Подтекст в политическом тексте

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,02 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подтекст в политическом тексте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт языка и литературы

Направление «Теория и практика современной речевой коммуникации»






РЕФЕРАТ

на тему:

Подтекст в политическом тексте


Работу выполнила студентка

магистратуры 1 курса очного отделения

Михайлова Марина Сергеевна

Научный руководитель

Серова Марина Васильевна




Ижевск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОДТЕКСТ: определение и основные характеристики

.1 Подтекст как имплицитная информация

.2 Интенциональность подтекста

.4 Средства эмотивности в тексте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Семантическое пространство любого текста, в том числе политического, представляет собой двухуровневую структуру - уровень явных (эксплицитных) смыслов и уровень скрытых (имплицитных) смыслов, таких как пресуппозиция (необходимый семантический компонент, обеспечивающий наличие смысла в утверждении ), импликация и подтекст. Разграничение явного и скрытого смыслов по принципу эксплицитное / имплицитное широко распространено в современной лингвистике. И если литературоведами понятия «импликации» и «подтекста» разграничиваются, то лингвисты видят в них тождество.

Политический текст, представляющий собой часть информационного поля, создаваемого СМИ, является важнейшим инструментом воздействия на аудиторию. Его цель - убедить объект воздействия в истинности намерений путем создания позитивного имиджа политического деятеля или группы. В использовании политических технологий двухуровневое строение текста приобретает особое значение, а подтекст становится важным языковым средством воздействия, поскольку, характеризуясь интенциональностью (направленностью воздействия) со стороны автора, он обращен к языковой личности читателя и выполняет коммуникативно-прагматическую функцию.

В представленной работе будет рассмотрено понятие «подтекста», его прагматическая функция, а также такие важнейшие категории подтекста, как интенциональность и эмотивность. Цель работы определить способы направленного речевого воздействия и эффективность такого языкового средства как подтекст.

1. ПОДТЕКСТ: определение и основные характеристики

.1 Подтекст как имплицитная информация

Традиционно считается, что представление о подтексте сформировалось на рубеже ХIХ-ХХ веков. Суть его была осмыслена бельгийским писателем, драматургом и философом М. Метерлинком и названа «вторым диалогом», который ведут между собой души. В отечественной филологии изучение подтекста начинается в первой четверти XX века. Считается, что у истоков изучения подтекста как лингвистического явления стоит русская писательница Т.И. Сильман. В ее исследованиях, в частности, отмечается, что он представляет собой не выраженное словами, но ощутимое для читателя значение какого-либо отрезка текста. Профессор кафедры стилистики русского языка МГУ Л.Г. Кайда полагает, что подтекст - это внутренний, подразумеваемый смысл текста, словесно не выраженный. Лингвист В.С. Чулкова определяет подтекст как имплицитную информацию, существующую на уровне глубинной структуры текста, которая эксплицируется в виде приращений смысла отдельных единиц текста на уровне поверхностной структуры. То есть подтекст - это информация, которая явно в тексте не выражена, но существует, как подтекст и может быть домыслена. Причем он проецируется не на отдельные фрагменты текста, а на текст в целом, его тему и идею, в подтексте проявляются взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов текста.

Словарь литературоведческих терминов так определяет подтекст: «Это скрытый смысл высказывания, не высказанное прямо, но вытекающее из ситуации, отдельных деталей, реплик, диалогов героев внутреннее содержание речи. Подтекст не совпадет с прямым смыслом высказывания, с тем, что говорят действующие лица, но позволяет понять, что они чувствуют. В художественном произведении подтекст часто раскрывает отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, происходящим событиям». Другими словами, подтекст - это средство передачи скрытого смысла, который актуализируется в сознании воспринимающего благодаря направленному ассоциативному процессу воздействия лингвистического контекста на целостный потенциал личности.

1.2 Интенциональность подтекста

Политический текст выступает одним из основных инструментов воздействия на получателя информации. Он создается с целью убеждения электората в правоте политических воззрений и нередко преподносится в виде сообщений СМИ. То, что мы часто воспринимаем как новостную информацию, очень часто на самом деле является скрытой политической рекламой или пиаром. «Интенция», понимаемая в лингвистике как целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, приравнивается здесь к цели высказывания - говорящий осуществляет свое высказывание с какой-то коммуникативной целью.

Однако политику необходимо не просто заставить реципиента согласиться с его мнением, но и совершить определенное действие - поддержать позицию, проголосовать, выйти на митинг, убедить знакомых и родственников в правоте политических воззрений. Здесь следует сказать о таком виде направленного воздействия, как внушение. Оно обращено в первую очередь к бессознательной сфере человеческой психики. Главная задача внушающего - обойти те преграды, которые сознание может воздвигнуть на пути восприятия текста, чтобы, как выразился Президент Международной ассоциации руководителей предприятий и кандидат философских наук М.В. Масарский, «распоряжаться на незащищенной территории души». Важным признаком внушения является то, что оно апеллирует не к логике и разуму личности, а к ее готовности получить распоряжение, инструкцию к действию. В основе внушения лежит способность человека воспринимать эмоции и чувства других людей. «Эта способность, - пишет М.И. Скуленко, автор монографии «История политической пропаганды», - делает возможным существование доверия между людьми. А доверяя другому человеку, мы расположены принять его суждение даже без каких-либо обоснований».

По мнению кандидата философских наук Г.С. Полозова, «для внушения характерна значительная роль в формировании общественного мнения». При этом одна из основных задач автора текста состоит в том, чтобы активизировать в сознании адресата определенные эмоциональные образы, настроить его на определенный эмоциональный лад. В лингвистике информация, направленная на решение этой задачи, называется прагматической. Ее основная функция - воздействие на человека, формирование у него эмоционального отношения к тому, о чем говорится в тексте.

1.3 Эмотивность политического текста

Как уже говорилось, понятие подтекста тесно связано с эмотивностью, которая является одной из главных характеристикой подтекста. Присутствуя в тексте, она обусловливает определенное эмоциональное воздействие на читателя и является средством создания эмоционального фона.

Говоря об эмоциональном воздействии политического текста, прежде всего, необходимо разграничить понятия «эмоциональности» и «эмотивности». Эмоциональность - это психологическая характеристика, она свойственна человеку. Для лингвиста же чувства только тогда приобретают значение, когда они выражены языковыми средствами. Эмотивность - это выражение эмоциональности человека при помощи языка. «Эмотивность понимается, как репрезентация эмоционального состояния человека», - считает доктор филологических наук О.Е. Филимонова. Разделение понятий «эмоциональность» и «эмотивность» принадлежит кандидату филологических наук В.И. Шаховскому. «На языковом уровне, - пишет ученый, - эмоции трансформируются в эмотивность; эмоция - психологическая категория, а эмотивность - языковая».

Согласно исследованиям, подавляющая часть лексики в ее словарном состоянии рассматривается как нейтральная. Однако, с точки зрения языка в статике и в динамике, в речи многие слова приобретают эмоциональную окраску. Более того, некоторые исследователи полагают, что всякая речевая деятельность по своей природе эмоциональна, хотя это и не всегда явно видно окружающим. В.И. Шаховский пишет, что анализ политического дискурса сегодня обнаруживает ведущую роль эмоционального фактора в динамике языкового употребления. Под эмотивом В.И. Шаховский понимает языковую единицу, превалирующей функцией которой является выражение эмоций говорящего.

Существует множество предположений и теорий по вопросу об эмоциях и эмоциональных состояниях, авторы которых не всегда едины во мнении, а зачастую даже противоречат друг другу. Единственное положение, которое признается большинством исследователей, это наличие положительных и отрицательных эмоций, а также их способность отражать значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Таким образом, эмотивность политических текстов путем использования языковых средств направлена, в первую очередь, на создание у реципиентов определенного отношения к предмету речи, в частности, на конкурирование положительного образа кандидата, его политических воззрений и отрицательного имиджа его конкурентов.

Социально-психологическое деление «мы - они», «свой - чужой» опирается на подсознательно сформировавшуюся у человека внутреннюю норму. Согласно теории социальной идентичности, личность склонна определять себя в терминах своей принадлежности к той или иной социальной группе. У социальной группы, в свою очередь, существует потребность создавать положительно оцениваемые отличия от других групп, чтобы обеспечить своим членам позитивные самооценки. Учитывая это, политики нередко используют в своих текстах категориальные оппозиции (свой - чужой, голодный - сытый, добро - зло, приемлемо - неприемлемо).

1.4 Средства эмотивности в тексте

подтекст политический эмоциональность воздействие

Существует несколько способов реализации эмоциональных состояний в тексте.

. Графическая передача фонетических средств эмотивности. Осуществляется для указания на особое отношение к содержанию высказывания при помощи употребления различных знаков препинания: восклицательного знака (побудительные, эмфатические конструкции), тире и многоточия (обозначение эмоциональных пауз), точки, дефиса.

. К морфологическим средствам выражения эмотивности относятся разнообразные суффиксы и приставки, в том числе суффиксы субъективной оценки (уменьшительно-ласкательные, увеличительные, пренебрежительные, уничижительные), а также прием словосложения. Изобразительно-выразительные средства морфологии и словообразования используются для усиления образности и изобразительности текста; для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных); для создания речевых характеристик лиц в той или иной стилистической тональности текста; для индивидуализации или, наоборот, обобщения, типизации сообщаемого.

. Категория эмотивности на лексическом уровне раскрывается, прежде всего, посредством употребления лексики ограниченного употребления, заимствований, синонимов, антонимов, устойчивых выражений, междометий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой политический текст создается с прагматическими целями. Его задачи - оказать воздействие на потенциального избирателя, склонить на свою сторону, убедив в истинности определенных политических воззрений, «переманить» в лагерь «своих», используя морфологические, лексические, синтаксические средства для создания двусмысленности. Двухуровневость текстов, наличие в них эксплицитных смыслов и импликации дает политтехнологам большие возможности для направленного речевого воздействия на целевую аудиторию.

При этом политики, политические публицисты нередко искажают факты в личных или конъюнктурных целях, дают им неверную интерпретацию. Показательную в этом отношении цитату У. Гэвина, спичрайтера Белого дома при президенте США Р. Никсоне, приводит в своей книге «США: реклама и общество» О.А. Феофанов: «Разум требует высшей степени дисциплины, концентрации внимания. Много легче обычное впечатление. Разум отталкивает зрителя, логика досаждает ему. Эмоции возбуждают, они ближе к поверхности, мягче куются». Поэтому перед создателем политического текста возникает задача - найти рациональные средства, чтобы убедить аудиторию, использовать в создаваемом тексте такие лингвостилистические приемы, которые помогут спровоцировать реципиента на необходимые политические действия.

Таким образом, подтекст как комплекс мыслей и чувств, который скрыт под словами текста, является действенным средством в создании «воздействующего» текста. Подтекст направлен на искусственное конструирование эмоционального настроя текста и имитирование психологической близости субъекта (автора) и объекта (реципиента) коммуникации. Автор отбирает и варьирует языковые формы таким образом, чтобы, с одной стороны, они максимально полно и адекватно выражали его замысел, а с другой - максимально соответствовали типу личности реципиента, учитывали его интересы, потребности, установки и тем самым были максимально полно восприняты и поняты. Такой политический текст может «смоделировать» у аудитории нужные автору эмоции, а они, в свою очередь, могут подтолкнуть ее к совершению необходимых политических действий.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Лелис Е.И. Теория подтекста: Учебно-методическое пособие. - Ижевск, Изд-во «Удмуртский университет», 2011. - С. 9-12.

. Ленько Г.Н. Выражение категории эмотивности в художественных произведениях французских, английских и немецких авторов конца ХХ - начала ХХI веков: автореферат дис. … канд. филол. наук. - М.: РУДН, 2011. - С. 13-15.

. Масленникова А.А. Скрытые смыслы и их лингвистическая интерпретация: автореферат дис. … д-ра филол. наук. - СПб., 1999. - С. 6.

. Полозов Г.С. Внушение и убеждение как социально-психологическое явление и их роль в формировании общественного мнения: дис. … канд. филос. наук. М; 1972. - С. 24.

. Репина Е.А. Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат: монография. - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 27-29.

Похожие работы на - Подтекст в политическом тексте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!