Финансовая система государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    94,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая система государства

Содержание

Введение

. Содержание финансовой системы государства

.1 Сущность финансовой системы государства

.2 Структура финансовой системы

.3 Правовые основы финансовой деятельности РФ

. Роль финансовой системы в социально-экономическом развитии РФ

.1 Тенденции развития финансового рынка в финансовой системе РФ

.2 Современное состояние финансовой системы России

.3 Перспективные направления использования финансов в целях социально-экономического развития

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.

Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Экономике России, активно участвующей в процессах глобализации, необходима качественно функционирующая финансовая система, способная противостоять негативным внешним факторам и являющаяся основой для реализации стратегии экономического роста.

Актуальность исследования проблем функционирования финансовой системы Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.

Объектом исследования является финансовая система Российской Федерации как одна из важнейших составляющих экономической системы страны.

Предмет исследования - структура и развитие финансовой системы РФ.

Целью представленной работы является оценка финансовой системы РФ и направления ее реформирования.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

изучить понятие и сущность финансовой системы;

дать характеристику звеньям финансовой системы РФ;

определить правовые основы финансовой деятельности в России;

изучить роль финансовой системы в социально-экономическом развитии РФ;

определить проблемы и перспективы развития финансовой системы в России.

Теоретической базой исследования явились труды ученых и исследователей по вопросам развития финансовой системы в России, таких как: Бабич А.М., Дадашев А.З., Лушин С.И., Миркин Я.М., Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. и др.

Информационной базой исследования явились учебные пособия, материалы периодических изданий.

Методы исследования: теоретический метод исследования, при котором анализировалась литература отечественных и зарубежных ученых; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики.

1. Содержание финансовой системы государства


1.1 Сущность финансовой системы государства


Вопрос о сущности финансовой деятельности и финансовой системе различными авторами трактуется по-разному. Это обусловлено изменениями финансовой сферы с изменением всей экономики со временем: начиная с времён СССР и до сегодняшних дней.

Экономисты-учёные предлагают множество различных определений термина «финансовая система», и каждый из представлений является верным с большим акцентом на тот или иной аспект.

Слово «financsia», как производное от латинского глагола, вошло в оборот в XIII-XV веках в Италии и означало «денежный платёж».

Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам. По мнению Л.Л. Дробозиной, финансовая система - это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б. Поляка, дается следующее определение: финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов. Проходя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию. Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Финансовые звенья - это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы. Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского дела, международного денежного оборота сопровождается адекватными изменениями в финансовых отношениях. Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений - финансовых сфер (децентрализованных и централизованных), отличающихся особыми формами формирования, использования, управления, но тесно связанных друг с другом.

Обратимся к учебнику «Финансы» выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, в котором говорится, что финансовую систему можно рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: Система финансов в целом - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, социальными группами населения. Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое положение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России.

Финансовая система - явление собирательное и не имеющее собственного правового значения. С этим связано и следующая особенность финансовой системы - глубокая зависимость от социально-экономической формации, господствующей в тот или иной период в общественном производстве. Широкое распространение получило следующее определение финансовой системы - это совокупность управленческих и финансовых институтов и их взаимодействие в соответствии с законодательством.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения.

Принципы построения финансовой системы предполагают:

-    экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т.д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

-             формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

-    взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

-             доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

1.2 Структура финансовой системы


С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредующих формирование и использование доходов, а также как систему финансовых учреждений.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов; б) у населения; в) у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия, как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных финансовых отношений:

финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);

финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Состав и классификация финансовой системы России по сферам, подсистемам и звеньям приведены в Приложении 1.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т.п.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.

Бюджетная система Российской Федерации также включает уровни:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов;

бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Целевые бюджетные фонды - обособленная в составе бюджета часть финансовых ресурсов, формируемая в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и иных поступлений и используемая на финансирование только тех расходов, которые изначально были определены в качестве цели создания соответствующего фонда (например, дорожный фонд, экологический фонд).

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т.е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

социальные (для финансирования социальных расходов - выплаты пенсий, пособий и т.п.);

экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).

В федеральных внебюджетных фондах аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение (финансирование отдельных конституционных прав граждан, строительство и содержание важных экономических объектов и т.п.); региональные внебюджетные фонды создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями; из местных внебюджетных фондов финансируются некоторые потребности местных сообществ (строительство муниципального жилья, отдельных природоохранных мероприятий и т.п.).

Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случае несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств. Государственные и муниципальные займы - это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, но которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные учреждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия; российские предприятия и организации, кроме указанных, выше и предприятий с иностранными инвестициями; органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах, на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

1.3 Правовые основы финансовой деятельности РФ


Финансовая деятельность государства - это деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть как в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб), так и в процессе использования определенного фонда денежных средств (в соответствии со ст. 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета).

Финансовая деятельность государства осуществляется органами государства всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного самоуправления осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции, а в определенных случаях - непосредственно населением соответствующей территории.

Финансовая деятельность государства основывается на принципах, основных положениях, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Важнейшими из них являются: законность, гласность, плановость, федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Российской Федерации и местного самоуправления).

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.

Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета доходов и расходов.

Принцип федерализма в финансовой деятельности государства проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.

Самостоятельность и государственная поддержка местного самоуправления как принципы осуществления финансовой деятельности местного самоуправления основываются на ст. 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой:

) Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

) Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от их компетенции. Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определены Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и т.д.

Представительные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов Российской Федерации, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций. Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности, которые в своей совокупности получили название «финансовая система».

Таким образом, финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования.

Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

 

2. Роль финансовой системы в социально-экономическом развитии РФ


2.1 Тенденции развития финансового рынка в финансовой системе РФ


Российский финансовый рынок в 2014 году остро отреагировал на внешнеполитические события, которые привели к обвалу рубля и снижению котировок акций, облигаций федерального займа (ОФЗ), субфедеральных и корпоративных облигаций. Прошедший 2014 год можно смело назвать годом валюты. На девальвации рубля с переменным успехом зарабатывали все участники финансового рынка - инвесторы и трейдеры, брокеры и биржа.

Объем торгов на валютном рынке Московской биржи вырос за год почти в 1,5 раза, а на срочном рынке, где впервые в истории самым ликвидным инструментом стал не фьючерс на индекс РТС, а фьючерс на курс доллар/рубль, рост составил 17,3%.

При этом интерес к российским фондовым активам, особенно облигациям, снизился. Брокеры отмечают, что Россия сейчас не в моде - Иностранные инвесторы активно уходили с российского рынка на протяжении всего года, к тому же российские инвесторы, в отсутствие идей заработка в нашей стране, также смотрят в сторону западных бирж.

Общий объем торгов на Московской бирже за январь-ноябрь 2014 года увеличился на 12,5% по сравнению с тем же периодом 2013 года - до 453,2 трлн. рублей, следует из материалов биржи (итоги за 12 месяцев биржа пока не подвела). Наибольший рост обеспечил валютный рынок - за 11 месяцев объем торгов на нем вырос на 45,8% - до 202,9 трлн. рублей.

Объем торгов на срочном рынке увеличился на 17,3% - до 52,8 трлн. рублей на конец ноября 2014 года. При этом объем торгов валютными фьючерсами в январе-ноябре 2014 года вырос на 71,6% по сравнению с 11 месяцами 2013 года - до 24,5 трлн. рублей. Объем торгов валютными опционами увеличился в 11,3 раза - до 1,3 трлн. рублей.

На фондовом рынке произошел спад объема торгов. За январь-ноябрь 2014 года он составил 17,9 трлн. рублей, что на 18,3% меньше показателя аналогичного периода 2013 года. При этом рынок облигаций сжался на 36,8% - до 8,8 трлн. рублей, объем торгов на рынке акций увеличился на 14,3% - до 9,1 трлн. рублей. Рынок репо на Московской бирже в январе-ноябре 2014 года сократился на 12,6% - до 161,8 трлн. рублей.

В августе впервые фьючерс на индекс РТС перестал быть самым ликвидным контрактом, его обогнал фьючерс на пару доллар/рубль. Среднедневной объем торгов по этому инструменту увеличился с января по ноябрь 2014 года почти в три раза - с 78,2 млрд. рублей до 231,4 млрд. рублей. При этом среднедневной объем торгов фьючерсом на индекс РТС незначительно снизился и составил на конец ноября 81,4 млрд. рублей.

Начало 2014 года характеризовалось высоким спросом на инвестиционные продукты. Значительные денежные средства, аккумулированные в депозитах и банковских ячейках, требовали инструментов для инвестирования, а возросшая неопределенность и отсутствие выраженных трендов сместили фокус интересов инвесторов в сторону более сложных продуктов с гарантиями доходностей или защитой капитала. Продажа подобных инструментов - от еврооблигаций до структурных продуктов - активно развивалась и имела спрос в течение всего года.

Однако осенью, когда на финансовом рынке началась турбулентность из-за санкций и снижения цены на нефть и курса рубля, инвесторы переключились на валютный рынок.

Большую часть своей истории российский рынок был одним из наиболее динамично развивающихся, позволял достаточно уверенно зарабатывать на простых стратегиях. Но сейчас находимся в той фазе, когда стратегия «купил, подержи, получи доход» не работает. В это время многие международные рынки в этом году показывают хорошую динамику. Инвесторы хотят диверсифицировать свои активы и более эффективно управлять своими портфелями. В таких условиях все более востребована услуга допуска к иностранным биржам.

Объем операций российских инвесторов на иностранных биржах растет, но он все равно на порядок меньше, чем внутри страны.

Основным драйвером 2015 года станет спасение банковской системы и укрепление рубля. Это одна из главных задач, которую ЦБ и решает. Сейчас говорить о развитии фондового рынка преждевременно, когда годовые ставки по депозитам достигают 20%.

Большие надежды участники рынка возлагают на новый инструмент, который появится в следующем году - индивидуальные инвестиционные счета. Это брокерский счет специального вида, на который если клиент внесет 400 тыс. рублей, получит налоговые льготы в сумме 52 тыс. рублей. С его помощью правительство и ЦБ хотят стимулировать переток средств граждан с депозитов на фондовый рынок.

2.2 Современное состояние финансовой системы России


Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Для снижения влияния внешних факторов федеральный бюджет на 2013 г. и на период 2014-2015 гг. был изначально сформирован на основе новых бюджетных правил, направленных на снижение зависимости бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, от повышения точности долгосрочного прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы. Однако при планировании основных параметров федерального бюджета произошла недооценка возможных изменений внутренних факторов социально-экономического развития; предполагалось, что основные риски устойчивости бюджетной системы создаются внешними обстоятельствами, прежде всего такими, как состояние мировой экономики и цен на углеводороды.

В 2013 г. основной причиной сокращения доходов бюджетной системы на 1,0% ВВП в сравнении с предшествующим годом стало не снижение конъюнктурных цен на нефть на мировых рынках, а ухудшение состояния российской экономики. При этом недополученные ненефтегазовые поступления в федеральный бюджет были компенсированы ускоренным в сравнении с прогнозными объемами ростом нефтегазовых доходов, что позволило сохранить дефицит федерального бюджета на низком уровне в 0,5% ВВП (ниже запланированного уровня в 0,8% ВВП), но за счет снижения отчислений в Резервный фонд.

Важно также подчеркнуть, что в условиях увеличения напряженности с исполнением бюджетов в 2013 г. обострились проблемы несовершенства системы государственного прогнозирования, которая должна в том числе обеспечивать надежность прогнозирования бюджетных доходов. Первые признаки замедления российской экономики проявились уже во второй половине 2012 г., когда стали снижаться налоговые доходы федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в долях ВВП относительно 2011 г.

Проявившаяся тенденция к стагнации российской экономики наряду с такими факторами, как незавершенность реформ в бюджетном секторе, ЖКХ и др., говорит о том, что ближайшие годы могут оказаться очень сложными с точки зрения обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы.

В 2013 г. доходы бюджета расширенного правительства составили 24082,4 млрд. руб. (36,1% ВВП), расходы бюджетной системы - 24931,1 млрд. руб. (37,4% ВВП), дефицит бюджета - 848,7 млрд. руб. (1,3% ВВП). Пятилетняя динамика основных параметров бюджета расширенного правительства в долях ВВП показывает рост доходов с 35,0% ВВП в 2009 г. до37,2% ВВП в 2011 г. с последующим снижением до 37,1% ВВП в 2012 г. и 36,1% ВВП в 2013 г. (Приложение 2).

Расходы бюджетной системы в долях ВВП сначала снижались в 2010-2011 гг. относительно предыдущего года, что во многом было результатом сворачивания антикризисных программ, а потом начали расти на 1 п.п. в 2012 г. и на 0,7 п.п. в 2013 г. Таким образом, с 2012 г. обозначилось начало новой тенденции к наращиванию государственных расходов в условиях сокращения доходной базы, что неминуемо привело к смене профицита бюджетной системы на дефицит.

В разрезе уровней бюджетной системы доходы федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ в 2013 г. сократились на 1,2 и 0,8 п.п. ВВП относительно уровня предыдущего года, расходы же соответствующих уровней уменьшились на 0,7 и 0,2 п.п. ВВП. Таким образом, основное сокращение расходов произошло на уровне федерального бюджета, а доходы заметно снизились как на федеральном, так и на региональном уровне. В результате расходы бюджета расширенного правительства выросли с 36,7 до 37,4% ВВП исключительно за счет расходов государственных внебюджетных фондов, в первую очередь Пенсионного фонда.

Дефицит бюджета расширенного правительства в 2013 г. составил 848,7 млрд. руб., или 1,3% ВВП, что на 585,8 млрд. руб., или на 1,7 п.п. ВВП, выше уровня 2012 г. При этом вырос дефицит как на федеральном уровне (с 0,06 до 0,5% ВВП), так и на уровне субъектов РФ (с 0,5 до 1,0% ВВП). В результате хотя размер дефицита бюджетов еще достаточно далек от критических уровней, однако на региональном уровне по итогам 2013 г. дефицит уже достиг заметной величины, что отражает напряженность с исполнением консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Показателями, характеризующими сущность и функции государственных финансов, являются содержание и направление расходов - денежных средств (затрат) государства (финансовых органов), необходимых для выполнения его задач.

Государственные расходы на разных этапах существования общества определяются общим направлением финансовой политики государства и его функциями. Расходы государства представляют собой денежные затраты, связанные с выполнением функций; распределяются и используются по различным направлениям.

В целом общий объем расходов бюджета расширенного правительства вырос в 2013 г. на 0,66% ВВП (Приложение 3). Важно отметить, что наметившаяся в 2010-2011 гг. тенденция к сокращению расходов в долях ВВП (за счет как постепенного сворачивания антикризисных программ, так и роста самого ВВП) была прервана в 2012 г.

В 2012-2013 гг. наблюдается устойчивое наращивание государственных расходов темпами, превышающими темпы роста экономики. Наибольший рост был зафиксирован последующим направлениям: «Социальная политика» (+0,71 п.п.), «Национальная оборона» (+0,24 п.п.), «Образование» (+0,22 п.п.) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (+0,13 п.п.). Расходы на социальную политику увеличились за счет расходов государственных внебюджетных фондов, прежде всего Пенсионного фонда. Расходы на образование увеличились в основном на субнациональном уровне вследствие необходимости повышения зарплат работникам сферы общего и дошкольного образования в 2012-2013 гг. в соответствии с требованиями президентских указов от 7.05.2012 г. Федеральный бюджет продолжил наращивание оборонных расходов в соответствии с принятыми высшим руководством страны решениями, а также увеличивались расходы на правоохранительную деятельность.

В 2013 г. сократились в долях ВВП расходы бюджета расширенного правительства на национальную экономику (-0,34 п.п.), на ЖКХ (-0,15 п.п.) и на здравоохранение и спорт (-0,17 п.п.). Следует сразу отметить, что внутри раздела «Национальная экономика» по одним направлениям был зафиксирован рост, а по другим - падение. Снизились расходы по таким крупным подразделам, как «Другие вопросы в области национальной экономики» (-0,30 п.п.) и «Транспорт» (-0,18 п.п.). В то же время увеличились расходы на ремонт и строительство дорог (+0,16 п.п.) и на сельское хозяйство (+0,10 п.п.).

По нашему мнению, к настоящему времени потенциал наращивания государственных расходов в средне- и долгосрочной перспективе практически исчерпан. В результате единственным возможным решением является поиск и формирование предпосылок долгосрочного экономического роста, причем за счет как изменения структуры расходов, так и повышения их эффективности. Меры должны быть направлены на увеличение объемов и качества факторов производства (человеческого и физического капитала), на повышение совокупной факторной производительности, в том числе путем развития инфраструктуры, транспорта и связи, улучшения общественных институтов. Вложения средств в сферы образования, здравоохранения и инфраструктуры нельзя интерпретировать как расходы, необходимые из социальных соображений, или как дополнение к оказанию социальных услуг на рынке. Их следует рассматривать как вложения в долгосрочный экономический рост.

Особенностью экономики современной России в настоящее время является усиление тенденции роста государственного долга. Государственные заимствования сегодня оказывают весьма значительное влияние на экономическое развитие страны и регулирование ее долговых проблем. За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами).

Совокупный государственный долг Российской Федерации имеет тенденцию к постоянному росту. Поэтому данная проблема требует выработки четкой политики в области управления государственным долгом России, которая должна быть ориентирована на достижение максимальной эффективности заимствований и снижения долговой нагрузки на экономику страны что, в конечном итоге, должно привести к стабилизации и дальнейшему росту экономического развития Российской Федерации.

2.3 Перспективые направления использования финансов в целях социально-экономического развития


На сегодняшний день финансовая система России недостаточно развита, чтобы обеспечить значительный экономический рост финансовыми ресурсами.

К основным недостаткам финансовой системы необходимо отнесены её зависимость от внешних рынков, несоразмерность масштабам экономики, ложные финансовые цели, нерациональная аллокация финансовых ресурсов, дефицит долгосрочных финансовых ресурсов.

Финансовая система должна иметь свои правовые нормы, установленные нормативно-законодательными актами. В Российской Федерации отсутствует законодательный документ, регламентирующий деятельность органов финансовой системы. По каждому из элементов финансовой системы издаются отдельные нормативные акты (постановления, указы), определяющие, главным образом, область их компетенции. Такие вопросы, как расходы на финансовое управление (затраты на финансовые структуры), законом не регулируются. Необходим законодательный акт, регулирующий деятельность органов финансовой системы. В целях эффективного функционирования финансовых органов необходима регламентация расходов государства на управление.

Таким образом, вследствие отсутствия нормативного обеспечения финансовой системы не существует и формального закрепления государственных расходов на ее функционирование. Отсюда существует необходимость правовой регламентации финансовой системы России в виде принятия Федерального закона «О финансах и финансовой системе РФ», закрепляющего затраты государства на финансовое управление. Также возможен вариант, когда регламентация расходов на финансовую систему РФ может быть установлена в Федеральном законе «Об основах финансового законодательства РФ», разработанном в целях комментария к Бюджетному кодексу РФ и включающем положения относительно затрат на управление.

Правовое оформление финансовой системы даст возможность оценить эффективность государственных затрат в финансовой сфере, обосновать расходы на финансовое администрирование.

Исходя из вышесказанного, стоит отметить направления повышения эффективности функционирования и развития финансовой системы РФ:

разработка теории финансового администрирования;

обеспечение нормативной базы функционирования финансовой системы РФ на основе теоретических положений;

выявление основных критерий должного функционирования и развития финансовой системы;

оценка существующих размеров финансовой системы в плане государственных затрат в финансовой сфере;

пересмотр принципов финансирования элементов финансовой системы (без увеличения нынешних бюджетных расходов);

ограничение роста численности финансовых органов;

создание системы действенного и эффективного финансового контроля за целенаправленным использованием государственных расходов.

Современная бюджетная система России еще довольно двойственна и требует серьезной доработки.

Особо бюджетная система нуждается в решение следующих основных проблем в сфере бюджетных отношений:

отсутствие принципа управления государственным долгом;

противоречия и непонятности в статьях бюджетного кодекса;

уменьшение денежного пособия от государства организациям и учреждениям для покрытия расходов.

Чтобы исключить данные проблемы надо выполнить следующие задачи:

предоставить Счетной палатой предложения по данным вопросам;

исключить неясности в Бюджетном кодексе;

увеличить пособия на выравнивание бюджетной обеспеченности;

создать общество для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;

предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом утверждение законом о бюджете источников, включив в них Стабилизационный фонд.

Таким образом, основными направлениями модернизации российской финансовой системы должны быть:

) Повышение уровня финансового развития и финансовой глубины экономики (степени монетизации ВВП, суммы внутреннего кредита и капитализации рынка ценных бумаг), способствующее росту конкурентоспособности финансовой системы до уровня, сопоставимого с финансовыми системами развитых стран;

) Переход к новым инструментам денежно-кредитного регулирования, обеспечивающим спрос экономики на деньги, базирующимся на пополнение ликвидности за счет рефинансирования банков Банком России;

) Стимулирование сбережений населения и предприятий, рост нормы накопления при переориентации финансовой политики на цели модернизации и развития;

) Снижение регулятивных издержек и налоговой нагрузки, использование значимых инновационно-инвестиционных налоговых стимулов, ориентированных на содействие модернизации экономики;

) Реструктуризация и укрепление финансовой системы, совершенствование ее регулирования, контроль за системными рисками.

финансы экономический бюджетный денежный

Заключение

По итогам исследования материала курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Финансовая система является совокупностью различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; государственный кредит; внебюджетные специальные фонды; фонды имущественного и личного страхования; финансы предприятий различных форм собственности.

Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги и неналоговые платежи. Из государственного бюджета производятся и основные расходы - на финансирование отраслей экономики, на финансирование социально-культурного развития и науки, на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на национальную оборону, внешнеэкономическую деятельность, расходы, связанные с обслуживанием государственного долга и др.

По своим основным - внешним - характеристикам финансовая система России вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям. Финансовая система Российской Федерации - это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики.

Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:

ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций. Так, в стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т.е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ;

отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов;

нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения - с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, - с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения.

Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.

Миссия финансовой системы России в обеспечении высоких темпов инновационного экономического роста, поддержании социальной стабильности и высокого уровня жизни населения и сохранении экономического суверенитета страны.


Список использованной литературы


1.   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст.445.

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2014) // #"886021.files/image001.gif">

Источник: Финансы: учеб. / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 512с.

Приложение 2

Доходы и расходы бюджетной системы в 2009-2013 гг.


2013

2012

2011

2010

2009

Отклонение в п.п. ВВП, 2013 г. от 2012 г.


Млрд руб.

% ВВП

Млрд руб.

% ВВП

Млрд руб.

% ВВП

Млрд руб.

% ВВП

Млрд руб.

% ВВП














Федеральный бюджет

Доходы

13019,9

19,5

12 853,7

20,7

11366,0

20,3

8305,4

17,9 7

337,7

18,9

-1,2

Расходы

13342,9

20,0

12890,7

20,7

10935,2

19,5

21,8

9 660,9

24,9

-0,7

Дефицит(-) / Профицит(+)

-323,0

-0,5

-37,0

-0,06

430,8

0,77

-1812,1

-3,9

-2 322,3

-6,0

-0,4

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Доходы

8164,7

12,2

8 064,3

13,0

7 643,9

13,7

6537,3

14,5

5926,6

15,3

-0,8

В том числе межбюджетные трансферты

1576,6

2,3

1 679,6

2,6

1 644,0

2,9

1398,9

3,1

1487,4

3,8

-0,3

Расходы

8806,7

13,2

8342,7

13,4

7 679,3

13,7

6636,9

14,7

6255,7

16,1

-0,2

Дефицит(-) / Профицит(+)

-642,0

-1,0

-278,4

-0,5

-35,4

-0,06

-99,6

-0,2

-329,0

-0,8

-0,5

Бюджет расширенного правительства

Доходы

24082,4

36,1

23 088,7

20853,7

37,2

15715,9

33,9

13420,7

34,6

-1,0

Расходы

24931,1

37,4

22825,8

36,7

20004,8

35,7

17301,0

37,4

158478,3

40,8

0,7

Дефицит(-) / Профицит(+)

-848,7

-1,3

262,9

0,4

848,9

1,5

-1585,1

-3,4

-2426,7

-6,3

-1,7

Справочно: ВВП, млрд руб.

66755 

62218

55967

46309

38807

-

Приложение 3

Расходы бюджета расширенного правительства в 2008-2013 гг., % ВВП


2008

2009

2010

2011

2012

2013

Отклонение 2013 г. от 2012 г.

Отклонение 2013 г. от 2008 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Расходы, всего

33,89

40,84

37,36

35,74

36,69

37,35

0,66

3,46

Общегосударственные вопросы

2,66

2,72

2,54

2,31

2,29

-0,02

-0,37

Обслуживание государственного и муниципального долга

0,46

0,61

0,56

0,59

0,62

0,66

0,04

0,20

Национальная оборона

2,53

3,07

2,76

2,71

2,92

3,15

0,24

0,63

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2,65

3,21

2,89

2,71

3,10

3,23

0,13

0,59

Национальная экономика В том числе:

5,46

7,17

5,02

4,99

5,26

4,92

-0,34

-0,54

сельское хозяйство и рыболовство

0,58

0,72

0,57

0,48

0,44

0,54

0,10

-0,04

транспорт

0,70

0,96

1,00

0,89

1,00

0,82

-0,18

0,12

дорожное хозяйство

1,54

1,55

1,39

1,28

1,59

1,76

0,16

0,21

прикладные научные исследования

0,18

0,29

0,32

0,37

0,40

0,03

0,22

другие вопросы

1,91

2,88

1,16

1,45

1,19

0,89

-0,30

-1,02

Жилищно-коммунальное хозяйство

2,78

2,59

2,31

2,14

1,73

1,58

-0,15

-1,21

Охрана окружающей среды

0,08

0,08

0,06

0,07

0,07

0,07

0,00

-0,01

Образование

4,03

4,58

4,09

3,99

4,11

4,33

0,22

0,29

Культура, кинематография и средства массовой информации

0,75

0,84

0,76

0,73

0,73

0,74

0,01

-0,01

Здравоохранение и спорт

3,75

4,26

3,69

3,74

3,97

3,80

-0,17

0,05

Социальная политика

8,74

11,71

12,66

11,64

11,87

12,58

0,71

3,84


Источник: Федеральное казначейство; расчеты ИЭП.

Похожие работы на - Финансовая система государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!