Коммуникативные способности будущих специалистов в сфере физической культуры

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,69 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коммуникативные способности будущих специалистов в сфере физической культуры














Коммуникативные способности будущих специалистов в сфере физической культуры

Введение

Актуальность исследования

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения в настоящее время чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически не возможны такие области человеческой деятельности, как социализация, воспитание, образование, здравоохранение, наука, искусство, политика, идеология и другие. Сегодня общение - это область изучения многих наук, и, прежде всего, оно является предметом изучения практически всех психологических дисциплин. По мнению Б.Ф. Ломова, в этом проявляется общая тенденция развития всей системы психологических наук [21]. Столь активный интерес психологов, социальных педагогов и социальных психологов к этой проблеме обусловлен пониманием коммуникативной природы психики человека. Ведь общение оказывает чрезвычайно важное влияние и на интеллектуальное, и на эмоциональное, и на нравственное развитие личности. Е.С. Кузьмин в своей работе подчёркивал неоценимую роль личного опыта общения в приобретении всех социально-психологических черт [15].

Внимание к этому феномену объясняется также потребностью общества в высокопрофессиональных кадрах. Считается, что выпускник любого образовательного уровня и профиля, прежде всего, активный субъект общения. Он должен уметь устанавливать и поддерживать контакт с различными людьми, аргументированно убеждать и отстаивать свою профессиональную позицию, т.е. обладать коммуникативными способностями [9].

Современная личностно-ориентированная парадигма образования и гуманистическая концепция физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров и др.), направленные на индивидуальность, разностороннее развитие личности, ставят человека в центр учебно-воспитательного процесса, в связи, с чем на передний план выдвигается проблема подготовки педагога-тренера, признающего за воспитанниками право быть субъектами, способного научить их совершенствоваться в этом качестве на основе доверительного общения, взаимодействия и сотрудничества [17].

Кроме того, нынешние выпускники институтов физической культуры организуют педагогическое взаимодействие на интуитивно-бытовом, а не на научно обоснованном уровне, строящемся на знаниях психолого-педагогических закономерностей развития личности, общения и деятельности.

В настоящее время увеличился интерес к проблеме общения и педагогического общения, в частности. Многие ведущие специалисты по психологии и педагогике, такие как А.А. Бодалев [5], Л.С. Выгодский [6], А.А. Леонтьев [19], В.А. Кан-Калик [10] и др., рассматривали коммуникативные способности как важнейший фактор формирования и развития личности. И сейчас на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме слабо развитых коммуникативных способностей в профессионально-педагогической деятельности.

Под педагогическими коммуникативными способностями понимается профессиональное общение преподавателя с учащимся в целостном педагогическом процессе, проявляющееся в двух направлениях: организация своих отношений с учащимися и управление общением в коллективе (А.А. Леонтьев); профессиональное общение педагога с воспитанниками, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата для их существования (А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова).

Одним из аспектов данного процесса является изучение невербального компонента. Однако детально данная проблема стала разрабатываться лишь в последние десятилетия. Большинство исследователей, затрагивающих проблему невербального общения и его развития, проведено зарубежными исследователями [25].

Объект исследования: процесс обучения студентов института физической культуры.

Предмет: особенности коммуникативных способностей студентов физической культуры.

Цель: целью нашей работы является изучение коммуникативных способностей у будущих специалистов в сфере физической культуры.

Задачи:

.Проанализировать всю доступную литературу о педагогической коммуникативности будущих педагогов в сфере физической культуры

.Подобрать методы исследования педагогической коммуникативности будущих педагогов в сфере физической культуры

.Провести исследования педагогической коммуникативности будущих педагогов в сфере физической культуры, обобщить и предоставить полученные результаты

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что изучение коммуникативных способностей у будущих специалистов в сфере физической культуры позволит в дальнейшем разработать средства и методы для их развития в учебном процессе.

.1.

1. Способности

1.1 Общее понятие способностей

педагог коммуникативный физический образовательный

Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов - Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, Б.Г. Ананьевым, В.А. Крутецким, А.В. Голубевой.

Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:

1.под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2.они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многим деятельностям;

.способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний [32].

В основе способностей лежат врожденные анатомо-физиологические особенности - задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки - это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно, отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах деятельности.

На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с деятельностью. Способности всегда развиваются в деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека.

Виды деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны [36].

Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они проявляются. Различают общие и специальные способности.

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели. И так общая способность включает:

. Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач.

. Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются: обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон; гибкость мыслительной деятельности; устойчивость мыслительной деятельности; самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.

. Креативность (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов [35].

Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

Разделение общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных сторонах в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей. Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем при примерно одном и том же развитии общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями.

Учащиеся, которые имеют высокие общие способности к обучению, нередко обнаруживают их в равной мере по всем школьным предметам. Однако зачастую одни из учеников оказываются особенно способными к рисованию, вторые - к музыке, третьи - к техническому конструированию, четвертые - к спорту.

Среди выдающихся людей известно немало личностей с разносторонним развитием общих и специальных способностей (Н.В. Гоголь, Ф. Шопен, Т.Г. Шевченко).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

В педагогических способностях ведущими особенностями являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей:

1.Репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;

2.Творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов - «художественного», «мыслительного» и «промежуточного» (по терминологии И.П. Павлова) - определяется особенностями ее способностей.

Относительное преимущество первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преимущество второй сигнальной системы - мыслительный, определенное их равновесие - средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логический тип) и правого (образный тип) полушарий головного мозга.

Художественному типу свойственна яркость образов, мыслительному - преимущество абстракций, логических конструкций. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них преобладает над другой. В то же время у разных людей наблюдаются одни и те же способности, которые, однако, не одинаковы по уровню развития [34].

1.2 Понятие коммуникативных способностей

Коммуникация - (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект [33].

Изучив литературу мы выявили что каждый автор по своему раскрывает понятие коммуникативных способностей. Некоторые авторы называют коммуникативные способности «модификацией основных черт и свойств характера человека» [8], или «особенными качествами личности, относимыми, с одной стороны, к чертам характера человека, с другой стороны, к его способностям, с третьей стороны, к межличностному общению или коммуникативному поведению» [3]. В работах других авторов (А.А. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, С.Л. Братченко, Г.С. Трофимовой, Л.М. Митиной) определение коммуникативных способностей сводится к перечислению знаний и навыков, необходимых в профессиональном общении педагога. В некоторых исследованиях коммуникативные способности рассматриваются как относящиеся только к коммуникативной стороне общения, а все способности, связанные с проявлениями личности в общении, объединяют в класс социальных способностей [18] или «социально-психологических способностей личности» [2].

Однако в последние годы исследователи склонны расширять понятие коммуникативных способностей и рассматривать его как «комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового общения» [27] или как «актуализацию индивидуальных способностей личности к общению, ведущую к самореализации личности как субъекта деятельности» [23]. Мы всё же считаем, что коммуникативные способности заключают в себе индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, педагогическую и другие виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания др. человека, выработки стратегии взаимодействия [37].

1.3 Роль коммуникативных способностей в педагогической деятельности

Необходимость развития коммуникативных способностей педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости. Преподаватель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения со студентами, коллегами. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать общие и коммуникативные способности. Поэтому педагог как специалист системы «человек - человек» должен обладать высоко развитой коммуникативностью, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей [4].

Многими исследователями и учёными были выведены разные версии определения педагогической коммуникативности. Часть учёных считает развитие и саморазвитие личности учителя главным фактором коммуникации педагога [29; 14; 1], раскрывая составляющие адаптационного потенциала, некоторые исследователи выделяют как личностные особенности, так и характер межличностных отношений, и интеллект [12; 24; 28; 13; 16]. Так же доказано мнение, что к числу обязательных качеств и умений педагога помимо социального интеллекта относятся, и коммуникативные способности как умение верно доносить информацию и находить общий язык со студентками [30]. Способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности в период позднего юношеского возраста (18-20 лет) является как фактором социализации личности, так и фактором становления будущего специалиста, проявления его конкурентоспособности в профессиональной деятельности считают исследователи [11]. По Ширшову В.Д. успех в педагогической коммуникации зависит от консолидации педагогической теории, методики и технологии, от интеграции коммуникативной деятельности педагога и студента, углубленного использования новейших достижений в информатике и вычислительной технике [31]. Специалисты в сфере физической культуры берут за основу коммуникативных особенностей также личность преподавателя. От личностных качеств и способностей учителя зависят методы и приемы работы, производительность и качество труда. Опыт показывает, что формирование личности и профессионально важных ее качеств является результатом долгой целенаправленной деятельности, включающей в себя воздействие на все сферы психики студента, одной из которых является ценностно-мотивационный компонент личности будущих специалистов, так как он регулирует деятельность личности [29].

Проанализировав доступную литературу мы выяснили, что педагогическая коммуникативность будущих педагогов - студентов вуза физической культуры изучена недостаточно. Отсутствуют данные о взаимосвязи коммуникативных способностей и успеваемости студентов, не ясно как влияет на уровень коммуникативных способностей спортивная квалификация.

2. Методы, организация исследования

.1 Методы исследования

Цели и задачи исследования обусловили выбор соответствующих методов, которыми являлись:

.Анализ научно-методической литературы

.Тестирование

.Математико-статистический метод

Мы провели исследование по тесту «Социальный интеллект Гилфорда», который предназначен для измерения способностей человека к пониманию и прогнозированию поведения других людей, основываясь на наблюдении за их поступками, эмоциональными проявлениями, мимикой, жестами и речью. Тест был проведён среди студентов второго курса института физической культуры, занимающихся разными видами спорта и имеющих разный спортивный квалификационный разряд.

В понятие социального интеллекта Гилфорд включает:

понимание и прогнозирование поведения и его последствий;

понимание языка жестов и взглядов;

понимание вербальных сообщений (речь);

хорошая ориентация в межличностных отношениях.

В методику включены четыре субтеста. Один из них составлен на вербальном стимульном материале, три на невербальном. Субтесты диагностируют способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения. Два субтеста также содержат в своей структуре второстепенные веса, которые касаются способности понимать элементы и отношения поведения. Время тестирования ограничено.

-й субтест («История с завершением»), оценивающий понимание и прогнозирование поведения и его последствий, представлен в виде комикса про жизнь героя Барни (подробная характеристика героя дана в инструкции). Испытуемому необходимо рассмотреть картинку, изображающую сценку из жизни Барни. Ниже расположены 4 картинки, которые рисуют варианты дальнейшего развития событий. От испытуемого требуется выбрать тот вариант поведения Барни и его друзей, который, по его мнению, наиболее вероятен в данной ситуации.

Стимульный материал 3-го субтеста («Вербальная экспрессия»), предназначенного для оценки понимания вербальных сообщений, представлен фразами, которые в различных ситуациях могут нести разный смысл. Испытуемому приводится простая фраза, а ниже предъявляются несколько ситуаций, в которых она может употребляться. Его задача - выбрать тот вариант ситуации, при которой фраза будет нести абсолютно другой смысл. К примеру, слова «Вот так сюрприз!», которые произносит жена, восхищенная подарком мужа, приобретают совершенно другое значение, когда их говорит отец, обнаруживший двойку в дневнике сына.

Для оценки ориентации человека в межличностных отношениях используется 4-й субтест («История с дополнением»), который представляет собой комиксы про героя Фердинанда. Он попадает в различные ситуации, отражаемые чередой картинок, однако одна картинка в комиксе всегда пропущена. Испытуемому необходимо выбрать из вариантов картинок, расположенных ниже ту, которая, на его взгляд, отсутствует в комиксе.

Тест социального интеллекта Гилфорда дает психологу информацию об уровне социального развития человека, ориентации его в межличностных отношениях, способности к адекватным реакциям на поступки и речь других людей, способности к оценке и прогнозированию их поведения. Эти способности основаны на понимании значения жестов, мимики, позы человека, а также смысла речевых сообщений, меняющегося в зависимости от ситуации. Все вышеописанные данные могут свидетельствовать о профессиональной пригодности к группе профессий из системы «человек-человек» (преподаватели, психологи, врачи, торговые работники, менеджеры, бортпроводники, стюарды, журналисты, юристы).

Количество вопросов:

-й субтест - 14 наборов картинок.

-й субтест - 15 наборов картинок.

-й субтест - 12 фраз.

-й субтест - 14 наборов картинок.

Общее время тестирования с учетом инструкции составляет 30-35 минут.

Интерпретация баллов по каждому субтесту:

1 балл - низкие способности к познанию поведения;

2 балла - способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые);

3 балла - средние способности к познанию поведения (средневыборочная норма);

4 балла - способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные);

5 баллов - высокие способности к познанию поведения.

При получении 1 балла по какому-либо субтесту следует проверить, правильно ли испытуемый понял инструкцию.

Интерпретация баллов общего уровня развития социального интеллекта:

1 балл - низкий социальный интеллект;

2 балла - социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);

3 балла - средний социальный интеллект (средневыборочная норма);

4 балла - социальный интеллект выше среднего (среднесильный);

5 баллов - высокий социальный интеллект.

Анализ и обобщение литературных источников

Литературные источники были подобраны в связи с изучением проблемы развития коммуникативных способностей у студентов института физической культуры. Были проанализированы работы, отражающие проблемы коммуникативных способностей вообще и в физкультурном образовании в частности. Кроме этого изучались теоретические и экспериментальные данные, отражающие проблемы обучения студентов в институте физической культуры.

2.2 Организация исследования

Исследование проходило в 3 этапа:

На первом этапе проводился анализ литературы на тему особенностей коммуникативных способностей у студентов института физической культуры и подбор методики для исследования.

На втором этапе, на базе институте физической культуры проводилось тестирование коммуникативных способностей по Гилфорду.

На третьем этапе осуществлялось обобщение, статистическая обработка и описание результатов исследования.

3. Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании коммуникативных способностей участвовало 32 студента II курса института физической культуры: 12 девушек и 20 юношей.

Таблица 1. Уровень развития коммуникативных способностей у юношей и девушек (%)

НизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийДевушки8,3358,33258,330Юноши15701500

Результаты исследования показали, что у большинства студентов института физической культуры уровень социального интеллекта ниже среднего. Это значит, что у них плохо развиты коммуникативные способности (Табл.1)

В результате тестирования было выявлено, что у юношей в большей степени низкие результаты в третьем субтесте 2,95 - уровень понимания вербальных сообщений (речь). Это говорит о том, что они плохо распознают различные смыслы вербальных сообщений в контексте ситуации. Однако у этих студентов высокий показатель в первом субтесте 7,05 - понимание поведения и его последствий. Такие люди способны предвидеть последствия поведения, предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения.

У девушек больше проблем с четвёртым субтестом 4,08 - ориентация в межличностных отношениях. Это значит, что они испытывают трудности в анализе ситуаций межличностных взаимодействий, плохо адаптируются к взаимоотношениям между людьми. Но у них достаточно высокие показатели в первом и втором субтестах 7,16 и 7: понимание поведения и его последствий и понимание языка жестов, что доказывает нам то, что девушки способны предвидеть последствия поведения, предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, а так же способны правильно оценивать состояния людей, их чувства и намерения по невербальным проявлениям, мимике, позам и жестам. У них хорошо развита интуиция (Табл.2)

Таблица 2. Средние арифметические показатели девушек и юношей по субтестам

СубтестыДевушкиЮношиСубтест 1. Уровень понимания поведения и его последствий7,167,05Субтест 2. Уровень понимания языка вербальных сообщений (жесты, мимика и т.д.)75,8Субтест 3. Уровень понимания вербальных сообщений (речь)5,412,95Субтест 4. Уровень понимания ситуаций межличностного взаимодействия4,083,95Уровень соц. Интеллекта23,6619,75

Результаты исследования показали, что средний уровень студентов института физической культуры 21,7. Однако эту методику использовали и Д.В. Люсин, Н.Д. Михеева [22]. Они проводили исследования среди студентов-психологов младших курсов и выявили их средний уровень социального интеллекта 32,32. Михайлова Е.С. [23] провела то же исследование на студентах педагогического университета, результаты которого показали, что уровень их социального интеллекта равен 33,32. Сравнив все результаты можно сделать вывод, что у студентов института физической культуры низкий уровень социального интеллекта, значит, слабо развиты коммуникативные способности, которые необходимы в дальней педагогической деятельности в сфере физической культуры (Табл. 3)

Таблица 3. Средние показатели уровня социального интеллекта с разных точек зрения

Уровень соц. интеллекта по Д.В. Люсину и Н.Д. МихеевойУровень соц. интеллекта по Михайловой Е.С.Уровень соц. интеллекта у студентов института физической культуры32,3233,3221,7

Вывод

1.Анализ литературы показал, что в научных исследованиях коммуникативным способностям студентов института физической культуры уделяется недостаточно внимания, несмотря на то, что, по мнению многих учёных, занимавшихся изучением этого вопроса, они играют важную роль в педагогическом общении и формировании коммуникативной компетентности.

.Было установлено, что для исследования коммуникативных способностей у студентов института физической культуры подходит метод оценки социального интеллекта Дж. Гилфорда.

.В результате исследования коммуникативных способностей у студентов института физической культуры было установлено, что средний показатель социального интеллекта этих студентов ниже, соответствующего показателя студентов педагогического вуза, представленного в научных исследованиях Д.В. Люсина и Н.Д. Михеевой. А средние результаты девушек выше средних результатов юношей.


Список литературы

1.Абзалов А.Ф. Педагогическая коммуникация в процессе воспитания гражданской позиции у студентов вузов/А.Ф. Абзалов, Н.Н. Бибикова/педагогическая коммуникация. 2013 - 218 с.

2.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.

.Алтунина И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (С помощью видеотренинга): Автореф. дис. … канд. психол. Наук. М., 2008. 21 с.

.Берегова, И.Л. Формирование коммуникативной культуры преподавателя высший школы. [Электронный ресурс]: #"justify">.Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.

.Выгодский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. - М.:Педагогика, 1983.

.Гапонюк П.Н. Коммуникация как основа современных технологий подготовки специалистов в условиях модернизации образования /Гапонюк П.Н. // Образование и саморазвитие, №4 (26), 2011 год, с. 41-48

8.Дранков В.Л. О природе коммуникативных способностей/В.Л. Дранков, А.В. Дранков // Психология - производству и воспитанию. Л., 1977. С. 239-242.

9.Жарких Н.Г. / Когнитивный компонент коммуникативной компетентности/Н.Г. Жарких, 2011, 528 с.

10.Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Роспеагенство, 1995. 108 с.

11.Кашавкина О.И. Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности/О.И. Кашавкина // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - №4 (12), - с. 24-29.

12.Кулганов В.А., Шенберг Л.С., Короткова И.А. Исследования адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Ананьевские чтения -2005: Материалы науч.-практ. конф., 25-27 окт. 2005 г. / под ред. И.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - С. 578-580.

13.Кузьмин М.А. Взаимосвязь объективных и субъективных критериев адаптированности спортсменов к соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №8 (78). - С. 107-110.

14.Кутняк С.В. Использование тренинга в обучении студентов коммуникативной компетенции как фактора успешного карьерного развития/С.В. Кутняк // Гуманитарные науки и образование, №1, 2011 год, 15-18 с.

15.Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967

.Кузьмин М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №2 (72). - С. 107-110.

.Кузнецова С.В./ Формирование способности к личностно-ориентированному педагогическому взаимодействию у студентов факультета физической культуры/С.В. Кузнецова/автореферат, 2004 г. 25 с.

.Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методика. Диагностика. Коррекция. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 288 с.

.Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. - М.: Знание, 1981. 80 с.

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1975. 184 с.

.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Наука, 2014

.Люсин Д.В. / Психометрический анализ русской версии теста социального интеллекта Дж. Гилфорда и М.ОСалливена // Д.В. Люсин, Н.Д. Михеева.2012.С. 119-128

.Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. ОСалливена: Руководство по использованию. СПб: ГП «ИМАТОН», 1996.

.Наумов Е.Б. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных способностей подростков в процессе внешкольной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Курган, 2000. 21 с.

.Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности (Субъектный подход): дис…. д-ра психол. наук. - СПб., 2001. 393 с.

.Пудовикова М.А. Коммуникативная культура преподавателей и методы её формирования у студентов вуза/М.А. Пудовикова / Педагогическая коммуникация. 2014

.Сапегина Т.А. Невербальное общение в развитии коммуникативных способностей будущих педагогов./Т.А. Сапегина // Вестник ЮУрГУ, №3, 2006, 178-180 с.

.Сапегина Т.А. Формирование коммуникативных способностей будущих педагогов профессионального обучения средствами невербального общения: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 23 с.

.Сидорова А.А. Особенности процесса адаптации у студентов-психологов в первые три года обучения/А.А. Сидорова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, №1, 2011 год, 36-48 с.

.Усманов В.Ф. Развитие коммуникативных способностей студентов как фактора готовности к реализации личностно-ориентированного подхода к детям/В.Ф. Усманов, В.С. Кругликова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», №1 (47), 2009 год.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!