Россия в первой половине XIX в.

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,39 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Россия в первой половине XIX в.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства










Контрольная работа по истории

Тема: Россия в первой половине XIX в.












Екатеринбург 2012

План

Введение

. Основные тенденции социально-экономического развития страны

. Внутренняя политика Александра I

. Внутренняя политика Николая I

Заключение

Список литературы

Введение

Тема девятнадцатого века особо привлекательна в плане подробного изучения этого интересного периода развития России. XIX век отличается особой насыщенностью событий не только политических, но и экономических, социальных, правовых и духовных.
В первой половине XIX в. - период с 1801 года по 1850 год, территория Российской империи выросла до 18 млн. кв. км в Восточной Европе, Азии (Сибирь и Кавказ), Северной Америке (Аляска). Население, относительно показателей XVII века, увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн. человек. Правили страной на тот момент самодержавные императоры Александр I (период правления 1801 год - 1825 год) и Николай I (период правления 1825 год - 1855 год). Религиозный и этнический состав населения был весьма разнообразным.
Первая половина XIX в., является исторически очень значимой, так как несет немало событий, повлиявших на всю дальнейшую судьбу России. Это эпоха усиления могущества абсолютистского государства, расширения его полицейских функций. Период наивысшего подъема и международного авторитета России, ее внешнеполитической мощи. Богатые ресурсы страны позволяли развивать промышленность, сельское хозяйство, следовательно, и поднимать уровень национальной экономики. Кроме того, XIX век называют «золотым веком» русской культуры, так как уровень просвещения населения был необычайно высок. Россия по сей день хранит немало плодов искусства, созданных в тот период. Достаточно много, так же и серьезных научных достижений.

Самыми яркими событиями первой XIX в. были Наполеоновские войны, Кавказская война, Крымская война, промышленная революция, Восстание декабристов, кризис крепостнического хозяйства и крестьянские смуты, а так же переход страны в капиталистический режим. Некоторые из этих событий я рассмотрю подробнее в своей работе. Важно помнить историю России, потому, что вспоминая все ситуации, которые возникали при развитии страны на какой-либо исторический период, можно во многом понять современные политические и социально-экономические движения страны.

В литературе XIX век рассматривается со всех сторон. Существует возможность узнать Россию, не только как страну в период важных переворотов, но и с точки зрения искусства, экономики и даже, буквально, увидеть её глазами живущих в то время людей. Немало писателей и поэтов того периода, таких как, Пушкин А.С., Достоевский Ф.М., Гончаров И.А. и многие другие, щедро писали о жизни и событиях XIX века. Но для создания данной работы, мне понадобились, преимущественно, учебники для вузов, научно-историческая литература, лекции и прочие точные источники, перечисленные в списке литературы, приложенном в конце моей работы.

Целью своей работы я определяю глубокое изучение внутренней политики и социально-экономического развития России в первой половине XIX в.

В связи чем, передо мной возникают следующие задачи: подробное исследование внутренней политики Александра I, и внутренней политики Николая I. Определение и рассмотрение основных тенденций социально-экономического развития страны в первой половине XIX в.

Для наиболее точного раскрытия темы, в первой главе данной работы я начну с общего рассмотрения социального и экономического состояния страны на данный период, выделю наиболее важные тенденции развития России, определю проблемы и отмечу достижения.

Далее, в целях более подробного изучения внутренней ситуации России на период начала XIX в., отдельно опишу время правления Александра I - его действия в различных сферах деятельности страны, их результаты и последствия, во второй главе.

Следовательно, в третьей главе, я так же подробно рассмотрю период правления императора Николая I, взошедшего на престол после Александра I, и его действия направленные на улучшение и развитие внутренней политики России. Подведу краткий итог по результатам его правления.

После завершения основной части работы, я подведу общие итоги о достижении поставленных мною целей, и задач в заключении. Там же я выскажу все сделанные мною выводы, появившиеся в ходе написания работы, относительно общей ситуации в России на начало XIX века, и конкретно по каждой главе.

экономический политика царствование

1. Основные тенденции социально-экономического развития страны

Девятнадцатый век привнес немало изменений во многие сферы деятельности страны. Внешняя политика, урбанизация, достижения культуры и искусства, науки и техники - все это заметно повлияло и на экономическое развитие России. Но надо заметить, что в первой половине XIX в. взгляды государства на будущее были достаточно консервативны, что, порой, мешало создавать основу для более уверенного и динамичного развития страны во второй половине XIX в.
Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимавшую одно из ведущих мест среди европейских государств. Отождествляя Россию с самодержавием, императоры Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855) стремились, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой - усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий.

В начале XIX века население России делилось на сословия, обладавшие разными правами и обязанностями и занимавшие разное место в сословной иерархии. Высшим, главенствующим сословием было дворянство. Только оно имело право владеть имениями, населенными крепостными крестьянами. Обязательная служба дворянства (исключая военное время) была отменена еще в 1762 г. Люди, принадлежащие к этому сословию, пользовались важными льготами в налогообложении. На долю дворянства, самого богатого сословия, приходилось всего около 10% налоговых сборов.

К числу привилегированных сословий относились также духовенство и купечество. Как и дворянство, они освобождались от телесных наказаний, обязательной службы и подушной подати, так же имели льготы в налогообложении.

Бремя налогов в основном ложилось на непривилегированные сословия - крестьянство и мещанство. Они же поставляли рекрутов в армию и не были освобождены от телесных наказаний.

Отдельно следует рассматривать казачество, которое не относилось к числу привилегированных сословий, но ввиду особого его значения для обороны страны имело некоторые льготы.

Основными чертами развития России вначале XIX в. являлись кризис крепостнического хозяйства, промышленный переворот, заметный рост городов и городского населения. Так же, важными аспектами развития страны, являлись расширение внутренних и внешних связей, строительство железных дорог, формирование буржуазии, класса наемных работников и некоторые другие моменты. (Рис. 1.1).

Чтобы лучше понять все тенденции развития страны вначале XIX в., следует рассмотреть подробнее его характерные черты.

Возвращаясь к основной проблеме и основному же двигателю прогресса на тот период - распаду феодально-крепостнической системы, начнем с главных причин возникновения этого кризиса.

Одной из важнейших причин разложения феодально-крепостнической системы явились изменения, произошедшие в народном хозяйстве России, а точнее, экстенсивная аграрная экономика. С ростом численности и плотности населения выявились недостатки экстенсивного земледелия - увеличивались площади засевов, но мало развивалась техническая сторона земледелия. Земли истощались, количество ресурсов становилось более ограниченным, чем прежде, люди вынуждены были находить новые способы их добычи.

Рисунок 1.1 - Социально-экономическое развитие России в I-ой половине XIX в.

Кроме того, немаловажной причиной распада крепостной системы, послужили выступления крестьян. За первую четверть XIX в. было зарегистрировано большое количество крестьянских волнений. Но помимо волнений, протест крестьянства против крепостной неволи проявлялся и в других формах: убийствах помещиков, распространении слухов о воле, будораживших умы крестьян, заведомо плохое выполнение барщины, задержки в уплате оброка, потравы помещичьих лугов и полей.

Следует так же рассмотреть основные проявления процесса разложения феодально-крепостнической системы. Самыми заметными из которых, стали падение производительности барщинного труда, постепенное ослабление прикрепления крестьян к земле.

Ещё одним ярким проявлением феодально-крепостнического распада, стал рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам. Помещики всё больше стали закладывать и перезакладывать свои "крепостные души" в этих учреждениях. Многие помещичьи имения, обремененные долгами, шли с молотка: в 1833 г. из 127 тыс. дворянских семей 18 тыс. уже не имели крепостных. Одним из главных признаков кризиса крепостничества стало сокращение удельного веса крепостных крестьян. Если в начале XIX в. крепостные крестьяне составляли большинство населения страны, то к концу 1850-х гг. их доля снизилась до 37%.

Итогом крепостнического кризиса стало плавное подведение страны к отмене крепостного права и полному освобождению от феодализма во второй половине XIX в.

Следующая важнейшая тенденция развития России в первой половине XIX в. - начало промышленного переворота. Основное в этом вопросе то, что переход страны с феодально-крепостнического на капиталистический режим, преимущественно происходил именно за счет этого переворота.

За счет него происходило быстрое формирование двух классов капиталистического общества - промышленного пролетариата и буржуазии. Работные люди, не хотели приобретать необходимые производственные навыки. Только с развитием вольнонаемного труда можно было перейти к эффективному производству. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные. А новый класс фабрикантов образовался, главным образом из купцов, а частью из бывших крепостных крестьян, разбогатевших и выкупившихся на волю.

В техническом плане, промышленный переворот выразился в переходе от мануфактуры к фабрике. Новые формы организации производства быстрее внедрялись в легкой промышленности (текстильной, пищевой и бумагоделательной). В этих отраслях ручной труд рабочих быстро заменялся машинным, создавались новые и реконструировались старые предприятия. Несколько медленнее осуществлялись перемены в тяжелой промышленности.

Вдали же от крупных городских центров процветало кустарное производство. Наряду с фабричным оно было характерно для многих отраслей легкой промышленности. Таким образом, в первой половине XIX в. сосуществовали кустарная промышленность, крепостная и вольнонаемная мануфактуры, фабричное производство.

Подробнее следует рассмотреть, так же сельское хозяйство в первой половине XIX в., которое влияло на общую социально-экономическую картину страны.

В тот период Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Около половины аграрного сектора составляло помещичье хозяйство, другую половину занимала система государственного феодализма, в которой владельцем земли и крестьян являлось само государство.

Важным аспектом, для сельского хозяйства в XIX в. стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. В помещичьем хозяйстве все больше производилось продукции на продажу.

Внедрение рыночных отношений стимулировало помещиков принимать меры для повышения эффективности хозяйства. Во многих районах это достигалось за счет применения наемного труда крестьян-отходников, расширения посевов пшеницы, улучшения технического оснащения производства. Отдельные помещики заметно прогрессировали, использовали сельскохозяйственные машины, расширяли ассортимент земледельческих культур.

Поскольку, русское крестьянство традиционно было малоземельным (их собственные наделы, не давали возможности развивать товарное хозяйство, едва обеспечивали прожиточный минимум), появилась необходимость личного освобождения крестьян, наделение их землей и изменение общинной системы землепользования. В связи с этими проблемами, аграрно-крестьянский вопрос был одним из основных в экономической и социально-политической жизни России и способствовал в будущем, созданию реформ об отмене крепостного права.

Ещё одним, безусловно, важным моментом остается торговля. Одним из главных процессов, характеризующих социально-экономическое развитие России, было складывание единого всероссийского рынка.

Внутренний рынок претерпел существенные изменения за счет расширения торговых операций и увеличения ассортимента товаров. Особое значение имело распространение на рынке, наряду с сельскохозяйственной продукцией, промышленных изделий. По-прежнему роль торговых центров играли ярмарки, которых в России насчитывалось более тысячи. Следует, однако, отметить, что наряду с ярмарками успешно развивалась и постоянная (магазинная) торговля, широко распространена была и торговля вразнос.

Значительных успехов в первой половине XIX в. достигла и внешняя торговля. Ее баланс почти неизменно оставался активным, то есть вывоз превышал ввоз. Однако структура экспорта изменилась. Из него исчезли черные металлы, стала преобладать сельскохозяйственная продукция.

Русская буржуазия слабо использовала внешние рынки. Попытки правительства помочь буржуазии развить внешнюю торговлю были неэффективными. Огромный среднеазиатский рынок русские купцы смогли освоить лишь к концу XIX в.

Развитию же товарно-денежных отношений в стране, особенно способствовало образование хозяйственных регионов, специализировавшихся в различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства.

Образование хозяйственных регионов было важным показателем развития специализации, оно способствовало общему подъему экономики в стране, общественному разделению труда и повышению его производительности.

Развитие товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров - все это требовало реорганизации и улучшения транспортной системы, о которой следует упомянуть подробнее.

В первой половине XIX века основным видом транспорта в России оставался речной. Но долгая и холодная зима, колебания уровня воды от весенних паводок к летнему мелководью препятствовали развитию регулярного судоходства, что особенно сказывалось на доставке грузов в крупные города. В связи с этим, одной из основных задач государства было улучшение судоходства, и к середине XIX в. были заметные улучшения в этой сфере. Но всё же, важнее на тот момент была задача с сухопутным сообщением городов, а затем и стран.

Исторически Москва являлась центром, в котором сходились все дороги. По тому же традиционному принципу позднее создавалась и железнодорожная сеть.

Для России с ее огромной территорией создание разветвленной железнодорожной сети имело огромное значение, однако началось оно только в конце 30-х годов.

В 1837 г. была открыта первая опытно-показательная ветка между Петербургом и Царским Селом. В 1839-1848 гг. построили Варшавско-Венскую железную дорогу, соединившую Россию с Западной Европой. В 1843-1851 гг. еще одна линия была проложена между Петербургом и Москвой. В железнодорожном строительстве первой половины века, в отличие от Запада, ведущая роль принадлежала государству. Именно с этого времени в стране стал зарождаться, так называемый, государственный капитализм. Таким образом, за счёт железнодорожного сообщения, Россия весьма продвинулась в качестве участника торговых отношений.

В целом, в первой половине XIX в. политический строй и социальная система сдерживали развитие производительных сил и модернизацию экономики России. Владение дворянством большей частью земельного фонда страны, денежными средствами и другими формами собственности, сохранение отживших методов хозяйствования были основными причинами экономической отсталости государства. Тем не менее, в первой половине XIX в. в России не было острого экономического кризиса, так как в ее хозяйственной структуре развивался капиталистический уклад. В нем вызревали новые производительные силы и тот способ производства, который стал господствующим во второй половине XIX в.

2. Внутренняя политика Александра I

Александр I вступил на престол 12 марта 1801 г. в возрасте 23 лет. Будучи наследником престола, он, заметно осуждал своего отца Павла I. Александр говорил, что мечтает дать народу конституцию, устроить его жизнь и удалиться в маленький домик где-нибудь на берегах Рейна.

В начале своего правления Александр опирался на небольшой круг друзей, который сложился около него еще до восшествия на престол. Этот кружок стали называть «Негласным комитетом», в рамках которого они обсуждали с императором важнейшие вопросы государственной жизни, выступали за отмену в будущем крепостного права и превращение России в конституционную монархию.

И все же, первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у современников. Открывались университеты, лицеи, гимназии. Принимались меры к облегчению положения крестьян.

Александр прекратил раздачу государственных крестьян во владение помещикам. В 1803 г. был принят указ о «вольных хлебопашцах». Согласно указу, помещик мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп. Но помещики не спешили воспользоваться этим указом. За время царствования Александра I было освобождено всего 47 тыс. душ мужского пола. Но идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание реформы 1861 г. об отмене крепостного права.

К началу XIX в. административная система государства находилась в состоянии очевидного развала. В коллегиях царила круговая безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. Местные власти, пользуясь слабостью центрального управления, творили беззакония.

На первых порах Александр I надеялся укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Эта мера укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе со злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки.

Желая улучшения ситуации в стране, Александр I делал попытки разработки специальных концепций, старался ввести новые реформы. В 1807 г. ему даже удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал, весьма либеральный общественный и государственный деятель, Михаил Михайлович Сперанский.

В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них должна была действовать строго в рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но суждения Думы должны были быть свободными и выражать «мнение народное». В этом и заключался его принципиально новый подход: действия властей он хотел поставить под контроль общественного мнения.

По проекту Сперанского абсолютно все граждане России могли пользоваться важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было ограничить власть помещиков над крепостными.

Осуществление проекта началось в 1810 г. Ввиду сложности и трудности дела, преобразование было начато сверху, учреждением Государственного Совета и преобразованием министерств, но дальнейшая преобразовательная работа Сперанского была прервана как внутренними, так и внешними обстоятельствами.

Таким образом, реформы Сперанского 1802-1811 гг. принятые Александром I не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию в бюрократизацию государственного аппарата.

Безусловно, огромное влияние на внутреннюю политику Александра I повлияла война 1812 года и общая напряженная ситуация с внешней политикой страны. На военный период все внутренние дела России были приостановлены.

После наполеоновских войн передовая часть русского общества ожидала, что в истории России начнутся новые времена. Солдаты и офицеры, по возвращению на родину, в новом свете воспринимали печальную российскую действительность. Крепостные крестьяне, побывавшие в ополчении, с тяжелым разочарованием убеждались, что они не заслужили даже свободы.

Александр I понимал необходимость перемен. В частных беседах он говорил, что крестьян надо освободить. Но это были слова. Дела оказались иными.

Проект освобождения крестьян царь поручил составить Аракчееву - жестокому консерватору. И проект под его руководством был составлен. В основе его лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этой цели ежегодно надо было отпускать пять миллионов рублей. Каждый выходящий на волю крестьянин должен был получить земельный надел не менее двух десятин. При таких темпах крепостное право должно было окончательно исчезнуть не раньше, чем через 200 лет.

Однако министр финансов заявил, что в казне не найдется на эти цели 5 млн. рублей ежегодно. Тогда, в 1818 г., был создан секретный комитет для разработки нового плана.

Членам комитета удалось разработать проект, не требовавший от казны никаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределенный срок. Царь ознакомился с проектом и запер его в своем письменном столе. Этим дело и кончилось.

В марте 1818 г., в своей речи, император заявил о намерении дать конституционное устройство всей России. Эту речь с восторгом восприняли все передовые русские люди. Тогда же Александр поручил члену негласного комитета Николаю Николаевичу Новосильцеву, разработать проект российской конституции.

За образец была взята польская конституция. Использовался и проект Сперанского. К 1821 г. работа над «Государственной уставной грамотой Российской империи» была закончена.

По новому проекту должен был быть создан двухпалатный законосовещательный представительный орган. Верхней палатой становился Сенат, главу которого избирал бы царь. Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Важной частью проекта так же было то, что никто не мог быть наказан иначе, как по суду. Провозглашалась свобода печати. Если бы «Уставная грамота» была введена в действие, Россия вступила бы на путь к представительному строю и гражданским свободам.

Однако в 1820-1821 гг. произошли революции в Испании и Италии, началась война за независимость в Греции. Эти события испугали царя. Немного поколебавшись, он поступил так, как поступал неоднократно. Проект «Уставной грамоты» был положен в дальний ящик стола и забыт. Царствование Александра близилось к концу. Слова так и не воплотились в дела.

Более того, политика Александра I стала меняться не в лучшую сторону. Царя давно беспокоило то, что система набора в армию не позволяла резко увеличивать численность армии в военное время и сокращать в мирное. Возродилась давняя идея Павла I, об устройстве военных поселений.

Так, в 1815 г. началось активное воплощение планов в жизнь. Устройство военных поселений было поручено, опять же, Аракчееву.

В селения вводились воинские части, и все жители переводились на военное положение. Взрослых крестьян, до 45 лет, одели в военную форму и побрили. Крестьянские избы сносились, на их месте строились одинаковые дома. Весь быт военных поселян был мелочно расписан. Отступления от расписания строго карались. Основным занятием были военные учения. Все сельскохозяйственные работы производились только по приказу командира. Ремеслами и торговлей тоже можно было заниматься лишь с разрешения начальства. В результате, в районе военных поселений прекратилась всякая торговля, и зачахло сельское хозяйство.

Естественно, в таких поселениях неоднократно происходили серьезные восстания. Тем не менее, система военных поселений, основанная на самом грубом попрании человеческой личности, просуществовала до 1857 г.

Правление Александра I близилось к концу. Примерно с 1820 г. им стала овладевать странная апатия. Все дела постепенно сосредоточивались в руках Аракчеева.

Казалось, что в последние годы своей жизни Александр пытался уйти в себя, чтобы отвлечься от проблем. Одна из волнующих его мыслей была о том, что в его царствовании уже ничего нельзя исправить. Вторая - о зреющем против него самого заговоре. Недовольство императором среди населения России нарастало, что, впоследствии, спровоцировало событие, известное как «Восстание декабристов».

Вдобавок ко всему, появилась проблема династического вопроса. У Александра не было детей, и наследником престола был его брат Константин Павлович, который сообщил царю, что он не желает наследовать престол. Александр подписал манифест об отречении Константина от престола и о назначении наследником престола своего второго брата Николая Павловича, но решил держать этот манифест в секрете от всех, кроме Аракчеева, князя Александра Николаевича Голицына и митрополита Филарета.

Подлинный акт Александр велел хранить (до востребования или до его смерти) в Успенском соборе в Москве. После смерти Александра I (19 ноября 1825 г.), все эти манипуляции, в конечном итоге, привели страну в ноябре и декабре 1825 года в смутное состояние междуцарствия.

3. Внутренняя политика Николая I

Николай I вступил на престол 26 декабря 1825 г. и правил страной 30 лет до момента своей смерти 2 марта 1855 года. Перед 1825-м годом Николай 7 лет был командиром второй бригады первой гвардейской пехотной дивизии и до конца дней своих он оставался на престоле «бригадным генералом», гражданскими науками занимался неохотно. В 1818 г. был назначен бригадным командиром, а перед тем - генерал-инспектором по инженерной части.

Годы царствования Николая I расцениваются историками как «апогей самодержавия». После восстания декабристов, для испуганного этим событием Николая I, одной из первоочередных задач стало укрепление аппарата управления и усиление режима личной власти самодержца.

Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового монарха - Николая I. «Революция на пороге России, - сказал Николай I после восстания декабристов, - но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни...». В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сдержать эту клятву.

Личность нового императора неоднозначно оценивалась современниками. Приближенные восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. А радикальные общественные деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором «ротного командира».

Необходимым условием упрочения существующего строя, император считал усиление личного контроля монарха за работой государственного аппарата. Все рычаги, приводившие в движение сложную государственную машину, находились в руках монарха. Резко возросло в этой связи значение царского секретариата - «Собственной его императорского величества канцелярии», с помощью которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой.

Характерными чертами николаевского царствования стали предельная централизация государственной власти, с одной стороны, и принципиально иное положение личной канцелярии монарха в системе государственных учреждений - с другой. По сути дела, «Собственная его императорского величества канцелярия» сравнялась (а в отдельных случаях стала чуть ли не выше) с центральными органами государственной власти. Создававшиеся одно за другим отделения царской канцелярии оказывались своеобразными министерствами, деятельность которых контролировалась самим Николаем. Император как бы подчинял лично себе те отрасли управления, которые не мог доверить традиционным государственным органам. Такой патернализм не мог, конечно, существовать долго, и со смертью Николая функции личной канцелярии императора вернулись в нормальные рамки.

Преобразование канцелярии началось в январе 1826 г. с создания II отделения, на которое была возложена работа по кодификации законов. Николай I считал, что существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, в реорганизации. С середины 1826 г. обеспечивать «безопасность престола и спокойствие в государстве» стало III отделение «Собственной его императорского величества канцелярии». Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п. Любые проблески свободомыслия, оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.

Не смотря на то, что первые шаги предпринятые Николаем I в сфере искусства были вполне либеральными - из ссылки был возвращён поэт А.С. Пушкин, главным учителем наследника престола Александра II, был назначен В.А. Жуковский, взгляды которого не могли не быть известны императору. Предметом особых забот Николая I были печать и образование. Именно здесь, по его мнению, укоренилась «революционная зараза». В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название «чугунного устава». Действительно, своими жесткими нормами он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности своего «чугунного» предшественника. Тем не менее, мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся.

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание в целях пресечения малейшего свободомыслия вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные учебные заведения находились под жестким надзором Министерства народного просвещения. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые и высшая бюрократия, и сам царь не без оснований считали рассадником «своеволия и вольнодумства». Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности.

Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию официальной народности, Николай I решительно боролся с любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры принимались против старообрядцев, у которых отбирались молитвенные здания, недвижимость и прочее. Дети «раскольников» насильственно зачислялись в школы кантонистов. Такая «защита» интересов официального православия не шла, однако, последнему на пользу. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился «ведомством православного исповедания», управлявшимся светским должностным лицом - обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви.

Важнейшей составляющей для внутренней политики России, по-прежнему, являлся вопрос крепостного права. В годы своего царствования Николай I неоднократно приходил к мысли о необходимости урегулирования этого вопроса. Различные варианты решения данной проблемы разрабатывались в секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором. Позиция Николая I в крестьянском вопросе была весьма противоречивой. Он считал крепостное право недостатком общей системы России, но боялся изменений, будучи уверенным, что они приведут к ужасным бунтам. В этих условиях практические результаты работы, упомянутых комитетов, оказались ничтожными. В итоге, ни на какие меры, сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных, император не пошел.

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления позиций первого сословия империи - дворянства, как важнейшей опоры трона. Процесс постепенного экономического оскудения дворянства давал о себе знать по мере разложения крепостнической системы. В связи с этим, самодержавие стремилось упрочить положение высших и средних слоев помещиков, жертвуя интересами слабевших экономически, а потому казавшихся и политически ненадежными, представителей дворянства.

В своей экономической политике Николай I, в известной степени, учитывал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла свое отражение в покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорожном строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности. Волнения рабочих на предприятиях вынудили самодержавие в 1830-1840-е гг. издать законы, регулировавшие трудовые отношения в промышленности и несколько ограничивавшие произвол работодателей.

Во внутренней политике последних лет правления Николая I (1848-1855) реакционно-репрессивная линия еще больше усилилась. Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства. Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и III-го отделения устрашала всю страну. Однако это не снизило назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ. Правительство Николая не решило ни одного важного государственного вопроса. Не были проведены преобразования в экономике, чтобы спасти хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг. К середине 50-х годов Россия оказалась «колоссом на глиняных ногах». Это предопределило провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. и вызвало реформы 60-х годов.

В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им курса, выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.

Заключение

В заключении своей работы, я готова сказать, что поставленная мной основная цель: изучение внутренней политики и социально-экономического развития России в первой половине XIX в., достигнута. Данная тема мною подробно изучена и раскрыта в основной части работы.

При помощи решения поставленных передо мной задач, я смогла подробнее ознакомиться с внутренней политикой Александра I, Николая I, кроме того, мною были выделены основные тенденции социально-экономического развития России в первой половине XIX века.

В подтверждении этого я подведу собственные выводы по каждой отдельной главе работы, и общий итог по всей работе в целом.

Первая глава, как уже упоминалось, состоит в подробном рассмотрении социально-экономического развития России в первой половине XIX века. Для себя я определила, что основными тенденциями развития страны на этом этапе являются:

-       промышленная революция;

-       кризис крепостнического хозяйства;

-       движение страны к переходу с феодально-крепостнического на капиталистический режим (отмена крепостного права, развитие торгово-денежных отношений).

Во второй главе я описываю внутреннюю политику Александра I. В ходе работы, над этой главой я сделала следующие выводы:

Во внутренней политике Александра I были, безусловно, положительные моменты, такие как расширение границ просвещения в России (открытие школ, институтов), принятие некоторых мер по облегчению участи крестьян (указ о «вольных хлебопашцах»). Но были и большие минусы, главным из которых, я выделяю, поддержку жестокого консерватора Аракчеева и доверие ему создания военных поселений, где с людьми обращались очень плохо.

Большой помехой для внутреннего развития страны в период правления Александра I были наполеоновские войны, что, по моему мнению, частично оправдывает малое количество позитивных изменений при нем.

Далее, в третьей главе я рассмотрела внутреннюю политику Николая I. И определила для себя, что его действия принесли стране ещё меньше плюсов, чем действия Александра I.

Единственным положительным моментом, на мой взгляд, было некоторое развитие торговли и промышленного производства. Ухудшений, в период правления Николая гораздо больше, основными из них являются:

-       чрезмерный уровень самодержавия;

-       излишний контроль над учебными заведениями (как следствие - ухудшение образования);

-       ужесточение цензуры;

-       рост внутреннего и внешнего долга страны;

-       отсутствие действий по освобождению страны от крепостничества.

Таким образом, я нахожу внутреннюю политику Николая I достаточно угнетающей и тормозящей развитие России.

Итогом периода России первой половины XIX века, на мой взгляд, являются создание основы для более активного развития страны во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права, новый капиталистический режим в стране, улучшение жизни крестьян и рабочего класса, всё эти и многие другие позитивные события, произошедшие в период правления Александра II (наследника Николая I), были обязаны тем, что новый император стремился исправить ошибки своего отца. И многие его успехи были достигнуты благодаря важному опыту, который приобрела Россия в начале XIX века.

Список литературы

1. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с начала XVIII до конца XIX века. II книга из цикла «История России с древнейших времен до конца XX века» (в 3-х книгах) / Под. Ред. А.Н. Сахарова - М., 2001.

2. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - М., 2005.

3. История отечества: Лекция VI. Кризис феодально - крепостнической системы первой половины XIX века. Курс лекций / ред. проф. Павликов К.Ф. - М., 1999.

4. История. Сословия и классы - Россия в начале XIX в. - Сайт Histogood.ru

5.      Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах. Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 в. - М., 1997.

6. Конспект по истории. Правление Александра 1 (1801-1825) - Сайт Gendocs.ru

7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник. - М., 2008.

8. Пушкарев С.Г. Россия в XIX веке (1801 - 1917): власть и общество, - М., 2001.

9.      Сахаров А.Н. Александр I // Романовы: исторические портреты. - М., 1997.

.        Чернобаев А.А., Горелов И.Е., Зуев М.Н. и др. История России: Учебник для студ. вузов / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М., Высшая школа, 2001.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!