Финансовый рынок Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    101,34 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовый рынок Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ


Экономика Республики Беларусь современного периода находится в состоянии поиска модели дальнейшего развития, придавшей бы ей импульс динамичного роста. При этом за базу, на основе которой предполагается достижение поставленной задачи, берется система рыночных отношений. Финансовые отношения являются важнейшим элементом, связывающим систему общеэкономических отношений в единое целое, особенно в условиях становления и развития рыночных отношений.

Рыночные отношения требуют использования и дальнейшего развития инфраструктуры рынка на базе единой финансовой политики, соответствующей избранным стратегиям и тактике поведения государства в сфере регулирования рынка. К сожалению, современная экономика Республики Беларусь характеризуется отсутствием последовательности в применении мер по государственному регулированию финансовых отношений, что снижает, либо сводит «на нет» эффективность воздействия на финансовый рынок.

В этой связи, с учетом новых условий и реальной ситуации в экономике, проблемы финансового рынка, закономерности его государственного регулирования, поиск оптимальной для данного этапа модели рыночных отношений в Республике Беларусь нуждаются в новых исследованиях и выработке научно-обоснованных рекомендаций, их развития и совершенствования в процессе реализации.

От состояния финансового рынка, успешности его функционирования зависит экономическое развитие страны: рынок способствует ускорению оборота капитала, активизирует экономический рост, создает дополнительную прибыль и способствует увеличению национального дохода. Следовательно, возникновение проблем на финансовых рынках в полной мере повлияет на экономическое развитие страны в целом, поэтому в данный момент необходимо подробное изучение рынка для выявления недостатков функционирования и их устранения в условиях выхождения из финансового кризиса. Именно это и определяет актуальность рассматриваемой темы.

Теме финансового рынка, механизмам и методам его регулирования в различных аспектах, взглядах на технологию и управление процессами, как с позиций сформировавшихся экономических школ, так и с авторских посвящено значительное количество научных трудов и публикаций. Данная тема является актуальной с момента зарождения товарно-денежных отношений и появления государства с его функциями и задачами. В процессе изучения проблем экономики на различных этапах общественного развития формировались и совершенствовались научные школы и направления. Все они базировались на решении важнейшей для любой экономики задаче - задаче ее эффективного развития.

Цель работы - изучить состояние финансового рынка Республики Беларусь.

Задачи работы:

. Описать понятие и задачи финансового рынка.

. Выявить функции финансового рынка и его субъекты.

. Провести анализ развития финансового рынка Республики Беларусь

. Охарактеризовать основные операции на валютном рынке в Республике Беларусь.

. Проанализировать рынок ценных бумаг и его особенности в Республике Беларусь.

. Изучить роль центрального банка в регулировании финансового рынка.

Объект исследования - финансовый рынок Республики Беларусь.

Предмет исследования - развития финансового рынка в Республике Беларусь.

Методы исследования - анализ, синтез, логический и исторический методы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней исследованы роль Центрального банка в разработке и реализации финансовой политики с целью ее более активного воздействия на макроэкономические результаты развития экономики, эффективности воздействия финансового рынка на экономику. Установлено, что оперативная самостоятельность центрального банка играет важную роль в проведении эффективной финансовой политики.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее выводы могут быть полезны для корректировки финансовой политики, повышения эффективности финансового рынка.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК, ЕГО СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

 

.1 Понятие и задачи финансового рынка


Эффективное функционирование экономики любого государства невозможно без развитой финансово-кредитной системы, одной из важнейших составляющих которой является финансовый рынок.

Финансовый рынок - это особая сфера экономических отношений, представляющая собой систему рыночных институтов и механизмов, формирующих спрос и предложение на специфический товар - финансовые ресурсы (активы, инструменты).

В странах с рыночной экономикой финансовый рынок является одним из гарантов стабильного экономического развития государства, так как выступает инструментом, сглаживающим циклические колебания в экономике.

Финансовый рынок представляет собой чрезвычайно сложную систему, в которой финансовые ресурсы предприятия и других его участников обращаются самостоятельно, независимо от характера обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает довольно разветвленной и разнообразной финансовой инфраструктурой [9, c. 36].

Главной задачей финансового рынка является обеспечение наиболее полного и быстрого передвижения свободных денежных средств предприятий, банков, коммерческих организаций, сбережений населения для вовлечения в создание передовых технологий, расширение и техническое перевооружение уже действующих предприятий. Рациональное использование привлекаемых инвестиций возможно при широком выборе инструментов финансового рынка, развитой системе биржевой и внебиржевой торговли финансовыми ресурсами, налаженном учете, хранении и расчете надежной правовой защиты инвесторов от необоснованного риска.

Финансовые рынки играют важную роль в воспроизводственном процессе, обеспечивая свободное движение финансовых ресурсов. С помощью финансовых рынков осуществляется сбор средств от внутренних и внешних сберегателей и передача их для инвестирования предприятиям, акционерным обществам и органам государственной власти, что обеспечивает финансирование приоритетных производственных, научно-технических и социальных программ. Вместе с тем, благодаря финансовому рынку, обеспечивается участие сберегателей в прибылях предпринимателей. Функционирование финансовых рынков имеет огромное значение для экономики любого государства.

Во-первых, благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал.

Во-вторых, финансовые рынки дают альтернативные варианты инвесторам для вложения средств в наиболее эффективные отрасли и предприятия, что обеспечивает им максимальную прибыль.

В-третьих, перелив капиталов, происходящий на финансовых рынках, способствует быстрейшему внедрению научно-технических достижений.

В-четвертых, финансовый рынок позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, так как именно на финансовом рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.

Все перечисленное содействует наиболее быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов.

В вопросе структуры финансового рынка логично обратиться к истории его развития. Использование эволюционистского подхода может, как нельзя лучше, продемонстрировать выделяющиеся сегменты финансового рынка. Каждый сегмент финансового рынка классифицируют в зависимости от срока и вида обращающихся инструментов, а также в соответствии с различными критериями, представленных в таблице 1.1.

Как известно, изначально первыми в историческом аспекте были товарные рынки. Однако активно развивающийся реальный сектор экономики - торговля, промышленность, транспорт - требовали развития определенных финансовых институт для обслуживания процессов, происходящих в обществе. По мере развития рыночных отношений росли объемы ссудного капитала, концентрируясь в финансово-кредитных учреждениях. Такая централизация ссудного капитала приводит к развитию капиталов, который впоследствии начинает дробиться на рынок банковского, государственного, коммерческого, корпоративного, частного кредита и так далее. Развитие рынка капиталов приводит к возникновению специфических инструментов займа и собственности - ценных бумаг, и, как следствие, - к возникновению фондового рынка.

Следующей стадией развития является интернационализация капитала, когда торговля, а затем и промышленность выходят за границы своих стран. Появляется необходимость в свободном обмене одной валюты на другую - возникает валютный рынок, который за последнее время превратился в действительно глобальный и сегодня существует в виде международного рынка Forex. Интересно, что данная последовательность возникновения рынков соответствует их объемам в мировой экономике. Так, товарные рынки намного уступают по объемам рынкам капитала, которые в свою очередь, в несколько раз меньше фондовых рынков. И, наконец, объемы валютных рынков являются самыми большими. Конечно, сами эти объемы трудно сравнимы и очень условны, что объясняется обращением фиктивного капитала, когда реальные деньги не сопоставимы с объемами продаж. Таким образом, структура финансового рынка представляет взаимодействие трех рынков: рынка капитала, ценных бумаг и денежного (валютного) [9, c. 45].

Таблица 1.1 Классификация сегментов финансового рынка

Критерий

Сегмент финансового рынка

По сроку обращения

Рынок капитала. Денежный рынок

По виду финансового инструмента

Денежный рынок (денежная единица: национальная или иностранная валюта) Кредитный рынок (кредиты в национальной или иностранной валюте) Рынок ценных бумаг (ценные бумаги в национальной или иностранной валюте) Рынок драгоценных металлов (драгоценные металлы или драгоценные камни)

По организационной структуре рынка

Организованный (биржевой) функционирует по правилам, установленным специальными финансовыми учреждениями Неорганизованный (внебиржевой) - определяет сферу обращения финансовых активов без соблюдения единых правил для всех участников финансового рынка

По моменту перехода права собственности на финансовый актив

Первичный рынок (производится первичное размещение выпущенных в обращение финансовых активов) Вторичный рынок (обращаются ранее выпущенные финансовые активы). В процессе купли-продажи актива определяется его рыночный курс

По сроку поставки актива

Спотовый - рынок с немедленным исполнением сделок или в течение 1-2 рабочих дней, не считая дня заключения сделки Срочный - рынок, где заключаются сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня

По эмитенту финансового актива

Рынок государственных финансовых активов Рынок корпоративных финансовых активов (субъектов хозяйствования)

По форме выплаты дохода

Рынок активов с фиксированным доходом Рынок активов с переменным доходом

По форме выпуска ценных бумаг

Документарная ценная бумага Бездокументарная (в форме записи по счетам)

По характеру обращения финансового актива

Рынок обращающихся финансовых инструментов Рынок финансовых инструментов с ограниченным кругом обращения Рынок необращающихся финансовых инструментов

По форме фиксации прав

Рынок именных финансовых инструментов Рынок финансовых инструментов на предъявителя Рынок ордерных финансовых инструментов

По характеру финансового актива, являющегося предметом сделки

Рынок первичных (основных) финансовых активов Рынок производных финансовых активов

По способу торговли

Традиционный рынок Компьютеризированный - рынок, где торговля осуществляется через компьютерные сети, объединяющие фондовых посредников. Отличительные особенности: отсутствие прямого контакта между продавцами, покупателями и посредниками; полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания


Понятие «финансовый рынок» является в определенной мере собирательным, обобщенным. В реальной практике оно характеризует обширную систему отдельных видов финансовых рынков с разнообразными сегментами каждого из этих видов. Процесс развития финансового рынка характеризуется постоянным переливом финансовых ресурсов из одних его сегментов в другие. В качестве примера такого перелива можно привести наблюдаемый в последние годы процесс секьюритизации, характеризующийся перемещением операций с кредитного рынка на рынок ценных бумаг (в первую очередь, рынок облигаций) обеспечивающий снижение затрат по привлечению кредитов [12, с. 36]

Секьюритизация - процесс расширения использования ценных бумаг в качестве инструмента, опосредующего движение ссудного капитала, а также придание другим инструментам форм, традиционно присущих ценным бумагам.

Этот феномен проявляется на финансовом рынке в двояком отношении:

во-первых, возникают финансово-инвестиционные учреждения, которым наравне с банками дано право на сбор и аккумуляцию депозитов первичных вкладчиков, и вложение их в определенные инструменты и сегменты финансового рынка;

во-вторых, получают распространение разнообразные кредитно-депозитные ценные бумаги на предъявителя (депозитные сертификаты, различного рода облигации, коммерческие бумаги, инвестиционные чеки и т. д.), право на операции, с которыми предоставлено широкому кругу финансовых учреждений, являющихся прямыми конкурентами современных банков [4, c. 88].

Объективной основой функционирования и развития финансового рынка служат закономерности кругооборота капитала в экономике. Его непрерывное обращение сопровождается возникновением характерных противоречий в распределении финансовых ресурсов. Это приводит к появлению невостребованных излишков фондов в одних регионах, и наоборот, к их недостатку в других. Такие противоречия могут быть разрешены только на уровне мировой экономики с помощью международного финансового рынка, обслуживающего процессы межнационального движения капитала.

Развитие национальных финансовых рынков на фоне общего совершенствования хозяйственной деятельности отдельных стран привело к мощным интеграционным процессам в финансовой сфере мировой экономики. Интернационализация финансово-экономической деятельности государств вылилась в создание международного финансового рынка (МФР), который образовался во второй половине ХХ века [15, c. 160]. За истекший период структура, географические границы и поле деятельности МФР постоянно расширялись. Этому способствовали укрепление взаимосвязей между внутренней экономикой и внешнеэкономической деятельностью отдельных государств, миграция капитала и трудовых ресурсов, относительное выравнивание валютных курсов и государственное их регулирование.

1.2 Функции финансового рынка и его субъекты


Обзор литературы свидетельствует, что в период перехода к рыночным отношениям вопросам проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Вместе с тем эти проблемы в теоретическом плане освещены недостаточно. Отсутствие на страницах печати необходимой, по нашему мнению, дискуссии по теоретическим вопросам финансовой политики является основной причиной того, что в настоящее время в экономической литературе отсутствует единство мнений по определению и содержанию финансовой политики.

В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы и методы организации финансов.

Одни экономисты определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач» [2, с. 67].

Другие же считают, что «финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов» [3, с. 10].

Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и. социального развития [4, с. 41].

Последнее определение увязывает финансовую политику с реализацией государственных программ, т.е. только затрагивается финансовый механизм, посредством которого государство влияет на социально-экономические процессы в обществе.

По мнению А. Корзюка «Финансовый рынок - это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане» [5, с. 26].

Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, «связывания» части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита государственного бюджета без денежной эмиссии.

Основными элементами финансового рынка (рынками в более узком значении) являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок. Эти элементы финансового рынка находятся в тесном взаимодействии. Например, увеличение объема свободных денежных средств, находящихся у населения и предприятий, ведет к расширению рынков кредита и ценных бумаг. И, наоборот, выпуск ценных бумаг снижает потребность в финансировании народного хозяйства за счет кредитов и аккумулирует временно свободные денежные средства инвесторов. Взаимосвязь кредитного рынка и рынка ценных бумаг проявляется и в их секьюритизации. С одной стороны, кредиты принимают характеристики ценных бумаг, так как приносят доход и обращаются (т. е. покупаются и продаются), в результате чего увеличивается их мобильность и. уменьшается кредитный риск (риск не возврата ссуды). С другой стороны, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки и т. д.) выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на кредитном рынке.

В основе кредитного рынка лежит экономический механизм, обеспечивающий перераспределение денежных средств (капиталов) путем предоставления владельцами их в ссуду на условиях платности, срочности и возвратности. Кредитор получает вознаграждение в виде процента на свой капитал, которое обычно зависит от суммы ссуды, сроков ее возврата, степени риска и т. д. Заемщик, используя предоставленные ему средства, стремится получить доход, достаточный для возврата суммы кредита, уплаты процента за предоставленный кредит и извлечения собственной прибыли.

В современных условиях хозяйствования различают разнообразные виды кредитов: банковский, государственный, коммерческий и т. д. в зависимости от того, кто выступает кредитором и на каких условиях кредит предоставляется.

Кредит играет важную роль в процессе формирования эффективной структуры производства, ускорении кругооборота производственных фондов, фондов обращения предприятий в целях сокращения продолжительности воспроизводственного цикла.

Кредит является также важным средством государственного регулирования экономики при проведении рыночных реформ.

Поскольку каждая страна использует в расчетах свою национальную валюту, то возникает проблема обмена валют для оплаты иностранных товаров и услуг. Продажа валют осуществляется на внешних валютных рынках. Они представляет собой самую значительную часть финансового рынка мира. Валютные отношения регулируются государством в лице Центрального банка. Однако валютный рынок представляет собой децентрализованный рынок. На нем, кроме Центробанка, действует огромное количество учреждений и посредников. Наиболее крупные центры финансового рынка - Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне, Токио, Москва (в СНГ). Для валютного рынка характерно наличие спроса-предложения, действуют те же закономерности, что и для товарного рынка.

Коммерческие банки могут выступать и в роли брокеров, выполняя заказы отдельных фирм по покупке и продаже иностранной валюты. Поскольку валютный рынок огромен, то на нем находят свою нишу и небанковские дилерские и брокер ские фирмы. Спецификой стран со слабой экономикой и неразвитой демократической системой является наличие множества незарегистрированных посредников и участников сделок, оперирующих на «черном» валютном рынке.

Расчеты на валютном рынке осуществляются наличным и безналичным путем. В первом случае используется валюта или дорожные чеки. Надо заметить, что наличный оборот представляет собой незначительную часть финансовых операций происходит обыкновенно при туризме. Дорожные чеки представляет собой разновидность валютного аккредитива. Так, широко распространенные дорожные чеки компании «Америкен Экспресс» можно с определенным дисконтом обменять за рубежом в коммерческом банке на наличную валюту или расплатиться в крупном отеле, ресторане, универмаге, торговом центре.

Безналичные платежи осуществляются телеграфными переводами коммерческих банков, а также с помощью переводных векселей. Они могут быть оплачены немедленно или в определенный момент в будущем и могут обращаться как обычные векселя, имеющие хождение внутри страны.

Затраты экспортеров и импортеров выражены в национальной валюте. При продаже товаров за рубеж выручка представляется в иностранной валюте. Продавцу же требуется своя национальная валюта. Ее он может получить, продав иностранную валюту за валюту своей страны. Величина выручки в национальных деньгах будет зависеть от валютного курса, который определяется соотношением спроса и предложения для двух данных валют. Общепринято считать, что валютный курс - это цена национальной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны. Он представляется обычно двумя способами: как число рублей, необходимых для приобретения одной единицы иностранной валюты, и как число единиц иностранном валюты, необходимое для приобретения одного рубля.

Все финансовые рынки, на которых хозяйствующие субъекты предоставляют и получают ссуды и займы, называются рынком ссудных капиталов.

Одной из важнейших категорий рыночной экономики является понятие финансового рынка. Финансовый рынок представляет собой экономический механизм, обеспечивающий эффективное распределение денежных капиталов между участниками воспроизводственных отношений (производство - распределение - обмен - потребление).

Принимая во внимание различные формы, в которых денежные ресурсы обращаются на финансовом рынке, в его составе обычно принято выделять два сектора:

А) рынок банковских ссуд,

б) рынок ценных бумаг.

Рынок банковских ссуд можно характеризовать как сектор финансового рынка, охватывающий отношения, которые возникают по поводу предоставления (привлечения) кредитными учреждениями ссуд (депозитов) на принципах платности и возвратности. Подобные действия не связаны с оформлением каких-либо специальных документов, которые могут самостоятельно обращаться на рынке, выступать объектом купли-продажи и иных действий. В период перехода к рынку наибольшее распространение получил рынок краткосрочных кредитов (ссуды на срок от нескольких дней до 1 года), что связано с инфляционными ожиданиями субъектов рыночных отношений.

Вторым основным сегментом финансового рынка выступает рынок ценных бумаг. Иначе его еще: называют фондовым рынком. Свое название он получил благодаря специфическому товару - ценным бумагам, сделки с которыми рынок ценных бумаг призван регулировать и организовывать. Фондовый рынок охватывает как отношения займа (кредитные отношения), так и опосредует отношения совладения. Эти отношения выражаются через выпуск специальных денежных документов - ценных бумаг, имеющих собственную стоимость, выступающих объектом купли-продажи и иных действий.

Рынок ценных бумаг - это сектор финансового рынка, аккумулирующий временно свободные капиталы инвесторов, выступающий местом столкновения и реализаций интересов продавцов и покупателей ценных бумаг. Фондовый рынок способствует более адекватному реагированию финансовой системы на конъюнктурные колебания и регулирует потоки капиталов, обеспечивает их перелив из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой.

Анализируя приведенные выше определения, можно сделать вывод, что рынок банковских ссуд является более узким, ограниченным и однонаправленным, в то время как рынок ценных бумаг предоставляет потенциальным инвесторам широкие возможности для маневра, инвестирования средств в различные финансовые инструменты.

операция валютный рынок ценный

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Анализ развития финансового рынка Республики Беларусь


В целом финансовый рынок Республики Беларусь (РБ) в сравнении с такими странами постсоветского пространства, как Российская Федерация, Украина и Республика Казахстан, можно охарактеризовать как рынок с наибольшей степенью влияния государства в сочетании с крайней ограниченностью финансового и в особенности фондового рынков.

Отправной точкой рыночных преобразований в Республике Беларусь, также как и в Российской Федерации, явилась начавшаяся в 1993 г. приватизация государственной собственности посредством эмиссии и безвозмездной передачи государством гражданам РБ целевых именных приватизационных чеков «Имущество». В целом основываясь на тех же либеральных принципах, применявшихся в процессе приватизации и российской госсобственности, таких как право граждан Республики Беларусь на безвозмездное получение приватизационных чеков (по соответствующей квоте) с возможностью последующей их продажи, передачи их в управление доверенным лицам или организациям, обмена чеков на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов (СИФ - аналог российских ЧИФов), а также, что наиболее важно, использования чеков при приобретении акций, долей, паев приватизируемых государственных предприятий, процесс приватизации госсобственности Республики Беларусь не достиг того уровня разгосударствления, достигнутого указанными выше странами [12, c. 77].

Одной из причин неполного достижения заявленных целей приватизации госсобственности явилось то, что, помимо документарной формы приватизационных чеков, всем гражданам, а также юридическим лицам, участвующим в приватизации, в подразделениях государственного Сберегательного банка «Беларусь» (бывшего республиканского Сбербанка) открывались специальные (чековые) счета.

Таким образом, обращение приватизационных чеков осуществлялось посредством произведения идентичных записей как в сертификате - документарной форме чека, так и на индивидуальных чековых счетах, следствием чего явилось (при декларируемой защите прав граждан и недопущении злоупотреблений при приватизации госсобственности) существенное ограничение обращения приватизационных чеков, выразившееся, в частности, в большой распыленности приватизационных чеков и их недостаточной аккумуляции институциональными инвесторами.

Основной же причиной неадекватно малого объема финансового (в особенности фондового в части корпоративных ценных бумаг) рынка Республики Беларусь, а также крайней ограниченности финансовых инструментов является фактический отход от провозглашенных целей программы приватизации государственного имущества, подмененной квазиприватизацией народного хозяйства государственными же или окологосударственными структурами.

В итоге при существующих затруднениях в обращении приватизационных чеков, при значительной доле предприятий, до сих пор находящихся в государственной собственности, и при крайне скудном предложении интересных, с точки зрения инвесторов, приватизируемых предприятий, при доминирующем участии государства и/или окологосударственных структур в акционерных капиталах приватизированных предприятий, доля которого в общем объеме выпусков ценных бумаг составляет более 70%, а суммарный объем обращаемых на фондовом рынке (биржевом и внебиржевом) акций составляет менее 5% совокупного объема выпусков акций всех ОАО) при неоднократно откладываемых сроках окончания льготной приватизации это не могло не привести к общей неразвитости финансового рынка, дефициту как внутренних, так и внешних инвестиций в реальный сектор экономики и в конечном счете к продолжающейся в течение десятилетия (с начала рыночных преобразований) стагнации экономики Республики Беларусь в целом.

Как и у стран с развитыми финансовыми рынками, в Республике Беларусь имеются (правда, со значительными структурными особенностями) следующие основные финансовые инструменты:

·        инструменты денежного рынка, в первую очередь национальная валюта (белорусский рубль) и иностранные валюты;

·        ценные бумаги;

·        а также производные финансовые инструменты, ориентированные на курсы валют и котировки ценных бумаг, - данный сектор финансового рынка пока находится в стадии формирования.

В качестве основных финансовых инструментов Республики Беларусь выступают иностранные валюты, поэтому особый интерес в нынешней непростой экономической ситуации вызывает состояние валютного рынка Республики Беларусь.

Внутренний валютный рынок Республики Беларусь - сфера обращения иностранных валют и белорусских рублей в результате совершения:

. сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты, совершаемых банками на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» с участием банков, а также банков-нерезидентов, если их участие на биржевом валютном рынке предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;

. сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами и банками, между банками;

.сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между банками и банками-нерезидентами, между банками и субъектами валютных операций - нерезидентами (исключение, сделки, совершаемые на биржах иностранных государств).

По форме организации валютный рынок Республики Беларусь делится на:

биржевой валютный рынок - часть внутреннего валютного рынка Республики Беларусь, на которой валютно-обменные операции совершаются на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» с участием банков, а также банков-нерезидентов, если их участие на биржевом валютном рынке предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;

внебиржевой - часть внутреннего валютного рынка Республики Беларусь, на которой валютно-обменные операции совершаются непосредственно между банками, между банками и субъектами валютных операций, между банками и банками - нерезидентами.

Существуют следующие основные принципы проведения валютно-обменных операций в Республике Беларусь:

осуществляются только через банки, имеющие соответствующую лицензию Национального банка Республики Беларусь;

осуществляются на основании условий, предусмотренных договором между участниками валютно-обменных операций;

осуществляются посредством совершения сделок через банк, в котором открыт специальный счет субъекта валютных операций-резидента для хранения купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты либо иной счет, с которого осуществляются операции по банковскому переводу с покупкой, продажей, конверсией на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» либо непосредственно с банками на внебиржевом валютном рынке;

обменный курс при проведении валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке устанавливается:

а) на биржевом валютном рынке по результатам торгов на сессиях ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;

б) на внебиржевом валютном рынке устанавливается участниками валютно-обменной операции (исключение, бесспорное списание денежных средств либо случаи, установленные иными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь) покупка иностранной валюты производится субъектами валютных операций - резидентами на определенные цели. В Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 38.07.2005 №112 пунктом 20 установлен перечень целей, на которые может приобретаться иностранная валюта. Кроме того, на цели, не предусмотренные Инструкцией 112, покупка иностранной валюты резидентами возможна при наличии разрешения Национального банка на покупку иностранной валюты.

при совершении валютно-обменных операций на биржевом валютном рынке банк вправе взимать комиссионное вознаграждение в белорусских рублях и (или) в иностранной валюте. Cо средствами республиканского и местных бюджетов комиссионное вознаграждение не взимается.

Система валютного регулирования Республики Беларусь представляет собой совокупность субъектов и объектов регулирования, а также набор инструментов, используемых первыми в отношении вторых для достижения цели по обеспечению устойчивого обменного курса национальной денежной единицы.

Одним из субъектов валютного регулирования является Национальный Банк Республики Беларусь.

Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ), является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели Национальным банком (НБ) используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь (РБ) на Национальный банк возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определению сферы и порядка обращения иностранной валюты на территории Республики Беларусь, регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.

Реализации валютных режимов в Республике Беларусь проходила в четыре этапа.

. Рыночное курсообразование 1994 - 1995 годов.

. Административная система множественности валютных курсов 1996 - сентябрь 2000 года.

. Режим «скользящей фиксации» в 2001-2011 гг.

. Рыночное курсообразование с 15 сентября 2011 г.

При выделении этапов курсообразования не рассматривалась ситуация на валютном рынке в трансформационный период 1991 - 1993 годов по причине использования монетарными властями предпочтительно административных инструментов, а также из-за обращения на территории республики наравне с белорусской денежной единицей советского рубля (до лета 1994 года).

Исходя из того, что современного человека интересует теперешнее состояние валютного рынка и перспективы его развития, рассмотрим последний выделенный нами этап.

С начала 2011 года Национальным банком Республики Беларусь было заявлено, что политику курсообразования банк будет осуществлять строго в пределах установленного коридора допустимых изменений курса белорусского рубля к корзине иностранных валют - плюс/минус 8 процентов по отношению к значению курса, сложившемуся на начало 2011 года (1057,04 рубля), обеспечивая при этом плавность и предсказуемость динамики курса.

При этом двухсторонние курсы белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, входящим в состав корзины (доллар США, евро и российский рубль), должны были изменяться несущественно под влиянием взаимных изменений курсов этих валют на мировых рынках.

По заявлению Национального Банка для обеспечения устойчивости национальной валюты Национальный банк на начало 2011 года обладал как всеми необходимыми монетарными инструментами, так и золотовалютными резервами.

Однако, уже в марте 2011 года на валютном рынке Республики Беларусь возникли проблемы: в обменных пунктах стала пропадать валюта, неофициальный курс белорусского рубля стал расти.

В мае 2011 года для исправления ситуации с повышением курса белорусского рубля, осложненной наличием в то время системы множественных валютных курсов, Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальной валюты, в результате чего достигнуто было снижение курса белорусского рубля (на 56%). Сократилась разница между официальным курсом белорусского рубля и котировками белорусского рубля на рынке нерезидентов. Т.о., в результате контролируемого снижения белорусского рубля эффективный обменный курс белорусского рубля ко всем иностранным валютам снизился в среднем с 70 до 60 %, что стало фактором увеличения ценовой конкурентоспособности и роста объемов национального экспорта.

Однако и этот момент не привел к желаемым результатам - стабилизации валютного рынка: появился «черный рынок», валюта в обменных пунктах не появилась. Изменение официального курса белорусского рубля по отношению к основным валютам за 2011 год, представлено на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Изменение официального курса белорусского рубля в стоимостном измерении

Рассмотрим причины проблем на валютном рынке. Во-первых, значительное увеличение спроса на иностранную валюту со стороны населения было спровоцировано девальвационными опасениями. Определенную роль в сложившейся экономической ситуации сыграл и значительный отток иностранной валюты на покупку гражданами легковых автомобилей и другой импортной техники за рубежом. В результате чистый спрос на иностранную валюту со стороны населения за март вырос в разы по сравнению с предыдущими месяцами и составил в эквиваленте 768,1 млн. долларов США. В этих условиях с целью сохранения золотовалютных резервов государства Национальным банком было принято решение о приостановлении интервенций на наличном валютном рынке.

Вторую причину назвал экономист, руководитель Аналитического центра «Сиратегия» Леонид Заико: «То, что происходит сейчас, - это не кризис, это провал всей экономической политики, - подчеркнул Л.Заико. - В Беларуси уже три года имеется устойчивый дисбаланс экспорта и импорта. Практически каждый месяц в 2009-2010 годах примерно на 800 млн долларов мы завозили больше, чем вывозили. Никакая экономика при 10-миллиардном торговом дефиците не сможет держать стабильный обменный курс. А руководители правительства сидели и смотрели на то, как каждый месяц растет торговый дефицит». По мнению эксперта, это свидетельствует о том, что в правительстве отсутствуют профессионалы, которые могут по сигналам внутреннего и внешних рынков оперативно принимать достаточно эффективные решения.

Все проблемы гасились кредитами, внешними и частными (которые брали предприятия). Фактически, по словам экономиста, эти кредиты вышли за пределы 25 млрд долларов. С учетом реальной девальвации рубля будет хорошо, если реальный белорусский ВВП составит 30 млрд долларов, а скорее всего, будет меньше» [13, с. 74].

Таким образом, кризис на валютном рынке 2011 года в Республике Беларусь - это комплекс явлений в экономике страны, вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной системы в экономике, и обострившийся из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту и повышения заработной платы перед президентскими выборами 2010 года. Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели. Большинство независимых экспертов считают, что без проведения структурных реформ ситуация продолжит ухудшаться

В результате кризиса установленный Национальным Банком курс доллара за январь-октябрь вырос с 3000 до 5800 белорусских рублей. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей. Свободный курс в обменных пунктах (с 14 сентября 2011 года), по которому можно купить наличную валюту, и курс на дополнительной сессии Белорусской валютно-фондовой биржи находятся на уровне 7500-8000 рублей.

2.2 Характеристика основных операций на валютном рынке в Республике Беларусь


Национальная валютная система Республики Беларусь является составной частью денежной системы и включает следующие основные элементы:

•        национальная валюта;

•        валютный паритет и режим валютного курса;

•        условия обращения валют;

•        валютные ограничения или их отсутствие;

•        формы международных расчетов;

•        порядок использования кредитных операций в международных расчётах;

•        статус национальных органов, которые регулируют валютные отношения в государстве.

По мнению С. Катибниковой «Национальный банк определяет сферы и порядок обращения иностранной валюты на территории республики, регулирования курса рубля по отношению к иностранным валютам, лицензирования деятельности коммерческих банков по операциям с валютой и осуществлению контроля за проведением валютных операций» [4, с. 41].

Национальная валютная система Республики Беларусь отличается от валютных систем большинства стран мира жёсткой системой валютных ограничений, которые предусматриваются законами РБ, декретами и указами Президента, положениями и инструкциями Национального Банка.

Белорусский рубль является ограниченно конвертируемой валютой. Во внешнеторговых контрактах он практически не используется как валюта цены и платежа, а иностранные банки, как правило, не имеют счетов в белорусских рублях в своих государствах.

Национальный банк определяет:

·        сферу и порядок обращения в Республике Беларусь иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте;

·        правила проведения нерезидентами в Республике Беларусь операций с валютой Республики Беларусь;

устанавливает:

·        правила выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление валютных операций и выдает такие разрешения (лицензии);

·        порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь иностранной валюты, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Республики Беларусь;

·        официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам;

·        функции банков как агентов валютного контроля;

·        создает резервы иностранной валюты и иных валютных ценностей Республики Беларусь и управляет ими;

·        в соответствии с законодательством представляет Комитету государственного контроля необходимую для осуществления валютного контроля информацию о платежах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по импортным операциям, поступлении денежных средств от экспортных операций, об экспорте-импорте товаров (работ, услуг) по данным платежного баланса;

осуществляет:

·        контроль за проведением банками валютных операций и соблюдением ими валютного законодательства;

·        проверки банков, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальные разрешения (лицензии) Национального банка на осуществление валютных операций, по вопросам соблюдения ими условий выданных разрешений (лицензий);

·        привлекает банки к ответственности за нарушение ими валютного законодательства, невыполнение функций агентов валютного контроля, непредставление либо представление недостоверной информации по установленным формам учета и отчетности валютных операций, а также за нарушение порядка и сроков ее представления;

·        осуществляет иные функции, определяемые законодательством Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле;

Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк определяют:

·        сферу и порядок обращения в Республике Беларусь ценных бумаг в иностранной валюте, в том числе правила проведения резидентами и нерезидентами операций с ценными бумагами в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь;

·        порядок перевода, ввоза, вывоза и пересылки ценных бумаг в иностранной валюте.

Как органы валютного контроля: Комитет государственного контроля:

·        в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством Республики Беларусь, получает от иных органов, а также агентов валютного контроля по согласованной с ними форме информацию, необходимую для осуществления валютного контроля;

·        формирует на основании указанной информации базу данных по вопросам валютного контроля, анализирует итоги и разрабатывает на их основе предложения по совершенствованию системы валютного контроля и устранению недостатков;

·        осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением органами и агентами валютного контроля порядка осуществления валютного контроля;

·        осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, регламентирующим деятельность Комитета государственного контроля [7, c. 62].

В 2011 году в Республике Беларусь была проведена вторая разовая девальвация по отношению к иностранным валютам. Данная мера была вызвана необходимостью защиты национальных производителей от последствий мирового финансового кризиса.

Ниже приведены значения индексов номинального курса белорусского рубля к национальным валютам.

Итак, национальная валютная система Республики Беларусь отличается от валютных систем большинства стран мира жёсткой системой валютных ограничений, которые предусматриваются законами РБ, декретами и указами Президента, положениями и инструкциями Национального Банка.

Белорусский рубль является ограниченно конвертируемой валютой. Во внешнеторговых контрактах он практически не используется как валюта цены и платежа, а иностранные банки, как правило, не имеют счетов в белорусских рублях в своих государствах.

2.3 Рынок ценных бумаг и его особенности


По данным П. Мамановича «В целом развитие рынка ценных бумаг в республике можно характеризовать как стабильное. Ежегодно рост наличия ценных бумаг в обороте увеличивается в 1,8-1,9 раза. В территориальном разрезе наличие ценных бумаг в стоимостном выражении распределилось таким образом, что первичный рынок ценных бумаг в основном представлен эмитентами г. Минска- 3 121,1 млрд. руб., или 55,6 % от общей суммы ценных бумаг эмитентов Республики Беларусь. Меньше всего ценных бумаг приходится на Гомельскую (236,1 млрд. руб., или 4,2%) и Минскую (186,7 млрд. руб., или 3,3 %) области» [8, с. 3].

Основной удельный вес в структуре ценных бумаг занимают акции субъектов хозяйствования.

Отдельное место среди ценных бумаг занимают депозитные и сберегательные сертификаты (5 575 млн. руб. и 1 481 млн. руб. соответственно). Данные ценные бумаги размещены в полном объеме среди юридических лиц.

Основанием оценки итогов работы субъектов хозяйствования (юридических лиц) с векселями является сравнение наличия этого вида ценных бумаг в натуральном и стоимостном выражении на начало и конец отчетного периода.

По мнению А. Ягодина «В течение последнего десятилетия параллельно с процессами разгосударствления и приватизации шли процессы создания ОА.О, ЗАО»[28, с. 32].

Рассмотрим данные о рынке ценных бумаг в Республике Беларусь за ряд лет.

Таблица 2.1 - Динамика объёма эмиссии и стоимости облигаций, находящихся в обращении

Показатель | 1.01.07 | 1.01.08 | 1.01.09 | 1.01.10 | 1.01.11 | 1.01.12 | 1.01.13 | 1.01.14

1 Объём эмиссии облигаций

В национальной валюте, млрд. руб.

1,0

3,1

20,1

45,0

99,4

2011,2

2133,1

2163,5

В российских рублях, млн. руб.






16,3

17,1

18,4

В долларах США, млн. долл.



8,0


5,0

150,0

152,1

153,2

В иностранной валюте, в млн.евро




2,0

6,0

41,2

42,3

43,1

2 Стоимость облигаций, находящихся в обращении:

В национальной валюте, млрд. руб.


1,0

3,1

21,3

45,1

2189,6

2199,3

2203,1

В российских рублях, млн. руб.






25,0

26,1

26,5

В долларах США, млн. долл.




8,0

8,0

136,0

137,2

137,9

В иностранной валюте, в млн. евро





2,0

49,9

51,3

51,9


Данные таблицы 2.1 показывают, что в период с 2010 по 2014 год объёмы эмиссии акций и облигаций увеличиваются.

Таблица 2.2 - Динамика объема эмиссии и стоимости акций юридических лиц Республики Беларусь, находящихся в обращении

Показатель

Декабрь 2011

декабрь 2012

январь 2013

Август 2013

Январь 2014

1 Объём эмиссии акций

3490,3

2218,4

1047,6

1695,2

1731,2

ОАО

3402,1

2113,8

977,2

1606,2

1622,1

ЗАО

88,2

104,6

70,4

89,0

91,3

2 Стоимость акций, находя-

31196,5

40622,9

41670,4

48571,4

49653,2

щихся в обращении






ОАО

21508,5

29865,3

30842,4

37448,9

38258,1

ЗАО

9688,0

10757,6

10828,0

11122,5

11231,4


Из данных таблицы 2.2 следует, что объём эмиссии акций как ЗАО так и ОАО в Республике Беларусь снизился, при повышении стоимости акций, находящихся в обращении.

В таблице 2.3 приведены данные относительно динамики объёма рынка акций и облигаций юридических лиц Республики Беларусь за последние годы.

Таблица 2.3 - Динамика объема рынка акций и облигаций юридических лиц Республики Беларусь

Показатель

Декабрь 2013

декабрь 2014

январь 2013

Январь 2014

1 Биржевой рынок

1.1 Объем сделок юридических лиц резидентов Республики Беларусь:

с акциями

по номинальной

6555,4

3271,0

1047,9

2611,1

стоимости





по фактической

8084,0

5985,7

2911,1

4122,3

стоимости





с облигациями

по номинальной

152562,1

688112,6

98002,5

231321,1

стоимости





по фактической

153869,1

687468,5

97467,6

221611,9

стоимости





2 Внебиржевой рынок

2.1. Объем сделок

юридических лиц резидентов Республ

ики Беларусь:


с акциями

по номинальной

2078,3

396037,6

16426,2

2112,3

стоимости





по фактической

4795,6

817635,5

19975,3

3221,6

стоимости





с облигациями

по номинальной

147291,9

292919,0

497834,4

130899,0

стоимости





по фактической

43378,3

291417,1

489420,6

1334251,1





Итого:

с акциями

по номинальной

8633,7

399308,6

17474,1

4711,3

стоимости





по фактической

12879,6

823621,2

22886,4

7021,2

стоимости





с облигациями

по номинальной

299854,0

981031,6

595836,8

1539213,1

стоимости





по фактической

197247,4

978885,6

586888,2

1552031,4

стоимости





Таким образом, в условиях финансового кризиса в 2013 году объёмы сделок как с акциями, так и с облигациями снизился. Причём если в конце 2012 года номинальная стоимость сделок с акциями была ниже фактической, а номинальная стоимость облигаций - выше фактической, то в настоящее время как по акциям так и по облигациям, стоимости номинальная и фактическая практически выровнялись.

За 2013 год количество акционерных обществ увеличилось по сравнению с 01.01.2012 на 136 и составило 4428, из них 2044 - открытых акционерных обществ, 2384 - закрытых акционерных обществ.

Общая сумма изменения эмиссии акций акционерных обществ за 2013 год составила 18 568,6 млрд. рублей, что превышает данный показатель за 2012 год в 1,9 раза. В том числе, за счет новых выпусков 1 1 353,5 млрд. рублей или 61,6%.

Объем эмиссии акций действующих эмитентов по состоянию на 01.01.2014 увеличился по сравнению с 01.01.2013 на 45,2 % и составил 58 986,6 млрд. рублей или 36,2 % к ВВП, в том числе 47 815,6 млрд. рублей - эмиссия акций открытых акционерных обществ, 11 171,0 млрд. рублей - закрытых акционерных обществ.

Во многом такой рост был обусловлен активизацией процессов акционирования, а также расширением белорусскими компаниями практики привлечения инвестиций на фондовом рынке.

Изменение эмиссии акций акционерных обществ за счет новых выпусков в разрезе эмитентов сложилось следующим образом:

·        акционирование предприятий - 11 131,37 млрд. рублей;

·        банки - 12,06 млрд. рублей;

·        реструктуризация - 199,06 млрд. рублей [30].

Наибольший объем новых выпусков акций акционерных обществ (71 %) зарегистрирован в Минской области.

В таблице 2.4 представлены основные показатели по государственным ценным бумагам.

Таблица 2.4 - Основные показатели гГО государственным ценным бумагам (облигации для юридических и физических лиц) (миллиардов рублей)

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Объем эмиссии

1667,2

2136,6

3310,9

3225,2

3427,9

93,6

94,1

Объем размещения

1188.6

1827,8

2248.3

2132,2

3192,9

93,6

93,9

Объем погашения

844,9

875,0

1167,9

1741,1

1452,7

3452,9

3641,2


Из данных таблицы 2.4 следует, что объёмы эмиссии, размещения и погашения росли с 2010 по 2014 год. При этом, как видно из данных таблицы, объём эмиссии несколько превышал объём размещения.

В 2013 объёмы эмиссии и размещения существенно снизились. При этом в 2013 году существенно вырос объём погашения. Такая же тенденция имеет место и в 2014 году.

Доходность государственных ценных бумаг снижается, при росте среднего срока заимствований. Следует отметить существенное снижение объем торгов ГКО по фактической стоимости в 2012 году.

В I полугодии 2014 года зарегистрировано 138 выпусков корпоративных облигаций 58 эмитентов (из них 46 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии 4 691,97 млрд. рублей, в том числе по видам валют: 2 870,7 млрд. белорусских рублей, 261,4 млн. долларов США, 107,0 млн. евро [10, с. 56].

Из общего объема зарегистрированных выпусков облигаций облигации банков составляют 84,8 % (3 976,85 млрд. рублей), небанковских организаций- 15,2 % (715,12 млрд. рублей).

По мнению М. Зеленкевича «В настоящее время в Республике Беларусь просматриваются элементы «американской»: модели рынка, в которой торговля акциями монополизирована инвестиционными компаниями, а сами акции распылены среди огромного количества мелких акционеров, которые только и мечтают о том, чтобы пустить всю прибыль предприятия на дивиденды.

В каждой стране круг участников рынка ценных бумаг, а также условия его функционирования определяются государством. При этом государственное законодательство отражает специфику экономического и финансового состояния страны. Эмитенты (в нашем случае - ОАО) являются полноправными участниками этого рынка. Доля акций разгосударствленных в процессе приватизации предприятий в структуре ценных бумаг постоянно увеличивается. Органы приватизации: Мингосимущество и местные исполнительные и распорядительные органы - ежегодно составляют перечни объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации. На 2006 год перечень по республиканской собственности насчитывает 120 объектов, в перечень по коммунальной собственности включено 365 объектов» [2, с. 67].

В результате разгосударствления и приватизации предприятий в их уставном фонде значительна доля государства. Такие ОАО действуют в равных с государственными предприятиями условиях.

2.4. Роль центрального банка в регулировании финансового рынка Республики Беларусь


В соответствии с Банковским Кодексом Республики Беларусь № 441-3 от 25.10.2000 согласно статье 51 «Операции, осуществляемые Национальным банком», «К операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся:

·        кредитование в порядке рефинансирования;

·        расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь и иных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;

·        переучет векселей и других денежных обязательств;

·        операции на рынке ценных бумаг;

·        инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей;

·        управление золотовалютными резервами, а также операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

·        покупка, продажа и мена в Республике Беларусь и за ее пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;

·        межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

·        прием ценностей на хранение;

·        денежные переводы и иные расчетные операции;

·        валютные операции;

·        банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;

·        посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по распространению государственных ценных бумаг;

·        учет средств государственных и общественных фондов, определенных законодательством Республики Беларусь;

·        операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет операции за плату, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь» [1, с. 51].

Согласно статье 52 Банковского Кодекса Республики Беларусь № 441-3 от 25.10.2000 «Кредитная деятельность Национального банка», «Национальный банк при осуществлении кредитной деятельности:

·        предоставляет Правительству Республики Беларусь кредиты в соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год;

·        осуществляет краткосрочное рефинансирование банков под залог государственных ценных бумаг и другое обеспечение;

·        предоставляет кредиты своим работникам в порядке, устанавливаемом Советом директоров Национального банка.

Национальный банк имеет право на удовлетворение своих требований по кредиту и получение процентов по нему при наступлении срока платежа путем бесспорного списания денежных средств с корреспондентского счета соответствующего банка на основании распоряжения Национального банка.

Национальный банк может выступать кредитором последней инстанции, оказывая кредитную помощь банкам сроком до одного года без соответствующего обеспечения в целях поддержания их ликвидности, если такая мера помощи необходима для устойчивого функционирования банковской системы Республики Беларусь» [1, с. 52].

Согласно статье 53 Банковского Кодекса Республики Беларусь № 441-3 от 25.10.2000 «Операции Национального банка с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями», «Национальный банк вправе осуществлять покупку, продажу, мену, хранение иностранной валюты и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Национальный банк для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов осуществляет следующие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:

·        открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

·        покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, драгоценных камней, а также их залог [1, с. 53].

Согласно статье 54 Банковского Кодекса Республики Беларусь № 441-3 от 25.10.2000 «Операции Национального банка с ценными бумагами», Национальный банк при осуществлении денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги, определяет технические требования к их изготовлению, а также совершает операции с ценными бумагами.

Национальный банк выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение».

Согласно статье 55 «Хранение, инкассация и перевозка Национальным банком денежной наличности, валютных и других ценностей», «Национальный банк вправе осуществлять хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и физических и юридических лиц в установленном им порядке.

В развитой рыночной экономике государство становится одним из основных эмитентов ценных бумаг (чаще всего в лице казначейства). Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики (в широком понимании государственных ценных бумаг) и как рычаг воздействия на денежное обращение путем регулирования объема денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного бюджета, способ привлечения денежных средств юридических и физических лиц для решения конкретных государственных задач (в узком понимании сути государственных ценных бумаг). Для решения данных задач особое место занимают операции центрального банка на открытом рынке».

Суть операций на открытом рынке состоит в купле-продаже центральным банком ценных бумаг, в основном обязательств казначейства, облигаций банков и промышленных фирм, а также коммерческих векселей, учитываемых центральным банком. Предпосылкой роста значимости операций на открытом рынке является их близость традиционным методам регулирования. Обратная операция по покупке с последующей перепродажей ценных бумаг мало чем отличается от кредитов под залог ценных бумаг.

В распространении и обращении государственных ценных бумаг огромную роль играют коммерческие банки, приобретающие и продающие их на фондовом рынке. Поскольку коммерческие банки стремятся сократить свою потребность в привлечении ресурсов центрального банка, создаваемых за счет их обязательных резервов, то добиться этого они могут только путем уменьшения своего денежного пассива. Для этого им надо превратить депозиты в активы посредством выпуска ценных бумаг, можно также продать активы, например, на межбанковском кредитном рынке. Для того чтобы совершить эти операции, необходимо наличие рынка ценных бумаг, доступного для всех его участников. На данном рынке центральный банк проводит так называемую политику открытого рынка посредством покупки или продажи ценных бумаг. Любой другой банк совершать это же может, предлагая на этом рынке или изымая из него ресурсы центрального банка [5, c. 48].

Основным условием функционирования политики открытого рынка является наличие в государстве рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному банку воздействовать на денежно-кредитный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в представлении кредитов заемщикам.

По данным О. Ковалёвой «В настоящее время объектом сделок на открытом рынке выступают преимущественно государственные ценные бумаги. При продаже ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредитного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции, а при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков и возникают благоприятные условия для кредитной экспансии» [6, с. 90].

К государственным ценным, бумагам, принятым в мировой практике, относятся:

•        казначейские векселя - краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, т.е. по ценам ниже номинала, по которому они погашаются (иногда продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала);

•        среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны - казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного года до пяти лет и выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента;

•        долгосрочные казначейские обязательства - вид обязательств казначейства со сроком погашения до десяти и более лет и по которым уплачиваются купонные проценты (по истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить за них наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги, а в некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, т.е. за несколько лет до официального срока погашения);

•        государственные (казначейские) облигации - обязательства, близкие по своей природе и назначению к средне- и долгосрочным казначейским обязательствам, а иногда не отличающиеся от них (отдельные виды государственных облигаций, в частности, сберегательные облигации, могут распространяться на нерыночной основе) [10, с. 10].

Государственные ценные бумаги обладают такими критериями, как надежность, ликвидность, доходность. Если у ценной бумаги высокие надежность и ликвидность, то доходность ее бывает ниже, чем у тех рыночных инструментов, которые не обладают двумя названными критериями. Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от их размещения в банковские депозиты, поскольку надежность такого инвестирования весьма высока. Именно это привлекает инвесторов.

Таким образом, операции на открытом рынке сводятся к купле-продаже государственных краткосрочных обязательств (государственных облигаций) центральным банком у коммерческих банков, предприятий или организаций. Если центральный банк осуществляет покупку государственных облигаций, то в результате такой операции ресурсы коммерческих банков увеличиваются. После использования этих ресурсов коммерческими банками путем предоставления их в кредит своим клиентам происходит увеличение депозитов в соответствии с эффектом мультипликации. Поэтому в результате покупки центральным банком ценных бумаг возрастают денежная база и денежная масса. Обратный эффект происходит при продаже центральным банком государственных облигаций.

По мнению С. Пелиха «Политика открытого рынка изменяет не величину капитала банковской системы в реальном исчислении, а только ее состав в деньгах или ценных бумагах. Проведение операций на открытом рынке облегчает контроль над предложением денег коммерческими банками. Поэтому свободная покупка и продажа ценных бумаг центральным банком облегчают процесс формирования банковских резервов и, соответственно, регулирование общей денежной массы. В настоящее время операции открытого рынка превратились в определяющий рычаг воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу. Поэтому при умелом использовании операции на открытом рынке могут быть весьма гибким и достаточно мощным инструментом денежно-кредитной политики» [9, с. 107].

Операции Национального банка на открытом рынке предполагают возможность использования разнообразных форм, различающихся несколькими признаками: условия сделки (прямая купля-продажа на срок с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу или так называемая обратная операция); объекты сделок (государственные или частные ценные бумаги); срочность объекта сделки (краткосрочные - до трех месяцев, долгосрочные - до одного года); направленность операции (при исходной операции покупки происходит расширение ресурсов банковской системы, при исходной операции продажи происходит сужение ресурсов банковской системы); сфера проведения операций (только банковский сектор рынка ценных бумаг или также включается небанковский сектор); ставки операций (устанавливаются центральным банком или определяются рынком); инициатор проведения операций (центральный банк или участники денежного рынка).

Наибольшее развитие операции на открытом рынке получили в странах с максимальным развитием различных сегментов денежного рынка. Если центральные банки ориентируются на использование этого метода денежно-кредитного регулирования, то правительства также стимулируют развитие рынка краткосрочных ценных бумаг. Такая мера рассматривается как важная предпосылка увеличения масштабов и эффективности операций центрального банка на открытом рынке.

По мнению М. Сафрончука «Национальный банк, при формировании и проведении национальной денежно-кредитной политики опирается на коммерческие банки второго уровня, которые в значительной степени обеспечивают предотвращение инфляции и достижение экономических показателей, установленных в основных направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Методы взаимоотношений между Национальным банком [4, c. 88].

Республики Беларусь и коммерческими банками основываются на экономических методах взаимодействия. К данным методам взаимодействия относится порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно, и контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь» [12, с. 34].

Для обеспечения ликвидности банковской системы Республики Беларусь в целом выплаты вкладов в случае неплатежеспособности банков банки второго уперши перечисляют Национальному банку Республики Беларусь в фонд обязательных резервов суммы в соответствии с нормативами, установленными Национальным банком Республики Беларусь.

При этом банки могут производить отчисления в фонд обязательных резервов также в форме государственных ценных бумаг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Финансовый рынок - это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.

Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, «связывания» части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита государственного бюджета без денежной эмиссии.

Основными элементами финансового рынка (рынками в более узком значении) являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок. Эти элементы финансового рынка находятся в тесном взаимодействии.

При формировании финансового рынка в Республике Беларусь необходимо учитывать международный опыт в этой области. Поэтому финансовый рынок республики Беларусь должен быть построен на основе моделей, используемых в развитых странах.

Финансовый рынок играет заметную роль в системе макроэкономического регулирования. В частности операции на открытом рынке являются инструментом кредитно-денежной политики.

Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг имеет свои особенности, которые связаны с конкретной структурой обращающихся ценных бумаг, деловой активностью тех или иных участников рынка, общим состоянием экономики, выбранной моделью рынка. Он должен учитывать специфику и природу отдельных ценных бумаг как финансовых инструментов.

Фондовая биржа - это организатор торговли на рынке ценных бумаг. Она является некоммерческой организацией (некоммерческим партнерством), равноправными членами которой могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Для Республики Беларусь актуальными являются вопросы дальнейшего развития инфраструктуры фондового рынка; развития системы государственных гарантий по ценным бумагам, эмитируемым с целью привлечения средств для финансирования инвестиционных проектов, входящих в систему государственных приоритетов.

Национальный банк, при формировании и проведении национальной денежно-кредитной политики опирается на коммерческие банки второго уровня, которые в значительной степени обеспечивают предотвращение инфляции и достижение экономических показателей, установленных в основных направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Методы взаимоотношений между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками основываются на экономических методах взаимодействия. К данным методам взаимодействия относится порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно, и контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь.

Для обеспечения ликвидности банковской системы Республики Беларусь в целом выплаты вкладов в случае неплатежеспособности банков банки второго уровня перечисляют Национальному банку Республики Беларусь в фонд обязательных резервов суммы в соответствии с нормативами, установленными Национальным банком Республики Беларусь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.      Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 204с.

.        Бандурин, В. В. Глобализация мировой экономики и Россия / В.В. Бандурин, Б.Г. Рацич, М. Чатич. - М.: Буквица, 2014. - 279 с.

.        Банковский кодекс республики Беларусь: Кодекс республики Беларусь, 25 октября 2000г., № 441-з: принят палатой представителей 3 октября 2000г.: одобр. Советом республики 12 октября 2000г.: в ред. Закона респ. Беларусь от 17.07.20006г., № 145-3 // Консультантплюс: Беларусь [электрон. Ресурс] /ООО «Юрспектр», нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. - Мн., 2011. - Дата доступа: 02.10.2014.

.        Герчикова, И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности / И.Н. Герчикова. - М.: Издательство «Консалтторгобанкир», 2013. - 621 с.

.        Дадалко, В.А. Международные экономические отношения: Учебное пособие / В.А. Дадалко. - Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2000 488 с.

.        Евстигнеев, В.Р. Финансовый рынок в переходной экономике / В.Р. Евстигнеев. - М.: Эдиториал УРСС, 2013. - 238 с.

.        Звонова, Е.А. Международное внешнее финансирование в современной экономике / Е.А. Звонова. - М.: Экономика, 2014. - 325 с.

.        Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 331 c.

.        Костюкова, Е.Н. Мировой финансовый рынок: курс лекций / Е. Н. Костюкова. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 254с.

.        Кузнецов, В.С. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи / В.С. Кузнецов. - М.: РОССПЭН, 2014. - 430 с.

.        Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М. Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: «Интерпрессервис»; Мисанта, 2013. - 496 с.

.        Ломакин, В.К. Мировая экономика / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 234 с.

.        Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 592 с.

.        Международные валютно-кредитные отношения: учебник для вузов/ А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцев. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 311 с.

.        Федорова, М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы / Федоров М.В. - М.: Просвещение, 2014. - 672 с.

Похожие работы на - Финансовый рынок Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!