Использование методов профилактики простудных заболеваний в условиях дошкольного образовательного учреждения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,34 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование методов профилактики простудных заболеваний в условиях дошкольного образовательного учреждения

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы профилактики простудных заболеваний

.1 Понятие и виды профилактики

.2 Методы профилактики заболеваний

.3 Особенности профилактики простудных заболеваний

Выводы по 1 главе

Глава 2. Практические аспекты профилактики простудных заболеваний у детей дошкольного возраста

.1 Неспецифическая профилактика острых респираторных вирусных заболеваний в детских дошкольных учреждениях

.2 Противоэпидемические мероприятия

.4 Разработка рекомендаций по организации закаливания в МДОУ п. Забайкальск

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья, а также профилактика заболеваний и других нарушений здоровья - это сфера деятельности не только сектора здравоохранения, но и политики, законодательства, производства, охраны окружающей среды.

«Здоровье» (согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения) - «это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» - необходимое условие для гармоничного развития личности.

И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте - зачастую уже невозможно. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья как части общей культуры человека - осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью окружающих людей и природной среды.

Последнее время перед образованием встает вопрос, какие направления должны стать приоритетными в работе руководителя и педагога дошкольного образовательного учреждения в современных условиях? Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ребенка. Очень важно понять, что имеется в виду его психическое и физическое здоровье. Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления» [ 12б с. 34].

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Объект исследования: профилактические мероприятия в дошкольном учреждении.

Предмет исследования: организация профилактики простудных мероприятий в дошкольном образовании.

Цель курсовой работы: исследовать методы профилактики простудных заболеваний в дошкольной организации.

Задачи исследования:

анализ теоретических основ медицинской профилактики простудных заболеваний.

исследовать особенности профилактики в дошкольных организациях.

разработать мероприятия по профилактике ОРЗ на примере МДОУ «Солнышко» п. Забайкальск.

Глава 1. Теоретические основы профилактики простудных заболеваний

.1 Понятие и виды профилактики

Профилактика - это комплекс мер, направленных на предупреждение заболеваний, народная мудрость «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - яркая иллюстрация данного понятия. Вопросы предупреждения болезней своими корнями уходят к медицине Древнего Мира, но широкая разработка научных основ профилактики началась только в 19 веке, в связи с достижениями в области микробиологии, физиологии и гигиены.

Профилактика - составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики.

Первичная профилактика - это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.).

К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-рофилактическими учреждениями.

Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Ряд специалистов предлагают термин «третичная профилактика» как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Выделяют общественную, включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве.

Индивидуальная - включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.

Общественная - включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения.

Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры.

Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья. Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д.

.2 Методы профилактики заболеваний

Под методами понимают три основных способа ведения пропаганды :

устный, печатный, изобразительный(наглядный) и их комбинации.

Средства(или формы ) - это совокупность конкретных приемов ведения

работы, используемые в процессе индивидуального , группового, массового воздействия на население.

Они входят в состав каждого из методов. . К средствам устной пропаганды относятся:

средства, при использовании которых имеется непосредственный контакт с аудиторией:

лекция(эпизодическая, цикловая), беседа(индивидуальная, групповая), «вечер вопросов и ответов», диспут (дискуссия), викторина, конференция, семинар и др.; средства, при использовании которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует, радиовыступление, телевыступление , кино - видеодемонстрация и др. . Метод печатной пропаганды включает следующие средства:

публикации в прессе, научно-популярные брошюры , памятки, буклеты, листовки, книги, методические пособия и др. . Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает плоскостные средства (плакат, рисунок, слайды, фотографии, кино-, видеофильм), объемные средства(муляж, макет, скульптура и др), натуральные объекты, используемые как наглядные пособия и экспонаты для выставок(изделия, продукты, макро-, микропрепараты).

.3 Особенности профилактики простудных заболеваний

К простудным заболеваниям (ПЗ) относят разнообразные острые инфекционные заболевания и обострение хронических заболеваний верхних дыхательных путей. Названия болезней соответствуют анатомическим образованиям, начиная сверху вниз: носовая полость, глотка, гортань, трахея и бронхи. Соответственно этому происходят названия: ринит, фарингит, ларингит, трахеит и бронхит.

Большинство вирусов имеет подтипы и подгруппы, которые исчисляются сотнями и тысячами, на многие из которых не возникает перекрестного иммунитета. Для того, чтобы выработался иммунитет на все виды вирусов, необходимо в буквальном смысле «переболеть» всеми инфекциями по очереди. Известно, что иногда на конкретный инфекционный агент вырабатывается стойкий иммунитет, как правило, он сохраняется всего несколько месяцев. Поэтому повторная встреча со «старым знакомым» может опять закончиться заболеванием, особенно в периоды эпидемий вирусных инфекций.

Простудные заболевания объединяют в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ, грипп, аденовирусы, вирус Коксаки, герпес и др.). Проникая в человеческий организм через слизистые оболочки, вирус начинает активно размножаться и раздражать их. Поэтому появляются ощущения заложенности носа, насморк, боль в горле, кашель, головная боль и повышение температуры тела. Простуде может сопутствовать боль в мышцах, особенно часто в икроножных, слезотечение, расстройства пищеварения.

Заболеваемость респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях может наблюдаться в течение всего года с подъемами в осенние и зимне-весенние периоды. Уровень заболеваемости определяется рядом факторов общеэпидемического порядка (эпидемиологической ситуацией), санитарно-гигиеническими условиями детских учреждений, распространенностью носительства вирусов и микоплазм в коллективе.

Заражение детей острыми респираторными вирусными инфекциями происходит в детских учреждениях, в семье ребенка, в общественных местах, особенно в период эпидемических вспышек. Немаловажное значение имеет также заражение на транспорте, что подтверждается более высокой заболеваемостью в детских учреждениях, где большинство детей вынуждено пользоваться городским транспортом, по сравнению с учреждениями, обслуживающими детей своего микрорайона.

Распространение острых респираторных вирусных инфекций в значительной степени связано с нарушением санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил в детском учреждении.

Заболеваемость в группах, размещенных в помещениях недостаточной площади, состоящих из одной комнаты, являющейся одновременно игровой и спальней, в 1,5 - 2,5 раза выше, чем в группах, соответствующих гигиеническим нормам. Перегрузка групп, скученность, нарушения режима - прежде всего воздушного и температурного - также ведут к повышению заболеваемости.

Важную роль в распространении респираторно-вирусных инфекций в детских коллективах играет наличие вирусоносителей у детей с субклиническими формами заболеваний. В различные сезоны года выявляется до 17% детей - носителей аденовирусов, до 18% - носителей микоплазм.

В отличие от носителей вируса гриппа, выявление которых в учреждениях невозможно без вирусологического исследования, заподозрить носительство аденовируса можно по ряду клинических признаков: у детей выявляется вяло текущий ринит, гиперемия и отечность задней стенки глотки, гипертрофия миндалин различной степени; затяжное течение аденовирусной инфекции чаще наблюдается у детей с аллергическими проявлениями.

Особенностью микоплазменной инфекции является возможность длительного носительства возбудителя реконвалесцентами, особенно детьми с хроническими воспалительными поражениями носоглотки и миндалин, обусловленными, в частности, аденовирусами. Проведение необходимой санации носоглотки таким детям снижает носительство как микоплазм, так и аденовирусов в коллективе.

Наряду с вирусоносителями в детском коллективе могут находиться и больные с острыми респираторными заболеваниями, которые часто протекают в такой легкой и клинически почти не выраженной форме, что дети продолжают посещать учреждение. Как правило, в этих случаях заболевание протекает благоприятно, без бронхо-легочных поражений.

Такое течение болезни объясняется развитием иммунитета и повышением резистентности у детей, регулярно посещающих детские коллективы, к широкому кругу респираторных вирусов, что подтверждается наличием у них высокого уровня антител к вирусам. Таким образом, пребывание детей с указанными формами заболеваний не представляет серьезной эпидемиологической опасности для данной группы, где постоянно имеются вирусоносители. Однако больные с выраженными проявлениями инфекции должны изолироваться незамедлительно, поскольку именно они наиболее опасны как источники заболеваний.

С учетом вышеизложенного длительность изоляции заболевших детей должна устанавливаться исходя главным образом из динамики клинических проявлений.

Группы с постоянным составом детей (с меньшей текучестью) имеют, как правило, более низкую заболеваемость, чем группы, состав которых часто обновляется.

Заболеваемость респираторно-вирусной инфекцией зависит от срока пребывания ребенка в коллективе. Наиболее часто дети заболевают в первые 3 месяца пребывания в коллективе; в последующие месяцы заболеваемость снижается, и к концу года она практически не отличается от показателей заболеваемости всего коллектива.

Выводы по 1 главе

Существуют различные методы стимулирования защитных сил организма, укрепления иммунной системы <#"justify">№ п/псодержаниегруппаПериодичность выполненияответственныйвремя1 . организация двигательного режима.Физкул-ые занятияВсе группы.2 раза в неделю в зале. 1 раз на прогулке.Педагог по физической культуре. Воспитатели.В течение года.Утренняя гимнастикаВсе группы.Ежедневно на воздухе или в хорошо проветренном помещении.Воспитатели. В течение года.Гимнастика после снаВсе группы.ежедневноВоспитатели. Контроль мед. работника.В течение года.Пальчиковая гимнастикаВсе группы.2-3 раза в день.Воспитатели. В течение года.Прогулки с включением подвижных игрВсе группы.Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15°С для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20° С Воспитатели.В течение года.Спортивный досугВсе группы1 раз в месяц.Педагог по физической культуре. Воспитатели.В течение годаОздоровитель-ный бегСредняя, старшая.Ежедневно во время прогулок.Педагог по физической культуре. Воспитатели.С апреля по ноябрь на улице. С декабря по март в помещении.2. закаливание с учетом состояния здоровья ребенка.Воздушные ванныВсе группыЕжедневно.Воспитатели.В течение годаПрогулки на воздухеВсе группыПрогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20° С и скорости ветра более 15 м/с.Воспитатели.В течение годаХождение босикомВсе группыЕжедневно.Воспитатели.В течение годаОбширное умываниеВсе группыЕжедневно.Воспитатели.В течение года. Обливание ногВсе группыПосле 1 прогулки.Воспитатели. Помощник воспитатетя.В течение годаПолоскание зева водой комн. темп.Все группыПосле каждого приема пищи.Воспитатели. Помощник воспитателя.В течение годаИгры с водойВсе группыНа прогулке.Воспитатели.Июнь- август.

Выводы по 2 главе

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Заключение

Таким образом, основными мероприятиями по профилактике инфекционных заболеваний в детских дошкольных учреждениях являются:

Соблюдение принципа групповой изоляции при планировке учреждения;

Оздоровительные мероприятия:

рациональный режим сна и отдыха;

физическое воспитание;

воздушный режим;

правильная организация питания;

закаливание;

дыхательная гимнастика;

Противоэпидемические мероприятия:

медицинские осмотры детей и работников;

систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников и сотрудников;

соблюдение санитарных норм;

контроль за пищеблоком;

своевременное выявление больных и носителей инфекции

вакцинация

карантинные мероприятия

эпидемиологический контроль.

Гигиеническое воспитание.

Список литературы

Кузьмичева А., Шарлай И. Детские инфекционные болезни. - М., Медицина, 2008.

Чабовская А. Основы педиатрии и гигиены детей. - М., 2009.

Методические рекомендации «Профилактика острых респираторных вирусных инфекций в детских дошкольных учреждениях» (утв. Минздравом)

Лещинский Л.А. Берегите здоровье.- М.: физкультура и спорт,-2009с.143

Праздников В.П.: «Закаливание детей дошкольного возраста» - Ленинград: изд-во «Медицина»,2008

Здоровье ребенка. Хорди Виге. Пер. с англ.Сапцина У.- М.: ООО «Издательство Лабиринт-Пресс», 2008.

Артюхова Ю. Как закалить свой организм. Минск, 2009

Иванченко В. Г. Тайны русского закала. М., 2010

Ильинич В. И. Физическая культура студента, М., 2009

Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье, М., 2010

Мильнер Е. Г. Формула жизни, М., 1991

Никитин Б.П., Никитина Л.А. «Резервы здоровья ваших детей», М.: «Физкультура и спорт», 1990

Попов С. Н. Лечебная физическая культура, М., 1978

Пономорев С.А. «Растите малыши здоровыми», М.: «Советский спорт», 1989.

Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. М.: «Академия», 2007

Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е издание - М.: Издательский центр «Академия», 2008

Толкачев Б. С. Физкультурный заслон ОРЗ, М., 1988.

Тонкова-Ямпольская Р.В. «Ради здоровья детей», М., 1985

Приложение 1

Профилактика простудных заболеваний

Памятка для родителей.

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)- группа заболеваний, вызываемых вирусами (вирусы гриппа, парагриппа, РС-вирус, аденовирусы и др.).

ОРВИ- это наиболее распространенные заболевания среди взрослых и детей. Дети в период адаптации в детских учреждениях могут болеть ими до 10-12 раз в году.

Подъем заболеваемости ОРВИ отмечается чаще в холодное время года. Однако случаи ОРВИ могут встречаться в течение всего года. ОРВИ -это воздушно-капельные инфекции, источником являются больные. Особенно опасны люди, переносящие ОРВИ «на ногах». Вирусы передаются при чихании, кашле, разговоре, через предметы обихода, которыми пользуется больной -носовые платки, полотенце, посуда, при рукопожатии.

Профилактика ОРВИ <#"justify">Возраст детей Начальная t0 Конечная t 0 до 3 лет + 350С +26+280С 3 - 4 года +34+350С +240С 5 - 7 лет +34+350С +220С

Температуру воды снижают через 3 - 4 дня на 20. Достигнув конечной температуры воды, ее сохраняют в течение 2 месяцев для обеспечения эффекта закаливания. В дальнейшем можно усилить действующим фактором или увеличить время его действия.

Физически выносливым , редко болеющим детям 5 - 7 лет , рекомендуются контрастные общие обливания. Цикл «нагревание - охлаждение» должен повториться 3-5 и более раз.

Плавание и купание в условиях организованного коллектива, имеющего закрытые бассейны, являются одним из наиболее сильных по действию водных методов закаливания, используемых круглогодично. Закаливающими факторами при этом являются вода, оказывающая механическое, охлаждающее действие и воздух, обеспечивающий испарение влаги с кожных покровов. Этот вид закаливания проводится под наблюдением инструктора ЛФК (или инструктора по плаванию) и контролем врача. Начинать его можно с 4-летнего возраста. При этом температура воздуха в помещении должна быть не менее +250 и воды не менее +230. Продолжительность купания от 3 до 8 минут не более 1 раза в день.

Физические упражнения и закаливание

Для повышения устойчивости организма ребенка к действию охлаждении целесообразно использовать в режиме дня оздоровительный бег на открытом воздухе в облегченной одежде круглогодично. Проводить его рекомендуется во время физкультурных занятий на открытом воздухе или утреней гимнастики.

Похожие работы на - Использование методов профилактики простудных заболеваний в условиях дошкольного образовательного учреждения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!