Расследование умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,67 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расследование умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Характеристика умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними

.1 Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам об умышленных убийствах, совершенных несовершеннолетними

.2 Криминалистическая характеристика преступлений данной категории

Глава 2. Организация первоначального этапа расследования умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними

.1 Следственные ситуации по делам об умышленных убийствах, совершенных несовершеннолетними

.2 Планирование расследования и организация проверки выдвинутых версий

.3 Тактические операции, реализуемые на первоначальном этапе расследования умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними

Глава 3. Особенности производства отдельных следственных действий по делам об умышленных убийствах, совершенных несовершеннолетними

.1 Тактика допроса подозреваемого, обвиняемого

.2 Проверка показаний на месте

.3 Использование специальных знаний при расследовании умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. В Конституции Российской Федерации отмечается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Первейшим, так называемым, «естественным» правом человека в любой стране является право на жизнь. Не случайно в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, принятой Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, отмечается, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Статья 20 Конституции РФ также отмечает, что «каждый имеет право на жизнь». Несмотря на эти, казалось бы, неоспоримые постулаты, человеческая жизнь в настоящее время недостаточно защищена.

Наиболее опасным проявлением преступного насилия является убийство. Общественная опасность убийств определяется не только их достаточной распространенностью в структуре преступности, но, главное - их тяжестью, невосполнимостью последствий для общества и его отдельных членов.

Убийства, совершаемые в стране в последние десятилетия, как и иные насильственные преступления, стали приобретать новые формы. B частности, значительное их количество стало совершаться группами лиц, в том числе организованного характера, с использованием огнестрельного оружия, по найму, так называемые «заказные» убийства.

Другой характерной особенностью современной преступности, в том числе и насильственной, как отмечается во многих исследованиях, является ее «омоложение». Это говорит о том, что все чаще лица несовершеннолетнего возраста совершают преступления, в том числе и убийства. По данным доклада Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения «О предупреждении насилия и преступности, связанной с холодным оружием, среди подростков и молодежи», подготовленного в 2011 году, Россия занимает первое место в Европе по числу убийств, совершаемых несовершеннолетними.

Таким образом, криминальная обстановка с убийствами, совершаемыми несовершеннолетними в стране остается достаточно напряженной.

В связи с изложенным, изучение методики расследования убийств, совершенных несовершеннолетними имеет важное теоретическое и практическое значение.

Объект исследования - закономерности, определяющие содержание практической деятельности органов дознания и предварительного следствия по расследованию убийств, совершенных несовершеннолетними.

Предметом исследования являются правовые, организационные и тактические вопросы, раскрывающие закономерности расследования убийств, совершенных несовершеннолетними.

Цель исследования состоит в комплексном исследовании и совершенствовании методики первоначального этапа расследования убийств, совершенных несовершеннолетними.

Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:

определить обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам об умышленных убийствах, совершенных несовершеннолетними;

проанализировать криминалистическую характеристику преступлений данной категории;

рассмотреть следственные ситуации по делам об умышленных убийствах, совершенных несовершеннолетними;

охарактеризовать планирование расследования и организация проверки выдвинутых версий;

выявить тактические операции, реализуемые на первоначальном этапе расследования умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними;

раскрыть тактику допроса подозреваемого, обвиняемого;

- проанализировать порядок проверки показаний на месте;

- охарактеризовать порядок использования специальных знаний при расследовании умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними.

Методологической основой данного исследования являются такие методы, как диалектический, формальный, системный, структурный, методы анализа и синтеза, логический, сравнительно-правовой и другие.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, уголовное, уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательство, ведомственные и межведомственные нормативные документы правоохранительных органов, международные нормативно-правовые акты.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УМЫШЛЕННЫХ УБИЙСТВ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

1.1 Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам об умышленных убийствах, совершенных несовершеннолетними

уголовный умышленный убийство несовершеннолетний

К специфичным обстоятельствам, подлежащим установлению по делам о преступлениях несовершеннолетних, относятся: 1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 421 УПК РФ при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в указанное учреждение (ч. 3 ст. 421 УПК РФ).

Данные обстоятельства тесно связаны с самой личностью несовершеннолетнего субъекта. Установление возраста несовершеннолетнего необходимо для решения вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности. Все остальные обстоятельства, скорее, носят личностно-характеризующий характер, который будет определять и ряд трудностей в их доказывании. Приходится констатировать тот факт, что для обозначения подобных обстоятельств российский законодатель избрал весьма неконкретные формулировки. В частности, возможны вариации в трактовке сущности и значения понятий «условия жизни и воспитания», «иные особенности его личности», «влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц». Все это в первую очередь приводит к определенной ущербности предварительного расследования в отношении несовершеннолетних. На практике нередко установление данных обстоятельств сводится к формальному сбору столь же формализованных характеризующих материалов, за счет которых предмет доказывания расширяется, но предусмотренная законодателем его конкретизация и определенная индивидуализация не достигаются. Зачастую не удается доказать как раз влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, что в определенной степени объясняет, почему в следственной практике довольно мало дел, возбуждаемых по ст. 150 УК РФ.

Таким образом, обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о совершении несовершеннолетними убийств, могут быть рассмотрены как сложная система взаимосвязанных, дополняющих друг друга обстоятельств, требующих полного и всестороннего исследования. Процесс такого исследования невозможен без адекватных процессуальных способов проведения такого исследования. Поэтому важно не только скорректировать нормы, закрепляющие специфику предмета доказывания в отношении несовершеннолетних, но и определиться с четким механизмом реализации данных норм.

1.2 Криминалистическая характеристика преступлений данной категории

Криминалистическая характеристика преступлений как структурный элемент методики расследования преступлений представляет собой систему присущих этому или иному виду преступлений особенностей, имеющих наибольшее значение для расследования и обуславливающих применение криминалистических методов, приемов и средств.

Таким образом, к числу наиболее значимых в криминалистическом отношении особенностей преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии могут быть отнесены данные:

о непосредственном предмете преступного посягательства;

о способе совершения преступления и соучастия преступления;

об обстоятельствах, при которых готовилось и совершалось преступление;

об особенностях оставляемых преступниками следов.

Предмет доказывания по делам об убийствах, совершенных несовершеннолетними - система фактических данных о произошедшем событии и сопутствующих ему обстоятельствах, которые устанавливаются с учетом возрастных особенностей обвиняемых (подозреваемых, подсудимых) и необходимы для познания преступления с целью правильного разрешения расследуемого уголовного дела и достижения задач уголовного судопроизводства.

Обстановка преступления является одним из важнейших элементов криминалистической характеристики преступлений. Каждое преступление, его подготовка, совершение и его сокрытие осуществляются в той или иной обстановке, в тех или иных условиях, которые способны оказывать влияние на другие элементы криминалистической характеристики.

Проникновение в обстановку и обстоятельства преступления ведут к отчетливому пониманию совершившегося, к постижению внутренних связей между действиями, совершаемыми преступной волей и отражением их вовне. Такое понимание дает возможность не только мысленно воссоздать картину преступления, но и понять мотивы, руководящие преступником при совершении преступлений.

Обстановка преступления в период подготовки, совершения преступления и после достижения преступной цели представляет собой совокупность пространственно-временных, социально-психологических факторов, отношений между преступником и предметом посягательства и другими обстоятельствами объективной реальности, которые могут способствовать быстрому, всестороннему, полному и объективному расследованию преступлений.

Основными криминалистическими признаками обстановки совершения преступлений является место и время его совершения. Именно установление их признаков, взаимоотношений является одной из функций расследования.

По мнению А.И. Дворкина с помощью этих признаков следователь или оперативный работник могут разработать комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на получение доказательств по уголовному делу.

Место и время будут являться элементом криминалистической характеристики только в том случае, если они имеют характерные особенности и поэтому выбраны преступником. Место совершения преступления характеризуется признаками, с помощью которых его можно вычленить из объективной среды. Место и время являются признаками обстановки преступления, которая представляет собой систему условий, в которых совершается уголовно-наказуемое деяние. Важно также иметь в виду и то, что все элементы криминалистической характеристики находятся в тесной связи между собой, и поэтому, безусловно, место и время могут иметь значение при избрании преступником способа совершения преступления. Время совершения преступления как признак состава преступления понимается в смысле определенного временного периода, в течение которого совершено преступление.

Абсолютное большинство убийств подростками совершается в общественных местах, причем иногда было совершено в присутствии других граждан, которые не предприняли никаких мер к пресечению преступления.

Это в определенной мере может свидетельствовать о равнодушии и безразличии граждан к поведению подростков и слабой охране правопорядка в общественных местах органами внутренних дел.

Характеризуя убийства, совершаемые несовершеннолетними, следует отметить, что групповые преступления среди подростков распространены значительно шире, чем у взрослых. Стремление несовершеннолетних к групповым действиям определяется в литературе как главная особенность данной категории лиц. Объясняется это особенностями психологии подросткового возраста. Как справедливо отмечает И.С. Кон, среди подростков в возрасте 15-18 лет «близость с друзьями-сверстниками оказывается наибольшей».

Большая часть убийств несовершеннолетними также совершена в группах. Это, связано с тем, что подростки в основной массе свое свободное время проводили со своими сверстниками, в группах. Такие группы создавались с целью свободного препровождения, а не совершения преступлений, тем более таких, как убийства. Названное преступление явилось итогом, результатом такого бесцельного времяпрепровождения. Важным моментом, характеризующим рассматриваемую категорию преступлений, выступает факт, что большая часть всех убийств были совершены подростками в состоянии алкогольного опьянения, поскольку именно состоянием алкогольного опьянения многие подростки объясняют причину убийства.

Основным орудием преступления выступают бытовые ножи, а также любые попавшие под руку предметы (топор, табурет, шарф, деревянные палки, кирпичи, молоток, чайник, трехлитровая банка, графин, уксусная кислота, др.).

Наряду с этим следует отметить, что для несовершеннолетних не характерно создание устойчивых преступных группировок.

Как считает Ю.Р. Орлова присущее несовершеннолетним стремление к самоутверждению, желание занять одно из лидирующих мест в группе в сочетании с их ограниченными возможностями могут специфично, по-своему выразиться в конкретном преступлении.

Так, при совершении посягательств против личности нередко наблюдается бессмысленная жестокость, причинение жертве не вызванного необходимостью множества телесных повреждений. При совершении других категорий преступлений могут присутствовать элементы бравады, демонстративности и т.п.

Как показывает практика, в большинстве случаев несовершеннолетние не предпринимают каких-либо специальных мер для ликвидации следов совершенного преступления. Основной их задачей после содеянного становится стремление как можно скорее скрыться с места происшествия. Если действия по сокрытию все же имеют место, они обычно сводятся к уничтожению или маскировке явных следов преступления на одежде и теле (замывание пятен крови, чистка брюк и т.п.), а также к временному камуфлированию факта преступления, обеспечивающему возможность беспрепятственно покинуть место преступления (например, маскировка отверстия во взломанной преграде находящимися поблизости досками, листами старого железа, строительным мусором и т.п.). Иногда подготавливается ложное алиби путем обращения к сверстникам с просьбой подтвердить факт их пребывания во время совершения преступления в другом месте.

Таким образом, несовершеннолетние в большинстве случаев осуществляют преступления без всякой подготовки; в основном они скрывают украденное не так тщательно и в местах там где сами обитают; на месте преступления несовершеннолетние не придают значения следам преступления которые они оставили.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ УМЫШЛЕННЫХ УБИЙСТВ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

2.1 Следственные ситуации по делам об умышленных убийствах, совершенных несовершеннолетними

Можно выделить исходные следственные ситуации по делам об умышленных убийствах, совершенных несовершеннолетними:

. Ситуации, когда следователю известна личность потерпевшего и имеются все основания предполагать, что совершено убийство. Данной ситуации присуща следующая информационная характеристика:

имеется подозреваемый подросток (группа подростков; группа, в состав которой входит взрослый соучастник);

имеется подозреваемый взрослый;

не известно лицо (группа лиц), совершившее преступление;

. Следователю не известна личность потерпевшего, обстоятельства дела позволяют предполагать совершенное убийство:

не известно лицо, совершившее убийство;

. Дело возбуждено в связи с исчезновением потерпевшего:

следователю не известно лицо, совершившее преступление;'

. Найдены части расчлененного трупа, следователю не известна личность потерпевшего:

не известно лицо, совершившее убийство;

. Обнаружен скелетированный труп или труп, находящийся в воде:

имеется подозреваемый подросток (группа подростков; группа, в состав которой входит взрослый соучастник);

следователю не известно лицо, совершившее преступление.

Сведения о лице, совершившем преступление, по делам рассматриваемой категории поступают в распоряжение следователя в большинстве случаев одновременно или непосредственно после осмотра места происшествия. На данном этапе - это так называемые прямые доказательства - . показания самого несовершеннолетнего. Косвенные доказательства в этот период используются неактивно в силу отсутствия готовых к данному моменту результатов экспертиз - дактилоскопической, биологической, других, либо в результате некачественно проведенного осмотра места происшествия. Большинство убийств, совершенных несовершеннолетними, относятся к очевидным преступлениям.

Расследование убийств, совершенных несовершеннолетними, как в целом, так и производство отдельных следственных действий осуществляется практически во всех, случаях в ситуациях разной степени конфликтности. Среди основных факторов, влияющих на степень конфликтности, следует назвать алкогольное опьянение или действие других одурманивающих веществ, затрудняющих во время совершения убийства адекватное восприятие и запоминание обстановки, а в момент производства по делу припоминание и воспроизведение информации; недостатки осмотра места происшествия; изменение первоначальных показаний несовершеннолетними; оговор или самооговор; ложные показания других участвующих в деле лиц.

При расследовании убийств, совершенных несовершеннолетними, трудности возникают по трем основным моментам:

) при установление мотива убийства;

) при установление лица, действительно совершившего преступление;

) при проверке правдивости показаний несовершеннолетнего.

В последнем случае ситуации кардинально противоположные: от правдивых первичных показаний к их последующему изменению на ложные и наоборот, и неоднократном изменении показаний на протяжении всего процесса расследования.

Таким образом, исходные ситуации, в которых известно лицо, совершившее преступление, и другие обстоятельства преступного события, должны были бы относиться к простым. Однако обстоятельства, составляющие видимую информационную полноту, нередко одновременно являются причиной их проблемного характера.

2.2 Планирование расследования и организация проверки выдвинутых версий

Убийства, совершенные несовершеннолтеними, относятся к категории особо сложных, что диктует необходимость пристального теоретического и практического внимания к методам организации расследования. На практике факт выполнения отдельных следственных действий «чисто формально», который необходимо использовать, создавая по этим направлениям соответствующие программы. К одному из таких направлений по убийствам, совершенным несовершеннолтеними, относится изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

При расследование убийств, совершенных несовершеннолетними, не следует стремится к составлению одного плана расследований, необходимо сочетать различные техники планирования. Учитывая недостатки групповой формы расследования, выражающиеся в невозможности непосредственного восприятия всеми членами группы доказательственной информации, диссертантом выделяются нескольких рабочих блоков расследования и даются рекомендации по составлению вспомогательной плановой документации.

Помимо обязательных версий, выдвигаемых по делам о преступлениях несовершеннолетних, о негативном влиянии старших по возрасту лиц, о наличии несовершеннолетнего или взрослого соучастника, о самооговоре, сформулированы версии, которые необходимо проверять, по, каждому убийству с участием несовершеннолетнего:

подросток только присутствовал на месте совершения преступления, а участия в его совершении не принимал;

подросток находился на месте происшествия, но намерения участвовать в совершении убийства не имел, однако под принуждением других лиц был вовлечен в совершение убийства.

Учитывая, .что совершенные подростками убийства в большинстве случаев сопряжены с другими преступлениями, в плане расследования необходимо предусмотреть задачу по установлению имеющейся связи между всеми совершенными подростком преступлениями.

Таким образом, к обязательным версиям, выдвигаемым по данной категории уголовных дел относятся: о негативном влиянии старших по возрасту лиц; о наличии несовершеннолетних или взрослых соучастников; о самооговоре. Проверке подлежат также версии о том, что подросток только присутствовал на месте происшествия, а участия в нем не принимал; подросток находился ) на месте происшествия, но намерения участвовать в совершении убийства не имел, однако под принуждением других лиц был вовлечен в совершение убийства.

2.3 Тактические операции, реализуемые на первоначальном этапе расследования умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними

Учитывая значение, которое законодатель придает изучению личности несовершеннолетнего обвиняемого, комплекс следственных, оперативно-розыскных и иных действий, реально осуществляемых следователем и направленных на собирание доказательственной информации, характеризующей подростка, вполне оправданно выделить среди осуществляемых по данной категории уголовных дел тактическую операцию «Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого». Выделение такой тактической операции теоретически и практически оправдано.

Вполне обоснованно относить, рассматриваемую тактическую операцию к первоначальному этапу расследования. Возрастные особенности обвиняемого, конфликтный характер следственных ситуаций затрудняют установление и поддержание психологического контакта. Так же при отсутствии в распоряжении следователя характеризующих обвиняемого сведений затрудняется познание механизма совершенного преступления, ограничиваются его тактические возможности, нивелируется возможное воспитательное воздействие на несовершеннолетнего обвиняемого. Эффективное преодоление противодействия .в форме оговоров, самооговоров, неоднократного изменения в процессе расследования даваемых обвиняемым (подозреваемым) подростком показаний невозможно без оперирования следователем данными о личностных и психологических особенностях несовершеннолетнего обвиняемого, в максимально большем объеме, полученных в кратчайший отрезок времени с момента возбуждения уголовного дела или установления подростка, совершившего убийство. Это, в свою очередь, не может быть достигнуто пассивным собиранием на протяжении всего производства по уголовному делу материала о личности несовершеннолетнего обвиняемого.

По мере реализации тактической операции «Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого», достигается одна из процессуальных задач расследования - устанавливается названное в законе обстоятельство, и следователь своевременно получает необходимую информацию, служащую целям достижения других промежуточных задач расследования, в числе которых, наряду с тактическими, следует назвать организационные, воспитательные и профилактические.

Конфликтный характер расследования убийств, совершенных несовершеннолетними, предопределяет комплексный подход к предупреждению, пресечению и разоблачению ложных показаний несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). В этой связи рассмотрены тактические операции и «Проверка показаний несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в совершении убийства».

Целями названной тактической операции являются проверка следователем: -правдивости показаний : несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого); -версии о самооговоре; -версии об оговоре.

Кроме того, в ходе реализации этой тактической операции выясняется механизм совершения убийства; устанавливаются соучастники и определяется роль каждого из них на различных этапах преступной деятельности; выявляется круг лиц, укрывающих совершенное убийство.

Таким образом, к тактическим операциям, реализуемым на первоначальном этапе расследования умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними можно отнести тактические операции: «Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого», «Проверка показаний несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в совершении убийства», «Выявление и изобличение несовершеннолетнего, совершившего убийство».

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ УМЫШЛЕННЫХ УБИЙСТВАХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

3.1 Тактика допроса подозреваемого, обвиняемого

Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого разрабатывается с учетом следующих факторов:

следователь на первоначальном этапе расследования не располагает достаточными данными о причастности несовершеннолетнего подозреваемого к расследуемому событию;

допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, в связи с чем следователь не имеет достаточного времени на его подготовку;

подросток эмоционально возбужден, его угнетает непривычность обстановки.

Необходимо установить психологический контакт, но в полной мере не снимать напряжение с подростка. Этому будут способствовать коммуникативные качества и доброжелательный тон следователя, умение использовать в беседе совпадающие позитивные интересы несовершеннолетнего и следователя (любовь к спорту, музыке и т.д.). При подготовке к допросу сведения о личности несовершеннолетнего подозреваемого можно получить от родителей, учителей, представителей трудовых коллективов, в инспекции по делам несовершеннолетних.

Первый допрос должен касаться не только обстоятельств преступления, в совершении которого подозревается подросток, но и условий его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше объективных данных о подростке, его поведении и связях будет получено, тем быстрее будет раскрыто преступление и выявлены обстоятельства, способствующие его совершению.

Большое значение при допросе несовершеннолетних правонарушителей приобретает вопрос о нейтрализации круговой поруки и нежелания «выдать» соучастников. Тактика допроса должна предусматривать детализацию показаний, сопровождение допроса проверкой показаний на месте, разъяснение несовершеннолетнему истинного смысла и содержания чувства дружбы и товарищества, не имеющего ничего общего с круговой порукой.

Немаловажное значение при допросе несовершеннолетнего подозреваемого имеет показ следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления, ни в коем случае не прибегая к обману или внушению. Несовершеннолетнему разъясняют значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления, используют положительные личные качества несовершеннолетнего.

Как справедливо отмечает Р.В. Чупахин несовершеннолетние правонарушители заранее не подготавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о месте и времени нахождения в момент совершения преступления и сопоставление полученных данных с другими материалами дела выявляют полную несостоятельность позиции несовершеннолетнего в случае дачи им ложных показаний. В целях установления психологического контакта для участия в допросе может быть приглашен педагог, обучающий подростка и пользующийся у него уважением.

Предъявление обвинения должно стать для подростка событием особо значимым, ибо в этот момент он может понять не только полноту ответственности за содеянное, но и психологически осознать свои поступки.

Тактика допроса, по мнению Р.В. Чупахина, зависит от позиции несовершеннолетнего по отношению к предъявленному обвинению.

В бесконфликтной ситуации целесообразны следующие тактические приемы:

максимальная детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого соучастника;

получение объяснений по поводу имеющихся в деле доказательств с целью устранения противоречий, стимулирования дальнейшей детализации показаний;

выявление обстоятельств, непосредственно предшествующих совершению преступления, и поведения соучастников после совершения общественно опасных деяний;

постановка дополнительных вопросов для уточнения мотива и цели преступления;

не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях.

При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех тактических приемов, которые были рекомендованы при допросе подозреваемых, целесообразно:

предъявлять в определенной последовательности собранные в процессе расследования доказательства, которые не должны представлять сложную схему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолетнему нужно разъяснить;

предъявлять только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления;

допущение легенды, если следователь располагает достаточными доказательствами для опровержения ложных показаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема заключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимости ложных показаний и по другим вопросам;

психологический эффект внезапности можно применять в зависимости от возраста допрашиваемого, характера доказательств, которыми располагает следователь, и позиции допрашиваемого;

разъяснить значение чистосердечного раскаяния.

Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии.

На очной ставке подросток может изменить ранее данные показания не только под влиянием правдивых показаний другого участника очной ставки, но и из-за повышенной внушаемости и податливости, а также в результате сильного психического воздействия со стороны другого допрошенного лица. По мнению А.И. Бастрыкина, если есть возможность устранить противоречия путем проведения иных следственных действий, следователь должен использовать прежде всего эти возможности.

Как считает Ю.Р. Орлова, при возможности нейтрализовать отрицательное воздействие взрослого путем твердого контроля за его поведением очную ставку с участием несовершеннолетнего надо проводить вне зависимости от того, как оцениваются ее перспективы. Желательно присутствие педагога, который, используя свои специальные познания, не только сможет помочь в подготовке и проведении очной ставки, но в какой-то мере снимет напряжение, окажет дисциплинирующее воздействие на другого участника. При проведении очной ставки с несовершеннолетним обвиняемым может участвовать защитник.

По мнению С.В. Кузнецова, тактика допроса несовершеннолетних, который допрашивается в связи с совершенным преступлением, в значительной степени обусловлена особенностями их психики (повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения и др.), незначительным жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов.

Следователь, готовясь к допросу несовершеннолетнего, должен обратить особое внимание на степень развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности его характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса. Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома. Наоборот, на несовершеннолетних в возрасте 15 -17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности, они скорее скажут правду.

Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долгое время сосредоточиваться на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос. Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых малолетним следует предоставить возможность отвлечься, отдохнуть за игрой, успокоиться.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, помимо сознательного отказа говорить правду, могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчет, могут быть плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или придуманными нелогичными подробностями.

По мнению В.А. Жбанкова если на повторном допросе ребенок (подросток) слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом воздействия взрослого.

Существенные отличия в деталях указывают на фантазирование ребенка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно, уверенно и вместе с тем дружелюбно, но не в ущерб настойчивости и твердости. Такая манера поведения способствует необходимому контакту с подростком, располагает его. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или от испуга и волнения начнет путаться и лгать. Страх перед следователем может побудить к самооговору.

Несовершеннолетнему следует облегчить переход от ложных показаний к правдивым. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Таким образом, специфика допроса несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого заключается в том, что несовершеннолетний является качественно иным субъектом допроса.

. Для несовершеннолетнего характерно внимание к отдельным деталям при затруднительности передачи общей картины, нежелание или неумение индивидуализировать роль каждого участника преступления, чувство стыда и стеснения при даче показаний об обстановке в семье, о моментах интимного характера и т.д., склонность к изображению собой «бывалого человека», и в то же время податливость к внушению со стороны следователя и других лиц, незнание смысла ряда юридических терминов и нежелание показать это. Подросток быстро утомляется при допросе, в изложении события имеют место скачки, его легко сбить вопросами и репликами. Его позиция при допросе обычно диктуется не анализом ситуации и доказательств, а эмоциональными моментами (реакция на поведение следователя, страх перед родителями или соучастниками, нежелание «выдать» товарища.

. При явке или доставлении подростка на первый допрос необходимо убедиться в личности допрашиваемого (по документам или с помощью лиц, знающих несовершеннолетнего, вызванного на допрос). В противном случае возможно, что подросток, при котором в большинстве случаев не оказывается документов, сообщает данные не о себе, а о другом человеке.

. При определении продолжительности допроса должна приниматься во внимание повышенная утомляемость подростка. Обнаружив ее признаки (рассеянное внимание, безучастность и т.д.), целесообразно сделать перерыв, отметив это в протоколе. Так же нужно помнить, что в ст. 425 УПК РФ говориться что допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности четырех часов в день.

3.2 Проверка показаний на месте

Данным следственным действием признается исключительная роль в выявлении противоречий в показаниях несовершеннолетнего обвиняемого с другими источниками доказательств, самооговора и оговора, непосредственном исследовании обстоятельств убийства и сопутствующих преступлений, а также возможность решения иных задач расследования.

«Опорными пунктами» по делам об убийствах, совершенных несовершеннолетними, могут выступать место, где находился несовершеннолетний в момент несения ударов, где лежал потерпевший после причинения ему смерти, куда и каким маршрутом был перенесен труп. Установив, что подросток после совершения убийства находился еще какое-то время на месте происшествия, выясняется линия его передвижения, количество времени, проведенного в том или ином месте, предметы, к которым он прикасался до, в момент и после совершения убийства, взаиморасположение других соучастников. Если в ходе допроса несовершеннолетнего обвиняемого следователь принимает решение провести проверку его показаний на месте, он может предложить несовершеннолетнему начертить схему маршрута движения к месту преступления, обстановку месту происшествия, взаим о передвижения соучастников и потерпевшего.

Указывается на возможность, а в ряде случаев и необходимость, привлечения к подготовке и проведению данного следственного действия психолога.

Таким образом, проверка показаний месте как никакое другое следственное действие, заключает в себе угрозу подсказки или внушения, иногда неосознаваемую самим следователем. Как свидетельствует практика, проверка показаний на месте - следственное действие, в ходе которого чаще всего задаются наводящие вопросы. Это обусловлено как сложностью рассматриваемого следственного действия,, так и низким уровнем подготовки, размытыми преставлениями о подлежащих проверке данных, отсутствием модели предстоящего следственного действия и прогнозируемых результатов, заранее составленных вопросов.

3.3 Использование специальных знаний при расследовании умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними

В зависимости от характера совершенного преступления могут назначаться самые различные экспертизы: судебно-баллистическая, трасологическая и т.д. Однако, как отмечает Р.С. Хисматулин, специфическими для данной категории дел являются экспертизы судебно-психиатрическая, судебно-психологические и судебно медицинская экспертизы.

Судебно-медицинской экспертизой называется научно-практическое исследование, производимое врачом по постановлению органов следствия или суда для дачи заключения по медицинским и некоторым биологическим вопросам, возникающим в процессе расследования или судебного разбирательства конкретного уголовного либо гражданского дела.

Производство любой экспертизы, в том числе и судебно-медицинской, состоит из двух основных процессов:

) исследования объектов экспертизы с применением всех методов, которые необходимы для решения поставленных вопросов;

) составления письменного заключения о результатах этого исследования с мотивированными ответами на поставленные вопросы.

Объектами судебно-медицинской экспертизы могут быть живые лица, трупы, вещественные доказательства, материалы уголовных и гражданских дел. Методы, применяемые при исследовании этих объектов, очень разнообразны.

Как указывает С.В. Тетюев, при проведении судебно-медицинской экспертизы ставятся следующие вопросы:

.Каков возраст обследуемого лица?

. Достигло ли данное лицо определенного возраста?

. Вменяемое лицо или нет?

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних связаны, во-первых, правовыми положениями, касающимися применения к ним уголовного наказания и других мер пресечения, во-вторых, они зависят от характера психических нарушений, которые наблюдаются у несовершеннолетних, направленных на судебно-медицинскую экспертизу. Она проводится в соответствии с общими нормами производства судебно-психиатрической экспертизы, установленными процессуальным законом, но подчинена также своим, специфическим для подросткового возраста правилам, связанным с некоторыми особенностями законодательства, методологией обследования и экспертной квалификацией.

Из-за трудностей, возникающих при установлении диагноза психического заболевания в подростковом возрасте, судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних является сложным видом судебно-психиатрической экспертизы, требующим преимущественно стационарного обследования. Однако в большинстве случаев проводится амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза.

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних должна служить не только правосудию, но и реализации права подростка на социальную и медицинскую защиту. По мнению В.Р. Хабрашитовой, при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних производство судебной экспертизы может потребоваться:

а) для установления возраста несовершеннолетнего, если документы о возрасте вызывают сомнение;

б) для определения уровня психического развития несовершеннолетнего или иных особенностей его личности;

в) для установления факта психического расстройства или отставания в психическом развитии при решении вопроса об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, достигшего 16 лет.

При этом, несмотря на выраженную тенденцию к омоложению преступности и росту ее среди несовершеннолетних правонарушителей до 14 лет, вопросы правового положения лиц младше этого возраста законодательно практически не разрешены.

Не определены также особенности проведения экспертиз, в частности психиатрических, в отношении них. Не попадая под действие статей УПК РФ, они не могут быть освидетельствованы комиссией судебных психиатров, направлены на принудительное лечение.

В судебной психиатрии освидетельствуются только такие несовершеннолетние, которые достигли возраста уголовной ответственности.

Несовершеннолетние в силу их возрастных особенностей проявляют меньшую способность сопоставлять, связывать факты, предвидеть ход событий, управлять своим поведением. Все эти особенности учитываются законодателем при установлении возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность.

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых направлена на решение вопросов о том, имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, и если имеется, повлияло ли оно таким образом, что он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. По мнению О.Л. Кузьминой, для оценки психического и личностного развития подэкспертного в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы необходимо исследование в беседе, проективных и полупроективных методиках общего характера мотивации, интересов, его социальной направленности и сформированности самосознания. Индивидуально-психологические особенности также должны быть изучены более детально. На выявление этих данных должны быть направлены минимум 3 методики.

При групповых правонарушениях, в случаях, когда подросток играл подчиненную роль, следует определять внушаемость несовершеннолетнего при помощи специальных проб.

Так, И.А. Макаренко справедливо отмечает, что в направленной беседе выясняется субъективное отражение подэкспертным ситуации правонарушения, его мотивов, оценок, прогноза последствий. Ответы на экспертные вопросы даются на основе сопоставления данных анализа объективных обстоятельств по материалам уголовного дела и результатов экспериментального психологического исследования.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого - один из наиболее сложных видов исследования, поскольку при этом необходимо применение специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких дисциплинах, как психология и патопсихология детей и подростков. Нельзя не отметить и тот факт, что этот вид экспертизы претерпевает значительные изменения, связанные с введением в действие УК РФ, в частности, тех его норм, которые регулируют уголовную ответственность несовершеннолетних.

Поскольку экспертное заключение относительно способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими основывается на совместных выводах и психиатров, и психологов, судебно-следственными органами должны формулироваться вопросы, относящиеся как к компетенции психиатров, так и к компетенции экспертов-психологов. Основное значение при этом имеет следующий вопрос: «Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?» Данный вопрос определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии с ч. 1 ст.21 УК РФ, а также наличие психических расстройств, не исключающих вменяемости, в соответствии со ст.22 УК РФ. Ответ на этот вопрос является прерогативой судебного эксперта-психиатра и полностью входит в его компетенцию.

Очевидно, что при положительном ответе эксперт-психиатр должен дать оценку и квалификацию выявленного психического расстройства. Однако выявление наличия и формы психического расстройства еще не предопределяет экспертного решения о вменяемости или невменяемости, оно лишь служит необходимой предпосылкой для решения основного вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации.

При отрицательном ответе на данный вопрос, т.е. при отсутствии признаков психического расстройства у несовершеннолетнего, необходимо экспертное исследование таких особенностей его психики, которые входят в компетенцию психолога.

В этом случае необходимо дать ответ на следующий вопрос: «Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?»

При выявлении у несовершеннолетнего обвиняемого какого-либо психического расстройства, определяющего его неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении общественно опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости. По мнению С.С. Шишина это означает, что подэкспертный не подлежит уголовной ответственности, и с учетом ответа экспертов-психиатров на вопрос: «Нуждается ли несовершеннолетний обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера, и если да, то в каких именно?», судом они ему могут быть назначены (п. «а» ч.1 ст.97 и ст.99 УК РФ).

Если же у несовершеннолетнего обвиняемого обнаруживается психическое расстройство, ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности, однако психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания и также может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

В то же время ограничение способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, обусловленное отставанием несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, приводит к принципиально иным правовым последствиям - такой подросток не подлежит уголовной ответственности (ч. З ст.20 УК РФ).

Как отмечает И.И. Мамайчук, в случаях же, когда подэкспертный обнаруживает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, вне зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства либо отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, или нет, суд признает его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

Вывод:

. Назначение судебных экспертиз позволяет определить не только возраст несовершеннолетнего, если он до этого не был известен, но и состояние его как в момент совершения преступления так и после.

. С помощью экспертиз можно определить вменяемый подросток или нет, подлежит уголовной ответственности или его нужно направлять на принудительное лечение в специальные учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делам о совершении несовершеннолетними убийств, могут быть рассмотрены как сложная система взаимосвязанных, дополняющих друг друга обстоятельств, требующих полного и всестороннего исследования. Процесс такого исследования невозможен без адекватных процессуальных способов проведения такого исследования. Поэтому важно не только скорректировать нормы, закрепляющие специфику предмета доказывания в отношении несовершеннолетних, но и определиться с четким механизмом реализации данных норм.

Всех несовершеннолетних, совершивших убийства, можно разделить на три группы: те, которые являются лидерами, как среди младших и ровесников, так и среди старших по возрасту лиц; которые стараются подчинить себе других, как правило, младших или слабых посредством подкупа или насилия; которые легко поддаются чужому влиянию. Однако и последней группе подростков свойственно стремление к лидерству.

Мотивами, с которыми несовершеннолетними совершаются убийства, выступают: корыстные побуждения; желание скрыть другое преступления или облегчить его совершение; хулиганские побуждения.

Нередко убийство совершается в совокупности с другими преступлениями, которые можно разделить на: обусловленные убийством, т.е. преступления, совершаемы как бы «заодно» и обуславливающие совершение убийства.

Ситуация расследования в целом и производства отдельного следственного действия по делам об убийствах, совершенных несовершеннолетними, носит конфликтный характер. Среди основных факторов, влияющих на степень конфликтности, следует назвать алкогольное опьянение или действие других одурманивающих веществ, затрудняющих во время совершения убийства адекватное восприятие и запоминание обстановки, а в момент производства по делу - припоминание и воспроизведение информации; недостатки осмотра места происшествия; изменение первоначальных показаний несовершеннолетними; оговор или самооговор; ложные показания других участвующих в деле лиц.

При расследовании убийств, совершенных несовершеннолетними, трудности возникают по трем основным моментам: установление мотива убийства; установление лица, действительно совершившего преступление; проверка правдивости показаний несовершеннолетнего.

К обязательным версиям, выдвигаемым по данной категории уголовных дел относятся: о негативном влиянии старших по возрасту лиц; о наличии несовершеннолетних или взрослых соучастников; о самооговоре. Проверке подлежат также версии о том, что подросток только присутствовал на месте происшествия, а участия в нем не принимал; подросток находился ) на месте происшествия, но намерения участвовать в совершении убийства не имел, однако под принуждением других лиц был вовлечен в совершение убийства.

Выявление и изобличение преступника возможно только посредством проведения комплекса следственных, оперативно-розыскных и иных действий, в связи с чем выделена тактическая операция «Выявление и изобличение несовершеннолетнего, совершившего убийство».

Учитывая значение, которое законодатель придает изучению личности несовершеннолетнего обвиняемого, комплекс следственных, оперативно-розыскных и иных действий реально осуществляемых следователем и направленных на собирание доказательственной информации, характеризующих подростка, а также цели расследования и пути их достижения вполне оправданно выделить среди осуществляемых по данной категории уголовных дел тактическую операцию «Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого».

Конфликтный характер расследования убийств, совершенных несовершеннолетними предопределяет комплексный подход к предупреждению, пресечению и разоблачению ложных показаний несовершеннолетнего в связи с чем выделена тактическая операция «Проверка показаний несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в совершении убийства».

В качестве тактических приемов допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) по рассматриваемой категории уголовных дел выделены детализация показаний, предъявление доказательств, использование положительных качеств подростка, варьирование временем допроса, использование возможностей повторных допросов.

Проверка показаний месте как никакое другое следственное действие, заключает в себе угрозу подсказки или внушения, иногда неосознаваемую самим следователем. Как свидетельствует практика проверка « показаний на месте - следственное действие, в ходе которого чаще всего задаются наводящие вопросы. Это обусловлено как сложностью рассматриваемого следственного действия, так и низким уровнем подготовки, размытыми преставлениями о подлежащих проверке данных, отсутствием модели предстоящего следственного действия и прогнозируемых результатов, заранее составленных вопросов.

Основаниями для назначения судебно-психологической экспертизы, выступают две группы факторов. Первая относится к личности несовершеннолетнего обвиняемого, условиям его развития и воспитания, поведение .после совершения убийства, вторая - характеру совершенного деяния.Для объяснения мотивов совершенного убийства следует использовать результаты психолого-психиатрической экспертизы, как одного из источников доказательств, ставя перед экспертом вопрос «об индивидуально-психологических особенностях несовершеннолетнего обвиняемого».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1.Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. 1995. N 67, 05 апреля

2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ.1996. N 25. Ст. 2954

.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921

Научная и специальная литература

6.Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия // Российская юстиция. - 2002. - № 9. - С. 44 - 45.

.Белкин Р.С. Курс криминалистики: Учеб. Пособие для вузов. - 3-е изд., дополненное. - М., 2001. - С. 78-80.

.Голубев, Н.А. Некоторые особенности расследования преступлений несовершеннолетних / Н.А. Голубев // Вопросы ювенальной юстиции. - 2013. - № 1. - С. 5 - 9.

.Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003. С. 188;

.Жбанков В.А. Способы выдвижения и проверки версий о личности преступника. - М., 1999. - С. 92.

.Жиров, Я.В. Способы корыстно-насильственных преступлений, совершаемых группами несовершеннолетних / Я.В. Жиров // Юридическая мысль. - 2010. - № 5. - С. 117 - 122.

.Кошелева И.С. Организация первоначального этапа расследования убийств, совершенных несовершеннолетними. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Кошелева И.С. - Саратов, 2006. - С.45

.Криминалистика / под ред. И.Ф. Крылова, А.И. Бастрыкина. - М., 2011. - С. 210.

.Криминалистика: учебник для вузов// под ред. И.П. Яблокова - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. - С. 320.

.Кузнецова С.В. Тактика допроса несовершеннолетних. - М., 2013. - С. 168.

.Кузьмина О.Л. Производство психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: учебно-практическое пособие. - Калининград, 2011. - С. 87.

.Кузьмина О.Л. Производство психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: учебно-практическое пособие. - Калининград, 2011. - С. 87.

.Макаренко И.А. Судебные психолого-психиатрические экспертизы в отношении несовершеннолетнего обвиняемого // Юридический Консультант. - 2008. - № 8. - С. 15 - 19.

.Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. Учебное пособие. - СПб., 2012. - С. 40.

.Образцов В.А. Криминалистическая психология: Учебное пособие для вузов. - М., 2002. - С. 230.

.Орлова Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних / Под ред. А.М. Кустова. - М., 2012. - С. 164.

.Осмотр места происшествия: Практическое пособие / Под ред. А.И. Дворкина. - М., 2001. - С. 149.

.Папышева Е.С. Методика первоначального этапа расследования убийств, совершенных несовершеннолетними / Папышева Е.С.; Под общ. и науч. ред.: Исаенко В.Н. - М.: Юрлитинформ, 2011. - С.111

.Тетюев С.В. Судебно-психологические экспертизы в отношении несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве (некоторые проблемы теории, нормативной регламентации и практики) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - № 5. - С. 9 - 14.

.Хисматуллин Р.С. Некоторые процессуальные проблемы производства судебной экспертизы по делам в отношении несовершеннолетних //Судебная экспертиза. - 2014. - № 1. - С. 122 - 125.

.Чупахин Р.В. Тактика допроса обвиняемого при расследовании преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления // Адвокатская практика. - 2010. - № 2.- С. 13 - 19.

.Шипшин С.С. Перспективы развития судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних на современном этапе //Теория и практика судебной экспертизы. - 2013. - № 4(12). - С. 15 - 23.

Похожие работы на - Расследование умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!