Музыкальные способности дошкольников

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,69 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Музыкальные способности дошкольников

Оглавление

Введение

Глава 1. Музыкальные способности дошкольников

.1 Сущность музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

.2 Психолого-педагогические проблемы развития сенсорных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

.3 Значение развития сенсорных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Глава 2. Развитие музыкальных способностей у дошкольников средствами музыкально-дидактических игр

2.1 Игровая деятельность, как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

.2 Виды музыкальных дидактических игр для развития сенсорных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Введение

Важной тенденцией в процесс становления гуманистического общества является идея развития индивида. Процесс решения этого вопроса находится в прямой зависимости от уровней образованности - важнейших компонентов культурного общества.

Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру.

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей ребенка, лучших его личностных качеств.

Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность.

Целями такой деятельности являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Понимание музыкального искусства детьми дошкольного возраста, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление об окружающей действительности, о существующих закономерностях этой действительности, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.

Актуальность данной работы заключается в необходимости дальнейшего теоретического, экспериментального решения проблем, которые связаны с процессами музыкально-сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста, учитывая при этом возрастной аспект, а также последовательность обучения ребенка процессам целостного, дифференцированного восприятия музыкального материала.

Нужно создавать привлекательные, интересные для ребенка условия, побуждающие его к занятиям музыкой.

Главным средством формирования восприятия музыкального материала у дошкольника является применение музыкально-дидактических пособий, игр.

Музыкально-дидактические пособия, игры имеют важное значение, так как могут помочь познакомить ребенка с музыкальным материалом в легком и привычном для него виде деятельности - игры.

Цель работы: исследование сущности и особенностей становления музыкально-сенсорных способностей у ребенка с применение музыкально-дидактической игры.

Задачи работы:

.Раскрыть сущность музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

.Анализировать Психолого-педагогические проблемы развития сенсорных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

.Определить значение развития сенсорных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

.Рассмотреть игровую деятельность, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.

.Изучить виды музыкальных дидактических игр для развития сенсорных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Объект работы - процесс развития музыкально-сенсорных способностей у дошкольников.

Предмет работы - музыкально-дидактические пособия и игры.

В нашей работе использовались материалы по развитию музыкальной сенсорики таких авторов как, Ветлугина, Комисарова, Дзержинская, Запорожец, Усова, Кононова, Костина и др.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский, Теплов, Радынова, доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями.

К сожалению, в настоящее время работа по музыкально-сенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях организуется не всегда на должном уровне.

Очевидно, это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий.

Естественно, сам процесс организации применения музыкально-дидактической игры предъявляет к педагогу много требований. Воспитатель должен понимать значимость и ценность музыкально-сенсорного развития дошкольников, должен обладать большим творчеством и мастерством, умениями и желаниями красиво приготовить и оформить музыкальные материалы. Но, к сожалению, этим требованиям отвечают не все воспитатели и музыкальные руководители.

Глава 1. Музыкальные способности дошкольников

.1 Сущность музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Образное и аналитическое мышление, способность к передаче собственных мыслей и чувств, с использованием хорошего литературного языка - важный момент для музыковедческого труда. Обладающий такими способностями педагог может привить любовь к музыке ребенку, еще не знакомому с ней.

Для композитора самым важным является стремление переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов.

Более разнообразные характеристики личностных черт были обнаружены при обследовании пианистов. Для них оказались свойственны хорошее приспособление к социальным требованиям, консерватизм в привычках и взглядах, низкое рабочее напряжение, проницательность. Но какими бы способностями не располагал музыкант от природы, ему, как и каждому человеку, стремящемуся чего-то достичь в жизни, приходится прикладывать немало волевых усилий для преодоления барьеров внутреннего и внешнего плана.

Способность представляет собой индивидуально-психологическую особенность личности, которая отвечает требованию в определенном виде деятельности и является основой для успешности этой деятельности. Эта способность может развиваться из задатка личности, природной предрасположенности, являющейся скрытой, потенциальной, до того времени, пока человек не начинает занятия какой-то деятельностью.

Люди не рождаются способными к какому-либо виду деятельности, способность складывается, формируется, развивается в процессе правильной организации конкретной деятельности. Способность развивается на протяжении всего жизненного пути, на ее развитие влияет обучение и воспитание. Способность является прижизненным, а не врожденным образованием.

Различают общие и специальные способности. Качество ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Наличие общих и специальных способностей необходимо для успешного выполнения той или иной деятельности.

Анатомо-физиологические данные свидетельствуют о том, что дети от рождения не одинаковы, что они отличаются строением мозга, органов чувств, движения и т.д. Неодинаково у них строение слухового анализатора, от которого зависят острота слуха, способность различать звуки по высоте, длительности, тембру и т.п. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития музыкальных способностей и называются задатками.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Следует учитывать, что на основе одних и тех же задатков музыкальные способности могут развиться или же не развиться. Здесь многое зависит от окружения ребенка, от условий музыкального обучения и воспитания, повседневной заботы об этом родителей. Если же ребенка, пусть даже музыкально одаренного, не приобщают к музыкальному искусству, если он не слушает музыку, не поет, не играет на инструментах, то его задатки не развиваются в способности.

Задаток представляет собой врожденную анатомо-физиологическую особенность, которая является основой формирования способности, а сама способность, как утверждал Теплов, «всегда является результатом развития».

Музыкальная способность также не является врожденной, она развивается в результате занятия человеком музыкальной деятельностью. На процесс развития музыкальной способности влияют социальные условия, окружающая среда, а также характер, содержание и форма музыкального воспитания.

Хотя иногда, пытаясь доказать врожденность музыкальных способностей, приводят примеры выдающихся способностей у представителей одной семьи на протяжении многих поколений. Имеются достоверные данные о том, что из семьи Бахов вышло около 60 музыкантов, из которых 20 - выдающихся, в том числе великий Иоганн Себастьян Бах. Разумеется, мир музыки, господствовавший в этой семье, всячески способствовал развитию музыкальных дарований. Однако из этого нельзя делать вывод, что музыкальные способности имеют наследственный характер, хотя возможны наследственные особенности строения органов слуха.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности.

Имеющиеся у человека знания, умения и навыки не дают возможность для полного описания музыкальных способностей.

Решающим является то, насколько быстро и качественно человек приобретет эти способности. Следовательно, музыкальные руководители, при оценке способностей детей, должны учитывать то, что неправильно судить о способностях детей, основываясь лишь на знаниях и умениях, проявляемых ребенком в данное время. Нужно учесть также быстроту и легкость усваивания ребенком навыков в сравнении с другим ребенком.

Специальные или основные музыкальные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувства ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость. Музыкальная способность формируется в активной деятельности музыкального слуха. Исследованием проблемы развития музыкального слуха, как важнейшего звена музыкальных способностей, занимался Б.В. Асафьев. По его мнению, слуховому аппарату человека присущи врожденные качества активного слушания; задача музыканта - воспитывать и развивать слуховую деятельность.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст - синзетивный период для формирования музыкальных способностей.

Все дети от природы являются музыкальными.

Это должен понимать каждый взрослый. Ведь именно от этого будет завесить, станет ли ребенок развивать свой природный дар.

Если ребенок рано проявляет музыкальные способности, то обязательно нужно начать процесс музыкального воспитания дошкольника, чем скорее, тем лучше. Если упустить момент и не формировать интеллект, творческие и музыкальные способности детей дошкольного возраста, способности уйдут безвозвратно.

Качественная совокупность общей и специальной способности способствует образованию наиболее широкого (в сравнении с понятием музыкальность) понятия «музыкальной одаренности».

Одним из показателей музыкального таланта ребенка - проявление глубокого интереса к музыке, игре на инструментах.

Формирование устойчивого интереса к музыке - важная предпосылка развития музыкальных способностей.

Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.

Ветлугиной утверждалось, что к основным музыкальным способностям относятся наличие ладовысотного слуха, чувства ритма. Она подчеркивает неразрывную взаимосвязь между эмоциональным (ладовым чувством) и слуховым (музыкально-слуховым представлением) компонентами слуха.

По мнению Выготского, нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития.

Проведение диагностики музыкальной способности, два-три раза в год, даст представление о присущем каждому ребенку качественном своеобразии и позволит правильно скорректировать занятия.

.2 Психолого-педагогические проблемы развития сенсорных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Ветлугиной в ее работах был проведен анализ возможностей дошкольников к выполнению творческого задания, рассмотрен исток творческой деятельности ребенка, путь ее формирования, обоснована идея связи, зависимости между обучением и творчеством ребенка. Ее было доказано, что обучение и творчество не противостоящие процессы, а плотно соприкасающиеся, взаимообогащающие.

Творчество детей проявляется в разных формах музыкальной деятельности, таких как, пение, ритмика, игра на детском музыкальном инструменте и т.д.

Формирование пения нужно начинать уже в младшем дошкольном возрасте, использовать при этом посильное ребенку творческое задание.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Условием, которое обеспечивает успех инструментальному творчеству является способность к владения элементарным навыком игры на музыкальном инструменте.

Важным является понимание детьми того, что при создании какого-либо образа, нужно уметь выражать настроение, характер музыкального произведения.

.3 Значение развития сенсорных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Музыкальные способности детей - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - проявляются у каждого по-разному.

У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о врождённой музыкальности; у других - позже. Определённую сложность представляет развитие музыкально - слуховых представлений - воспроизведение и точное интонирование мелодии, подбор по слуху на музыкальном инструменте, в связи с этим рекомендуется уже с 3 лет развивать ребёнка музыкально. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Занятия музыкой в дальнейшем помогут ребёнку в школе при изучении фонетики русского и иностранных языков, они полезны для формирования интеллектуальной грамотности, развития артикуляционного аппарата, повышения скорости и техники чтения.

Также на занятиях с использованием музыкально-дидактических игр уделяется внимание развитию сценического творчества детей посредством театральной деятельности, в частности: овладение навыками образной выразительности (мимика, пантомимика), песенное и танцевальное творчество.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

Музыкальность - это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».

Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности.

Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство - это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Теплов называет его «перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения.

Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии.

Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки - непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Глава 2. Развитие музыкальных способностей у дошкольников средствами музыкально - дидактических игр

.1 Игровая деятельность, как ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

Игра, по определению Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об ее историческом происхождении. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра, и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка.

Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа игры: 1) развертывание и обозначение условных предметных действий в игре; 2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

С началом обучения в школе роль игры в психическом развитии ребенка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами - интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем.

Роль игры в развитии психики ребенка: 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо". 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

.2 Виды музыкальных дидактических игр для развития сенсорных музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве.

В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, - она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Все пособия условно делятся на три группы:

  1. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). "Солнышко и тучка", "Подбери музыку"
  2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. "Узнай сказку", "Подбери картинку"
  3. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. "Музыкальный домик", "Кого встретил колобок".

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Заключение

Все дидактические игры и пособия, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. А образная, игровая форма занятий, применение различных заданий позволяют поддерживать у детей интерес к музыкальной деятельности, осуществлять ее более успешно.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.

К сожалению, работа по музыкально-сенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях организуется не всегда на должном уровне. Очевидно, это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий.

Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.

Проведенная работа показала, что из всех игр на музыкально-сенсорные способности самым сложным видом игр для детей являются игры на развитие чувства ритма.

Систематическое применение пособий и игр вызывает у детей активный интерес к музыке, способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Из всего сказанного можно сделать также вывод о том, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития.

Музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.

педагогический музыкальный дошкольник игра

Список литературы

1.Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. - М., 1983.

2.Алякринский Б.С. О таланте и способностях. - М., 1971.

.Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.- М., 1977.

.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

.Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. - М., 1981.

.Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса. Музыкальное восприятие дошкольников. - М, 2000.

.Введение в психологию / Под редакцией Петровского А.В. - М., 1996.

.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

10.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.

.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - М., 1930.

.Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. - М., 1977.

.Дзержинская И.П. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1978.

.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 2003.

15.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1961.

Похожие работы на - Музыкальные способности дошкольников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!