) экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет, снижает эффективность использования бюджетных средств;
) негативно влияет на имидж страны в глазах её политических и экономических партнёров, ухудшает инвестиционный климат;
) увеличивает имущественное неравенство граждан;
) формирует в общественном сознании представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;
) является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма;
) приводит к деградации морально-этических ценностей общества, народных традиций и обычаев;
) оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества;
) тормозит позитивное развитие общества и государства.
Методы противодействия коррупции Борьба с коррупцией включает в себя комплекс политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических мер: - улучшением материального обеспечения государственных служащих; - уменьшение наличного оборота; - внедрение электронных средств расчета и форм отчетности - усиление гражданского контроля за деятельностью госорганов и движением средств; - пропаганда морально-этического образца поведения Радикальные меры: - создание единой службы, занимающейся антикоррупционной политикой; - роспуск госоргана и набор совершенно нового штата сотрудников. Борьбу с коррупцией в Кыргызстане необходимо начать с «базовых» органов власти - правоохранительной системы, так как именно они выполняют основные функции, ради которых и создается государство - безопасность и стабильность в обществе. Коррупция представляет серьезную угрозу для современного государства и общества. Противодействие коррупции должно состоять в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о государственной службе, а также жестких, радикальных мерах преобразования государственных органов.
В 2013-2017 годы будет продолжена реализация Государственной стратегии антикоррупционной политики. Приоритетными направлениями в данной работе будут:
совершенствование законодательства в целях эффективного выявления и пресечения коррупционных действий должностных лиц;
продолжение коренной реформы судебной системы, укрепление законности, соблюдение принципов правосудия, равенства всех перед законом и судом, обеспечение прозрачности правосудия. Предстоит большая целенаправленная работа по обеспечению безупречности поведения судей, повышению уровня доверия к судебной системе, созданию для этого условий и внесению соответствующих поправок в законодательство. Изменения в законодательство не станут подрывать независимость судебной системы, а органы судейского самоуправления будут играть большую роль в обеспечении судейской этики;
коренная реформа правоохранительной системы Кыргызской Республики, включая органы прокуратуры и милиции. Принятие комплекса мер по сужению (до полного исключения) коррупционной составляющей в деятельности сотрудников правоохранительных органов, поддержке и служебному продвижению честных и добросовестных сотрудников. Повышение уровня технического обеспечения, внедрение современных информационных технологий, корректировка программ повышения квалификации следователей и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
обязательное проведение антикоррупционной экспертизы действующих и разрабатываемых законов, нормативных правовых актов. Системный пересмотр действующего законодательства на предмет коррупциогенности; введение в практику обязательного анализа законопроектов, проектов нормативных правовых актов Правительства и органов местного самоуправления, ведомственных правовых актов на коррупциогенность;
выявление и устранение коррупционных схем, порождающих и сопровождающих коррупцию, вскрытие ее подлинных социально-экономических корней, пропаганда законопослушного образа жизни и несовместимости явлений коррупции с постулатами демократического и правового государства, с усилением гарантий, обеспечивающих реализацию антикоррупционной политики государства в социальной, экономической и правовой сферах;
защита системы государственной службы от деструктивного влияния коррупционных процессов, разработка и внедрение антикоррупционных программ и этических кодексов поведения для работников государственных органов и органов местного самоуправления. Взятка должна стать невыгодной и опасной для государственного служащего. Карьерный рост, заработная плата и пенсионное обеспечение государственных служащих должны быть поставлены в прямую зависимость от безупречности его поведения и работы;
совершенствование кадровой политики, предусматривающее подбор руководящих кадров на профессиональной основе с учетом морально-этических аспектов;
повышение уровня правовых знаний у граждан Кыргызской Республики, в том числе в системе образовательных учреждений;
объединение усилий государственных органов и гражданского общества в деле противодействия коррупции;
проведение активной информационной антикоррупционной политики, создание в средствах массовой информации остро негативного образа коррупционера, формирование в молодежной среде понимания ущербности и бесперспективности коррупционных проявлений, неотвратимости наказания преступников.
Основным индикатором успешности реализации антикоррупционной политики будет «индикатор доверия» гражданского общества к результатам проводимой государством антикоррупционной политики, измеряемый на постоянной основе.
ГЛАВА II. МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
.1 Обзор нормативной базы Кыргызской Республики по противодействию коррупции
В Кыргызской Республике имеется определенная законодательная база для противодействия коррупции, в частности, законы «О противодействии коррупции», «О государственной службе», «О государственных закупках», «О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников» и другие.
Вместе с тем специалисты отмечают, что антикоррупционная законодательная база носит декларативный характер и не позволяет стать действенными средствами борьбы с коррупцией. Поэтому Жогорку Кенешу Кыргызской Республики необходимо принять еще целый ряд законов, касающихся антикоррупционной политики государства.
Созданные комиссии по этике и общественные наблюдательные советы в государственных органах не стали действенным антикоррупционным механизмом, поскольку они проводят свою работу формально и поверхностно или же не имеют достаточных полномочий.
Законодательство Кыргызской Республики не предусматривает специальных методов выявления и расследования преступлений в сфере коррупции. Международные эксперты считают, что существующая система выявления, расследования и уголовного преследования коррупционеров и дел, связанных с коррупцией, излишне сложна и раздроблена.
Практически отсутствует институциональная база расследования коррупционных преступлений. Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает единые рамки для расследования всех видов преступлений, включая преступления в сфере коррупции. В некоторых правоохранительных органах действуют подразделения, специализирующиеся на борьбе с коррупционными преступлениями, но их работа является лишь частью деятельности соответствующих министерств и ведомств.
2.2 Примеры коррупции и понятие конфликта интересов
В настоящее время в системе государственной гражданской службы активно реализуются и внедряются в практику работы механизмы, связанные с противодействием коррупционным проявлениям. Одним из таких механизмов является предупреждение и урегулирование конфликта интересов.
Понятие конфликт (от лат. conflictus - столкновение сторон, мнений, сил) интересов используется в различных сферах деятельности и им активно оперируют такие науки, как экономика, политология, психология, юриспруденция и ряд других.
В отечественной юриспруденции вопросы, связанные с «конфликтом интересов», стали детально изучаться относительно недавно, и значительный интерес к данной тематике проявился лишь в середине 90-х годов прошлого века.
Помимо понятия «конфликт», в литературе зачастую используется термин «коллизия» (от лат. collision - столкновение противоположных сил, стремлений, интересов в области человеческих отношений) и он наиболее близок зарубежному законодателю.
В качестве обязательной предпосылки конфликта интересов закреплено наличие личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение гражданским служащим должностных обязанностей. Под указанной заинтересованностью законодатель подразумевает возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей: доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды как непосредственно для гражданского служащего, так и для членов его семьи, лиц, находящихся с ним в близком родстве или свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Однако нельзя не отметить, понятие личной заинтересованности и конфликта интересов значительно уже, чем в большинстве международных документов, так как оно сведено лишь к получению материальных благ в той или иной форме. На практике мы сталкивается с тем, что зачастую невозможно достоверно установить, присутствовала ли в конкретном случае заинтересованность материальная, либо носила иной характер (взаимное оказание услуги нематериального характера, дружеские отношения и т.д.).
Так, в 2010 году был установлен факт принятия сотрудником одного из территориальных органов документов, необходимых для осуществления учета земельных участков, от ряда физических лиц вне очереди, и одновременного «резервирования» им строк в книге учета заявлений. Однако доказательств получения указанным сотрудником (или третьими лицами) от соответствующих физических лиц денежных средств, материальных ценностей, услуг имущественного характера или иных имущественных прав нет.
В результате мы имеем ситуацию, когда должностным лицом неоднократно нарушались требования закона, ведомственных актов и рекомендаций, однако мотивы его действий и характер заинтересованности в этом не установлены. Следует также отметить, что вероятность получения соответствующих сведений (без «раскаяния» указанного сотрудника, пояснений соответствующих физических лиц либо проведения оперативных мероприятий) ничтожна. В результате достоверно утверждать о наличии личной заинтересованности в понимании отечественного законодательства нельзя, поскольку свои «услуги» этот сотрудник мог предоставлять гражданам, исходя из родственных или личных приязненных отношений, не извлекая из этого материальной выгоды. При этом последствия таких действий, независимо от характера личной заинтересованности, в виде нарушения прав и законных интересов законопослушных граждан, ожидающих в очереди, очевидны. С учетом изложенного представляется, что подобное сужение понятия личной заинтересованности необоснованно и создает значительные сложности для практического применения закона.
Таким образом, разобрав ситуацию конфликта интересов в системе государственной гражданской службы, следует выделить следующие необходимые признаки:
обязательное наличие личной заинтересованности государственного гражданского;
влияние или возможность оказания влияния личной заинтересованности на объективное исполнение указанным служащим своих должностных обязанностей;
противоречие или возможность возникновения противоречия между личными интересами служащего и публичными интересами общества и государства, а также интересами других граждан и организаций;
возможность причинения вреда указанным интересам граждан, организаций, общества и государства.
Конкретные ситуации возникновения конфликта интересов могут иметь самый различный характер, и составить исчерпывающий список не представляется возможным. Поэтому отметим лишь наиболее характерные ситуации, встречающиеся на практике:
) ненадлежащее исполнение работниками должностных обязанностей в интересах третьих лиц за незаконное вознаграждение:
незаконное принятие решений о постановке объектов на государственный кадастровый учет, о государственной регистрации прав (сделок) и т.д.;
оказание необоснованных преференций отдельным участникам при проведении конкурсов (аукционов);
значительное количество иных нарушений требований действующего законодательства;
) работа лиц, находящихся в отношениях родства (свойства) с государственными гражданскими служащими в коммерческих организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере оборота недвижимого имущества и ряда других (риэлтерские услуги, сопровождение сделок), а также в подведомственных учреждениях (в случаях, если в обязанности гражданского служащего входит организация взаимодействия либо контроль деятельности данных учреждений);
) работа лиц, находящихся в отношениях родства (свойства) в непосредственном подчинении (подконтрольности) одного другому;
) отсутствие надлежащего разграничения должностных обязанностей (возложение функций исполнителя и контроля исполнения на одно подразделение).
Причем данная ситуация конфликта интересов характерна не только для государственной службы, но и для любых структур, в том числе государственных унитарных предприятий и даже коммерческих организаций.
Рассматривая понятие конфликта интересов, закрепленное законодателем, мы видим, что из всех признаков ситуации конфликта интересов лишь один - личная заинтересованность, должен быть в наличии, все остальные могут иметь лишь гипотетический характер, закрепленный формулировками закона: «может повлиять», «может возникнуть» и «способное привести».
Введя в правовое поле такую категорию, как конфликт интересов, законодатель предусмотрел и организационный механизм его урегулирования. Для этого в государственном органе образуются специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия). Как следует из названия, круг вопросов, который может быть предметом рассмотрения данных комиссий, шире, чем разбирательство только конфликтов интересов.
Конфликт интересов в зависимости от его характера может быть предотвращен или урегулирован различными способами:
а) изменение должностного или служебного поведения государственного служащего;
б) отстранение от исполнения должностных (служебных) обязанностей;
в) отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
г) отвод или самоотвод государственного служащего;
д) передача принадлежащих ценных бумаг (акций), долей участия, паев, в доверительное управление;
е) перераспределение должностных обязанностей;
ж) усиление ведомственного контроля;
з) установление коллегиального порядка принятия решений;
и) прекращение трудового договора и увольнение с государственной гражданской службы;
к) выход лиц, находящихся в отношениях родства (свойства) с гражданским служащим, из состава учредителей соответствующих организаций и т.д.
Помимо мер по урегулированию конфликта интересов на государственного гражданского служащего возложены обязанности:
а) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
б) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, - проинформировать представителя нанимателя в письменной форме, как только ему станет об этом известно.
Их неисполнение дает представителю нанимателя право привлечь гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.
В зависимости от характера коррупционного правонарушения, совершенного гражданским служащим в ситуации конфликта интересов и наступивших последствий, он также может быть привлечен к уголовной, административной и гражданско - правовой ответственности.
Делать выводы, насколько эффективными будут принятые государством меры по предотвращению коррупции на государственной гражданской службе и урегулированию конфликта интересов, рано. Антикоррупционное законодательство Кыргызской Республики пока еще находится в стадии становления. Бесспорно, полностью ликвидировать конфликты при реализации полномочий органами государственной власти и их взаимодействия между собой, юридическими и физическими лицами практически невозможно. Однако от борьбы с их негативными проявлениями абстрагироваться нельзя, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие отношений в различных сферах деятельности.
В процессе исполнения должностных обязанностей гражданский служащий должен постоянно оценивать действия, ситуации, условия, влияющие или способные повлиять на их надлежащее исполнение, объективность служебной деятельности в целях недопущения возникновения конфликта интересов, а также совершения поступков, умаляющих авторитет государственной власти или вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности соответствующего лица при исполнении им должностных (служебных) обязанностей.
2.3 Последствия коррупции для общества и меры по профилактике коррупционной деятельности
Коррупция в Кыргызской Республике стала представлять серьезную угрозу национальной безопасности страны. При этом наносится огромный ущерб всей системе управления и всему обществу, ослабляя государство, снижая эффективность деятельности всех ветвей власти. Существующая массовая коррупция в школах, вузах и больницах приводит к вымыванию бесплатных обязательных государственных услуг и может привести к последствиям еще более опасным для всей страны, прежде всего, для морального и физического здоровья нации, чем даже коррупция в сфере экономики.
Рост коррумпированности в государственной и негосударственной сферах негативно воздействует и на международные позиции Кыргызстана. В связи с тем, что развитие нашей страны базируется во многом на привлечении иностранных инвестиций в экономику Кыргызстана, коррупция снижает приток инвестиций в страну.
Коррупция, как явление, обусловлено действием целого ряда объективных и субъективных факторов, которые должны быть выявлены и, соответственно, разработанными инструментами и механизмами противодействовать этим негативным факторам. Коррупция существует там, где имеются сбои в работе существующих механизмов государственного управления в виде использования их недостатков, намеренное искажение или подмена необходимых обществу и государству управленческих механизмов их коррупционными формами.
Так, теневая экономика - это уход от чрезмерного государственного регулирования и является результатом коррупции в органах государственного управления. Только оборот теневой экономики оценивается в среднем 60% от ВВП страны - это около 120-130 млрд. сомов. Ниже перечисляются лишь отдельные экономические, социальные и политические последствия коррупции, перечень которых впоследствии может быть расширен.
Экономические последствия. Существование коррупционных проявлений в стране приводят к снижению реальных темпов экономического роста, к свертыванию целых отраслей производства, которые теряют свою конкурентоспособность и, как следствие, рынок получает неверные сигналы, когда более успешными являются не те предприятия, которые наилучшим образом удовлетворяют спрос, а те, которые имеют высоких покровителей или возможность и желание откупиться от государства.
Благодаря коррупции сохраняется масштабная теневая экономика, как способ ухода от установленной системы налогообложения и государственной отчетности. Через коррупцию идет перераспределение доходов в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых слоев населения, которые не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям.
Бюджет государства перестает быть инструментом управления, неэффективно используются бюджетные средства, усиливается нерыночный рост цен на товары и услуги, в стоимость которых продавцы закладывают неофициальные выплаты, снижается поток прямых иностранных инвестиций.
Практически рост доходной части бюджета несоизмерим по сравнению с потенциальными возможностями.
Социальные последствия. Усугубляется социальное неравенство, так как у бедных из-за ограниченных возможностей сокращается доступ к базовым социальным услугам (бесплатное образование, здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение).
Ухудшаются профессиональные качества кадрового потенциала, снижается значение образования и профессиональных заслуг.
Наблюдается отсутствие правовой культуры общества, которое, в свою очередь, провоцирует деградацию и потерю интеллектуальных качеств населения. коррупция служащий власть
Обычными становятся двойная мораль и двойные стандарты в поведении.
Серьезным последствием коррупции является криминализация общества, сращивание коррумпированных групп чиновников, отдельных представителей силовых и правоохранительных органов с организованной преступностью.
Коррупция создает угрозу социальной стабильности в обществе, формирует почву для различного рода конфликтов.
Политические последствия. Коррупция превратилась в устойчивую систему отношений, которая пронизывает все без исключения структуры государства и общества. Она ведет к политической дискредитации государственной власти в лице всех её ветвей и дискредитирует право как базовый инструмент регулирования жизни государства и общества. В результате пропадает доверие к власти среди широких слоев населения Кыргызстана.
Государственное управление переходит к различным группировкам, которые управляют государством исключительно в личных интересах.
Конкретные масштабы ущерба от коррупции сложно оценить количественно. По экспертным оценкам, проведенным в других странах, государственные заказы и закупки, как правило, становятся на 30% дороже за счет коррупционной составляющей. Неофициальные выплаты при этом часто составляют от 10 до 15% стоимости товаров и услуг. В настоящее время в Кыргызской Республике нет четкой методики количественной оценки ущерба от коррупции, что затрудняет разработку адекватных мер противодействия.
Разработка специальной методики оценки ущерба от коррупции в Кыргызской Республике должно стать одной из важнейших задач государства.
В Кыргызской Республике не раз предпринимались попытки систематизировать борьбу с коррупцией, но они носили формальный и декларативный характер. Основным недостатком ранее принятых антикоррупционных мер было отсутствие политической воли руководства страны, компетентного органа по координации и мониторингу исполнения и, как следствие, невозможность определить, в каком объеме были выполнены те или иные мероприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Чтобы решить проблему коррупции, предлагаю вначале узнать, в чем же корень и суть всего начала этой коррупции? Задумывались ли вы, почему чиновники воруют? Представим, для начала, себя чиновником, который поступает на гражданскую службу. Теперь вы чиновник, который решает вопросы со стороны государства, того государства, в котором мы живем. Это государство стремиться решить проблемы людей. Теперь подумайте, кому помочь первому, себе или всему оставшемуся народу? Допустим мы помогаем первому себе, а потом собираемся помочь всем остальным, что получается? Получается у нас следующее, что помочь мы себе хотим до того момента пока работаем этим самым чиновником.
Пока отвлечемся от чиновника и посмотрим на то зачем, люди воруют? Ценностями современного общества, являются деньги. Деньги это радость и счастье в нашем капиталистическом мире. В мире, где за деньги можно купить все, а все в капиталистическом мире это и есть счастье. Теперь подумайте, зачем нам деньги? Деньги нам нужны для счастья. Мы не будем сейчас отвлекаться на духовные ценности, потому что это будет отдельная тема. Поговорим лучше о деньгах в нашем капиталистическом мире. Встречали ли вы в своей жизни нищего с протянутой рукой? Если нет, то смысла читать дальше даже нет. Если да, то вспомните о чем думали, проходя его мимо или подавая ему милостыню? Да-да вот об этом же думает и чиновник, который думает точно как вы, но только про вас. Кто не понял, ещё раз, народ это нищий с протянутой рукой, а чиновник это даритель милостыни или проходящий мимо. Теперь вспомнили процент людей, который дает милостыню и процент проходящих мимо? Попробую обнаглеть и сказать, что дающих всего 1% Также и среди чиновников 1% служит людям, а остальные помогают себе, а также близким и родным. Как говорить поговорка - Хочешь посмотреть в лицо своего правительства, посмотри в лицо общества, в котором мы живем.
Продолжая разговор, мы понимаем, что заботы вокруг нас столько же, сколько и в системе управления нами. Система - это лишь отражение нашего коллективного разума и не только поэтому у нас проблемы вокруг, потому-что ценности у людей в деньгах, а не, например в дружбе.
Так мы и отвлеклись от коррупции. Решить проблему можно очень легко, сложнее только то, что нам также придется измениться. Первое, что нам для этого нам понадобиться, другая система, так современная система как мы уже поняли устарела. Второе - это, конечно же, система возможного контроля, со стороны каждого человека из всех людей.
Не забываем и про всю преступность, которая существует только из-за возможности организации теневой деятельности на всех уровнях этой финансовой пирамиды, от карманника до вышестоящих чиновников.
Надо покончить с клановой системой и с коррупцией, - законы должны работать для всех "одинаково и едино"
При написании данной работы моим пожеланием было, чтобы развитие Кыргызстана было быстрым и прогрессирующим, а уровень правовой культуры был настолько высок, что все решения, принимаемые компетентными органами были основаны на законе и гуманном отношении к людям, тоже относится и к последним. И хотя это звучит фантастично, но уже сама попытка была бы уже большим плюсом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Закон Кыргызской Республики от 8 августа 2012 года №153 «О противодействии коррупции».
.Государственная стратегия борьбы с коррупцией в Кыргызской Республике (утверждена Указом и.о. Президента КР от 21 июня 2005 года N 251)
.Методология исследования и оценки коррупции в Кыргызской Республике (утверждена приказом Комиссара Национального агентства КР по предупреждению коррупции от 4 сентября 2006 года N 21)
.Стратегия развития страны на 2013-2017 годы (утверждена Указом Президента КР от 16 мая 2007 года N 249)
.Конвенция от 10 декабря 2003 года Организации Объединенных Наций против коррупции
.Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. - М., 2002.
.Антикоррупционная политика: справ. / Под ред. А.В. Малько. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 384 с.
.Голованова, Е.И. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI-XIX вв: Историко-правовое исследование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2002. - 25 с.
.Дамм И.А. Коррупция и ее формы // Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. Владивосток. - 2005. С. 95-108.
.Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность.- Москва, Юр. -Инфор.- 2008.
.#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2