Формы организации досуга

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,79 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы организации досуга

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие форм организации досуга

.1 История социокультурной деятельности

.2 Формы досуга в современный период

Глава 2. Музыкальное образование г. Тюмени

.1 Значимость музыкального образования в г. Тюмени

2.2 Художественно-эстетическое образование детей дошкольного и школьного возраста в образовательно-оздоровительном комплексе СШ №13 «Лира»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Формирование новых общественных отношений актуализирует исследование проблем социокультурной сферы. С одной стороны, культура испытывает на себе влияние формирующихся сегодня социально-политических и социально-экономических механизмов. С другой стороны, культура сама оказывает заметное влияние на их развитие, является своеобразным социальным катализатором.

Активное влияние культуры как жизненно необходимого социального феномена распространяется и на досуг всех слоев и категорий населения. Досуг и потенциально, и реально является временем для гармонического развития личности, укрепления нравственного и физического здоровья, развития творческих способностей человека. Социально значимый досуг не может существовать вне рамок духовности, искусства, творчества, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. Он органично вбирает в себя неотъемлемые ценности современной культуры, выражает коренные интересы социума, реализует гуманные установки общества по обеспечению прав и свобод человека [13, C.3].

Как социальный феномен досуг уникален. Только в его рамках возможны реализация и развитие многочисленных видов и форм культурно-досуговой деятельности. С ним связаны надежды на духовное формирование человека. В его недрах за многие десятилетия сформирована в России целая производственная отрасль, состоящая из федеральных и региональных органов административного, методического руководства, научных центров, учебных заведений, предприятий культуры и искусства. Конечная продукция этой отрасли называется услугами учреждений культуры. На рыночном языке последние называются производителями, население - потребителями.

Системное изучение культуры и культурно-досуговой деятельности не всеми исследователями признается конструктивной. Системному (классификационному, структурному, функциональному) анализу препятствуют, по мнению некоторых авторов, ряд причин. Среди них называются, к примеру, зыбкость культурных характеристик, отсутствие видимых параллелей между различными типами культур; несопоставимость античной и современной культуры; стирание различий между культурами, возникновение новых культурных образований; несистемное многообразие культурных феноменов, возникновение локальных зон культурного творчества, в основном в русле культуры.

Подобная точка зрения представляет собой скорее исключение, чем правило. Большинство исследователей так или иначе обращаются к анализу культуры как системы, тем самым, внося свой посильный вклад в разработку общих проблем системного исследования культуры и культурно-досуговой деятельности.

Досуг и культурно-досуговая деятельность привлекают внимание российских ученых лишь в последние несколько десятков лет. Известно, что одним из первых исследователей стали видные государственные, партийные, общественные деятели молодой Советской России. В 1920-1930-е годы в публикациях и речах А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, М.И. Калинина, Е.Н. Медынского, М.В. Петровского и других были высказаны ряд принципиальных положений о сущности, назначении и функциях, социальном своеобразии досугового времени, его культурном потенциале. В дальнейшем социальная сущность и природа социально-культурной деятельности рассматривают в своих работах В.Н. Гагин, Д.М. Генкин, В.3. Дуликов, И.Н. Ерошенков, А.3. Свердлов, А.Г. Соломоник, Ю.А. Стрельцов, В.В. Туев. Культурно-досуговую деятельность как социальную систему исследуют сегодня М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, Е.Г. Доронкина, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, А.П. Марков, В.К. Новаторов, В.Е. Триодин и другие [13, C.8].

Однако существующий опыт изучения культурно-досуговой деятельности не может безоговорочно претендовать на системное исследование. В большинстве случаев авторы ограничиваются рамками одного из компонентов культурно-досуговой деятельности, избирают в качестве основного один (реже несколько) из научных подходов исследований. Поэтому специальная литература страдает разночтивостью, подчас и противоречивостью научных позиций, неоправданным разбросом мнений. Более того, к сожалению, культура и досуг как социальные феномены изучаются в отрыве друг от друга, культурологические исследования редко соотносятся с досугом личности и социума, а досуговедческие - с концептуальными взглядами на культуру общества и личности [13, C.8].

Обобщая многочисленные определения понятия досуга и опираясь на собственный опыт, можно попытаться сформулировать общие положения культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, отметим, культурный досуг является не только средством борьбы с негативными поступками людей, но он способен сформировать в обществе доступную культурно-досуговую среду.

Итак, понимание досуга как сферы нерегламентированного поведения людей имеет право на существование, но с необходимыми уточнениями. В понятие «досуг» мы вкладываем несколько иное содержание: это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройнае целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.

Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера, кроме того, дает субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участниками важных событий.

Особенности пространственно-временного устройства досугового процесса и его среды заключаются в том, чтобы сделать субъект присутствующим «здесь и сейчас», в непосредственно переживаемом настоящем. Приблизить ценное, любимое и отдалить или упразднить ненужное - вот, по нашему мнению, высший смысл истинного значения досуга. В этом случае культурный досуг для человека превращается в образ жизни, в заполнение свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности.

Цель данной работы - исследовать историю развития форм организации досуга и современное их состояние.

Для разрешения данной цели необходимо решить следующие задачи:

) рассмотреть историю социокультурной деятельности ;

) проанализировать формы досуга в современный период;

) изучить значимость музыкального образования в г. Тюмени;

) раскрыть художественно-эстетическое образование детей дошкольного и школьного возраста в образовательно-оздоровительном комплексе СШ №13 «Лира».

Объект работы - формы организации досуга.

Предмет работы - музыкальное образование г. Тюмени.

Глава 1. Развитие форм организации досуга

.1 История социокультурной деятельности

В переломные эпохи общество всегда обращалось к своей истории с целью использования прошлого опыта в решении насущных задач. Так было в годы Великой Отечественной войны, недавней перестройки, так происходит и сегодня. Об истории говорят и спорят политики, писатели, преподаватели вузов, учителя школ и представители других слоев общества.

Интерес к прошлому сопровождается жесткой критикой исторической науки, её теоретических и методологических основ, многих научных трудов, учебников и учебных пособий. Все сетуют, и не без основания, на отсутствие объективной истории страны, на подмену в прошлом исторической науки политическими и идеологическими догмами коммунистической партии, на стремление некоторых лидеров общественных движений использовать историю в своих политических целях.

В переходные периоды всегда происходит смена политических, экономических, культурных, научных парадигм. Сегодня такой период переживает наше общество, в том числе и социально-культурная сфера. Происходит переосмысление накопленного опыта социально-культурной деятельности на основе современных научных взглядов и достигнутого уровня развития общественных наук. Но закономерно встает вопрос о том, может ли история социально-культурной деятельности оставаться в стороне от кардинальных изменений в гуманитарном знании, оставаясь в неизменном виде [11, C.43].

Как известно, в годы советской власти в исторической науке господствовал формационный подход. Отказавшись от него в период перестройки, мы пока находимся в стадии поиска новых методологических подходов в изучении истории. На практике исследователями употребляется значительный круг как старых, так и новых научных парадигм. В научных исследованиях все шире используется цивилизационный метод, дискутируется вопрос о целесообразности применения синергетического и других методов исследования. Историки стремятся широко использовать статистику, математические методы, компьютерные технологии, ищут новые источники, новые методы поиска и обработки фактологического материала, стремятся шире использовать теоретические модели и достижения социальных наук.

Этому общему процессу подвержена и история социально-культурной деятельности как научная отрасль знаний. С одной стороны, многие аспекты изучения порождены сменой социально-экономических, культурных и научных ориентиров, а с другой - наличием давних нерешенных научных проблем. Например, за годы советской власти так и не была сформирована общая научная теория культурно-просветительной работы. Её отсутствие сдерживало формирование и истории культурно-просветительной работы как специализированной отрасли научных знаний [11, C.45].

Слабая научная разработанность истории социально-культурной деятельности в прошлом и социально-экономические, культурные изменения в стране сегодня со всей очевидностью высветили большой круг нерешенных научных проблем. Это выражается в неопределенности многих методологических, теоретических положений и подходов в изучении истории социально-культурной деятельности, в недостаточности источниковедческой базы, научных публикаций.

Современная методология истории социально-культурной деятельности представляет собой совокупность теоретических положений, концепций, методов общеисторической методологии и положений философии, культурологии, педагогики, социологии и других общественных наук. Заимствование методологических подходов у других наук явление не новое, это характерно для других наук. Вызывает озабоченность то, что в истории социально-культурной деятельности не разрабатываются те научные категории и положения, которые не могут быть заимствованы у других наук. К таковым мы относим: объект, предмет, периодизацию, научное обоснование концепции использования методов и теоретических положений других наук в истории социально-культурной деятельности [11, C.46].

Как известно, одним из важных условий существования любой научной дисциплины является определение её предмета, что, собственно, и отличает её от других наук. К сожалению, нашим научным сообществом ещё не определен предмет истории социально-культурной деятельности. Есть только определенные высказывания исследователей по этому поводу. В старых и новых учебниках и учебных пособиях по истории социально-культурной деятельности нет определения объекта, предмета, как и нет разделов, параграфов, посвященных теоретико-методологическим вопросам данной науки.

Определение предмета истории социально-культурной деятельности связано со значительными трудностями, порождаемыми отсутствием в научной литературе единства взглядов на сущность социально-культурной деятельности ^, недостаточной разработанностью общей теории социально-культурной деятельности, и её отраслевых теорий. Кроме того с отсутствием в общеисторической науке теоретических положений об отраслевых историях, к которым относится и история социально-культурной деятельности, и с рядом других причин [3, C.103].

Любая наука создается для решения практических и научных целей. Это в полной мере относится и к истории социально-культурной деятельности, которая, с одной стороны, призвана способствовать решению практических задач социально-культурных учреждений, а с другой - изучать природу социально-культурной деятельности, законы её развития, особенности функционирования на различных исторических этапах. Хотя, в конечном счете, и эта цель подчинена практическим задачам.

По нашему мнению, объектом истории социально-культурной деятельности является вся совокупность явлении данной сферы на протяжении всей её истории. Это такие явления, как зарождение, функционирование и развитие социально-культурных учреждений, их деятельность, деятельность общественных организаций, государственных органов, отдельных личностей по воспитанию, удовлетворению культурных, досуговых, познавательно-творческих и других духовных потребностей личности и общества на различных исторических этапах. Разумеется, что данными явлениями социально-культурная деятельность не исчерпывается.

В предмете истории социально-культурной деятельности должен быть заложен ответ на два вопроса: что она изучает, какие закономерности исследует? Исходя из этого мы считаем, что предметом истории социально-культурной деятельности является процесс развития (видоизменения) явлений социально-культурной деятельности на различных исторических этапах, раскрытие механизма и закономерностей этого развития. Также таких его составляющих как периодизация истории, описание состояния, тенденций, условий функционирования. Выявление причин, факторов и других свойств явлений социально-культурной деятельности, оказывающих влияние на процесс их развития (видоизменения). То есть предмет истории социально-культурной деятельности предполагает не только описание прошлого опыта, но и его теоретический анализ.

На современном этапе истории социально-культурной деятельности важным вопросом является отношение к советскому периоду социально-культурной деятельности. Сегодня при оценке советского периода деятельности культурно-просветительных учреждений используется односторонний подход. Берутся, главным образом, только отрицательные стороны и на их основе оцениваются значение и деятельность культурно-просветительных учреждений. В средствах массовой информации, научной литературе и даже в правительственных документах дается односторонняя негативная оценка деятельности культурно-просветительных учреждений советского периода. Спора нет, культурно-просветительная работа действительно, была идеологизирована, находилась под диктатом партии, не ориентировалась на интересы личности. Всё это так, но это только часть правды. Другая её часть состоит в том, что многие формы деятельности культурно-просветительных учреждений пользовались популярностью у населения: люди охотно участвовали в художественной самодеятельности, в любительских объединениях, кружках, активно посещали концерты, спектакли, танцы, праздники, киносеансы и т.п. [16, C.11].

В сельских населенных пунктах культурно-просветительные учреждения были единственными очагами культуры. Они играли большую роль в просвещении сельских жителей, приобщении их к литературе, искусству, кино. Создавали условия для самореализации, развития творческих способностей и многого другого. Это даёт право говорить о том, что в целом сельские культурно-просветительные учреждения были центрами культурной жизни села и сыграли большую роль в просвещении, организации досуга, приобщении населения к культуре. И если мы считаем, что в годы советской власти были культурные достижения, то, несомненно, в этом есть определенный вклад и культурно-просветительных учреждений. При этом мы также должны говорить и об отрицательных сторонах культурно-просветительной работы советского периода.

Советская система образования была не менее идеологизированной, чем сфера культпросветработы, и играла ещё большую роль в коммунистическом воспитании. Однако сообщество учителей говорит не только о недостатках, но и об определенных успехах советской школы, не чернит свою систему, как это делают научные и практические работники социально-культурной сферы, а вслед за ними чиновники и представители других сфер.

Поэтому важнейшей задачей истории социально-культурной деятельности является всесторонняя и объективная оценка деятельности культурно-просветительных учреждений в годы советской власти, показ как отрицательных, так и положительных сторон их деятельности. К своей истории надо относиться уважительно и внимательно. Не случайно Н.М. Карамзин рекомендовал историкам не преувеличивать счастье своего народа, как и не умалять его бедствия, а всё неприятное и позорное передавать «с грустью» [16, C.10].

Актуальным остается вопрос периодизации истории социально-культурной деятельности. В существующих учебниках и учебных пособиях - как современных, так и доперестроечных, периодизация дается без рассмотрения критериев и их системно-организующей характеристики. В доперестроечных учебных пособиях периодизация не опиралась на внутренние изменения сферы, а увязывалась с периодами социально-экономического и политического развития страны. В ней содержатся очень короткие периоды, например 1917-1920 и 1921-1925 годы, что не позволяет выявить существенные различия данных периодов, а, в конечном счете, и обосновать целесообразность их выделения [9, C.15].

Несколько другая периодизация дается в современных учебниках и учебных пособиях по истории культурно-досуговой и социально-культурной деятельности. В них периодизация дается более укрупненно, и жестко не «привязывается» к социально-экономическим и политическим периодам страны. Расширены культурологические рамки истории культурно-досуговой, социально-культурной деятельности. Если в учебных пособиях история культурно-просветительной работы начиналась рассматриваться со второй половины XIX веке, то история культурно-досуговой и социально-культурной деятельности начинается с Х века.

Периодизация истории социально-культурной деятельности должна определяться, прежде всего, качественными видоизменениями данной сферы, хотя не исключает и другие критерии. Также надо отметить, что набор качественных критериев может быть различным. В зависимости от целей исследования и набора критериев могут быть разные периодизации. Поэтому единой периодизации социально-культурной деятельности может и не быть.

К осуществлению периодизации какого-либо явления предъявляется ряд требований методологического характера, она «представляет собой выделение этапов глубоких изменений в структуре системы. Основными этапами (или периодами) являются те, которые заключают в себе изменение не одного или нескольких компонентов в структуре системы, а целостной структуры» [10, C.17].

Есть и другие требования к периодизации, но в основе их лежат критерии качественного изменения всей системы, а не отдельных её элементов.

Мы хотим предложить один из вариантов периодизации общей истории социально-культурной деятельности на основе таких критериев, как: смена досуговых ориентаций государства, общества, индивидов под воздействием культурных, социально-экономических и политических факторов; изменение содержания и форм досуговой деятельности сословий, классов, общества, досуговых учреждений, индивидов. На основании этих критериев в истории социально-культурной деятельности России мы выделяем следующие периоды:

Период I. Фольклорный досуг (до Х в.). На данном этапе в основе досуга лежала народная культура: обряды, праздники, игры, хороводы и другие формы фольклора. Досуг, как и сама жизнь, носили коллективный характер. Обряды, праздники, игры и другие формы являлись не только определенным действом, но и зрелищем [11, C.96].

Фольклорный досуг оставался таковым и во все последующие периоды, хотя его доля в досуговой деятельности населения на каждом из этапов была различной.

Следует также отметить, что использование термина «досуг» в отношении данного периода носит условный характер, так как в тот период такого понятия не было.

Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.) Этот вид досуга зародился после Крещения Руси. Как известно, религия оказала большое влияние на образ жизни и досуг. Был введен выходной день, который использовался не только для посещения церкви, но и для досуга. Досуговую функцию выполняли также религиозные праздники и обряды. Благодаря религии была создана славянская письменность, в результате чего впоследствии чтение книг стало самой распространенной формой досуга. Появились первые библиотеки, которые позже стали досуговыми учреждениями. Религиозное пение, живопись способствовали приобщению народа к этим видам искусства. Из религиозной благотворительности выросли социальная работа и первые воскресные школы. Именно церковь стала первой заботиться о нравственности, доброте, воспитании трудолюбия и других положительных качеств человека [11, C.98].

В этот период наравне с религиозным досугом широко использовался и фольклорный.

Период III. Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая половина XIX в.). Как известно, в петровские времена среди высших сословий, наряду с функционированием религиозных форм досуга, внедрялись формы досуга западных стран, которые не были связаны с православием. За ними утвердилось название «светские». Другими сословиями эти формы досуга осваивались постепенно, и не только в данный период, но и в последующие. Для доминирования светского досуга в российском обществе потребовалось длительное время. Следует также отметить, что использование светского досуга расширило и обогатило содержание формы досуга не только отдельных сословий, но и всего населения.

Период IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX вв.). Эти виды досуговой деятельности были порождены прогрессивной частью общества и определенными социально-экономическими условиями, носили светский характер и предназначались для широких народных масс. В распространении этих видов досуга большую роль сыграла интеллигенция. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа, несомненно, расширили и обогатили досуг рабочих и крестьян, приобщали их к светским формам досуга. Значимость этого периода заключается также и в том, что внешкольное образование и культурно-просветительная работа положили начало формированию в стране самостоятельной досуговой сферы [11, C.99].

С 1917 по 1920 годы советская власть использовала прежнее внешкольное образование и культурно-просветительную работу, выдвигая при этом теоретические и организационные задачи по их реформированию.

Период V. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.). Этот вид досуга был привнесен в общество волюнтаристским способом коммунистической партией. По существу, были отвергнуты или видоизменены все предшествующие направления внешкольного образования и культурно-просветительной работы. В содержании деятельности досуговых учреждений доминировало политическое и производственное просвещение, коммунистическое воспитание, в управлении утвердилась монополия государства на досуговую деятельность [11, C.101].

Но в реальности даже коммунистам не удалось отменить диалектический закон преемственности в культуре. Поэтому, несмотря на официальную жесткую политику советского государства, некоторые элементы религиозного, «буржуазно-светского», фольклорного досуга сохранялись в обществе.

Период VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.). Данный этап был связан с реформированием политико-просветительной работы. Культурно-просветительная работа была выделена из системы образования в самостоятельную сферу. Был создан государственный орган - Комитет по делам культурно-просветительных учреждений - и соответствующие органы на местах. Произошел отказ государства от полной идеологизации сферы. Старое название «политико-просветительная работа» не соответствовало послевоенному положению страны в мире как страны-освободительницы, лидера лагеря социализма. Поэтому в области культуры нужны были более привлекательные, гуманные цели. В этих условиях термин «культурно-просветительная работа» был более предпочтительным. Также надо отметить, что на данном этапе наряду с политическим и производственным просвещением, коммунистическим воспитанием государством выдвигалась задача усиления культурного обслуживания населения. В конце 50-х годов значительно возросло стремление населения к культуре, что нашло отражение в изменении содержания и формах работы культурно-просветительных учреждений. На смену методу агитации и пропаганды пришел метод клубной (художественной) драматургии [11, C.102].

Период VII. Культурно-досутовая деятельность (1985 г. - 1990-е годы). В этот период под воздействием перестройки произошли коренные изменения содержания и условий деятельности досуговых учреждений. Были отвергнуты не только цели, задачи, социальные функции, содержание работы прежней культурно-просветительной работы, но и название сферы. Отказ от идеологизированного прежнего названия и стремление научного сообщества, практиков найти название сферы, соответствующее целям и задачам перестройки, привели к тому, что на практике утвердилось название «культурно-досуговая деятельность» [11, C.105].

Также надо отметить, что не столько отрицательное отношение ко всему коммунистическому обусловило коренное изменение досуговой сферы, а то, что в 80-е годы культурно-просветительная сфера находилась в глубоком кризисе. Вследствие этого отказ от советской культурно-просветительной работы был объективным следствием переосмысления прошлого опыта и поиска путей выхода из кризисного состояния сферы как на уровне теории, так и на уровне практики. И как справедливо отмечал Н.Н.Ярошенко, «одним из теоретических «предчувствий» перемен в методологии является ... изменение названия нашей отрасли вместо названия «культурно-просветительная работа» именно в этот период с середины 1980-х годов утвердилось название «культурно-досуговая деятельность». Этот шаг позволил обозначить специфику отраслевой педагогической деятельности и отказ от просветительного, а, скорее, назидательного, поучающего характера педагогической работы и, безусловно, ускорил процесс теоретико-методологической рефлексии, поиска новых идеалов воспитания в сфере свободного времени».

.2 Формы досуга в современный период

досуговый оздоровительный музыкальный эстетический

Этот период явился результатом дальнейшего практического и научного осмысления культурно-досуговой сферы на последующем этапе перестройки, который отличался большим практическим опытом, большей определенностью социально-экономических и культурных целей общества. Это привело к тому, что по инициативе Т.Г. Киселевой и Ю.Л. Красильникова в 1994 году на государственном уровне сфера получила название «Социально-культурная деятельность». Изменение названия явилось отражением объективного процесса дальнейшего развития сферы и результатом поиска названия, адекватно отражающего сущность и цели досуговой сферы на новом этапе развития нашего общества [7, C. 34].

В нашей исторической науке пока не сформировалась система историй, которые бы полно отражали основные стороны социально-культурной деятельности. Мы рассматриваем нашу сферу как сложное явление, которое состоит из ряда подсистем. Поэтому необходим системный подход к определению историй социально-культурной деятельности. В связи с этим мы предлагаем социально-культурную деятельность структурировать на основе выделения вертикальных и горизонтальных групп историй, где вертикальную составят общая и региональные истории, а отраслевые и частные - горизонтальную группу историй социально-культурной деятельности.

Правильно организованный отдых, восстановление физических и духовных сил должны сочетаться с познанием, с культурным ростом человека. Пробуждение положительных эмоций - одна из задач организации досуга. Другая, не менее значительная задача - содержательная сторона досуга, формирование духовности и интеллекта отдыхающих. Культработники знают, что у людей с недостаточно высоким уровнем культуры досуговая деятельность однообразна, шаблонна, не способствует умственному и нравственному развитию, часто связана с удовлетворением биологических инстинктов [6, C.45].

Организуя работу с этими людьми, необходимо насыщать ее содержательными и в то же время увлекательными мероприятиями. Это могут быть различные конкурсы, викторины, шарады, отгадывание загадок, кроссвордов. Это участие в классических постановках, юморинах, соревнованиях на лучшее знание поэзии, прозы, кино, театра, живописи, музыки. Специфика этой работы в наши дни заключается в том, что за последнее время широкое развитие получили средства коммуникации: кино, радио, телевидение, периодическая печать. У слушателей, читателей создается обманчивое представление о наличии у них обширных, систематизированных, всесторонних знаний, о достаточно полной насыщенности информацией. Появляется естественное желание поделиться знаниями с окружающими, уточнить услышанное, выяснить непонятное, иногда поспорить со знающим человеком.

А это затрудняет просветительскую работу, хотя делает ее более интересной. Сейчас недостаточно задавать вопросы и фиксировать ответы слушателей. Необходимо предлагать отдыхающим несколько ответов на каждый вопрос, рассуждать вместе с ними, аргументировать различные точки зрения, сталкивать различные позиции, рассказывать о собственном отношении к проблеме, умело отстаивать правильную точку зрения, верный ответ. В этом случае участники испытывают удовлетворение от самостоятельного принятия решения, от проделанной умственной работы, сознательного, активного приобретения новых знаний.

Очень хорошо массовая аудитория принимает не традиционного лектора, пересказывающего то, что можно увидеть или услышать по телевизору, прочитать в газетах, а того, кто умеет рассказать о том, что видел, слышал, в чем принимал участие, что сам пережил.

Интересная и содержательная досуговая деятельность предусматривает совместную работу и отдых. Именно совместный отдых, предусматривающий взаимовоздействие, взаимосвязь, взаимоответственность и взаимопомощь. Это значит, что успех одного из членов, скажем, дружеской компании, делает досуговую деятельность интересной для всех его друзей, а неудача кого-нибудь из членов группы портит настроение всем, сказывается на отдыхе других [5, C.23].

Человек нуждается в общении. Он не может жить, не может отдыхать в одиночку. И люди дружат, объединяются в группы, компании, команды. Исследования показывают, что подавляюще число людей являются членами разнообразных досуговых общностей, которые существуют от одного года до десяти. Половина этих групп собирается не реже одного раза в неделю. Ведущий мотив взаимных контактов - общее увлечение и только на втором месте желание развлечься.

Немалое количество досуговых объединений социально активны. И очень жаль, что многие из них не получают помощь, поддержку, не направляются и не контролируются государственными досуговыми центрами. Это туристские отряды, объединения рыболовов, кинологов, спортивных болельщиков, коллективные выезды за город, на природу пожилых людей.

Поведение личности во время отдыха имеет свои особенности.

Здесь не ценится критичность партнера. Нет необходимости говорить убедительно, точно отвечать на поставленные вопросы. На отдыхе любят тех, с кем легко и просто, тех, кто искренне интересуется делами собеседника, товарища и умеет его понять. Здесь не следует обращать внимание на ошибки в речи партнера, засыпать его или руководителя уточняющими вопросами. Надо уметь додумать недосказанное, понять душевное состояние визави, отвлечь от переживаний, от грустных мыслей, если они имеют место.

Любая форма досугового общения требует воспитанности, вежливости, такта, доброжелательности, искренней заинтересованности на лице и в тоне речи, уважительного, а иногда и ласкового обращения к партнеру по отдыху. Когда все эти требования соблюдены, отдых становится приятным, радостным. Душу члена коллектива переполняют светлые мысли и благие намерения [5, C.25].

Организуют досуг специалисты. Но каждый опытный специалист знает, что вокруг него всегда люди, готовые активно включиться в работу. Надо уметь выявить добровольных помощников и найти применение их инициативе. Одни из них с энтузиазмом включаются в обсуждение предстоящего мероприятия, стремятся внести свои предложения; другие с удовольствием готовят помещение, участвуют в оформлении мест отдыха; третьи занимаются приглашением отдыхающих, украшают помещение, подбирают музыкальное сопровождение, готовят материал для конкурсов, викторин.

Вначале все участники подготовительных мероприятий собираются на организационное совещание. Задача - подготовить сценарий праздника. Собравшись, начинают придумывать название мероприятию. Но при готовом сценарии легче подобрать правильное название. Поэтому торопиться с оформлением объявления не надо. Только когда сценарий утвержден, начинается работа по подготовке афиши. В ней необходимо сообщить о дате, месте проведения и содержании мероприятия. Название предстоящего собрания необходимо поместить в центре и выделить крупным ярким шрифтом - это объект восприятия. Дата, время, место проведения пишутся мелко - это фон восприятия. Содержание обязательно интересует будущих участников. Его целесообразно дать средним по величине шрифтом и четко выделить пункты, основные элементы намечаемого праздника. Желательно, чтобы эти пункты вызывали интерес, будили любопытство и были эмоционально выразительными [4, C.12].

После собрания начинается конкретная работа организаторов на своих участках. К сожалению, чаще всего готовятся самодеятельные выступления, концерты артистов-профессионалов, эстрадные выступления. Но у отдыхающих значительно большим успехом пользуются мероприятия, в которых они сами могут принимать деятельное участие. Летом это могут быть увлекательные игры: городки, волейбол, футбол, серсо, бадминтон; танцевальные конкурсы, спортивные аттракционы, выступления самодеятельных и профессиональных артистов, хоровое пение, настольные игры. Зимой - катание на санях, санные карусели, снежные тиры, снежные городки, конькобежные и лыжные соревнования. В любое время года можно организовать и провести с людьми КВН или "Что, где, когда?", образцы проведения которых мы видим по телевизору [2, C.57].

Игры особенно увлекают участников, когда имеют простые, понятные каждому играющему и зрителям правила, когда все играющие не простаивают, а активно участвуют в соревновании, борьбе, наконец, задания, которые получают участники игры, должны быть одинаковыми по содержанию и сложности для всех играющих. Викторины просты в организации и проведении. В них участвуют охотно люди разного возраста. Вопросы, задающиеся отдыхающим, могут выявлять их сообразительность, находчивость, сообразительность, эрудицию. Они не должны быть трудными и совершенно незнакомыми. Обычно предлагается ответить на неизвестное в чем-то известном, разобрать что-либо непонятное в очевидном. Необходимо, готовя вопросы, все время помнить, что их сложность должна позволять человеку средних способностей, приложив усилия, найти правильный ответ, используя логику, наблюдательность, сообразительность. Такие вопросы нетрудно подобрать, использовав сценарии популярных кино и телефильмов, известные события международной и внутренней жизни России.

Глава 2. Музыкальное образование г. Тюмени

.1 Значимость музыкального образования в г. Тюмени

Вхождение России в новый век нельзя назвать «бархатным» в отношении досуговой культуры. В той или иной степени старые проблемы сохраняются. К ним прибавляются новые, опыт решения которых Россия еще не имеет. Новейшая отечественная история связана, прежде всего, с переходом России к рынку. Рыночная экономика и политика становятся стержнем развития досуговой культуры. Они создают объективные условия функционирования культуры как специфической производственной отрасли.

Механизмами рынка определяется макро и микросреда, где удовлетворяются и развиваются духовные потребности и интересы человека. Процессы интеграции России в мировое сообщество определили ее нацеленность на решение глобальных культурных проблем. В Десятилетие всемирного развития культуры, провозглашенное ООН в 1988-1997 гг., каждая страна должна была решать задачи возрождения и обогащения культурной самобытности народов; учета культурного аспекта во всех социально-экономических и технических проектах; приобщения максимального количества граждан к культурной жизни; развития международного культурного сотрудничества.

В разных странах эти задачи, разумеется, решались с большим или меньшим успехом. Россия, к сожалению, претендует на место во второй группе стран. Факты говорят о том, что некоторые ранее завоеванные позиции в культуре утрачены, а новые еще не освоены. Согласно Закону РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» на цели сохранения и развития культуры ежегодно должно направляться не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов. Тюменская область, г. Тюмень, входящие в число наиболее благополучных регионов и городов России, на нужды культуры выделяют примерно 3% - средств [14, C.67].

Какую роль сегодня в Тюмени должны играть образовательные учреждения музыкально-эстетического направления? Какими должны быть взаимоотношения между начальными, средними и высшими звеньями учреждений музыкально-эстетического образования г. Тюмени? От решения этих вопросов зависит выбор ориентиров развития музыкальной культуры г. Тюмени, а в итоге и развитие художественно-эстетической культуры России.

Значимость музыкального образования как важнейшего элемента эстетического, нравственного воспитания россиян сформулирована важнейшими государственными решениями.

В г. Тюмени уже сложилась система музыкально-эстетического воспитания детей: детские музыкальные школы, школы искусств, художественные школы, эстетические центры в общеобразовательных центрах, музыкально-хоровые студии, дома творчества и другие, которые осуществляют начальное музыкальное, художественное и эстетическое образование; среднее специальное музыкальное (педагогическое) образование осуществляют Тюменский колледж искусств, Тюменский педагогический колледж № 1. Подготовку специалистов с высшим музыкальным образованием осуществляет музыкально-педагогический факультет Тюменского государственного института искусств и культуры и Тюменский филиал Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского [14, C.70].

В настоящее время необходим глубокий анализ работы всех видов и типов учреждений, способных влиять на развитие художественно-эстетической культуры города.

Из них всего по школам обучается 59176 человек.

В ДМШ, Д111И, ДХШ г. Тюмени, которые финансирует городской отдел культуры, обучается 3920 чел.

Из них: в 3-х ДШИ - 1408 уч-ся, в 4-х ДМШ - 1886 уч-ся. в 1-й ДХШ - 407 уч-ся, в ДМШ при ТКИ - 219 уч-ся.

В учреждениях МУ ДО, которые курирует комитет народного образования, по округам обучается:

Ленинский - в 2-х учреждениях ДО - 2589 чел.,

Калининский - в 1-м учреждении ДО - 5357 чел.,

Центральный - в 4-х учреждениях ДО - 2580 чел. [8, C.65].

Итого, в 7 учреждениях ДО города Тюмени, находящихся на финансировании городского отдела образования, обучаются 10526 человек.

В эстетических центрах г. Тюмени (в общеобразовательных школах №№ 6, 19, 37. 56, 61, 66, 73. 80; в гимназиях №№ 5, 8: в музыкально-хоровых студнях при школе № 31, при ДК «Строитель») обучается всего 1773 учащихся [8, C.66].

Таким образом, в ДМШ, ДШИ, ДХШ, учреждениях ДО, эстетических центрах в ОШ обучается 16219 детей, что составляет от числа детей с 1 по 9 классы ОШ 27% (59176 чел.).

В средних специальных учебных заведениях г. Тюмени обучается: в ТПК № 1 - 77 уч-ся, в ТКИ - 332 уч-ся.

Итого: 409 уч-ся.

В высших учебных заведениях обучается: в ТГИИК - 186 студентов, в Тф УГК - 46 студентов.

Итого: 232 студента [8, C.68].

На 3-х уровнях музыкального, художественного и эстетического образования г. Тюмени обучается 16860 детей и юношества до 25 лет, что составляет 42.8% от общего числа детей и юношества до 25 лет (39378 чел.).

Школы укомплектованы фортепиано, не всегда отвечающими требованиям. Большей частью они закуплены в 60-70-х гг., и 70% подлежит списанию. Роялей для проведения учебного процесса недостаточно. В музыкальных школах, если есть в наличии 1 рояль, то в выпускных классах не могут исполняться концерты для фортепиано с оркестром, где преподаватель выполняет партию второго рояля.

Народные инструменты в школах есть, но очень остро стоит вопрос об их ремонте, регулировке и настройке. Та же проблема со струнно-смычковыми, духовыми и ударными инструментам.

В каждой из школ работают хоровые, оркестровые коллективы, ансамбли, для которых необходима распечатка партий и партитур, а значит, необходимо наличие ксероксов.

Высокие цифры показателей большого количества книг на одного учащегося не радуют, т. к. большая часть нот в ветхом состоянии. Музыкальные библиотеки должны пополняться систематически, поэтому вопрос об открытии городской музыкальной библиотеки, поставленный городским комитетом по культуре, как никогда своевременен.

В целом по городу сложилась благоприятная обстановка с возрастным составом преподавателей: до 30-ти лет - 28,4%; 31- 45 лет - 46,1%; после 46 лет - 25,5% [8, C.72].

Качество обучения напрямую зависит от образовательного уровня педагогического состава. Как показывает приведенная таблица, в школах очень мал процент преподавателей с дипломом института искусств и культуры (от 10% до 48,8%), и еще меньший - с консерваторским образованием (от 1,7% до 17,2%). Для примера: в Свердловской области в этой сети учебных заведений работает 90% преподавателей с консерваторским образованием.

В связи с этим мы можем говорить о необходимости повышения квалификации преподавательских кадров в плане обучения в ВУЗах г. Тюмени, Тюменской области, России.

Повышение квалификации преподавателей проходит в методических центрах (городском и областном) и в творческих мастерских Москвы, Суздаля, Екатеринбурга, Тобольска и др. городов России.

Конкурсы и фестивали также имеют большое значение для повышения профессионального мастерства преподавателей.

Получено более 100 Почетных грамот, 48 поощрительных призов и подарков. Особо отмечаем, что в 2005 году хоровой коллектив «Гармония» ДШИ № 1 (рук. ЗРК РФ - В. Панова) стал Лауреатом Международного конкурса хоровых коллективов (г. Москва). Дано большое количество концертов, посвященных тем или иным знаменательным датам и событиям. Многие творческие коллективы и солисты принимали участие в городских, областных и региональных конкурсах, фестивалях [15, C.121].

Стоимость обучения в детских музыкальных школах и школах искусств г. Тюмени следующая: фортепиано - 390 рублей в месяц; баян, аккордеон, гитара, вокал (соло) - 340 руб.; балалайка, домбра, духовые инструменты, ударные инструменты, виолончель - 290 руб.; хоровое пение - 180 рублей. Подготовительное отделение переведено на систему хозрасчета - стоимость обучения - 400 руб. в месяц.

Обучение на театрально-хореографическом отделении городских школ искусств будет стоить 310 рублей в месяц; эстрадном - 210 рублей; обучение по предметам (система хозрасчета) - 392 рубля в месяц.

Последние два года стоимость обучения (в зависимости от инструмента) в музыкальных школах Тюмени были следующими: домбра, гитара, балалайка - 180 рублей в месяц; скрипка, аккордеон - 210 рублей. Дороже всего стоили обучение игре на фортепиано и учеба на подготовительном отделении - 240 рублей; 120 рублей в месяц платили ученики хорового отделения.

Три с половиной тысячи детей поступили в этом году в музыкальные школы Тюмени. Есть опасность, что на такое количество ребят не хватит педагогов, так как местный колледж искусств не выпускает в достаточной степени специалистов редких профессий - балалаечников, баянистов, домристов.

Об этих сложностях шёл разговор на совещании под председательством заместителя главы города Сергея Кабанова, на котором присутствовали руководители курируемой области - дополнительного образования. Однако не всё печально; есть, чем гордиться: так, в этом году в средней школе № 61 откроется отделение школы искусств № 3, где будут учиться сто юных талантов.

Отметим, что играть на фортепиано или скрипке - мечта не всех. Среди подростков в настоящее время востребованы спортивные и технические направления.

Колледж искусств теперь тесно сотрудничает с Уральской консерваторией в плане инструментального музицирования. В плане хореографии он сотрудничает с Челябинском. Колледж искусств и институт культуры - единственные учебные заведения во всем областном центре, которые не имеют общежитий.

Владимир Скакалин, руководитель колледжа искусств по-доброму завидует Ханты-Мансийскому автономному округу и снимает шляпу перед его губернатором Александром Филипенко, который в своей «вотчине» не жалеет денег на культуру и искусство. Школа искусств для одаренных детей, созданная в столице Югры, - мечта Владимира Ильича. Такая школа нужна и Тюмени, считает он.

Что касается востребованности выпускников колледжа искусств. Давайте посмотрим на юг Тюменской области... Какова его культурная среда? Два театра, филармония, музыкальные школы и школы искусств. С дворцами культуры работает институт культуры. На сегодня ситуация такова: около 80-96 процентов студентов поступают в высшие учебные заведения, уезжают в Екатеринбург, Москву, Санкт-Петербург. И большой вопрос: возвращаются ли они оттуда? Можно сказать, что нет. В основном все остаются там, где получают высшее образование. Играют потом либо в симфонических оркестрах, либо в эстрадных, либо поют. На работу в Тюмени распределяют трех-четырех человек. И они идут нарасхват. В прошлом году с отделения «Актерское мастерство» выпустили студентов. Приехали представители театров из Нижневартовска, Казани и разобрали выпускников, предложив им квартиры и хорошие зарплаты. Это говорит о чем? О качестве образования. Педагоги у колледжа прекрасные.

Необходимо развивать высшее музыкальное образование в Тюмени. Таких вузов в области нигде нет. За исключением института культуры и искусств. Но это заведение все-таки больше ориентировано на народное творчество. Там готовят менеджеров социально-культурной деятельности, библиотекарей, культурологов и чуть-чуть готовят музыкантов. У колледжа и института совершенно разные образовательные программы. В Тюмени сейчас созданы университетские комплексы на базе нефтегазового университета, строительной и сельскохозяйственной академий. Есть школа искусств при колледже. Есть колледж. Недостает высшего звена. Создав его, можно рассчитывать, что наши выпускники останутся работать в Тюменской области. Иначе года через четыре может возникнуть дефицит профессиональных музыкантов.

Сегодня ставка педагога музыкальной школы составляет 24 часа в неделю. В среднем преподаватель должен быть загружен от 23 до 27 часов в неделю. Это показатель эффективной работы. А совместитель нагружен на полставки. Он не на основной работе. Всего лишь урокодатель. Пришел-ушел. А интересней принимать людей на основную работу. Тогда они принимают участие и в общественной жизни коллектива, и в концертах.

.2 Художественно-эстетическое образование детей дошкольного и школьного возраста в образовательно-оздоровительном комплексе СШ №13 «Лира»

Музыкальное образование в г. Тюмени нельзя ограничивать той сетью учреждений, которые состоят на бюджете в городском комитете по культуре, т. к. музыкальное, художественное, эстетическое образование дети получают в учреждениях, которые состоят на бюджетном финансировании управления по образованию администрации города. Это музыкально-хоровые студии, Дома творчества, Дом учителя, центры творчества и др. А также эстетические центры при CШ, которые практически являются школами искусств в CШ [1, C.29].

Хороший пример работы СШ № 13 «Лира» с углубленным изучением предметов искусства. Это один из случаев, когда на базе школы искусств образовалась средняя школа.

Эта школа работает по учебным планам и программам ДШИ. Материальная база достаточно укомплектована для проведения учебного процесса необходимым количеством музыкальных инструментов, техническим оборудованием. Штат преподавателей составляет 67 человек. Из них с высшим образованием - 33 (49,3%), со средним специальным - 34 (50,7). В учреждениях такого типа, как эстетический центр в ОШ, дети могут обучаться, не тратя времени на переезды из школы в школу. Во многих из этих учреждений продумана система питания детей. Кроме того, единые учебные планы ОШ и ЭЦ оставлены с учетом еженедельной нормы учебной нагрузки на одного ребенка (36 часов), что соответствует нормам [10, C.104].

В школах этого типа создается музыкально-эстетическое поле, ибо на всех концертах, фестивалях коллективов, солистов слушателями являются все обучающиеся этих учебных заведений.

Содержание модуля обучения в СШ «Лира» предназначено педагогам художественно-эстетического направления, воспитателям, учителям, врачам, родителям, которые интересуются организацией образовательного процесса и дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста с проблемами здоровья [10, C.106].

В модуле рассматриваются:

технология включения ребенка в разнообразные виды художественно-эстетической деятельности с целью сохранения, восстановления и развития здоровья; арткоррекция психологического, физического и духовного здоровья детей дошкольного и школьного возраста;

педагогическая концепция немецкого композитора, педагога К. Орфа, варианты её адаптации к условиям инновационного образовательно-оздоровительного учреждения;

использование методов интегративного художественного воспитания в целях обеспечения социальной, педагогической, психологической защищенности ребенка;

метод элементарного музицирования, интегрирующий двигательную, речевую, музыкальную и драматическую формы творческого выражения; взаимосвязь пластики тела с пластикой рисунка и речи;

интеграция средств искусства в цикл гуманитарных предметов;

детско-взрослое сотрудничество, формирование креативных отношений и активной позиции ребенка во всех видах художественно-эстетической деятельности; расширение возможностей творческого подхода к проблеме развития и профессиональной ориентации учащихся старших классов [10, C.108].

Организация системы дополнительного образования основана на модели дифференцированного обучения по интересам, ориентирована на воспроизведение и сохранение в образовательном пространстве как ценностей культуры, так и ценностей субкультуры личности ребенка, предполагает необходимость участия дошкольника и школьника в различных видах художественно-творческой деятельности, в результате чего развивается художественная культура ребенка как основа духовного становления личности, его гармоничного развития.

Дополнительное образование ориентировано на развитие эмоциональной сферы личности, творческих способностей, индивидуальных наклонностей и дарований, воспитание человека высокой гуманитарной культуры, превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры. Культурологическое направление реализуется в 4-х отделениях: музыкальном, изобразительного искусства, хореографическом, театральном.

Хореографическое отделение формирует интерес ребенка и подростка к различным танцевальным школам и жанрам, расширяет танцевальные представления, развивает телесную гибкость, умение чувствовать, понимать, слышать музыку. Гимнастические танцы, народные танцы, современные легкие и классические танцы сочетаются с изучением истории музыки и танца, истории костюма и актерского мастерства. Реализуется программа по хореографии для дошкольников, младших и старших школьников. Занятия хореографией, наряду с образовательными целями, обеспечивают восстановление и развитие здоровья благодаря формированию положительного эмоционального тонуса, восстановлению физиологических механизмов центральной регуляции мышечного тонуса и двигательных функций. В процессе занятий корригируются осанка, двигательная активность, точность и быстрота движений. Усиленная мышечная работа способствует повышению физической работоспособности, активирует энергетический и пластический обмен, стимулирует функцию внутренних органов. Возрастная адекватность дозированной физической и психоэмоциональной нагрузки предупреждает переутомление. Хореографией рекомендовано заниматься детям с различными формами нарушений осанки и двигательной активности, вегето-сосудистой дистонией, последствиями детского церебрального паралича, неврозами и неврозоподобными состояниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нарушениями обмена веществ [10, C.109].

Занятия в художественной и театральной студиях организованы как «школа при мастере», когда педагог, являющийся мастером своего дела, выбирает ребят, желающих познакомиться с тонкостями его мастерства, и обучает их этому делу. Работа в художественной студии способствует восстановлению здоровья благодаря формированию устойчивых положительных эмоций, личностного комфорта, положительной самооценки, снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики, зрительного анализатора, восстановлению двигательных функций, вегетативного обеспечения жизнедеятельности. Работа в изостудии рекомендована детям с нарушениями функций мелкой моторики, вегето-сосудистой дистонией, последствиями детского церебрального паралича, дошкольникам и школьникам с пониженной стрессоустойчивостью, доминантой отрицательных эмоций. Администрация учреждения совместно с родителями создает мастеру необходимые условия.

Музыкальное отделение функционирует как традиционная музыкальная школа. Музыкальное образование способствует восстановлению здоровья благодаря комплексу различных воздействий на организм ребенка. Вокальное и хоровое пение, игра на духовых инструментах восстанавливают функции голосовых связок, всей системы дыхания. Игра на щипковых и клавишных инструментах способствует восстановлению функций мелкой моторики. Целый комплекс здоровьевосстанавливающих и здоровьесберегающих эффектов содержит программа музыкального образования в соответствии с концепцией К. Орфа. Оздоравливающее действие музыки (музыкотерапия) основано на восстановлении центральных механизмов управления жизнедеятельностью, ее вегетативного обеспечения и эмоционального подкрепления [10, C.108].

Работа в театральной студии включает все оздоровительные эффекты хореографии, музыки, изобразительного искусства. Основу лечебного эффекта составляет развитие духовно-нравственного потенциала ребенка, формирование устойчивого положительного эмоционального тонуса, положительной самооценки, ситуации успеха и положительного статуса ребенка в микросоциуме.

Дополнительное образование использует специфические, частно-методические и локальные технологии: технология музыкального образования Д.Б. Кабалевского, В.В. Емельянова и музыкального воспитания на основе педагогической концепции К. Орфа, художественного образования В.С. Кузина, Б.М. Неменского [10, C.109].

При организации занятий по интересам и кружковой деятельности используются элементы «технологии мастерских» и «технологии свободного труда», ориентированные на предоставление учащимся условий для личностного саморазвития, самореализации, осознания самих себя в окружающем мире, понимания его закономерностей, на всестороннее воспитание, в том числе формирование экологической и валеологической культуры, социальное и патриотическое воспитание.

Все направления дополнительного образования и кружковой деятельности представлены в широком диапазоне. Педагогом осуществляется помощь в выборе той деятельности, в рамках которой в наибольшей степени решаются проблемы восстановления, сохранения и развития здоровья.

Заключение

Культурно-досуговую деятельность следует рассматривать как процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Она функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.

Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности.

Занятие или участие в культурно-досуговой деятельности есть необходимое условие обретения человеком свободы, поскольку становится одним из рычагов, инструментов проявления человека себя в социуме, через различные формы. Подлинно сущностное видение мира открывается перед личностью, когда она сознает, что самый прочный фундамент, который связывает прошлое и будущее народа, - уклад жизни. Базовая система социальных связей, национальный, семейный и профессиональный уклады - это та невидимая нить, которая соединяет поколения, содержит в себе механизм социальной стабильности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как целостную систему, в учебнике основное внимание уделяется деятельности учреждений культуры. Вполне обоснованна и закономерна деятельность учреждений культуры как самостоятельной и саморазвивающейся структуры, в которой личность как носитель "культурных качеств" представлена в двух ипостасях: объекта и субъекта на основе взаимодействия. При таком подходе культурно-досуговая деятельность рассматривается не только как совокупность ценностей, традиций, норм и деятельности отдельных субъектов, но прежде всего как "надиндивидуальная" система, единство и целостность которой обеспечиваются консолидирующими ценностями и механизмами развития, воспитания и обучения, составляющие которого существуют внутри него в органической взаимосвязи друг с другом. В качестве методологии анализа деятельности учреждений культуры как системы авторы учебника избрали теорию функциональной предназначенности и оправданности каждого элемента, входящего в систему взаимозависимости и интегрированности ее частей.

Стабильность и целостность системы культурно-досуговой деятельности в учебно-творческом и воспитательном процессах в вузах культуры и искусства определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.

В настоящее время культурно-досуговая сфера является ведущим звеном общества для развития демократии, осмысления происходящих реформ. Это во многом способствует развитию широкого спектра мнений, утверждению уважения к альтернативе, свободному доступу к информации через организацию независимых клубов, библиотек, сбор, хранение и распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися неординарных позиций, и т.д.

Отсюда необходимы поиски новых современных технологий культурно-досуговой деятельности среди людей различных сословий и разных возрастных категорий: детей, подростков, молодежи, взрослых и пенсионеров.

Список использованной литературы

1.Беляева З.М. Духовная ценность досуга. // Культура региона: проблемы, поиски, перспективы. Тюмень: Ком-т по культуре Админ. Тюм. обл., 2011. С.28-33.

2.Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. Киев: Высшая школа, 2013. - 224c.

.Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. М: Профиздат, 2010. - 154c.

.Демченко А. Возможности российского досуга. // Клуб. - 2015. - № 7.-С.10-13.

.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. М.: НГИК, 2014. - 32с.

.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2012. - 288с.

.Киселев Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Изд-во МГУ культуры, 2015. - 136с.

.Культура в Тюменской области. Статистический сборник. / Под ред. И.А. Аникиной. - Тюмень: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, 2015. - 125с.

.Культура досуга. / Под ред. В.М. Пича и др. - К.: Изд-во Киев. ун-та, 2010. - 240с.

.Культура, искусство, творчество Тюмеской области. Ч.1. / Под ред. С.Ф. Федорова. - СПб.: Русь, 2015. - 168с.

.Пиналов С.А. и др. История культурно-просветительской работы в СССР. Киев: «Вища школа», 2013. - 264с.

.Попов В.В. Что скрывается за удивительным словом - времяпровождение? // Встреча: культурно-просветительская работа. - 2014. - № 7. - С.6-8.

.Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. Тюмень: ТГУ, 2014. - 176с.

.Проблемы и перспективы развития культуры г. Тюмени. / Под ред. В.В. Сушковой и др. - Тюмень: ТюмГУ, 2011. - 140с.

.Социокультурные и культурологические аспекты развития Западной Сибири (теория и практика). / Под ред. Е.Л. Клименко. - Тюмень: ТГУ, 2014. 244с.

.Станкин М. Отдых и его организация. // Управление персоналом. - 2014. - № 6. - С.8-12.

Похожие работы на - Формы организации досуга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!