Социальная защита населения в Республике Беларусь и проблемы ее финансового обеспечения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,38 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная защита населения в Республике Беларусь и проблемы ее финансового обеспечения

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов

Специальность - финансы и кредит








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: Социальная защита населения в Республике Беларусь и проблемы ее финансового обеспечения



Студент

ВШУБ, 5 курс, ВВК-2 Н.В.Губарь




МИНСК 2015

РЕФЕРАт

Курсовая работа: 37 с., 3 рис., 2 табл., 31 источник.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ФУНКЦИИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ДОХОДЫ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, РАСХОДЫ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Объект исследования - социальная защита населения в Республике Беларусь.

Предмет исследования - финансовое обеспечение социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Цель работы: изучить тенденции социальной защиты населения, проанализировать социальную защиту в Республике Беларусь и на основе анализа разработать пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок, графический.

Исследования и разработки: изучена экономическая сущность и значение социальной защиты населения в Республике Беларусь, организация социальной защиты в Республике Беларусь, а также проведён анализ формирования и расходования средств Фонда социальной защиты населения, разработаны пути оптимизации финансовых ресурсов Фонда социальной защиты населения.

Элементы научной новизны: в результате критического анализа сущности, порядка исчисления и уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения выработаны основные направления по оптимизации финансовых ресурсов доходной части Фонда социальной защиты населения.

Область возможного практического применения: Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные теоретические, методологические и методические положение и концепции сопровождаются ссылками на их авторов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКА СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Анализ поступления платежей в Фонд социальной защиты населения

Анализ использования средств Фонда социальной защиты населения

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально - экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками.

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции наше государство имеет статус социального, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.

Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём. Появилась безработица. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.

Набирает силу процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу за престарелыми и т.п.

Увеличивается число неполных семей, что предполагает совершенствование социального законодательства в части гарантий дохода, ухода за малолетними детьми, занятости и профессионального обучения женщин из неполных семей, чтобы они могли сочетать работу с семейными обязанностями.

При этом следует иметь ввиду, что спад производства, перестройка многих отраслей народного хозяйства и ряд других факторов повлияли на ограничение средств государственного бюджета на социальные расходы. Всё это и определяет актуальность исследования вопросов социальной защиты населения.

Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере Республики Беларусь повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. В республике складывается обновленная национальная модель социальной защиты, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали разворачиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип помощи и т. д. В республике идет поиск наиболее эффективных организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы. В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.

Целью курсовой работы является изучение тенденций социальной защиты населения, анализ социальной защиты в Республике Беларусь и разработка на его основе путей совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

провести анализ необходимости социальной защиты населения, ее сущности и основных категорий;

проанализировать структуру и динамику доходов и расходов Фонда социальной защиты населения;

предложить пути оптимизации финансовых ресурсов доходной части Фонда социальной защиты населения.

Теоретической и информационной основой исследования послужили законодательные и нормативные документы Республики Беларусь, публикации в периодических изданиях, специальная экономическая литература, материалы сети Интернет.

Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие ученые: И.В. Гущина, Н.Е. Заяц, А.В. Бондарь, О.И Лаврушин, Г.И. Кравцова, В.И. Тарасов.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, а также специальные методы и приёмы.

Большая актуальность и практическая значимость социальной защиты населения в Республике Беларусь, проблемы ее финансового обеспечения и недостаточная изученность этой проблемы и определили мной выбор такой темы курсового исследования.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства, так как это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту - это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.

Таким образом, система социальной защиты предполагает обеспечение минимальных жизненных стандартов для всех членов общества. Теоретическое обоснование такого подхода было предложено Дж.Роулзом, который полагал, что если человеку не дано предвидеть свое будущее, то он должен быть защищен от разного рода социальных и экономических рисков путем участия в системе страхования, организованной государством. Следовательно, организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства.

Термин «социальная защита» был впервые применен в Законе о социальной защите США в 1935 г., который определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы [32, .42]. Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда, так как он просто и достаточно однозначно выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этого определения значительно расширились, а в качестве субъектов социальной защиты добавились такие категории, как малообеспеченные семьи, люди, пострадавшие от военных действий, природных и техногенных катастроф и другие.

В Республике Беларусь термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации. Потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

В настоящее время в Беларуси действует достаточно эффективная модель социальной защиты, которая регулируется государственными программами и законодательными актами, направленные на достижение соответствующих результатов в конкретном секторе социальной сферы.

Система социальной защиты должна гарантировать:

. достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинств;

. максимально полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему;

. равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы;

. эффективность функционирования учреждений социальной защиты.

Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни.

Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории: политэкономический, методологический и инструменталистский.

К важнейшим характеристикам категории «социальная защита» Л. Якушев относит: «виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием». [35, .34]. Данный методологический подход опирается на позиции Международной организации труда, рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи.

Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, Х. Ламперт к формам социальной защиты относит: «различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий». [36, .150].

Таким образом, социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов, общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни.

В качестве субъектов управления в системе социальной защиты выступают прежде всего службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Вопросы социальной защиты населения решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, физкультуры и спорта, жилищных и коммунальных хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляется также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло. К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи и группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т. д.

Объект социальной защиты - все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои - семьи с низкими доходами, инвалиды, граждане на попечении государства (престарелые¸ воспитанники детских домов и интернатов), жертвы национальных и межнациональных конфликтов, экологических бедствий, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, молодежь и пожилые люди.

Следует отметить, что изучать деятельность как субъектов, так и объектов необходимо в их взаимодействии; совершенствование системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так и объекта.

Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий.

Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь. Социальное страхование - это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.

Каждый может оказаться в такой ситуации, где невозможно не избежать социального риска. Более того, такие ситуации постоянны, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход на пенсию). Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.

Экономическим источником страховых взносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

Социальная помощь - оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Минимальные социальные гарантии - важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.

Социальная поддержка включает наличие соответствующих гарантий, которые выступают как обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей. Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо можно выделить гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.

На практике, каждое государство независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в предусмотренных законодательством случаях государством предусмотрен ряд социальных гарантий.

Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот и пособий. В нынешних условиях социально-экономического развития Республики Беларусь границы социальной защиты более расширены, так как она снижает дифференциацию населения по уровню доходов, смягчает ситуацию, при которой сложности переходного к рынку периода перекладываются на одни группы населения при заметном выигрыше других; приостанавливает прогрессирующее обнищание населения вследствие большого отставания оплаты труда от уровня цен, недоступности для населения из-за высоких цен многих товаров повседневного спроса; обеспечивает сохранность рабочих мест как основного источника средств существования всех членов общества; обеспечивает доступность для всех слоев и групп населения необходимых благ и услуг социального характера (образование, здравоохранение, культура и т.д.); учитывает, что меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными или невыполнимыми в отношении другой и т.д.

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира.

Таким образом, политика социальной защиты направлена на стабилизацию материального положения наиболее уязвимых слоев населения в частности и повышения уровня жизни населения и благосостояния страны в целом, и осуществляется посредствам специальных мер и стандартов.

Можно сделать вывод, что создание системы социальной защиты является одной из основных функций социальной политики. Под социальной защитой понимаются определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

История создания и деятельность Фонда социальной защиты населения

В Беларуси система социального страхования в современном его понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства.

В дальнейшем, в целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 №122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица. Указом от 24.09.2001 №516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [27].

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией <consultantplus://offline/ref=0F113C5C8B920C0FD79375DBAADD5D4F552DC1D5490822235C402FE40C8C81D856gBe3N> Республики Беларусь, Положением о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

В систему Фонда входят областные и Минское городское управления с правами юридического лица, а также городские, районные и районные в городах отделы. В структуру территориальных органов входят отделы, секторы.

Основными задачами Фонда являются:

реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования;

разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

осуществление профессионального пенсионного страхования;

международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами:

организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование;

финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;

организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального учета;

финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке <consultantplus://offline/ref=0F113C5C8B920C0FD79375DBAADD5D4F552DC1D5490B28225D4726B90684D8D454B434EEF7939A9975599CE11DgEe0N>, уполномоченном обслуживать государственные программы;

осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;

назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством [28].

Анализ поступления платежей в Фонд социальной защиты населения

Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования. Средства Фонда являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

Разработанный Фондом на планируемый год бюджет рассматривается на правлении Фонда, направляется в Министерство финансов и утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. При подготовке бюджета в основу закладываются прогнозируемые макроэкономические показатели по данным Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда, Национального банка, статистические и отчетные данные, аналитические показатели.

Доходы и расходы бюджета Фонда осуществляются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Средства Фонда в соответствии с действующим законодательством образуются за счет:

обязательных страховых взносов;

взносов на профессиональное пенсионное страхование;

ассигнований из республиканского бюджета;

доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

сумм недоимок, пеней и административных штрафов;

других поступлений.

Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.

Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.

Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:

работодатели - юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, - индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, творческие работники, граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, а также граждане, работающие за пределами Республики Беларусь;

белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" (далее - Белгосстрах), уплачивающее обязательные страховые взносы за неработающих инвалидов, не достигших возраста, установленного законодательством, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; за лиц, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Все годы существования Фонда его бюджет исполнялся без дефицита, был сбалансированным, расходы бюджета покрывались доходами без дотаций со стороны государства.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда) за 2013 год исполнен с профицитом.

Поступления в бюджет фонда за 2013 год составили 77 910 271 497,2 тыс. руб., из которых страховые взносы предприятий и работающих граждан - 75 868 843 179,6 тыс. руб. (97,38 % общих поступлений), взносы на профессиональное пенсионное страхование - 566 374 681,6 тыс. руб. (0,72 % общих поступлений) (таблица 1).

Таблица 1 - Формирование дохода бюджета Фонда социальной защиты населения за 2013- 1 июля 2015 гг.

тыс. рублей

Показатели

Год


2013

2014

2015

Взносы на государственное социальное страхование в том числе:

76 435 217 861,2

91 248 287 183,4

47 143 242 265,7

 Обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;

75 868 843 179,6

90 229 178 482,2

 взносы на профессиональное пенсионное страхование

566 374 681,6

1 019 108 701,2

471 780 734,0

Неналоговые доходы - всего в том числе:

1 475 053 636,0

1 826 635 960,2

1 167 829 160,7

проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами

30 034 614,4

22 868 959,5

5 612 230,6

 доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования

548 492 160,4

605 447 396,2

289 995 299,7

доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование

487 033 816,3

703 846 179,3

578 049 263,0

Административные штрафы за Нарушение законодательства о государственном социальном страховании

15 026 572,0

37 758 071,4

26 034 106,8

 Другие поступления

394 466 472,9

456 715 353,8

268 138 260,6

Итого

77 910 271 497,2

94 402 923 143,6

50 111 071 426,4

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [24,25].

Анализируя поступления средств Фонда два последних года можно сделать вывод, что наблюдается стабильный рост данного показателя (прирост дохода бюджета Фонда социальной защиты населения составил 21%).

Выявленную динамику роста поступления средств в Фонд социальной защиты населения проиллюстрируем рисунком 1.

Рисунок 1 - Рост поступлений в Фонд в 2013 - 2014 гг..

Примечание - источник: собственная разработка

В 2014 году взносы на государственное социальное страхование на 19% больше, чем в 2013 г.

В результате размещения временно свободных финансовых средств в депозиты банков получено доходов в сумме 22 868 959,5 тыс. рублей, что на 23,8% меньше, чем в 2013 году.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование в 2014 году поступили в сумме 703 846 179,3 тыс. рублей (в 2013 г. - 487 033 816,3 тыс. рублей).

По сравнению с 2013 годом в 2014 году сумма других поступлений поступления увеличились и составила 456715353,8 тыс. рублей.

Что касается структуры доходов Фонда социальной защиты населения, то в 2014 году удельный вес страховых взносов организаций составил 95% общих поступлений, взносы на профессиональное пенсионное страхование составляют 1,08% общих поступлений.

Кроме того, в структуре доходов Фонда социальной защиты населения выделяют доходы от капитализации средств Фонда (их удельный вес в 2014 году составил 0,64%,); проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами составили 0,024% в общей структуре доходов Фонда, доходы от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование (их удельный вес в доходах Фонда в 2014 году - 0,75%), административные штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании составили 0,04%, и другие поступления, процент которых не превышает 0,48% в общей структуре дохода.

Для повышения иллюстративности структуры доходов Фонда социальной защиты населения, составим структурную диаграмму и представим ее на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура доходов Фонда социальной защиты населения в 2014 году

Примечание - источник: собственная разработка

Как свидетельствуют данные рисунка 1, основным источником средств Фонда являются обязательные страховые взносы организаций работодателей, работающих граждан и физических лиц, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы. Удельный вес этих поступлений на протяжении всего рассматриваемого периода составлял более 95,0% общих поступлений.

Анализ использования средств Фонда социальной защиты населения

Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на:

выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;

выплату профессиональных пенсий;

выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);

оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;

финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;

финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование выплат, установленных законодательством о государственном социальном страховании.

Страховые случаи, при наступлении которых застрахованные обеспечиваются выплатами из средств Фонда социальной защиты населения:

болезнь и временная нетрудоспособность;

беременность и роды;

рождение ребенка;

уход за ребенком в возрасте до трех лет;

инвалидность;

достижение пенсионного возраста;

потеря кормильца;

смерть застрахованного лица или члена его семьи.

Зачисление средств Фонда на соответствующие счета, их учет и использование осуществляются в порядке, устанавливаемом правлением Фонда по согласованию с Министерством финансов и Национальным банком.

Расходы бюджета Фонда в 2013 году - 1 июля 2015 года представлены в таблице 2.

Показатели

Год


2013

2014

2015

Выплата трудовых пенсий, пенсионных Выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий

60 870 305 656,6

73 989 664 459,3

40 352 908 833,4

Выплата пособий по Временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребени

16 001 767 424,2

18 351 325 203,5

11 110 930 587,7

Выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь

383 907 320,3

443 463 574,9

256 211 481,9

Выплата дополнительных профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами Общеустановленного пенсионного возраста

9 946 091,7

17 952 823,5

11 495 977,8

Оказание материальной помощи Нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования

29 999 237,1

35 981 425,0

22 809 047,8

Финансирование мероприятий по Обеспечению занятости населения - всего

184 589 611,5

189 534 287,7

81 463 820,6

Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление

408 719 308,6

552 345 700,8

333 632 715,3

Финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений Федерации профсоюзов Беларуси

180 028 248,0

194 610 000,0

114 769 358,0

Финансирование деятельности Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, в том числе его материально-технического обеспечения

248 016 117,3

333 012 787,5

137 295 062,2

Финансирование мероприятий по Развитию стационарных учреждений социального обслуживания

114 559 966,6

67 000 000,0

68 406 465,8

Иные расходы в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании

1 244 224,5

1 375 773,0

1 107 193,9

ИТОГО

78 433 083 206,4

94 176 266 035,2

52 491 030 544,4

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [24,25]

Анализируя расходы Фонда за два последних года можно сделать вывод, что наблюдается стабильный рост данного показателя.

В 2014 году расходы составили 94 176 266 035,2 тыс. руб., для сравнения, в 2013 году расходы 78 433 083 206,4 тыс. руб.

На финансирование выплат пенсий направлена основная доля расходов, 73 989 664 459,3 тыс. руб., что составило 78% от общего числа расходов Фонда.

На выплату пособий использовано 18 351 325 203,5 тыс. руб., что составляет 19,49% расходов Фонда.

Кроме того, в структуре расходов выделяют такие статьи, как финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление, расходы на содержание органов Фонда, финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений, расходы на профессиональное пенсионное обеспечение.

В 2014 году на финансирование развития стационарных учреждений социального обслуживания было направлено 67 000 000,0 тыс. руб., что составило 0,07%.

Расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения профинансированы в сумме 552 345 700,8 тыс. руб., что составило 0,59%.

На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения направлено 189 534 287,7 тыс. руб. (0,2% от общего числа расходов).

Смета расходов на содержание органов ФСЗН за 2014 год исполнена в сумме 333 012 787,5 тыс. руб. Удельный вес этих расходов составил 0,35 % от общих расходов бюджета.

Для повышения иллюстративности структуры расходов Фонда социальной защиты населения, составим структурную диаграмму и представим ее на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура расходов Фонда социальной защиты населения в 2014 году

Примечание - источник: собственная разработка

Как видно из диаграммы наибольшая часть расходов Фонда - это расходы на выплату пенсий, в 2014 году они составили 78%.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что Фонд социальной защиты населения представляет собой финансовый институт, который аккумулирует средства населения и выплачивает их в виде пособий и пенсий при наступлении страхового случая. Последним может быть рождение ребенка, потеря трудоспособности, потеря кормильца, старость.

Средства Фонда имеют целевую направленность и расходуются на выплату пенсий, пособий по государственному социальному страхованию, финансированию выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансирование деятельности Фонда и другие расходы.

Поступления в бюджет фонда составили 94 402,9 млрд. руб., из которых обязательные страховые взносы предприятий и работающих граждан - 89 756,1 млрд. руб. (95,1 % общих поступлений), взносы индивидуальных предпринимателей - 473,0 млрд. руб. (0,5 % общих поступлений). Удельный вес доходов в ВВП составил 12,1 %.

Расходы бюджета фонда составили 94 176,3 млрд. руб., из которых на финансирование выплат пенсий направлено 73 989,7 млрд. руб. (78,6 %), на выплату пособий -18 351,3 млрд. руб. (19,5 %). Удельный вес расходов в ВВП составил 12,1 %.

За отчетный период количество плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет фонда увеличилось на 25 293 и составило 560 502, в том числе 331 443 индивидуальных предпринимателя, уплачивающих страховые взносы за себя.

На протяжении 2014 года органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) обеспечивалось своевременное поступление текущих платежей. Проводилась активная работа по снижению просроченной задолженности по платежам в бюджет фонда. Ее сумма по сравнению с 01.01.2014 уменьшилась на 90,1 млрд. руб.

По-прежнему, в общей сумме просроченной задолженности наибольшая ее сумма приходилась на задолженность сельскохозяйственных организаций (166,1 млрд. руб. или 74,7 % от общей суммы задолженности по республике). В 2014 г. за счет средств государственного социального страхования выплачено 8,2 млн. пособий. Расходы на выплату пособий составили 18 351,3 млрд. руб. и по сравнению с 2013 г. возросли на 14,7 %. В общей сумме расходов на выплату пособий преобладали расходы на выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (8 484,0 млрд. руб.) и пособия по временной нетрудоспособности (4 567,8 млрд. руб.).

За отчетный период количество страхователей, уплачивающих взносы на профессиональное пенсионное страхование, увеличилось на 128 и составило 11 815. Количество застрахованных лиц, в индивидуальных лицевых счетах которых открыта профессиональная часть, увеличилось на 22 443 и составило 740 517 человек. Поступления взносов на ППС увеличились на 452,7 млрд. руб. и составили 1019,1 млрд. руб.

Назначена 7 691 профессиональная пенсия, в том числе - 5 досрочных профессиональных пенсий. Из общего количества назначенных пенсий 33,6 % - пенсии педагогическим работникам, 22,2 % - медицинским работникам, 21,1 % - работникам сельского хозяйства. Расходы на выплату пенсий по сравнению с 2013 г. увеличились на 8,0 млрд. руб. и составили 17,9 млрд. руб.

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Социальное государство - характеристика, относящаяся к конституционно - правовому статусу государства, предполагающее конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Республика Беларусь - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих своим гражданам достойную жизнь и свободное развитие. Всем гражданам страны гарантирована охрана здоровья, выплата заработной платы, государственных пенсий и пособий. В социальной сфере приоритетом является сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

многодетным, неполным семьям, семьям с низкими доходами - приоритет во всех видах адресной материальной помощи.

Ныне разработана стратегия «пилотного» проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Повышение эффективности социальной поддержки населения будет обеспечено путем:

усиления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе путем повышения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

повышения адресности оказания социальной помощи;

внедрения новых социальных технологий, расширение перечня и повышения доступности социальных услуг; создание условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;

улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания: создание домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

Совершенствование механизма государственной адресной социальной помощи нацелено на обеспечение четкости и прозрачности функционирования, дебюрократизации административных процедур, рационального расходования бюджетных средств. Формирование единой системы поддержки малообеспеченного населения, включение в систему государственной адресной социальной помощи пособий на детей старше трех лет и бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, назначаемых с учетом доходов семьи, упростить процедуру получения социальной помощи, повысит ее доступность и значимость.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Но нельзя не отметить ряд проблем, которые присущи нашей системе социального страхования. Действующая в Республике Беларусь социальная система предполагает наличие значительного числа работающих людей трудоспособного возраста, выплачивающих обязательные взносы в систему социального страхования. В условиях депопуляции населения эффективность данной системы попадает под сомнение.

В настоящее время эта система переживает не лучшие времена и в наиболее сложном положении находится ее главная составляющая - пенсионная система. Совершенствование пенсионной системы - вопрос особой социальной значимости в каждом государстве. Любое изменение в этой сфере приобретает мощный общественный резонанс. Это закономерно, ведь каждый четвертый житель Беларуси пенсионер, и в ближайшие годы ожидается массовый «приток» граждан в пенсионную систему. Реформировать пенсионную систему - такова одна из рекомендаций Всемирного банка властям Республики Беларусь в целях комплексной реформы бюджета для сокращения госрасходов.

Страховая пенсионная система Беларуси основана на принципах солидарности работающих и неработающих, трудоспособных и нетрудоспособных, а также солидарности поколений. Пенсионным обеспечением охвачено 2486,9 тыс. пенсионеров, численность которых составляет 53,7% по отношению к количеству занятых в экономике.

Пенсионная система Республики Беларусь характеризуется слабой зависимостью размера пенсии от вклада конкретного застрахованного в пенсионную систему, активным перераспределением средств в пользу ранее низкооплачиваемых работников и связи с этим недостаточной дифференциацией пенсий, индексацией пенсий на основе роста заработной платы, низким пенсионным возрастом. Пенсионной системе присущи также такие недостатки, как относительно низкий уровень страховых пенсий при высоком тарифе страховых взносов нанимателей, ориентация на низкооплачиваемых работников, что не стимулирует застрахованных в увеличении вклада в пенсионную систему.

Факторами, определяющими относительно низкий уровень пенсионного обеспечения, является не столько сумма уплачиваемых пенсионных взносов, сколько объем официально регистрируемой заработной платы.

Удельный вес оплаты труда в республике составляет порядка 35% ВВП. Из 34% взносов нанимателей и 1% работников (в сумме - 35% фонда оплаты труда) 79-80% Фонда социальной защиты расходуются на выплату пенсий. Суммарный тариф пенсионных взносов высок по международным стандартам и значительно увеличивает издержки производства на рабочую силу, что ослабляет конкурентоспособность белорусской экономики.

Нагрузка на экономику в виде взносов нанимателей на пенсионное страхование в Беларуси является одной из самых высоких в Европе, что негативно сказывается на результатах деятельности субъектов хозяйствования и экспортных возможностях экономики. Это обстоятельство приобретает особое значение для успешного социально-экономического развития в дальнейшем на пути углубления интеграции Беларуси в мировую экономику в связи с присоединением страны к межгосударственным объединениям.

Возможности решения проблемы ухудшения финансового положения действующей пенсионной системы через повышения страховых платежей исчерпаны. Повышение ставки взносов на пенсионное страхование приведет к увеличению издержек на рабочую силу и еще к большему ослаблению конкурентоспособности экономики.

Для преодоления присущих пенсионной системе недостатков необходимо провести пенсионную реформу, которая обеспечит адаптацию пенсионной системы Беларуси к меняющимся условиям с учетом экономических, демографических и социальных процессов.

В целях стимулирования более позднего выхода на пенсию 18 марта 2012 года Президентом Республики Беларусь был принят Указ №136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан», в котором предусмотрено установление возрастающих премий за каждый дополнительный год работы без получения пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях. При этом работник сам принимает решение: обратится за пенсией раньше, согласившись на относительно невысокий ее размер, или позже, заработав значительно более высокую пенсию [14]. Согласно Указу каждые два месяца неполного года работы без получения пенсии позволят увеличить пенсию на 1% заработка, из которого она исчислена, один год работы - на 6%, два - на 14% (6 за первый и 8 за второй), три - ещё на 10%, четыре - на 12%, пять - на 14% заработка. Таким образом, за пять лет работы пенсия увеличится на 50% указанного заработка или в 1,7 - 2 раза (в зависимости от стажа и заработка). И это не предел. Каждый последующий год без получения пенсии позволит увеличивать её ещё на 14% заработка, из которого она исчислена.

Будущее построение пенсионной системы предполагают развитие в республике трехуровневой системы, получившей широкое распространение во многих странах мира и ставшей практически мировым стандартом. Первый уровень составят социальные пенсии, второй - трудовые (страховые) пенсии и третий - дополнительные негосударственные пенсии.

Право на получение социальной пенсии будет предоставляться всем неработающим нетрудоспособным гражданам независимо от наличия у них трудового (страхового) стажа. Размер пенсии должен быть увязан с бюджетом прожиточного минимума пенсионера, степенью утраты им трудоспособности. При этом необходимо, чтобы размер пенсии был достаточным для обеспечения прожиточного минимума, но не создавал условий для того, чтобы человек в период активной трудовой деятельности мог позволить себе не заботиться о сбережении на старость.

Основой пенсионной системы станет трудовая (страховая) пенсия. Само название пенсии говорит о том, что право на нее, условия пенсионного обеспечения и его нормы будут увязываться с продолжительностью и объемом страховых взносов. Право на такую пенсию будут иметь все работающие по найму, а также другие граждане, охваченные системой пенсионного государственного страхования. Такое равенство всех застрахованных в уплате страховых взносов и прав в использовании ими через пенсионную систему неминуемо требует необходимость упорядочения пенсионных льгот и изменения подхода к их финансированию (досрочные пенсии, надбавки, повышения). Необходим также плавный переход к исчислению пенсии из заработка не за строго фиксированный период, а за весь период уплаты страховых взносов, что позволит более полно следовать принципам равенства и справедливости. Пенсии в связи с трудовыми увечьями и профессиональными заболеваниями необходимо вывести в отдельную систему страхования производственных рисков и финансировать за счет нанимателя.

Третий уровень пенсионной системы должны составить негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение будет выступать как дополнительное по отношению к государственному. Оно может осуществляться страховыми компаниями или пенсионными фондами как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем, так и личного добровольно пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительно пенсионное обеспечение. Приоритетным представляется развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем, куда в перспективе перейдет пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда.

Множество проблем имеется и в сфере адресной социальной помощи.

Беларусь страдает острым дефицитом адресности системы социальной защиты. 20% самых малообеспеченных граждан страны получает меньше помощи от государства, чем 20% белорусов с самыми высокими доходами. Около половины домашних хозяйств получают государственную поддержку в той или иной форме. Около 30 групп льготников получают порядка 100 разных видов льгот и дотаций. Значит, существующая государственная система не настроена на то, чтобы оказать максимальную государственную поддержку человеку, который в наибольшей степени в ней нуждается.

Второй серьезный недостаток существующей системы государственной поддержки заключается в том, что она настроена на финансовую и административную поддержку коммерческого сектора (дотации, бюджетные инвестиционные ресурсы, льготные кредиты, льготные условия получения сырья, аренды, списание долгов и т.д.), а не на адресную денежную поддержку самых нуждающихся белорусов.

Третий недостаток существующей системы социальной поддержки является наличие большой доли государственной поддержки в натуральной форме, т. е. в виде товаров и услуг, а не денег. В результате производители страдают от регулирования цен и тарифов. Под лозунгом социальной защиты происходит поддержка неэффективных, неконкурентных белорусских производителей, в то время как частный бизнес лишен полноценного доступа даже к внутреннему рынку страны. Распространение таких механизмов социальной поддержки способствуют распространению монополистических практик и резкому повышению цен на внутреннем рынке страны. Белорусы должны покупать многие продукты питания, промышленные товары по ценам, которые в 1,3 - 2 раза выше, чем в соседних странах.

Четвертый недостаток существующей системы социальной поддержки - игнорирование современных внешних и внутренних вызовов, с которыми столкнулась Беларусь в XXI веке. Она не рассчитана на быструю, эффективную адаптацию миллионов граждан к интеграции в региональный рынок труда. Она создает искаженные стимулы для организаций, которые оказывают услуги в сфере образования и здравоохранения. Государство тратит значительные ресурсы на эти сектора экономики, но не достигает поставленной цели. В результате усложняется процесс адаптации молодежи, женщин и многодетных семей к рынку труда и выходу их на полное финансовое самообеспечение. Чрезвычайно проблемными остается вопрос аренды или покупки жилья, переквалификации и получения пользующихся спросом на рынке знаний и навыков.

Еще одна проблема - отток рабочей силы из Беларуси - вызвана низкой заработной платой. Значительная часть людей трудоспособного возраста (около 800 тыс. белорусов) уезжает из страны, устремляясь на российский трудовой рынок. Они помогают своим семьям, но не платят взносы в Фонд социальной защиты населения. Все это может спровоцировать дефицит Фонда.

Эффективность работы системы социальной защиты населения Республики Беларусь во многом определяется тем, на каком должном уровне находится ее управление.

Учитывая многие существующие проблемы в сфере социальной защиты населения Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что основными направлениями совершенствования данной системы в настоящее время являются необходимость в проведении пенсионной реформы, которая обеспечит адаптацию пенсионной системы республики к меняющимся условиям с учетом экономических, демографических и социальных процессов. социальный защита фонд доходный

Действующая система пенсионного страхования сложилась в результате длительного процесса ее становления еще в советский период. На современном этапе сложная демографическая ситуация в стране, которая проявляется в старении населения, ряд иных социально-экономических факторов оказывают неблагоприятное воздействие на пенсионную систему, построенную на распределительном принципе.

Первые шаги в реформировании пенсионной системы уже сделаны - это так называемый «механизм отложенной пенсии». В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и Указом Президентом Республики Беларусь от 18 марта 2012 года №136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» лицам, продолжившим работу после достижения пенсионного возраста без получения пенсии, предоставляется возможность увеличить размер пенсии по возрасту на 1% заработка, принимаемого для исчисления пенсии, за два месяца работы [16].

Наиболее важной задачей, которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

В качестве вывода можно сказать, что принимаемые меры создают объективные предпосылки для значительного повышения эффективности и уровня социальной защищенности граждан Республики Беларусь. Создана система персонифицированного учета пенсионных взносов, введено обязательное страхование социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью; установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и другие виды социального страхования, расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию и другое. Однако все же существуют значительные проблемы в области социальной защиты населения, такие как реформа пенсионной системы, дефицит адресности системы социальной защиты, отток рабочей силы из Беларуси и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования на тему «Социальная защита населения в Республике Беларусь и проблемы ее финансового обеспечения» были детально изучены теоретические основы социальной защиты населения в Республики Беларусь, проведён анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов Фонда социальной защиты населения, рассмотрены проблемы и пути оптимизации финансовых ресурсов доходной части Фонда.

Результаты курсового исследования позволили сделать следующие выводы:

. Социальная политика - это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность в решении социальных проблем - государство.

Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создание системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведение соответствующей политики доходов.

Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, достичь благополучия во всех сферах общества.

Сущность социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Но обеспечить всех социальной защитой невозможно. Рассчитывать на поддержку социальной защиты в первую очередь могут немногие отдельные слои и группы населения наиболее уязвимые и нуждающиеся в ней.

В целом, Республика Беларусь в процессе трансформационного перехода смогла не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др. Однако, многое еще предстоит сделать для того, чтобы система социальной защиты была развитой и эффективной. Именно в связи с этим система социальной защиты должна претерпеть серьезные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим, социальным и демографическим реалиям.

Объективно встала необходимость реформирования пенсионной системы. От того, как будет осуществляться пенсионная реформа, по каким основополагающим принципам - таков будет уровень социальных гарантий и материальной обеспеченности каждого человека в нетрудоспособном возрасте.

Учитывая многие существующие проблемы в сфере социальной защиты населения Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что основными направлениями совершенствования социальной защиты являются:

необходимость в проведении пенсионной реформы, которая обеспечит адаптацию пенсионной системы республики к меняющимся условиям с учетом экономических, демографических и социальных процессов. В этом направлении целесообразно развивать так называемый «механизм отложенной пенсии», а также целесообразно рассмотреть вопрос увеличения пенсионного возраста.

развитие и совершенствование механизма предоставления адресной социальной помощи.

Необходима разработка документа, предусматривающего четкие направления государственной адресной социальной помощи, усиление государственной поддержки тем категориям граждан, которые реально нуждаются в ней и не могут по объективным причинам справиться с проблемами самостоятельно, исключение социального иждивенчества;

сокращение «теневой» составляющей заработной платы, то есть наличие значительной численности неработающих официально и, соответственно не уплачивающие страховые взносы трудоспособного населения также уменьшают доходы бюджета Фонда;

постепенный переход к равному участию нанимателя и работника в процессе формирования пенсионно-страхового капитала, предварительно восстановив полную стоимость рабочей силы посредством обоснованного увеличения оплаты труда, а также повышение удельного веса заработной платы в общих доходах населения;

совершенствование работы с временно-свободными финансовыми ресурсами, то есть инвестирование средств социального страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Нужны подготовленные люди, соответствующие структуры в Фонде но эти затраты правомерны и окупятся;

формирование финансовых резервов, средства которого должны инвестироваться в высоколиквидные вложения. Необходимость в установлении жестких и точных правовых отношений между страховщиком в лице Фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обязательствами Фонда;

проведение мероприятий по осознанию и оценке социальных рисков физическими и юридическими лицами, принятие мер по их снижению;

принять жесткие меры для обязательной регистрации граждан в системе персонифицированного учета с целью выявления долговременных неплательщиков страховых взносов либо стабильных плательщиков минимальных платежей в фиксированном размере.

Из всего, изложенного выше, можно сделать вывод, что одной из важнейших задач при реформировании современного белорусского общества является создание адекватной системы социальной защиты населения, более динамичной, эффективной и, прежде всего, адресной. Основной проблемой является необходимость при жестких бюджетных ограничениях найти финансовые ресурсы для оказания социальной помощи наиболее нуждающимся группам населения, поддерживая при этом такие направления, как образования, медицинская помощь, наука, культура.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Василевич, Г. А. Особенности формирования социального правового государства в переходный период / Г. А. Василевич // Веснiк БДУ. Серыя 3. Гiсторыя. Фiласофiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права. - 2010. - № 3. - С. 93 - 98.

Василевич, Г. А. Становление социального государства / Г. А. Василевич // Государственное управление: политика в действии. - Минск, 2007. - С. 91 - 105.

Воробьев, М. К. Теория финансов: учебно-методический комплекс / М. К. Воробьев, И. А. Осипов. - Минск : Изд-во МИУ, 2006. - С. 430.

Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2013 год и задачи на 2014 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/publications/~page__m17=1~news__m17=408. - Дата доступа: 28.08.2015.

Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2014 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/publications/~page__m17=1~news__m17=573. - Дата доступа: 28.08.2015.

Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011-2015 годы: утв. постановлением Советом Министров Респ. Беларусь от 29 июля 2010 № 1126 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2013.

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-12 // // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2013.

Кунгурова, Н. И. Социальная работа [лекции] / Н. И. Кунгурова, В. К. Терехов. - Минск : Минская фабрика цветной печати, 2007. - 448 с.

Макроэкономика : учеб. пособие / А. В. Бондарь [и др.]; под общ. ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. - 2-е изд. - Минск : БГЭУ, 2009. - 296 с.

Мясникович, М. В. Государственное регулирование социальной сферы : учеб. пособие для вузов / М.В. Мясникович, Н.В. Антонова, О.Б. Хорошко. - Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2011. - 265 с.

О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2014 год: Закон Республики Беларусь от 31 дека р 2013 года №97-З: принят Палатой представителей 16 дек. 2013 года, одобрен Советом Респ. Беларусь 20 дек. 2013 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2015.

О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2015 год : Закон Респ. Беларусь от 03 дек. 2014 г. №221-З: принят Палатой представителей 11 дек. 2014 года, одобрен Советом Респ. Беларусь 19 дек. 2014 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2015.

Похожие работы на - Социальная защита населения в Республике Беларусь и проблемы ее финансового обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!