Россия в начале XXI в. (2000-2008 гг.)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Россия в начале XXI в. (2000-2008 гг.)














Россия в начале XXI в. (2000-2008 гг.)

Содержание

1. Политические реформы и социально-экономическая политика Президента В.В. Путина

2. Избрание Д.А. Медведева Президентом РФ, его первые политические инициативы

3. Внешняя политика России

Источники и литература

1. Политические реформы и социально-экономическая политика Президента В.В. Путина

В новогоднюю ночь 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке. Досрочные выборы Президента РФ были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента России стал В.В. Путин, который в августе того же года был назначен председателем Совета министров (до этого - руководитель ФСБ). Сразу после назначения его на этот пост рейтинг доверия к нему населения составлял 10 %. Первой его акцией на посту главы Правительства было энергичное и жесткое подавление широкомасштабного вторжения чеченских боевиков на территорию Дагестана. В октябре его рейтинг вырос до 20 %. Успешное уничтожение террористов и боевиков федеральными силами, окружение Грозного и твердая решимость руководства страны довести до конца операцию по уничтожению боевиков и сепаратистских сил в Чечне привели к росту рейтинга доверия В.В. Путину в конце ноября до 45 %.

Одновременно Правительство, возглавляемое В.В. Путиным, предприняло активные усилия по разрешению экономических проблем. В частности, уже осенью 1999 г. была полностью ликвидирована задолженность по выплатам пенсий. Несмотря на антитеррористическую операцию в Чечне, Правительству удалось несколько снизить инфляцию, стабилизировать ситуацию на валютном рынке, снизить задолженность по выплатам зарплат. Все эти меры, особенно успешная борьба с терроризмом, обеспечили В.В. Путину мощную общественную поддержку. В январе 2000 г. рейтинг доверия Путину возрос до 55 %.

Стремительно наращивая успех в обществе, он из малоприметного и немногословного чиновника превращался в яркого публичного политика: лаконичного, но высказывающего неизменно четкие, содержательные и запоминающиеся формулировки, деятельного, но не суетливого, авторитарного, но при этом сугубо рационального, употребляющего власть для общественного блага, а не удовлетворения личных амбиций. В.В. Путин стал говорить на том патриотическом языке, которого народ давно ждал, стал возвращать ему национальное самоуважение.

За день до добровольной отставки Б.Н. Ельцина В. Путин выступил в крупнейших газетах со статьей "Россия на рубеже тысячелетий", в которой обрисовал свое видение ситуации в стране и направления, по которым должна развиваться Россия. По его признанию, в 1990-е гг. объем ВВП России сократился почти в 2 раза, снижаются денежные доходы россиян, ухудшилось состояние здоровья граждан, сократилась средняя продолжительность их жизни. На тот момент Россия перестала входить в число развитых стран мира, олицетворявших передовые рубежи экономического и социального развития. По совокупному размеру ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю - в 5 раз. После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3,5 тыс. долларов. Это в 5 раз ниже среднего показателя стран "большой семерки" (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада).

Председатель Правительства счел необходимым сформулировать те уроки, которые следует извлечь из исторического опыта, в особенности из пережитого Россией в 1990-е гг. По его оценкам Россия исчерпала свой лимит на политические и социально-экономические потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования. Еще одного круга коренных изменений общество просто не выдержит и рухнет экономически, политически, психологически и морально. Впервые было заявлено, что ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ предшествовавших лет и осуществлялось исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Кроме того, утверждались принципы политической стабильности и стабилизации условий жизни российского народа, всех его слоев и групп. Тем самым, была обозначена принципиальная грань между ельцинским и путинским курсами. В ходе преобразований 1990-х гг., когда закладывались основы рыночной экономики, уровень жизни народа приносился в жертву этой цели. "Реформы любой ценой" - эта формула могла бы служить девизом ельцинского курса. Путин подчеркнул, что реформы должны вести к улучшению уровня жизни народа.

февраля 2000 г.В. В. Путин развил высказанные в этой статье идеи в "Открытом письме" к избирателям, решив "без посредников - коротко и ясно - рассказать, что думаю про нашу сегодняшнюю жизнь и что надо делать, чтобы она стала лучше". В качестве кандидата в Президенты Путин изложил свою программу. "Любая программа начинается с обозначения главных целей. Государственная - с того, что способно объединить всех нас, граждан своей страны. Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье и которые составляют самый стержень патриотизма. Это главное. Без этого невозможно договариваться ни о чем, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Это наша отправная точка".

В этом выступлении В.В. Путин определил основную проблему России - ослабление государства и боязнь принимать решения, сформулировал четыре приоритетные задачи государства: побороть собственную бедность, защитить рынок от незаконного вторжения как чиновного, так и криминального; возродить личное достоинство граждан во имя высокого национального достоинства Отечества; строить внешнюю политику, исходя из национальных интересов собственной страны.

В России появился лидер, которые смог консолидировать общество на основе согласия относительно необходимости сохранения суверенитета и целостности страны, повышения благосостояния граждан, выступивший за решительную борьбу с криминалитетом.

В марте 2000 г.В. В. Путин одержал победу на президентских выборах уже в первом туре (за него проголосовало 52,9 % участвовавших в выборах, а за его главного соперника Г.Н. Зюганова - 29,2 %). Программное кредо Путина содержало многозначительную перекличку с российским прошлым: "Земля наша богата, порядка только нет, - говорили в России. Больше так о нас говорить не будут". В марте 2004 г. на новых президентских выборах Путин одержал еще более убедительную победу, за него проголосовали 71,31 % избирателей, в то время как за его главного конкурента, выдвиженца КПРФ, Н. Харитонова только - 13,66 %. На протяжении всего периода пребывания у власти Путин пользовался устойчивой поддержкой большинства россиян: рейтинг его популярности в среднем составлял 70 %, он не встречал сколько-нибудь серьезной оппозиции и фактически имел карт-бланш на реализацию своего политического курса.

Если главным результатом прежнего, ельцинского, периода было разрушение коммунистического советского режима, то теперь на первый план выдвигались задачи созидательные, более сложные, поскольку разрушение старого - первая и далеко не самая сложная проблема.

В своем Послании Федеральному Собранию РФ 26 мая 2003 г. Путин выделил три этапа в развитии страны в 90-е гг. ХХ в. и в начале XXI в. Первый (90-е гг.) был связан с демонтажем прежней экономической системы. Он сопровождался ломкой привычного уклада жизни, острейшими политическими и социальными конфликтами и был тяжело пережит нашим обществом. Второй (конец 90-х гг.) был временем "расчистки завалов", образовавшихся от разрушения старого здания. Третий начался в 2000 г., когда возникли возможности преодолеть экономический и политический кризисы, более высокими темпами развивать экономику, решать масштабные общенациональные задачи.

Достаточно быстро, уже во время первой президентской кампании Путина, обнаружилось, что он не будет простым преемником Ельцина, и что его политика будет обладать существенными отличиями. С течением времени различия все более углублялись, а в ходе своей второй президентской кампании Путин подверг ельцинское наследие сокрушительной критике. Указав, что "переход к демократии и рыночной экономике в начале 90-х гг." был "одним из самых больших достижений нашей страны в ХХ в.", Путин вместе с тем объявил неприемлемыми цену и издержки ельцинской модернизации, среди них массовую нищету, разложение государственности, дефолт и финансовый крах 1998 г., резко осудил "политические спекуляции на естественном стремлении людей к демократизации, серьезные просчеты при проведении экономических социальных реформ". Его программа и практическая деятельность означали не просто корректировку ельцинского курса, но и реализацию иного варианта модернизации.

Основные направления путинского курса были обозначены уже в ходе первой президентской кампании. Главными были три:

) реорганизация государства, преследующая целью укрепление его центра, а также всей вертикали власти;

) создание новой диспозиции во взаимоотношениях государства и бизнес-элиты, означающее отстранение "олигархов" от центров политической власти;

) либерально-рыночные нововведения в экономическую и социальную политику.

На протяжении первый пяти лет пребывания В. Путина у власти наиболее серьезными, сопровождаемыми принципиально важными следствиями были политические реформы. Первая реформа (одобрена в 2000 г.) создавала 7 федеральных округов, выступавших промежуточными и одновременно связующими звеньями между Центром и 89 регионами России. Федеральные округа - Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный - по своим границам совпадали с военными округами. То, что пятеро из семи полномочных представителей Президента в федеральных округах, оказались людьми в генеральских погонах, еще более подчеркивало серьезность намерения укротить "феодальную вольницу" в регионах, привести постановления их властей в соответствие с общефедеральным законодательством и политикой. Другой задачей этих федеральный округов была координация действия федеральный органов государственной власти в регионах (МВД, Прокуратура, ФСБ, таможенные органы и др.), которые также стали подминаться местными губернаторами и президентами. Вместе с тем, одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов, в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2000 г. Государственная Дума закрепила процесс объединения Пермской области и Коми-Пермятского автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения регионов завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Уст-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.

Вторая политическая реформа 2000 г. - реорганизация Совета Федерации, верхней палаты Федерального Собрания, также серьезно ущемила статус региональных лидеров. Губернаторы и председатели региональных Законодательных собраний, являвшихся по статусу и членами верхней палаты (сенаторами), согласно реформе расстались с местами в Совете Федерации. Вместо них сенаторами стали рядовые назначенцы региональных исполнительных и законодательных органов. В результате уменьшились как возможности влияния региональных лидеров на центральную власть, так и политических вес самих регионов. Президент из региональных губернаторов создал Государственный совет, совещательный орган, призванный давать стратегические рекомендации для разработки новой законодательной базы. Как и Государственный совет, созданный некогда Александром I, он не стал противовесом главе государства, а придатком к нему. Уже в президентском Послании 3 апреля 2001 г. Федеральному Собранию РФ Путин констатировал успехи реформ по укреплению государственности в России, вертикали власти. "Период расползания государства остался позади. Дезинтеграция государства, о которой говорилось в прошлом Послании Федеральному Собранию, остановлена".

Среди политических реформ 2001 г. важное значение имел новый федеральный закон о политических партиях, который изменил многопартийную систему России, ограничил возможности создания новых партий и по сути изгнал из политической жизни мелкие партии. Закон усилил контрольные функции государства на выборах и, по заключению одного из авторитетных политологов, косвенно способствовал усилению партии власти, т.е. "Единой России" на всех последующих выборах. Полным триумфом для этой партии завершились выборы в Государственную Думу в конце 2003 г.: ее фракция после того, как к ней примкнули независимые депутаты, составила 305 человек (более 2/3 Думы) и подчинила себе нижнюю палату, в результате последняя утратила политическую самостоятельность и стала полностью подконтрольной Президенту. В то же время в Думу впервые не смогла пройти ни одна из оппозиционных либеральных партий, а лидеры левых - коммунисты - получили чуть более 12 % голосов, в результате чего политическая оппозиция и многопартийность погрузились в состояние глубокого кризиса, но стабильность и устойчивость политической власти несомненно упрочилась.

По инициативе Президента В.В. Путина был решен вопрос о государственной символике России, который не удавалось решить все предшествующее десятилетие Президенту Ельцину. Удалось это сделать, поскольку был найден компромиссный вариант принятия государственных символов в Федеральном Собрании "в одном пакете": в качестве герба - двуглавый византийский орел, российский флаг - триколор, музыка советского гимна - в качестве музыки гимна современной России с новым текстом, а советское красное знамя - в качестве знамени российских вооруженных сил. Каждый из этих символов по отдельности вызывал возражения какой-то части общества: коммунисты не хотели признавать имперский двуглавый орел и флаг, демократы протестовали против музыки советского гимна и советского красного знамени. Таким образом, по инициативе Президента в решении этого вопроса была продемонстрирована политика компромисса с тем, чтобы объединить общество. Этой государственной символикой утверждалась преемственность поколений и различных эпох российской истории.

Второе направление преобразований Путина - отстранение олигархов от политической власти - получило первое зримое выражение весной 2000 г. Под удар попали В. Гусинский и Б. Березовский, как и принадлежавшие им медиаимперии. Генеральной прокуратуре, возбудившей дела против двух олигархов, не составило труда предъявить им конкретные обвинения, в первую очередь связанные с мошенничеством и преступлениями в ходе приватизации. Летом - осенью 2000 г. оба олигарха выехали из России, поставив себя в положение невозвращенцев. После этого подвластный Березовскому и самый влиятельный общероссийский канал ОРТ перешел под контроль государства, которое решительно поменяло его политику. Другой телеканал - НТВ - перешел под контроль подвластного государству Газпрома, приобретшего контрольный пакет акций влиятельного СМИ.

Летом 2003 г. Генпрокуратура возбудила 7 уголовный дел против руководителей нефтяной компании ЮКОС во главе с М. Ходорковским. Президент РФ, разъясняя собственную позицию по этому вопросу, подчеркивал наличие конкретных нарушений закона со стороны арестованных олигархов, добавляя месте с тем, что "никаких обобщений, аналогий, прецедентов, тем более связанных с итогами приватизации, не будет". Но он выдвинул и общую концепцию своего отношения к олигархам, указывая, что "так называемые олигархи, которые стали миллиардерами, как у нас говорят, в одночасье, прекрасно поняли, как можно манипулировать общественным мнением, и, по сути, также поступали с природными ресурсами, начали поступать и со средствами массовой информации, и с общенациональными каналами телевидения, и т.д., подчиняя их своим групповым интересам, подменяя общенациональные интересы групповыми". В свете подобной позиции Президента многие аналитики приходили к выводу, что преследование М. Ходорковского (как и прежнее преследование В. Гусинского и Б. Березовского), а не кого-то другого из достаточно многочисленной группы российских миллиардеров, также обогатившихся в ходе "дикой" приватизации, обусловлено в первую очередь политическими амбициями главы ЮКОСа, в том числе его попытками финансировать правые политические парии и лоббировать с помощью щедрых подачек свои интересы в Государственной Думе.

Правомерность такого вывода подкреплялась тем наблюдением, что остальные российские миллиардеры, высказавшие политическую лояльность власти, чувствовали себя спокойно, более того процесс сколачивания многомиллионных состояний и сверхобогащения в годы президентства В. Путина не только не ослабел, но даже усилился. Так, если по данным американского журнала "Forbs" в 1997 г. в России насчитывалось 7 долларовых миллионеров, то в 2002 г. их было уже 17, в 2003 г. - 25, в 2006 г. - 34, в 2007 г. - 101. По их общему количеству Россия заняла 3-е место в мире после США и Германии. Разрыв между 10 % самых богатых и самых бедных россиян, как и в ельцинский период, оставался 15-кратным. Но совокупный доход самых богатых 20 % несколько увеличился, а 20 % самых бедных - несколько уменьшился.

Но делом ЮКОСа, М. Ходорковского укрепившееся государство послало крупному бизнесу однозначное послание: не пытайтесь приватизировать политическую власть, контролировать и вмешиваться в дела государства, соблюдайте законы и честно платите налоги. Это послание было услышано. В 2004 г. после дела ЮКОСа поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков увеличилось на 133,8 %, поступления от налога на прибыль нефтяных компаний выросли на 225,3 %. Некоторые компании добровольно доплатили налоги. Надежды олигархов на сохранение своего контроля над российским государством были похоронены.

Была проведена и судебная реформа, которая, как и правовая система в целом, всегда была слабым местом в российским обществе: неуважение к суду и закону было распространенным явлением, что отражалось в пословицах типа "Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло" и т.д. В перестроечные времена не была создана правовая система, соответствовавшая новым реалиям жизни.Е. Гайдар и другие реформаторы главной задачей считали как можно быстрее создать класс собственников как гарантию против реставрации советского строя, не заботясь о создании правовых рамок этого процесса. Вот почему фактически массовая приватизация проходила без созданной для этого правовой базы, в результате она приняла во многом криминальный характер, поскольку ни правовых рамок, ни контроля обществ за этим процессом не существовало. В ноябре 2000 г. Президентом России Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства и судопроизводства. В России был введении институт мировых судей, который позволил освободить районные и окружные суды от мелких дел, реально заработал суд присяжных, хотя не во всех регионах. Был введен институт судебных приставов, что позволило осуществлять исполнение принятых судебных решений. Был изменен сам статус судей, усиливший их независимость, повышена зарплата примерно до 40 тыс. рублей с тем, чтобы создать условия, противостоящие взяточничеству.

Была проведена реформа процессуального законодательства. Федеральным Собранием РФ в течение 2001 - 2002 гг. были приняты Гражданский процессуальный, Уголовный процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы. В 2001 г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой, Земельный кодексы и третья часть Гражданского кодекса. В 2003 г. был принят Таможенный кодекс. В 2004 г. с принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства считается фактически завершенной. Вносятся уточнения и изменения в эти кодексы, но правовая законодательная база создана. Правда, российская судебная система еще не стала полностью независимой. Тут сказывается инерция традиционной правовой культуры населения, которое не привыкло уважать закон, суд, сказывается недостаточная степень независимости судебной системы от исполнительной власти, длительность и волокита судебных разбирательств. В этой области еще предстоит большая работа.

Важной политической реформой Путина стали нововведения конца 2004 г. После серии террористических актов в августе - начале сентября 2004 г. Президент России заявил о необходимости серьезных изменений в государственной власти в целях эффективного противостояния террористической войне. Реформа включила три принципиальные меры:

) избрание губернаторов не на основе волеизъявления всех избирателей, как было раньше, а путем голосования законодательных собраний территорий по кандидатуре, предложенной Президентом России;

) введение пропорциональной системы выборов в Государственную Думу по партийным спискам вместо прежней смешанной системы;

) придание каждому губернатору первого заместителя - офицера внутренних войск, которому даны необходимые для быстрого и эффективного реагирования на все акты терроризма силы и средства всех ведомств, находящихся на соответствующей территории.

Большинство аналитиков согласны в том, что предложенные меры были разработаны еще раньше и преследовали цель дальнейшего укрепления роли Президента в российской политической системе, а террористические акты позволили представить их как вынужденные, но необходимые. Вместе с тем, аналитики и политологи разошлись в оценке предложенных мер. Сам Президент подчеркивал, что они никак не ослабляют демократию. Но некоторые обозреватели считают, что этот тезис выглядит уязвимым: ведь в результате всех политических реформ Путина рядовые избиратели лишились права избирать верхнюю палату Федерального Собрания, губернаторов, независимых кандидатов в Государственную Думу.

Более искренними были те сторонники политических реформ, которые соглашались, что президентские меры ограничивают демократию, но что это - необходимая реакция на ее российские эксцессы. Развернутая их аргументация включала то положение, что в условиях отсутствия зрелого гражданского общества, должной политической культуры, правовых норм и процедур демократия в России привела к приватизации власти такими группами, как бизнесмены и чиновничество, которые стали беззастенчиво пользоваться ею в целях обогащения и государственного произвола, игнорируя и попирая интересы большинства. Демократическая Россия коррумпировалась в гораздо больших масштабах, нежели авторитарный СССР. Альтернативой такое системе могла стать только "управляемая демократия", при которой глава государства регулирует ее содержание в интересах общества в целом. Эта аргументация вполне резонировала с умонастроениями большинства российского общества, которое не выразило ни малейшего неудовольствия принятыми российским президентом политическими реформами.

Политическая система, созданная В. Путиным, определялась политологами то как "моноцентристская", то как "управляемые плюрализм", то как "бюрократическо-авторитарный режим". В результате этих реформ Президента РФ существенно изменилась конфигурация политического режима. Он отказался от ельцинской политики торга за близость к президенту, его семье в процессе консолидации режима, от антикоммунизма в тех целях, от олигархов как одного из опорных элементов системы. По мнению политолога Л. Швецовой, налицо переход от византийской модели руководства обществом, составными элементами которой были "двор", семья, личная охрана и другие внеинституциональные центры принятия решений при существовании формально самостоятельных институтов власти - Думы, Совета Федерации - к прусско-немецкой. Эволюция российской политической системы идет в строну более институционального президентского правления.

Отмечая несомненную стабилизацию российского политического режима под влиянием принятых реформ, некоторые обозреватели (В.Т. Третьяков, В.В. Согрин и др.) отмечают и уязвимые места политической конструкции, которая сложилась в России в последнее время. По их мнению, основная опасность заключается в том, что российский парламент, превратившись в пропрезидентскую организацию, в которой конституционное большинство имеет партия "Единая Россия", в известной мере утратил свою основную социальную функцию: быть легальным институтом выражения и учета интересов и запросов различных слоев и групп общества в законодательной политике. А если учесть, что политические партии Росси не вполне соответствуют социальной структуре общества и тоже не вполне выполняют свою функцию представителей в политической системе интересов разных слоев. К тому же средства массовой информации, особенно общефедеральные каналы телевидения, поставлены под контроль властей, а на провинциальные воздействует местный административный ресурс, - они также не являются, как в развитых странах, "четвертой властью", объективным зеркалом общественного мнения. Все это приводит к тому, что у населения не остается легальных, легитимных средств выражения и защиты своих интересов. Оно вынуждено подчас действовать, используя такие формы непосредственной демократии, как уличные шествия, пикеты, голодовки, перекрытия магистралей. Это, конечно, не лучший способ предъявления и защиты своих интересов, чреватый нестабильностью в обществе. О том, что эти опасения не напрасны, свидетельствовали события, последовавшие после начала осуществления реформы о монетизации льгот различным слоям населения. Эта реформа обсуждалась в течение нескольких месяцев в Федеральном Собрании, докладчики уверяли, что никто не пострадает, бюджетные ассигнования на эти цели увеличиваются в 3 раза. Но когда эта реформа начала реализовываться, десятки тысяч пенсионеров, инвалидов, ветеранов труда вышли на улицы, стали перекрывать движение транспорта, причем это происходило не только в Самаре, Твери, Казани, но и в Санкт-Петербурге и Москве. Федеральным властям пришлось, направить из бюджета 350 млрд. рублей, чтобы смягчить это массовое недовольство.

Третье главное направление внутренней политики Путина - либерально-рыночные нововведения в экономической и социальной сфере - реализовывалось последовательно на протяжении всего периода его пребывания у власти, причем во второй срок его президентства оно приобрело более жесткий характер, что стало возможным в результате резкого ослабления левой оппозиции. Экономический блок исполнительной власти неизменно возглавляли убежденные рыночники (Г. Греф, А. Кудрин и др.), не отличавшиеся по взглядам и подходам от "команды Гайдара". Их действия и реформы вызывали острую критику со стороны общественных политических сил, но необычайно благоприятные результаты экономического развития России в постъельцинский период и конечно поддержка Президента, позволяли им сохранять министерские кресла и избранный социально-экономический курс.

Экономическая программа В.В. Путина включала необходимость структурной перестройки экономики, формирования современных рыночных институтов, создание благоприятного инвестиционного климата, дальнейшей капитализации экономики. Это должно было способствовать достижению стратегической цели - завершения перехода к современной рыночной экономике. Для решения поставленных задач была предложена экономическая доктрина, которая сочетала идеи упорядоченного рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Государству в ней отводилась роль силы, не только обеспечивающей равные для всех правила игры в рыночной экономике, но и осуществляющей координацию всех иных экономических и социальных сил для достижения общих целей быстрого и устойчивого социально-экономического развития страны.

Начиная с 1999 г. и на протяжении всех последующих лет, прирост российского ВВП оставлял не менее 6 % в год, что позволило успешно выплачивать внешние долги, поднимать (но ненамного) уровень зарплат и пенсий, постоянно снижать инфляцию. Главной причиной позитивных экономических результатов явился не только рекордный рост мировых цен на нефть (в 2 с лишним раза в течение 5 лет) - основной статьи российского экспорта, но и другие факторы, например, начавшийся рост производства в самых разных отраслях, в том числе в легкой, пищевой промышленности и в сельском хозяйстве. В связи с этими экономическими успехами, В. Путин в 2003 г. выдвинул задачу удвоения ВВП в течение 10 лет, а в 2004 г. указал на возможность и необходимость решения этой задачи к 2010 г.

Благоприятные внешнеполитические условия, а также мощная поддержка населения, позволили Путину уже вначале второго срока президентского правления начать ряд либеральных реформ, на которые не решался (хотя постоянно их декларировал) Б.Н. Ельцин. Одной из главных среди них стала начало разгосударствления, перевода на рыночные рельсы и свободное ценообразование естественных монополий - электроэнергетики, железнодорожного транспорта и газовой отрасли. Другим примером подобной реформы стал федеральный закон 2003 г. об обороте земель сельхозназначения, разрешивший их продажу в частную собственность, правда, на условиях, которые определяются каждой региональной властью самостоятельно.

Жесткой социальной мерой стали реформы ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства), принятые в 2003 г. Жилищный кодекс отменял федеральные стандарты предельной стоимости коммунальных услуг, а также максимальной доли семейного дохода, потраченного на их оплату. Государство фактически освободило себя от обязательств по обеспечению бесплатным жильем нуждающихся категорий граждан. Вместо этого была продекларирована программа строительства ипотечного жилья по западному, преимущественно американскому образцу (во многих странах Западной Европы государство принимает на себя обязательство по обеспечению жильем семей с низкими доходами).

Учитывая растущее недовольство населения, а также то, что резкий подъем цен в жилищно-коммунальном хозяйстве вызвал всплеск инфляции, который поставил под угрозу намеченные темпы ее сокращения, Президент вновь обратил внимание Правительства на необходимость установить границы роста цен на услуги ЖКХ, на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки в пределах 20 - 22 % в год. 19 декабря 2005 г. эта инициатива Президента была принята Государственной Думой сразу в трех чтениях. Таким образом, государственная власть уже не доверяет рыночным механизмам, вмешивается в ценообразование с целью обеспечить социально приемлемый рост цен на основные энергоносители и расходы ЖКХ.

Подводя итоги экономического развития страны за 8 лет своего президентства В.В. Путин, выступая 21 ноября 2007 г. на Форуме своих сторонников в "Лужниках", отметил, что рост ВВП за 8 лет составил 70 %, суммарная капитализация российских компаний возросла более, чем в 30 раз, Россия вернулась в первую десятку экономик мира. Независимые эксперты и у нас в стране и за рубежом убеждены: если продолжиться нынешний курс развития страны, сохраняться темпы прироста экономики - Россия в течение 10 лет способна войти в первую пятерку ведущих крупнейших экономик мира. Кардинально изменилась и ситуация в социальной сфере. Реальная (за вычетом инфляции) начисленная зарплата выросла в 3 раза. Благодаря активной социальной политике снижается смертность. Россия полностью рассчиталась с внешними долгами, накопила значительные материальные и финансовые ресурсы. Теперь мы уже в состоянии дополнительно направлять сотни миллиардов на повышение пенсий и заработных плат, на инновационную перестройку нашей промышленности, на подъем науки, образования, здравоохранения. Вместе с тем, Президент в своем выступлении обратил внимание и на нерешенные проблемы: незаслуженно бедно живут пока многие наши пенсионеры и ветераны; села и малые города по качеству жизни неизмеримо отстают от мегаполисов и крупных промышленных центров, как это было десятилетия назад, больших вложений и большего внимания требует оборонно-промышленный комплекс, армия, флот; сломлен, но не окончательно добит терроризм; медленнее, чем хотелось, отступают коррупция, наркомания, организованная преступность. Выше должна быть зарплата учителей, работников здравоохранения.

Социальную направленность государственной политики, учитывая недовольство населения принятыми либеральными реформами, призваны были усилить приоритетные национальные проекты. 5 сентября 2005 г., выступая перед членами Правительства, Госсовета и депутатами Парламента, президент В.В. Путин объявил о необходимости сконцентрировать государственные усилия на нескольких направлениях - здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Все они напрямую были направлены на человека, на повышение его защищенности, качества жизни. Реализацию этих национальных проекта Президент взял под личный контроль. 21 октября 2005 г. его приказом создается новая структура - Совет по реализации приоритетных национальных проектов, в которые вошли госслужащие, представители местного самоуправления, бизнесмены, эксперты. 14 ноября 2005 г. Президент усиливает Правительство новыми кадрами - глава президентской администрации Д.А. Медведев назначен первым вице-премьером, ответственным за реализацию национальных проектов. Решение этих важных задач было обеспечено увеличением финансирования указанных сфер: на эти цели было направлено только в 2006 г. свыше 160 млрд. рублей.

Эти меры, а финансирование этих национальных проектов не только продолжалось, но и наращивалось на протяжении 2007 и 2008 гг., положительно сказались на качестве жизни значительных групп населения.

Реализация этих программ, особенно в области здравоохранения и обеспечения жильем, должны были способствовать острейшей для страны демографической проблемы. Ее население в 1990-2005-е гг. ежегодно сокращалось примерно на миллион человек. Эта грозная проблема. За прошедший век территория России сократилась на 5,5 млн. кв.км., а население - на 20 - 25 млн. человек. Между тем, за этот период население планеты выросло в 6 раз, и если раньше каждый седьмой или восьмой житель проживал на той части суши, которая называлась Россией, то сейчас только 2,3 % населения земного шара проживает на все еще 1/8 части суши. Никогда в истории не существовало такого несоответствия между величиной территории государства и численностью населения. Поэтому главный вопрос для нас - удержать эту территорию, особенно с учетом того, что на нее приходится до 40 % многих основных природных ресурсов.

Правительство, понимая важность этой проблемы, выделило для ее решения большие деньги. Планируется направить в ближайшие три года на эти цели 10 млрд. евро. Речь идет о сокращении смертности населения, в том числе в младенческом возрасте и увеличении рождаемости. Повысились государственные выплаты на содержание детей до полутора лет, родовые сертификаты, предусмотрены льготы по оплате содержания детей в детских садах, а также решено выделить по 250 тыс. рублей в качестве материнского капитала за каждого второго ребенка в семье, рожденного после 1 января 2007 г. с ежегодной индексацией этой суммы. Первые результаты уже есть: в 2007 г. достигнут рост рождаемости в стране на 9 %, снижение смертности - на 10 %, но решение этой проблемы остается главным приоритетом правительства России.

Отмечая позитивные сдвиги в повышении качества жизни россиян в результате реализации приоритетных национальных проектов, вместе с тем их целевое назначение заключалось в "расшивании" наиболее узких, болезненных проблем социальной сферы, на решение этих задач выделялось около 3 % бюджетных средств страны. В настоящее время руководство России ставит задачу создания целевых программ, предусматривающих комплексное решение назревших социальных задач.

Подводя итоги экономического курса Правительства, необходимо подчеркнуть противоречивость его результатов. Прежде всего необходимо отметить, что удалось преодолеть кризисные явления в экономике, спад производства, обеспечить стабильный экономический рост. Аналитики и экономисты отмечают, что в известной мере эти успехи базируются на исключительно благоприятной конъюнктуре цен на энергоносители, прежде всего на нефть и газ.

Главные проблемы дальнейшего роста экономики страны заключаются в следующем: медленно идет ее структурная перестройка, а развитие на прежней основе практически исчерпано, необходима перестройка экономики на инновационных началах. За 90-е гг. практически не обновлялись оборудование, станочный парк нашей промышленности. В большинстве отраслей износ оборудования составляет 75 - 90 %. Очень медленно растет производительность труда, ее в разы опережает рост заработной платы, что опасно для экономики. Медленно идет перестройка на рыночных началах естественных монополий. Еще нельзя сказать, что созрели благоприятные условия для малого и среднего бизнеса. Важнейшим тормозом на пути экономического и социального развития страны является коррупция, которая пронизала все элементы общества сверху донизу. Важнейшим условием успешного развития рыночной экономики является авторитетная и независимая судебная система, которой еще предстоит стать таковой. Еще не созданы необходимые условия для эффективного развития науки и образования.

Отвечая на назревшие потребности социально-экономического развития страны, Президент Путин в своем последнем Послании Федеральному собранию 26 апреля 2007 г. сделал акценты на структурной перестройке экономики, переводе ее на инновационные рельсы, чего не удавалось добиться в предшествующие годы, подчеркнув стратегический, судьбоносный характер для страны решения этой задачи. Для мобилизации необходимых средств для этого Президент предложил уже не проводить политику складывания средств, получаемых от нефтегазовых экспортных доходов, "в кубышку", Стабилизационный фонд, а предложил разделить этот фонд на три части: резервный фонд для целей минимизации рисков нашей экономики вследствие резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках (что оказалось очень актуальным в связи с резким снижение цен на нефть осенью 2008 г.), вторую часть нефтегазовых доходов направить в федеральный бюджет для выполнения масштабных социальных программ и создать Фонд будущих поколений, который предложено назвать фондом национального благосостояния с тем, чтобы использовать эти средства для поддержки пенсионной системы и развития экономики, включая финансирование таких инновационных институтов, как Банк развития, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания.

В Послании Президента намечены следующие основные направления роста экономики: устранение инфраструктурных ограничений ее роста; повышение эффективности использования природных ресурсов; модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств. В числе приоритетов ближайших лет по первому направлению предусматривается развитие электроэнергетики, нехватка мощностей которой уже является препятствие для дальнейшего роста экономики. Фактически намечен план второй масштабной электрофикации страны к 2020 г.: намечено увеличить на 2/3 производство электроэнергии. Государство и частные компании вложат в этот проект 12 трлн. рублей. Предполагается увеличить долю атомной, угольной и гидроэнергетики.

Другой элемент инфраструктуры будущего роста - это эффективная транспортная система. Плохое состояние и недостаток дорог - один из серьезных тормозов развития. Около 50 тыс. населенных пунктов не имеют выхода на магистральные дороги. Ежегодная сумма экономических потерь от этого оценивается в 3 % ВВП. Президент подчеркнул необходимость утвердить программу развития дорожной сети до 2015 г., предполагается также опережающее развитие железнодорожного транспорта, воздушных и водных путей. В частности, Президент внес предложение правительству проработать вопрос о строительстве второй линии Волго-Донского канала, которая способна кардинально улучшить судоходство между Каспийским и Черным морями, в чем заинтересована не только Россия, но и другие Прикаспийские государства.

Рассматривая втрое направление - рациональное использование природных ресурсов - президент отметил, что Россия заняла в 2006 г.1-е место по добыче нефти, что касается переработки нефти, то мы здесь существенно отстаем. Правительству предложено разработать систему мер, стимулирующих увеличение переработки сырья внутри страны. У нас сжигается в факелах более 20 млрд. кубических метров попутного газа, хотя в мире действует система мер, предупреждающих это расточительство, доказавшая свою эффективность. Правительство уже приняло решение о поэтапном повышении экспортных пошлин на круглый лес, поставило вопрос о развитии собственной деревоперерабатывающей базы. Мы, страна, обладающая богатейшими морскими рыбными промыслами. Президент поставил вопрос о прекращении выдаче квот иностранным компаниям, отдавая предпочтение отечественным, которые развивают собственную переработку рыбы.

Что касается модернизации и развития высокотехнологичных промышленных отраслей, то в послании президента сделан акцент на развитии тех из них, которые должны стать важным звеном инновационной экономики. Речь идет о таких отраслях, как авиационная, судостроительная отрасли, в развитии которых наши позиции были утрачены в последние годы. Решено создать условия для модернизации этих отраслей, частично опираясь на советский опыт концентрации ресурсов и организационного руководства, конечно, с существенной поправкой на рыночные условия развития экономики. Создаются объединенная авиастроительная и объединенная судостроительные корпорации, которые должны включать все сегменты - от проектирования и строительств воздушных и морских судов до их сервисного обслуживания и ремонта. Эти отрасли получают господдержку. Наконец, в послании президента поставлены масштабные задачи подъема отечественной науки. Только в 2008 г. на программу фундаментальных исследований через Российскую академию наук (РАН) предполагается направить 48 млрд. рублей. Другое направление поддержки науки - целевые программы, в рамках которых государственные заказы на прикладные научные исследования и разработки должны выставляться на открытые конкурсы. Объем таких целевых программ только в 2008 г. составляет 33 млрд. рублей.

Президентом поставлена задача формирования научно-технического потенциала, адекватного современным вызовам мирового технологического развития. В этой связи подчеркнута необходимость создания эффективной системы исследований и разработок в области нанотехнологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании, которые становятся ключевыми направлениями современных промышленности и науки. На эти цели государство выделяет не менее 130 млрд. рублей, а с учетом целевых научных программ - 180 млрд. рублей, т.е. сумму, сопоставимую с общим объемом финансирования науки. Для организации работы в рамках этого направления специально создана Российская корпорация нанотехнологий.

Подводя итоги модернизационного курса В.В. Путина, которые по понятным причинам могут носить только предварительный характер, следует отметить некоторые отчетливые тенденции. Внутриполитический курс президента В.В. Путина представляет сознательно выбранный самостоятельный вариант модернизации, рассчитанный на успех в условиях России. Он получил широкую поддержку в обществе, причина которой заключена в глубоком разочаровании большинства россиян в результатах деятельности как М. Горбачева, так и Б.Н. Ельцина и в желании видеть воплощенными в жизни те ценности, которые значатся на первых местах в программе Путина.

президент путин медведев ельцин

Президентское правление Путина, по мнению В.В. Согрина, можно было бы определить как реформаторский авторитаризм. Авторитаризм проявился в демонстрации политической воли и определяющей роли Президента в выдвижении и одобрении всех сколько-нибудь важных государственных решений, как и в регулировании основных сторон жизни общества. Реформаторский же характер авторитаризма заключается в желании соединять вождизм и государственничество с либерализмом и пестовать начала и институты современного общества. Но соединимы ли государственничество и либерализм, авторитаризм и современность? С исторической точки зрения, вопрос остается открытым, хотя очевидно и то, что совмещение либерализма и государственничества крайне проблематично, и если они уживутся, то это станет исключением из правил российской истории.

2. Избрание Д.А. Медведева Президентом РФ, его первые политические инициативы

В любой политической системе, где нет четкого и однозначного механизма передачи власти, как в монархических режимах с определенным порядком престолонаследия или демократических системах, где власть определяют выборы, передача власти всегда сопровождается кризисными явлениями и ожесточенной борьбой. В России, где по ряду объективных причин (огромная территория, многонациональный и многоконфессиональный состав населения, многоукладность, особенности политической культуры) на всех исторических этапах власть имела авторитарный характер, который определял принципиально важную роль первого лица в государстве. Вот почему уже в 2007 г. за год до президентских выборов в России стала нарастать напряженность, связанная с предстоящей сменой главы государства.

Согласно Конституции России 1993 г. Президент не может занимать этот выборный пост более двух раз. За 8 лет президентства В.В. Путина Россия смогла преодолеть угрозу распада страны, укрепилось ее единство, начался рост экономики после катастрофического ее падения в 1990-е гг., повысился уровень жизни населения, государство вернулось в число великих держав.В. В. Путин превратился в национального лидера, рейтинг доверия которому среди населения превышал 70 %. Таких прецедентов, когда глава государства, находящийся в расцвете сил, в добром здравии, при динамичном развитии страны уходит в отставку, в российской истории еще не было.

В связи с этим в 2007 г. были предприняты инициативы, приобретшие массовый характер, предлагавшие Путину остаться на третий срок. Они инициировались и снизу, самим населением (в Осетии, ряде других областей, общественное движение в поддержку Путина), и, конечно, из среды правящей элиты, которая очень боится всяких изменений вертикали власти. Сам Путин неоднократно заявлял, что он не собирается нарушать Конституцию и избираться на третий срок. Но инициативы не прекращались и приобрели особенно настойчивый характер в последние месяцы перед выборами, когда с ними выступили видные деятели культуры (Н. Михалков, писатель А. Проханов и др.). При этом они предлагали или изменить те положения Конституции, которые ограничивали работу Президента двумя сроками, или В.В. Путину занять пост председателя Правительства, перераспределив властные полномочия от Президента в пользу премьер-министра. Эти инициативы можно было легко реализовать, если учесть, что правящая партия "Единая Россия", которая основным смыслом своей деятельность объявила поддержку курса Путина, имела в Думе конституционное большинство. И ей не представляло труда изменить положения Конституции, которые определяли сроки работы Президента и его полномочия.

В.В. Путин и в этой ситуации отверг оба эти варианта возможности сохранить за собой президентскую власть, заявив, что он не собирается изменять Основной закон страны.21 ноября 2007 г. в канун выборов в Государственную Думу он выступил на Форуме своих сторонников в Лужниках и объявил о своем согласии возглавить список партии "Единая Россия" на выборах в Госдуму, оставаясь беспартийным, объясняя этот шаг необходимостью обеспечить законодательную поддержку курса, который проводился в годы его президентства, его преемственность. В значительной мере, благодаря поддержке популярного лидера партии, "Единая Россия" на выборах в Государственную Думу получила конституционное большинство (315 мест). Благодаря этим результатам выборов, говоря словами В.В. Путина, возникла уникальная возможность "создать в парламенте устойчивое конституционное большинство и сформировать на его базе дееспособное правительство", способное сохранить и гарантировать преемственность курса.

декабря 2007 г. партийные лидеры "Единой России", "Справедливой России", "Гражданской силы" и "Аграрной партии" выдвинули в президенты кандидатуру Д.А. Медведева. Это предложение поддержал В.В. Путин.17 декабря на съезде партии "Единая Россия" уже по предложению В.В. Путина Д.А. Медведев был выдвинут кандидатом в Президенты от этой партии. Президент на этом съезде определил этот выбор как оптимальный. "Дмитрий Анатольевич Медведев, - со слов В.В. Путина, - является человеком исключительно честным и порядочным", он работал на разных, очень ответственных участках, которые казались абсолютно запущенными и неподъемными, превратился в отличного волевого администратора с государственным мышлением. "Могу с полной ответственностью сказать, что его главными жизненными приоритетами являются интересы государства и его граждан. В руки такого человека не стыдно и не страшно передать основные рычаги управления страной, судьбу России".

Перед кандидатом в Президенты стояла непростая задача.8 февраля 2008 г. Президент В.В. Путин выступил на расширенном заседании Госсовета с программной речью "О стратегии развития России до 2020 года". Медведеву предстояло в своих предвыборных выступлениях конкретизировать задачи, поставленные в этой программной речи на предстоящие 4 года, сформулировать свое видение подходов и механизмов реализации перспективных задач развития страны.

февраля Д.А. Медведев выступил в Красноярске на V Экономическом форуме, на котором он в развернутом виде представил основные приоритеты ближайшего 4-летия: "институты, инфраструктура, инновации, инвестиции". Эта речь явилась продолжением, развитием и конкретизацией программного выступления В.В. Путина на расширенном заседании Госсовета.

Д.А. Медведев начал свое выступление, объединив стратегические тезисы Президента и собственные наработки по борьбе с правовым нигилизмом. "Неделю назад Владимир Путин обозначил ориентиры развития экономики инновационного типа и формирование широкого среднего класса", - сказал Д.А. Медведев и попытался ответить на вопрос, какими способами можно добиться этого, "чтобы гордиться не только прошлым, но и настоящим". "В основе нашей политики должен лежать принцип, - подчеркнул кандидат в Президенты, - который считаю (несмотря на всю его очевидность), важнейшим в деятельности любого современного государства, стремящегося к достижению высоких стандартов жизни. Это принцип "свобода лучше, чем несвобода". Эти слова - квинтэссенция человеческого опыта. Речь идет о свободе во всех ее проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения". Особенностью подхода Д.А. Медведева к реализации стратегических задач является его убеждение, что важнейшим условием их осуществления является преодоление правового нигилизма, формирование в российском обществе современной правовой культуры, цивилизованной правовой системы, включая независимую судебную систему. Кандидат в Президенты наметил и контуры административной реформы, которые должны сформировать максимально комфортные, в том числе и психологические условия, для ведения бизнеса. "У нас есть уникальный шанс начать не с передела собственности, - подчеркнул Д.А. Медведев, а с признания ее ценности". Кандидат в Президенты предложил набор мер, направленных на укрепление финансовых рынков и банковой системы страны с тем, чтобы рубль стал одной из мировых резервных валют, а Россия - одним из мировых финансовых центров.

Говорил вице-премьер и о необходимости модернизации инфраструктуры страны, в первую очередь, о дорогах. "А ведь это территориальная свобода", - сказал он. И предложил создать государственное АО, которое привлекало бы "длинные деньги" на устройство дорог, но не вело собственной хозяйственной деятельности.

Д.А. Медведев говорил о социальной политике, которой он последние годы детально занимался, но больше не с точки зрения численной конкретики, а с перспективной попытки изменения менталитета населения и идеологии реформ в образовании и медицине. Его четкая позиция заключалась в тезисе: "Инвестиции в человека - наш долг".

Вспомнил вице-премьер и "о душе", тревожась за культурные ценности, которые могут быть вытеснены информационным потоком.

В беседе после Форума с журналистами в Красноярске Д.А. Медведев сказал, что он не считает продуктивной дискуссию о национальной идее. Другое дело, что у каждой нации должен присутствовать набор принципов. "Даже эта задача - четыре "И" - это не национальная идея, упаси Бог, а набор принципов на ближайшие годы. Поэтому если мы не будем цепляться за какие-то универсальные категории, а будем заниматься конкретными вещами, то тогда мы и большие задачи сможем осилить", - заявил Д.А. Медведев.

марта 2008 г. уже в первом туре на выборах Президента России победил Д.А. Медведев, получив 70 % голосов избирателей. В своей инаугурационной речи новый глава государств назвал главной задачей для себя развитие гражданских и экономических свобод в стране. "Мною принесена президентская присяга: она дается народу России, и в ее самых первых строках - обязательство уважать и охранять права и свободы человека. Именно они признаны высшей ценностью в нашем обществе, и именно они определяют смысл и содержание всей государственной деятельности", - подчеркнул Президент России. Следуя взятому курсу на преодоление правового нигилизма, Д.А. Медведев отметил, что особое внимание он придает фундаментальной роли права. Кроме того, по словам Президента, Россия должна использовать шанс стать одной из лучших стран. Он пояснил, что имеет в виду: родному государству следует обрести наиболее комфортную, уверенную и безопасную страну для жизни наших людей. Д.А. Медведев заверил граждан страны, что будет работать с полной отдачей сил как Президент и человек, "для которого Россия - это родной дом, родная земля".

Аналитики еще до избрания Д.А. Медведева Президентом прогнозировали, что в связи с тем, что признанный лидер страны, партии, имеющей конституционное большинство в Государственной Думе, В.В. Путин возглавит Правительство, конфигурация исполнительной власти в стране изменится. Действительно, если раньше, будучи Президентом, В.В. Путин возглавлял всю вертикаль исполнительной власти, непосредственно руководил работой Правительства, вел его заседания, выдвигал важнейшие его инициативы, т.е. при нем роль Правительства была "технической".

После избрания Д.А. Медведева Президентом Путин был назначен председателем Правительства, и он изменил организацию его работы: выделил Президиум, который включает ключевых министров, заседающих еженедельно под руководством премьера, а весь состав Правительства собирается для обсуждения назревших вопросов один раз в месяц. Д.А. Медведев непосредственно не руководит Правительством, т.е. оно уже не имеет "технический характер".

Четко просматривается такое разделение функций Президента и Председателя Правительства: Д.А. Медведев руководит внешней политикой, силовым блоком, заседаниями Совета безопасности России, реформой правовой системы в стране, В.В. Путин руководит Правительством, развитием экономической и социальной сфер общества. Представляется, что такое разделение функций перспективно для России, поскольку, когда все рычаги власти сосредоточены и все важнейшие инициативы исходят от одного лица - это чревато нестабильностью.

Новый Президент без раскачки преступил к реализации намеченных планов и обещаний избирателям. Он вскоре после избрания поставил вопрос и создал рабочую группу по реформированию судебной системы, сформулировав при этом цель - сделать нашу судебную систему реально независимой ветвью власти, в то время как пока она фактически зависит от исполнительной власти, "денежного мешка", от криминала. Другая важнейшая проблема, разрешение которой непосредственно возглавил Президент - борьба с коррупцией. Д.А. Медведев отметил, что коррупция не только разъедает госаппарат и делает его неэффективным. Главное, что коррупция подрывает доверие народа к власти. Он подчеркнул, что проблема коррупции в нашей стране стала системной и ей необходимо противопоставить системный ответ. По инициативе Президента были созданы антикоррупционный Совет, который он сам возглавил, межведомственная группа (ее курирует руководитель Администрации Президента С. Нарышкин), которым поручено разработать комплексную систему мер борьбы с коррупцией, внести соответствующий пакет законов в Государственную Думу. 31 июля 2008 г. Д.А. Медведев утвердил "Национальный план противодействия коррупции", который включает меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, совершенствованию государственного управления, по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. Предусматриваются и первоочередные меры по реализации этого плана. Надо сказать, что до сих пор все попытки разрешить эту проблему в нашей стране и в дореволюционный, и советский, и постсоветский периоды были неэффективны, так что если удастся серьезно ограничить коррупцию (полностью справиться с ней ни одно государство не смогло), это будет важный прецедент в отечественной истории.

Вместе с тем, Д.А. Медведеву летом и осенью 2008 г. пришлось столкнуться с двумя очень серьезными внешними вызовами: варварской агрессией грузинской армии, спровоцированной Президентом М. Саакашвили, на Южную Осетию, и мировым финансовым кризисом, который начался в США и в силу глобальности современной экономической системы распространился практически на весь остальной мир, в том числе негативно сказался и на России.

Следует подчеркнуть, что молодой Президент достойно встретил эти вызовы. После получения информации о вероломном нападении грузинских войск на Южную Осетию, гибели десятков российских миротворцев и тысяч мирных жителей Южной Осетии, большинство из которых имели российское гражданство, он как верховный главнокомандующий вооруженными силами России принял ответственное решение о применении силы для принуждения Грузии к миру. Российские войска не только выдворили агрессоров с территории Южной Осетии, но и ликвидировали военные базы на грузинской территории, с которых направлялась эта агрессия. Россия впервые в постсоветский период проявила себя державой, с которой следует считаться, которая может решительно отстаивать свои интересы. Далее последовало признание Россией Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами, несмотря на давление стран Запада. В результате этих действий, которые единодушно признаны в нашем обществе успешными, авторитет Д.А. Медведев как Президента несомненно вырос.

Противодействуя негативному воздействию мирового финансового кризиса, российское руководство во главе с Д.А. Медведевым приняло оперативные меры по поддержке банковской системы, финансовых рынков, реального сектора экономики, выделив из государственных резервов триллионы рублей. Более того, Россия активно включилась в международную дискуссию о том, как преодолеть последствия этого мирового финансового кризиса и предотвратить его повторение. Сложность этой проблемы заключается в том, что это первый мировой финансовый кризис в условиях глобальной экономики, с которым человечество еще не сталкивалось.

Д.А. Медведев выступил с конкретными предложениями по преодолению негативных последствий и предупреждению вновь подобных мировых финансовых кризисов сначала 8 октября 2008 г. на конференции по международной политике в Эвиане, а затем на саммите 20-ти представителей самых развитых экономик мира в Вашингтоне. Предложения Президента России сводятся к изменению архитектуры сложившейся мировой финансовой системы. Он высказался о необходимости упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования, избавиться от дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ, укреплять систему управления рисками, обеспечить максимальное раскрытие информации о компаниях, сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров международной торговли, от свободы перемещения капиталов. Эти предложения были учтены в итоговом документе Вашингтонского саммита.

Наконец, 5 ноября Д.А. Медведев выступил со своим первым Посланием Федеральному Собранию, в котором акцентировал внимание на внутренних проблемах и внешних вызовах, которые стоят сегодня перед Россией, обозначил пять главных приоритетов своей политики. Аналитики отмечают, что фактически этот документ - доработка и развитие той программы, с которой будущий Президент шел на выборы.

Подводя итоги уходящего года, Д.А. Медведев двумя главными событиями назвал финансовый кризис и грузинскую агрессию против Южной Осетии. В обоих случаях российское руководство склонно считать виновной администрацию США.

Пожалуй, главной новацией Медведева была его инициатива об увеличении срока полномочий Президента и Парламента до 6 и 5 лет соответственно. При этом он добавил, что "речь идет не о Конституционной реформе, а о корректировке Конституции. Так что реформаторский зуд в отношении Основного закона абсолютно неуместен". Речь идет о развитии российской политической системы, отвечая на новые вызовы, о повышении ее устойчивости.

Президент вновь подверг острой критике всевластие и самодержавие бюрократии в нашей стране, назвал эту систему неэффективной, противоречащей Конституции, тормозящей развитие экономики. Тем самым, он категорически выступил против порочной практики вмешательства государства в очень многие социальные процессы, которые могли бы происходить без него. И предложил пакет мер для того, чтобы укрепить самостоятельность общества и его активность. Можно, конечно, обсуждать, насколько они достаточны. Но сказано главное: не общество для государства, а государство для общества. Этим Президент берет и на себя дополнительную ответственность: в первую очередь, она будет заключаться в широком диалоге с обществом как раз для реализации тех предложений, о которых было сказано в Послании.

Президент сформулировал ряд существенных предложений по развитию такого демократического института, как партийная система, а также по совершенствованию норм отечественной избирательной системы.

Говоря о развитии партийной системы, Д.А. Медведев, не отказываясь от 7% барьера для партий на выборах в Государственную Думу, предложил тем из них, кто получил от 5 до 7 % голосов, предоставить гарантированное право на 1 - 2 депутатских мандата. В данном случает речь идет о расширении представительства граждан в Парламенте, поскольку около 5 млн. человек, честно исполнивших свой гражданский долг, проголосовали за партии, которые в Думу не прошли. Президент также считает, что необходимо обсудить количество подписей, необходимых для партий для участия в выборах, и одновременно для выборов всех степеней отменить практику денежного залога. Кроме того, глава государства выступил за поэтапное снижение количества членов для регистрации новой партии (сейчас минимальное их число - 50 тыс.) и за законодательное введение ротации руководящего состава партии. Президент также озабочен тем, чтобы дать дополнительные права партиям и в регионах. В частности, он уверен, что предлагать кандидатуры на пост главы субъекта Федерации должны исключительно партии, набравшие большее количество голосов на региональных выборах. Глава государства также считает, что парламентским партиям необходимо предоставить равные возможности для освещения их работы в средствах массовой информации.

Изменения в избирательное законодательство, по предложению Д.А. Медведева, затронут не только Думу, но и Совет Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания должна формироваться из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления. Это, считает Президент, позволит работать в Совете Федерации людям, имеющим опыт общения с непосредственными избирателями. В дополнение к этому глава государства считает целесообразным отменить ценз оседлости, существующий сегодня для сенаторов (каждый из них, согласно действующему законодательству, должен прожить в регионе последние 10 лет).

Еще одна инициатива Президента дает органам местного самоуправления контролировать и даже освобождать от должности руководителей муниципалитетов, а также предлагает дополнительные меры по привлечению к законотворчеству представителей неправительственных организаций и членов Общественной палаты.

Четырем "И" (институты, инновации, инфраструктура, инвестиции), которые Президент выдвинул в качестве приоритета своей политики еще во время избирательной кампании, в Послании Федеральному Собранию он добавил "интеллект". Через все Послание, начиная с его первых слов и заканчивая последними, проходит призыв к развитию интеллекта, к опоре на молодежь.

3. Внешняя политика России

На рубеже второго и третьего тысячелетия Россия столкнулась с новой геополитической ситуацией, возникшей в результате развала Советского Союза и прежнего двухполярного мира, в рамках которого в послевоенный период с помощью сдержек и противовесов с двух сторон обеспечивалась определенная стабильность в международных отношениях. В мире восторжествовала модель однополярного мира, в которой единственная сверхдержава, США, взяла на себя роль метарегулятора международных отношений, не согласовывая своих действий ни с ООН, ни с собственными партнерами, став одним из факторов нестабильности в современном мире.

Россия в начале 1990-х гг. оказалась перед новыми очень серьезными внешними вызовами, в условиях резкого ослабления ее государственности, внутриполитической нестабильности, громадного внешнего долга, который составлял около 280 млрд. долларов. Радикальная трансформация социально-экономического и политического строя также не способствовала активной роли России в международных делах. Российские реформаторы во главе с Б.Н. Ельциным, которые возглавляли процесс либеральных реформ по западной модели, в начале 1990-х г. всячески стремились сломать барьеры, отделяющие Россию от Запада. Еще М.С. Горбачев провозгласил концепцию "нового мышления для нашей страны и всего мира", утверждал, что наступила-де эпоха торжества общечеловеческих ценностей, что у России нет внешних врагов, о начале эры российско-американской дружбы. Руководствуясь этими соображениями, России пошла на сворачивание своего военно-политического и экономического присутствия в таких важных геостратегических районах, как Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Африка. До 1993 г. Запад не услышал от России "нет" ни по одному значимому вопросу международной жизни. Министр иностранных дел РФ А. Козырев выразился откровеннее других: "Зачем нам своя внешняя политика, если в Вашингтоне ее делают лучше?".

Перелом в российско-американских отношениях начался после того, как Президент США Б. Клинтон заявил, что США намерены распространить НАТО на Восток. Естественно перед российскими руководителями возник вопрос: Варшавский договор распущен, в ноябре 1990 г. в Париже М.С. Горбачев подписал Хартию о безблоковой Европе, - почему же Североатлантический союз вознамерился активно продвигаться к границам России?

В тот период Россия не могла существенно противодействовать расширению НАТО. Вместе с тем, чтобы как-то смягчить эту проблему, в мае 1997 г. между Россией и НАТО был подписан "Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности". В документе говорилось о том, что стороны не рассматривают друг друга в качестве противников. Но уже очень скоро западные страны проигнорировали эти договоренности, приступив к вооруженной агрессии за пределами зоны традиционной ответственности НАТО (под предлогом защиты косовских албанцев), - бомбардировкам Югославии весной 1999 г. В 1999 г. Польша, Чехия, Венгрия вступили в НАТО, а такие страны, как Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словения, Словакия, Эстония стали новыми кандидатами на вступление в НАТО. В том же году главами этого Альянса была принята новая стратегическая концепция, согласно которой НАТО, кроме коллективной обороны, готово было выполнять и другие военно-политические миссии, к тому же и за пределами стран-участниц блока, не согласовывая эти свои акции с ООН.

Таким образом, руководители США и их западные союзники преподнесли новой России довольно жесткий урок приоритета своих национальных интересов, силовых действий над горбачевским "новым мышлением для нашей страны и всего мира". Этот "урок" был продемонстрирован США и их союзниками не только бомбардировками Югославии, но и войной в Ираке, где также военные действия велись США из-за своих национальных геополитических интересов, а вовсе не исходя из общечеловеческих ценностей.

Внешнеполитический курс России стал существенно меняться с приходом к руководству страной В. В, Путина, который провозгласил, что российская внешняя политика должна руководствоваться национальными интересами. Постепенно Россия стала восстанавливать свои позиции на международной арене. Она стала активно сокращать свой громадный внешний долг, уменьшая таким образом свою зависимость от западных кредиторов. Начавшийся рост российской экономики, ее возрастающая роль как мировой энергетической державы, стабилизация внутриполитического положения в стране, возрождение ее вооруженных сил - все это стало фундаментом становления независимой внешнеполитической стратегии России.

Начиная с 2004 г., внешнеполитический курс России уже не находился в фарватере внешней политики США, а выстраивался исходя из национальных интересов. Вновь стали налаживаться дипломатические отношения с Кубой, Ираном, Северной Кореей, Вьетнамом, другими государствами, с которыми существовали многолетние экономические, политические и культурные связи. Но в отличие от советских времен они базируются не на идеологической основе, а на взаимовыгодном экономическом сотрудничестве. Очевидно также начавшееся перемещение акцентов во внешней политике с российско-американских отношений на дипломатическое и иное взаимодействие с европейскими странами.

Произошло выравнивание внешней политики России, ее вектор стал более сбалансирован в отношениях не только с Западом, но и с Востоком. Активизировалось восточное направление российской политики, были урегулированы пограничные проблемы с Китаем, и наша страна 16 июня 2001 г. подписала Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве с этой великой страной. Стали успешно развиваться экономические, политические и культурные взаимосвязи с другой великой восточной страной - Индией. Реальная значимость Китая и Индии в современных условиях определяется не только их гигантским людским потенциалом (их население составляет треть населения планеты), но и очень быстрыми темпами их экономического роста. Эти две страны по объему ВВП в 2006 г. обогнали США. Кстати, доля Европейского Союза в мировом ВВП в этом же году также превзошла долю США. Все это подчеркивает экономическую несостоятельность претензий США на гегемонию в решении всех международных проблем. Только многополярное мироустройство, только согласованные усилия всех основных центров складывающего многополярного мира может обеспечить решение важнейших мировых проблем и предотвращение новых угроз.

Россия заняла самостоятельную позицию по отношению к вооруженному вторжению США в Ирак, по косовскому конфликту, по отношению к Ирану и Сирии, определила как приоритетное направление своей внешней политики отношения со странами СНГ, бывшими республиками СССР. В силу своей возросшей экономической и военной мощи, значительной роли в международных отношениях Россия была приглашена участвовать в совещаниях "восьмерки" держав, представляющих крупнейшие экономики мира. Если во времени М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина внешняя политика страны потеряла свою субъектность, т.е. перестала быть самостоятельным фактором в международных отношениях, то в начале XXI в. она возвращает себе роль самостоятельного субъекта в международных делах, демонстрирует свое стремление стать одной из главных сил, стабилизирующих международную обстановку.

Таким образом, главное достижение России в области внешней политики за последние годы - вновь обретенная внешнеполитическая самостоятельность. Более того, очевидно, что Россия может существовать в нынешних границах только как активная мировая держава, проводящая инициативную политику по всему спектру актуальных международных проблем на основе реалистической оценки собственных возможностей.

Надо сказать, что стремление России восстановить свой международный статус как великой державы вызывает яростное и неприкрытое противодействие со стороны США и некоторых других западных держав. Их устраивало положение России как слабой державы, идущей в фарватере их политики. В последнее время усилились нападки на курс нашей страны, которая все последовательнее отстаивает свои национальные интересы. Об этом свидетельствует выступление В. Путина в Мюнхене в начале 2007 г., последующие шаги нашего правительства, заявление Президента В. Путина в последнем Послании Федеральному Собранию о том, что Россия не собирается мириться с положением, как выполняется подписанный в 1990 г. Договор между Варшавским блоком и НАТО об обычных вооруженных силах в Европе, по которому Россия ограничена в вопросах дислокации вооруженных сил общего назначения на собственной территории. Путин обратил внимание на дискриминационный характер этого договора, указал, что США отнюдь не ограничены в передвижении своих войск на своей территории и на то, что наши партнеры даже не ратифицировали этот договор и в отличие от России не выполняют его, получая односторонние военные преимущества. Более того, США планируют разместить элементы своей стратегической системы противоракетной обороны в Чехии и Польше. В этих обстоятельствах Путин подчеркнул целесообразность объявить мораторий на исполнение Россией этого договора до тех пор, пока все страны НАТО без исключения не ратифицирует его и не начнут его строго выполнять. В декабре 2007 г. Президент подписал принятое Федеральным Собранием РФ решение о моратории на исполнение этого договора.

То, что Россия вернулась на мировую арену как ответственное государство, которое может постоять за своих граждан, отстоять свои национальные интересы, она продемонстрировала своими решительными действиями по пресечению варварской агрессии Грузии против народа Южной Осетии, в которой проживают в основном граждане, принявшие российское гражданство. Принуждение Грузии к миру и признание России независимости Южной Осетии и Абхазии также показали возросшее влияние России в мировых делах. Надежды грузинского президента, начавшего агрессию против Южной Осетии, на поддержку США оказались тщетными. Право США на монопольное применение силы в любом районе мира, которое они себе присвоили после распада СССР, в этот раз не сработало, что свидетельствует о том, что США отнюдь не всесильны.

В ситуации, вызванной попыткой Тбилиси разрешить конфликт с помощью применения грубой военной силы, как в зеркале нашло отражение несовершенство современной архитектуры международных отношений, которая проявляется в одностороннем реагировании, противостоящем многосторонней дипломатии, в ставке на силу в отличие от приверженности мирному урегулированию конфликтов, в сложной диалектике таких принципов, как территориальная целостность и право нации на самоопределение.

Президент РФ Д.А. Медведев, анализируя ситуацию, связанную с варварским нападением Грузии на Южную Осетию, сделал вывод, что в Европе до сих пор не создано такой системы коллективной безопасности, которая была открыта для всех и обеспечивала всем равную безопасность, не допускала бы саму возможность таких силовых конфликтов. Системные дефекты нынешней архитектуры европейской безопасности, которые проявились во время грузино-осетинского конфликта - это прежде всего натоцентризм, который по определению отрицает создание универсального механизма коллективной безопасности в Европе. Как подчеркнул министр иностранных дел России С.В. Лавров, именно навязывание всем, в том числе России, нарисованной на Западе картины развития мира в период с 1992 г. лежит в основе всех наших недоразумений.

Д.А. Медведев предложил заключить договор о европейской безопасности и дать старт этому процессу на общеевропейском саммите. Речь идет о создании подлинно всеобщей системы коллективной безопасности в Евроатлантике с полной интеграцией в нее России. В этом контексте предстоит честно рассмотреть и проблемы, связанные с кризисом ДОВСЕ, о размещении элементов глобальной ПРО США в Восточной Европе. В отсутствие разумного многостороннего диалога мы будем реагировать сами - в соответствии с принципом разумной достаточности. О таких возможных мерах Д.А. Медведев сказал в своем Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г.

В ответ на эти новые вызовы времени Д.А. Медведев сформулировал концепцию внешней политики России, суть которой в концентрированном виде была изложена в пяти принципах, изложенных Президентом в интервью российским СМИ 31 августа 2008 г., а также в своей первом Послании Федеральному Собранию РФ. Основное содержание этой концепции заключается в следующих положениях. Мы никогда не согласимся с правовым нигилизмом в мировых делах, с отношением к международному праву как "дышлу" и "уделу слабых", с любыми попытками действовать, нарушая международную законность, которая является воплощением нравственного начала в отношениях между государствами. Действительно, международное право - наша идеология в международных делах.

С окончанием холодной войны возникли предпосылки для утверждения принципов подлинной свободы в международном сообществе. Исчезли основания для блоковой политики. Возросла многовариантность в поведении государств на международной арене. Уже не действует пресловутый принцип - или с нами, или против нас. Создаются условия для многополярного мира, в котором государства движимы своими очищенными от идеологии национальными интересами и общим пониманием интересов коллективных. В этом основа формирующейся саморегулируемой международной системы.

Мы не дадим себя вовлечь в какую бы то ни было конфронтацию. Если же партеры не будут готовы к совместным действия, Россия для защиты своих интересов будет вынуждена действовать самостоятельно, но всегда на основе международного права.

На прочной основе международного права, Конституции и законов России, подчеркнул Д.А. Медведев, мы будем защищать жизнь и достоинство наших граждан, где бы они не находились, поддерживать интересы российского бизнеса, развивать привилегированные отношения с друзьями России в различных регионах.

Кому-то не хочется, чтобы наша страна сосредоточилась на созидании, успешно решала важные для нашего народа задачи, занимала свое законное место в мире. Но у нас хватит терпения не поддаваться на провокации. Сегодня стоит задача раскрыть накопленный потенциал в интересах России, достижения нового качества в ее внутреннем развитии, нашего активного вклада в формирование и реализацию международной повестки дня.

Источники и литература

1.Программное выступление В.В. Путина перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. // Известия. 2004, 13 февраля.

2.Послание президента В.В. Путина Федеральному собранию 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006, 11 мая.

.Владимир Путин: я не правлю, я просто работаю. Президент России провел ежегодную пресс-конференцию // Российская газета. 2007, 2 февраля.

.Послание Федеральному собранию РФ президента России В. Путина // Российская газета, 2007.27 апреля.

.Предлагаю говорить по-честному. В. Путин дал интервью журналу "Тайм" // Российская газета. 2007, 21 декабря.

.Январские тезисы Д. Медведева // Российская газета. 2008, 24 января.

.Жить по-человечески. В. Путин выступил на расширенном заседании Госсовета // Российская газета. 2008, 9 февраля.

.Премьера Путина. Завершающая пресс-конференция В. Путина открыла его новые перспективы // Российская газета. 2008, 15 февраля.

.Точки над "и".Д. Медведев назвал четыре приоритета ближайшего четырехлетия: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции // Российская газета. 2008, 16 февраля.

.Речь президента России Д.А. Медведева на церемонии инагурации 7 мая 2008 г. // Российская газета. 2008, 8 мая.

.Наступление на бедность. Председатель правительства В. Путин представил развернутую программу своего кабинета // Российская газета. 2008, 9 мая.

.Пять принципов президента Медведева // Российская газета. 2008, 2 сентября.

.Национальный план противодействия коррупции // Российская газета. 2008, 5 августа.

.Послание Президента Д.А. Медведева Федеральному собранию 5 ноября 20087 г. // Российская газета. 2008, 6 ноября.

.Сурков В. Суверенитет - политический синоним конкурентоспособности // Московские новости. 2006, 3-9 марта, 10-16 марта.

.Сурков В. Национализация будущего // Эксперт. 2006,20 ноября.

.Алексеев В.А., Е.В. Алексеева. Распад СССР в контексте теории модернизации и имперской эволюции // Отечественная история. 2003. № 5.

.Гордон Л.А., Э.В. Клопов. Потери и обретения в России девяностых: историко-социологические очерки экономического положения народного большинства. Т.1,2. М., 2000.

.Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ).М. 2000.

.Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2003.

.Зудин А.Ю. Режим Путина: контуры новой политической системы // Отечественные науки и современность. 2003. № 2.

.Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком. Развитие России в ХХ веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998.

.Медведев Р. Почему распался Советский Союз // Отечественная история. 2003. № 4,5.

.Медведев Р. Владимир Путин: второй срок. М., 2006.

.Пихоя Р.Г. Конституционный политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. 2002. № 4,5.

.Попов Г. У последней черты. Размышление о перестройке в связи с ее пятнадцатилетием // Общая газета. 2000, 20-26 марта. С.1, 15.

.Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность. Войдет ли в историю 2005 год как переломный // Российская газета. 2006,19 января.

.Примаков Е. 2006: успехи, но диспропорции // Российская газета. 2007, 16 января.

.Разуваева Н.Н. Новейшая история России: первые результаты научных исследований // Отечественная история. 2006. № 4.

.Реформирование России: реальность и перспективы. М., 2003.

.Россия на рубеже ХХ1 века. Оглядываясь на век минувший. М., 2000.

.Россия реформирующаяся. М., 2002.

.Сатаров Г. Предварительные итоги: Георгий Сатаров о послереволюционном периоде современной России // Независимая газета. 2001, 11 января.

.Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 4,5.

.Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. М., 2004.

.Смолин О.Н. Радикальная трансформация общества в СССР и России: проблемы периодизации // Вопросы истории. 2005. № 12.

.Согрин В.В. Политическая история современной России: от Горбачева до Путина. М., 2001.

.Согрин В.В. Российская история конца ХХ столетия в контексте всеобщей истории // Новая и новейшая история. 1999. № 1.

.Согрин В.В. 1985-2005 гг.: три превращения современной России // Отечественная история. 2005. №3.

.Третьяков В. Выбор Путина как выбор России // Российская газета. 2004, 16-17 сентября.

Похожие работы на - Россия в начале XXI в. (2000-2008 гг.)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!