Жизнь и личность Платона

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,04 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Жизнь и личность Платона














Контрольная работа на тему: «Жизнь и личность Платона»

Содержание

Введение

. Жизненный путь Платона и формирование его философских взглядов

. Периодизация жизни и особенности творчества Платона

. Учение Платона об эйдосы

. Этика Платона как отражение его внутреннего мира

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Платон (427 г. до н. э. - 347 г. до н.э., Афины) - древнегреческий писатель-философ.

Биографические сведения, которые можно получить из античных источников, в значительной мере выдаются легендарными. По отцовской линии Платон - далекий потомок последнего аттического царя Кодра, по материнской - выдающегося афинского законодателя VI в. до н. э. Соленая.

Имя мыслителя - Аристокл (427 - 347 г. до н.э.). Платон (в переводе - широкоплечий). Родители: Аристон и Путона.

С именем Платона в наше время связывают такие произведения: речь «Апология Сократа», 28 диалогов, признанных аутентичными, 11 диалогов, авторство которых окончательно установить не удалось, 8 неоригинальных произведений; 13 листов (авторство некоторых из них также остается предметом дискуссий).

В нашей работе будут рассмотрены основные этапы жизни Платона и реализация его взглядов в философских учениях.

.Жизненный путь Платона и формирование его философских взглядов

Существует легенда о рождении Платона от Аполлона, одного из греческих богов. В средневековой литературе его еще называют «божественным Платоном».

До 20 лет получил образование. После чего становится учеником Сократа. У него он учился 8 лет. После смерти Сократа путешествовал по всему известному тогда миру.

Платон был первым философом, который систематизировал все известные тогда учение. Примерно в 28-30 лет он возвращается в Афины, где основывает «Платоновскую» академию, которая просуществовала до 529 года. Часто путешествовал на Сицилию, где предлагал местному правителю, Дионисию, проект собственного идеального государства [1, c. 24-27].

В молодости Платон занимался гимнастикой и борьбой, участвовал в скачках и даже одержал победу на Истмийских играх. Он также интересовался музыкой, живописью и поэзией, писал эпиграммы, дифирамбы, элегии, комедии и трагедии, следуя философу и комедиографу Эпихарму (VI-V вв. до н. э.).

Философские воззрения Платона сформировались под влиянием известных тогдашних философов и философских школ. Это Гераклит, Парменид, пифагорейцы, Демокрит, софисты, Кратил. Впоследствии Аристотель писал в своей «Метафизике»: «Смолоду потерпев влияния Кратила и взглядов Гераклита, согласно которым все, что является предметом чувственного восприятия, постоянно течет, а знания о нем не существует, Платон и дальше придерживался этих убеждений».

С Сократом Платон впервые встретился в 407 г. до н. э., и эта встреча имела революционное значение в его судьбе. Он отказался от всех своих прежних привязанностей и полностью посвятил себя философии. Вместе с Сократом Платон находился в течение восьми лет - с 407 до 399 г. до н.э., когда Сократа приговорили к казни.

В том же году Платон покинул Афины и отправился в путешествие городами Греции и Востока с намерением познакомиться с другими учителями мудрости [2, c. 38].

В Мегарах он стал учеником Евклида, в Кирене учился у математика Феодора, в Италии - у пифагорейцев Филолая и Эврита, в Египте изучал магию местных жрецов. Завершающим было путешествие в Италию и на Сицилию (389-387 г. до н. э.), как свидетельствует Плутарх в биографии Биона. На Сицилии у Платона произошел конфликт с Сиракузским тираном Дионисием Старшим, который, следовательно, приказал продать философа в рабство, что и было сделано. Однако Анникерид сразу же выкупил Платона и отпустил его на волю (по другим свидетельствам, это сделал пифагореец Архит).

Вернувшись в Афины, Платон приобрел в пригороде участок земли, на которой рос небольшой сад, названный Академией в честь местного героя-покровителя Академа. Здесь Платон основал собственную философскую школу, сохранив за ней название местности, и посвятил ей всю оставшуюся жизнь. Платоновская Академия просуществовала до VI в. н. ж., почти сразу снискав славу во всем античном мире. Способным ее воспитанником еще при жизни Платона стал Аристотель.

Популярность Платона изменила и его отношения с Сицилией. После смерти Дионисия Старшего новым тираном стал его сын Дионисий Младший. Он обратился к философу с письмом, в котором пригласил основателя Академии в Сиракузы якобы для воплощения в его государстве высоких идеалов платоновской философии. Платон принял приглашение, но его надеждам не суждено было осуществиться.

Дионисий Младший третий позвал философа на Сицилию (в 361-360 г. до н. э.), да и эта поездка не принесла Платону ничего, кроме разочарования. Мыслитель жил в период разрушения полисной системы, накануне эпохи эллинизма, конец независимости греческих полисов.

Рубежом новой эпохи считаются Херонейская битва и конгресс в Коринфе, а эти события произошли через девять лет после смерти Платона. Политический кризис и попытки найти варианты выхода из него сказались на некоторых работах Платона и его посещении Сицилии [6].

2.Периодизация жизни и особенности творчества Платона

В общем, проблема подлинности и хронологии произведений Платона до сих пор остается нерешенной.

А. Лосев, автор ряда исследований Платона, предлагает такую периодизацию творчества философа:

Ранний период - 90-е гг. IV в. до н. э.: «Апология Сократа», «Критон», «Евтифрон», «Лахет», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства». Воспроизводится сократовский метод анализа понятий, Платон пытается найти их родовую сущность. В основном философ рассматривает понятия, связанные с полисной этикой (здравый смысл, дружба, мужество, справедливость).

Переходный период - 80-е гг. IV в. до н. э.: «Горгий», «Менон», «Евтидем», «Кратил», «Гиппий Меньший», «Ион», «Гиппий Больший», «Менексех» (существуют сомнения относительно того, что Платону принадлежат три последние диалога). Развивается теория идей как некой субстанции, нормы, которая существует сама по себе, например, «сама по себе справедливость», ее можно рассматривать в чисто логическом аспекте, без учета конкретных во времени событий, которые лишь в большей или меньшей степени коррелируют с идеей справедливости. В этих произведениях Платона начинает критику досократовских философских концепций.

Зрелый период - 70-80-е гг. IV в. до н. э. Диалоги этого времени можно разделить на две группы. К первой относятся «Федон», «Пир», «Федр» и прочие книги «Государства». В них развивается доктрина самостоятельно существующей субстанциальной действительности идей, которые определяют собой всю материальную действительность. Краеугольным камнем убеждений Платона становится учение о космической гармонии, космическом разуме и душе. Важную роль играет также учение о душе человека. Развивается теория метемпсихоза. Формируется политическая программа Платона, его идеал утопического государства.

В этих диалогах Платон достигает наивысшего литературного мастерства. Ко второй группе диалогов зрелого периода принадлежат «Теетет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий». В этих произведениях подается детальный анализ других философских школ, углубляется учение о государстве, на этом фоне рассматриваются различные проблемы материального мира.

Поздний период - 50-е гг. IV в. до н. э. и до смерти философа: «Законы» и «Послезакония» (об авторстве «Послезакония» исследователи еще спорят). Наблюдается переход от утопических теорий государства к несколько реалистичным позициям [6].

В одном из диалогов Платон не развивает своих гипотез до полного и окончательного вида. Проблемы затронуты, вопросы поставлены, но ответы на них в различных диалогах постоянно корректируются, освещая проблему частично, а иногда и противоречиво.

Нестатичность формы - очень важный жанровый признак диалогов Платона. Одни античные комментаторы, по свидетельству Диогена Лаэртского, разделяли диалоги Платона на несколько видов и подвидов, а другие, связывая их со сценической трагедией, - тетралогия и трилогия. Знаменательно, что никто не считал диалоги Платона однообразными. Изображение рождения мысли, драматического поиска, блуждания окольными путями - эти мотивы присущи каждому диалогу, оживляют его внутреннюю динамику, заставляют автора отказаться от любого доктринерства.

Оставляя произведение открытым (opera aperta), монологически незавершенным, культивируя эти формальные черты в любом диалоге, автор канонизирует открытость как главный принцип жанра философского диалога.

В диалогах Платон воспроизвел интереснейшие сценки из афинской жизни, образы философов, в частности Сократа, которому, по мнению большинства комментаторов, приписывал свои убеждения. Сократ в диалогах Платона - по сути, новый литературный персонаж, жизнь которого одновременно и трагическая, и героическая, хотя в текстах нет ни мифологизации, ни героизации образа. Сократ изображен таким, каким его видел ученик. Автор использует самые выразительные средства и стилистические оттенки: наряду с иронией - возвышенный поэтический трагизм («Федон»), наряду с пародией - риторический пафос («Федр»). Сократ предстает перед глазами читателя в повседневном быту, в кругу друзей, учеников, путешествующих софистов, за городом, перед судом, в тюрьме. Драма его жизни воссоздана до мельчайших подробностей.

Важное место в диалогах занимают миф и мифологическая рассказ. Нередко формы мифа убирают философские рассуждения («Теетет», «Горгий»), дидактические наставления (миф о посмертных путешествиях Эра в «Государстве»). Миф используется как средство убеждения и влияния на воображение благодаря поэтичности картины и ее сполна не освещенной глубине («Федон»). Платон прибегает к реконструкции известного мифа, к мифотворчеству. Противоречия между философским представлениям о Космосе как Единый и Совершенный, основанный на абсолютной гармонии, и нестабильной, антигуманной структуре общественного строя стали темой постоянных размышлений Платона, послужили основой для учения об идеальном государстве, о воспитании молодежи для сохранения стабильности государства и даже самого ее существования («Государство», «Законы»).

Особая роль в модели идеального государства принадлежит поэзии. Источником поэтического творчества, по традиции Гомера, Платон считает божественное вдохновение, состояние, напоминающее экстаз, особую одержимость музами («Ион», «Государство», «Законы») [10].

Именно поэтому мастерство для поэта имеет вторичное значение. Познавательная функция поэзии также вторичная. На первом месте - эстетическое восхищение, наслаждение. Для объяснения сущности поэзии Платон вводит понятие о наследовании - «Мимесис», позаимствовав этот термин из театрального лексикона. Творчество поэта является подражанием тому, что он видит и чувствует в момент божественного экстаза (знаменитый миф о пещере в «Государстве»).

Восприятие божественного является индивидуальным процессом. Не всегда одинаково проявляется и духовный взлет: музы могут ввести в заблуждение. Именно поэтому к поэзии в идеальном государстве следует относиться осмотрительно. Что позволить, а что - нет, должен решать философ-критик, который знает законы красоты и целесообразности. Например, целесообразными следует считать гимны в честь богов и победителей, потому что они воспитывают с помощью идеальных образов. Зато песни Гомера, в которых боги изображены с человеческими пороками, в воспитательном плане являются вредными («Государство»).

Таким образом, эстетика Платона своеобразно объединяет противоречивые, с современной точки зрения, понятия: мистический экстаз и практический дидактизм, игру воображения и реальный опыт. Однако в мировоззрении Платона эти понятия были различными аспектами гармоничного единства. К тому же, концепция государства у Платона подчеркнуто идеализированная, утопическая, иллюстрирует крайние формы. И сказанное в «Государстве» уже в «Законах» испытывает коррекцию, потому что постоянное состояние философа - пребывание между знанием и незнанием.

Александрийский неоплатоник VI в. н. е., последний из комментаторов Платона Олимпиодор рассказал легенду о том, что перед смертью Платон видел сон, в котором он якобы превратился в лебедя и порхал с дерева на дерево, не даваясь в руки птицелова.

3.Учение Платона об эйдосах

Слово эйдос - в переводе с греческого: идея, образ, представление... Платон считает, что множественность, многообразие мира начинается с эйдоса (идеи).

Трансцендентализм - учение о том, что есть что-то потустороннее, то чего мы не видим, то, что находится за гранью нашего понимания.

В учении Платона присутствуют эйдосы людей, животных, предметов. Философ считает, что где-то «по ту сторону» есть идеи по которым возникают вещи в нашем мире.

Вещи и идеи находятся в таких возможных вариантах соотношения: Сопричастность - идея невидимой основой вещи; Дисплей - вещь является точным воплощением идеи; у Платона встречается мнение о Пеано иерархии идей, и несмотря на это его философия является бессистемной. Идеи есть по сути конституанты.

Конституанты - то, что формирует что-то другое, что для него является основой. Самой идеей для Платона является идея блага. Он отождествляет ее с бытием, которое является синонимичным понятием с понятиями «сущее», «существование» и другие. Причиной объединения вещей выступает эрос (с греческого - любовь) [8].

4.Этика Платона как отражение его внутреннего мира

Согласно учению Платона существуют сверхъестественный мир идей и мир чувственных вещей. Первичным он считал мир вечных, неизменных, самодостаточных (божественных, мудрых, совершенных) идей-сущностей, а вторичным, производным - чувственный мир, отдельные предметы которого являются бледными копиями соответствующих идей: прекрасные вещи существуют потому, что есть идея прекрасного; благо существует, поскольку является идея блага и т. д.

Идеи, по Платону, не только общее (род) начало, причина, но и образ и образец. Мир идей для человека как чувственного, телесного существа недоступен. Однако в нем существует бессмертная душа, умная и высшая которой причастна к миру идей. Будучи обремененной неразумной частью, которая, соединяясь с телом, становится его рабом, душа забывает о своем прежнем существовании в мире идей. Поэтому познание является напоминанием того, что заложено в человеке. То есть человек развивает изначально присущие своей душе потенции, качеством воспитания лишь оформляет, раскрывает их. Признание врожденности качеств позволило Платону обосновать сословность морали. Наивысшая добродетель, мудрость присуща философам, поэтому именно они способны эффективно управлять государствами. Храбрость, сила духа является врожденной добродетелью воинов, защитников государства. Земледельцам и ремесленникам, на его взгляд, присуща умеренность.

Справедливость он считал важнейшей добродетелью государства, что делает ее существования: «... государство мы признали справедливым, когда имеющиеся в нем три разных по своей природе состояния делают каждый свое дело». Поэтому справедливость, согласно концепции Платона, означает «... заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие...»

Переход из одного состояния в другое является крупнейшей вредом для государства, величайшим преступлением и несправедливостью. Однако детей, которые имеют высокие задатки, надо со всем уважением переводить из низшего сословия к воинам, и наоборот. Чтобы сохранить государственное устройство и образ жизни, Платон рекомендовал ограничить общение с иностранцами, а гражданам своего государства запретить выезжать в другие страны. Особенно важным, по его мнению, было достижение полного единомыслия граждан. Рассуждать о государственных законах, создавать их, обсуждать и оценивать правила поведения граждан является правом и обязанностью мудрецов и правителей. Для сохранения спокойствия в государстве он советовал выслать за пределы страны без права возвращения поэтов, так как они склонны смущать умы сограждан, сбивать их с пути добродетели. Тех, кто впал в бесчестье из-за непонимания, необходимо, по его мнению, отправлять в тюрьму на пять лет, а за повторную аналогичную вину - казнить, как и вольнодумцев. Идеальное государство Платона не предусматривало места для свободы и индивидуальности даже для воинов. Правители должны были решать все (в частности, принадлежность людей к определенному сословию, их вкусы и т.д.), то есть граждане были лишены возможности нравственного выбора.

В античной Греции человек мыслил себя частью полиса. Платон довел эту идею до логического завершения, отождествив структуры индивидуальной психики, нравственного сознания и государственного устройства. Он отдавал приоритет государству, которое, по его мнению, является не внешним условием существования индивида, а единственной нравственно организованной формой земного бытия [7, c. 77-78]. Самосовершенствование личности зависит от выполнения ею обязанности: человек становится моральным, преодолевая границы индивидуального бытия, наполняя его общественным содержанием. Важнейшей, по Платону, в мире идей является идея блага как предпосылка всего правильного и прекрасного. В античном мире благо толковали как цель, направленную на достижение счастья человека. Таких взглядов придерживался и Платон, считая, что человек должен стремиться к миру идей, где становятся возможными истинное благо и счастье.

Заключение

Платон действительно обогатил этику ценными мыслями о цели человеческой деятельности, добродетели человека, соотношение блага личности и блага государства, справедливость и тому подобное.

Учение Платона больше чем всякая другая философская система, не только отвлеченное логическое построение, но и цельное нравственное, эстетическое и религиозное мировоззрение. Медленно, но верно пролагало и пролагает это мировоззрение путь в сердца людей. Несмотря на усилие физики, объясняет мировоззрение из законов слепой материи и силы, до сих пор держится убеждение, что в мире все направляется к цели; несмотря на настояние опытней психологии, что корень нравственности теряется в животных склонностях, до сих пор жива в прирожденное человеческому духу сознание нравственного безусловного долга; не смотря на старания физиологии свести чувство красоты к известному порядку нервных раздражений, не перестает казаться, что красота есть чистый и вечный идеал.

писатель философ платон этика

Список использованной литературы

1.Асмус В. Платон. М., Мысль, 1969. - 165 с.

.Блохина И.Р. Академия Платона как школа государственных деятелей Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29-31 октября 2001 года. СПб., 2001. - 132 с.

.Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. - М.: Изд. Савин С. А., 2008. - 284 с.

.Васильева Т. В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля. (Серия «Из истории мировой культуры»). - М.: Наука, 1985. - 161 с.

.Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. 2-е изд., исправл. - М., ЧеРо, 1998. - 233 с.

.Лосев А.Ф., Тахо-Годин А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. - 261 с.

.Ракчеева Н. Е. Государство. Платон. - М.: МАКС Пресс, 2001. - 202 с.

.Спиркин А.Г. Философия. Издание Второе. М., 2002. - 177 с.

.Философия: Учебник. Отв. редакторы: Губин В.Д. и др. М., 2001. - 352 с.

Похожие работы на - Жизнь и личность Платона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!