Процедурность, принципы, функции права. Виды нормативно-правовых актов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,88 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Процедурность, принципы, функции права. Виды нормативно-правовых актов

Содержание

Задание № 1. Раскройте следующие юридические термины: Право. Нормативность права. Общеобязательность права. Формальная определенность права. Интеллектуально-волевой характер права. Санкционированность государством. Процедурность права. Принципы права. Функции права. Регулятивная функция права. Охранительная функция права.

Задание № 2. Что общего и в чем различие между унитарным государством, федерацией и конфедерацией? Ответ оформите в виде таблицы

Задание № 3. Виды нормативно-правовых актов. Составьте схему видов подзаконных нормативных актов

Задание № 4. Подобрать пять примеров правоотношений каждого вида из любых отраслей российского права

Список используемой литературы

Задание № 1. Раскройте следующие юридические термины: Право. Нормативность права. Общеобязательность права. Формальная определенность права. Интеллектуально-волевой характер права. Санкционированность государством. Процедурность права. Принципы права. Функции права. Регулятивная функция права. Охранительная функция права

право нормативный унитарный федерация

Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.

Главное назначение права - обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса.

Нормативность права - это признак права, который представляет собой систему норм. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.

Общеобязательность права - это признак права, который регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства.

Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации.

Формальная определенность права - формализованность и определенность это признаки права, по котором правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.) и излагаются общедоступно для восприятия, четко, ясно и недвусмысленности..

Право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.

Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений.

Интеллектуально-волевой характер права. Право - проявление воли и сознания людей.

Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности и интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах:

во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля;

во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, то есть формирование права опосредуется волей общества и государства;

в-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при    « участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

Санкционированность государством. Право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Процедурность права. Процедурность, как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

Принципы права - это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они кладутся в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства. Обычно различаются отраслевые принципы, характерные для одной отрасли права (так, трудовое право обеспечивает принцип материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, гражданского - принцип полного возмещения имущественного вреда), межотраслевые, проявляющиеся в двух или более отраслях (например, принцип состязательности в уголовном, гражданском и арбитражном процессах), и общеправовые принципы.

Общеправовые принципы - это, во-первых, широкие социальные, этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.). Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребления правом, невозможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.).

Функции права. Под ними обычно понимаются основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества. Одна из основных функций - регулятивная, которая обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями. В свою очередь она подразделяется на динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т.д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.), и статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.).

Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране (профилактика и расследование правонарушений, разбирательства дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности).

Воспитательная функция заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания людей, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права, а также в пропаганде идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Она направлена также на обеспечение знания людей нормативных предписаний, правовое просвещение.

Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановлении нарушенных прав.

В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Задание № 2. Что общего и в чем различие между унитарным государством, федерацией и конфедерацией? Ответ оформите в виде таблицы

Формы государственного устройства

Общее

Различия

Унитарное государство

Основное территориальное деление является политико-административным. Общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы. На территории унитарного государства действует одна конституция. Как правило, в унитарном государстве есть одно гражданство. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.

Большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования.

Федерация       Территория состоит из территорий ее субъектов. Верховная законодательная <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C>, исполнительная <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C> и судебная власть <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C> принадлежит федеральным государственным органам.

Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F>.

В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> и гражданство субъектов федерации.

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные государственные органыВ некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

Части федеративного государства являются государственными образованиями <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>


 

Конфедерация


Отсутствие общей единой территории и государственных границ. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы. Наличие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международного статуса участников.


Задание № 3. Виды нормативно-правовых актов. Составьте схему видов подзаконных нормативных актов

Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

. Конституционные законы - регулируют вопросы общественной жизни, отнесены к предмету Конституции РФ (например: Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы урегулированы в Конституции в общих чертах, а в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

. Текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

К текущим законам относятся кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Кодекс, как правило, состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

. Указы Президента РФ, которые он издает по вопросам, относящимся к его компетенции. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

. Постановления Правительства РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

. Нормативные акты министерств, которыми являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы, это наиболее распространенное их наименование. Не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

. Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

. Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.

Виды подзаконных актов:

. Указы и распоряжения президента (принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

. Постановления и распоряжения правительства - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

. Решения, постановления и распоряжения органов местного самоуправления.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

государственных органов;

иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

общефедеральные, субъектов федерации, органов местного самоуправления, локальные.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия:

неопределенно-длительного действия и временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств.

Схема видов подзаконных нормативных актов.










Задание № 4. Подобрать пять примеров правоотношений каждого вида из любых отраслей российского права

.        Конституционное (государственное) право:

- Право на жизнь <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%BD%D0%B0_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C>;

Неприкосновенность личности <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8>;

Право на свободу и личную неприкосновенность;

Неприкосновенность жилища <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B0&action=edit&redlink=1>;

Свобода передвижения и выбора места жительства <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0>.

. Административное право:

Служебные отношения между гражданским служащим и государственным органом, в котором он замещает должность;

Объединение физических лиц (любой численности) в организации;

Заключение договоров и сделок;

Призыв на действительную военную службу и об увольнении в запас военнослужащих, отслуживших сроки военной службы;

Процессуальные отношения, складывающиеся между судом и иными участниками процесса при производстве по делам об административных правонарушениях.

. Гражданское право:

Право создавать хозяйственные товарищества и общества;

Право на заключение договоров и сделок;

Право на оформление права собственности;

Право завещать любое имущество;

Право на закрепление авторских прав.

. Трудовое право:

Право на труд;

Право на получение заработной платы;

Право на охрану труда;

Право на отпуск;

Право на расторжение трудового договора.

. Уголовное право:

Право на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

Право на защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

Презумпция невиновности;

Право на защиту адвоката;

Список используемой литературы

1. Конституция РФ.

. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 2007.

. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2009.

. Административное право: учебник / Б.В. Россинский Ю. Н. Старипов, - 4-е изд., пересмотр. И доп. - М.;Норма, 2009.

. Гражданское право: учебник для высших учебных заведений / под ред. З.И. Цибуленко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.

. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. (под ред. доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.П. Ревина) - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009г.

. Трудовое право России: учебник для бакалавров / под общ. ред. Е. Б. Хохлова, В. А. Сафонова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 673 с. - Серия : Бакалавр. Углубленный курс.

Похожие работы на - Процедурность, принципы, функции права. Виды нормативно-правовых актов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!