Проблемы управления отраслями социальной сферы в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,24 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы управления отраслями социальной сферы в России

Содержание

Введение

. Сущность управления социальной сферой

.1 Социальная политика государства

.2 Понятие и содержание управления основными отраслями социальной сферы (здравоохранение, образование, культура)

. Состояние социальной сферы в России

.1 Основные проблемы в системе образования

.2 Деятельность учреждений культуры и их финансирование

.3 Реализация политики по социальному обеспечению

. Направления модернизации отраслей социальной сферы

.1 Модернизация системы здравоохранения

.2 Модернизация системы образования

Заключение

Список литературы

Введение

В современном мире мощь государства определяется главным образом его эффективностью в социальной, экономической и научно-технической сферах, имеющих решающее значение для поддержания конкурентоспособности в условиях глобализации. Роль и функции современного государства, характер его взаимодействия с рынком проявляются в первую очередь в сферах социального обеспечения, здравоохранения, образования и культуры.

Тема курсовой работы - управление социальной сферой. Тема является актуальной, так как контраст между реальным сектором экономики и социальной сферой является одним из самых острых противоречий современного российского общества. Преобразование российского общества и осуществляемые в стране экономические реформы не могли не затронуть социальную сферу, которая в последнее время испытывала воздействие двух противоположных тенденций. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение негосударственных учреждений. Свободы, полученные деятелями и организациями здравоохранения, образования и культуры, обеспечили оптимальные условия для развития. Появились новые типы потребителей и заказчиков социальных услуг и профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке социальной сферы, отечественного здравоохранения, образования и культуры, полагая, что сформировавшийся рынок решит возникающие проблемы.

Несмотря на сложную ситуацию, частично удалось добиться распространения программных методов организации медицинской, образовательной и культурной деятельности, расширения форм и объемов участия общества в поддержке социальной сферы, а также начато обновление системы управления и государственного регулирования в социальной сфере.

Предмет исследования составляют вопросы управления социальной сферой. Объект управления - отрасли социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, образование, культура).

Цель работы - проанализировать проблемы управления отраслями социальной сферы в России и рассмотреть возможные тенденции их решения.

Задачи работы: 1) проанализировать теоретические вопросы управления социальной сферой; 2) проанализировать правовые основы и основные проблемы управления здравоохранением, образованием, культурой, социальным обеспечением в России; 3) дать характеристику основных направлений модернизации отраслей социальной сферы в России.

1. Сущность управления социальной сферой

.1 Социальная политика государства

Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[1, c.7]

По масштабам выполнения социальных функций государства подразделяются на патерналистские (государство берет на себя максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность за благосостояние государство делит с гражданами). Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития и главным участником. Концепция устойчивого развития относит образование, науку, культуру к важнейшим составным частям национального капитала. Их развитие считается приоритетным для экономического роста.[23, c. 24-28]

Законодательная и исполнительная власти призваны соблюдать основные социальные права человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, жилье для особо нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.

Прежняя общественная система во главу угла ставила принцип социальной справедливости при относительно высоком уровне социальных гарантий всему населению. Основой социальной политики с 1992 г. стало предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества с рыночной экономикой.

На социальные нужды за счет всех источников финансирования направляется около 18% ВВП. Выделяются средства из бюджетов на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры. Денежные ресурсы концентрируются в четырех внебюджетных социальных фондах: пенсионном фонде; фонде занятости; фонде социального страхования и фонде медицинского страхования. Их сумма составляет почти 40% по отношению к расходам федерального бюджета. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными.[26, c.37-40]

Социальная политика реализуется при наличии сильной государственной власти (всех ее ветвей), общественных институтов, согласования интересов субъектов социальных отношений, регулируемого рынка труда, устанавливающего цену рабочей силы. Реальные возможности решения социальных задач появляются по мере экономического развития, которое служит основой для повышения доходов, занятости, расширения налоговой базы. Чем более производителен труд, тем выше доходы работающих и легче обеспечить существование тем, кто еще или уже не работает. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.

Показателем развития экономики и одновременно возможности повышения уровня жизни служит ВНП в расчете на душу населения. В ближайшие годы рассчитывать на существенное увеличение ВНП не приходится. Однако экономическая основа для улучшения социального положения населения имеется; это часть национального богатства, обеспечивающая жизнедеятельность общества: земля, недра, инфраструктура. Они переданы в пользование или собственность под контролем всего общества фирмам (государственным, частным, отдельным лицам), которые обязаны вносить в бюджет средства на социальные нужды.

В периоды кризиса социальное управление выполняет прежде всего функции защиты населения. Государство проводит политику, предусматривающую:

создание правовых предпосылок повышения уровня жизни населения и в первую очередь его наименее обеспеченной части;

совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;

упорядочение трудовых отношений наемных работников и работодателей;

стабилизацию занятости и сокращение безработицы;

социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения (детские пособия и пособия по нуждаемости, материальная поддержка пенсионеров, инвалидов, престарелых и т.д.).

При недостатке средств имеющиеся ресурсы сосредоточиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся; развития социальной инфраструктуры; социальная адресная поддержка. Инструментами объективно обусловленной социальной политики становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги. [22, c.74]

Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством, а также партнерством, согласием между властью и населением по вопросам соотношения между потреблением и накоплением, темпами, роста оплаты и производительности труда.

Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Другим уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке - за счет адресной социальной помощи.

Государственные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и на общих методических принципах. Основой служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете, минимальной оплате труда, рекомендации по определению потребительской корзины и другие нормативные акты. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность бюджетных средств для реализации основных конституционных прав граждан. Они включают наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели (денежные доходы, пособия, бесплатные и частично оплачиваемые услуги и др.).

Органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе устанавливать региональные и местные дополняющие социальные стандарты при условии их обеспечения за счет собственных средств. [16, c. 124-129]

Нормативы используются для определения размера финансовой помощи, оказываемой субъектам РФ в виде трансфертов. Субъекты РФ применяют их также при расчете минимального размера средств бюджета муниципального образования, направляемых на покрытие расходов предприятий ЖКХ.

Потребительские бюджеты фиксируют определенное количество материальных и духовных благ, которые можно приобрести за счет доходов. В их составе центральное место занимает прожиточный минимум, которым официально определяется черта бедности и обосновываются система адресной поддержки населения, минимальная оплата труда, пенсии и другие выплаты социального характера.

Ежегодно в законе о федеральном бюджете устанавливается соотношение между минимальными размерами оплаты труда и пенсии по старости и величиной прожиточного минимума. Семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.[20, c.84]

Прожиточный минимум составляют стоимостная оценка потребительской корзины и обязательные платежи и сборы. Его величина исчисляется на душу населения по основным социально-демографическим группам (трудоспособные, пенсионеры, дети) по России в целом и в субъектах РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных государственной статистики об уровне цен и утверждается Правительством РФ, в субъектах РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ.

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания; непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Она определяется для основных социально-демографических групп населения по России и субъектам РФ не реже одного раза в пять лет; по России - федеральным законом, в субъектах РФ - их законодательными (представительными) органами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления.

При формировании набора продуктов питания используются действующие в России нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Удовлетворение потребностей у непродовольственных товарах индивидуального и общесемейного пользования предусматривается с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта. Набор услуг включает удовлетворение потребностей в жилье (с учетом федерального стандарта социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек), организации быта, передвижении на платной основе. Отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение включаются исходя из отраслевых норм расхода воды, газа, электроэнергии на бытовые нужды и расхода энергии на отопление жилья. Бытовые услуги (бани, ремонт одежды, прачечные и т.п.) включаются исходя из данных статистических исследований. Услуги здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания в минимальный набор не включаются, так как преимущественно предоставляются населению бесплатно (за счет бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов).

Наборы продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг в субъектах РФ формируются на основе зонирования территории России в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления населением. Выделяются 16 зон по формированию набора продуктов питания, 3 зоны - непродовольственных товаров индивидуального пользования, 3 зоны - услуг; при этом зоны выделены согласно географическому делению и синоптическим наблюдениям с учетом продолжительности отопительного периода и светового дня.

Прожиточный минимум постоянно дорожает в результате снижения покупательной способности денег. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой ООН в 1991 г., пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.[26, c.49-55]

В России распределительные отношения с помощью государственных рычагов сужаются до минимума и основными регуляторами социальных отношений становятся занятость, оплата труда, страхование.

1.2 Понятие и содержание управления основными отраслями социальной сферы (здравоохранение, образование, культура)

Социальную сферу образуют оказывающие услуги населению учреждения и предприятия. С развитием общества изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги и повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека - работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.

Государство регулирует деятельность учреждений и предприятий социальной сферы с помощью правовых, финансовых и административных рычагов. Во многих случаях в социальной сфере не допускается приватизация или занятие коммерческой деятельностью, и государство покрывает необходимые расходы по содержанию объектов в интересах гарантирования конституционных прав граждан.[27, c.21-26]

Полномочия в области управления отраслями социальной сферы разделены между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решается местными органами. Федеральные органы обосновывают направления государственной политики в конкретных отраслях, устанавливают порядок лицензирования деятельности по социальному обслуживанию, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы.

Систему здравоохранения образуют лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. Кроме государственного развивается муниципальное и частное здравоохранение.

Право на здоровье является важнейшим достижением цивилизации. Социальное государство не только проводит политику охраны здоровья, но и берет на себя ответственность за демографическую ситуацию в стране. Согласно концепции ВОЗ здоровье не является объектом рыночных отношений. Эта международная организация реализует глобальную стратегию «Здоровье для всех», предусматривающую гарантии и доступность медицинской помощи без отказа от рынка медицинских услуг.[35, c.47]

Здравоохранение развивается по линии более полного удовлетворения потребностей населения в качественной, доступной медицинской и лекарственной помощи, создания условий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности. Вводятся государственные минимальные стандарты медико-санитарной и лекарственной помощи, свободный выбор гражданами медицинского учреждения, многоканальное финансирование.

Медицинские услуги оплачиваются из трех источников: государственного (муниципального) бюджета, фонда обязательного медицинского страхования, средств пациента.

За счет бюджетных средств оплачивается гарантированный объем бесплатной медицинской помощи при сохранении ее общедоступности для всех граждан.

Обязательное медицинское страхование обеспечивает защиту интересов пациентов не только медицинскими учреждениями, но и страховыми компаниями. Размеры страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования устанавливаются на достаточном для оказания услуг уровне. Средства обязательного и добровольного медицинского страхования расходуются на оплату услуг. Их доля в общем объеме финансирования составляет 1/3.

Платными могут быть услуги в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Они осуществляются по договорам с гражданами или организациями.

Государство регулирует предоставление платных медицинских услуг, являющихся дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Контролируется их организация, качество выполнения, правильность взимания платы.[27, c.54]

Предприятия и учреждения здравоохранения могут выполнять свои функции только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Лицензии выдаются на основе сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандартам лицензионными комиссиями, создаваемыми органами государственного управления субъекта РФ или местной администрацией по их поручению.

Показателями деятельности учреждений здравоохранения являются объемы медицинской помощи (количество посещений амбулаторий и поликлиник, дней лечения в стационаре, койкодней, вызовов скорой помощи и т.д.). Разрабатываются нормативы видов медицинской помощи в расчете на 1000 человек, обслуживаемых учреждением здравоохранения в год.

Органы исполнительной власти субъектов РФ используют подушевые нормы финансирования здравоохранения, отражающие размеры средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 чел. Показатели стоимости медицинской помощи по видам определяются ими самостоятельно в соответствии с методическими рекомендациями.

Выравнивание условий финансирования бесплатной медицинской помощи осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Россия берет за основу организации здравоохранения опыт США, базирующийся на медицинском страховании. Но сами американцы недовольны своей системой здравоохранения (остаются незастрахованными около 40 млн чел. из-за отсутствия средств) и намерены ее реформировать, предусмотрев страхование только для работающих, а бюджетные деньги используя на защиту населения.[27, c. 63]

ВОЗ не рекомендует введение медицинского страхования для стран с переходной экономикой. В Великобритании действует Национальная служба здравоохранения. Она финансируется правительством и управляется местными властями. Расходы на 82% покрываются из налогов, 18% - отчисления, производимые работодателями.

Минздрав России решает комплексные проблемы здравоохранения: профилактика заболеваний, медицинская помощь, проблемы инвалидности, медицинская экспертиза; обеспечение санитарно -эпидемиологического благополучия населения; охрана семьи, материнства, отцовства и детства; контроль качества лекарственных препаратов и медицинской техники; подготовка кадров и научно-исследовательская деятельность; медицинское страхование и др.[30, c.74]

Государство провозглашает гуманистический характер образования, общедоступность и адаптивность его к особенностям развития обучающихся, светский характер государственных и муниципальных образовательных учреждений, плюрализм в образовании, демократизм в управлении им.

Государственная сеть образовательных учреждений создается в соответствии с потребностями городского и сельского населения, с учетом национальных и региональных особенностей. Комплексы среднего профессионального образования ориентируются на запросы населения и местные рынки труда. Система высшего профессионального образования учитывает потребности государства в специалистах и интересы отдельной личности.

Образование базируется на государственных образовательных стандартах, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Они являются основой объективной оценки квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Федеральные компоненты, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, устанавливают федеральные органы государственной власти.[28, c.35]

На ведение образовательной деятельности необходимо получение лицензии. Она выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления на основе заключения экспертной комиссии, создаваемой этими органами.

Право образовательного учреждения на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает после его государственной аккредитации. Государственная аккредитация проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием и удостоверяется свидетельством о государственной аккредитации, подтверждающим государственный статус учреждения, соответствие качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.[28, c.46]

Аттестация образовательного учреждения проводится один раз в пять лет. Она является основной формой государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Ее целью служит установление соответствия содержания и качества обучения требованиям государственных стандартов. Положительное заключение аттестационной комиссии служит основанием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации. Основанием для отказа в государственной аккредитации может быть несоответствие заявленных в учредительных документах типа, вида, категории образовательного учреждения требованиям и критериям, предъявляемым к ним.

Государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, защищать соответствующие расходные статьи бюджетов. За счет этих средств обеспечивается общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное образование на всех ступенях и уровнях системы образования, а на конкурсной основе - бесплатность среднего профессионального, высшего и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.[26, c.42]

Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета.

Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу, виду учреждений. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов аналогичных государственных и муниципальных учреждений на данной территории. Негосударственные учреждения после их аккредитации получают право на государственное или муниципальное финансирование.

Образовательные учреждения могут оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными стандартами. Доходы от такой деятельности реинвестируются в образовательное учреждение по его усмотрению. Такая деятельность не относится к предпринимательству. Платные образовательные услуги не могут оказываться вместо образовательной деятельности, финансируемой бюджетом. Заработанные таким способом средства изымаются в бюджет. Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, его родителей (представителей) регулируются договором.[25, c.35-39]

Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования.

Компетенция в области образования разграничена между федеральными органами законодательной и исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и образовательными учреждениями.

Федеральные государственные органы управления образованием в пределах своей компетенции могут инспектировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, но они не могут самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов управления образованием субъектов РФ и местных органов управления.

Социальные статьи занимают преобладающую долю бюджетных расходов и рассматриваются как источник снижения налогового бремени на предприятия в интересах экономического роста. Федеральный бюджет уже освободился во многом от социальных обязательств, переложив затраты на регионы и население.

Цели политики государства в сфере культуры заключаются в формировании нравственных и идеологических основ демократического строя, создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранения разнообразия национальных традиций народов страны, доступности услуг учреждений культуры.[24, c.57-60]

Для их достижения усилия направляются на преодоление разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения из-за слабой материально-технической базы учреждений культуры, повышение эффективности выделяемых на развитие культуры ресурсов. Увеличение доходов учреждений культуры за счет оказания платных услуг ограничено ее общественным назначением*. Поэтому решающую роль играют государственная поддержка, многоканальное финансирование, в том числе благотворительность, рыночный оборот интеллектуальной собственности. Законодательством определен норматив финансирования культуры за счет государства.

Управление культурой осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, развития как государственных, так и негосударственных организаций культуры, фондов, творческих союзов.

Органами федеральной власти, участвующими в управлении культурой, являются Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная архивная служба России. Министерство культуры отвечает за финансирование из федерального бюджета развития и сохранения культурного наследия, подготовку творческих кадров высшей квалификации, обеспечение деятельности особо ценных объектов культуры, развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют региональные программы с учетом местных, национальных и других особенностей, содействуют развитию культуры в муниципальных образованиях, поддерживают культуры малочисленных народов.[28, c.43-49]

2. Состояние социальной сферы в России

.1 Основные проблемы в системе образования

социальный управление образование здравоохранение

Весь мир убежден в том, советское образование, как общее среднее, так и высшее в области естественных и технических наук, было лучшим в мире. Опыт нашей страны перенимали мировые лидеры: США, Япония и Китай.

В 1990-е гг. был потерян ряд критически важных технологий, снизился общий технологический уровень производства, возросла доля сырьевых и простых товаров, сократилось финансирование образования. Не было спроса на новые технологии и квалифицированные научные и технические кадры. Соответственно экономической ситуации снижались культура общества и качество национального образования. Упало качество государственного управления, в т.ч. и системой образования. Тем самым сокращались возможности для перехода к инновационной экономике и устойчивого роста в будущем.

В 2000-е гг. начался быстрый экономический рост. К этому времени российская система образования приобрела странный вид и обросла пороками, ранее немыслимыми для нее на протяжении столетий. Это произошло потому, что когда ценности, убеждения, нормы и инструменты развития российского образования, в течение многих лет доказавшие свою эффективность, были объявлены крамолой, элитные группы стали выстраивать систему образования, ориентируясь на краткосрочные выгоды. В гораздо более сильном виде подобное происходило во многих других отраслях и сферах российского общества, так как в условиях «шоковой терапии» ставилась задача полного ухода государства из экономики. [33, c.264]

В последние годы финансирование российского образования быстро растет, но процесс его реформирования катится по рельсам, проложенным в 90-е годы. Возникает ощущение, что национальная элита на самом деле не очень хорошо представляет себе, какая система образования необходима нашей стране в ближайшие 30 лет, на какой идеологической основе и в чьих интересах она должна строиться. Отсюда противоречивые действия, колебания, неоправданные эксперименты и отсутствие необходимых мер.

В управлении российским образованием отсутствует система комплексного прогнозирования и планирования, основанная на прогнозах рынка труда и технологического развития. Распределение Министерством образования и науки России бюджетных мест не базируется ни на мониторинге рынка труда, ни на стратегии экономического развития страны.

Развитые страны стремительно наращивают программы подготовки квалифицированных инженерных кадров, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы. Эксперты сходятся во мнении, что мир стоит на пороге новой волны технологической гонки.

Между тем в России дефицит квалифицированных инженеров составляет примерно четверть от имеющейся потребности. И этот дефицит обусловлен не только количественными, но и качественными параметрами подготовки кадров.

К примеру, неформальная коалиция бизнес-сообществ США поставила цель удвоить к 2015 году выпуск бакалавров по естественнонаучным и инженерным дисциплинам, обращая внимание на тот факт, что в Китае, Индии и Южной Корее число выпускников вузов по естественнонаучным и инженерным дисциплинам растет намного более быстрыми темпами, чем в США.

Для решения данной проблемы в России должна быть созданы условия проведения модернизации: необходимо обеспечить устойчивый поток квалифицированных кадров нового поколения (нового качества подготовки), что является одним из важнейших стратегических государственных приоритетов.

Ещё одна проблема - это падение качества подготовки специалистов и менеджеров. В стране много выпускников с дипломами образования разного уровня, но остро не хватает именно квалифицированных кадров, в первую очередь инженерных и естественнонаучных специальностей. При этом по-прежнему не достает квалифицированных менеджеров и юристов.

Представители бизнеса и аналитики отмечают серьезное снижение квалификации большинства сегодняшних выпускников-инженеров. Главными проблемами, отмечает журнал «Эксперт», являются: обучение идет на основе физически и морально устаревшего оборудования, средний возраст профессорско-преподавательского состава приближается к пенсионному, используемые образовательные программы оторваны от реальных потребностей предприятий, студенты не имеют опыта решения реальных, практических задач. В результате при остром дефиците квалифицированных инженерных кадров только 35% выпускников-инженеров идут работать по специальности.

Сегодня Единый государственный экзамен в значительно большей степени формирует умение действовать по шаблону, чем умение думать. Результаты ЕГЭ отражают скорее представления чиновников о допустимом уровне неудовлетворительных оценок у школьников, чем требования современных технологий к знаниям и умениям выпускников школ.

Слабая подготовка в школах и вузах является питательной средой для коррумпированности образовательных учреждений.

Поэтому необходимо создавать систему подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих, способных работать в потоке непрерывно обновляющихся технологий.[26, c.43]

Проблема. Система начального и среднего профессионально-технического образования, которую эксперты из-за рубежа называли уникальной, понесла наибольший урон. Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах началось еще до экономического кризиса. В 90-е годы произошло резкое сокращение подготовки рабочих кадров в ПТУ и профессиональных лицеях, их материальная база устарела физически и морально. При вводе новых промышленных комплексов приходится завозить из-за рубежа не только технологии и оборудование, но и квалифицированных рабочих.

В мире существует большое разнообразие форм подготовки рабочих кадров, доказавших свою эффективность. Развитые страны активно используют формы обучения, от которых мы почему-то отказались. Например, профессиональная подготовка в школе.

Парадоксально, но в России значительная часть выпускников всех образовательных ступеней трудоустраиваются не по специальности. Отсутствуют функционирующие в советский период механизмы прохождения производственной практики, подготовки на предприятиях курсовых и дипломных работ, установления прямых связей между учебными заведениями и работодателями. Между тем у нас есть возможность использовать то лучшее, что было в советской системе образования.

Существенный ущерб системе образования наносит так называемая «Утечка мозгов». Статистическое измерение феномена «утечки мозгов» в России выражается в следующих показателях: 2,4 млн. человек, отошедших от научной деятельности, 1,5 млн. докторов и кандидатов наук, эмигрировавших из страны. Только потеря одного ученого обходится государству в 300 тыс. долл. Ежегодный ущерб, наносимый России оттоком научных кадров, оценивается суммой в 50 млрд. долл. С этим и связано и практическое уничтожение научных школ. [22, c.73-75]

В современном мире образовательные услуги являются важным компонентом внешнеэкономического обмена. В США и Великобритании планируется увеличить число рабочих мест, предоставляемым талантливым выпускникам, родившимся в других странах и окончившим американские и английские вузы, для работы в этой стране на протяжении длительного времени. Китай активно привлекает талантливых специалистов и целые инновационные команды из-за рубежа для подъема своего высокотехнологичного бизнеса.

Очередная проблема - низкий уровень оплаты труда и падение социального статуса преподавательской, научной и инженерной деятельности.

По данным опросов, лишь 1- 3% россиян считают престижной профессии инженеров и ученых. В Китае иероглиф Учителя пишется с большой буквы. А у нас зарплата Преподавателя чуть больше чем у работника метро (не имея в виду машинистов поездов, у них значительно выше).

Финансирование образование увеличивается, но не используются другие необходимые меры для привлечения молодежи, доказавшие свою эффективность.

Опыт других стран. После полета Гагарина в космос в 1961 г. американские эксперты, объясняя причины успехов СССР в науке, технике и космонавтике, в частности, доложили президенту США Кеннеди, что главной причиной следует считать престижность и приоритетность образования в СССР. В качестве убедительного довода привели тот факт, что в России на образование расходуется 13% бюджета страны, а в США только 3%. С тех пор в США сделали соответствующие выводы. Сейчас 11% бюджета Америки расходуется на образование, а в России - менее 5%.

Проблема перехода системы образования на бакалавриат и магистратуру сталкивается с отсутствием спроса на них.

Приступив к подготовке бакалавров, германское руководство, вероятно, не ожидало их мощного отторжения на рынке труда. Большинство бакалавров не смогли трудоустроиться, они вынуждены были продолжать обучение. При анализе фиаско бакалавриата в немецкой печати доминировала оценка его в качестве еще одной ступени школьного образования. Главная причина профессиональной несостоятельности бакалавров виделась в отсутствии на уровне бакалавриата системы специализации. «Бульдозером по университетам» - сформулировала немецкая пресса заложенную в Болонском процессе нивелировку специализированного обучения учащихся вузов. Если в ФРГ требования к реализации Болонской декларации имеют статус дополняющих национальную образовательную систему, то в России они приняты в качестве основной формы подготовки кадров. Процесс интеграции России в Болонский процесс должна быть более гибким.

Необходимо сформировать национально ориентированную элиту мирового уровня, которая работала бы на благо всего нашего общества, нации и государства, обладала бы необходимыми для этого нравственными и духовными ценностями, общим видением будущего нашей страны и путей ее развития. [15, c.34]

И собственный исторический опыт, и опыт других стран показывает, что модернизация российской системы образования не только необходима и возможна, но и является ключевым фактором экономического роста России, определяя его темпы и результаты, возможности возвращения нашей страны в первую пятерку развитых экономик.

2.2 Деятельность учреждений культуры и их финансирование

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики.

Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов.[22, c.163]

Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе размещение бюджетных ассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры.

Массовая сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет региональных и местных бюджетов. В зависимости от своего расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения различаются по масштабам деятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количество мелких учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано в основном на бюджетное финансирование. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют признаки юридического лица, среди которых наличие самостоятельной сметы доходов и расходов. Финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.

По-разному строится и механизм общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету крупной территориальной единицы делятся на две части. Первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая - для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечения деятельности негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие отрасли.

В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются, как правило, такие как:

сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;

сохранение народных традиций (поддержка фольклорного ансамбля, центров декоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества и др.);

развитие региональных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);

развитие творчества детей и поддержки молодых дарований;

организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.[18, c. 54-56]

В условиях ограниченного финансирования при разработке той или иной программы избирается некоторая крупная социально значимая и общественно необходимая цель, которая может быть достигнута разными исполнителями. Для повышения эффективности выделяемых средств в условиях конкурентности применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможны варианты финансирования программ из различных источников. В этом случае орган управления культуры принимает долевое участие в финансировании. При оценке результативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком, расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертов определяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителе средств создаются экспертные советы. В его состав включаются специалисты, имеющие профессиональный авторитет в области культуры. Этот совет с максимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и дает рекомендации главному распорядителю бюджетных средств и выделении средств на выполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основывается на системе критериев, среди которых целесообразность, экономическая эффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурная преемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность, методологическая обоснованность.

При подготовке учреждениями и организациями заявок на право получения государственного и муниципального заказа в области культуры важно выделить вид деятельности, самостоятельно сформулировать и оценить соответствие проводимого мероприятия установленным приоритетам и критериям финансирования.[18, c.67-69]

В последние годы в экономическую и организационно-творческую жизнь органов управления и организации культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедуре финансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключении договоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что он разбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ни органом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть не фиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий и культурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены одних мероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешается вносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсных условий.

Без культурного наследия немыслимы современная жизнь нашего государства и перспективы его всестороннего развития. Культурное наследие является одной из основ формирования самосознания, обладает большим потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей. Мобилизация экономического ресурса культурного наследия - основа государственной регенерации. Сохранность исторической среды обеспечивает инвестиционную привлекательность страны.

Базовый принцип государственной политики в области сохранения культурного наследия - комплексный подход к его сохранению, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития государства. Сохранение культурного наследия должно стать ключевым элементом стратегии устойчивого развития.

2.3 Политика социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда занимало одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.

Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

Первый критерий - источники финансирования.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: фонда социального страхования, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

С юридической позиции установлено, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан. А лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица. Имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д.[19, c.136-141]

Третий критерий - условия предоставления обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.)

Четвертый критерий - цель предоставления обеспечения.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.[24, c.278-283]

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Если в советский период система социального обеспечения была органическим составным элементом перераспределительной системы в обществе государственного социализма, позволяя государству частично сокращать несоответствие заработной платы и условий труда, смягчать недостатки системы пенсионного обеспечения, улучшать условия жизни уязвимых слоев населения, привлекать население для работы в особо тяжелых климатических условиях, перераспределять прибыль, полученную от использования государственной собственности, среди верхушки работников госаппарата, то теперь, в условиях перехода к рыночной экономике она должна претерпеть кардинальные изменения.

Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.[1, c.15]

Как экономическая категория социальное обеспечение - это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца), многодетным семьям и др.).

Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.

Пенсии - это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца. Основные виды пенсий:

по старости

по инвалидности

за выслугу лет

по случаю потери кормильца

Некоторым категориям граждан выплачиваются так называемые социальные пенсии.

Основные виды пособий:

по временной нетрудоспособности

по беременности и родам

при рождении ребенком;

на детей военнослужащих срочной службы

по безработице

ритуальные.

Наряду с этим существуют другие формы обеспечения:

профессионально - техническое обучение

переобучение безработных

переобучение и трудоустройство инвалидов

бесплатное содержание нетрудоспособных в домах - интернатах для престарелых и инвалидов

протезирование и снабжение инвалидов мото- и вело - колясками, автомобилями

организация многих видов помощи на дому и т. д.

Важной особенностью социального обеспечения являются принципы его построения.[20, c.58]

. Всеобщность - распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие.

.Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, право на пенсию по старости у мужчин возникает в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет. А для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, а для женщин -20 лет, а занятых на тяжелых работах - еще ниже.

.Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов. Этот принцип находит свое отражение опосредованно через заработную плату.

.Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома - интернаты для инвалидов и престарелых и т. д.

. Демократический характер организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников.

Социальное обеспечение способствует постоянному обновлению кадров, росту производительности труда. Пенсии по случаю потери кормильца создают детям возможность учиться и приобрести необходимую профессию.

Пенсионное законодательство, создавая преимущества для граждан, работающих в более тяжелых условиях труда, способствует закреплению кадров в ведущих отраслях народного хозяйства.

Осуществлять государству социальную политику позволяют денежные средства, мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов, созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. был создан Пенсионный фонд РФ, цель которого - государственное управление пенсионным обеспечением граждан.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от 1.5 - 6 лет, компенсаций пенсионерам и др.

Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд Социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха.

В соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. создан Государственный фонд занятости населения РФ. За счет средств этого фонда решаются задачи по профессиональной переподготовке населения, трудоустройству и др.[18, c. 38]

Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьи.

Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов - интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказания им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно - трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство труда и социальной защиты населения РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе этого Министерства создан Департамент пенсионного обеспечения, осуществляющий разработку предложений по формированию государственной федеральной политике пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организацию и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовку предложений по его совершенствованию, и другие задачи.

Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьям производится соответствующими ведомствами.

Таким образом, социальная политика государства направлена на материально обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

3. Направления модернизации отраслей социальной сферы

.1 Модернизация системы здравоохранения

Поставленная президентом РФ В.В. Путиным задача модернизации здравоохранения, имеющая главной целью обеспечение реализации конституционного права граждан на доступную и качественную медицинскую помощь, нашла свою конкретизацию в ряду реализуемых национальных проектов.

Целью модернизации здравоохранения в современной России является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и мероприятия реформы:

) законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.

Гарантируемые объемы оказания медицинской помощи конкретизируются на основе стандартизации медицинских технологий, в том числе профилактики заболеваний. Для каждого вида заболеваний на федеральном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты оказания медицинской помощи, включающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг, единые для всей страны. На их основе субъекты Российской Федерации разрабатывают клинико-экономические стандарты, конкретизирующие требования федеральных стандартов и содержащие оценку стоимости оказания медицинской помощи.

В случае если предусмотренные клинико-экономическим стандартом медицинские услуги не могут быть предоставлены в связи с наличием медицинских противопоказаний к их применению, гарантируется оказание медицинской помощи, не предусмотренной клинико-экономическим стандартом, что предполагает принятие решения на более высоком уровне, то есть врачебной комиссией медицинской организации. Такой подход обеспечивает конкретизацию объемов бесплатной помощи и сохраняет необходимую свободу принятия врачом решения;

) модернизация системы обязательного медицинского страхования, предполагающая:

упорядочение положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;

завершение перевода системы обязательного медицинского страхования и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе, то есть двухканальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию должна уступить место преимущественно одноканальной системе;

перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор. Страховые медицинские организации должны стать информированными покупателями медицинских услуг в интересах застрахованных. Участие страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования необходимо для создания в системе здравоохранения субъектов, экономически заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, достигаемой благодаря конкуренции страховых медицинских организаций. Одним из основных условий достижения конкуренции является реальный выбор самими застрахованными страховой медицинской организации;[29, c.326-329]

) совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе:

обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик. В ближайшие 2 года новым диагностическим оборудованием необходимо оснастить более 10 тыс. муниципальных поликлиник (из них более одной трети на селе), а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Будет обеспечена подготовка более 10 тыс. участковых врачей и врачей общей практики, обновлен автопарк «скорой помощи», включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи;

повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и, прежде всего, их использование при лечении детей. Число граждан, которым за счет средств федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в 4 раза. Для этого предстоит поднять уровень эффективности работы уже существующих центров высоких медицинских технологий и построить новые центры в субъектах Российской Федерации, в том числе расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке;

перемещение части объемов оказания медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи;

преобразование значительной части медицинских учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы за результаты своей деятельности;

обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов оказания медицинской помощи;

переход к новым методам оплаты труда медицинских работников.

Эти меры будут способствовать позитивным преобразованиям в системе здравоохранения, формированию ответственности граждан за состояние собственного здоровья, улучшению финансового обеспечения отрасли, повышению качества и доступности медицинской помощи, а также усилению ее профилактической направленности.

3.2 Модернизация системы образования в РФ

Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Правительства РФ в сфере образования являются законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования.

Основные усилия Правительства РФ в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования.[29, c.376-380]

Предусматривается осуществление следующих мероприятий:

стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

информатизация образования;

расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;

формирование 2 национальных университетов и 2 бизнес-школ;

дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, в том числе учителей начальных классов;

Кроме того, первоочередными мерами являются:

оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет;

переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;

оказание способной и талантливой молодежи государственной поддержки, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.

Будут разработаны новые образовательные стандарты профессионального образования с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников, будет обеспечено участие работодателей в разработке указанных стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования.

На всех уровнях образовательной системы повышение качества и инновационный характер образования будут обеспечиваться путем внедрения новых образовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных обучающих программ. [34, c.198-201]

Реализация указанных мер позволит обеспечить более эффективное включение образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Заключение

Огромную роль в обеспечении общих условий жизнедеятельности экономики, общества и государства выполняет социальная сфера. Она охватывает учреждения социального обеспечения, общего, специального и высшего образования, здравоохранения, культуры и т.д. Их состояние в существенной мере обусловливает уровень и качество жизни населения страны. Таким образом, эффективное развитие социальной сферы необходимо в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества.

В условиях рыночной экономики решение проблем социальной сферы становится первоочередным. Проведенный анализ позволил выявить наличие сложных проблем, среди которых можно назвать такие, как существенное отставание развития материально-технической базы социальной сферы от потребностей экономики, непропорциональность развития отраслей в этой сфере. Недостаточное развитие социальной сферы явилось следствием низкого уровня обеспеченности материальными, производственными и трудовыми ресурсами, которые выделяются на ее развитие, а также результатом определенных просчетов в планировании. Необходимо совершенствовать структурные составляющие социальной сферы, расширять масштабы оказания услуг по количественным, и качественным характеристикам, таким как соблюдение установленных сроков обслуживания, доступность сети обслуживающих предприятий и др.

Все еще существуют препятствия, которые тормозят развитие социальной сферы. По-прежнему замедленными темпами осуществляется обновление производственных фондов, а также используемых материально-технических ресурсов. Положение усугубляют низкий уровень квалификационного состава работников, замедленные темпы роста вклада отраслей услуг в повышение благосостояния и образа жизни.

В основу коренных преобразований в работе предприятий, организаций и учреждений социальной сферы должны быть положены такие факторы, как улучшение материально-технического, финансового обеспечения; принципиальное изменение условий хозяйствования; в отличие от жесткого централизованного управления объектами обслуживания необходимо предоставление им свободы в выборе оптимальных экономических решений; использование разнообразных организационных форм управления производством на основе многообразия видов собственности. Кроме того, необходимо усиление роли органов местного самоуправления с целью воздействия на мобилизацию внутренних резервов повышения эффективности производства и расширения самостоятельности в принятии решений большинства проблем.

В современных условиях экономического реформирования особое значение приобретают финансовые ресурсы, которые во многом влияют на осуществление социальных программ страны и регионов. А это связано с целенаправленной бюджетной политикой, поэтому необходима разработка механизмов регулирования финансовых ресурсов, нуждающихся в совершенствовании, с учетом преобразований, происходящих в финансово-бюджетных отношениях каждого субъекта РФ.

Список литературы

1.Авакьян С.А. Состояние проблемы и перспективы местного самоуправления- М. Логос, 2006.-443с.

.Баранчиков В.А. Муниципальное право. - М.: Норма, 2012. -573с.

3.Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства. Вопросы экономики. 2006.-№ 10. 77с.

4.Вершигора Е.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 563с.

.Виноградов В.В. Экономика России. - М.: Юристъ, 2006. - 398с.

6.Гасанов М. Социальная сфера как приоритет развития. Экономист. 2006.-№ 6. 82с.

.Кадомцева С. Социальная политика и население. Экономист. 2006.-№ 7. 58с.

8.Корчагин В.П. Стоимость медицинских услуг: реальный объем и информационная составляющая // Экономика здравоохранения. - 2007. - №16/18 - С. 5-8.

9.Кошкина М.В. Государственное финансирование культуры и искусства. Финансы.-2014.-№ 3. 72с.

.Минаев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К. Лучкевич В.С. Социальная медицина и организация здравоохранения. Т2, С-ПБ.,1997. 443с.

11.Сергеев И. и др. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования. Экономист. 2010. № 1.235с

12.Социальная политика: Учебник. / Под ред. Волгина Н.А. - М.: Экзамен, 2006. - 548 с.

.Управление социальной сферой / Под. ред. В.Э. Гордина: Учебник. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. -289с.

.Экономика и управление здравоохранением: Учебник/ Л. Ю. Трушкина и др. - Изд. 4 -е. Ростов - на - Дону:Феникс, 2005. - 384с.

Похожие работы на - Проблемы управления отраслями социальной сферы в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!