Начало русского книгопечатания в середине XVI века

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,58 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Начало русского книгопечатания в середине XVI века

Введение

Тему реферата «Начало русского книгопечатания в середине XVI в.» я выбрала не случайно, потому что невозможно переоценить значение роли книги в нашей жизни и в нашем развитии. Книга сопровождала человека на каждом шаге его развития, от примитивных рисунков до книги в электронном виде. Книга является лучшим носителем информации во времени и пространстве. Всем знаниям, которые используются сейчас людьми, воспоминаниям о событиях прошлых веков, мы обязаны книге. Вся информация, которой сейчас обладает человечество (научные труды, художественная литература, былины и сказания, а так же картинки и фотографии) тоже дошла до нас благодаря книге.

История книги как учебная дисциплина изучает историю рукописной и печатной книги, тематику и типы книг, их возникновение и развитие, способы распространения и восприятия (чтения), в связи с историей типографий и издательств. История книги изучает также условия общественного бытования книги, правового режима.

Опираясь на общую историю, историю культуры, науки и техники, история книги изучает факты и закономерности развития рукописной и печатной книги, их роль на разных этапах человеческой цивилизации.

Целью данной работы является изучения истории возникновения книгопечатания. Для достижения этой цели необходимым является решение задач, таких как: изучение обстоятельств основания первых типография в России, изучение деятельности первых российских и зарубежных печатников, рассмотрение вопросов происхождения и датировки первых печатных издания, их художественных и технических особенностей.

Возрождение, великие открытия, научно - техническая революция, капиталистическое промышленное развитие - эти всемирно - исторические процессы требовали разнообразнейших знаний и сведений, распространявшихся убыстряющимися темпами, все полнее и нагляднее.

Решающую роль здесь сыграло появление книгопечатания. Кроме создания материальной базы для закрепления и быстрого распространения наук, новой информации, возникающих ремесел и производств, книгопечатание способствовало развитию грамотности в целом, становлению и совершенствованию национальных и международных литератур, а это в свою очередь - всей системы образования и воспитания человека.

Роль книги очень велика и связана с каждой сферой деятельности. Я очень ценю книги и благодарю своих предков за знания, которые они смогли донести до нас, с помощью книг. Общество не может существовать без информации. К сожалению, эра печатных книг, кажется, на закате. Даже в учебных заведениях хотят ввести электронные учебники. Возможно, книга может стать штучным дорогим товаром - таким, каким и была изначально. Прогресс идет, и на смену книгам пришел Интернет и другие электронные ресурсы, но мне интересно, откуда берут свои истоки книги, какая книга была первой, кто был родителем русского книгопечатания, где и когда зародилось книгопечатание вообще?

Изучением данной темы занимались многие известные ученые, такие как И.Е. Баренбаум, в труде которого «История книги» наиболее подробно и доступно описывается история развития книгопечатания, Е.И. Кацпржак, который посвятил значительную часть «История письменности и книги» развитию русской книги, Е.Л. Немировский, чьи работы «Иван Фёдоров », «Путешествие к истокам русского книгопечатания» также были использованы для написания данной работы.

Первый очерк истории русского книгопечатания дал в начале XVIII века Ф.П. Поликарпов-Орлов. В XVIII века такие видные русские люди, как В.В. Куприянов, М.В. Ломоносов, затем А.И. Богданов тоже работали над этим вопросом. В конце века очерки истории книгопечатания в России пытались дать Д. Семенов-Руднев, И.Г. Бакмейстер. Огромный вклад в изучение этой темы внес А.Е. Викторов, который в одном из своих докладов поставив вопрос: «не было ли в Москве опытов книгопечатания прежде первопечатного Апостола?» - и ответил на него: было. Именно Викторов наиболее подробно изучил и описал «анонимные» издания русских книг XVI века. Из последующих учёных Викторова поддержали Л.А. Кавелин и Ф.И. Булгаков.

Составление более или менее полных сводов славяно-русской библиографии, каталогов связано с именами В.М. Ундольского, И.П.Каратаева, А.С. Родосского.

Достижением отечественной историографии в области изучения различных сторон старинных русских книг следует признать специальные исследования Н.П. Киселёва, Е.В. Зацепиной, Т.Б. Уховой. Большой вклад в изучение истории русской книги XVII века внёс А.А. Покровский, Т.Н. Каменева, С.А. Клепиков.

Тема истории книгопечатания актуальна в настоящее время - в прошлом году, 19 апреля, отмечалось 450 лет русскому книгопечатанию - 19 апреля 1563 года на Никольской улице, недалеко от Московского Кремля, начала работать типография Ивана Фёдорова, в этот день началась работа над первой печатной книгой «Апостол». Именно тогда и зарождается эра русского книгопечатания.

1. Зарождение книгопечатания

Первая технология печати появилась в древнем Китае к концу II века. К этому времени у китайцев уже были три необходимых элемента этой технологии: во-первых, бумага; во-вторых, краска; в-третьих, умение вырезать (или выгравировывать) тексты на различных поверхностях. Это, например, были буддийские изречения, вырезанные на мраморных колоннах буддийских храмов. В Европе книгопечатание появилось в XII веке, изучая материал, из которого была изготовлена привезенная бумага, европейцы постепенно раскрыли секрет ее изготовления; возможно, рецепт привезли в середине XIII века возвращающиеся из крестовых походов рыцари. К 1275 году бумагоделательные производства появились в Италии, в середине XIV века - во Франции и Германии

Книгопечатание было одной из предпосылок замены феодального миропорядка буржуазным строем. Чтобы выйти из мрака Средневековья, люди, прежде всего, должны были революционизировать средства регистрации и распространения информации. Поэтому неудивительно, что история книгопечатания всегда привлекала внимание исследователей. Появление первой печатной книги на языке того или иного народа означает начало новой эпохи культурной жизни.

В Западной Европе книгопечатание возникло в конце XIV - начале XV в. В этот период закладывались основы мировой торговли, перехода от ремесла к мануфактуре и старый, рукописный способ размножения книг уже не мог удовлетворить растущих потребностей. Он заменяется книгопечатанием. Вначале в Европе появился способ печатания с досок, на которых вырисовывались изображения и текст. Таким способом был напечатан ряд книг, игральные карты, календари и т.д. В 1445 году Иоганн Гутенберг применил металлические наборные литеры. Сначала путем выдавливания в мягком металле углублений в форме букв изготовлялась матрица. Потом в нее заливали свинцовый сплав и изготовляли необходимое количество букв-литер. Буквы-литеры располагались в систематическом порядке в наборных кассах, откуда и вынимались для набора. Позже для печатания были созданы ручные печатные станки. Печатный станок представлял собой ручной пресс, где соединялись две горизонтальные плоскости: на одной плоскости устанавливался наборный шрифт, к другой прижималась бумага. Предварительно матрица покрывалась смесью сажи и льняного масла. Такой станок давал не больше 100 отпечатков в час. Книгопечатание подвижными литерами быстро распространилось в Европе, хотя Гуттенберг и предприниматель Фуст, который обеспечивал ему финансовую помощь, пытались сохранить в тайне сделанное изобретение.

На Руси книги появились с принятием христианства. Киевские князья приглашали переписчиков и переводчиков. Они писали на пергаменте. Новгородцы писали друг другу письма на бересте. Их дети учились писать, процарапывая буквы на её белой поверхности.

Зачатки печати на Руси, как и на Западе, были задолго до появления настоящего книгопечатания. Элементы печати можно видеть и в отдельных древнерусских рукописных книгах. На верхней крышке переплёта одной из таких книг имеется десять оттисков одного и того же штампа: четыре оттиска по углам и шесть в середине крышки. Иногда в рукописных книгах встречаются наклеенные оттиски заставок и других украшений, гравированных на дереве или металле.

Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Царь издал ряд реформ, которые положили начало книгопечатанию. Введение книгопечатания стало возможным и благодаря тому уровню знаний русских людей, техническим умениям, которые позволили быстро создать «неведомый до того» печатный стан.

После падения Византии, после ликвидации греческих государств осталась единственная крупная независимая держава - Россия. Следовательно, постепенно центр православного мира должен был перемещаться к северу, к Москве, но это было не возможно по целому ряду причин: дело в том, что при наличии независимости, богатства, значительной военной силы, Московское государство, тем не менее, уступало православному востоку. Прежде всего, по части просвещения. Во-первых, после падения ига России необходимо было восстановление, во-вторых, что касаемо самого востока, после падения Константинополя, церковь на востоке была не таким мощным инструментом. Вскоре после падения основали патриаршую школу. Поначалу, когда турки захватили власть, очевидно наблюдался упадок, но поскольку некоторое количество школ и трудов различных в этой самой сфере были уничтожены, иерархия поняла надобность просвещения: создавались школы, низшие и высшие, уровень которые отличался от Московского государства. Именно книгопечатание в значительной степени должно было помочь исправить эту ситуацию.

Несмотря на то, что переписывание книг к концу XV в. превратилось в настоящее мануфактурное производство, рукописный способ размножения книг был недостаточно производительным и слишком трудоемким, а потому не мог удовлетворить растущий спрос на книги.

Книги постоянно переписывали и, при работе значительных поколений писцов, постепенно переписывающих книги, богослужебные, относящиеся к области священного писания, учебные, житийные и так далее, возникали ошибки, которые наслаивались. Время от времени начинались споры, результатом этих споров становилось появление каких-либо других редакций, ответвлений, смысловых изменений в книгах и даже ересей.

Исправление книг в эпоху книгопечатание диктовалось тем, что книгопечатание - это чрезвычайно мощный инструмент церкви и государства. В России книгопечатание как раз и являлось результатом работы церкви и государства. Именно они были у нас главными просветителями, никак не частные лица. Но этот инструмент должен был быть предварительно хорошо подготовлен, другими словами, нужно было делать единый текст, прежде чем придавать его печати. Процесс, который назывался «книжная справа» длился на протяжении полутора веков - с середины XVI до конца XVII века.

Для того, чтобы понять, до какой степени это было важно и нужно, я бы хотела напомнить, что книги на славянских языках появились задолго до Московского книгопечатания. Печатались они уже в XV веке. По времени своего издания первая славянская книга, обнародованная в Венеции, всего только на два года отстает от первенца славянского книгопечатания -Краковского Осмогласника 1491 года.

На Литовской Руси в начале XVI века был замечательный просветитель-печатник Франциск Скорина, поэтому Москва чувствовала,

что в какой-то степени соседи, особенно западные, обходят ее в этом смысле. Имеются предположения о приезде Скорины в Москву в составе одного посольства, правда, не документированные. Однако в широком обиходе на Руси по-прежнему использовали рукописные книги.

Мысль о создании типографии в Москве вышла из кругов, близких к митрополиту Макарию, главе русской церкви, ближе всего заинтересованному как в расширении производства церковных книг, так и в их исправлении.

Среди сторонников введения книгопечатания был просвещённый старец Артемий. О нём известно немного. Одни источники утверждают, что он принял постриг в Вологде, другие - в Псково-Печёрском монастыре. В 1553 году Артемия обвинили в ереси, осудили и сослали в Соловецкий монастырь. Некоторое время спустя он бежал оттуда в Великое княжество Литовское.

Свои взгляды Артемий излагал в Посланиях к разным лицам; рукопись посланий ещё в середине прошлого века нашёл библиограф и собиратель древних книг Вукол Михайлович Ундольский.

Два Послания, по единодушному мнению историков, адресованы царю Ивану Василевичу, хотя имени царя в них нет. Написаны они около 1551 года, когда практически решался вопрос: быть в Москве книгопечатанию или нет. Артемий излагает достаточно чёткую гуманистическую программу, защищая «книжное учение». Противники просвещения, говорит Артемий, заявляют, что книга есть причина недугов человека. Есть у обскурантов и другой аргумент: «Не чти много книг, да не во ересь впадеши!» Артемий отрицает какую-либо связь ересей с просвещением. Более того, он считает, что в ересь впадают те, кто незнаком с книжной премудростью. Еретики, по его словам, «не от книжного чтения прельщают себя, не буди то, но от своего неразумия и зломудрия».

Идёт в посланиях речь и об учебниках, которых на Руси было мало. «Зело нужна, - пишет Артемий царю, - божественная сия Азбука к научению детям».

Вопрос о том, как наладить систему образования, также решался на Стоглавом соборе. «И мы о том по царскому совету, - говорилось в одном из разделов Стоглава, - уложили в царствующем граде Москве и по всем городам… избрати добрых духовных священников, и дьяконов, и дьяков женатых и благочестивых… могущих и иных пользовати и грамоте бы и чести и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов, и у дьяков учинити в домах училища, чтобы все православные хрестьяне предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма».

.1 Анонимная типография

Приблизительно в 50х годах XVI века появилась так называемая анонимная типография. Иногда ее связывают с людьми, приближенными к государю (Адашев, Сильвестор). Известен даже один из ее работников - Маруша Нефедьев. Известно и несколько изданий, у которых нет выходных данных, но которые по косвенным разнообразным признакам причисляют к продукции этой типографии.

Одна из великих тайн русской типографии, русского книгопечатания - кто именно основал типографию? кто дал деньги на то чтобы она функционировала?

Можно предположить, что изначально мастерами были итальянцы, или может быть преподавателями русских мастеров были итальянцы, поскольку вся лексика печатного дела того времени, в том числе сам процесс книгопечатания, взят из итальянского языка. Уже в свое время В. \Е. Румянцев отмечал, что на Московском печатном дворе даже в XVI в. употреблялись термины итальянского происхождения - факт чрезвычайно выразительный, так как в XVII в. появление этих терминов в Москве кажется запоздалым. Но по традиции итальянские термины в книгопечатном деле могли задержаться на Московском печатном дворе уже с начального периода русского книгопечатания. Поэтому непонятный термин «штанба», обозначавший книгопечатание, соответствующий итальянскому термину stampa (печать), и появился в послесловиях книг Московского печатного двора.

1.2 Возникновение типографии

Тем не менее, наступил момент, когда государство и церковь решили приложить свое централизующее усилие для того, чтобы возникло крупное предприятие. Оно располагалось недалеко от нынешнего памятника Ивану Федорову, первопечатнику, на Никольской улице, рядом с Никольским перекрестком. Для того чтобы поставить работу на промышленный уровень было поставлено два человека - Иван Федоров и Пётр Мстиславец.

Введение книгопечатания было одним из государственных мероприятий, которые в 50-60-е гг. XVI в. проводил Иван Грозный. Одна из причин - потребность в большом количестве церковных книг для вновь строящихся в Москве и других городах церквей. Особенно много книг требовалось в связи с введением христианства в завоеванной в 1552 г. Казани. Иван Грозный повелел покупать святые книги на торгу «и в святых церквах полагати». Но оказалось, что большинство книг непригодно - они были искажены «несведущими и неразумными» переписчиками и содержат ошибки, что способствует порождению ересей. Поэтому второй важной причиной была необходимость исправления «растленных» книг и создание правильных книг. Этот вопрос был поставлен на Стоглавом соборе, который постановил конфисковать неисправленные рукописи и вести цензуру.

Но, как обычно, не только технические выгоды определяли книжное дело. Особый интерес царская и духовная власть проявляла к книгопечатанию и по той причине, что книги уже в середине XVI в. были средством пропаганды не только тех или иных вероучений, но и определенных политических идей.

Книгопечатание появлялось сложно и мучительно, потому что кроме технологических проблем, были проблемы мировоззренческие. Христианство, в целом, - это культура книги. Всё связано с книгой. Одна из причин, почему сейчас вытесняется книга в том, что сейчас совсем иное отношение к книге. В тот период, о котором идет речь в данном реферате, книга не была даже источником информации как таковой. Сейчас мы можем открыть Интернет и получить то, что нужно. В XVI веке книга была связующем звеном между человеком и Богом. Она была посредником. Человек может читать молитву много раз, он не открывает для себя нового смысла, но именно в этом многократном повторении он вдруг постигает божественную истину. В то время говорили, что не писцы писали эти книги, а их рукой вел Бог. Как правило, и тексты писали без автора по той же причине.

Печатание стало для русских людей западной технологичной игрой, которая нарушила эту устоявшуюся связь и, действительно, вызвала сопротивление.

Благословил начало книгопечатания митрополит Макарий, в1547 г. впервые на Руси венчавший царя Ивана на царство. И в 1563 г. государь повелел «оустроити дом от своея царские казны, иде печатному делу строитися», чтобы «впредь святы книги изложилися праведны». Дом этот, названный впоследствии Печатным двором, заложили на Никольской улице близ Никольского монастыря, на месте, где ныне находится Историко-архивный институт РГГУ.

Типографию строили 10 лет. Сначала это было каменное здание в два этажа с погребами. Окна в нем были слюдяные, а кровли деревянные. Огорожен был Печатный двор деревянным частоколом. На улицу выходили большие деревянные ворота.

"Правильная палата" типографии, где работали редакторы и корректоры - самые образованные люди России, была духовным центром Москвы XVII века.

Когда 1814 году, после пожара 1812 года, старое здание разобрали, новое построили "по мотивам" старого. В "готическом" фасаде использованы декоративные мотивы древних зданий Печатногодвора: солнечные часы, изображения льва и единорога, увитые виноградной лозой колонны, белокаменная резьба.

Продукцией Печатного двора были в основном богослужебные книги. Однако при патриархе Иосифе (1642-52), во время наивысшего расцвета московского книгоиздательства, печатаются и светские сочинения. В 1647 году выходит перевод голландского учебника военного дела "Учение и хитрость ратного строения", а в 1648 году- "Грамматика" славянского языка Мелетия Смотрицкого. В марте 1708 года на Печатном дворе издается в количестве 200 экземпляров знаменитая "Геометрия" - первая русская книга, напечатанная новым гражданским шрифтом.

2. Первые печатные издания

Появление первых печатных книг на славянских языках связано с именем Швайпольта Фиоля, в 1491 г. в Кракове напечатавшего кириллицей книги "Октоих", "Часослов", "Триодь цветную" и "Триодь постную" (обе "Триоди" выпущены в свет анонимно, без выходных сведений).

Первая точно датированная книга на славянском языке "Апостол" была издана в г. Вильно в 1525 г. белорусским первопечатником и просветителем Франциском Скориной, основавшим там свою типографию.

Началокнигопечатанияв Москве относится к середине XVI в. Известна группа анонимных изданий, напечатанных в это время - это Евангелия, Псалтыри и др. Книги напечатаны в два цвета - черной и красной красками. В них нет выходных данных - времени, места, имени издателя, и они датируются 1553-1564 годами по бумаге, технике, сохранившимся в них записям.

Налаживание централизованного печатного в России дела связано с именем Ивана Федорова, дьякона одной из церквей Московского Кремля. Первая русская датированная печатная книга - Апостол, который печатали с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. По технике печати, качеству набора и оформлению эта книга стоит гораздо выше анонимных изданий. "Апостол" напечатан в два цвета - черной и красной краской, впервые использована техника двухпрокатной печати с одной формы. Кроме того, в русских печатных изданиях XVI-XVII в. использовался также и принятый во всех западноевропейских типографиях метод двухпрокатной печати с двух наборных форм. На фронтисписе "Апостола" - гравюра с изображением евангелиста Луки. В книге много изящных заставок, гравированных инициалов, 24 строки вязи. В послесловии рассказывается о создании в Москве типографии, прославляются Митрополит Макарий и Иван IV. Апостол был отредактирован, были улучшены орфография и язык.

В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили два издания "Часовника". К сожалению, сохранились единичные экземпляры, так как книга носила учебный характер и небольшой формат, поэтому ее быстро зачитывали, она ветшала. Иван Федоров и Петр Мстиславец покинули Москву из-за обвинений в ереси, успев, однако, взять с собой матрицы, пунсоны, резные доски. Сначала они уехали в Литву, где под покровительством гетмана Г.А. Ходкевича продолжали печатать русские книги (на обороте титула этих книг помещался герб Ходкевича). В Литве в 1569 г. ими были изданы Евангелие (в котором был титульный лист с предисловием Ходкевича) и Псалтырь с Часословцем, который является очень редким изданием - сохранилось три дефектных экземпляра этой книги. В 1572 г. Иван Федоров переехал во Львов и оборудовал типографию. В 1574 г. там было осуществлено новое издание "Апостола". Кроме того во Львове Иван Федоров выпустил первую "Азбуку" - единственный известный сохранившийся экземпляр ее купил в 1927 г. С.П. Дягилев в Риме. В книге 78 страниц, украшенных заставками. Текст набран московским шрифтом Ивана Федорова. Это издание стало образцом для русских азбук, печатавшихся в последующее десятилетие. Из Львова Ивана Федорова пригласил к себе князь Константин Острожский печатать Библию на славянском зыке. На разыскание и сверку различных вариантов Библии ушло несколько лет. Там же, в Остроге, Иван Федоров издал еще одну "Азбуку" с заглавием "Начало учения детям" (экземпляр такой азбуки хранится в Королевской библиотеке в Копенагене) и два букваря (хранятся в библиотеках Кембриджа и Оксфорда). Острожская Библия вышла в 1580-1581 гг. Она состояла из 628 листов (1256 страниц), отпечатанных в два столбца шестью различными шрифтами. В ней много заставок и заглавных буквиц. Тираж Библии составлял 1000-1200 экземпляров, сохранилось около 250 экземпляров. Это была роскошная книга большого формата, обращались с нею бережно.

Как известно, деятельность московских первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца продолжалась недолго. Но нельзя пройти мимо того знаменательного факта, что и Иван Федоров, и Петр Мстиславец с самого начала своей деятельности не были простыми техническими работниками, а состояли также своего рода и редакторами, и «справщиками» изданных ими книг.

Иван Федоров сам называл себя «Москвитином». Прозвание Федоров -это его отчество, так как простые люди в то время обычно не имели фамилии, а называли себя по отцу.

Петр Мстиславец, судя по его прозвищу, происходил из города Мстиславля на Смоленщине. Впоследствии свою деятельность он и сосредоточил в Белоруссии. Его издания стали выходить в Вильне (Вильнюсе), тогдашней столице Литовского великого княжества, где значительную часть населения составляли белорусы.

В дальнейшем оказывается, что Иван Федоров уехал из Москвы за рубеж, в Литовское великое княжество, вместе с малолетним сыном Иваном. За рубежом Иван Федоров уже не называет себя больше дьяконом и не упоминает о своей принадлежности к духовенству. Возможно, это обозначает, что он успел овдоветь, но не захотел принять монашеский сан, как это принято было делать в России, где овдовевшие священники и дьяконы считались своего рода отщепенцами.[8]

За рубежом Иван Федоров - уже не духовное лицо. Это печатник, это управитель магнатских имений, это выдающийся техник, принимавший участие даже в литье пушек.

После отъезда Ивана Федорова из Москвы его дело продолжили другие мастера. В 1567-1568 г. Андроник Невежа и Никифор Тарасиев оборудовали в Москве типографию, в которой в 1568 г. выпустили Псалтырь. Новая книга, Псалтырь, напечатанная в Москве в 1568 г., отличалась от изданий Ивана Федорова и Петра Мстиславца своим внешним оформлением, в частности своими фигурными инициалами. В самом послесловии к Псалтыри 1568 г. имеются признаки того, что эта книга отнюдь не повторяла традиций первопечатных изданий.

Дело, начатое Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, уже через два десятилетия после выхода в свет «Апостола» 1564 г. принесло свои плоды. Первопечатные издания были своего рода редкостью, тогда как в конце XVI - начале XVII в. печатные книги сделались достоянием многих церквей и монастырей. Они перечисляются в писцовых книгах в описях имущества монастырей города Коломны, как и других русских городов. Печатное дело стояло уже на таких твердых ногах, что мастер Андроник Тимофеев продолжал работать при всех правительствах, сменявшихся в России конца XVI - начала XVII в. В 1606 г. при царе Василии Шуйском Андроник Тимофеев напечатал «Триодь постную». XVII век можно назвать золотым в истории московского книгопечатания, так как за этот период на Печатном дворе вышло изданий больше, чем в типографиях всей Европы вместе взятых. Появляются отдельные мастерские, где работают узкие специалисты. Увеличивается количество станов (от двух до двенадцати). Документы Печатного двора 1624 года свидетельствуют о существовании особого «образцового» стана, который служил моделью для изготовления новых станов, и стоял «покрыт кожею красною» в палате, где сидели «приказные люди».

Книгопечатание с самого начала старалось имитировать рукописные книги, воспроизводя их механическими средствами. Вместо миниатюр, украшавших рукописи, в печатной книге помещалась ксилография. Гравюры с медной доски в России широко стали использовать только в конце XVII века.

В 1679 году Симеон Полоцкий, известный просветитель XVII века, основал в Москве Верхнюю типографию, где издал 6 книг. Четыре из них иллюстрированы гравюрами на меди. Рисунок в них был выполнен Симоном Ушаковым, а резал на меди гравер Оружейной палаты А. Трухменский.

В годы царствования Петра I осуществляется коренная перестройка всего книжного дела, целью которой было создание светского книгоиздательства. По указанию Петра I кириллический шрифт в изданиях светской тематики был заменен гражданским шрифтом. Первой книгой, отпечатанной новым шрифтом, была «Геометриа славенски землемерие» 1708 года. В годы царствования Петра I были созданы типографии в Петербурге: Санкт-Петербургская (1710 год), Александро-Невская (1720 год), Сенатская (1721 год). Для этих типографий строились как печатные станы, так и станы для гравирования с медной доски. Кроме того, Петр I создал походную типографию, для которой в 1711 году был построен походный стан. После смерти Петра этот станок находился до 1934 года в стенах Московской Синодальной типографии. В настоящее время он хранится в Государственном Историческом музее.

типография художественный печатание

Заключение

Книгопечатание в России было введено в середине XVI века. Это было вызвано рядом социальных, культурных и политических причин. Первоначально книгопечатание носило государственный характер. Это было обусловлено необходимостью устранения многочисленных ошибок в богослужебных книгах, а также введения унифицированного преподавания грамотности с целью укрепления централизованной государственной власти.

Остаётся открытым вопрос о первых российских печатниках и об участии Ивана Фёдорова, издателя первой датированной московской печатной книги «Апостола», в деятельности Анонимной типографии. Неизвестно также, где обучались мастерству Фёдоров и его коллеги.

По мере развития книгопечатания совершенствовалась техника печатания. Шедевром русского книгопечатания является «Апостол» Ивана Фёдорова, выпущенный в 1564 году. Долгое время он считался первой московской печатной книгой. Фёдоровский «Апостол» служил образцом для многих последующих изданий.

Распространение книгопечатания в России сыграло большую роль в развитии общественной мысли, науки, просвещения. Являясь следствием политического и культурного развития России, книгопечатание, в свою очередь, способствовало дальнейшему прогрессу общества и государства. Оно было одним из тех прогрессивных мероприятий в царствование Ивана Грозного, которые служили укреплению Московской Руси и её возвеличению.

Библиографический список

1. Немировский, Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания / Е.Л. Немировский. - М.: Просвещение, 1991.

2. Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии / М.Н. Тихомиров. - М., 1962.

3. Шомракова И.А., Баринбаум И.Е. Всеобщая история книги. - СПб.: Профессия, 2005.

4. Березов П. Чудо из чудес. - М.: Московский рабочий, 1964. - С. 53

. 450 лет типографии Ивана Фёдорова

6. Кацпржак Е.И. История письменности и книги. - М.: Искусство, 1955

. Сидоров А.А. Начало русского книгопечатания и Иван Фёдоров // 400 лет русского книгопечатания 1564-1964. Т.1. - М.: Наука, 1964.

8. Час истины ТВ «Книгопечатание и просвещение в России XVII».

Похожие работы на - Начало русского книгопечатания в середине XVI века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!