... мой вес - это моя любовь (amor), и если что-то ведет меня, так это она» (цит. по: [3.с. 303]).
Христианские мыслители усматривают в любви универсальный принцип Вселенной, на котором основывается все ее духовное и жизненное бытие. По их мнению, только любовь очищает дух человека от ложных и низменных пристрастий и открывает духовные сокровища в нем самом, в глубинах его сердца. Согласно христианскому учению, человек был замаслен и создан Творцом как вершина и венец видимого мира. Любовь же в этой концепции понимается как путь по направлению к Богу. М. Шелер называет такое изменение «поворотом в движении любви». Философ пишет: «Греческой аксиоме, согласно которой любовь есть стремление низшего к высшему, здесь нанесен смелый удар. Любовь, наоборот, должна проявляться в том, чтобы благородный снизошел, низвел себя до неблагородного, здоровый до больного, богатый до бедного» [9.с. 73]. При этом если античная формула раскрывала несовершенства в субъекте любви, то христианская доктрина, прежде всего, указывает на несовершенства объекта.
Современное представление во многом опирается на предшествующую античную и христианскую традиции, оно является результатом их конкурентной борьбы. Тем не менее даже поверхностное рассмотрение данных видов любви дает нам возможность увидеть схожие черты. Под любовью понимается прежде всего универсальная сила, которая связана с единством всего мироздания; она возникает как привходящее состояние, качество которого напрямую зависит от направленности душевной деятельности человека.
Аккумулируя знания о любви, можно выделить ряд принципов, на основе которых она должна быть выстроена.
Во-первых, любовь не может ассоциироваться с неполнотой бытия субъекта и объекта любви, поскольку данное чувство возникает среди равных.
Во-вторых, не только для развития любви необходимы определенные душевные усилия, но и для ее возникновения. Человек должен быть настроен на любовь, и тогда это чувство будет наполнять его.
В-третьих, стремление любить не только заложено в человеческой природе, но эта способность продуцируется человеком на протяжении всей его жизни. Испытывать любовь - это естественное состояние человека, которое проходит различные стадии своего формирования.
В-четвертых, понятие любви всегда должно рассматриваться наравне с понятием ответственности, без которого любовь теряет свою полноту и силу. - В-пятых, любовь есть уникальное человеческое чувство, при помощи которого мы всеми силами нашей души стремимся утвердить в бытии все то, что является для нас значимым и любимым. [5.c.120]
. Любовь в русской культуре
Само понимание любви в России возникает в конце прошлого, начале настоящего столетия. В это время, в XIX веке, совершенно отсутствовала какая бы то ни было философия любви, все вопросы или литературно - критические обсуждения, касающиеся пола воспринимались долгое время как порнография. В русской прессе по этому поводу писали следующее:
«Связь пола с Богом - большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом - выступает из того факта, что все а-сексуалисты обнаруживают себя атеистами. Те самые господа, как Бокль или Спенсер, как Писарев или Белинский, о "поле" сказавшие не больше слов, чем об Аргентинской республике, очевидно, не более о нем и думавшие, в то же время до того изумительно атеистичны, как бы никогда до них и вокруг них и не было никакой религии».[8] Из этого следует вывод, что истинная философия любви может возникнуть только на почве религии и что атеизм является главным врагом любви. В античной Греции многие философские теории любви возникали как раз на основе разложения традиционной религиозной системы. То же самое наблюдалось, например, в провансальской любовной лирике XII века, которая выдвинула идею светской любви, служения "благородной Даме" в противовес религиозному пониманию любви как любви к Богу.
Между тем, русская литература XIX века дала глубокое освещение феномена любви. В произведениях таких писателей, как Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Лесков, Куприн, и многих других сложились черты Русского Эроса, русского отношения к вечной и возвышенной теме - любви.
Александра Сергеевича Пушкина многие оценивали как исторического романиста, любовного лирика. В лирике Пушкина мы находим все виды и разновидности любви, всю гамму диалектики любви, о чем рассуждали мыслители и писатели эпохи Возрождения, о чем писалось в романах Нового времени, причем это были не теоретические выкладки у поэта, а подлинные переживания любви и красоты в самых разнообразных проявлениях в жизни. Парадоксально, но почти никто из литературных критиков прошлого века не оценил действительную роль эротизма в пушкинской поэзии. Один из критиков Андрей Синявский (Абрам Терц), писал "На тонких эротических ножках Пушкин вбежал в большую поэзию и наделал там много шуму. Эротика была его школой" [6]
Известно, что юный Пушкин живо интересовался эротической литературой, в особенности классической - Овидием, Апулеем. Эротизм глубоко вошел в его поэзию, и не только в шаловливые, нескромные поэмы, такие, как "Царь Никита" или "Гаврилиада", но и в атмосферу всего его творчества, включая "Евгения Онегина". Для Пушкина эротизм был освобождением от моральных табу, это был путь к поэтической свободе. В своей поэзии он исповедовал культ любви, самые серьезные темы его творчества постоянно перемешивались с описанием красоты изящной женской ножки. Этот культ Эроса, свобода изображения чувственных наслаждений и женских прелестей постоянно перерастали в пушкинской поэзии в признание поэтической и политической свободы. "Любовь к стихам, любовь к свободе" - эти две сферы были едины для поэта. Поэтому для описания политической свободы Пушкин не находит ничего лучшего, как сравнение с чувствами молодого влюбленного.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
(«К Чаадаеву»)
Удивительно, что эта совершенно очевидная особенность Пушкинской поэзии оставалась долгое время за пределами отечественной литературной критики.
Русский Эрос, как он отразился в русской литературе XIX века, никогда не был простым прославлением чувственности, наслаждения, гармонии духа и тела. Это в особенности чувствуется в романах Льва Толстого, который лучше всего изобразил трагическую природу любви, любовь как муку и страдание. Толстому было свойственно неприятие крайностей чувственной, плотской любви, в которой он видел причину многих человеческих бед. В "Крейцеровой сонате" он писал. "Из страстей самая сильная и злая, и упорная - половая плотская любовь, и потому, если уничтожатся страсти и последняя, самая сильная из них, плотская любовь, люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута..." В русских романах этой эпохи любовь не только идеал, к которому надо стремиться, это и мучительная трагедия, неотступная, как болезнь. Она связана со страданием, жертвенностью и часто ведет к гибели. Не случайно Катерина у Островского бросается в Волгу, а Анна Каренина у Толстого - под колеса поезда. Иными словами, русская литература остро чувствовала антиномию любви-эроса и любви-жалости и всегда истолковывала феномен любви с глубочайшей степенью психологии человека.
В целом русская культура в отношении к проблемам Эроса парадоксальна: она чрезвычайно богата в художественно-литературном освещении любви и исключительно бедна в философско-теоретическом осмыслении этого феномена. «Приходится поэтому удивляться, - отмечает Шестаков, - с какой вулканической энергией тема любви врывается в русскую литературу конца XIX - начала XX века - в публицистику, художественную критику, эстетику, философию и теологию. О любви пишут философы и теологи - Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Лосский, И. Ильин, Л. Карсавин и др., поэты и писатели - И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, Вл. Набоков, Н. Гумилев, В. Маяковский, В. Хлебников, С. Есенин, М. Цветаева, З. Гиппиус, А. Ахматова, критики - В.Розанов, В. Ходасевич, Ю. Мандельштам, Д. Мережковский, историки литературы и литературоведы - В. Жирмунский, Н. Арсеньев, А. Веселовский. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается глубиной мысли, интенсивными поисками и оригинальностью мышления»[
. Феномен или прекрасные образы любви в русской культуре
Укоренилось мнение о том, что русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы. Профессор В.П. Шестаков во вступительной статье к книге «Русский Эрос или Философия любви в России» по этому поводу пишет: «У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и Беатриче, Ромео и Джульетты... Возможно, в России действительно не было таких богатых традиций в развитии любовного романа, какие были в Западной
Европе. Между тем у русских есть свои имена, приведем примеры 7 главных историй любви в русской культуре. Сделаем экскурс в русскую историю и культуру, чтобы разобраться, как это - любить по-русски.
.Иван и Василиса. Любовь между этими сказочными героями по понятным причинам возникла не сразу, ведь, как мы знаем, Василиса Премудрая искусно маскировалась под лягушку. Однако Иван, действуя по принципу «пацан сказал - пацан сделал», как и обещал, женился на пресмыкающемся, за что был вознагражден: и рубаху-то для царя Василия сшила лучше всех, и каравай испекла наивкуснейший, да и на приеме «лягушонка в коробчонке» появилась эффектно. А уж как сплясала перед царем… ну, вы помните, направо - озеро, налево - лебеди. Если бы Иван не сжег ее лягушачью шкуру, история бы закончилась весьма быстро, и не узнали бы мы, на что способен Царевич ради такой женщины. С Бабой-ягой переговоры вести да Кощея Бессмертного умертвить - это вам не из лука куда ни попадя стрелять. Впрочем, как и полагается, добро восторжествовало, а главные герои жили не только долго, но и счастливо-пресчастливо.
.Петр и Феврония. Муромские Легенда об этих влюбленных особенно часто вспоминается в последнее время 8 июля, когда в России отмечается День семьи. Познакомились они, когда Петра одолела проказа, и Феврония, дочь простого пасечника, смогла его исцелить. При этом князь увидел свое избавление от напасти во сне, а когда Феврония предстала перед ним воочию, и вовсе рассудок потерял, влюбился в нее, что называется, с первого взгляда и, недолго думая, женился. Следуя классическим канонам жанра, окружающие были не в восторге от его выбора. Еще бы, простолюдинка и прямиком в княжны! Бояре уговаривали князя изменить решение, а когда тот отказал, прогнали влюбленных. Правда, за поступок бояр пришлось отвечать всем жителям Мурома. Убоявшись гнева божьего, пару вернули в город. Свою любовь и верность Петр и Феврония пронесли через всю жизнь. Они умерли в один день. При этом, невзирая на их завещание быть преданными земле в одном гробу, их трижды пытались похоронить в разных, но каждый раз тела оказывались вместе.
Евгений и Татьяна. Эта история скорее о временном несовпадении чувств, а возможно, об обстоятельствах, мешающих иногда ответить взаимностью на любовь. Вспомним. Татьяна пишет Онегину письмо, где признается в своих чувствах. Подобный смелый поступок барышни того времени остается практически незамеченным «лондонским денди», или лучше сказать - замечен, но оценен неадекватно. «Прозревает» Евгений слишком поздно: Татьяна уже замужем, и ни о какой любви к другому мужчине, кроме своего мужа, она и помыслить не может. Она же не Анна Каренина, в конце концов! Вывод может быть только один: все надо делать вовремя. Влюбиться мало, надо порой разглядеть настоящую любовь, как бы банально это ни звучало, признаться в чувствах и суметь сохранить их на протяжении всей жизни.
.Иван и Анастасия. Иван Грозный за свою жизнь был женат 8 раз, но только с первой женой он прожил 10 лет, остальные - через каждые 3-5 лет умирали. Первой женой и, похоже, единственной любовью Ивана Великого стала Анастасия Романовна, которая была выбрана царем из огромного количества претенденток на его руку и… казну. Царица была настоящей красавицей: миниатюрная, с правильными чертами лица и длинными темными роскошными волосами. В этом браке у Грозного родилось 6 детей, но только двое выжили, при этом одного из царевичей утопила непутевая нянька. Царица умерла, не дожив до 30 лет. На похоронах Грозный рыдал и, по словам очевидцем, «еле держался на ногах». Всю последующую жизнь он с любовью и сожалением вспоминал Анастасию. Кстати, царь посчитал, что царица умерла не своей смертью, а была отравлена боярами и князьями, которые считали, что она имеет слишком сильное влияние на царя. Влияние, несомненно, было, но заключалось оно в наставлении Грозного на благостные поступки.
.Борис и Вероника. Одна из самых трогательных историй о любви рассказана в единственном советском фильме, получившем главный приз в Каннах, - «Летят журавли». История о сохраненной где-то в глубине самого сердца огромной и всепобеждающей любви, которую способен пронести человек, несмотря на все совершенные им ошибки и выпавшие на его долю испытания. Борис и Вероника любят друг друга, мечтают о свадьбе, но их планы нарушает война. Борис уходит на фронт, а Вероника… Впрочем, если вы не знаете эту историю - стоит посмотреть. Она способна вызвать море противоречивых эмоций и наверняка затронет самые тонкие струны души каждого человека, ведь в ней есть место любви, разлуке, предательству, горечи потерь, но главное - надежде.
Владимир и Софья. Сестры Круковские, одна из которых стала впоследствии выдающимся математиком Софьей Ковалевской, страсть как хотели обучаться в гимназии. Только вот незадача - незамужним девицам доступ к знаниям был закрыт. Находчивые барышни решили в срочном порядке разыскать женихов и вступить в фиктивный брак. Первым кандидатом в «женихи» для старшей сестры Анны был выбран человек передовых взглядов, книгоиздатель Владимир Ковалевский. На одном из романтических свиданий он заявил «невесте», что вовсе даже не против вступить в брак, но только с… Софьей. Сыграли свадьбу. Затем молодожены уехали в Германию, где жили не то что в отдельных комнатах, а в разных городах. Но через несколько лет фиктивный брак превратился в очень даже настоящий - в семье родилась малышка Соня, или Фуфа (так ее звали в семейном кругу). Ковалевская страстно ревновала мужа. Ее постоянно мучила мысль, что наука стоит между ней и человеком, которому ее сердце должно принадлежать безраздельно. В итоге «Принцесса науки» предпочла математику, и супруги расстались. Муж Ковалевской покончил с собой. Официальная версия - финансовые неурядицы.
.Сергей и Екатерина. Екатерина Трубецкая - первая из жен декабристов, отправившаяся за мужем в Сибирь. Княгиня не воспользовалась предоставленным Николаем I правом развестись с мужем, который стал государственным преступником. В возрасте 23 лет она решилась разделить участь любимого. Когда в Красноярске ломается карета и заболевает провожатый, она пересаживается в тарантас и продолжает путь одна. Иркутский губернатор требует повторного отречения от всех прав, привилегий и титулов, напоминает о сулящих ограничениях в передвижении, переписке, отказе от имущества и родных, в том числе и детей. Пугает, что все рожденные в Сибири дети будут причислены к казенным крестьянам. Княгиня подписывает бумаги так же, как и в Москве, - не читая. Губернатор использует последний аргумент, который, по его мнению, способен оставить княгиню: что дальнейший путь ей придется продолжить вместе с уголовниками. Княгиня соглашается и на это. Она не останавливается на ночлег, не обедает, перекусывая куском хлеба и выпивая стакан чая. И так день за днем, на протяжении нескольких месяцев, сквозь пургу, в лютые морозы они мчится в своей кибитке навстречу к любимому. Когда сквозь щелку тюремного забора она видит своего мужа в кандалах, в грязном тулупчике, оборванного и грязного, она падает в обморок. Возможно, ее первой мыслью, когда она пришла в сознание, было убеждение, что теперь их уже ничто не способно разлучить.
Заключение
Таким образом, проблема любви в традициях западной и русской философии трактуется совершенно неоднозначно. Более того, человечество на протяжении столетий не может даже найти исчерпывающий ответ на вопрос, когда же возникла любовь - вынес ли ее человек из животного царства, или она появилась позднее. Анализ и систематизация обширной научной и философской литературы позволили нам выделить четыре основных подхода к вопросу о происхождении любви: эволюционный, сексуальный, трансцендентный и двухфакторный эмоциональный.
Своеобразной формой любви в античности была любовная страсть, которая трактовалась как сакрализованный феномен: чтобы возникла любовь, нужно внешнее действие - или богини любви Афродиты или ее сына, бога любви Эрота. В отличие от архаических представлений в античности чувствуется индивидуальность, пока еще слабо мерцающая личность влюбленных. Заслуга античности и в том, что именно в этот период появились первые классификации любви.
На смену философскому духовному эросу античности христианство принесло интимную, глубоко человечную, сострадательную любовь к ближнему, освятив ее божественным авторитетом, божественной заповедью и производя ее от божественной любви. Всеобъемлющая, всепроникающая любовь к людям становится главным оружием в руках ранних христиан против всякого зла и насилия, и вся раннехристианская культура устремлена к воплощению идеалов христианского гуманизма в жизни.
Средневековье дало человечеству не только братскую любовь в христианской традиции, но и удивительный феномен любви куртуазной, которая сформировалась в среде рыцарей, а также людей среднего сословия и достатка со второй половины XI века. Возникло целое куртуазное искусство - поэзия, музыка, пение.
В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке общего острого интереса ко всему земному и человеческому, освобождающемуся из-под контроля церкви. «Любовь» возвратила себе статус жизненной философской категории, который она имела в античности у Платона и который был в средние века заменен на статус религиозно-христианский.
В XVII в. подули новые ветра... Во-первых, складывается индивидуальный опыт любовного поведения и переживания, который часто декларируется и манифестируется как норма, как природа любви. Во-вторых, любовь в культуре Нового времени - это своеобразный объект изучения, предмет знаний и размышлений. В-третьих, любовь психологизируется.
Изучается проблема любви и в западноевропейской философии XIX-XX вв. Наибольшее влияние получают концепции любви Стендаля, Шопенгауэра, Ницше, Шелера, Сартра. Особой популярностью пользуется философия любви в психоаналитическом подходе.
Отечественная философия любви не стоит в стороне от традиции европейской и мировой культуры, однако многое в работах русских философов не имеет аналога в западноевропейской мысли, и поэтому является огромным вкладом русской культуры в мировую традицию.
В заключение хотелось бы отметить, что знания о феномене любви очень важны для современного человека. Современная культура предоставляет большой выбор возможных форм и видов поведения, запутаться в обилии которых не так сложно. Любовь как уникальная объединяющая сила, которая заложена в человеческой природе, должна стать внутренним вектором поведения человека. Однако это может произойти лишь в том случае, когда человек адекватно станет оценивать ее влияние и когда он будет стремиться организовать свою жизнь в соответствии с принципами любви, помочь раскрыть и проявить которые призвана современная философская мысль.
Список литературы
1. Гесиод. Теогония / Гесиод // Античная литература. Греция : Антология. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Высшая школа, 1989. - 512с.
. Жанбуршина Р.Б. Онтологическое обоснование любви: Философско- антропологический аспект: Дисс.канд. филос. наук. Уфа, 1996. С. 108-109.
. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика / Г. Г. Майоров. - М. : Мысль, 1979. - 431 с.
. Платон. Пир / Платон // От мифа к логике : Сочинения. - М. : ЭКСМО Пресс, 1999. - С. 36-91.
. Розанов В. В Уединенное М , 1990. С 59.
Терц А. Мои прогулки с Пушкиным Париж, 1975. С. 17
. Руденко, А.М., Самыгин С.И. П - Феномен любви. Любовь как человеческий экзистенциал: философско-антропологический, социально-культурный и психологический аспекты - Ростов-на-Дону. Изд-во СКНЦ
ВШ ЮФУ, 2009. - 424 с.
. Русский эрос, или философия любви в России. С. 6-7.
. Шевченко А.Ю/ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2010. № 2 (12) А.Ю. Шевченко. Феномен любви и его стереотипизация.
. Шелер, М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер. - СПб. : Наука : Университетская книга, 1999. - 231 с.
. Чанышев, А. Н./ Любовь в античной Греции / А. Н. Чанышев // Философия любви. В 2 ч. Ч. 1. - М. : Политиздат, 1990. - С. 36-68.