Прокурор в уголовном судопроизводстве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,6 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прокурор в уголовном судопроизводстве

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие, виды и назначения органов дознания и предварительного следствия

.1 Понятие, система и назначения органов дознания

.2 Понятие, система и назначения органов предварительного следствия

Глава 2. Прокурор в уголовном судопроизводстве. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

.1 Прокурор в уголовном судопроизводстве

.2 Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознания и предварительное следствие

.3 Полномочия прокурора в области надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Заключение

Список использованных источников


Введение

Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации (Конституция РФ): «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», для этого государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Среди таких государственных органов особое место занимают правоохранительные органы.

Правоохранительные органы представляют собой сложную и разветвленную систему. По моему мнению, одно из важнейших мест в ней занимает прокуратура. «Прокуратора Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации». Главная цель прокуратуры - «обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства».

Для выполнения этой цели в соответствие с частью 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет:

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным "законодательством" Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными "Кодексом" Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

В данной работе я остановлюсь именно на рассмотрение вопроса о надзоре за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Данный вопрос актуален, тем более в последние годы, когда идёт реформирование всей системы правоохранительных органов, это касается и прокуратуры. Сначала в 2007 году был создан Следственный Комитет при Прокуратуре РФ, затем и вовсе отдельный орган Следственный Комитет РФ, перевод милиции в полицию и другие реформы. Во время реформации менялись и полномочия прокуроров по отношению к дознавателям, следователям.

В СМИ нередко попадают материалы по фактам нарушения прав и свобод граждан органами дознания и предварительного следствия. Например, одно из последних громких дел - смерть гражданина, которого доставили в больницу из казанского отдела полиции «Дальний» с тяжелыми травмами, и другие нарушения сотрудниками ОВД «Дальний». Это свидетельствует, что нарушения при осуществлении своих полномочий органами дознания и предварительного следствия случаются нередко и за их деятельностью необходим прокурорский надзор.

В своей работе мне необходимо сначала определить понятия, виды органов дознания и предварительного следствия, понятия дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь и руководитель следственного органа, а главное посмотреть понятие прокурора, и его полномочия по действующему законодательству в ходе осуществлении им прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а также место прокурора в уголовном судопроизводстве.


Глава 1. Понятие, виды и назначения органов дознания и предварительного следствия

Уголовный процесс точно регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ), поэтому большинство определений имеют легальное закрепление. Так в статье 5 УПК РФ закреплены основные понятие, используемые в уголовном судопроизводстве. Статья 5 не формулирует правовых норм (правил поведения), а в алфавитном порядке закрепляет законодательные определения (дефиниции) более 60 наиболее важных и наиболее часто употребляемых в последующем тексте понятий.

.1 Понятие, система и назначения органов дознания

Определение понятия органа дознания содержится в статье 5 УПК РФ, это пункт 24, в котором сказано: «органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия». Главный признак, который характеризует органы дознания, - «это полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, под которой понимается проведение специальных разведывательных, по своей сущности непроцессуальных мероприятий, связанных с использованием специальных, преимущественно негласных тактических и технических средств, направленных на получение информации о преступлении, лице, его совершившем, и об источниках доказательств». Эта деятельность основывается на Федеральном законе от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" с последующими изменениями и дополнениями.

Согласно части 1 статьи 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

) органы Федеральной службы судебных приставов;

) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания уголовно-процессуальный закон возлагает три вида процессуальной деятельности:

) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 УПК РФ. Это, как правило, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, прямо перечисленные в части 3 статьи 150 УПК РФ;

) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

) осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.

Кроме перечисленных органов дознания в определенных случаях некоторые полномочия, а именно возбуждение уголовного дела в порядке статьи 146 УПК и выполнение неотложных следственных действий возлагаются в соответствие с частью 3 статьи 40 УПК РФ также на:

) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части "первой" настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Следует отметить такого участника уголовного процесса как начальник подразделения дознания. Согласно пункту 17¹ статьи 5 УПК РФ: «начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель». Его полномочия закреплены в статье 40¹ УПК РФ.

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ - пункт 7 статьи 5 УПК РФ. Как субъект уголовного процесса дознаватель наделяется процессуальными полномочиями, указанными в части 3 статьи 41 УПК РФ, а также в главе 32 УПК РФ.

1.2 Понятие, система и назначения органов предварительного следствия

Закрепления определения органа предварительного следствия нет в статье 5 УПК РФ. Органы предварительного следствия, как и органы дознания, осуществляют предварительное расследование по уголовным делам, но в отличие от органов дознания, в виде предварительного следствия (статья 151 УПК РФ, которая называется «Подследственность»).

Согласно же части 2 статьи 151 УПК РФ, предварительное следствие проводится:

следователями Следственного комитета Российской Федерации - по преступлениям, например как убийства, изнасилования, похищение человека, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и другие преступления;

следователями органов Федеральной службы безопасности, которые расследуют дела о государственной измене, шпионаже, терроризме, захвате заложников и другие преступления;

следователями органов внутренних дел Российской Федерации - уголовные дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью, преступлениях против собственности и другие преступления;

следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН) - о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В пункте 41 статьи 5 УПК РФ установлено, что следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В то же время согласно ст. 38 УПК следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. В этих формулировках наблюдается противоречие законодательных положений, при разрешении которого приоритет должен быть отдан последнему положению.

В настоящее время в уголовном процессе появился следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить их без принятия уголовного дела к своему производству (п. 40.1 ст. 5 УПК). Полномочия следователя указаны в части 2 и 3 статьи 38 УПК РФ. Одним из важных полномочий следователя - его право самостоятельно возбуждать уголовное дело и направлять ход расследования. Следователь несет ответственность за законность своих действий и решений, за качество проведенного следствия.

Процессуальная самостоятельность следователя служит важной гарантией успешного выполнения им возложенной на него функции обвинения. Но следует отметить, что гарантией качественного расследования уголовных дел является и право руководителя следственного органа или прокурора в установленном законом порядке выявлять недостатки, отменять решения следователя, возвращать ему дело для производства доследования (статьи 37, 39, 221 УПК РФ). Поэтому принципиальное значение приобретает регулирование уголовно-процессуальным законом взаимоотношений следователя с руководителем следственного органа и, в особенности, прокурором.

Руководитель следственного органа - «должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель» (пункт 38¹ статьи 5 УПК РФ). Термин «руководитель следственного органа» охватывает все следственные органы, входящие в различные ведомства и имеющие различную организационную структуру».

Анализируя положения статьи 39 УПК РФ, можно выделить несколько видов полномочий руководителя следственного органа по осуществлению процессуального руководства следователем: по распределению уголовных дел; по проверке возбуждения дела и хода расследования; по руководству ходом расследования и своевременного исправления ошибок и нарушений, допущенных следователем; по защите процессуальной самостоятельности следователя.


Глава 2. Прокурор в уголовном судопроизводстве. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

.1 Прокурор в уголовном судопроизводстве

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовного судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

К участникам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию обвинения, в соответствие с главой 6 УПК РФ относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

Определение и основные направления деятельности прокуратуры РФ уже были отмечены в соответствие со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», да и определения прокуратуры нет в статье 5 УПК РФ. Больше внимания стоит обратить на понятие прокурор. Согласно пункту 31 статьи 5 УПК РФ: «прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре». Также в части 1 статьи 37 УПК указано, что прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Это очень важные положения, ведь в органах прокуратуры работают помимо прокуроров: первый заместитель прокурора, заместители прокурора, старшие помощники и помощники прокурора, и, выполняя процессуальные действия, они имеют процессуальный статус прокурора, не являясь им по должности. Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает процессуальную деятельность по уголовному преследованию и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Надзор прокурора, по буквальному смыслу статьи 37, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.

Действующий УПК РФ, вызвавший в свое время серьезные нарекания специалистов, за сравнительно короткий срок подвергся весьма значительным изменениям, да и в настоящее время он меняется, чего стоит законопроект, разработай Следственным комитетом РФ, который вносит принципиальные изменения в УПК РФ.

Новеллы, привнесенные в УПК РФ Федеральным законом от 5 июня 2007 года, коснулись пересмотра положений, определяющих статус участников судопроизводства - прокурора, руководителя следственного отдела, следователя, начальника подразделения дознания. Изменения, касающиеся полномочий прокурора, оказались настолько заметными, что среди юристов возникло мнение, чуть ли не о полной утрате им своих надзорных позиций в отношении органов предварительного следствия. «Перемены в статусе прокурора произошли действительно радикальные, но не настолько, чтобы парализовать его надзорный потенциал, пусть даже частично. Из этого может быть сделан вывод о том, что настоящем этапе деятельность прокуратуры необходимы и в теории и практике на основе взвешенной оценки происходящих изменений адекватно подходить к решению вопросов организации прокурорского надзора за законностью предварительного следствия, нисколько не сокращая сферу надзора, и не снижая его действенность».

Прокуратура исторически сложилась именно как орган государственного уголовного преследования, и будет тяготеть к интересам и обвинения, нежели роль беспристрастного арбитра в споре сторон. Процессуальная судебная функция, характерная для состязательного процесса, подменяется здесь, по сути, государственно-правовой функцией прокурорского надзора, которая остается для уголовного процесса внешним заимствованием. Вместо воображаемого равностороннего состязательного «треугольника», естественным образом образуемого функциями обвинения, защиты (в его основании) и правосудия (в вершине), имеет место, так сказать, «прямоугольный треугольник». В нем функции обвинения и прокурорского надзора комплиментарно связаны между собой по кратчайшему расстоянию (вертикальному катету), а функция защиты гораздо более удалена от вершины (прокурорского надзора) - на расстояние гипотенузы. В истинно состязательном духе вопрос может быть решен лишь тогда, когда между уголовным преследователем и стороной защиты на предварительном следствии будет поставлен независимый и беспристрастный судебный орган - следственный судья. В этом смысле прокурору и следственному органу в перспективе следовало бы поменяться местами. Прокурору, по убеждению А.В. Смирнова и К.Б. Калиновского, необходимо вернуться к естественной для него роли руководителя уголовного преследования, имея в своем полном процессуальном подчинении органы дознания. В то же время судебно-следственный орган должен проводить - в основном по требованию сторон обвинения и защиты - следственные действия по легализации в качестве судебных доказательств собранных сторонами материалов (например, подвергая перекрестному допросу с участием сторон представленных ими свидетелей). Прокурор, кроме того, должен осуществлять судебный контроль над процессом предъявления обвинения, а также за применением мер процессуального принуждения и соблюдением органами уголовного преследования прав граждан. Именно по такой либо близкой модели организовано предварительное расследование в процессуальных системах США, Англии, Италии, Испании и до некоторой степени Франции и Германии. Такова точка зрения А.В. Смирнова и К.Б. Калиновского.

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ уголовное преследование выделено в качестве первичной функции прокурора. Причем оно, исходя из смысла этой нормы, должно осуществляться прокурором во всех стадиях уголовного процесса. Мысль о том, что в досудебном производстве прокурор осуществляет надзор за законностью действия и решений органов предварительного расследования, а уголовное преследование свойственно лишь его судебной деятельности, противоречила бы формулировке ч. 1 ст. 37 УПК РФ.

«Наличие у прокурора функции уголовного преследования в досудебном производстве предопределяется и его ролью в судебном разбирательстве, которое является центральной стадией уголовного процесса и, по сути, единственной, имеющей собственной значение. Все иные стадии являются либо подготовительными (досудебные), либо проверочными (производства по пересмотру приговоров), либо сопутствующими (исполнение приговора) по отношению к судебному разбирательству». И если исходить из такого понимания роли различных этапов уголовного судопроизводства как единой системы процессуальной деятельности, то очевиден и тот факт, что для прокурора первичной задачей является поддержание государственного обвинения, а в досудебном производстве он должен готовиться к достижению этой задачи. Некоторые процессуалисты придерживаются аналогичного мнения. Так, С. Н. Алексеев и В. А. Лазарева пишут: «Предварительное расследование не имеет собственного самостоятельного значения, оно необходимо как средство обеспечения возможности рассмотрения дела судом. Деятельность органов предварительного расследования ... есть предваряющий судебное разбирательство необходимый и очень важный этап, без которого и прокурор не имеет возможности осуществлять в суде государственное обвинение... Поэтому деятельность государственного обвинителя в суде представляет собой продолжение его деятельности на предшествующих стадиях уголовного процесса, а значит, едина и осуществляемая им на протяжении всего уголовного процесса функция - уголовное преследование».

Можно сказать, что деятельность прокурора во всех стадиях уголовного процесса подчинена одной цели. Она едина и предопределяет все его действия. Таковы законы человеческой психологии: если перед лицом поставить цель, в достижении которой оно будет заинтересовано, она будет направлять его деятельность на всех этапах. Следует признать, что в различных стадиях уголовного процесса прокурор идет к ее достижению неодинаковыми методами.

Деятельность по осуществлению надзора предполагает полную незаинтересованность в деле. Прокурор же, как должностное лицо, осуществляющее уголовное преследование, таким качеством не обладает. Преследование «заряжает» все его действия обвинительным зарядом. По этому поводу следует согласиться с А. Квачевским, который еще в конце XIX века отмечал: «Нужно оставить в стороне громкие фразы, которыми украшает французская юриспруденция свое публичное министерство, как например «страж законов» и проч.; нельзя упускать из виду, что прокурор все-таки истец, хотя и в общественном интересе, что он ведет спор ... и что поэтому нельзя безусловно вверяться его беспристрастию, так как трудно рассчитывать на сдержанность власти, направленной в одну сторону, и на умеренное пользование правами, данными для защиты интересов чьих бы то ни было; словом, прокурор, несмотря на все старание придать себе спокойный характер, по самому существу своей обязанности должен склоняться скорее к обвинению подсудимого, нежели к его оправданию» .

Следует назвать ещё одну точку зрения: прокурор в досудебном производстве осуществляет (или должен осуществлять) именно и только надзор. Некоторые ученые отмечают, что «такая деятельность, как уголовное преследование вряд ли должна входить в компетенцию прокуратуры, так как не соответствует выполнению ее основной функции - надзору за исполнением законов».

) Прокурор - основной субъект уголовного преследования. При этом он должен иметь право возбуждать уголовные дела, проводить по ним любые процессуальные действия либо давать указания об их проведении, определять субъекта расследования, устанавливать объем обвинения, избирать меру пресечения, отменять решения субъектов расследования, принимать решение о направлении дела в суд, поддерживать обвинение в суде, обжаловать приговор суда и участвовать в производстве по его пересмотру.

) Прокурор - субъект надзора за процессуальной деятельностью. В этом случае участие прокурора ограничено досудебным производством (принцип независимости судей и подчинения их только закону исключает прокурорский надзор за исполнением законов судом), в ходе которого он не вправе совершать никаких действий обвинительного характера, а должен лишь требовать устранения нарушений закона от органов предварительного расследования. Также возможно его участие в рассмотрении судом ходатайств органов предварительного расследования о проведении действий, допускаемых только по решению суда (часть 2 статьи 29 УПК РФ), для высказывания своего заключения, и разрешение жалоб на действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования. Его деятельность в этой связи по своей природе (в т.ч. мотивации) должна быть близка судебному контролю в досудебном производстве. Согласно этой модели прокурор не вправе принимать решение о направлении дела в суд и поддерживать государственное обвинение.

Действующее законодательство не придерживается ни одной из этих моделей. Предпринята попытка «очищения» полномочий прокурора от обвинительного характера во взаимоотношениях со следственными органами, хотя и не в полной мере. Ведь, в конечном счете, именно от прокурора зависит судьба дела - он может направить его в суд, утвердив обвинительное заключение (пункт 14 части 2 статьи 37 УПК РФ), а может и возвратить его следователю для производства дополнительного расследования. Однако процессуальное руководство дознанием сохранилось, что странно, если учесть тот факт, что предварительное следствие и дознание есть одна и та же деятельность - предварительное расследование, имеющая одинаковые задачи и осуществляемая одними и теми же способами. Кроме того, за прокурором сохранена роль государственного обвинителя в суде, поэтому требовать полной беспристрастности от данного субъекта уголовного преследования нельзя и в досудебном производстве.

Таким образом, по мнению многих юристов, изменение процессуального статуса прокурора в досудебном производстве не привело к положительным результатам в сфере предварительного расследования. Отмечают непродуманность законодательных изменений. Они противоречивы, не системны и крайне отрицательно влияют на целеполагание участников уголовного судопроизводства. Различные модели статуса следственных органов, органов дознания и прокурора, разработанные наукой, в УПК явно не учтены и не приведены к единому знаменателю.

.2 Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознания и предварительное следствие

Прокурорский надзор - это осуществляемая от имени государства деятельность прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем современного выявления нарушений и принятий мер к их устранению.

Прокурорский надзор, совместно с уголовным преследованием, является основным видом деятельности прокуратуры.

Прокурорский надзор включает в себя:

выявление факторов нарушений законов и Конституции РФ;

принятие мер к их устранению;

установление виновных лиц;

привлечение виновных к ответственности;

профилактику правонарушений.

Прокурорский надзор характеризуется тем, что он осуществляется от имени государства, только прокурорами, независимо от иных субъектов.

Уголовное преследование имеет властно-распорядительный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

«Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования».

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой - осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий, полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция РФ, УПК РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ», а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой Российской Федерации (Генпрокуратуры РФ), к числу которых отнесены: 1) приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»; 2) приказ Генпрокуратуры РФ от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»; 3) приказ Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» и др.

Так в статье 49 Федерального закона « О прокуратуре РФ» предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, называют соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Сформулированное в законе понятие предмета прокурорского надзора позволяет выделить в его содержании два основных взаимосвязанных элемента: 1) законность, то есть точное соответствие требованиям закона профессиональной деятельности органов дознания и предварительного следствия; 2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

следствие надзор прокурор дознание

2.3 Полномочия прокурора в области надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Существует ряд характерных особенностей полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, такие как:

) их очевидно властный характер;

) способность оперативно выявлять и устранять нарушения законов;

) непосредственность действия;

) возможность осуществлять надзор постоянно, непрерывно и независимо от внешних факторов;

) обязательность исполнения указаний Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования.

Эти особенности полномочий прокурора полностью сохраняются в современных условиях, несмотря на существенные изменения в законодательном определении правового статуса прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Однако сейчас они не воспринимаются с той очевидностью, как это было до вступления в силу Федерального закона от 5 июня 2007 г., поэтому, и нередко, о них приходится напоминать, а при необходимости и доказывать должностным лицам следственных органов. В таких случаях прокурор, прежде всего как орган надзора, не должен мириться с любыми попытками умаления его прав и пресекать их, от кого бы они ни исходили, тем более, если они исходят от следователя или дознавателя.

Полномочия прокурора учитывают особенности нарушений закона, которые в силу своих опасных и часто необратимых последствий нуждаются в незамедлительном устранении. Характер нарушений закона органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, диктует необходимость обращения требований прокурора непосредственно к субъектам расследования преступлений. Непрерывность осуществления прокурорского надзора, его независимость от внешних факторов обусловлены спецификой задач соблюдения законности в практике расследования преступлений, повышенной вероятностью нарушения прав и свобод человека и гражданина при его производстве. Надзор за законностью расследования отдельных категорий преступлений (совершенных несовершеннолетними, иностранцами и др.) осуществляется с учетом свойственных им установленных законом процессуальных особенностей.

В теории встречаются различные классификации полномочий прокурора. Например, В.Б Ястребов подразделяет полномочия прокурора на дне основные группы: 1) полномочия по выявлению нарушений закона и 2) полномочия по устранению нарушений (реальных или возможных) закона. Но названные виды полномочий тесно взаимосвязаны, и часто одно полномочие несет в себе признаки другого, поэтому их разделение на две группы во многом условно. Наряду с достижением своих непосредственных целей реализация полномочий прокурора одновременно позволяет решать задачи предупреждения нарушений законности органами расследования преступлений. Некоторые процессуалисты выделяют особенности полномочий прокурора по отношению органов дознания и предварительного следствия. Но как уже было отмечено дознание и предварительное следствие - формы одной стадии процесса, стадии предварительного расследования, и у органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, схожие функции. Различие лишь в подследственности и следователь, в отличие от дознавателя, обладает процессуальной самостоятельностью. Вследствие чего у прокурора по отношению к дознавателю более широкий круг полномочий.

Поэтому, по моему мнению, классифицировать полномочия прокурора в области надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия довольно затруднительно и не имеет особой важности.

Полномочия прокурора зафиксированы в части 2 статьи 37 УПК РФ. При осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокурор уполномочен:

) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (пункт 1 части 2 статьи 37 УПК РФ). Так, в соответствие с общей установкой проверки исполнения требований законов о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях должно проводиться не реже одного раза в месяц. Специфика надзора в этом направлении заключается в том, что порядок приема, регистрации и учета сообщений о преступлениях компетентными органами регламентируется преимущественно ведомственными нормативными правовыми актами. Поэтому задачей прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением предписаний не только Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, но и ведомственных актов. Генпрокуратурой РФ рекомендуется также использовать в ходе проверок органов внутренних дел сигналы средств массовой информации, обращение граждан, сведения медицинских учреждений, страховых компаний и т.п. Особое внимание уделяется проверке законности и обоснованности вынесения постановлений об отказе возбуждении уголовных дел, их называют «отказные» постановления.

«Прокурор обязан тщательно изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, не допускать нарушения сроков их разрешения. В этой связи прокурор должен следить, чтобы возбуждение уголовных дел имело место в каждом случае установления достаточных данных, указывающих на признаки преступления, как этого требует уголовно-процессуальный закон (часть 2 статьи 140 УПК РФ). Прокурор обязан следить за тем, чтобы не нарушались сроки рассмотрения сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях».

) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (пункт 3 части 2 статьи 37 УПК РФ). Это полномочие включает в себе широкие возможности позитивного влияния прокурорского надзора на весь ход расследования, устранение нарушений законности и их предупреждение.

) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (пункт 4 части 2 статьи 37 УПК РФ); 4) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (пункт 5 части 2 статьи 37 УПК РФ); 5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ (пункт 6 части 2 статьи 37 УПК РФ); 6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (пункт 9 части 2 статьи 37 УПК РФ); 7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (пункт 10 части 2 статьи 37 УПК РФ); 8) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (пункт 13 части 2 статьи 37 УПК РФ). В отношении дознавателей прокурор напрямую проявляет свою власть в целях устранения и предупреждения нарушений закона, что, как уже отмечалось, нельзя сказать в отношении следователя.

Применительно к предварительному следствию эти же вопросы прокурор решает, проверяя и оценивая с позиции законности действий руководителя следственного органа и следователя:

) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ (пункт 5¹ части 2 статьи 37 УПК РФ); 10) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение (пункт 7 части 2 статьи 37 УПК РФ). Фиксируя нарушение, прокурор применяет соответствующие правовые средства обеспечения законности расследования преступления. При определении тактических основ такого рода проверок полезно иметь в виду положения приказа Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 5 «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации». Правом требовать от руководителей следственных органов устранения нарушений закона прокурор должен пользоваться юридически грамотно, правильно истолковывая содержания современного уголовно-процессуального законодательства, которое не заменило прокурорский надзор контролем руководителя следственного органа, а лишь определило повышенный объем ответственности за обеспечение законности предварительного следствия руководителя следственного органа. Не должно абсолютизироваться и право следователя и руководителя следственного органа на несогласие с требованием прокурора об устранение нарушений федерального законодательства. В случае несогласия следователя, руководителя следственного органа с требованием прокурора предусмотрен излишне сложный механизм разрешения конфликтной ситуации: прокурор в такой ситуации обращается с требованием об устранении нарушений законодательства к руководителю вышестоящего следственного органа, затем в случае его отказа - Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти. В случае несогласия глав следственных аппаратов с позицией прокурора, прокурор обращается к Генеральному прокурору РФ, решение которого считается окончательным (часть 6 статьи 37 УПК РФ).

) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ (пункт 7 части 2 статьи 37 УПК РФ). Вследствие того, что согласие прокурора на возбуждение перед судом следователем ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержание под стражей, домашнего ареста, залога, о продление срока содержания под страже либо об отмене, изменении названых мер пресечения, ходатайства о производстве следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения, не требуется, прокурору необходимо, и это подчеркивается в приказе Генпрокуратуры РФ от 2 июня 2011 года №162, в обязательном порядке принимать участие в судебных заседаниях, в которых рассматриваются того рода ходатайства. Участие в заседании позволяет прокурору получить исчерпывающую информацию и определить принципиальную позицию, касающуюся оценки законности и обоснованности возбуждения ходатайств. Наличия соответствующих материалов, соблюдения установленного законом порядка оформления и представления ходатайств в суд, допущенных при этом нарушениях закона.

) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (пункт 11 части 2 статьи 37 УПК РФ); 13) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи (пункт 12 части 2 статьи 37 УПК РФ). Изъятие уголовного дела у дознавателя и следователя происходит отнюдь не по прихоти прокурора. Помимо необходимости соблюдения правил о подследственности, оно имеет место при наличии данных, свидетельствующих о тенденциозности, односторонности ведения следствия, недостаточной профессиональной подготовке следователей, создающих реальную угрозу нарушения прав и свобод граждан, влекущих несоблюдение процессуальных норм, неправильное применение материального право. В обязанном порядке уголовное дело передаются другому лицу, производящему дознание, когда имеются основания для его отвода.

) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу (пункт 14 части 2 статьи 37 УПК РФ); 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (пункт 15 части 2 статьи 37 УПК РФ). Крупный правозащитный потенциал обеспечения законности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства заключают в себе полномочия прокурора, связанные с принятием решений по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (от следователя) или обвинительным актом (от дознавателя). На этом этапе прокурор, по существу, подводит итог надзорной деятельности по конкретному делу. В зависимости от оценки содержания материалов дела прокурор либо утверждает обвинительное заключение (обвинительный акт), либо, в случае расхождения с требованиями закона, возвращает дело для дополнительного расследования, изменения объема обвинения или квалификации действий обвиняемых либо для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.

Полномочия прокурора при принятии решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом, сохраняя много общего с полномочиями по рассмотрению уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, в то же время более отчетливо и конкретно показывают властный характер имеющихся в его распоряжении правовых средств. В частности, возвращая уголовное дело для дополнительного дознания, прокурор может, и, как правило, устанавливает срок его производства. Также он поступает при возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта. При наличии оснований, предусмотренных статьями 24, 25, 27, 28 УПК РФ, прокурор вправе самостоятельно вынести постановление о прекращении уголовного дела. Прокурор имеет право принять решение о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия. Утверждая обвинительный акт, прокурор самостоятельно может исключить отдельные эпизоды из обвинения, изменить квалификацию обвинения на менее тяжкую.

) по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (часть 2¹ статьи 37 УПК РФ). Ознакомление с материалами уголовного дела необходимо для решения широкого круга задач, связанных с выявлением нарушений закона на стадии расследования преступлений. Прежде всего доступ к материалам уголовного дела позволяет оценить полноту соблюдения установленного процессуальным законом порядка производства следственных действий, доказательственную ценность полученной с их помощью информации. Прокурор изучает протоколы допросов, очных ставок, осмотров, заключения экспертов и другие процессуальные документы как с точки зрения их содержания, так и соблюдения порядка их оформления. Материалы уголовного дела дают возможность с необходимой полнотой проверить законность и обоснованность процессуальных решений следователя - о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, о производстве обыска и другие. Следует заметить, что раньше редко встречались факты фальсификации процессуальных документов, которые сейчас уже становятся частыми. Она требуют обязательного изучения материалов уголовного дела.

В пункте 16 части 2 статьи 37 УПК РФ предусмотрено осуществление прокурором иных полномочий, предоставленные УПК РФ.

Последнее, что хотелось отметить в этой главе, это соотношение прокурорского надзора и судебного контроля. Анализ практики показывает, что прокурорский надзор и судебный контроль - не конкуренты и тем более не антагонисты. Каждая из данных форм контроля делает общее дело, имеет общие цели укрепления законности в сфере расследования преступлений. В своей совокупности прокурорский надзор и судебный контроль взаимно дополняют и усиливают друг друга. Судебный контроль не влечет ограничения надзорной функции прокурора. Полная совместимость прокурорского надзора и судебного контроля имеет в своей основе специфику средств, с помощью которых каждый из названных институтов обеспечивает решения задач укрепления законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор осуществляется постоянно, причем и в случае сигналов извне. Судебный контроль носит эпизодический характер.


Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены задачи, поставленные во введении: указаны основные понятия, используемые в тексте, на основе статьи 5 УПК РФ, определены виды и основные назначения органов дознания и предварительного следствия. В главе 2 были более глубоко рассмотрены понятие и цели прокурора и его место в уголовном процессе, а также полномочия прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В первую очередь мне хотелось отметить важность деятельности прокурора в уголовном процессе. Не смотря на различные взгляды его положения в уголовном процессе, я считаю, что прокурор одна из центральных фигур на всех стадиях уголовного судопроизводства.

Вторым вывод можно сделать такой факт, как частое изменение УПК РФ. Для этого мне хотелось бы привести слова, указанные в предуведомлении комментарий УПК РФ коллектива авторов: «Немецкая мудрость гласит: «Приказ плюс изменение приказа есть беспорядок». Трудно не согласиться с этим эмпирическим обобщением. Еще сложнее отрицать, что сумма, получаемая в результате сложения закона с его частыми и бесконечными изменениями, порождает куда большую неразбериху. Поток изменений и дополнений в УПК 2001 г., хлынувший в него сразу же после принятия, уподобился стихийному бедствию. Авторы и издатели комментариев не поспевают за этим потоком: они не успели построить Ноев ковчег. Фолианты комментариев к УПК, едва увидевшие свет, уже нуждаются в правке». С чем я полностью соглашаюсь.

Мне кажется, стоит более тщательно регламентировать полномочия прокурора, установив определенное взаимодействие среди всех участников судопроизводства, чтобы исключить конфликтные и спорные ситуации, которые парализуют расследование уголовного дела. Для этого, необходимо учитывать теоретические исследования и практику.

Наличие у прокурора надзорных полномочий по отношению к органам дознания и предварительного следствия обусловлены спецификой всей системы правоохранительных органов и их деятельности. По моему мнению, в ближайшее время будет не оправданно лишать прокуратуру её надзорных функций и полномочий по уголовному преследованию.


Список использованных источников.

Нормативные акты.

. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета - Федеральный выпуск №4831 21 января 2009 г.

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.

. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // "Российская газета", 122, 08.06.2007.

. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Российская газета, № 229, 25.11.1995.

. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // Российская газета, № 160, 18.08.1995.

. Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // Законность, № 11, 2007.

. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // Законность, № 2, 2008.

. Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность, № 11, 2011.

. Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 5 «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации».

Литература.

. Алексеев С. Н., Лазарева В. А. Процессуальное положение прокурора в стадии предварительного расследования в науке уголовного процесса // Право и политика. -2001.-№8.

. Квачевский А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам 1864 года. - СПб., 1866. - З68 с.

. Комментарий последних изменений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации // В. Т. Томин, М. П. Поляков, А. С. Александров, Г. Н. Королев. М.: Юрайт, 2007. - 224 с.

. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Постатейный) //. Б.Т. Безлепкина, Издательство: КноРус, 2010 г. - 688 с.

. Краснятов А. Ю., Лонь С. Л. О конституционном закреплении места прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. - Томск, 2000.-Ч. 6. - 220 с.

. Прокурорский надзор: Учебник для юридических вузов и факультетов.// В.Б. Ястребов. М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. - 432 с.

. Прокурорский надзор: конспект лекций // М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. М.: Высшее образование, 2009. - 165 с.

. Уголовный процесс : Учебник / В. Н. Григорьев, А. В. Победкин, В. Н. Яшин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2008. - 816 с.

. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / отв. ред. П.А. Лупиская. - 2.е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 1088 с.

. Уголовный процесс : учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский ; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2008. - 704 с.

Похожие работы на - Прокурор в уголовном судопроизводстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!