Изучение расчетно-кассовых операций банка на примере ОАО 'СКБ-банк'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,35 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение расчетно-кассовых операций банка на примере ОАО 'СКБ-банк'

Содержание

Введение

1. Формы безналичных расчетов (что выполняет ОАО "СКБ-банк")

. Рассчетно-кассовое обслуживание

. Расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней

. Межбанковские расчеты ОАО "СКБ-банк"

. Осуществление международных расчетов по экспортно-импортным операциям

. Обслуживание расчетных операций с использованием различных видов карт

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

На современном этапе развития российской экономики, в условиях продолжающейся её трансформации и становления денежного рынка ключевую роль играет банковская система, которая обеспечивает финансовыми ресурсами предприятия, организации и малый бизнес, составляющий основу любой развитой рыночной экономики.

В связи с этим проведение анализа финансового состояния банков и их сравнительного анализа является весьма актуальной задачей, решение которой позволит выявить основные направления развития банковской системы и предоставит возможность сократить разрыв между отечественными банками и банками развитых стран.

Целью данной работы является изучение расчетно-кассовых операций банка.

Для достижения указанной цели в работе ставились и решались следующие задачи:

расчетно-кассового обслуживания клиентов;

безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах;

расчетного обслуживания счетов бюджетов различных уровней;

межбанковских расчетов;

международных расчетов по экспортно-импортным операциям;

обслуживание расчетных операций с использованием различных видов платежных карт.

Объектом исследования в работе является ОАО "СКБ-банк".

1. Формы безналичных расчетов (что выполняет ОАО "СКБ-банк")

Безналичные расчеты осуществляются в определенных формах, под которыми понимаются урегулированные законодателями условия исполнения через кредитную организацию денежных обязательств, отличающиеся порядком зачисления средств на счет кредитора, видом расчетного документа и порядком документооборота.

Перевод денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований Положения Банка России от 19.06.2012 №383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"

Формы безналичных расчётов бывают следующие:

) расчёты платёжными поручениями;

) расчёты инкассовыми поручениями;

) расчёты по аккредитиву;

) расчёты чеками:

) расчёты в форме перевода денежных средств по требованию поручителя средств;

) расчёты в форме перевода электронных денежных средств.

Безналичные расчёты включают в себя 4 участника:

) плательщик средств;

) банк плательщика;

) получатель средств;

) банк получателя.

Платёжное поручение - это поручение клиента, обслуживающему его банку, перечислить с его счёта определённой суммы на другой счет.

Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств:

а) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

в) в целях возврата или размещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;

г) по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);

д) в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров (работ, услуг) или осуществления периодических платежей.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по вне балансовому счету 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. Из данной картотеки допускается частичная оплата платежных поручений. Для этого банк использует платежный ордер. В данном случае на лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу ставится отметка "частичная оплата", а на оборотной стороне операционный работник делает запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма неоплаченного остатка, подпись).

Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется указанным договором.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:

-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению; 2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки

Инкассовое поручение - это документ на основании, которого, списание денежных средств клиента, происходит без его распоряжения.

Инкассовые поручения применяются в следующих случаях:

) когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

) для взыскания по исполнительным документам;

) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Бесспорный порядок списания денежных средств применяется по обязательствам в соответствии с условиями основного договора, за исключением случаев, установленных Банком России.

Списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств в бесспорном порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право бесспорного списания).

Инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право бесспорного списания.

Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке. Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

) по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;

) при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

) по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено.

О возврате исполнительного документа в журнале регистрации банка делается отметка с указанием даты возврата, суммы (или остатка суммы) и причины возврата.

Платёжное требование - это требование поставщика к покупателю, оплатить на основании договора определённую сумму за продажу товаров, работ, услуг.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Кроме реквизитов в платежном требовании указываются:

) условие оплаты;

) срок для акцепта;

) наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты - в поле "Назначение платежа".

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

) установленных законодательством;

) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщиков

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее трех рабочих дней.

При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле "Срок для акцепта" указывает количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считаются три рабочих дня.

Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. Никаких споров между поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк не рассматривает. В то же время как согласие на оплату, так и отказ от нее не лишает предприятий права на заявление друг другу претензий, которые рассматриваются судом или арбитражем по иску одной из сторон

Чек - это ценная бумага, содержащая приказ чекодателя обслуживающему его банку, выдать чекодержателю сумму, указанную в чеке.

Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

Коммерческий банк перед выдачей чеков клиенту производит их оформление:

) наименование банка-плательщика, его номер и местонахождение;

) наименование чекодателя и номер его лицевого счета в банке;

) предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек (проставляется на оборотной стороне чека);

) подпись должностного лица банка и печать.

Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку (чековая карточка). Она выдается в одном экземпляре независимо от количества чеков и идентифицирует чекодателя по каждому выданному им чеку.

Если клиент использовал все расчетные чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подлежать уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию в том случае, если предприятие заявило новую потребность в чеках и лимит одного чека при этом не изменился.

Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк - 10 календарных дней (не считая выписки). Чекодержатель сдает чеки в банк при реестре в 4-х экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью

Аккредитив - это поручение клиента банку выплатить определённую сумму, определённому физическому и юридическому лицу при соблюден

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

) покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

) отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

Покрытым (депонированным) считается аккредитив, при открытии которого банк-плательщика перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет "Аккредитивы к оплате" на весь срок действия обязательств банка - эмитента.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив - аккредитив, который может открываться в банке - поставщика путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива со счета банка - корреспондента ( банка-плательщика).

Отзывной аккредитив - аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком - плательщиком без предварительного согласования с поставщиком (например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором). Поэтому отзывной аккредитив в настоящее время применяется в расчетах достаточно редко.

Безотзывной аккредитив - аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в чью пользу он открыт. Применяются достаточно часто.

Достоинство аккредитива состоит в том, что отсутствует задержка оплаты продукции или услуг, поскольку деньги для оплаты приготовлены заранее.

Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в основном договоре между плательщиком и поставщиком, где, в частности, оговариваются конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок действия, вид и способ исполнения, наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых проводиться оплата и др.

Для получения денежных средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в исполняющий банк реестры счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документами. Исполняющий банк обязан проверить соответствие представленных документов условиям аккредитива, правильность заполнения реестра счетов, соответствие подписей и печати получателя средств заявленным в карточке с образцами подписей и оттисками печати. При нарушении хотя бы одного из условий аккредитива выплаты по нему не проводятся. При выплате по аккредитиву сумма, указанная в реестре счетов поставщика, зачисляются на его счет. Выплаты по аккредитиву наличными деньгами не допускаются.

Особенностью аккредитива является то, что он может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок его действия банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается договором. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитив гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

2. Рассчетно-кассовое обслуживание

Расчетно-кассовое обслуживание коммерческим банком клиентов, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности. Прежде всего, это связано с тем, что его осуществление, в совокупности с проведением операций по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и размещением этих средств от имени и за счет банка - это тот критерий, по которому, согласно Закону РФ "О банках и банковской деятельности", банк отличается от небанковской кредитной организации. Привлечение юридических и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание позволяет банкам установить с ними, деловые связи так, что взаимоотношения по расчетно-кассовому обслуживанию в дальнейшем могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества: кредитование, предоставление банковских гарантий, лизинг, факторинг, траст и т.д. Отношения, построенные таким образом, являются весьма прочными, так как банк и клиент хорошо знают и доверяют друг другу, а следовательно, становятся взаимозаинтересованными и взаимовыгодными партнерами.

Кроме того, расчетно-кассовое обслуживание клиентов выгодно для банков еще и тем, что оно способствует увеличению банковских ресурсов. В самом деле, остатки на банковских счетах клиентов, образующиеся при их расчетно-кассовом обслуживании, представляют собой не что иное, как заемные средства банка в виде вкладов до востребования. Причем данные заемные средства банк получает способом более легким и, как правило, более дешевым, по сравнению с поступлением заемных средств из других источников: вклады, депозиты, долговые ценные бумаги, межбанковские кредиты. И наконец, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов, помогают ему поддерживать свою ликвидность, т.е. обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств.

Расчетный счет предназначается для хранения денежных средств и проведения безналичных расчетов. Использование расчетного счета позволяет получить быстрый и удобный доступ к средствам через разнообразные каналы передачи распоряжений.

В ОАО "СКБ-банк" можно открыть:

-счет рублях и иностранной валюте;

-Проведение безналичных расчетов посредством систем удаленного доступа;

-Проведение платежей клиентов по системе внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов;

-Кассовое обслуживание;

-Расчеты аккредитивами;

-Валютный контроль;

-Предоставление гарантий;

-Выдача выписок по счетам, а также предоставление дубликатов документов;

Предоставление справок по операциям клиента и другие операции.

Для каждого расчетного счета существует свой перечень документов на его открытие. Такой перечень можно получить у операциониста или найти на официальном сайте банка. А также, для предприятий с разной организационно-правовой структурой пакет бумаг для открытия одного и того же счета имеет существенные отличия в наборе документов.

Заверенные копии должны содержать подпись лица, заверившего копию документа, его фамилию, имя, отчество, должность и дату заверения, а также оттиск печати (штампа) Клиента. После проверки документов, при результате "одобрено", специалист копирует экземпляр договора и экземпляр распоряжения об открытии счета и передает эти документы на подпись руководителю Банка.

Банк в праве отправить документы на доработку, если они содержат неточные, искаженные сведения или перечень документов предоставлен не полностью, а также вовсе отказать в заключении договора в соответствии с ФЗ №115.

Документы, предоставленные для открытия расчетного счета, формируются в отдельное дело по каждому клиенту с учетом требований Инструкции по соблюдению коммерческой тайны ОАО "СКБ-банк" Ответственность за формирование и хранение юридических дел возлагается на должностное лицо. При желании клиента открыть новый счет в другом подразделении Филиала, новый пакет документов может быть сформирован из копий документов, находящихся в юридическом деле клиента по ранее заключенному им договору с Банком.

Основанием для закрытия счета клиента является прекращение договора.

Договор может быть расторгнут в следующих случаях:

-по инициативе клиента - владельца счета в любое время;

-по инициативе Банка в случаях и в порядке, предусмотренных Законодательством РФ и договором.

Закрытие счета производится на основании письменного заявления о расторжении договора. Данное заявление должно содержать подтверждение остатка средств на счете на дату закрытия и реквизиты клиента для перечисления остатка средств по счету, а так же указание о расторжении договора на кассовое обслуживание, если такой был заключен. На основании этого заявления, руководитель Банка принимает решение о закрытии счета. Такое решение оформляется соответствующей резолюцией на заявление клиента о расторжении договора и закрытии счета.

После расторжения договора приходные и расходные операции не осуществляются, за исключением денежных средств поступивших после прекращения договора, они возвращаются отправителю.

Услуги по открытию (закрытию), расчетных счетов осуществляются за комиссионное вознаграждение, установленное тарифами ОАО "СКБ-банк".

Списание денежных средств осуществляется в соответствии с ГК РФ Статья 855.

С 14 декабря 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей порядок списания денежных средств с банковского счета плательщика при недостаточности на нем денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Юридические лица и частные предприниматели, которые имеют текущие счета в банках, согласно действующему законодательству должны сдавать полученную наличность, не потраченную в тот же день на текущие потребности, в учреждения банков для зачисления на их счета. У себя они имеют право держать наличность только в пределах лимита кассы.

Лимит кассы устанавливается индивидуально для каждого предприятия учреждением банку, которая ведет его текущий счет. Размер лимита определяется банком на основании заявления-расчета, поданного клиентом, с учетом режима работы предприятия, его отдаленности от банка, размеру кассовых оборотов, порядка сдачи вы торга в банки тому подобное. Предприятиям, которые имеют постоянный наличный вы торг с ежедневной сдачей его в банк, лимит кассы устанавливается на уровне, что обеспечит ему нормальную работу в начале следующего рабочего дня. Всем другим предприятиям лимит кассы может устанавливаться на уровне средне дневного поступления вы торга или среднедневного расходования вы торга за три предыдущих месяца. Коллективные сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определяют лимит кассы, сообщают его обслуживающим учреждениям банков. Если предприятие имеет несколько счетов в разных банках, то лимит кассы устанавливается за местонахождением основного счета.

Лимиты кассы не устанавливаются фермерским хозяйствам, которые занимаются исключительно производством сельскохозяйственной продукции, и индивидуальным предпринимателям, а также иностранным официальным представительствам (посольствам, консульствам и тому подобное), представительствам международных организаций, а также представительствам других иностранных организаций, если они не занимаются предпринимательской деятельностью.

Банк и налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением предприятиями лимитов остатка денег в кассах и за своевременным и полным оприходованием наличности в кассах с взиманием штрафов за обнаруженные нарушения.

Имеющаяся в предприятия наличность сверх лимита кассы может быть сдана в учреждение банку, в которой открыто основной или дополнительный текущий счет:

-через прибыльную дневную или вечернюю кассу;

-через предприятие связи, если учреждение банка расположено в другом населенном пункте.

Порядок и частоту сдачи наличности в банк предприятие согласовывает с учреждением банка, который ведет его основной текущий счет.

Принятие наличности через прибыльную кассу банк осуществляет в течение операционного дня на основании стандартного документа "Объявление на внесение наличности". В нем указываются сумма и характер взноса (торговый вы торг, плата за транспортные услуги и тому подобное), на какой счет вносится наличность и др. объявление на внесение наличности сначала проверяет операционный работник кассы, который учитывает ее в специальном журнале, заполняет ордер к Объявлению, выписывает квитанцию о принятии наличности от клиента. Все настоящие прибыльные документы операционный работник передает кассиру, который принимает объявленную сумму от клиента с по листовым пересчетом и выдает ему квитанцию.

От физических лиц банк принимает наличность для:

-зачисления на их счета (текущие, сберегательные) на основании стандартного документа "Объявление на внесение наличности" или "Прибыльный кассовый ордер", с записью суммы взноса в сберегательной книжке;

-совершения платежей по обязательствам клиента на основании "Сообщения" и с выдачей "Квитанции" об осуществленном платеже.

При принятии наличности кассиры банка проверяют банкноты и монеты на подлинность, обнаруживают фальшивые и те, которые потеряли признаки платежности, и изымают их из обращения. Остальная наличность упаковывается в установленном порядке, о приходуется к операционной кассе банка, передается к хранилищу или расходной кассе и зачисляется на соответствующие счета клиентов. Если деньги были приняты вечерней кассой, то на счета клиентов они будут зачислены в следующий рабочий день. На сумму фактически полученных от представителя клиента денег, за исключением фальшивых, ему выдается квитанция о внесении наличности. Обнаруженные фальшивые банкноты и монеты клиенту не возвращаются, а передаются правоохранительным органам. На их сумму представителю клиента выдастся справка об исключении фальшивых денег.

Если торговые и другие организации получают наличный вы торг регулярно и на значительные суммы, то сдавать их в учреждения банков целесообразно через специализированную службу инкассации и перевозки ценностей. Эта служба выдает каждому клиенту достаточное количество специальных сумок, в которые их кассиры помещают наличный вы торг и справку о сумме вложенных денег. За установленным графиком инкассаторы забирают подготовленные сумки с деньгами у торговых организаций и доставляют в учреждения банков. Передача денег инкассаторам работниками торговых организаций и принятия их у инкассаторов работниками банков осуществляется за количеством сумок без по бумажного перечисления их содержания. Поэтому в инкассации важно четко следовать установленным правилам и процедурам передачи и принятия сумок.

Доставленные инкассаторами сумки с наличностью передаются сначала к прибыльным кассам банков, где проверяется их целость, правильность пломбирования, правильность заполнения сопроводительных документов и соответствие фактического количества сумок указанной в этих документах. Если замечаний по этим вопросам нет, сумки с наличностью передаются в кассы пересчета, где они раскрываются и пересчитываются по бумажное содержание каждой сумки. Вся инкассированная наличность о приходуется по оборотной кассе, засчитывается на счет клиентов и передается в хранилище или в расходную кассу.

Важным моментом принятия наличности кассами банков являются экспертиза банкнот и монет и их обработка.

Целью экспертизы является определение подлинности банкнот, их платежности и степени износа. Экспертиза на подлинность банкнот совершается с помощью специальных приборов, которые дают возможность выявить особенные признаки настоящих и фальшивых денег. Умению осуществлять такую экспертизу кассиры периодически учатся по специальным программам.

Если банкнота признана настоящей и имеет определенный износ и незначительное повреждение, однако от нее осталось не менее ¾ начального размера и видимы водяной знак, номинал, буквы серии и номер, она считается платежной и остается в обращении. Банкнота с существенными повреждениями считается неплатежной и должна изыматься из обращения. Неплатежных банкнот предприятия не должно принимать в платеже, но банки принимают их для обмена на платежные при таких условиях:

-если не возникает сомнения в их подлинности;

-если видимый номинал банкнот;

-если отсутствующая часть банкноты не может быть принята для обмена, то есть она не составляет половины и больше общего размера банкнот.

Целью обрабатывания наличности является формирование банкнот в стандартную упаковку с единственным для всех банков оформлением, на котором обозначается название банка, который персонально формировал упаковку, номинал и количество банкнот, суммы, даты. Банкноты одного номиналу формируются в одну упаковку по 100 штук, которая называется корешком. 10 корешков одного номиналу формируются в упаковку, которая называется пачкой. Сформированные пачки обвязываются шпагатом и пломбируются. Единственный порядок обрабатывания денежных знаков создает значительные удобства для их последующего перемещения, использования, хранения, повышает ответственность кассиров, поскольку дает возможность быстро обнаружить виновных в недостаче или пропуске фальшивых денег в упаковках.

Порядок выдачи банками наличности.

Учреждения банков выдают наличность через свои расходные кассы в течение операционного дня в таких случаях:

-предприятиям, организациям, учреждениям из их текущих счетов на основании денежных чеков установленной формы с определением целевого назначения полученной наличности;

-физическим лицам из их текущих или сберегательных счетов по случайным расходным кассовым ордерам установленной формы;

-индивидуальным заемщикам полученные ими займы по расходным кассовым ордерам;

-населению при выплате ему пенсий, помощи, переводов из других банков, заработной платы работникам данного банка на основании, соответственно, поручений пенсионных органов, других организаций

-плательщиков или по расходным кассовыми ордерам.

Получены расходные документы кассир еще раз проверяет, прежде всего достоверность подписи лица, которое позволило выдачу денег, наличие данных о предъявлении паспорта и подписи о получении денег представителем клиента - получателя наличности. Если настоящие документы не вызывают сомнения, кассир отчисляет отмеченную сумму наличности и передает представителю клиента. Деньги выдаются полными пачками и корешками, если упаковка их не повреждена. В случае выдачи больших сумм наличности они могут готовиться банком предварительно. Получатель может перечислить выданную ему сумму наличности по бумажно. Это делается в отдельном помещении под надзором работника банка. Выданная клиентам сумма наличности в тот же день списывается из их счетов.

Если во время проверки расходных документов операционным работником или кассиром будут обнаружены нарушения действующих правил их оформления, они возвращаются без исполнения. Если представитель клиента, перечисляя в помещении банка полученную наличность, обнаружит недостачу, то она покрывается из кассы банка и предъявляется претензия на эту сумму учреждению банка, кассир которого сформировал соответствующую пачку и корешок. Избыток выданной суммы возвращается к кассе банка.

Предприятия при получении наличности должны указывать в чеке цели, на которые они будут тратиться, и сумму на каждую цель. Налоговые и другие контролирующие органы, коммерческие банки периодически проверяют использование предприятиями полученных средств по целевому назначению.

. Расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней

Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для современных коммерческих банков.

Настоящая Инструкция "о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации":

устанавливает единый порядок ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, поступивших на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее - органы федерального казначейства), открытые в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях (далее - кредитные организации).

Бухгалтерский учет доходов бюджетов разных уровней осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. №15н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 1999 г., регистрационный номер 1765) (далее - Инструкция по бухгалтерскому учету).

Аналитический учет доходов федерального бюджета осуществляется по видам налогов, сборов и других обязательных платежей (далее - доходы) в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации Бюджетной классификации Российской Федерации (далее - бюджетная классификация).

Оперативно-аналитический учет, распределение и отражение доходов в регистрах аналитического учета осуществляется ежедневно автоматизированно с использованием как бумажных носителей, так и электронных платежных документов.

В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств.

С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных операций, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных клиринговых центров и корреспондентских сетей.

Отличительной особенностью современных операционных подразделений банков является не только организация расчетно-кассового обслуживания и осуществление расчетов, но и профессиональное сопровождение и консультации клиентов по любым вопросам банковской деятельности, связанной с расчетами и платежными операциями.

В современной банковской практике применяются различные виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом факторов: потребностью клиентов банка в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности.

Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов определена следующими положениями.

Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило, 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке и, особенно, корпоративных клиентов, как имеющих наибольшие обороты по своим счетам и использующих широкий спектр расчетно-платежных операций.

Во-вторых, российские банки с целью укрепления платежной системы нашей страны и международных стандартов обслуживания своих клиентов, должны в рамках правового поля реализовывать такие схемы осуществления расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные услуги, чтобы через банковскую систему проходило максимальное количество платежей и расчетов. Это позволило бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и стабилизировать платежную систему и поднять уровень доверия к банкам.

Таким образом, очевидна необходимость всестороннего изучения и применения на практике современных банковских продуктов и услуг в области расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной системы, с одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой.

Закон "О банках и банковской деятельности" определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся:

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

выдача банковских гарантий;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Расчеты - это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.

Банковская деятельность в целом, и проведение расчетно-кассовых операций в частности, являются жёстко регламентируемыми и контролируемыми процессами со стороны государства, Банка России и других уполномоченных органов.

Соблюдение норм банковского права - является не только непременным условием функционирования кредитной организации, но и залогом её деятельности в долгосрочной перспективе и успешного всестороннего развития.

Центральный Банк РФ, осуществляющий регулирующие и надзорные функции за работой коммерческих банков, а также другие государственные органы разрабатывают и принимают к исполнению множество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок расчетов и ведения банковских счетов клиентов, касающихся как внешнего, так и внутреннего содержания расчетно-кассовых операций.

Центральный Банк РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. №86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России), а непосредственно коммерческие банки - в соответствии с Федеральным закон №395-1 от 01.03.2015 г. "О банках и банковской деятельности".

В рамках настоящей дипломной работы мы остановимся на основных нормативно-правовых документах, обязательных к исполнению каждой кредитной организацией и обязательных к знанию, пониманию и всестороннему анализу всем банковским служащим.

Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая. В этом документе, принятом Государственной думой РФ 22 декабря 2012 г., и введенным в действие Федеральным законом №14-ФЗ от 26 января 2013г., законодательно закреплены ключевые понятия для осуществления банковской деятельности в части открытия банковских счетов и осуществления расчетов.

В главе 44 ГК РФ вводятся:

понятия банковского вклада и договора банковского вклада;

оговорка прав на привлечение денежных средств во вклады;

форма договора банковского вклада;

виды вкладов;

условия и порядок начисления и выплат процентов на вклад;

необходимость обеспечения возвратности вкладов;

распоряжение вкладом третьими лицами;

порядок заполнения и выдачи сберегательных книжек и операций со сберегательными (депозитными сертификатами).

В главе 45 ГК РФ даются:

определение банковского счета и договора банковского счета;

возможный перечень операций по банковским счетам;

удостоверение права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете;

сроки операций по счетам;

условия кредитования счета;

порядок оплаты расходов банка на совершение операций по счету;

порядок начисления и уплаты процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете;

условия возможности зачета встречных требования между банком и клиентом;

основания списания денежных средств со счета;

очередность списания денежных средств со счета;

реализация ответственности банка за ненадлежащее совершение операций по счету;

оговорка необходимости соблюдения банковской тайны;

ограничения распоряжения счетом;

условия расторжения договора и закрытия банковского счета.

Отдельная (46-я) глава ГК РФ посвящена расчетам. Здесь даны определения наличным и безналичным расчетам, приведены формы безналичных расчетов, условия их исполнения.

Оговорена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение расчетов.

На основании базовых понятий банковского счета, договора банковского счета, порядка операций по банковскому счету и основных форм расчетов, законодательно закрепленных в Гражданском кодексе РФ, разработаны и утверждены все последующие инструкции и положения, более детально регламентирующие и регулирующие тот или иной вид расчетно-кассового обслуживания.

Одной из таких инструкций является Положение Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 19.06.2012 г. №2-П (далее - Положение №2-П), которое регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов. Согласно Положению №2-П Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета).

В I-ой части Положении №2-П определены основные формы безналичных расчетов; формы расчетных документов, порядок их заполнения, представления, отзыва и возврата. Каждой форме безналичных расчетов и соответственно расчетным документам посвящена отдельная глава Положения №2-П, в которой уделено внимание основным этапам работы с тем или иным документом.

Во II-ой части Положения №2-П определен порядок осуществления расчетных операций через корреспондентские счета (субсчета) банков открытые в Банке России; выделены особенности осуществления таких расчетов; установлены правила представления кредитной организацией расчетных документов на бумажных носителях и электронных платежных документов; порядок отзыва расчетных документов из картотеки неоплаченных расчетных документов в подразделении расчетной сети Банка России; порядок открытия и закрытия корреспондентских счетов в ЦБ РФ; порядок возврата расчетных документов из картотеки при закрытии корреспондентского счета.

Часть III Положение №2-П регулирует порядок осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам банков, открытых в других банках и по счетам межфилиальных расчетов.

В пакете приложений к Положению №2-П даны образцы форм расчетных документов и разъяснен порядок их заполнения; а также формы реестра счетов по расчетам аккредитивами, извещения о постановке расчетного документа в картотеку, заявления об отказе от акцепта; определен регламент заполнения сводного платежного поручения и основные реквизиты выписки из корреспондентского счета и другие документы.

Осуществление безналичных расчетов физическими лицами на территории РФ, то есть таких расчетов, которые не связаны с предпринимательской деятельностью, регулирует Положение Банка России от 12.12.2011 г. №222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации".

Абсолютно необходимым документом в каждодневной работе банка по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов являются "Правила ведения бухгалтерских операций в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденные Положением Банка России 16.07.2012 г. №302-П (далее - Правила) [8]. Правила определяют единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.

4. Межбанковские расчеты ОАО "СКБ-банк"

Межбанковские расчеты - это расчеты, которые осуществляются между банками <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA> на основе корреспондентских отношений, то есть договорными отношения между банками об осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого.

Межбанковские расчеты возникают в том случае, когда плательщик и получатель средств имеют счета в разных банках, а также при взаимном кредитовании банков.

Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентских счетов:

централизованный - расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР;

децентрализованный - основан на корреспондентских отношениях банков друг с другом.

Проведение расчетов через систему РКЦ.

В России преобладают централизованные межбанковские расчеты. Проведение расчетов между банками осуществляют подразделения ЦБР - расчетно-кассовые центры (РКЦ).

Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ. Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет.

Отношения между ЦБ и обслуживаемой им кредитной организацией (филиалом) при осуществлении расчетных операций регулируются законодательством, договором корсчета (субсчета).

Договор счета заключается на согласованный сторонами срок и определяет порядок расчетного обслуживания, права и обязанности КБ и ЦБ при совершении расчетных операций по корсчету, способ обмена расчетными документами, порядок оплаты за расчетные услуги, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Прием расчетных документов РКЦ осуществляется независимо от остатка средств на корсчете КБ на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов ЦБ (овердрафт).

Кредитная организация определяет вид платежа ("почтой", "телеграфом", "электронно") и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в РКЦ расчетные документы на бумажных носителях или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях). Банками используетсяавизо - официальное извещение о выполнении расчетной операции.

Расчетные документы клиентов, а также КБ по собственным операциям, на бумажных носителях представляются в РКЦ в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов.

Операции по списанию денежных средств с корсчета КБ или зачислению на этот счет подтверждаются выпиской на бумажном носителе или в виде электронного служебно-информационного документа.

КБ (филиалам), открывшим корсчета (субсчета) в РКЦ, с целью их однозначной идентификации при проведении расчетных операций присваиваются БИКи (банковские идентификационные коды) участников расчетов.

Деятельность РКЦ неразрывно связана с работой вычислительных центров (ВЦ).

Проведение расчетов через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях.

КБ (банк-респондент) заключает договор счета и открывает корсчет в другом КБ (банк-корреспондент). Банк-корреспондент открывает банку-респонденту корсчет при получении установленных документов и подписании договора счета.

Корреспондентский счет, открытый данным КБ в другом банке, называется счет "НОСТРО". Корреспондентский счет, открытый другим банком в данном КБ, называется счет "ЛОРО".

Расчетные операции осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства остатков денежных средств по корсчету по балансу банка-респондента и по балансу банка-корреспондента.

Отражение расчетных операций в балансах банка-респондента и банка-корреспондента, осуществляется одной календарной датой (число, месяц, год) - датой перечисления платежа (ДПП). ДПП устанавливается с учетом срока прохождения расчетного документа (документопробега).

В соответствии с порядком осуществления операций по корсчетам "ЛОРО", "НОСТРО" между банком-респондентом и банком-корреспондентом должна быть достигнута договоренность:

о порядке установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документопробега;

о правилах обмена документами (на бумажном носителе, в виде электронного документа) и форме реестра предстоящих платежей с перечислением необходимых реквизитов для совершения расчетных операций, способе и порядке его передачи (на бумажном носителе или в виде электронного документа);

об обязательствах банка-исполнителя направлять банку-отправителю подтверждение о совершении расчетной операции для ее отражения по корсчету в банке-респонденте и банке-корреспонденте одной датой;

о порядке действий банков при поступлении расчетного документа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции, либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств;

об обязательствах банка-респондента по пополнению корсчета для оплаты расчетных документов, предъявленных к этому счету;

о кредитовании счета банком-корреспондентом;

об условиях расторжения договора, включая случай неисполнения банком-респондентом обязательств по пополнению своего счета.

Операции по списанию денежных средств с корсчета "ЛОРО" осуществляются банком-корреспондентом по платежному поручению банка-респондента при условии достаточности средств на его счете. Списание денежных средств без согласия банка-респондента производится в случаях, предусмотренных законодательством или договором счета.

Проведение расчетов по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации.

Расчетные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, а также между филиалами одной кредитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчетов.

Внутрибанковские правила оформляются в виде отдельного документа, утверждаются исполнительным органом КБ и должны содержать:

порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличение остатка пассивного счета) счетов межфилиальных расчетов;

процедуру идентификации каждого участника расчетов в системе межфилиальных расчетов КБ (системе технических, телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, обеспечивающих возможность проведения расчетных операций между подразделениями) при осуществлении расчетов (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.);

описание документооборота, порядок передачи и обработки расчетных документов при проведении операций по счетам межфилиальных расчетов, а также последовательность прохождения документов между подразделениями КБ;

порядок экспедирования расчетных документов;

порядок установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документооборота между подразделениями;

порядок проведения расчетных операций подразделениями при перераспределении денежных средств;

порядок ежедневной выверки расчетов между подразделениями по счетам межфилиальных расчетов и по перераспределению денежных средств;

порядок действий подразделений при поступлении расчетного документа для осуществления платежа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств.

Для открытия корреспондентского счета ОАО "СКБ-банк" представляет в РКЦ заявление на открытие счета, карточку образцов подписей и печати (два экземпляра). Корреспондентские отношения между РКЦ и коммерческим банком оформляются корреспондентским соглашением. Плата за расчетное обслуживание коммерческих банков не взимается. Проценты на остатки средств на корреспондентском счете в РКЦ не начисляются.

Основным организатором системы как межбанковских, так и расчетов в народном хозяйстве выступает Центральный банк, за которым закрепляются функции:

контроля за масштабами безналичного и наличного денежного оборота, объемом денежной эмиссии в наличной и безналичной форме;

единого расчетного центра страны на единой методологической основе для всех коммерческих банков (включая специализированные);

унификации и установления правил расчетов, порядка ведения учета и отчетности.

Основополагающим принципом организации системы межбанковских расчетов является формирование двух самостоятельных подсистем:

межбанковских расчетов через систему корреспондентских счетов, открываемых в структурных подразделениях Центрального банка.

Коммерческим банкам предоставлено право самостоятельно определять порядок расчетов между своими подведомственными учреждениями, а система безналичных расчетов строится таким образом, что дает банкам и их клиентам возможность выбора конкретных путей совершения той или иной расчетной операции.

Организация безналичных расчетов осуществляется либо по централизованной, либо по децентрализованной схеме. Децентрализованные корреспондентские счета, которыми являются счета "Loro-Nostro"1, коммерческие банки используют для прямых расчетов с постоянными корреспондентами по операциям клиентов, имеющих, как правило, стабильные связи.

Развитие прямых межбанковских корреспондентских связей, с одной стороны, сократит время документооборота, поскольку обмен платежными документами между банками происходит напрямую, минуя промежуточные учреждения банковской системы. С другой - усилит процессы саморегуляции и самоконтроля на микроуровне, повысит качество осуществления расчетов ввиду материальной заинтересованности контрагентов в точности взаимных платежей.

Осуществление расчетов через централизованные корреспондентские счета, открываемые коммерческими банками в Центральном банке, в мировой практике имеет место либо в обычном расширенном (осуществление всех операций в полной сумме в пределах кредитового остатка средств на счете), либо в клиринговом режиме (взаимный зачет встречных потоков платежей и поступлений с отражением на счете только сальдовых оборотов). Система функционирования клиринговых корреспондентских счетов является более гибкой, поскольку сокращает платежный оборот по количеству и сумме операций и допускает возможность образования на них "дебетового сальдо", т.е. предоставление по мере необходимости Центральным банком кредита ("овердрафт"). Кроме того, централизованные корреспондентские счета во многих странах одновременно представляют собой резервные счета, остатки средств на которых составляют часть минимальных резервов.

5. Осуществление международных расчетов по экспортно-импортным операциям

безналичный расчет банк кассовый

ОАО "СКБ-банк" обладает генеральной лицензией на выполнение валютных операций и начал выполнять международные расчетные операции по обслуживанию экспортно-импортных сделок своих клиентов -юридических лиц. При решении вопросов расчетного регулирования возникающие проблемы обуславливают индивидуальный подход к определению условий коммерческих контрактов. Вопросы возникают в связи с множественностью существующих форм расчетов, противоположностью интересов участников сделки, наличии определенных традиций. Участники сделки при заключении контракта решают ряд вопросов, связанных с выбором взаимоприемлемой формы расчетов.

Из числа таких вопросов можно выделить:

выбор валюты цены и валюты платежа;

установление курса пересчета валют и механизма пересчета;

условия расчетов (могут быть наличными, в кредит и т.д.);

формы расчетов;

средства платежа, используемые в расчетах;

способы страхования сторон от валютных рисков и рисков неплатежеспособности.

Формы и условия расчетов по внешнеторговым контрактам. При расчетах с иностранными контрагентами на их валютно-финансовые условия оказывают влияние несколько факторов, основными из которых являются:

конъюнктура соответствующего товарного рынка;

характер товара;

торговые обычаи;

наличие межправительственных соглашений, в которых содержатся валютно-финансовые условия;

нормы национального валютного законодательства стран-контрагентов, а также международные конвенции;

сложившиеся в банковской практике единообразные правила в связи с применением во внешней торговле аккредитивной и инкассовой форм расчетов, банковских гарантий.

Типовые стандартные условия применяются по большинству биржевых товаров. К ним можно отнести нефтепродукты, лесоматериалы, металлы и др. Условия устанавливают порядок определения цен, платежей, расчетную документацию. В межправительственных соглашениях определяется общий порядок расчетов между странами. Также может устанавливаться порядок расчетов по отдельным товарам.

Под формой платежа понимается сложившийся в международной практике способ оформления и оплаты товарно-распорядительных и платежных документов. Это способ передачи права собственности. Наибольшее распространение во внешней торговле получили документарные формы расчетов в связи с переходом права собственности одновременно с передачей документов.

Примеры документарных форм расчетов - это передача документов, оплата, выставление платежного обязательства в случае предоставления рассрочки.

В контрактах фиксируется, с помощью каких средств платежа предполагается оплачивать товары (банковский перевод, инкассовое поручение и др.), против каких платежных средств происходит передача прав собственности (акцептованная тратта или вексель, чек).

Следует различать формы расчетов и банковские операции. Банковская операция представляет собой технический порядок затребования и поручения платежей по внешнеторговым сделкам, она не включает передачу права собственности. Например, операция инкассо заключается во взыскании платежей. Посредством этого вида операции производится инкассация чека, векселя. Применение инкассовой формы расчетов предполагает такие операции, как инкассация, перевод, внесение авансовых платежей. Операции по открытым счетам производятся с помощью переводов, инкассации чеков, векселей. Аналогичным образом осуществляются и другие формы расчетов.

Аккредитивная форма расчетов. Аккредитивная форма расчетов (во внешнеторговом обороте) выступает как обязательство банка произвести по поручению импортера платеж экспортеру (при наличных расчетах) или акцептовать тратту, выставленную экспортером (при расчетах в кредит), против предусмотренных документов и при соблюдении всех условий аккредитива.

Документарный аккредитив - это наиболее выгодная форма расчета для экспортера, поскольку защищает его от риска неоплаты товаров. При аккредитивной форме расчетов обязательство платежа принимает на себя банк, который открывает аккредитив. Какими преимуществами обладает аккредитив для экспортера по сравнению с другими формами расчетов, например, инкассовой перечислим их:

надежность платежа;

обеспечение быстрого получения экспортной выручки продавцом, особенно в тех случаях, когда аккредитив оплачивается банком экспортера;

в условиях валютных ограничений большое значение имеет освобождение экспортера от риска замораживания выручки в стране импортера, а открытие аккредитива предполагает получение разрешения на перевод валюты за границу.

Необходимо также добавить, что банки стран, испытывающих валютно-финансовые затруднения, прежде всего, стремятся погасить задолженность по открытым ими аккредитивам.

Кроме экспортера и импортера, участниками аккредитивной формы расчета могут выступать два или три банка.

Число банков определяется наличием корреспондентских отношений, репутацией импортера и его банка, валютным законодательством стран и некоторыми другими факторами. Экспортно-импортные сделки проводят уполномоченные банки, т.е. банки, имеющие лицензию на проведение операций, предусмотренных банковским законодательством, осуществляющие валютные операции, в том числе по поручениям клиентов;

Экспортно-импортные сделки:

сделки, предусматривающие переход от резидента к нерезиденту (от нерезидента к резиденту) права собственности на товары, включая имущество, приравненное к недвижимым вещам (кроме сделок, относимых к инвестициям);

сделки, предусматривающие оказание услуг (выполнение работ) резидентом нерезиденту (нерезидентом резиденту), а также передачу резидентом нерезиденту (нерезидентом резиденту) права временного владения и пользования имуществом, приравненным к недвижимым вещам, и прав на объекты интеллектуальной собственности по лицензионному договору.

Формы международных расчетов в коммерческих банках по экспортно-импортным операциям:

Расчеты по документарному инкассо.

Расчеты аккредитивами.

Расчеты банковскими переводами.

Кредитование внешнеэкономической деятельности.

Расчеты по документарному инкассо. Документарное инкассо - форма расчётов, при которой Покупатель (Импортер) получает товарораспорядительные, отгрузочные и другие необходимые документы против платежа по контракту или против акцепта векселя, выставленного на Покупателя (Импортера). По сравнению с поставкой по открытому счету документарное инкассо дает большую безопасность в том смысле, что оно препятствует покупателю получить товар, не оплатив его, либо не акцептовав вексель.

Документы против платежа. Если это не противоречит местному законодательству, то инкассирующий банк может выставлять на продажу документы только при осуществлении незамедлительной оплаты.

Документы против акцепта. Инкассирующий банк может отдать документы против акцепта покупателем тратты, которая может быть оплачена в определенный день или в течение 60-180 дней после акцепта. В этом случае, покупатель распоряжается товаром, не совершив оплаты за него. Путем незамедлительной перепродажи товаров, покупатель получает в распоряжение деньги, из которых будет оплачена тратта в указанный день.

Использование этого инструмента рекомендуется в случаях когда:

продавец (экспортер/принципал) и покупатель (импортер/трассат) являются надежными партнерами.

нет никаких сомнений о платежеспособности и желании покупателя купить товар.

устойчивое состояние политической, экономической и законодательной баз импортирующей страны.

международная расчетная система импортирующей страны не должна затрудняться и ограничиваться иностранным валютным регулированием.

Расчеты аккредитивами. Аккредитив представляет собой обязательство банка выплатить продавцу товаров или услуг определенную сумму денег при своевременном представлении соответствующих документов, подтверждающих отправку товара или выполнение договорных услуг.

Преимущества применения аккредитивной формы расчетов:

Продавец гарантирован в том, что получит оплату против предъявления документов, соответствующих условиям аккредитива, так как аккредитив является обязательством Банка Покупателя перед Продавцом.

6. Обслуживание расчетных операций с использованием различных видов карт

Банковские карты - это удобное средство доступа к вашим деньгам, которые лежат в банке.

Банковская платежная карта является персонифицированным платежным инструментом, предоставляющий пользующемуся картой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).

ОАО "СКБ-банк" обладает широким разнообразие кредитных карт с различными преимуществами:

Таблица 6.1 - Банковские карты ОАО "СКБ-банк" их преимущества

Вртуальная карта Visa VirtuonКарта эмитируется с использованием Системы ДБО при условии подписания соглашения об открытии банковских вкладов, счетов и об эмиссии банковских карт с использованием системы дистанционного банковского обслуживания "Банк - на - Диване" - Безопасная удобная оплата товаров и услуг в интернете; - Мгновенный выпуск без посещения Банка; - Он-лайн пополнение в Интернет-банке <#"justify">- Переводы с карты на карту.

Заключение

Данный отчет написан по итогам прохождения производственной практики в ОАО "СКБ-банк".

В ходе выполнения работы были изучены правовые основы расчетного обслуживания клиентов, нормативные документы, учебные материалы. Раскрыты основные элементы договора банковского счета, порядок их открытия, проанализированы формы безналичных расчетов. Дана характеристика кассовых операций на примере ОАО "СКБ-банк".

Подводя итог проделанной работе можно с уверенностью заявить, что Расчетно-кассовое обслуживание коммерческим банком клиентов является очень важным и прибыльным видом деятельности, оно способствует увеличению банковских ресурсов, позволяет банкам установить деловые связи так, что взаимоотношения по расчетно-кассовому обслуживанию в дальнейшем могут перерасти в другие, более тесные формы сотрудничества: кредитование, предоставление банковских гарантий, лизинг, факторинг, траст и т.д. Отношения, построенные таким образом, являются весьма прочными, так как банк и клиент хорошо знают и доверяют друг другу, а следовательно, становятся взаимозаинтересованными и взаимовыгодными партнерами.

Также в отчете представлена общая информация о банке как о кредитной организации. В приложениях к отчету представлены образцы документов, оформляемые при осуществлении вышеперечисленных операций.

В отчете представлена информация о порядке осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов банка, о порядке осуществления вкладных операций, о счетах, открываемых банком на основании договора банковского счета.

Список использованных источников

1.Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.2014 г. (<#"justify">Приложение

Председателю Правления

ОАО "СКБ-банк"

ЗАЯВЛЕНИЕ

на открытие непокрытого документарного аккредитива

Наименование клиента:_________________________________________

Цель использования ресурсов: _____________________________

Валюта и сумма аккредитива: ___________________________________

Срок финансирования по аккредитиву: _________________________

Предлагаемое обеспечение: _________________________________

____________________________________________________________

Юридический адрес: ___________________________________________

______________________________________/____________________/

(должность руководителя) (подпись) (Ф.И.О.)

М.П.

Дата:

Похожие работы на - Изучение расчетно-кассовых операций банка на примере ОАО 'СКБ-банк'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!