Проблема вымогательства в российской экономике

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,17 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема вымогательства в российской экономике

Содержание

Введение

Понятие вымогательства

Вымогательство как тормоз развития экономики

Вымогательство в Иркутской области

Меры общего и специального предупреждения вымогательства

Заключение

Список литературы

вымогательство собственность экономика

Введение

История развития общества с очевидностью свидетельствует, что преступность стремительно возрастала тогда, когда государство переживало критические ситуации.

Современные условия общественной жизни, сопровождающиеся противоречивыми социально-политическими и экономическими процессами, оказывают негативное влияние как на состояние преступности, так и на организацию борьбы с ней. Эти противоречия обусловили небывалую для нашей страны криминализацию общества, масштабы которой можно сравнить разве что с эпидемией, для борьбы с которой требуются наступательные широкомасштабные, комплексные меры.

В настоящее время в структуре преступности наблюдается резкий рост корыстных, корыстно-насильственных преступлений, а также иных преступлений, совершаемых из корыстных побуждений. Одним из таких преступлений, бесспорно, является вымогательство, прогноз, к росту которого на ближайшую перспективу особенно неблагоприятен.

Изложенное свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы, что и предопределило выбор данной темы.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы вымогательства в российской экономике. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

. Раскрытие сущность понятия вымогательства.

. Исследована проблема вымогательства как тормоза в развитии экономики

. Исследована проблема вымогательства в Иркутской области

Понятие вымогательства

Одним из наиболее опасных посягательств на государственную или общественную собственность, а также на личные интересы граждан является вымогательство.

В ч.1 ст.163 УК РФ вымогательство определяется как "требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или близких".

Наиболее последовательными представляются отдельные выводы Ю.И. Шевцова, искавшего природу вымогательства в хищении. "Под вымогательством в обыденном значении понимается вид преступной деятельности, связанный с незаконным приобретением или утратой имущественных благ. Это значение более полно выражает суть вымогательской деятельности, поскольку рассматривает ее в целостности, как единство процесса вымогательской деятельности и его результата... Законодательное же определение вымогательства является более узким, не включающим результат, и исходящим не из целей адекватного отражения смысла вымогательской деятельности, а из задачи наиболее полной охраны объекта посягательства - отношений собственности.

В течение последних десятилетий и в настоящее время большинство специалистов придерживается мнения о том, что основным объектом вымогательства, определяющим его сущность, родовые и видовые характеристики, являются имущественные отношения.

Предметом вымогательства могут выступить: имущество, право на имущество (расписка, либо документ, согласно которому определенные имущественные права переходят к вымогателю), действия имущественного характера (выполнение работы, предоставление услуги и т. п.).

Таким образом, вымогательство, как оно сформулировано в ст. 163 УК РФ, может трактоваться только как активное действие. Вместе с тем понятие «вымогательство» используется в качестве конструктивного признака объективной стороны составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 204 (коммерческий подкуп) и 290 (получение взятки) УК РФ, которые могут совершаться и путем бездействия. Это характерно и для ситуации вымогательства взятки, когда должностное лицо (лицо, выполняющее управленческие функции) применяет в качестве скрытой угрозы (для понуждения просителя к даче взятки) неисполнение, в пределах своих дискреционных полномочий, определенных действий во вред потерпевшему. Данное обстоятельство дает основание ставить вопрос об уточнении понятия «вымогательство», сформулированного в ст. 163 УК РФ

Вымогательство как тормоз развития экономики

По данным исследования , проведенным в Иркутской области в 2007 году, основными последствиями коррупции, по мнению большинства населения, является замедление экономического развития и падение уровня жизни населения.

Как показывает практика, коррупция наносит ущерб экономическому росту и снижает эффективность государственного управления. С экономической точки зрения коррупция приводит к росту стоимостной составляющей государственного управления и предпринимательства и представляет собой одной из основных сдерживающих моментов для инвесторов. С точки зрения государственного управления, коррупция также искажает предназначение и исполнение законов, снижает объем и качество государственных услуг, исключает граждан из участия в управлении государством, а также уменьшает подотчетность органов власти, прозрачность их деятельности и легитимность.

Также следует отметить, что на развитие вымогательства повлияли общие для корыстной преступности криминогенные факторы: безработица, имущественное расслоение, уменьшение законных возможностей обеспечения дохода; и привлекательность вымогательского способа действия для организованной преступности. Скрытая, завуалированная демонстрация силы, возможность получения как разового обогащения, так и систематического дохода, любого иного извлечения имущественной выгоды сделали так называемое "крышевание" в современных условиях высокодоходным и распространенным преступным промыслом, что также ведет к общему уровню падения экономики страны.

Исходя из всего вышесказанного, можно определить основное стратегическое начало предупреждения вымогательства - усиление правоохранительной, фискальной и судебной функций государства, прежде всего, в экономической сфере. В этих целях представляется необходимым осуществление ряда общих и специальных мер: совершенствование законодательства, установление быстрого и эффективного порядка разрешения имущественных споров; финансовое и материально-техническое обеспечение правоохранительных органов и судебной системы; полноценное осуществление действующих и принятие дополнительных мер по борьбе с организованной преступностью и преступлениями в сфере экономики. В качестве специальных мер предупреждения можно выделить: переориентация информационного воздействия; направления профилактической деятельности правоохранительных органов; меры по социально-экономическому оздоровлению криминогенной части населения; государственная поддержка предпринимательства; правовое и экономическое воспитание населения. Предупреждение вымогательства требует обеспечения высокого уровня защищенности прав и интересов личности, иных субъектов, в том числе имущественной сфере.

САМЫЕ КРУПНЫЕ ВЗЯТКИ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД

апреля 2010 г. - в Нижегородской области два сотрудника милиции - 24-летний Юрий Курносов и 29-летний Олег Гвоздев, требовавшие от директора агентства недвижимости «Ремос-НН» взятку в 2 миллиона рублей - приговорены к пяти годам строгого режима каждый.

апреля 2010 г. - арестована начальник 3-го отделения 4-го отдела следственной части Главного следственного управления при ГУВД по Московской области Эмма Новикова по подозрению в получении взятки в размере 500 тысяч долларов США.

апреля 2010 г. - задержана с поличным при получении взятки в 35 тысяч евро старший преподаватель факультета госуправления МГУ и дочь его декана Полина Сурина. По версии следствия, она обещала бизнесмену обеспечить поступление его родственницы в МГУ. Рекордная взятка в системе высшего образования.

ноября 2010 г. - в Нижнем Новгороде экс-начальник отдела экономической безопасности регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Сергей Гаранин, обвинявшийся в вымогательстве 40 миллионов рублей у бизнесменов Андрея Парыгина и Андрея Попова за скорый выход на свободу, приговорен к 9 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

ноября 2010 г. - Мосгорсуд приговорил следователя СКП Григория Домовца, признанного виновным в получении взятки в $4 млн., к трём годам колонии. По версии следствия, Домовец вымогал у главы хладокомбината Дмитрия Мостмана $4 млн долларов за непривлечение его к уголовной ответственности, а также снятие ареста с контрабандного груза мяса. Позднее ему был передан $1 млн, а при получении еще 500 тыс. был взят с поличным. 27 января 2011 г. постановлением Верховного Суда РФ срок был заменён условным.

января 2011 г. - в Москве по подозрению в вымогательстве взятки в $46 млн. задержан тогдашний глава бюро по координации борьбы с оргпреступностью в государствах СНГ генерал-лейтенант милиции Александр Боков. По предварительным данным, жертвой высокопоставленного чиновника стал руководитель одной из транспортных компаний.

января 2011 г. - при получении взятки в $1 млн. 330 тыс. задержан советник главы Солнечногорского района Московской области Владимир Третьяк. За эти деньги чиновник обещал выделить земельный участок площадью 2,8 гектара в Солнечногорском районе.

февраля 2011 г. - бывший следователь главного следственного управления ГУВД Москвы Наталья Поликурова и ее сообщник адвокат Игорь Брезговин осуждены за вымогательство взятки в $150 тыс. к пяти годам условного срока каждый. По данным следствия, Поликурова требовала у бизнесменов 400 тысяч долларов за возвращение в собственность здания ресторана на юге столицы, затем сумма была снижена.

Вымогательство в Иркутской области

По данным исследования , мелкое взяточничество в повседневной жизни воспринимается большинством населения как неизбежное. И большинство населения считает, что ситуация существенно ухудшается. Процент тех, кто придерживается этого мнения выше среди более молодого поколения, которое также толерантно к явлению коррупции.

Так, например, следственными органами Следственного комитета по Иркутской области завершено расследование уголовного дела в отношении председателя Думы Чунского района Владимира Гришакова и председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию бизнеса администрации Чунского районного Ивана Бочарова. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «а, г» ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки).

По версии следствия, в июне 2009 года Гришаков и Бочаров, узнав, что один из иркутских предпринимателей планирует построить в Чунском районе завод по розливу воды, вступили в преступный сговор, направленный на получение от бизнесмена взятки. За согласования всех документов они у него потребовали 500 000 рублей. Предприниматель обратился с заявлением в правоохранительные органы. После проведения оперативных мероприятий, Гришаков был задержан с поличным

«Искоренить коррупцию - это утопия, тем не менее, противодействовать этому явлению надо, - подчеркнул председатель комиссии по правам человека, общественному контролю над деятельностью правоохранительных органов и силовых структур Общественной палаты Иркутской области Сергей Босхолов. - Латентность этих преступлений высока, поскольку граждане мирятся с несправедливостью»

февраля 2011 года был задержан мэр Братска Александр Серов, обвиняемый в получении крупной взятки и вымогательстве. Следственные органы Иркутской области предъявили Серову обвинение по части 4 статьи 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере, сопряженное с вымогательством). По версии следствия, он вымогал у предпринимателя 15 миллионов рублей за подписание договора аренды имущества. Суд состоится 3 апреля.

На данный момент в Иркутской области уже реализуется ряд мер, направленных на борьбу и предупреждение коррупции. Среди таких мер, осуществленных органами власти, можно назвать следующие:

введена должность помощника губернатора по специальным вопросам, основной задачей которого является установление более строгого контроля над случаями превышения и злоупотребления полномочиями со стороны государственных чиновников;

за последние два года предприняты меры по совершенствованию системы распределения бюджетных средств (государственный заказ) на конкурсной основе, которая исключает единоличность в принятии решений;

Межведомственный Совет по укреплению правопорядка осуществляет свою деятельность под руководством областной администрации в сфере координации правовых усилий по борьбе с преступностью и защите прав человека;

государственные чиновники ежегодно представляют финансовые декларации;

реализуется Закон РФ «О государственной службе» и регулярно осуществляются аттестация работы государственных служащих Администрации области

Гражданское общество, СМИ и деловые круги также предпринимают различные меры, которые прямо или косвенно направлены на борьбу и противодействие коррупции. Например, Торгово-промышленная палата (ТПП) и другие объединеня предпринимателей во взаимодействии с другими организациями и органами власти осуществляют деятельность по устранению административных барьеров, ведут правовое обучение представителей бизнеса, предоставляют правовую поддержку деловым кругам и представляет их интересы, организовали постоянно действующие «горячие линии» для деловых кругов, в ТПП принят Кодекс этического поведения, инициировано создание в апреле 2003 коалиции бизнес ассоциаций Иркутской области, в которой широко представлены многие деловые ассоциации и союзы, и деятельность которой направлена на продвижение прав деловых кругов и обеспечение услуг по взаимодействию с органами власти.

Собранные следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ по Иркутской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора в отношении заместителя начальника отдела по борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота подакцизной продукции и интеллектуальной собственности ГУВД Иркутской области Антона Мякина и заместителя начальника ОБЭП по Куйбышевскому району города Иркутска Василия Степанова. Мякин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.30, ст.290 УК РФ (покушение на получение взятки), а Степанов признан виновным в пособничестве в совершении указанного преступления.

Следствием и судом установлено, что злоумышленники вымогали у предпринимательницы один миллион рублей за прекращение уголовного преследования ее сына. Потерпевшая обратилась в органы внутренних дел и в момент передачи денег сотрудники милиции были задержаны. Иркутским областным судом Мякину и Степанову назначено наказание в виде семи лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Об этом сообщает Следственный комитет при Генеральной прокуратуре России [13]

Анализ деятельности общественных организаций показал, что некоторые из них уже осуществляют кампании по просвещению общества о гражданских правах, вовлекают граждан в процесс принятия управленческих решений, осуществляют мониторинг различных аспектов деятельности органов власти, производят общественную экспертизу нормативных актов, осуществляют защиту прав человека, осуществляют мероприятия по повышению прозрачности деятельности органов власти. Ряд общественных организаций объединены в рамках Совета Общественных Инициатив, который существует в течение семи лет и позволяет координировать деятельность своих членов и проводить совместные инициативы.

На сегодняшний день в Иркутской области действует «Областной антикоррупционный комитет» с участием членов региональной Общественной палаты, представителями исполнительной власти.

По словам председателя «Областного антикоррупционного комитета» Егора Батоева, организация намерена заключить соглашение о сотрудничестве с правоохранительными органами (прокуратурой, ОВД, судами, ПДН и прочими инстанциями) в следующем году

Несмотря на то, что некоторые мероприятия уже ведутся в области, проблема коррупции требует большего внимания, а также разработки и реализации комплексной антикоррупционной стратегии для региона. В ряду вопросов, которые должны быть включены в такую программу, такие как, например, устранение административных барьеров и бюрократических проволочек, повышение подотчетности государственных чиновников, улучшение работы подразделений внутренней безопасности правоохранительных органов, а также улучшение прозрачности и подотчетности бюджетного процесса, а также конкурсного распределения бюджетных средств в муниципальных и районных органах власти Иркутской области.

Меры общего и специального предупреждения вымогательства

Говоря об общем предупреждении вымогательства, следует понимать, что без завершения начатых в стране преобразований, стабилизации экономики крайне трудно будет добиться стабилизации этого вида преступлений, как и преступности в целом.

В сфере социальной - большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований: устранение резкого социального общества; поддержку малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения; ограничение последствий безработицы; вынужденной миграции людей и т.п.

В сфере правовой - это совершенствование законодательства, прямо не нацеленного на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера (трудовых, семейных и т.д.), которые, будучи нормативно не упорядоченными, могут играть криминогенную роль .

Результаты исследований, проведенных в 2006 году по России, свидетельствуют, что наиболее действенными направлениями в борьбе с вымогательством, по мнению респондентов, являются: ужесточение наказания (34 %), повышение эффективности деятельности правоохранительных органов (28 %), контроль за деятельностью «узаконенных» организаций (14 %), осуществление контроля за доходами физических и юридических лиц (10 %), осуществление более эффективных профилактических мер (8 %), обучение способам самозащиты (6 %)

В качестве одной из мер предупреждения вымогательства следует рассматривать развитие системы личной безопасности граждан. Данная система должна найти свое выражение в профилактике вымогательства с помощью средств массовой информации, организации "Школ безопасности", которую могут инициировать администрации областей, городов, ассоциации предпринимателей, осознающих значимость проблемы с вымогательством.

Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона, официальное название которого звучит, как «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». В соответствии с новой законотворческой инициативой , Уголовный кодекс России будет дополнен положением, согласно которому за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве будут грозить штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но при этом не более 500 миллионов рублей.

Предлагается ввести следующую градацию размеров взяток: простая взятка - до 25 тысяч рублей, значительная - от 25 тысяч до 150 тысяч рублей, крупная - от 150 тысяч рублей до 1 миллиона рублей и особо крупная - свыше 1 миллиона рублей. Как рассказала помощник президента, в соответствии с новыми предложениями «обычная взятка» будет караться штрафом, 25-50-кратным размеру взятки, либо сроком лишения свободы до 3 лет со штрафом, 20-кратным сумме взятки. «Значительную взятку» предлагается облагать 30-60 кратным штрафом либо лишением свободы до 6 лет с 30-кратным штрафом. «Крупную взятку» предлагается карать 40-70-кратным штрафом либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с 40-кратным штрафом. Наказанием за «взятку в особо крупном размере» предлагается сделать либо штраф, 80-100-кратный сумме взятки, либо лишение свободы на срок от 8 до 15 лет с установлением 70-кратного штрафа.

Председатель комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей Волков считает, что установление стократных штрафов за взятки и коммерческий подкуп может остановить, прежде всего, крупных коррупционеров. Комментируя законодательную инициативу главы государства, Волков также обратил внимание на то, что наряду с богатыми взяточниками, есть так называемый «низший, бытовой» уровень - это когда взятку в пятьсот, тысячу рублей берут, например, врачи, учителя. Вряд ли они могут заплатить штраф в стократном размере, полагает депутат.

«Плюсы в этом есть. Я думаю, что в какой-то мере некоторых богатых взяточников, у которых крупные аппетиты, это остановит. Видимо, предполагается использование и альтернативных методов наказания - надо еще изучить законопроект», - заключил Волков.

Преступления против собственности имеют по преимуществу импульсивный, эмоциональный характер, их признаками являются ситуативность, внезапность. Но даже в таких случаях посягательство, преследующее цель завладеть чужим имуществом, далеко не всегда представляет собой мгновенный акт. Поскольку такое посягательство - всегда процесс развивающийся во времени, то основной путь борьбы с ним - это индивидуальная работа, специальная профилактика, оперативное обслуживание, а конкретная задача - своевременно вмешавшись в этот процесс, не допустить его развития, приостановить. Когда это удается сделать на нужной стадии, тогда мы не допускаем преступление, защищаем потенциальную жертву от преступного посягательства.

Для достижения этих целей и выполнения вытекающих из них задач необходима налаженная система информации, в которой нуждается практика, а потому она должна быть практически значимой, т.е. отвечать запросам контроля за преступностью. Нужна именно криминологическая информация, причем научно обоснованная, слагаемая на основе обобщения практического опыта.

Заключение

В данной работе освещена тема вымогательства как одного из видов преступлений против собственности. Как уже говорилось во введении, проблема совершения вымогательств была актуальна всегда, с момента появления у людей собственности. Данное обстоятельство обусловлено человеческой природой, человеческой сущностью, а значит, до тех пор, пока существует человечество, и до тех пор, пока существует собственность, данная проблема будет оставаться актуальной, а значит и изучение касающихся её вопросов не бессмысленным.

Таким образом, противостояние преступности, выполнение мероприятий направленных на профилактику и предупреждение вымогательств, задача не только государства, но и всего общества. С одной стороны государство реализуя общесоциальный и специальный комплексы мер по предупреждению преступности, обязано обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности граждан, снизить социально-экономические противоречия в обществе, обеспечить их полноценную защиту от преступных посягательств, с другой сами граждане обязаны более ответственно относится к собственному имуществу. Российские граждане порой неосмотрительно, а порой и безосновательно перекладывают заботу о своем имуществе на других лиц. Порой им кажется, что исключительно милиция должна заниматься охраной и защитой принадлежащего им имущества.

По справедливому, мнению С.А. Солодовникова, преступления против собственности, как и многие другие деяния, - явление вечное. Эти преступления будут существовать, пока существует сама собственность. Однако можно и нужно не допускать роста преступлений против собственности выше того предела, переход через который приводит к социальной напряженности.

Список литературы

Белоцерковский С.Д. Рэкет в России. - М., 2002. - 120 с.

Винокурова Н.С. Актуальные проблемы уголовно-правовой характеристики вымогательства. М. 2004

Общественные палаты регионов. Антикоррупционный союз. < #"justify">Общественное мнение о коррупции в Иркутской области: Результаты социологического исследования населения г. Иркутска 2007 г.

Петров Э.И., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений: Учебное пособие. - М.: Академия МВД России. 2007

Перов И.Ф. Уголовно-правовые и криминологические вопросы борьбы с вымогательством: М., 1999. - 23 с.

С шумом задержанный экс-мэр Братска арестован на два месяца: он обвиняется в получении взятки, NEWSru.com, <#"justify">Тайбаков А.А. Социально-криминологическое исследование корыстной преступности европейского Севера России и ее предупреждение органами внутренних дел. Дисс. докт. юрид. наук. СПб. 2002

Похожие работы на - Проблема вымогательства в российской экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!