Применение проектной технологии в обучении английскому языку

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    183,89 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение проектной технологии в обучении английскому языку

Введение

В мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом обществе. Во всех развитых странах и во многих развивающих странах идут интенсивные процессы информатизации образования.

Современность предъявляет все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрения новых информационных технологий.

Условия работы учителя иностранного языка существенно изменились за последние 10-15лет: ушли в прошлое обязательные для всех программы, учебники, жесткие требования к организации педагогического процесса, открыв дорогу к самостоятельному выбору, инициативе, творчеству учителя. И эта свобода накладывается на него со множественным дополнительных обязательств: необходимость грамотно выбирать общую стратегию обучения, конкретные приемы, соответствующие его личностным особенностям, запросам и возможностям его учеников, условия при которых проходит обучение, учебники, которые рекомендуются в качестве основных и дополнительных, книги для самостоятельного чтения, телепрограммы, которые можно использовать в качестве основы для ролевых игр, и многое др. И это задание не из легких даже для тех, кто имеет базовое педагогическое образование и достаточный опыт преподавания иностранного языка.

Постановка задачи обучения иноязычному общению в условиях массовой средней школы нередко встречает скептическое отношение в связи с очень ограниченной сеткой часов, запланированной на изучение языка. Каждый учитель согласится, что недостаток часов остро ощущается в процессе работы над иностранным языком в школе, тем не менее, задача обучения языку может и должна решаться, хотя и на очень ограниченном материале. Поэтому одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранным языкам является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям.

Проблема организации самостоятельной работы по иностранному языку вызывает большой интерес и учителей-практиков, и у преподавателей колледжей и вузов нашей страны. Но серьёзных исследований в этом направлений пока не проводилось. Поэтому данный вопрос и явился предметом моего исследования, так как организация самостоятельной работы, естественно, связано с использованием определенных методов обучения.

В настоящее время мы ставим в центр внимания ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношение между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество. Гуманистические цели диктуют необходимость пересмотра содержания образовательных технологий, дидактических и воспитательных концепций. Идея гуманизма и толерантности все больше закладываются в основу современной школы.

Чем разнообразнее методы и отобранные учебные материалы, которые предлагает учитель своим ученикам, чем больше он предлагает захватывающих заданий, которые требуют напряжения сил, но дадут хорошие возможности учащимся достичь успеха, тем большим будет его вклад и помощь в достижении стоящих перед учащимися целей тем больше удовольствия они получат в своем путешествии в страну новых знаний.

Теоретическая значимость написания данной курсовой является систематизация и соединение воедино знаний, полученных в ходе изучения дисциплины современная методика обучении иностранному языку, а также систематизация использования метода проектов на уроках английского языка, зачем нужен метод проектов в обучении, эффективен ли такой метод и как можно его на практике применить. Как опытные педагоги делятся своим опытом в разработки проектной технологии.

Практическая ценность работы - изучение существующей литературы по данной теме и разработать авторский проект по теме применение проектной технологии в обучении английского языка.

Методы исследования повысить активность детей на уроках иностранного языка. Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс методов: теоретический метод анализа проблемы, методы синтеза, систематизация, классификация, эмпирический и диагностический, наблюдение.

Глава I. Современный метод в обучении иностранному языку - «проектная технология»

.1      Понятие «технология обучения»

В современной методической литературе встречается термин «технология» (английское слово technology) в сочетании с обучением -технология обучения (technology of teaching)- и, в частности, с обучением иностранным языкам (the technology of foreign language teaching).

Какое же содержание следует вкладывать в понятие « технология обучения» и почему появилась необходимость в использовании столь негуманитарного термина в методики обучения учебному предмету.

Слово «технология» определяется как наука техники, следовательно, технология обучения - это наука техники обучения (в нашем случае это наука техники обучения английскому языку). Тем самым подчеркивается тот факт, что обучение должно осуществляться на научной основе, то есть учителю необходимо овладеть совокупностью научных знаний о том , как обучать, чему обучать, а не иначе, чтобы обучение в условиях массового изучения иностранного языка, как, например, в общеобразовательных учреждениях, было бы эффективным для каждого, чтобы в результате затрачиваемых усилий учащийся овладел изучаемым языком.

Технология обучения - это комплексная интегрированная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Как подчеркивает Д.В. Чернилевский, технология обучения предполагает управления процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности. [3; 47]

Технология обучения связана с научным подходом к тому, как учить: на основе каких принципов, с помощью каких методов и методических приемов, каких средств обучения (технических и нетехнических), какова должна быть организация обучения, какие факторы нужно учитывать, как их учитывать при обучении иностранному языку чтобы получить наилучший педагогический эффект в определенных конкретных условиях.

Введение термина «технология» обусловлена необходимостью показать качественный скачок в методике обучения иностранным языкам, являющееся самостоятельной наукой, имеющий свой предмет исследования. Чтобы успешно обучать, необходимо знать эту науку.

О методах обучения написано много работ, методических рекомендаций, освещающих различные аспекты этого вопроса, но все-таки можно выделить их общность в том, что все методические концепции преследуют единую цель - максимально улучшить процесс обучения. Учителю необходимо учитывать то, как он учит, чему и зачем учит, что ведет к определенному ответу на вопрос: «как учить?». Главное понимать, чего хочется добиться, и аргументировано отстаивать свой выбор, опираясь на теоретические знания и свой собственный опыт. Все эти действия учителя связаны с выбором методов обучения, пониманием их сущности, что в конечном итоге раскрывает основы методики его работы. Учитель имеет право на выбор. Хотя правильнее говорит не о выборе, а о разумном сочетании используемых методов, которые не противоречат друг другу, а, напротив, взаимодополняют друг друга. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Чем ниже класс, тем шире основание методики». [2; 96]

Каждый метод в свое время считался новаторским, а когда время миновало, был зачислен в число не оправдавших себя, устаревших, но от каждого из этих методов тянуться в сегодняшний день ниточки открытий и заблуждений, успехов и неудач. В настоящее время необходимо применение инновационных технологий, так как они являются эффективными в обучении, из них - метод проектов.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что учителю иностранного языка требуется знать: возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, их уровень развития, сегодняшние интересы и планы на будущее; свой предмет который предполагает не только знание самого языка, но и знание психолого-физиологических механизмов, лежащих в основе усвоения языков средств, операций и действий с ними, обеспечивающих речевое общение, а также особенности современных методов обучения.

Каждый метод в свое время считался новаторским, а когда время миновало, был зачислен в число не оправдавших себя, устаревших, но от каждого из этих методов тянуться в сегодняшний день ниточки открытий и заблуждений, успехов и неудач. В настоящее время необходимо применение инновационных технологий, так как они являются эффективными в обучении, из них - метод проектов.

.2 История «проектного метода»

Метод проектов возник в США в конце ХIХ века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять на практике. Интересен тот факт, что его поначалу применяли только в сельскохозяйственных школах, а в конце первого десятилетия ХХ века он был перенесен в общеобразовательную школу. К тому времени в педагогической литературе появился и сам термин «метод проектов». Профессор Колумбийского университета У. Килпатрик разработал психолого-педагогическое обоснование данного метода. Под проектом У. Килпатрик понимал всякий целевой проект, всякий случай целевой активности, где господствующее намерение, как внутренне побуждение: 1) устанавливает цель действия; 2) руководит его процессом; 3) обосновывает его направление, его внутреннюю мотивировку. [2; 134]

В своей теории У. Килпатрик придерживался теоретической установки американского философа - прагматиста Дж. Дьюи. Согласно этой установки в основе эффективной познавательной деятельности ребенка лежит тождественность интереса и действия, поскольку «настоящий интерес получается при отождествлении личности через действия с предметом или идеей». По его мнению, познавательная деятельность учащихся считалась наиболее эффективной в том случае, когда ее источником являлся «внутренний» интерес как « объединение деятельных сил». [2; 136]

Согласно теории М.М. Рубинштейна это структура содержала четыре элемента: 1)чувство реальной, жизненной потребности, способной отлиться в вопрос, который должен возникнуть у самого ученика; 2)возрастающий интерес и энтузиазм, в результате которого появляется активность; 3)поиск соответствующих средств и материалов; 4)организация для выполнения образовавшегося проекта. [2; 140]

Метод проектов в то время рассматривался как последнее звено в развитии педагогических идей от школы учебы к свободной школе жизни, потому что ученику предоставлялось самая широкая инициатива в постановке целей своей деятельности, в выборе и разработке проектов. Приверженцы этого метода считали, что учащимся может принести пользу такая деятельность, которая выполняется ими с большим увлечением. И именно поэтому достоинства проекта определялись степенью заинтересованности школьников, при достижении поставленной перед собой цели.

У. Килпатрик утверждал, что наиболее ценной в педагогическом отношении является такая деятельность, которая может породить новую деятельность. Программу школы, которая работала по методу проектов, он определял «ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретаемые от отдельного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая берется из окружающей ребенка действительности и основывается на детских интересах данного времени». И отсюда им делается вывод о том, что ни государство, ни сам учитель не могут заранее выработать школьную программу: она создается непосредственно учащимися совместно с учителем в процессе обучения и черпается из окружающей среды. [2; 155]

В то время применялись как индивидуальные проекты, так и коллективные. Естественно, что индивидуальные проекты выполнялись отдельными учениками, а коллективные - группой учащихся или даже всей школой. Коллективные проекты того времени разделялись на большие и малые. Но наибольшую популярность приобрели индивидуальные проекты в американских сельскохозяйственных школах. Проекты, которые выдавали ученикам этих школ, выполнялись ими дома под руководством и контролем школьных специалистов, например, агрономов. В качестве проектов обычно принимались какие-то новшество для данной местности в области сельского хозяйства, которые заслуживали внедрения в практику окрестных ферм. Это и составляло практическую значимость проектов.

При их выполнении большую роль играло сотрудничество школы и родителей. Для его успешного осуществления школа заключала договоры с родителями, по которым очень часто школа предоставляла родителям необходимые материалы и инструменты, а иногда даже и денежные ссуды для приобретения всего необходимого. Таким образом, ученики выступали проводником нового в сельском хозяйстве определенного микрорайона.

В середине 20-х годов ХХ века метод проектов привлек внимание советских педагогов. Они полагали, что в условиях нашей действительности критически переработанный данный метод повысит эффективность усвоения знаний в школе. Основную задачу школы в то время видели в организации личного опыта учащихся и в их активном участии в общественно - полезных делах. Это осуществлялось путем разбивки общественной работы на отдельные «дела» и «проекты», каждый проект представлялся в виде определенного общественного задания. Например, участие в весеннем севе подшефного колхоза. Учащимся разъяснялась суть предлагаемого проекта. Они или самостоятельно, или с некоторой доли помощи учителя разрабатывали план выполнения проекта, который разбивался на небольшие задания. Если в процессе выполнения возникали какие-то затруднения, то они разрешались с помощью изучения соответствующих тем или разделов учебного курса.

Изучая данную проблему, такой метод проектов подвергся резкой критике. Он оказался непригодным для советской школы по многим параметрам. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследовано в достаточной мере, и это способствовало тому, что возникло неоднозначное понимание сущности проектов. Не было обоснования типологии и организации форм работы. А, как известно, если идея навязывается сверху, то она не воспринимается как нечто необходимое, разумное и важное для образования. Также можно отнести недооценку, а часто и полное отрицание руководящей роли учителя и школы в целом. И, как результат, абсолютизация этого метода в конечном итоге не могла не привести к снижению уровня школьного образования.

Это и явилось той причиной, в результате которой идея проектной методики не получила своего развития, и соответственно прекратились исследования в этом направлении.

Но в отличие от отечественной методики, все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалось несостоятельной. Было доказано, что проект ценен именно тем, что в ходе его выполнения обучаемые учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, а это как известно, является необходимым компонентом образования в настоящее время. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е. Сахаровой, О.М. Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L. Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Philips и др.

Итак, что же представляет собой проектная технология обучения английскому языку в средней школе сегодня.

Глава II. Определение «проектная технология»

.1 Типология проектной технологии

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».

Китайская пословица

В последние годы проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого объекта. Поэтому школьные мероприятия (неделя английского языка в школе, спортивные мероприятия) часто стали называть модным словом «проект». Иногда это оправдано, если речь идет действительно о проекте, в других случаях под проектом понимают обычную работу по теме, групповую работу, просто мероприятие. Однако следует различать широкое толкование проекта как понятия и метод проектов.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Итак, метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом.

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата»

Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, педагогу нужно четко осознавать цели и задачи намеченного. Поэтому приступая к работе над проектом, важно определить его типологию. Существует несколько видов типологии. Из них я хочу представить типологию проекта Е.С. Полата. Он выделяет пять видов типологий. [2; 156]

исследовательские: они требуют хорошо продуманной структуры проекта, поставленных перед его выполнением целей, заинтересованности каждого участника работы, социальной значимости, продуманных экспериментальных и опытных методов, методов обработки результатов;

творческие проекты не имеют в деталях проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимся схеме. Однако прежде чем начать разработку проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатов. Это могут быть сочинения, видеофильмы, стенные газеты. В данном проекте часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется;

ролевые, игровые: в таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания работы, участники которой принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием работы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая. В этом проекте, предусматривающий соревновательный характер, может использоваться бальная система;

ознакомительно-ориентировочные или информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры: цель работы (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат информационного поиска (статья, реферат, доклад, видео), презентация (публикация в сети, обсуждение в телеконференции);

практико-ориентированные (прикладные): такой тип проектов отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников работы. Результат проектов обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Результатом могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д. Данный проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников, определяющего функции каждого, четкие выводы и участие учеников в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация: обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов применения их на практике.

По признаку предметно-содержательной области можно выделить:

монопроекты, которые, как правило, проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе иностранного языка это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой). Такие проекты требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с конкретным обозначением не только целей и задач работы, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся);

межпредметные проекты, как правило, во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить те или иные достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследование творчества писателей, работающих в одном жанре и.т.д. Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей- предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

По характеру координации проекты могут быть: с открытой, явной координацией, где координатор-педагог участвует в проекте, организуя работу направляя деятельность его участников; со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам), где учитель не вмешивается в процесс разработки проекта, но через дневники учеников, беседы с членами группы, их отчеты внимательно наблюдает, ненавязчиво советуя, координирует выполнение работы.

Что касается характера контактов, то проекты могут выступать: внутренними и региональными (в пределах одной страны). Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам); международными (участниками проекта являются представители разных стран), например, при школьных обменах.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников).

И, наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы); средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих работ, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Как правило, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому учителю при разработке проекта следует внимательно изучить типологию проектов и иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. (Приложение №1, 2).

Метод проектов позволяет создать исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

.2 Цели проектной технологии

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1.  Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2.      Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.

.        Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

.        Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Создать личностно - ориентированную атмосферу обучения. Каждый

учащийся будет испытывать интерес к предмету, не сравнивая себя с другими, что очень важно для преподавателя. Начиная от разработки и создания идеи проекта и заканчивая финальной презентацией, красной нитью прослеживается тандем «преподаватель - ученики». Руководитель в этом случае всего лишь подбрасывает идеи и немного корректирует ход ведения проекта. Учащиеся в ходе разработки обучаются работать в команде, самостоятельно отрабатывать информацию и отвечать за свои обязанности и результат своей деятельности.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.

Проектная методика основано на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижение общей цели овладения английским языком.

.3 Этапы, характеризующие работу над проектом

Первый этап: выявить проблему и сформулировать ее. Деление группы (если это коллективные проект), при монопроекте ученик выбирает сам. Он должен доказать, что данная тема актуально и интересна для его товарищей, школе, учителям. Иначе говоря, начинание или целеполагание, подготовка.

Второй этап: сбор информации. Помощь учителя на этом этапе - посоветовать, где лучше найти ту или иную информацию, как записать полученные данные. Именно на этом этапе отводится особое место в формировании навыков самостоятельной работы. Планирование.

Третий этап: защита проекта (в виде схемы, буклета, видеопоказ, спектакль, стенгазета, устная презентация); после презентации предполагается общая дискуссия, которая должна заранее продумана учителем. Подведение итогов.

Несомненно, учителю необходимо проанализировать высказывания учеников, проследить за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, а также следует, в общем оценить все ответы.

Четвертый этап: процедура выставления оценки за работу. Хочется отметить, что оценка проектной работы - очень непростое дело. Наличие ошибок не должно стать определяющим при выведении отметки. Все же отметку следует выставлять за проект в целом, за уровень проявленного творчества, за четкость презентации. И она должна быть одинаковой у всех участников проекта. Если отметки будут разными, то это может повлиять негативно на психику учащегося, он потеряет веру в свои силы, и в следующий раз он может не согласиться принять участие в проекте из-за боязни плохой отметки. (Приложение № 3) [2; 191]

Важное правило: Каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт.

.4 Зачем нужен «метод проектов» в обучении иностранному языку

Прежде всего, нужно помнить, что мы обучаем способам деятельности, речевой деятельности. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык - средство формирования и формулирование мысли. Основная идея обучения иностранным языкам, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительные интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использовать в рамках программного материала практически по любой теме. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет свою профессию, будет жить творческой жизнью.

Уже начиная с начального этапа обучения, учащиеся выполняют различные проекты, такие, например, как создание кроссвордов, обучающих и развивающих игр и т.д. В старших классах учебный процесс организован в виде разработки и реализации каждым учеником или их группой творческих проектов. Результатом такой деятельности является разработка и реализация компьютерных уроков по английскому языку с использованием электронных учебников, интегрированных уроков английский язык и информатика.

Если учитель решил при изучение какого-то раздела или вопроса использовать метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать: четко определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Следует внимательно наблюдать за тем, чем занимаются ученики. Если они не поняли свое задание, не следует отменять его. Необходимо выяснить, в чем состоят проблемы, и детально разобраться в каждой из них. Но не следует забывать, что проект - это возможность выразить свои собственные идеи, поэтому желательно, чтобы не было слишком строго контроля.

На всех этапах урока учитель должен инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы, составляющую основу данного проекта, и поиск путей ее решения.

Сначала учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающих ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы перед тем, как переходить к обсуждению определенных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника либо те, которые предложит учитель. Учащиеся должны уметь составлять все типы вопросов, включая разделительный (так как они часто используются носителями языка). Необходимо знание (повторение) таких разделов грамматики, как: 1)оборот there is/are; 2)модальные глаголы.

Учителю необходимо терпимо относится к шуму, так как учащимся часто необходимо встать, чтобы взять необходимую вещь или заглянуть в справочник, иногда им нужно просто посоветоваться друг с другом. Такой вид шума - это естественная составляющая продуктивной работы, но следует пресекать любой другой шум, не связанный с самостоятельной работой.

Работа над проектом обычно занимает несколько уроков, а для защиты проекта рационально выделять спаренный урок или провести защиту во внеурочное время.

.5 Рекомендации при создании проекта

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость, познания, приобщения к новой культуре.

При выполнения проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

1.  Тема проекта должна соответствовать потребностям и интересам данной группы учащихся. То, что может стать значимым в одной группе, не обязательно окажется значимым в другой; то, что представляет собой интерес через определенный промежуток времени, т.е. тема должна быть актуальной именно в тот момент, когда предполагается выполнение какого-то проекта.

2.      Учащиеся должны обязательно принимать участие в отборе тем для выполнения проекта, а также в разработке плана действия и способов выполнения проектов. Этот критерий основывается на той предпосылке, что тема перестает быть интересной для учащихся, если они перестают воспринимать ее как таковую.

.        Выбранная тема должна быть достаточно обычной, чтобы оправдать усилия всех учащихся данной группы. Тема, которая интересует только одного ученика, пригодна только для разработки индивидуального проекта.

.        Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность всех учеников группы. Наиболее важными являются те темы, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всей группы.

.        Тема должна отвечать возрастным особенностям учащихся. Причем часто этот критерий не столько выбора темы, сколько формулировки и отбора материала для ее выполнения. Одна и та же тема может достаточно плодотворно выполняться на разных ступенях обучения.

.        При выборе темы необходимо учитывать наличие определенных материалов в данной школе, населенном пункте.

.        При выборе темы необходимо учитывать предшествующую подготовку и предыдущий опыт учащихся. Учителю необходимо знать пробелы в знаниях учащихся и не пытаться дублировать темы, которые уже были на предыдущих ступенях обучения. Если же темы навязывать учащимся только для того, чтобы заполнить тот или иной пробел в их знаниях, то можно исказить само существо этого подхода. [18; 6], (Приложение №4)

обучение иностранный язык проектный

Глава III. Проектная деятельность на уроках английского языка

.1 Урок по проектной технологии в 8 классе

Тема: Education school in Kazakhstan and Great Britain.

Цели.

) Образовательная: сформировать и закрепить общие умения и навыки по теме «Образование в нашей стране и в Великобритании»

) Воспитательная: содействовать формированию интереса к образованию в разных странах.

) Развивающая: развитие умений творческой познавательной деятельности учащихся 8-го класса.

План урока

.        Предварительная подготовка.

.        Организация работы.

.        Презентация результатов проекта.

.        Оценка представленных проектов.

.        Практическое использование проектов.

Ход урока

.        Организационный момент.

Беседа с дежурными и учащимися.

.        Речевая зарядка. Стихотворение “The school”.

The school has doors that open widefriendly teachers wait inside, hurry, let’s go in,   When I start to write and read,soon the lesson will begin.  Lots to learn and lost to do and pencil I will need,  I like to go t school, don’t you?

3.      Мозговая атака (новые слова по теме)

Education  Assignment  Locate   Gymnasium Infant Private

4.      Работа по учебнику.

Чтение и обсуждение текста “Education in Great Britain”.

5.      Групповая работа.

) «Образование в Казахстане».

) «Образование в Великобритании».

.        Сравнение систем образования в Великобритании и Казахстане:

.        Представление проектов по микро группам:

1 м-гр: Intensive small group and one to one tuition for professional business people maximum 8 student per group focuses on language skills heeded for international working life.and weekend activities.

м-гр: University preparation. Study centre wit language laboratory, computers, video, coffee bars. Helpful atmosphere.

м-гр: A large modern building in the sarsen. Excellent library and computer facilities teaching by highly qualified starts.

м-гр: young, fun open- minded and serious about English great teachers, the best location, a lively modern atmosphere.

м-гр: Friendly school in the centre. Plenty of individual attention. Facilities: language laboratory, library, computers, video, recreation hall, games room, TV.

8.      Оценка представленных проектов.

9.      Выполнение заданий.

Закончить предложение:

)        It is a well known fact that the development of the nation, it’s prosperity and wealth depend on_______________________________________.

(he peoples education).

)        The purpose of compulsory education is_______________________.

(to involve all children into schools).

Рис. 1

3)      The top priority in the government actions is certainly___________.

(basic education which is compulsory for all children).

)        Distance education giver an opportunity for people of all ages_____.

(to improve their education, to set new professional skills and develop their abilities and talents).

10.    Подведение итогов.

3.2 Конспект урока по защите проекта в 6 классе

Тема: “Do you like to go shopping?”

Цели.

) Образовательная: сформировать и закрепить общие умения и навыки по теме “Do you like to go shopping?”

) Воспитательная: уважение друг к другу

) Развивающая: умение работать в группе, развитие умений творческой познавательной деятельности учащихся 6 класса.

План урока

.        Предварительная подготовка.

.        Организация работы.

.        Презентация результатов проекта.

.        Оценка представленных проектов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Teacher (T): Good morning! I am glad to see you! Sit down, please. How are you today?(Ps): I am fresh as a daisy/I feel like a million bucks/…

.Речевая разминка: What do you do to feel like a million bucks?: I sleep/read books/go shopping/listen to the music/…

. Музыкальная разминка: I also listen to songs to feel good. Today I have a cassette with songs on it. Would you like to the listen to the song for children?: Yes, we would like to listen to the song.: You will listen to the song and then you will tell me what this song is about., shopping,’s go shopping.can a lot food.and butter,and sausage,and fruit., shopping,’s go shopping.can a lot food.and butter,and ice-cream.’s good.: So, what is this song about?: It’s about shopping.: What do they want to buy?: They want to buy bread, butter, cheese, sausage, vegetables, fruit and ice cream.: Do they like to go shopping?: Yes, they do: Are you fond of shopping?: Yes, …/No, …

.Представление проектов: Will you speak about your favourite shops today in your project work?: With great pleasure!: So what will we do at the lesson today?: We shall present our projects and discuss them: How many projects do we have today?: We shall listen to six projects: Was it interesting to make up projects and why?: It was interesting, because we created something new/we drew pictures/…: Now, you are going to choose are card and we shall see who will be the first, the second … .

(The pupils choose the cards and say what expect they are. The teacher sticks the cards with pupils’ names to the table on the board): What expects do we need to discuss the projects?: We need experts in understanding in grammar mistakes, in logic and interest, in expressions and grammar, in design and in tasks.: Please, choose a card and we shall see what experts you are.

(The pupils choose the cards and say what experts they are. The teacher gives them special cards that they put on the desks): So, let’s listen to the first presentation

(Then the pupils work with projects according to the plan:

         Presentation of the project;

         Tasks to the project;

         The pupils’ questions to the speakers;

         Discussion of the project/marks)

5.Подведение итогов и прощание.

T: Thank you! Boys and girls, whose projects were the best an why?: I think …: I hope that your future projects will be as nice as today’s projects. Thank you for you work. The lesson is over. Good bye!

Заключение

Проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьникам познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обученности и образования личности.

Ведущие положения проектной методики основаны:

         На учете особенностей личности учащихся;

         На связи идеи проекта с реальной жизнью;

         На изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, которая предполагает субъектно-субъектное, равно-партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;

         На значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;

         На значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранного языка.

Проектная методика является:

         Альтернативным подходом в современной системе образования;

         Новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно и одновременно формирования определенных личностных качеств.

         Продуктивным обучение, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигма образования: «ученик - учебник - учитель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование.

Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира. Его высокая эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии и др. стран.

Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - и в настоящее привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Любой процесс должен быть логичным и последовательным, иметь результат. Если у ребенка не формируются в полном объеме навыки творческого подхода к работе, коммуникативные способности, познавательная мотивация, то этот ученик не будет достаточно самостоятельным в дальнейшей проектной работе. Поэтому к формированию проектных умений дифференцированно по уровням сложности: базовый уровень, продвинутый, высший. Следовательно, эффективность использования проектного метода в практике обучения иностранному языку высока по всем видам деятельности: увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода чтения, совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки, стремление самостоятельно добывать и использовать новые знание.

Итак, ПРОЕКТ - это пять «П»:

Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация

Применяя метод проекта, чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектирования т.к. они имеют признаки исследовательской и творческой деятельности. Как видим, данная педагогическая технология требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, информационных источников, консультантов и проч.), не всегда предсказуем ожидаемый результат и обнаружив объективные причины затруднений следует подумать о том, как избежать их в будущем, при удачной реализации целенаправленно поработать на успешный конечный результат.

Результат мы можем увидеть и на «малоуспешных» учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребенка индивидуальное продвижение к успеху, который я считаю, надо поддерживать.

Список использованных источников

Описание книг

.     Рогова Г.В., Методы обучения английскому языку на начальном этапе // изд. «Просвещение», 2000 .- 231 с.//

2.      Конышева А.В., Современные методы обучения английскому языку//изд. «Тетра Системс», 2007, - 184 с.//

.        Коряковцева Н.Ф., Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык, // Москва., 2002. 135 с.//

.        Копылова В.В., Методика проектной работы на уроках английского языка //Москва., 2003, 265 с.//

.        Гальскова Н.Д., Современная методика иностранным языкам, //Москва., 2000, 198 с.//

.        Андарало А.И., Шилов Е.С. Новые педагогические технологии - фактор повышения качества образования.//Адукацыя, 2002, 93с//

.        Шамова Т.И. Педагогика технологии: что это такое и как их использовать в школе //Тюмень, 1997, 280 с//

.        Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе //М.: 1981-176 с //

.        Олищук В.А. Урок в современной школе //М.: - 1991, 198с//

.        Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке//М.: Просвещение ,1975, 175с

 Описание статьи из периодического издания

.     Амирбекова А.М. От творческих проектов в преподавании английского языка к информации учебного процесса, //ИЯШ,№5/2009 46 с.//

12.    Олексяк А. Использование проектов при обучении иностранному языку //Учитель, №1, 2007, 72 с//

.        Радина Е.Г. Метод проектов на уроках английского языка, //ИЯШ №1,2007, 57 с.//

.        Шелавина И.Н., Проектная деятельность на уроках английского языка

//СШК, №5. 2007, 47с//

.     Зипарова Г.Т., Урок по проектной технологии //СШК, №7-2007, 30 с//

.        Демеуова К.К., Проектная работа - эффективна форма обучения иностранному языку //ИЯШ, №5 2007, 41 с//

.        Галлех Е.Ю., Использования метода проектов на уроках иностранного языка //Ин.яз.в Каз-не., №5 - 2007, 18 с//

.        Шатько О.А. Метод проектов на уроке английского языка //ИЯШ, №1 2010, 33 с//

.        Токсангазина Б.Ж. Метод проектов иностранного языка //АЯШ №4 2006, 27 с//

.        Кудрявцева Е.А. Учебные мультимедийные проекты по иностранному языку //АЯШ, №2 2010, 57с//

.        Ариян М.А Технологии социального развития обучения иностранного языка на старшем этапе //ИЯШ, №7 2008 2-8 с//

.        Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе //ИЯШ №4 1999, 11с//

.        Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения ИЯ//ИЯШ, 1991, №3//

.        Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроке английского языка //ИЯШ, 1999, №4, 19 с//

.        Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка //ИЯШ №2 2000, 12с //

.        Чечель И.А. Метод проектов //Директор школы №3,4, 1998, 17 с//

.        Полат Е.С. Метод проектов на уроке // ИЯШ, №3 2000 с 3-9//

.        Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка //ИЯШ, 2004 №2 28-32 с //

.        Козлов П.Г. Интегрированная роль результата в технологии обучения ИЯ//Алматы,1995, 4-6 с//

Приложение №1

Общедидактическая типология проектов

По виду деятельности

Исследовательские; творческие; ролево-игровые; информационные; практико-ориентировочные;

По предметно-содержательной

Монопроекты;

области

межпредметные проекты

По характеру координации

Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией

По характеру контактов

Внутренние; региональные; международные

По количеству участников

Личностные; парные; групповые

По продолжительности проведения

Краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные


Приложение №2

Типология М.Е. Брейгина.


Приложение №3


Приложение №4

Примерные виды деятельности при работе над проектом «проблема транспорта в вашем городе»

Похожие работы на - Применение проектной технологии в обучении английскому языку

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!