Географические особенности формирования и проблемы новых городов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,08 Мб
  • Опубликовано:
    2016-04-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Географические особенности формирования и проблемы новых городов

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ГОРОДОВ

.1 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВЫХ ГОРОДОВ.

.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА НОВЫХ ГОРОДОВ

.3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ГОРОДОВ

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ, АДАПТАЦИИ И ПРОБЛЕМ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ГОРОДОВ

.1 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ НОВЫХ ГОРОДОВ

.2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Город - особое, ни с чем не сравнимое творение ума и рук человеческих. Это среда жизни всевозрастающего числа людей и место концентрации различных, делающихся все более разнообразными видов деятельности. За городами закрепилось название двигателей прогресса. В них рождается и из них распространяется все новое. Это творческие лаборатории, духовные мастериские человечества.

Изучение городов необходимо для того, чтобы сделать их более удобными для жизни людей, то есть обеспечить им лучшие условия для выполнения исключительно важных обязанностей. Чем города становятся сложнее, тем больше усложняется знание о них.

Темой данной курсовой работы и является изучение новых городов, их основных характеристик, критериев и стандартов, а также взаимосвязанных процессов.

В свете произошедшего в ХХ веке стремительного роста городов и городского населения, процесса урбанизации, во многом изменившего и продолжающего изменять облик нашей планеты - тема является как никогда актуальной.

Важно отметить роль географии в изучении городов - она рассматривает город на разных территориальных уровнях, что открывает путь к исследованию города как системы в системе городов. География раскрывает особенности географического положения города- этого специфического ресурса, едва ли не самого главного для его развития.

Географические идеи и концепции необходимы для раскрытия фундаментальных свойств города. Географическим подходам свойственна комлексность, соответствующая природе этого комплексного объекта.

Целью курсовой работы является комплексная характеристика нового города как объекта географии, анализ процессов и тенденций, обуславливающих рост и его развитие.

К основным задачам работы относятся:

. Выяснить основные параметры и критерии для выделения новых городов.

. Рассмотреть географические особенности формирования новых городов.

. Обозначить проблемы новых городов.

Структура курсовой работы отвечает поставленным задачам.

При подготовке была использованна учебная литература, периодическая печать (газеты и журналы), ресурсы глобальной информационной сети Internet - ссылки приводятся в тексте работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ГОРОДОВ

 

1.1 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВЫХ ГОРОДОВ.


Новый город (также плановый город) - город или посёлок (в России и странах СНГ также посёлок городского типа), быстро, но при этом планомерно созданный на ранее неосвоенной человеком местности. Плановые города начали возникать в массовом количестве со второй половины ХХ века при непосредственном участии государства, частного капитала крупных концернов или же их совместными усилиями. Строго говоря, новый город редко возникает совсем на пустом месте из ниоткуда. Обычно его основатели в результате первых исследовательских экспедиций замечают определённые предпосылки к его возникновению на данном месте. Часто к таким предпосылкам относятся стоянки древних кочевых или современных автохонных народов, например, у водопоя, возле которого часто просматриваются следы зачаточной хозяйственной деятельности, остатки жилых помещений и орудий труда. В отличие от традиционных городов, возникших в удобных для человека климатических и ландшафтных регионах, постепенно разраставшихся на протяжении столетий и даже тысячелетий, сроки возведения новых плановых городов форсированы. Часто это 2-3 года. От «эволюционировавших» городов их часто отличает узкая специализация, обычно связанная с добычей полезных ископаемых в труднодоступных или неблагоприятных для проживания большого количества людей регионах. В новых городах преобладает типовое жильё, будь то многоэтажные многоквартирные дома или же коттеджи типового, часто легкосборочного типа.

Актуальность исследования определяется важной ролью новых городов - крупных промышленных центров в отраслевой структуре хозяйства и территориальной организации общества. Около 2/3 всех городов РФ возникло или было образовано в XX веке Россия - страна новых городов. Характерная черта городов - новостроек заключается в том, что они возникали и складывались в весьма сжатые сроки и в большинстве своем - на основе крупной промышленности.

Вследствие быстроты формирования многие новые города не успели достичь зрелости. Их функциональная структура нередко отягощена «промышленным флюсом». Высокая доля в населении приходится на выходцев из села, еще не ставших горожанами по менталитету. Планировочная структура сложилась под сильным влиянием ведомственности и на основе стандартных планировочных схем и типового домостроения, что наделило новые города однообразием, обеднило городскую среду.

Наряду с распространенными недостатками молодые города имеют и неоспоримые положительные качества. Достоинства особенно заметны у крупных городов-новостроек, таких как Тольятти, Набережные Челны, Новокузнецк, Комсомольск-на-Амуре, Волгодонск и др.

У них большой народнохозяйственный потенциал, основу которого составляют крупные промышленные комплексы ведущих отраслей индустрии; незаурядное и пока неполно использованное ЭГП; значительная емкость территории; заметная районообразующая роль; в населении высокая доля лиц в трудоспособном возрасте. Отсутствие груза прошлого облегчает решение градостроительных проблем. Молодым городам свойственны динамизм, предприимчивость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям.

а)  

б)

в)

Рисунок 1.1 а) Тольятти; б) Набережные Челны; в) Комсомольск-на-Амуре

Из существовавших на момент переписи 2002 г. городов России 385, или 35,1 %, получили городской статус до 1900 г. Таким образом, примерно 2/3 российских городов можно назвать новыми или молодыми. Их численное преобладание побудило критиков недавнего прошлого поучать: «Вместо того чтобы создавать сотни новых городов, надо было развивать старые».

Использования старых городов и формирования молодых на основе доразвития «эмбрионов» было недостаточно для решения задач модернизации страны. Создание новых городов стало необходимостью. Наглядно это проявилось при создании собственной сырьевой базы для развивающейся промышленности. Опора на собственные ресурсы в тогдашних условиях явилась непреложным фактом и не имела альтернативы. Лишь в редких случаях месторождения полезных ископаемых открывались вблизи существующих городов. Намного чаще это случалось в малоосвоенных районах, лишенных городов вообще. Вовлечение в использование ресурсов породило большое число сырьевых городов-добытчиков, в том числе в районах с экстремальными природными условиями, что удорожало освоение и обрекало создаваемые у месторождений города на монофункциональность.

Сырьевые города, будучи необходимыми в условиях советской индустриализации, отнюдь не выражали сырьевую ориентацию нашей экономики. Они образовали первичный слой центров, снабжавших сырьем и топливом ведущие отрасли, определявшие экономическое лицо страны. Среди сырьевых городов преобладали небольшие, преимущественно узкоспециализированные. Однако наряду с ними сложились и весьма крупные центры комплексного развития.

1.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА НОВЫХ ГОРОДОВ


Город противостоит открытому и неструктурированному пространству. Человек укрывается за его стенами от внешней опасности. Однако феномен новых индустриальных городов требует от исследователей иного подхода к сущностным характеристикам города. Внимание многих урбанистов сосредоточено на характеристиках физического пространства (территория, природно-климатическое и географическое положение, инфраструктура и др.). Существует потребность и в более глубоком постижении динамики социального пространства. Пьер Бурдье назвал его «невидимой реальностью, которую нельзя ни показать, ни потрогать пальцами, но которая организует практики и представления агентов» . Соединяя характеристики физического и социального пространств, можно приблизиться к пониманию нового города, его смыслов.

Город - это продукт деятельности человека, поэтому целесообразно обратиться к чувственному опыту созидателей новых городов. «Но это лишь

часть того, что позволяет построить описание состоявшегося прошлого города, соотнести эти описания с артефактами и зафиксировать противоречия, поскольку именно сущностные характеристики города фиксируются на основе исследования противоречий чувственного и рационального опыта» .

Образ города - это относительно устойчивая и воспроизводящаяся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных и

рациональных представлений, складывающаяся на основе всей информации, полученной из различных источников. Образ города - это широкое понятие и включает в себя стереотипы о городе, облик города, статус города, городскую мифологию, городской фольклор, городскую символику и эмоциональные связи с городом. Решение этой задачи, на наш взгляд, является необходимым условием понимания нового города, его смыслов.

Некоторые индустриальные города строились в районах нового освоения, т. е. фактически на пустом месте, без каких-либо четких планов градостроительного характера. На первом месте стояла задача возведения промышленных гигантов. Ярким примером служит город Братск. Ситуация неопределенности здесь растянулась практически на целое десятилетие.

Рисунок 1.2. Город Братск

Очевидно, в сознании первостроителей не было конкретного образа города. Они - романтики - были одержимы идеей созидания, большой стройки, интересом к неизведанному, желанием совершить подвиг, оказаться в кругу интересных людей. Трудности (суровый климат, отсутствие опыта, отдаленность), в том числе и бытовые, были условием реализации цели.

При застройке города первоначальный облик природы стремительно меняется. Ландшафт трансформируется, исчезают леса и т.д. В условиях постоянно менявшегося окружающего пространства первым устойчивым признаком города становятся сохранившиеся или образовавшиеся сегменты.

Вторым маркером образа нового города становятся люди - единомышленники, энтузиасты, полные творческих идей, способные на бескорыстие (в труде и в повседневной жизни). Условия жизни были таковы, что практически размываются границы между публичным и приватным пространством.

Третьим маркером образа нового города, на наш взгляд, является возможность воплощения в какой-либо форме творческих идей (это и возможность, и условие самореализации).

 

1.3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ГОРОДОВ


При разработке проектов новых городов можно значительно последовательнее и полнее воплотить задуманные урбанистические представления, чем при разработке проектов реконструкции существующих городов, где необходимо учитывать их структуру, складывавшуюся па протяжении длительного исторического периода.

Конечно, само понятие нового города не совсем точно, поскольку каждый город в период своего возникновения был новым. Здесь речь пойдет о тех новых городах XX в., которые наиболее типичны для современного градостроительства. В частности, мы рассмотрим работы, представленные на градостроительных конкурсах, поскольку в этих случаях можно сопоставить различные подходы к решению одной и той же задачи.

Первый большой градостроительный конкурс нашего века объявило правительство Австралии в 1911 г. Перед участниками конкурса была поставлена задача спроектировать для юго-восточной части Австралии в гористом районе между Сиднеем и Мельбурном новую столицу страны-Канберру. На конкурс было представлено 137 проектов. Одну первую премию жюри присудило Уолтеру Верли Гриффину из Чикаго, другую - проектам Л. Салливена и Ф. Л. Райта, вторую премию - финскому архитектору Элиэлю Сааринену, а третью - парижанину Альфре­ду Пьеру Агашу.

Проект Уолтера Верли Гриффина стал основой строительства города. При его осуществлении возникли трудности, типичные для ряда конкурсных работ. Вплоть до 1920 г. на месте будущего города не было построено ни одного капитального здания.

Рисунок 1.3. Гриффин. Канберра; проект 1912 г.

-правительственный центр:

- городской центр;

- промышленность;

- жилой квартал;

- полуаграрный пригород;

- университет;

- главный вокзал;

- товарная станция.

Однако вернемся к 1912 г. и рассмотрим характерные черты лучших конкурсных проектов. Для всех них была типична связь с классическими, по преимуществу барочными композициями с выразительными осями, геометрическими орнаментальными элементами планировки, сложными пространственными системами и парадными зданиями, служащи­ми композиционными архитектурными точками. В то же время в этих проектах нашли отражение некоторые новые тенденции, состоящие, в частности, в стремлении использовать интересный рельеф, ввести отдельные склоны в общую композицию города и в размещение ряда архитектурных центров. Другим характерным признаком проектов было использование полицентрической системы и стремление к функциональной специализации отдельных кварталов.

Наиболее отчетливо эти признаки проявились в проекте У. Гриффина. Основу проекта составляет система восьми лучевых звезд, напоминающих как характерные планы идеальных городов эпохи Возрождения, так и звездчатые площади начала нашего века, иду­щие от классических ком­позиций Парижа и много раз повторенные позже. Гриффин сознательно

использовал особенности рельефа и водные поверхности. Центром всей композиции служит возвышенность с капитолием. Она господствует над правительственным кварталом и от нее идут лучи, к которым при­вязаны центры остальных звезд.

Несколько менее отчетливо использована полицентрическая систе­ма в проекте Элиэля Сааринена. Весьма традиционная композиция это­го проекта лишь отдаленно напоминает его более поздние концепции органической децентрализации городов. Вся система осевых компози­ций сопровождена подковообразными улицами, как бы рассекающими сложные массивы застройки. Еще более формальным был замысел Ага­ша, в котором особенно усилены акценты ведущей городской оси, пра­вительственного квартала и системы административных зданий. Харак­терной деталью замысла, иллюстрирующей эклектическую трактовку проекта Агаша, было его стремление построить административные зда­ния в классическом стиле, университет в готическом, а объектам, вы­полняющим новые городские функции, придать современный архитек­турный облик.

Конкурс на проект Канберры показал живучесть классических градостроительных композиций, имевших распространение еще в начале этого века. В то время как в теорию все более отчетливо проникают но­вые идеи структуры города, в проектах наиболее известных тогда гра­достроителей используются традиционные композиции, господствовав­шие в практике проектирования и строительства городов на протяжении всего XIX в. Это относится и к проекту Гриффина, хотя и он образует основу для создания своеобразной, интересной структуры города буду­щего, каковым Канберра возможно и будет.

Рисунок 1.4. Дели. План города.

 

Из Австралии перенесемся в Индию и Пакистан, где проектируется и строится целый ряд новых городов. Из предвоенного периода известен город Новый Дели, строившийся по плану 1912 г. как правительственный район на 70 тыс. жителей по соседству со старым индийским городом. Градостроительная концепция и архитектурный замысел этого проекта также отдают дань традиционным концепциям. Основой всего решения является отчетливая симметрия вдоль главной парковой оси, завершающейся площадью и Домом правительства.

Центры, получившие городской статус в первой четверти XX в., уже сделались к этому времени городами де-факто, теперь они стали городами и де-юре. Но это была лишь часть центров, которые в массовом количестве стали возникать в России, начиная с эпохи Петра I. Остальные «эмбрионы» продолжали свое развитие и по мере созревания пополняли ряды официальных городов.

Первоначально полусельско-полугородские поселения, они в результате качественных перемен превратились в города. Десятки городов развились из поселений, возникших при железоделательных, чугунолитейных, медеплавильных заводах Урала, Сибири, Центра. В.Н. Татищев назвал поселения при них «горными городами». В официальных изданиях они именовались «заводами». А.В. Луначарский предложил удачное название «город-завод», которое и закрепилось в исторической и географической литературе. Начали свою жизнь «городами-заводами» 87 современных городов России. И только восемь из них получили городской статус до XX в. Естественно, что самая большая группа сложилась на Урале (54 города). Екатеринбург, Пермь и Алапаевск стали городами в XVIII в. В XIX в. к ним присоединился Златоуст, в 1917-1926 гг. - еще десять городов, в том числе Нижний Тагил, Ижевск, Невьянск, Миасс и др.

Использование «заводов» как резерва урбанизации не прерывалось и в годы Великой Отечественной войны. Последним по времени образования стал Горнозаводск в Пермской области (1965 г.).

Многочисленны также города, развившиеся из фабричных сел, особенно характерных для Центра, и прежде всего для Московской, Ивановской и Владимирской областей. В XVIII и XIX вв. часть таких фабричных сел стали городами. Среди современных городов России - 70 бывших фабричных сел, в т.ч. в Московской области - 28. Некоторые из них глубоко трансформировали функциональную структуру и покинули ряды текстильных центров, какими были при рождении. В других отрасль-родоначальник, ранее ведущая, сохранилась, но оттеснена на второй план (Раменское, Щелково, Балашиха, Реутов и др.)

Одной из линий саморазвития расселения явилось совершенствование иерархической системы центров, занятых обслуживанием территории. С этим связано преобразование в города сельских райцентров. Подобная практика преобразования в города сел, которым поручались центральные (то есть, по существу, городские) функции, началась задолго до советского времени. В 1775-1785 гг. таким образом были учреждены 165 городов - уездных центров.

В советские времена облеченные административной властью сельские поселения расширяли экономическую базу, увеличивали людность, приобретали городские черты в облике и коммунальном хозяйстве. Как правило, сначала они получали статус поселка городского типа, затем, как бы пройдя «кандидатский стаж», становились городами. Это было выразительным проявлением (можно сказать, в чистом виде) «урбанизации по-деревенски», как удачно выразился известный демограф А.Г Вишневский. Города-заводы, бывшие фабричные и кустарные села, сельские райцентры, пристанционные поселки - наиболее массовые категории «эмбрионов», которые, последовательно развиваясь, пополняли ряды российских городов в XX в. По суммарной численности населения, по экономическому и культурному потенциалу они, конечно, значительно уступали старым городам, но не по числу. Следует отметить, что доля малых городов была среди них выше, чем среди старых городов.

«Эмбрионы» использовались в качестве резерва урбанизации и для решения отраслевых задач, когда их выбирали точками роста тех или иных производств, важных для всей страны и для обустройства территории, нуждавшейся в центрах обслуживания населения и хозяйства. Активизация «эмбрионов» означала содействие естественному процессу саморазвития расселения, которое выражалось в постепенном вызревании городских поселений из сельских. Вложение средств в их развитие, также подвергнутое критике («развивали всё и вся»), было обусловлено не только чисто экономическими, но и социальными задачами, которые в отношении и малых старых городов, и «эмбрионов» надо считать приоритетными.

С созданием сырьевых городов связаны значительные издержки урбанизации, ее теневые стороны. Свидетельство этого - сложная экологическая ситуация, значительные территории, занятые отвалами пустой породы, провалы грунта, вызванные подземными выработками, загрязненность водотоков шахтными водами и т.д. Для угольных городов характерна конгломеративность: даже небольшой город-шахтер состоит обычно из нескольких поселков.

Распространена монофункциональность. Неясно будущее после того, как будут исчерпаны запасы разрабатываемых месторождений. Если прибавить к центрам добычи полезных ископаемых еще центры лесной и деревоперерабатывающей промышленности, центры гидроэнергетики, то общее число городов, занятых добычей и отчасти переработкой природных ресурсов на месте их добычи, достигнет примерно 250-260, то есть составит почти четверть всех российских городов. Видимо, если бы наша страна могла шире использовать сырьевые ресурсы мира, не было бы необходимости создавать столь большое число сырьевых городов. Но в условиях международной изоляции другого пути не было. Без сырьевых городов не было бы и высокотехнологичных производств, которые обеспечили становление СССР как индустриальной державы.

Города Западной Сибири, поднимающиеся на нефти и газе, выделяются не только экономическими достижениями. Финансовое благополучие помогает им успешно решать градостроительные проблемы. Создается благоприятная среда, развивается современная инфраструктура, города усиливают свою привлекательность. И все это вопреки суровым природным условиям. Примером служит центр Ханты-Мансийского автономного округа город Ханты-Мансийск. Был образован в 1950 г. и включил в свой состав расположенное на берегу Иртыша старинное (известно с XVI в.) село Самарово. Став городским районом, Самарово сохраняет сельский облик, контрастируя с новым городом. Это дает возможность наглядно ощутить дистанцию, пройденную окружной столицей за считанные десятилетия. Ханты-Мансийск стремится к своеобразию, украшается здания- ми нестандартного облика, памятниками. В городе - университет, научно-исследовательские институты, театры, спортивные комплексы. Он получил мировую известность как место проведения международных соревнований по биатлону и другим видам зимнего спорта.

Среди промышленных новых городов преобладают те, у которых фундаментом служат первичные производства. Они поставляют сырье, топливо, черные и цветные металлы. Но и машиностроение при явном тяготении к старым городам достаточно активно участвовало в создании новых. Самые крупные из новых городов - центры машиностроения - Тольятти, Набережные Челны, а также Комсомольск-на-Амуре, Северодвинск, Волгодонск, которые являются лидерами в своих отраслях. Пользуются известностью и менее значительные по числу жителей города-машиностроительные центры - Арсеньев, Каспийск, Зеленодольск. Многие наукограды связаны с ведущими отраслями машиностроения - Жуковский, Химки, Королев, Димитровград и другие.

Для нашей страны транспортный каркас имеет особое значение. Магистрализация дорог способствовала преодолению пространственного трения, столь значительного при огромных пространствах. Для России, страны континентальной, первостепенную роль в осуществлении взаимодействия районов играют железные дороги. Их строительство, развернувшееся быстрыми темпами, начиная со второй половины XIX в., коренным образом сказалось на урбанистической и территориально-урбанистической ситуации, по-иному расставило акценты урбанизации, повлияло на расслоение городов по предпосылкам развития. Транспортные магистрали выступили осями урбанизации, создали благоприятные условия для линейно-стремительных тенденций в расселении. На магистралях возникли пристанционные поселки, постепенно становившиеся фокусами местных социально-экономических связей. Они перехватывали функции центров у старых городов, оказавшихся вне железной дороги, использовали возможности транзитных связей. Развитие пристанционных поселков, постепенно превращавшихся в города, - отклик территории и расселения на появление магистралей - осей развития.

Существенно то, что основание новых городов улучшало территориальную организацию страны. В этом заметную роль сыграли новые города - региональные центры, в том числе национальные столицы, а также города, возглавляющие промышленные районы, плацдармы освоения ресурсных территорий, энергетические и транспортные узлы.

Наиболее значительные из молодых городов быстро развивались, опираясь на преимущества своего ЭГП.

Тольятти - крупнейший в России Автоград - использовал уникальное географическое положение ареала Самарской Луки, весьма благоприятное для производства, имеющего множество поставщиков материалов, деталей и узлов. Набережные Челны - второй город Татарстана: он уравновесил территориальную структуру республики, имевшую крен в сторону северо-запада вследствие окраинного расположения столицы «в углу» территории. Волгодонск устроился вне Ростовской конурбации, в восточной части области, явно нуждающейся в многофункциональном центре.

Вывод: Россия на всех этапах своей истории постоянно создавала и учреждала новые города, но также постоянно испытывала недостаток в городах. Создание новых городов в значительной степени определялось постоянным расширением государственной территории, ее закреплением, хозяйственным освоением, оснащением центрами обслуживания.

Россия в XX в. продолжала формировать сеть городов, в некоторых районах делая это «с нуля», в то время как западноевропейские страны этот процесс завершили столетия назад. В XX в., не пропуская ни одного десятилетия, Россия активно создавала новые города, в том числе города нового типа. Акцент на развитии старых городов вполне очевиден. Все старые города, обладавшие предпосылками развития, использовались как точки роста. Они радикально трансформировали свою функциональную структуру, многократно увеличили число жителей, стремительно перемещались по ступеням иерархической лестницы. Города со скромными возможностями развития остались местными центрами. Росту значительной группы старых городов препятствовало невыгодное транспортно-географическое положение (удаленность от железных дорог). Широко использовались для наращивания состава и сети городов «эмбрионы» - города-заводы, фабричные и кустарные села, сельские райцентры и пристанционные поселки. Создание городов-новостроек стало необходимым, так как старых центров оказалось недостаточно для модернизации страны и для обслуживания населения и хозяйства обширной территории. Новые города возникали там, где не было возможности опереться на старые города или их попросту не было.

Основными факторами строительства новых городов явились потребность индустриализирующейся страны в сырье и топливе, формирование единых транспортной и энергетической систем, переход к агломерационной стадии расселения, обустройство территории иерархически построенной сетью центральных мест.

Создание новых городов соответствовало ведущим тенденциям в эволюции расселения - центростремительным (развитие спутников в агломерационных ареалах) и линейно-стремительным (возникновение городов на осях урбанизации - транспортных магистралях). В «вызревании» городов из многочисленных и типологически разнообразных «эмбрионов», так же как и возникновение городов на основе центро- и линейно-стремительных тенденций, выразился процесс саморазвития расселения. Чтобы оценить целесообразность создания того или иного нового города, необходим географический анализ. Он позволит ответить на вопрос, поставленный Н.Н. Баранским: «Почему город возник, и возник именно в данном месте?» Отрицание политики и практики строительства новых городов, лишенное доказательств, полученных географическим анализом, голословно. Урбанизация протекает в постоянно меняющихся условиях. Глубинные географические причины возникновения новых городов заключены в постоянной трансформации территориальной структуры хозяйства. Возникают новые центры и линии. Их использование в качестве точек роста и осей развития отвечает экономическим, социальным и военно-политическим интересам страны.

2.2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ


Возведение новых городов «на пустом месте», безусловно, располагает рядом преимуществ. Нет необходимости считаться с существующим городским организмом, вступать в единоборство с его гигиеническими и эксплуатационными дефектами и со всей его обшей структурой, которая в организационном отношении не соответствует современным потребностям общества. Есть возможность создать ясную концепцию и использовать в ней все самые новые знания и архитектурные замыслы. Можно хорошо рассчитать все элементы города и беспрепятственно создать всю его функциональную структуру, учесть новейшие потребности транспорта, оставить необходимое место для стоянок и современных перекрестков, рационально разместить сеть общественного обслуживания, спроектировать зеленые изолирующие полосы и пронизать весь город парками и стоянками.

Но открытым остается вопрос, можно и нужно ли создавать город к определенному сроку, город, который, возможно, и будет в значительной мере удовлетворять всем нашим самым смелым представлениям и будет восхищать нас своей архитектурой, но будет в то же время законченным и замкнутым образованием, лишенным органических возможностей дальнейшего развития. Вот главный дискуссионный вопрос, который вызывает проект Бразилиа и других городов, создаваемых подобным образом. Ясно, что это более принципиальная проблема, чем размышление о пригодности или непригодности конкретного формирования отдельных компонентов города, где необходимо считаться и с субъективными взглядами, и с творческой спецификой архитектурной работы.

Одной из основных черт урбанистического решения нового города должна была бы, по всей вероятности, стать возможность постепенного развития города и не только на его окраинах, но и в центральной части. Конечно, обеспечить это условие и создать в то же время цельный городской организм путем постепенного строительства значит решить сложнейшую задачу. Некоторый путь к решению этой проблемы намечают примеры Ленинграда и Вашингтона. В обоих случаях основой города в целом и его центра послужила настолько грандиозная концепция, что она не была, да и не могла быть реализована вдруг, предоставив, таким образом, сказать свое слово и последующим поколениям.

Рисунок 2.1. Лучио Коста. Конкурсный проект генерального плана Бразилиа. 1957 г.

При строительстве новых городов нельзя также не учитывать существующую структуру расселения. Закладка новых городов может считаться естественной в тех районах, где еще нет развитых городских поселений. Там же, где уже сегодня есть жилая структура, а сеть городов достаточно густа, строительство нового города можно считать оправданным лишь в совершенно исключительных случаях.

Для последнего времени характерно сосредоточение внимания градостроительной теории на новых городах. У этого явления есть свои особые причины. Вскоре после второй мировой войны внимание большинства было приковано к восстановлению и реконструкции старых городов, проводившихся по планам, зачастую подготовленным еще во время войны. Много говорилось о необходимости принципиальных перемен в городе, о создании условий жизни, полностью удовлетворяющих всех жителей, о реконструкции старых кварталов и радикальном улучшении работы транспорта. Жизнь вскоре показала, что выполнить все эти задачи довольно сложно. Проблемы реконструкции городов не были разрешены, их отодвинули в сторону, а на первый план поставили различные проекты новых городов. Но, несмотря на это, реконструкция существующих городов в большинстве стран остается важнейшей задачей и ведущей градостроительной проблемой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Многие жизни проходят в городах, больших и малых, новых и старых. Вопрос развития города распространён не только в России, но и в других странах. К сожалению, полностью показать все аспекты функционирования нового города не позволяет объём курсовой работы. Однако, опираясь на поставленные задачи, удалось раскрыть сущность молодых городов, рассмотреть их географические особенности и проблематику.

Изначально были раскрыты базовые вещи, включающие описание общих понятий. На базе полученных знаний были выявлены сходства и различия между типами городов. Для завершения полной картины данной курсовой работы нами были раскрыты вопросы о жизненном цикле новых городов - от создания до "старения и вымирания".

Необходимо понимать, что изучение городов необходимо для того, чтобы сделать их более удобными для жизни людей, то есть обеспечить им лучшие условия для выполнения исключительно важных обязанностей. Чем города становятся сложнее, тем больше усложняется знание о них.

Исходя из цели курсовой работы была выполнена комплексная характеристика нового города как объекта географии, анализ процессов и тенденций, обуславливающих рост и его развитие.

Так же были проанализированы поставленные задачи и найдены их решения:

. Выяснили основные параметры и критерии для выделения новых городов.

. Рассмотрели географические особенности формирования новых городов.

. Обозначили проблемы новых городов.

новый город создание

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   J. Goderitz, K. Reiner, H. Hoffmann. Die Gegliederte und Aufgelockerte Stadt. Tubingen, 1957.

.     Биттнер С. «Куда идет историческая урбанистика?»//Антропологический форум. -№ 12. -С. 37.

3.      Бочаров Ю., Б. Маркус Л.Тажиева, С. Борунов. О разработке структуры индустриального города. «Экспериментальное проектирование . 1962, № 5.

.        Бурдье Пьер. Социальное пространство: поля и практики : пер. с фр. / сост.,общ. ред., пер. и послесл. Н. А. Шматко. - СПб. : Алетейя ; М. : Ин-т экспериментальной социологии, 2005. - 576 с.

.        Косицкий Я.В. Архитектурно-планировочное развитие городов. М.: Архитектура-С, 2005. С. 613-315.

.        Лаппо Г. М. География городов: Учеб. пособие для геогр. В-ов вузов.- М.: ВЛАДОС, 1997

.        Лаппо Г.М., Лысова С.И. Тольятти - феноменальная точка роста России// География. - 2001. - 16 - 22 авг. - 31 (614) - C. 297-300.

.        Лаппо, Г. М. Города России. Взгляд географа / Лаппо Г. М. - М. : Новый хронограф, 2012. - 504 с. - ISBN 978-5-94881-151-2. - С. 257-299.

9.   Лысова С.И. Особенности развития территориальной структуры нового промышленного центра (на примере Тольятти)// Сб. «Полюса и центры роста в региональном развитии». - М.,1998. - С. 167 - 171.

10.    Лысова С.И., Мирошников С.Н. Проблемы и перспективы развития экономической базы г. Тольятти// Сб. «Полюса и центры роста в региональном развитии». - М.,1998. - С. 161 - 163.

11. Пивоваров Ю.Л. Современная урбанизация: Курс лекций. М.,

Статьи из журнала

.        Серия «Политология. Религиоведение» 2013. № 2 (11), ч. 2. С. 44-52 Онлайн доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Электронные ресурсы

.        Волков В. Осмысленность города [Электронный ресурс] // Научно- культурологический журн. - № 9. - URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguw.woa/wa/Main?textid=2199&level1=main&level2=articles

Похожие работы на - Географические особенности формирования и проблемы новых городов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!