Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт международных отношений, истории и востоковедения

Кафедра музеологии, культурологии и туризма

Специальность: шифр - культурология

Специализация: культура стран и регионов мира







РЕФЕРАТ

Этнические стереотипы




Студентка 2 курса

Группа 04.4 - 201

М.Ю. Конюкова

Научный руководитель

Д.и.н., доцент

В.Е. Козлов





Казань - 2014

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

I.ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «ЭТНОСТЕРЕОТИПЫ» И ИСТОРИЯ ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ

I.1 Термин «этностереотипы»

1.2 История появления термина

II.ПРИЗНАКИ ЭТНОСТЕРЕОТИПОВ И ИХ ВИДЫ

II.1 Признаки этностереотипов

II.2 Виды этнических стереотипов

III.ФУНКЦИИ ЭТНОСТЕРЕОТИПОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ


Измеряемой формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, которые выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных ситуациях и влияя на его симпатии (антипатии) в ситуации межкультурных контактов. Они способствуют формированию образов «хороших» и «плохих» народов, ориентируя нацию на поиск союзников и партнеров, а также соперников и врагов. Усваиваются этностереотипы в процессах инкультурации и социализации. В этой связи представляется актуальным изучение стереотипизированных, коллективных форм восприятия одного этноса другим. Часто это касается смежных этносов, находящихся в состоянии налаживания новых отношений.

Целью моей работы является ознакомление с таким понятием, как «этнические стереотипы», раскрыть историю появления этого термина, рассмотреть признаки, виды и задачи этностереотипов.

Объектом и предметом моей работы являются исследования ученых этностереотипов в области психологии и лингвистики, непосредственно понятие этнических стереотипов.

Источниками для изучения темы послужили издания таких известных авторов, как Михайлова, Бартминский, Панасюк и др.

Моя работа состоит из 3 разделов. Первая глава посвящена раскрытию понятия термина и освещению истории его появления. Во второй главе я знакомлю с признаками этностереотипов и их видами. В третьей главе говориться о функциях и их полезность в решении этносоциальных задач.


I.ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «ЭТНОСТЕРЕОТИПЫ» И ИСТОРИЯ ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ


I.1 Термин «этностереотипы»


В понятийно-терминологическом словаре «Экология человека» «этностереотипы» обозначаются как относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей, которые сложились на уровне обыденного сознания и передавались следующему поколению. Нередко они представлялись в виде однозначных суждений: «хитрые», «коварные», «хозяйственные».

В содержании стереотипов этнических, как правило, зафиксированы приоритетные оценочные мнения, суждения об указанных качествах. Помимо этого в содержании стереотипов этнических могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности. Стереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств.

Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным, поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными. Этностереотипы строятся на основе представлений, сформированных фольклорно-мифологическим сознанием и бытующих в системе традиционной культуры. Это не просто оценочный образ «чужого», зафиксированный в языке (номинативные модели, паремии), но значимый концепт, составляющий непременный элемент картины мира.

Данная группа стереотипов, как подтверждают результаты современных этнолингвистических и социолингвистических исследований, играет структурообразующую и этнодифференцирующую роли, особо значимые для самоосознания и самопознания этноса (представления о «своем» и «чужом» народе, «своей» и «чужой» религии, обрядности и системе ценностей). По мнению исследователей, «национальные» стереотипы имеют особый общественный вес, поскольку в основе таких стереотипов лежит универсальная оппозиция «свой-чужой», в свою очередь составляющая базу для формирования народного (традиционного) мировоззрения. Восприятие представителей различных этнических групп связано также с актуальными отношениями и конфликтами между этими группами.


.2 История появления термина


Понятие стереотипа в современной гуманитарной науке носит междисциплинарный характер. Изначально получив развитие на почве социологии и социальной психологии с 1920-х гг., понятие стереотипа в дальнейшем стало предметом анализа с точки зрения теории коммуникации, этнологии, истории литературы и культуры, философии языка.

Первым, благодаря которому термин стереотип обрел всеобщее признание, был У. Липпманн, написаший работу «Public Opinion» (1922), в которой стереотипы определялись как «образы в нашем сознании». Все дальнейшие определения стереотипа как языкового, философского, социально-психологического (этнографического, культурно-поведенческого) явления так или иначе опираются на определение Липпманна, в той или иной мере подчеркивая различные аспекты данного феномена - его статичность, утвержденность, гипертрофированность (тенденциозность). Разрабатывая концепцию стереотипа с точки зрения социальной психологии, У. Липпманн отметил одну важную особенность этого понятия - ориентированность на некий идеальный образ мира, который формируется в сознании представителей того или иного сообщества, и способность отвечать общественным ожиданиям: «Системы стереотипов могут быть стержнем нашей собственной традиции, оборонительным укреплением нашей общественной позиции. Они составляют упорядоченную, более или менее цельную картину мира, над которой надстраиваются наши обычаи, наши вкусы, наши возможности, наши привычки и наши надежды. Они могут быть не законченной картиной мира, а картиной возможного мира, к которому мы приноравливаемся. В этом мире люди и вещи имеют свои хорошо нам известные места и приспосабливаются к ожиданиям».

Польский исследователь Ю. Халасиньский определял процесс стереотипизации как разновидность мифологического мышления, играющего не последнюю роль в общественных отношениях и активизирующегося в ситуации противостояния или соперничества различных социальных (этнических, этнокультурных) групп. С «мифологизирующим» аспектом стереотипа как социокультурного феномена связано соотнесение стереотипов с такими явлениями, как предубеждение, мнение, верование, предрассудок и т. п., получившие воплощение в исследованиях Г. Оллпорта; он определил предубеждения {prejudices) как «суждения о других без достаточных оснований», а стереотипы (stereotypes) как производные от предубеждений.

Как в социологии и атропологии, понятие стереотипа стало востребованным и в лингвистике. Для языковеда стереотипизация охватывает всю картину мира, как образ вещи, так и образ человека; стереотипизация неотделима от сущности естественного языка, который основывается на субъективной категоризации явлений, а также на конвенции и на повторяемости, подход к изучению стереотипов, предложенный X. Патнэмом, согласно которому стереотип представляет собой конвенциональное представление, зафиксированное в повседневном языковом узусе. Т.е. с позиции лингвистов стереотипами считаются установленные конвенционально

семантические и/или формальные конструкции, формирующие культурно-языковой образ объекта.

В традициях московской этнолингвистической школы стереотип рассматривается как явление, принадлежащее «языку культуры», в связи с чем объектом исследования становится семантика знака в языке культуры, связь языковых и внеязыковых стереотипов. В нашей работе, основанной в первую очередь на текстах народной культуры (при этом как текст может функционировать иязыковая единица, и народное верование, и фрагмент обряда, и фольклорный нарратив), мы анализируем именно систему семантических стереотипов, связанных с образом этнически и конфессионально «чужого» в славянской традиции.

Стереотип как понятие, значимое не только для языка, но и культуры в целом, в последние годы становится объектом исторических, филологических, культурологических исследований, концентрирующих внимание на речевых и ментальных стереотипах, формирующих «особость» национальных культур (в том числе славянских) и выступающих в роли этнокультурного идентификатора.

II.ПРИЗНАКИ ЭТНОСТЕРЕОТИПОВ И ИХ ВИДЫ


II.1 Признаки этностереотипов


Базовые характеристики этнического (этнокультурного) стереотипа в основном аналогичны признакам, присущим стереотипам вообще. Этнические (этнокультурные) стереотипы представляют некий обобщенный образ этнического или конфессионального соседа, упрощая и генерализируя этот образ. При этом, как отмечают исследователи для данной группы стереотипов характерна «неточная субъективная генерализация» -неосознанное приписывание какого-либо свойства всем объектам класса, объединяемого с помощью данного названия (этнонима, конфессионального названия).

Этнокультурные стереотипы демонстрируют широкое распространение и повторяемость, будучи передаваемы в рамках отдельной традиции от поколения к поколению, а также большую степень устойчивости к изменениям. Данная группа стереотипов подвержена влиянию исторических факторов, а также обусловлена национальными мифами и традициями. Этим обусловлен интровертный, регулятивный характер данного класса стереотипов, определяющий формирование представлений о «чужих». Каждая традиция создает портрет «чужака», опираясь на «свою» систему представлений и ценностей, априори имея мнение о «чужой» культуре и традициях.

В связи с этим познавательный компонент этнических стереотипов может проявляться в формировании предубеждений, предрассудков, суеверий с преобладанием негативной оценки в отношении «чужих», приписывавшей стереотипам функцию однозначно негативной оценки.

В оценочном компоненте этнокультурных стереотипов действительно преобладает негативное отношение к представителям иных этносов и конфессий, что обусловлено не только этноцентризмом, но и явлением мегаломании - самовозвышения - которое свойственно всем народам на определенном этапе их исторического развития и составляет необходимый элемент народного менталитета. Оценочность этнокультурных стереотипов проявляется в формировании национальных и религиозных заветов, а также играет не последнюю роль при конструировании «заветных» фольклорных текстов.

В группе этнических стереотипов безусловно проявляется их эмоциональная составляющая, что находит отражение в терминологии, к ним прилагаемой - англ. ethnic slurs, франц. blason populaire (ср. рус. предрассудки). Именно эмоциональный заряд (часто негативный), который несут в себе этнические стереотипы, выступает в качестве базиса для культурного фундаментализма.

Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе - явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению.

Еще одно свойство этнических стереотипов - согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов Тэшфел ( Британский психолог). По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Стереотипы и личные убеждения об этнических группах, хотя и могут частично совпадать, представляют собой различные когнитивные структуры, каждая из которых - лишь часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность враждебных и пренебрежительных стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен.

Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений». Впрочем, начиная с 1950-х годов получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных - так называемая гипотеза «зерна истины». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.


II.2 Виды этнических стереотипов


Типологически этнические стереотипы подразделяются на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы - это представление членов конкретной этнической группы о самих себе. В данном случае объектом этнического стереотипа являются наиболее типичные представители своей этнической группы. Автостереотипы могут привести к этноцентризму - сознательному и бессознательному предпочтению своего народа и своей культуры перед чужими. Автостереотипы, как правило, представляют комплекс положительных оценок. Но иногда среди этнических меньшинств встречается и отрицательные самооценки. Подобные группы с низким статусом могут соглашаться с их относительно более низким положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы. Но в целом автостереотипы имеют сбалансированность положительных и отрицательных элементов. В случае тех же меньшинств может подчёркиваться древность и мудрость их народа при его малочисленности. Этнические автостереотипы не константны: в ходе исторического развития этноса они претерпевают определенную эволюцию и в значительной мере отражают уровень этнического самосознания. Особенностью автостереотипов является стремление этнической общности внести в их содержание нечто от идеала, подчеркнуть наиболее самобытные черты национального характера. Например, группы с более высоким статусом в экономической сфере имеют тенденцию характеризовать себя как компетентных и добившихся экономического успеха, а группы с более низким статусом - как отличающихся добротой, сердечностью, гуманностью, с одновременным снижением значимости тех качеств, которые и обеспечивают чужой группе экономическое превосходство (деловитость, предприимчивость и т.п.).

Гетеростереотипы - это образы представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе. Гетеростереотипы могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В их содержании следует отличать относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых контактах, и ряд других изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. В основе гетеростереотипов лежит такое свойство, как антропо-стереотипичность, т.е. обусловленность стереотипа внешним обликом индивида. Внешность часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию об этнической принадлежности субъекта. Признаки, из которых слагаются внешний облик и поведение, могут иметь осведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. В гетеростереотипах на уровне обыденного сознания внешний облик представителя соответствующей этнической общности чаще всего связывается с определенными психологическими чертами человека. На основе этих стереотипов неизбежно создаются соответствующие типы межэтнического общения и поведения людей.


III.ФУНКЦИИ ЭТНОСТЕРЕОТИПОВ


Так же, как и характеристики, функции этнокультурного стереотипа соответствуют в основном универсальным функциям, определенным для стереотипов вообще.

Исследователи указывают на три основные функции стереотипов: познавательную, коммуникативную, функцию укрепления и защиты позитивной групповой идентичности.

Коммуникативная функция этнических стереотипов служит для осуществления обмена информацией между представителями «своего» сообщества (как опознать «своего» среди «чужих» и «чужого» среди «своих), стереотипы помогают в межкультурном общении прогнозировать поведение собеседника.

С помощью познавательной функции этнических стереотипов формируется образ внешнего мира и своего собственного микрокосма, за счет использования стереотипов достигается когнитивная экономия.

Защитная функция этнических стереотипов проявляется в том, что они способствуют сохранению традиционной системы ценностей как по отношению к своему сообществу (автостереотипы), так и по отношению к «чужим» (гетеростереотипы).

В книге Бартминьского выделяется функция социально-этнической интеграции, где стереотип, с одной стороны, удовлетворяет психическую потребность в экономии познавательных усилий, с другой - общественную потребность поддерживать внутреннюю спаянность сообщества и его противопоставленность другим человеческим сообществам.

Существует так же еще одна функция - манипулирующая. Она заключается в том, что при определенных условиях они могут выступать в качестве орудия ментального воздействия на массы в идеологических и политических целях.

Среди социально-психологических функций выделяют функцию межгрупповой дифференциации и функцию поддержания позитивной групповой идентичности. Среди социальных функций - функции объяснения и оправдания существующих межгрупповых отношений (Тэшфел), а также функция сохранения существующих отношений (Т.Г. Стефаненко). Перечисленные функции Э.С. тесно взаимосвязаны с внутри- и внешнеэтнической активностью и реализуются в контексте существующих межэтнических отношений. В ситуациях нарастающей национальной напряженности, Э.С., наряду с этническими предрассудками, усиливают проявления предубежденности к членам чужой этногруппы, усугубляют межэтническое отчуждение, интенсифицируют развитие процессов внутриэтнического обособления и межэтнической поляризации. При соответствующих социально-политических условиях активизируется эффективное влияние Э.С. на консолидацию этнической группы, психологическое единение ее членов. Являясь одними из эффективных психологических регуляторов межэтнических отношений, Э.С. отражают содержание и динамику этих отношений, выступая чутким индикатором их состояния, диагностируя возникновение напряженности во взаимоотношениях, либо указывая на их стабильность и благополучность.

Этнические стереотипы помогают решать следующие этносоциальные задачи: защита территории этнических границ, предпочтение соотечествен- ников (соплеменников) пришельцами (мигрантами), базирующееся на усилении чувства солидарности со своими и чувства вражды (подчас непримиримой) по отношению к иноплеменникам. На социальном уровне этнический стереотип имеет две функции: идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы) и идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа «мы», формирование которого происходит прежде всего с помощью ритуалов и невербальных средств).

Основная опасность этнических стереотипов в том, что они способствуют появлению национальных предрассудков - неоправданно негативного мнения и отношения к чужому народу или отдельным его членам, склонность негативно действовать по отношению к людям чужого народа. А предрассудки в свою очередь провоцируют дискриминацию, которая предполагает осуждение и предубеждение против человека исключительно на основе его идентификации с определённой группой. Установки на межличностное общение обусловленным установками на общение между группами и обычно сочетаются с ними. При предубеждении учитываются прежде всего внешние данные. Предубеждение - это негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь. Отсюда следует, что речь идет об обобщенной установке, ориентирующей на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности. Иррациональность предубеждения состоит не только в том, что оно может существовать независимо от личного опыта, оно даже противоречит ему. Когда люди объясняют свое враждебное отношение к какой-либо этнической группе, они обыкновенно называют какие-то конкретные отрицательные черты, свойственные, по их мнению, данной группе. Однако те же самые черты, взятые безотносительно к данной группе, вовсе не вызывают отрицательной оценки или оцениваются гораздо мягче. Тут сказывается и историческая традиция, воплощенная в исторических сочинениях, литературе, обычаях, и консерватизм системы воспитания. Особенно велико значение воспитания. Многочисленные исследования показывают, что большинство людей усваивает предубеждения в детстве, до того, как получает возможность критически осмыслить получаемую информацию. Этнические предубеждения оказывают самое губительное влияние и на их жертвы, и на их носителей и ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же в свою очередь затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.

Социальные стереотипы редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности в отношениях между группами, но в условиях напряженности или конфликта эти же стереотипы становятся определяющими детерминантами, которые слабо поддаются модификации и управлению, они ужесточаются, заостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до откровенной враждебности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основе литературы, представленной во введении, я думаю, мне удалось показать, что такое этнические стереотипы, что они являются неотъемлемой частью многих гуманитарных наук и помогают изучению межэтнических контактов и их конфликтов.

В ситуациях нарастающей национальной напряженности, этнические стереотипы, наряду с этническими предрассудками, усиливают проявления предубежденности к членам чужой этнической группы, усугубляют межэтническое отчуждение, интенсифицируют развитие процессов внутриэтнического обособления и межэтнической поляризации. При соответствующих социально-политических условиях активизируется эффективное влияние этнических стереотипов на консолидацию этнической группы, психологическое единение ее членов. Являясь одними из эффективных психологических регуляторов межэтнических отношений, этнические стереотипы отражают содержание и динамику этих отношений, выступая чутким индикатором их состояния, диагностируя возникновение напряженности во взаимоотношениях, либо указывая на их стабильность и благополучность.

этический стереотип национальный характер

Список использованной литературы


1. Бартминьский 1995 Бартминьский Е. Этноцентризм стереотипа. Результаты исследования немецких (Бохум) и польских (Люблин) студентов в 1993-1994 гг. // PMC. М., 1995. С. 7-9.

.Бартминьский, Панасюк 2005 Бартминьский Е., Панасюк И. Языковые стереотипы // Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. М., 2005. С. 158-187.

. Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага». М., 1994

. Т.Г. Стефаненко. Этнопсихология. Практикум. - М., 2006

. Михайлова 1999 Михайлова К. Етническият стереотип за българина сред поляците, живеещи в България // Бъдгарски фолклор. 1999. Кн. 1-2. С. 58-70.

. Turner J.C. Social comparison & social identity: some prospects for intergroup behavior// Europ. J. Of Soc. Psycol.