головин должен был передать китайской стороне, что «великие государи их царское величество изволяют быть границею Амуру реке и с сего времени их царского величества русские служилые и ясачные люди ни для каких промыслов за Амур реку ходить не будут, а на сю албазинскую сторону их китайских людей не пустят». Если судить по присылаемым инструкциям из Москвы, то складывается впечатление, что Русское правительство плохо представляло сложность ситуации на Дальнем Востоке. Осенью 1688 года Головин прибыл в Нерчинск, где китайский император пожелал провести переговоры.

Ранее китайское правительство никогда не вело переговоры с иностранными государствами. До столкновения с русскими император Сюанье рассчитывал на легкое овладение Приамурьем из-за их малочисленности. В мае 1688 года было сформирована китайская делегация в составе трёх послов также свиты из чиновников и военачальников, и иезуитов-переводчиков латыни: француза и испанца Жана Франсуа Жербильона и Томаса Перейры. Переводчики к русским были настроены враждебно.

Император Канси не спешил с заключением договора. 20 июля 1689 года китайские послы на 76 военных судах доплыли до Нерчинска. В то же время к Нерчинску подступила цинская армия. Армия и флот насчитывали около 15 тысяч воинов. В Нерчинском гарнизоне находилось около 600 русских. 9 августа в Нерчинск прибыл Головин.

Послы обеих стран встретились в полуверсте от Нерчинска. Шатер Головина был богато украшен, а напротив была поставлена палатка со скамьей для цинских уполномоченных. Переговоры велись на латинском языке. Поначалу цинские послы требовали все земли до р. Лены, ссылаясь на то, что будто бы с времен Александра Македонского и Чингисхана эти земли принадлежали Китаю, а родословная богдыхана якобы восходит к этим правителям. Также послы требовали возвращения Гантимура, но Головин не хотел об этом слышать. Затем цинские послы предъявили притязания на Приамурье с частью Забайкалья; одновременно с переговорами цинское правительство выдвинуло войска чуть выше Нерчинска, вела себя как на завоеванной земле. Не только отечественные, но также и китайские хроники и документы подтверждают факт о готовности цинов начать войну, если русские не уступят. В своем отчете Лантань, командир войска, писал, что по секретному указу богдыхана он мог проявить агрессию в отношении русских и гордился этим. Перейра, один из переводчиков, участвовавших в посольстве с китайской стороны, в своем дневнике четко отмечал, что цинские войска готовы были атаковать.

августа (6 сентября) 1689 года в Нерчинске был заключён первый договор между Россией и Китаем, определивший отношения между двумя государствами. С российской стороны договор подписали Ф.А. Головин, И.О. Власов и С. Корницкий. От китайского правительства - Сонготу, Тун Гоган и Лантань. Экземпляры договора были составлены на русском, маньчжурском и латинском языках и скреплены государственными печатями и подписями послов.

Переговоры для российской стороны проходили в чрезвычайно тяжёлой обстановке. Нерчинск был осаждён цинскими войсками численностью свыше 15 тыс. человек при поддержке артиллерии и речной флотилии. Им противостоял небольшой гарнизон, состоящий из казаков и стрельцов с небольшим количеством провианта и боеприпасов.

августа 1689 года послы встретились на условленном месте - в поле между реками Шилкой и Нерчею недалеко от Нерчинска. Напротив друг друга были поставлены два шатра. Послы Канси, стремясь оказать давление на русское посольство, прибыли в Нерчинск в сопровождении многотысячного войска. Они несколько раз прерывали переговоры, устраивали военные демонстрации, пытаясь запугать русских послов и принудить их принять требования маньчжурской стороны, но пойти на разрыв переговоров не решились.

Мирный договор был составлен на трех языках: русском, латинском и маньчжурском соответственно. Русский подлинник, как указано в большей части литературы, считается утраченным. Договор состоит из своеобразного вступления, где перечисляются лица, прибывшие заключать мирный договор, затем следуют сами статьи, в которых обозначается положение границ и обговариваются проблемы, связанные с торговлей, о срытии укреплений и так далее. Русский и латинский договоры состоят из шести статей, в то время как в китайском последовательной нумерации статей нет.

По условиям договора, Россия уступала Цинской империи почти все земли по верхнему Амуру: Такожде всем рекам, которые с другие стороны тех гор идут, тем быти под державою царского величества Российского государства. Прочие ж реки, которые лежат в средине меж рекою Удью под Российского государства владением и меж ограниченными горами, которые содержатца близ Амура, владения Хинского государства, и впадают в море и веяния земли посреди сущие, меж тою вышепомянутою рекою Удью и меж горами, которые до границы надлежат не ограничены, ныне да пребывают, понеже на оные земли заграничение великие и полномочные послы, не имеюще указу царского величества, отлагают не ограничены до иного благополучного времени, в котором при возвращении с обоих сторон послов царское величество изволит и бугдыханово высочество похочет о том обослатися послы или посланники любительными пересылки, и тогда или через грамоты или чрез послов тые назначенные неограниченные земли покойными и пристойными случаи успокоити и разграничить могут. Также русская сторона обязалась ликвидировать свои поселения. В небольшой третьей статье по русской копии обговаривается дальнейшая судьба города-крепости Албазина: Город Албазин, которой построен был с стороны царского величества, разорить до основания и тамо пребывающие люди со всеми при них будущими воинскими и иными припасы да изведены будут в сторону царского величества и ни малого убытку или каких малых вещей от них тамо оставлено будет. Беглецов, которые после заключения договора «перебегати будут» границу, велено отсылать к пограничным воеводам. Договор разрешал взаимную торговлю между подданными России и Цинской империи: Каким-либо ни есть людем с проезжими грамотами из обоих сторон для нынешние начатые дружбы для своих дел в обоих сторонах приезжати и отъезжати до обоих государств добровольно и покупать и продавать, что им надобно, да повелено будет. Был определён порядок разрешения пограничных споров. И самое главное - граница была проведена по рекам Горбица и Чёрная, полоса земель к северу от Амура признавалась нейтральной.

Итоги таковы: государственная граница по договору была крайне неопределённой (кроме участка по реке Аргунь), намечена лишь в общих чертах. Тексты на разных языках были неидентичными, упомянутые географические ориентиры - неясными. В момент подписания договора стороны, к большому сожалению, не располагали точными картами района размежевания, делимитация границы, то есть срытие военных укреплений и сооружений, была неудовлетворительной, а демаркация, проведение линии государственной границы, не проводилась вовсе. Ещё стоит отметить интересное обстоятельство: стороны, при подписании договора, не обменялись картами с проведёнными на них линиями прохождения границы.

Нерчинский договор был навязан России угрозами и предварительной незаконной оккупацией русской территорией многочисленными цинскими войсками.

Несомненно, на условиях договора сказался военный перевес китайских войск над русскими на Дальнем Востоке. Нерешенные проблемы с Османской империей, Крымским ханством и Швецией вынудили русское правительство пойти на такие условия мира. Ценой больших уступок Русскому государству удалось остановить агрессию Цинской империи. В результате Нерчинского договора территория Приамурья была отторгнута от России. Русское земледелие и промыслы были заброшены, и земля в этих краях на протяжении полутора века оставалась неосвоенной.

Заключение

В данной курсовой работе была затронута проблема отношений Китая и России XVII века. Помимо связей на уровне власти двух государств того времени, было показано на каком уровне развивались торговые и культурные отношения. На самом деле отечественные купцы, казаки и различного рода землепроходцы достигли больших успехов на уровне описания Цинской империи, а именно быта и традиций коренного народа. Разница в языках не стала помехой для двух народов. С самого появления русского народа на «тогдашней» границе империи Цин военных столкновений и притеснений, как мы могли убедиться, не было, безусловно, позже такие конфликты произошли, опять-таки из-за земли и сферы влияния.

Подчеркну, что данная работа далеко не идеальна, потому что остаются многие неясности, с которыми еще предстоит разобраться в будущем. Конечно же в качестве ведущего и основного источника мной была апеллирована копия Нерчинского договора, заключенного между двумя государствами. Благодаря таким источникам, сохранившимся до наших дней, мы можем представить и зафиксировать картину того времени. Все же стоит отметить тот факт, что русский вариант не дошел до нас и, опираясь на латинскую или маньчжурскую копию договора, историк не может до конца считать достоверной ту информацию, которая прописана в этих копиях и по-прежнему, когда речь заходит об оценки Нерчинского договора, оценки различаются.

Договор оценивался как равноправный и не ущемляющий права сторон такими историками, как П.Т. Яковлева, Б.Г. Щебеньков и другие. Напротив, В.М. Хвостов в 1964 году оценивал документ, как неравноправный, навязанный силой, под давлением маньчжуро-китайских войск. В.А. Александров считал, что данный договор в будущем породил оккупацию Китаем территорий, ранее занятых русскими. Мнения резко расходятся и становится ясно, что в российской историографии договор оценивается неоднозначно.

Повторюсь, что с международно-правовой точки зрения отечественные историки оценивают Нерчинский договор, как «весьма несовершенный документ». Опять-таки обмен картами не состоялся, делимитация была произведена на неудовлетворительном уровне, а демаркацию границы, как таковую, не проводили.

Самое интересное, что, обращаясь к китайской историографии заметно, что этот же договор считается у китайских историков вполне справедливым и рассматривается как победа над русскими, покусившимся на китайские земли. Также, многие китайские источники рассматривают Нерчинский мир как уступку в сторону Русского государства. На данный момент договор признается равноправным, при этом Айгунский (1858) и Пекинский (1860) договоры-неравноправными.

Основываясь на тех же самых записках казаков и разного рода купцов историки изучают Китай того времени: делают определенные выводы, умозаключения, пишут книги, некоторыми из которых я пользовался при написании данной работы. Касательно зарубежной историографии, то, безусловно в том же Китае найдется немалое количество монографий, источников и литературы на этот счет.

Китай того времени рассматривался многими европейскими державами как деспотическое государство, следовательно, Цинская империя ассоциировалась у европейцев с чем-то негативным. Русские, которые посещали Китай, часто сталкивались с непониманием, к примеру, почему наши представители не смогли выполнить свое задание по расширению торговли с империей? Оказывается, у китайцев существовал обряд «коутоу», то есть девятикратное коленопреклонение перед императором или поклон перед священными храмами. Русские отказывались выполнять данные условия, считая это оскорбительным, отсюда и выходило все недопонимание и разногласия, а постройка крепостей русскими землепроходцами и сбор дани с коренных племен Приамурья усугубили данную ситуацию.

Несомненно, с начала отечественной истории нашу страну многое объединяло и связывало именно с Европой. Основным соперником и партнером в разные времена были страны европейские. С Китаем же связи были установлены, с исторической точки зрения, сравнительно недавно.

Подводя итоги, я могу сказать, что задачи, поставленные мною в начале работы я в определенной степени решил. О том, как зародились и на каком фоне развивались отношения Российского государства и Китайской империи отмечены, основные проблемы разобраны. Надо отметить, что Нерчинский договор оставил большую неопределенность в данных отношениях и стало ясно, что стороны еще ни раз сядут за стол переговоров и ни раз прогремит гром оружия на дальневосточных границах.

Список использованных источников и литературы

Источники

. Нерчинский мирный договор между Россией и Китаем о границах и условиях торговли. Публикуется по: АВПР, ф. Трактаты, 1689, д. 22, лл. 6-7 об. Копия. Опубл.: ПСЗ, т. III, № 1346, стр. 31-32; «Сборник договоров России с Китаем, 1689-1881 гг.», СПб., изд. МИД, 1889, стр. 1-6

. Нерчинский договор 28 августа 1689 года. Перевод с латинского. Библиографическое описание: Русско-китайские отношения в XVII веке: Материалы и документы. Т. 2. 1686-1691. М., 1972.

.Нерчинский договор 28 августа 1689 года. Перевод с маньчжурского. Библиографическое описание: Русско-китайские отношения в XVII веке: Материалы и документы. Т. 2. 1686-1691. М., 1972.

Литература

. Артемьев А.Р. Спорные вопросы пограничного размежевания между Россией и Китаем по Нерчинскому договору 1689 г. // Сибирь в XVII-XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999-2000 гг.; Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Шишкина. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. C. 44-52.

. Лукин А. В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XX веках. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. - 598, [9] с, 16 л. ил.

. 1.1.Мясников В. С. Империя Цин и Русское государство в XVII веке / Отв. ред. чл.-кор. АН СССР С. Л. Тихвинский; Институт Дальнего Востока АН СССР. - М.: Наука (ГРВЛ), 1980. - 312 с. - 5000 экз. (в пер.)

. Полякова Е. О. Отечественная историография русско-китайских отношений XVII в. / Е. О. Полякова // Документ. Архив. История. Современность. - Вып. 11. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. - С. 11-26.

. Черевко К.Е. Россия на рубежах Японии, Китая и США (2-я половина XVII начало XXI века) /отв.ред. О.А.Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 688 с.

. Невельской Г. И. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849-1855. - М.: ОГИЗ, 1947.- 558, [1] с. ил., карты 21.

. Яковлева П. Т. Первый русско-китайский договор 1689 года. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1953.-15,[1] с.

Похожие работы на - Россия и Китай во второй половине XVII века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!