Режим в местах содержания под стражей и основные средства его обеспечения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,77 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Режим в местах содержания под стражей и основные средства его обеспечения















Режим в местах содержания под стражей и основные средства его обеспечения

Содержание

Введение

Глава 1. Режим в местах содержания под стражей

1.1 Понятие режима, реализация и правовое обеспечение режима в местах содержания под стражей

.2 История возникновения и развития режима в местах содержания под стражей

Глава 2. Организационные основы режима в местах содержания под стражей

.1 Требования режима в местах содержания под стражей

.2 Основные средства обеспечения режима в местах содержания под стражей

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность курсовой работы, заключена в том, что, Конституция Российской Федерации в качестве основных приоритетов объявила права и свободы личности высшей ценностью. Поэтому проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях их изоляции от общества как никогда актуальны, что обусловило выбор темы курсовой работы.

Цель курсовой работы заключается в комплексном, системном анализе проблем нормативного регулирования правового положения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе

Достижения данной цели осуществлено посредством решения следующих задач:

  • изучению понятие режима, реализация и правовое обеспечение режима в местах содержания под стражей;
  • рассмотрена история возникновения и развития режима в местах содержания под стражей;
  • выявлены требования режима в местах содержания под стражей;
  • проведет анализ основных средств обеспечения режима в местах содержания под стражей.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере исполнения предварительного заключения под стражу в следственном изоляторе.

Предмет исследования составляют нормы уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального законодательства, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г., ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также общественные отношения возникающие в ходе реализации этих норм.

Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучные методы - диалектический, исторический, системный, историко-правовой, формально-логический, системно-структурный, статистический, методы анализа и анкетирования.

Структура курсовой работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Режим в местах содержания под стражей

.1 Понятие режима, реализация и правовое обеспечение режима в местах содержания под стражей

В правовой литературе понятие режима раскрывается, исходя из французского термина, обозначающего уклад, порядок или образ жизни человека, группы людей.

Вопрос о понятии режима носит дискуссионный характер. Отдельные авторы полагали, что под режимом следует понимать вполне определенное событие - исполнение наказания. Другие специалисты считают, что при определении понятия режима необходимо исходить из того, что режим - это не совокупность норм и правил поведения, а совокупность учреждений и заключенных под стражу, регламентированная нормами права. Ряд авторов утверждает, что режим в узком смысле этого слова складывается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения в пределах места лишения свободы, из правил, устанавливающих формы общения лишенных свободы с внешним миром, из системы мер поощрения и мер дисциплинарного взыскания. Понятие режима отбывания наказания многогранно.

Поэтому различия в приведенных точках зрения обусловлены раскрытием авторами различных сторон, аспектов режима. В то же время все авторы едины во мнении о том, что режим - это установленный правом порядок деятельности учреждения, исполняющего наказание или заключение под стражу; твердый, строго соблюдаемый порядок, урегулированный социальными и прежде всего правовыми нормами, как необходимое условие нормального функционирования каждого общественного и государственного учреждения; урегулированный правом порядок исполнения меры пресечения; урегулированный нормами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права порядок и условия содержания лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; установленный нормами 'исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права порядок реализации уголовно-правовой кары и привлечения осужденных к общеобразовательному и профессионально-техническому обучению. Другими словами, практически все авторы признают правовой характер режима, его установление нормами законодательства и подзаконных актов.

По мнению Ю.М. Буравлева, обеспечение режима и охраны является одной из главных функций следственного изолятора. Ю.М. Буравлев не раскрывает сущность содержания в местах предварительного заключения.

Режим, между тем, определяют как совокупность правил, обеспечивающих достижение цели предварительного заключения, точную регламентацию внутреннего распорядка и правил поведения в следственном изоляторе, исполнение заключенными под стражу их обязанностей и правильное использование ими своих прав.

Правильно отмечает Е.М. Захцер, что режим также предполагает осуществление этих норм, их практическую реализацию, в чем и выражается его сущность. Н.А. Беляев указывает, что «при определении режима необходимо исходить из того, что режим - это не совокупность норм и правил поведения, а деятельность исправительно-трудового учреждения и заключенных, регламентированная нормами исправительного права». Имея в виду исправительно-трудовые учреждения, Ф.Р. Сундуров, считает, что «режим в действии - это взаимовстречная деятельность работников и коллективов осужденных». Представляется, что данное положение относиться и к режиму и в местах предварительного заключения, где лица, содержащиеся под стражей, также выступают субъектами режимной деятельности.

Понятие режима шире и включает в себя не только правило, характеризующее порядок предварительного заключения, но и обстановку, складывающуюся в результате их реализации субъекта неисполнения данной меры пресечения.

Следует отметить, что режим представляет собой порядок и условия исполнения предварительного заключения, обеспечивающее достижение целей указанной меры процессуального принуждения.

АЛ. Евграфов отмечает, что воспитательная (педагогическая) сторона режима заключается в создании и обеспечении условий осуществления процесса уголовного судопроизводства.

Он способствует воспитанию понимания целесообразности дисциплинированного поведения; уважения к правилам внутреннего распорядка, привычек к их точному исполнению умения жить среди людей, подчинять свои личные интересы общим, самоконтроля и самодисциплины, умение правильно оценивать свои поступки.

В ст. 15 закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" закреплено следующее положение: в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ, обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Исходя из данного положения, режим определяет объем специальных прав и обязанностей лиц, подвергнутых заключению под стражу, а также права и обязанности администрации. Режим - не просто урегулированный порядок содержания под стражей, но и условия, в которых он достигается. Условия многих следственных изоляторов, как известно, таковы, что они в большей степени выполняют охранительную функцию, не отвечая статусу содержащихся в них лиц.

ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» отличается по содержанию от ранее действовавшего Положения о предварительном заключении под стражу. Его отличительной способностью является то, что он в целом отвечает нормам Конституции РФ, провозгласившей приоритет прав человека и гражданина, международных договоров ратифицированных Российской Федерацией.

ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» более подробно регламентирует общественные отношения, возникающие в сфере содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей. Достаточно отметить, что этот закон содержит 53 статьи в то время, как ранее действовавшее Положение - только 19 статей. В нем достаточно детально регламентированы общие положения, принципы и процессуальные основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Подавляющее большинство принципов имеют конституционный характер.

ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подробно урегулированы меры по обеспечению изоляции подозреваемых и обвиняемых от общества и предотвращению правонарушений в местах содержания под стражей. Такая регламентация обеспечивает, с одной стороны, решение задач стоящих перед администрацией мест содержания под стражей, а с другой, охрану прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых.

С учетом сложившейся обстановки в стране была разработана Концепция и основные положения передачи учреждений уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов в юрисдикцию Министерства юстиции и поэтапную реализацию мероприятий, направленных на улучшение, условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Так, на уровне уголовного закона устанавливаются виды и основания назначения мер уголовно-правового принуждения, уголовно-процессуальные нормы определяют порядок их применения, но не устанавливают порядок исполнения содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах, закрепляя их статус только на предварительном следствии и в суде.

.2 История возникновения и развития режима в местах содержания под стражей

Заключение под стражу осуществляется с незапамятных времен. До начала периода правления Екатерины Великой места содержания подследственных, правовое положение мест содержания под стражей и подследственных не отличалось от мест отбывания наказания в виде лишения свободы и правового положения осужденных.

Очень часто подследственных и осужденных содержали вместе, сковывая одной цепью, в том числе мужчин и женщин, взрослых и несовершеннолетних.

В 1767 году Императрицей Екатериной II был подготовлен проект Общего тюремного устава. Он, в частности, предусматривал раздельное содержание подследственных от других категорий арестантов, мужчин от женщин, а также лиц, оказывающих, вредное влияние друг на друга. В проекте предусматривалось содержание в одной арестантской камере не более двух-трех человек.

Внедрение перечисленных положений и иных прогрессивных начинаний в практику соответствующих учреждений царской России осуществлялось очень медленными темпами. В циркуляре Министерства внутренних дел Российской империи (1861 год) отмечалось, что во многих губерниях требования о раздельном содержании арестантов по званию, полу, возрасту, осужденных и обвиняемых не выполняются.

Указанный тюремный устав не был реализован в полном объеме. Тем не менее, его влияние на государственную политику в сфере содержания под стражей и исполнения наказания в виде лишения свободы трудно переоценить. Заложенные в нем идеи не потеряли актуальности и для современной России.

Серьезный импульс для развития государственной политики в сфере содержания подследственных под стражей был дан Конгрессом, состоявшимся в 1890 году в Санкт - Петербурге. Он впервые в мировой практике определил принципы режима содержания подследственных под стражей, которые должны отличать его от общего тюремного режима.

Дальнейшее развитие государственной политики в области содержания подследственных под стражей нашло свое выражение в «Своде учреждений и уставов о содержащихся под стражей» (1890). В этом законодательном акте были предусмотрены места содержания под стражей в виде помещений для лиц, подвергаемых аресту, арестантских помещениях при полиции, а также тюрем. Кроме того, в Санкт - Петербурге функционировал специальный Дом предварительного заключения. В местах содержания под стражей действовали правила о раздельном содержании подследственных и осужденных к наказанию в виде лишения свободы.

Лицам, содержавшимся под стражей, разрешалось находиться в собственной одежде. Если они находились под стражей более трех дней, то им по необходимости выдавалось сменное белье.

Желающим дозволялось иметь свой собственный стол. Заключенным предоставлялась ежедневная прогулка в пределах двора или сада. Работой они занимались по желанию. По мимо прав подследственные имели обязанности. Им запрещалось употребление вина, курение табака, игра в карты, кости, шашки и другие увеселения.

В плане режима и процессуального положения подследственных представляет интерес описание Дома предварительного заключения в Петрограде. В нем 63 общих и 317 одиночных камер.

В правовой литературе существуют различные точки зрения на этапы развития заключения под стражу в советский период. Некоторые авторы выделяют два основных этапа.

Первый этап охватывает период с 1917 года по 1964 год и характеризуется тем, что места предварительного заключения создавались при местах отбывания наказания в виде лишения свободы, а порядок исполнения в качестве меры пресечения заключения под стражу регламентировался ведомственными нормативными актами.

Второй этап начался в 1965 году и продолжается по настоящее время. Для этого этапа характерно образование самостоятельных специализированных учреждений содержания под стражей в системе МВД СССР - следственных изоляторов и закрепление порядка исполнения меры пресечения в законодательном акте - Положении о предварительном заключении под стражу.

Такое деление носит слишком общий характер и не раскрывает противоречивость государственной политики в области развития мест предварительного заключения под стражу и правового положения подследственных. Поэтому более обоснованной представляется точка зрения, в соответствии с которой историческое развитие места предварительного заключения при советской власти делится на четыре этапа.

Первый этап (1917-1924 годы) знаменуется коренными преобразованиями советской власти в местах исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе в местах содержания подследственных.

В 1918 году была введена в действие Инструкция «О лишении свободы, как мере наказания, и порядке отбывания такового». В ней было предусмотрено разделение мест лишения свободы для мужчин и женщин, а также содержат следственных и подсудимых в общих местах заключения (тюрьмах) и в арестных помещениях (домах) для кратковременного содержания.

На смену действовавшей Инструкции пришло «Положение об общих местах заключения РСФСР»; принятое в ноябре 1920 года постановлением Народного комиссариата юстиции. Это Положение предусматривало раздельное содержание подследственных и лиц отбывающих наказание. Подследственные, нуждающиеся в строгой изоляции, помещались в одиночные камеры, если таковые имелись.

Второй этап (1924-1934 годы), начавшийся с момента принятия первого Исправительно-трудового кодекса, характеризуется попыткой дальнейшей гуманизации режима. В отличие от ранее действовавших нормативных актов кодекс предусматривал содержание подследственных в специальных учреждениях.

Таким образом, в 20-е годы развитие мест предварительного заключения шло по пути выделения их в самостоятельный вид учреждений, дифференциации содержания лиц по половозрастным признакам, регулирования их деятельности нормами исправительно-трудового законодательства.

Дальнейшее развитие мест предварительного заключения в качестве третьего этапа (1934-1964 годы) характеризуется резким ухудшением условий и порядка содержания подследственных под стражей, привел к установлению в местах предварительного заключения режима, несовместимого с гуманными принципами. Практика развития мест предварительного заключения под стражу со всей очевидностью свидетельствовала о необходимости создания специализированных учреждений, предназначенных для содержания под стражей только обвиняемых и подозреваемых.

Начало четвертого этапа (1964 год и по настоящее время) развития мест предварительного заключения связывают с совместным решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о перестройке деятельности мест лишения свободы с 1 января 1964 года. На базе тюрем были созданы следственные изоляторы, предназначенные для содержания лиц заключенных под стражу в качестве меры пресечения. Из них были удалены осужденные, отбывающие, наказание в виде лишения свободы, и лица, арестованные в административном порядке. Реализация этого решения создала условия, обеспечивающие максимально возможную изоляцию заключенных под стражу от лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Правовой основой функционирования следственных изоляторов стало Положение о предварительном заключении под стражу, принятое 11 июля 1969 года. Оно рассматривало следственные изоляторы в качестве специальных учреждений, предназначенных для содержания лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей (подозреваемых, обвиняемых и подсудимых).

Глава 2. Организационные основы режима в местах содержания под стражей

.1 Требования режима в местах содержания под стражей

Требование об изоляции подозреваемых и обвиняемых означает принудительное содержание под стражей в определенных для этого местах в порядке, установленном УПК РФ.

Изоляция достигается посредством охраны подозреваемых и обвиняемых в специальных местах и помещениях, осуществления постоянного надзора за ними, установления строгих правил поведения на период заключения под стражу, ограничения отношений между подозреваемыми и обвиняемыми, особенно с гражданами вне мест содержания под стражей.

Основные условия и порядок осуществления мер изоляции при содержании под стражей предусмотрены ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и УИК РФ и правилами внутреннего распорядка мест содержания под стражей.

На период оформления учетных документов в местах содержания под стражей подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции либо на срок не более двух часов в одноместные боксы сборного отделения, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением.

Время помещения подозреваемых и обвиняемых в одноместные боксы и время их перевода в другие помещения фиксируется в книге дежурств.

Согласно основным требованиям обеспечения изоляции подозреваемые и обвиняемые могут содержаться в общих или одиночных камерах. Вместе с тем по общему правилу они должны содержаться в общих камерах, ибо одиночное содержание является исключением и обусловливается обстоятельствами, точно указанными ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных ст. 33 ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии с требованиями названной статьи выделяется весьма значительное количество категорий осужденных, которые должны содержаться отдельно от других. С учетом дефицита площади в следственных изоляторах таких лиц приходится содержать в одиночных камерах - это вынужденная мера.

В том случае, если подозреваемый или обвиняемый переводится в одиночную камеру в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых, то также не требуется санкции прокурора. Вопрос о том, кого в подобных случаях следует переводить в одиночную камеру, решается в зависимости от конкретных обстоятельств дела: опасность может исходить от самого переводимого в одиночную камеру, а может и угрожать ему. В данном случае перевод рассматривается как мера не взыскания, а безопасности.

При наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании возможен перевод в одиночную камеру подозреваемого или обвиняемого без санкции прокурора. Мотив такого обращения может быть продиктован различными причинами: опасением угрозы безопасности жизни или здоровью подавшего заявление со стороны других подозреваемых или обвиняемых, его желанием более тщательно подготовиться к судебному процессу, состоянием здоровья, какими-либо физическими недостатками, которые затрудняют его пребывание в общей камере, и т.п. Такого рода заявление должно подвергаться проверке. Вопрос о переводе в одиночную камеру необходимо решать с учетом обоснованности мотивов, изложенных в заявлении, результатов проверки и фактических возможностей места содержания под стражей.

При размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах, не требуется согласование с прокурором. Такая ситуация может возникнуть, например, при выводе на работу подозреваемых и обвиняемых с их согласия. Карательный элемент содержания в одиночной камере заключается в дефиците общения. Совместная работа осужденных снимает это соображение.

В ходе следствия крайне нежелательны контакты подозреваемых и обвиняемых, которые могут помешать проведению процессуальных действий, установлению истины по делу; передача запрещенных предметов и даже оружия. Меры изоляции предусмотрены помешать этому. Исходя из этого, запрещаются переговоры подозреваемых или обвиняемых с лицами, размещенными в других камерах и иных помещениях мест содержания под стражей, а также с находящимися на свободе, передача ими каких-либо предметов и переписка. Здесь имеются в виду контакты подозреваемых или обвиняемых путем перестукивания, выкриков во время прогулок, выводов к следователю, на свидание, через окна; негласное направление писем и записок.

Переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, находящимися на свободе, осуществляются в соответствии с требованиями ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Однако все эти контакты осуществляются под контролем администрации места содержания под стражей: переписка этих лиц подвергается цензуре, посылки и передачи - досмотру, свидания проходят в присутствии сотрудника места содержания под стражей. Даже встречи подозреваемого и обвиняемого с защитником организуются в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительных органов видеть их.

Подозреваемые и обвиняемые, поступившие в места содержания под стражей, подвергаются полному личному обыску, а их личные вещи - досмотру. Личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр вещей производятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу.

Полный обыск сопровождается тщательным осмотром тела обыскиваемого, его одежды, обуви, а также протезов. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться. Пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки проверяются под контролем медицинского работника. Досмотр вещей подозреваемых или обвиняемых производится в их присутствии.

При проведении личного обыска или досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых могут применяться технические средства обнаружения запрещенных предметов, веществ и продуктов питания. Рентгеновскую аппаратуру разрешается применять только для обыска одежды или досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых.

Производство полного личного обыска или досмотра вещей подозреваемого или обвиняемого оформляется протоколом, к которому прилагается акт об изъятии запрещенных предметов, веществ.

К запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей. При обнаружении предметов, зашитых в одежде, ткань распарывается. Из обуви извлекаются супинаторы, металлические набойки.

Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест содержания под стражей. Подозреваемые и обвиняемые при проведении расследования и во время суда нередко выводятся за территорию места содержания под стражей для участия в осмотре места происшествия, при проведении следственного эксперимента, экспертизы, для участия в судебном заседании и т.д. Конвой и другие должностные лица не должны допустить в этих ситуациях нежелательных контактов, передачи запрещенных предметов подозреваемым и обвиняемым.

2.2 Основные средства обеспечения режима в местах содержания под стражей

Для обеспечения неуклонного проведения требований режима, установленного ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых за совершение преступлений», необходима такая система мер, которая надежно гарантировала их осуществление в деятельности следственного изолятора. Средства, которые регулируются законодательством о заключении под стражу: Охрана и постоянный надзор за заключенными. Меры взыскания. Меры безопасности.

Режим существенно влияет на образ жизни человека. Он изменяется как при отбывания наказания в виде лишения свободы, так и при исполнении меры пресечения в виде заключения под стражу. И в этом, и в другом случае фактически ограничивается свобода конкретного лица. После этого вступает в действие соответствующий режим: в первом случае - режим отбывания наказания в виде лишения свободы, а во втором - режим предварительного содержания под стражей.

Правила внутреннего распорядка регулируют многообразные общественные отношения, начиная от приема и размещения лиц по камерам, проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, досмотра вещей, изъятия предметов и продуктов, запрещенных к хранению и использованию, и заканчивая проведением свиданий, обеспечением участия лиц, содержащихся под стражей, в следственных и судебных действиях и выдаче тел подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, скончавшихся в местах содержания под стражей (ст. 16) ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В связи с изложенным перед администрацией следственных изоляторов стоит задача неукоснительного соблюдения требований Правил внутреннего распорядка в отношении подозреваемых, обвиняемых и подсудимых. При этом следует отметить, что большинство сотрудников оценивают внутренний распорядок в следственных изоляторах как мягкий и выступают за его ужесточение. Различия во взглядах начальствующего и контролерского составов мы склонны объяснять различиями в возрасте и, самое главное, в образовании. Чем выше уровень образования и жизненный опыт, тем больше среди них людей с демократическими и гуманными взглядами. Что касается значительного числа сотрудников мест содержания под стражей, требующих ужесточения внутреннего распорядка, то причина кроется в психологическом убеждении этих лиц, что в нашем обществе за решетку «невинных не сажают». Поэтому лица, находящиеся под стражей, вопреки презумпции невиновности рассматриваются в качестве преступников.

Общими целями в учреждениях уголовно-исполнительной системы являются восстановление социальной справедливости, предупреждение совершения новых преступлений и исправление осужденных. Общие цели режима содержания под стражей заключаются в том, чтобы воспрепятствовать подозреваемым и обвиняемым скрыться от органов расследования и суда, помешать им воспрепятствовать установления истины по уголовному делу и совершению новых преступлений, обеспечить исполнение приговора. В той мере, в какой оба режима выполняют профилактическую функцию, их цели совпадают.

Общей задачей режима отбывания наказания в виде лишения свободы является охрана общественных и государственных интересов от преступных посягательств путем изоляции от общества осужденных к лишению свободы. К общей задаче режима содержания под стражей относится обеспечение быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения виновного и правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Анализ действующего законодательства и ведомственных подзаконных актов позволяет сформулировать непосредственные задачи учреждений, предназначенных для отбывания наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов следующим образом:

а) соблюдение норм действующего законодательства и подзаконных
нормативных актов, обеспечивающих нормальное и эффективное функционирование учреждений уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов как государственных органов управления;
б) обеспечение надлежащей изоляции, охраны и надзора лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и лиц, содержащихся под стражей в порядке меры пресечения;
в) создание благоприятных условий для реализации прав, свобод и за-
конных интересов лицами, отбывающими наказание, и лицами, находящимися под стражей;

г) обеспечение надлежащего исполнения своих обязанностей осужденными, отбывающими наказание, и подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей.

Режим отбывания наказания в виде лишения свободы распространяется только на осужденных, виновность которых установлена вступившим в законную силу приговором. Исправительные учреждения могут быть местом содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, но на них режим отбывания наказания не распространяется, поскольку они содержаться в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов.

Режим содержания под стражей включает в себя изоляцию лиц, находящихся, под стражей, их охрану, надзор за ними, правила повеления в следственном изоляторе, а режим отбывания наказания в виде лишения свободы дополнительно включает в себя режимную классификацию.

Режимное требование об изоляции лиц, содержащихся под стражей, реализуется в практике в двух аспектах. Первый аспект предполагает изоляцию этих лиц от общества, что обеспечивается их нахождением в специально

предназначенных для этих целей учреждениях. Второй аспект допускает изоляцию подозреваемых и обвиняемых друг то друга в виде раздельного их размещения в камерах.

В соответствии со ст.33 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:

1) раздельно содержаться:

а) мужчины и женщины; б) несовершеннолетние и взрослые; в) лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; г) подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры, в отношении которых вступили в законную силу;

д) подозреваемые и обвиняемые по уголовному делу;

2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержаться:

а) подозреваемые и обвиняемые в совершении отдельных категорий преступлений, перечень которых установлен законом;

б) особо опасные рецидивисты;

в) осужденные к смертной казни;

г) иностранные граждане и лица без гражданства;

д) лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, военнослужащими внутренних войск,
МВД РФ;
е) подозреваемые и обвиняемые, жизнью и здоровью которых угрожает опасность, по специальному решению; ж) больные инфекционными
заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Настоящее режимное требование обусловлено требованиями уголовно-процессуального законодательства. Раздельное размещение в камерах имеет своей целью, прежде всего обеспечение нормального хода предварительного расследования и судебного разбирательства и установления истины по уголовному делу.

Представление о режиме у заключенных в этот период складывается и под воздействием сокамерников, а также сотрудников, проводящих обыск, санобработку, медосмотр. Если они сталкиваются с грубым обращением, с пренебрежением их интересами, то сформировавшееся впечатление будет не в пользу режима.

Важно, чтобы заключенный, совершивший нарушение режима, а тем более повторное брался на учет и за ним осуществлялся более строгий надзор, чтобы он знал об этом и чувствовал повышенное к себе внимание.

Содержание под стражей преследует достижение целей предварительного заключения под стражу в качестве меры пресечения. Однако эти цели могут быть успешно достигнуты только тогда, когда содержание лиц, находящихся под стражей, осуществляется в условиях, соответствующих статусу подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, но ни в коем случае не статусу осужденного, виновность которого установлена вступившем в законную силу приговором. Государство в интересах борьбы с преступностью применяет различные формы государственно-правового принуждения, в том числе уголовно-процессуальные. Обоснованность и оправданность такого положения не вызывает сомнения, тем более что оно направлено на достижение необходимого и желаемого для большинства правопорядка в обществе. Однако деятельность государства во всех сферах, включая рассматриваемую, должна осуществляться в строгом соответствии с законом. При этом приоритетными следует признать интересы человека и гражданина, связанные с реализацией установленных прав и свобод, возложенных обязанностей. По нашему мнению, ограничивать человека и гражданина в указанных правах и сводах полностью или частично должно быть, возможно, только в пределах и формах допускаемых, и, соответственно, прямо предусмотренных в законе.

Заключение под стражу является, в определенном смысле, вынужденной и необходимой мерой, призванной обеспечить нормальный ход предварительного расследования и судебного разбирательства по делу или исполнение приговора. Его избрание и исполнение допускается в строгом соответствии с действующими нормами права, предусмотренными в законе.

Между тем следует отметить, что режим, установленный в местах содержания под стражей, - это не только возложение обязанностей на лиц, в них находящихся, но и создание условий, при которых они имели бы возможность реализовать свои права и законные интересы, соответственно своему статусу неосужденных лиц. Однако, как показывает практика, режим функционирования мест содержания под стражей в большей степени сводится к охране и надзору за поведением подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, не учитывая того, что они имеют определенные права и свободы, пределы ограничения которых не всегда соответствуют их статусу и интересам осуществления уголовного правосудия, и, как следствие, среди них зреет (возникает) ответное недовольство, что косвенным образом посягает и на права другой, заведомо законопослушной, части населения.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность, что гарантируется рядом правовых, психолого-педагогических и организационных мер. Прежде всего, это меры уголовно-правового характера, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности, зафиксированные в УК РФ, ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». На обеспечение личной безопасности подозреваемых и обвиняемых влияют меры уголовно-исполнительного характера, которые существенно дополняют уголовно-правовые меры.

Важное средство обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых - профилактическая деятельность администрации мест содержания под стражей по предупреждению преступлений в отношении контингента учреждений.

Профилактическая работа включает в себя как негласные оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые в соответствии с ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", так и гласные, проводимые подразделениями учреждений и органов, исполняющих наказания, на основе существующих законодательных и нормативных правовых актов. В частности, предусматривается отдельное содержание подозреваемых и обвиняемых, жизни и здоровью которых угрожает опасность, в том числе в одиночных камерах, раздельное содержание подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу, так как именно между этими категориями лиц чаще всего возникают противоречия, способные привести к конфликтам и посягательствам на их личную безопасность. Обеспечению личной безопасности служит также осуществляемый в местах содержания надзор за поведением подозреваемых и обвиняемых, обыск помещений и очный обыск подозреваемых и обвиняемых, досмотр их вещей, передач и посылок.

В местах содержания под стражей находятся лица, совершившие преступления, причем часть из них осуждены за преступления против личности, а также при опасном и даже особо опасном рецидиве, другая часть - злостные нарушители режима, не желающие соблюдать правопорядок. Все это - одна из причин агрессивного поведения осужденных, нередко по отношению друг к другу. В этих условиях юридическим основанием для принятия мер по обеспечению личной безопасности является возникновение угрозы совершения преступлений против личности подозреваемых и обвиняемых, в том числе направленных на причинение ущерба их жизни и здоровью. Под угрозой личной безопасности в уголовном праве понимается высказанное или выраженное иным способом намерение совершить преступление против другого человека. При этом угроза может быть ему неизвестна либо доведена до сведения осужденного любым способом (лично или через третьих лиц, устно, письменно, с помощью жестов, демонстрации оружия и т.п.).

Вместе с тем закон не указывает в качестве источника возникновения угрозы жизни и здоровью только действия других подозреваемых и обвиняемых. Поэтому должностные лица обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности осужденного, даже если угроза исходит от иных лиц, например представителей персонала мест содержания под стражей.

Перевод в безопасное место, в том числе камеры штрафных, дисциплинарных изоляторов, помещений камерного типа и единых помещений камерного типа, по указанным основаниям наказанием не является. Какие-либо дополнительные изъятия или ограничения прав лица, помещенного в безопасное место, не допускаются.

По решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность, содержатся отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.

В случаях, когда угроза жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого достаточно серьезна и переходит в активные насильственные действия, сотрудники мест содержания обязаны применить меры безопасности, включающие в себя применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия.

Правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей обязывают подозреваемых или обвиняемых не совершать умышленных действий, унижающих достоинство сотрудников, других подозреваемых и обвиняемых, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.

Нарушение вышеуказанных требований составляет состав дисциплинарного проступка. В этом случае администрация вправе применить к виновным меры взыскания вплоть до водворения в карцер до 15 суток, что также является мерой обеспечения личной безопасности других подозреваемых и обвиняемых.

Сотрудники мест содержания под стражей (следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и изоляторов временного содержания) применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, у прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и другими нормативными правовыми актами.

ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определяет, прежде всего, категорию лиц, имеющих право применять физическую силу, специальные средства и оружие. Это сотрудники мест содержания под стражей, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава. Перечисленные меры безопасности, в виде применения физической силы, специальных средств и оружия, применяются на территории мест содержания под стражей, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах.

При применении физической силы, специальных средств и оружия должны соблюдаться следующие условия:

предупреждение о намерении их использования, предоставление достаточного времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление их применения создает непосредственную опасность жизни и здоровью персонала, подозреваемых и обвиняемых, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным;

обеспечение наименьшего причинения вреда подозреваемым и обвиняемым, предоставление пострадавшим медицинской помощи;

информирование непосредственного начальника о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости при отсутствии специальных средств или оружия персонал вправе использовать любые подручные средства.

В случае ранения или смерти подозреваемых, обвиняемых или иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники исправительных учреждений сообщают об этом прокурору.

Законом предусмотрено, что начальники мест содержания под стражей обязаны постоянно проводить работу по обеспечению соблюдения законности при применении специальных средств. Они несут персональную ответственность за ее организацию и привлечение к ответственности лиц, допустивших неправомерное использование специальных средств согласно действующему законодательству.

ФЗ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" обязывает сотрудников мест содержания под стражей проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

Применение специальных средств и оружия с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

В ст. 12 ФЗ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" сказано, что в целях обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, защиты личного состава исправительных учреждений и следственных изоляторов в составе территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы созданы специальные подразделения отрядов специального назначения.

Сотрудники мест содержания под стражей вправе применить физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы. Она используется для пресечения противоправных действий, преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления законным требованиям, если ненасильственным способом не обеспечивается прекращение правонарушения либо выполнение законодательных требований. Вопрос о соблюдении законности при применении физической силы в местах содержания приобретает особую актуальность. Это вызвано рядом обстоятельств, к наиболее значимым из которых следует отнести специфику их деятельности и статус лиц, содержащихся под стражей

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья, подозреваемых и обвиняемых либо иных лиц по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей допускается помещение их в одиночную камеру, что позволяет использовать ее для пресечения буйства или бесчинства со стороны содержащихся под стражей лиц.

Заключение

В заключении необходимо сделать следующие выводы.

В правовой литературе понятие режима раскрывается, исходя из французского термина, обозначающего уклад, порядок или образ жизни человека, группы людей.

Понятие режима шире и включает в себя не только правило, характеризующее порядок предварительного заключения, но и обстановку, складывающуюся в результате их реализации субъекта неисполнения данной меры пресечения. Следует отметить, что режим представляет собой порядок и условия исполнения предварительного заключения, обеспечивающее достижение целей указанной меры процессуального принуждения.

свободы и правового положения осужденных. Правовой основой функционирования следственных изоляторов стало Положение о предварительном заключении под стражу, принятое 11 июля 1969 года. Оно рассматривало следственные изоляторы в качестве специальных учреждений, предназначенных для содержания лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей (подозреваемых, обвиняемых и подсудимых).

Требование об изоляции подозреваемых и обвиняемых означает принудительное содержание под стражей в определенных для этого местах в порядке, установленном УПК РФ.

Изоляция достигается посредством охраны подозреваемых и обвиняемых в специальных местах и помещениях, осуществления постоянного надзора за ними, установления строгих правил поведения на период заключения под стражу, ограничения отношений между подозреваемыми и обвиняемыми, особенно с гражданами вне мест содержания под стражей.

Для обеспечения неуклонного проведения требований режима, установленного ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых за совершение преступлений», необходима такая система мер, которая надежно гарантировала их осуществление в деятельности следственного изолятора. Средства, которые регулируются законодательством о заключении под стражу: Охрана и постоянный надзор за заключенными. Меры взыскания. Меры безопасности.

Список использованной литературы

изоляция обвиняемый камера стража

Нормативно - правовые акты

.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. №4. ст. 445.

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) //Собрание законодательства РФ.17.06.1996. № 25. ст. 2954.

. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 03.02.2014) //Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. № 2. ст. 198.

. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 03.02.2014) //Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Законодательство 2014.

. Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Приказ МВД России от 22.11.2005 № 950 (ред. от 18.10.2012) //Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Законодательство 2014.

Специальная литература

. Александров, А.С., Лапатников, М.В. Суд на осуд, а не на россуд / А.С.Александров, М.В. Лапатников // Уголовное судопроизводство. 2013. № 4. С. 6 - 12.

.Антонцева, М. Разрешили, чтобы запретить / М. Антонцева // Юридическая газета. 2011. № 20. С. 3.

. Батяев, А.А. Комментарий к Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011. -128 с.

. Ищенко, О.Е. Особенности режима содержания осужденных при исполнении и отбывании наказания в виде пожизненного лишения свободы / О.Е. Ищенко // Российский следователь. 2013. № 22. С. 32 - 34.

.Каретников, А.С., Арзамасцева, К.А. Ознакомление стороны защиты с материалами, обосновывающими основания избрания судом меры пресечения в виде содержания под стражей / А.С.Каретников, К.А. Арзамасцева // Законность. 2012. № 3. С. 30 - 35.

.Козлов, В.В. Прокурорский надзор за местами содержания под стражей (о некоторых аспектах правового регулирования контроля и надзора за местами содержания под стражей) / В.В. Козлов // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 7. С. 11 - 14.

.Кодан, С.В. Изучение взаимодействия национального и международного права в Российской империи в контексте развития отечественной историко-юридической науки / С.В Кодан // Российский юридический журнал. 2014. № 1. С. 183 - 188.

. Малинин, В.Б., Смирнов, Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010.- 368 с.

.Соколова, Л.С. Вопросы ограничения свободы. Роль прокурора при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении сроков содержания под стражей на стадии досудебного производства / Л.С. Соколова // Прокурор. 2012. № 3. С. 66 - 71.

. Тепляшин П.В. Перспективы институционализации уполномоченного по правам осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Российской Федерации / П.В. Тепляшин // Российская юстиция. 2013. № 1. С. 65 - 66.

.Пантелеева, К.А. Неэффективность российских средств правовой защиты от ненадлежащих условий содержания под стражей: анализ "пилотного" Постановления Европейского суда по правам человека "Ананьев и другие против России" / К.А. Пантелеева // Современное право. 2013. № 9. С. 98 - 105.

.Уголовно-исполнительное право России: учебник / А.П. Алешина, В.М. Анисимков, Н.В. Желоков и др.; под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 624 с.

. Яковлева, Н. Условия свиданий в СИЗО в западных странах / Н. Яковлева // Административное право. 2013. № 4. С. 69 - 72.

. Шереметьев А.П. Об ограничении чрезмерной длительности уголовного судопроизводства и срока содержания обвиняемого под стражей / А.П. Шереметьев // Российский юридический журнал. 2012. № 6. С. 141 - 145.

Похожие работы на - Режим в местах содержания под стражей и основные средства его обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!