Этническая идентичность в поликультурной среде ВУЗа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,27 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этническая идентичность в поликультурной среде ВУЗа

Введение

В современном мире возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. В условиях все более интенсивного межкультурного сотрудничества, взаимодействия и взаимопроникновения культур особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием ребенка в полиэтнической среде. Важной проблемой остается профилактика таких социальных явлений как ксенофобия и агрессивный национализм, приобретающих сегодня угрожающие размеры.

Современная Россия - в высшей степени поликультурное и многоконфессиональное образование, поэтому особо актуальными являются вопросы, касающиеся различных аспектов исследований идентичности молодежи в условиях современного российского многонационального общества.

В ситуациях глобальных социокультурных преобразований актуализируются проблемы идентичности, обусловленные стремлением человека понять, узнать себя и определить свое место в социуме. Особую актуальность в этой связи приобретают проблемы формирования этнической идентичности в поликультурной среде. В зависимости от того, насколько человек приобщен к своей этнической культуре, нормам и ценностям, его этническая идентичность может принимать разные формы: от этнического фанатизма, крайней формы агрессивности, до этнонигилизма, представляющего собой отрицание этничности, этнокультурных ценностей.

Объект исследования: этническая идентичность как социально-психологический феномен

Предмет исследования: этническая идентичность в поликультурной среде вуза

Цель исследования: рассмотреть особенности этнической идентичности студентов в условиях образовательной среды вуза

Задачи исследования:

Выявить актуальность и изучить понятие этнической идентичности;

Рассмотреть психологические особенности современной поликультурной образовательной среды;

Подобрать методы и методики исследования этнической идентичности;

Провести исследование этнической идентичности современных студентов;

Дать психологический анализ результатов.

Гипотеза исследования - поликультурная образовательная среда приводит к становлению позитивной этнической идентичности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов психолого-педагогического исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы с целью обобщения отечественного и зарубежного опыта.

Эмпирические методы: эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование.

Методы анализа и интерпретации результатов: математико-статистические методы.

Для достижения поставленной цели были применены следующие психодиагностические методики:

. Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова);

. Методика Дж.Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности;

. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М.Юсупова

Научная новизна работы:

уточнен и систематизирован понятийный аппарат на концептуальном уровне анализа проблемы этнической идентичности молодежи;

выявлены современные тенденции развития поликультурной образовательной среды.

Теоретическая значимость: определяется теми фактами, что в исследовании систематизированы представления отечественных исследователей о психологических особенностях этнической идентичности, которыми занимались Н. М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, И.В. Алексашенкова, Г.В. Палаткина, а также зарубежных исследователей таких как J.S. Phinney, P.L. Tiedt.

Практическая значимость: определяется тем, что результаты исследования могут быть полезны при создании модели программы поликультурного образования, а также быть полезны педагогам и психологам при решении задач, связанных с исследованием психологических особенностей этнической идентичности молодежи.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.

1. Этническая идентичность как социально-психологический феномен

1.1 Понятие и содержание этнической идентичности

В наши дни, в условиях нарастания интенсивности международных коммуникаций, развития средств массовой информации и роста миграций современное общество является крайне разнородным в этнокультурном отношении и характеризуется культурной «мозаичностью». Проблема понимания, функционирования, развития этнического самосознания становится одной из наиактуальнейших на сегодняшний день, не только в России, но и во всем мире.

В основе формирования идентичности в поликультурном обществе лежит признание сложно структурированного множества культур, их дополнительности и взаимного уважения, их важности в формировании идентичности личности.

Исследование этнической идентичности в российской психологии всегда было так или иначе связано с изучением культурной среды нашей страны. Многие современные исследования посвящены проблеме кризиса и смены идентичности (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и др.), а также формированию идентичности в условиях поликультурной среды в республиках Прибалтики, Северного Кавказа, и, в том числе, в Армении (Ю.В. Арутюнян). [1].

Этническая идентичность - это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности» [25].J.S. отмечает, что этническая идентичность - это многомерный конструкт, который включает в себя этнические чувства, знания, установки и поведенческие реакции.

Принадлежность к этнической группе - это особый случай социальной идентичности. Исходя из теории социальной идентичности, можно предположить, что если доминирующая в обществе группа низко оценивает черты или характеристики этнической группы, члены этой этнической группы оказываются перед угрозой негативной социальной идентичности. Идентификация с низко-статусной группой может привести к низкому самоуважению.

Этническая идентичность становится значимой только в ситуациях, когда две и более этнических групп находятся в контакте в течение какого-либо периода времени. Для этнически гомогенного общества это бессмысленное понятие. Этническую идентичность можно понимать в качестве одного из аспектов аккультурации, в котором главный акцент делается на человеке и на том, как он взаимодействует со своей этнической группой, являющейся составной частью общества в целом [32].

В отечественной науке данный подход к проблеме этнической идентичности представлен, в частности, в работах Н.М.Лебедевой [12], посвященных психологическому изучению проблем этнических миграций. Признаком «успешной» адаптации к иноэтническому окружению автор считает межэтническую интеграцию, при которой у каждой группы сохраняется собственные этнокультурные особенности, но в то же время формируется общее самосознание, ощущение общего «мы» (реального или условного).

Чтобы ответить на вопрос, каким образом и когда ребенок начинает считать себя представителем того или иного этноса, с точки зрения психологии, необходимо рассмотреть этапы становления этнической идентичности, принятые в психологии.

Этапы становления этнической идентичности принято соотносить с этапами развития личности.

Одним из первых классификацию этапов развития этнической идентичности предложил швейцарский ученый Ж. Пиаже. Основой для составления периодизации послужили его исследования 1951-го года.

Поскольку «развитие этнической идентичности ученый рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием «Родина», а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях».

Таким образом, основываясь на соотношении когнитивных образов "родины" и "других стран" Пиаже выделяет три этапа:

-7 лет. В этом возрасте ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна или этническая группа;

в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - этническая принадлежность родителей, место проживания, родной язык;

в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [25].

Дальнейшие исследования этнической идентичности позволили дать более полную информацию о процессе протекания процесса этнической идентификации. Исследования показали, что этническая идентичность впервые проявляется в 3-4 года, основанная на различении антропологических признаков представителей этнических групп, таких как цвет кожи, цвет волос. [23]. Для этого периода характерно еще нечеткое осознание общности с представителями своего этноса, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Следующий важный этап - это подростковый возраст. На этом этапе большинство детей может объяснить мотивы выбора своей этнической принадлежности, происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с иноэтническим окружением.

Но лишь в ранней юности - 16-17 лет - этнические установки приобретают устойчивость, укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация ее выбора, формируется этническое мировоззрение. Если на предшествующих этапах решающую роль в формировании этнической идентичности играла семья, то в старшем школьном возрасте наибольшее воздействие начинает оказывать школа [29].

Этнопсихологи утверждают, что последовательность становления этнической идентичности обусловлена постепенным процессом социализации, постепенным повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя. Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной этнической группы становится возможным в условиях получения новой информации от окружающего мира. Необходимо иметь в виду, что идентичность может иметь как негативный, так и позитивный эмоциональный фон.

Действительно, вовлеченность в социальную и культурную практику этнической группы (использование языка, поддержание культурных традиций, участие в социальных и политических организациях) достаточно часто рассматривается в качестве показателя сформированной этнической идентичности [32]. Однако до сих пор под вопросом остается наличие однозначной связи между тем, кем себя индивиды считают, и тем, как они действуют в реальной жизни, т.е. между этнической идентичностью и этнической вовлеченностью. Во всяком случае результаты многих исследований показали независимость этих двух измерений.

Так, у многих людей установки на этническую культуру, на ее элементы как образцы, достойные подражания, не коррелируют с реальной в нее вовлеченностью. Особенно наглядно рассогласованность между этнической идентичностью и включенностью в этническую культуру видна на примере рассмотрения языка как этнодифференцирующего признака.

Хотя язык действительно представляет собой одно из наиболее значимых измерений этнической идентичности, известны примеры, когда этнические группы, живущие в иноэтническом окружении и перешедшие на другой язык, стойко сохраняют свою этническую идентичность (например, армяне в Грузии и на Северном Кавказе, айны в Японии и др.).

Возрождение языка предков подчас становится центральной проблемой, вокруг которой происходит мобилизация членов группы, утверждающих свою идентичность. Наиболее успешный пример - возрождение иврита, который еще шестьдесят лет назад считался мертвым языком. [8].

Характер этнической идентичности зависит от множества факторов - влияния среды, условий и характера межкультурного взаимодействия [14]. Например, развитие этнической идентичности, характеризующееся точностью когнитивных представлений и степенью положительности эмоционального отношения, во многом зависит от того, принадлежит ли респондент к группе большинства или меньшинства.

Несмотря на наблюдаемые общие закономерности, установлено, что особенности развития этнической идентификации носят индивидуальный характер [26] и обусловлены в значительной степени социальным контекстом, такими как статусом этнической группы, к которой принадлежит индивид, этнической принадлежностью других членов семьи и их авторитетом для индивида, характеристиками значимого социального окружения индивида, а также другими факторами.

Вообще, все факторы, оказывающие влияние на формирование этнической идентичности, можно условно разделить на макро- и микрофакторы [15].

К макрофакторам относятся территориальный фактор, язык, культура, общность происхождения, религия, наличие или отсутствие экономической автономии этнической группы, наличие или отсутствие эксплуатации, притеснения со стороны других этнических групп.

К микрофакторам относятся факторы, влияющие не на общность, а непосредственно на этническую идентичность конкретного индивида. Это статус этнической группы, семья, непосредственное этническое окружение, статус языка этнической группы и другие.

На этническую идентичность оказывают влияние также внешние факторы, такие, как смена научных парадигм и популяризация какого-либо этноса средствами массовой информации [29].

Согласно Дж. Финни, психологический смысл этнической идентичности проявляется при её сопоставлении с такими родственными категориями, как национальная идентичность (отожествление не с этносом, а с нацией), этническое самосознание (результат самоопределения личности в этническом контексте жизнедеятельности), чувство этнической принадлежности (эмоциональное восприятие своей причастности к этносу), этничность (общее социальное определение и самоопределение личности в этнически значимом мире), этническая идентификация (процесс обретения этнической идентичности), этническая самоидентификация (осознанное причисление себя к этнической общности).

Наиболее значимыми признаками этнической идентичности являются язык, происхождение, образ жизни, традиционная культура, ценности и нормы, историческая память и мифология, религия, чувство родины, гражданство, характерная внешность [32]

В структуре этнической идентичности, как считает Татьяна Гавриловна Стефаненко, выделяются два основных компонента [26]:

когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков),

аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней).

Л.М. Дробижева выделяет ещё и поведенческий компонент. В данном случае поведенческий компонент этнической идентичности понимается как механизм проявления себя как члена этнической группы, "построение системы отношений и действий в различных этноконтакных ситуациях". [24]

Если по поводу того, что основными компонентами этнической идентичности считаются когнитивный и аффективные элементы споров не возникает, то по поводу того, что считать составными частями этих компонентов ведутся дискуссии.

В состав когнитивного компонента вводится множество различных составляющих элементов, такие как этнические ориентации, групповые концепции и др. [27]. Но самыми важными, как утверждает Т. Стефаненко, являются: 1) этническая осведомленность, и 2) этническое самоназвание.

Рост этнической осведомленности о групповых различиях неизбежно связан с восприятием своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп, со способностью стабильно давать себе правильное этническое самоназвание. В исследовании О.Л. Романовой пяти-шестилетние и даже более старшие дети не всегда правильно называли собственную национальность, национальность родителей, не могли установить логическую связь между такими фактами как национальность родителей, страна проживания, язык общения, собственная национальность. И только подростки, у которых сформировалась система представлений об этнических явлениях, четко идентифицировали себя с этнической общностью на основе значительного набора этнодифференцирующих признаков [19].

В следующем параграфе мы рассмотрим особенности поликультурной образовательной среды и влияние ее условий на становление этнической идентичности молодежи.

.2 Психологические особенности современной поликультурной образовательной среды

Полиэтничность населения России актуализирует поиск путей равноправного сосуществования и развития различных этнических культур. Повышенный интерес к этнической культуре со стороны органов государственной власти и отдельных граждан Российской Федерации вполне объясним: во-первых, в этнической культуре сконцентрирован жизненный и культурный опыт народа; во-вторых, культурные особенности этноса позволяют объяснить специфику поведения людей в разных средовых ситуациях и, в-третьих, этническая культура играет особую роль в процессе межэтнического взаимодействия.

Важнейшая роль в процессе изучения, сохранения и развития культуры этноса в современном обществе принадлежит образованию. В «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» отмечается о необходимости создания условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России; содействия средствами образования политике государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию; создания условий, обеспечивающих формирование корреляции этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся. [20].

В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства [9]. Перед системой современного образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования через развитие межэтнической толерантности, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.

Образование является ведущим механизмом развития общества и цивилизации, основой устойчивого общества и качества жизни личности в изменяющемся мире, образование - основа становления личности и ее самореализации [4]. Система образования обеспечивает человека знаниями, позволяющими ему вписываться в создаваемый им мир, прогнозировать дальнейшее развитие этого мира и свое место в нем. Могущество любой страны прирастает, прежде всего, системой образования, ибо ее будущее куется, прежде всего, в этой системе [7].

Образовательная среда в широком контексте является подсистемой социокультурной среды. В.А. Ясвин понимает образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [31]. По мнению ГЮ. Беляева образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот [6].

Общеизвестно, что народы России различаются по языку, культуре, устойчивым традициям образа жизни, численности и т. д. Исходя из этого, государственный образовательный стандарт второго поколения направлен на формирование нового поколения граждан многонациональной России, способных жить в мире и согласии друг с другом и с представителями других народов, конфессий и культур [22]. В вариативной части базисного образовательного плана в разделе «внеурочная деятельность» отводятся часы для занятий, позволяющих более полно удовлетворить потребности учащихся, их семей, других участников образовательного процесса к общекультурному и личностному развитию детей, освоению ими системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой. В условиях этнического многообразия образовательные учреждения призваны создать условия по формированию навыков в области поликультурного образования, социального проектирования и межкультурной коммуникации. Образовательный процесс включает в себя этнический компонент, а именно, этническую культуру, традиции, нормы поведения, духовные ценности.

Поликультурная среда - это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах. Любая образовательная среда России является педагогической полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют взаимные предвзятости. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни. [13].

Поликультурное образование - это образование, которое благодаря тесному взаимодействию представителей различных культур и этнических групп образует своеобразный сплав культур, взамен множества индивидуальных культур, единой культуры, и, следовательно, возникает новая групповая идентичность. Современная модель поликультурного образования предполагает уважительное отношение к индивидуальным культурам, сосуществование и взаимопроникновение культур, а также получение нового опыта, опирается на идею сохранения своеобразия традиций и ценностей представителей разных народностей. Субъекты образовательного процесса наряду с получением опыта межкультурного взаимодействия, обогащают и пополняют свой культурный багаж.

Современное поликультурное образование направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей и является культуросообразным по своей сути. По мнению К. Трасберг, поликультурное образование в условиях взаимовлияния культур должно способствовать развитию и сохранению собственной идентичности, формированию навыков межкультурного общения, предупреждению и успешному разрешению конфликтов, обусловленных национальными и другими различиями. Оно значительно расширяет диапазон возможностей каждого человека в сфере общения и сотрудничества. [28].

Реализация основных принципов поликультурного образования предполагает обновление целей и содержания образования в соответствии с динамикой социокультурных ценностей и целей общественного развития.

Так, по представлению Г.В. Палаткиной, развитие поликультурного содержания образования повышает интерес педагогов к этнокультурологической проблематике. Субъекты образовательного процесса, включая сообщество в целом как потребителя результатов педагогической деятельности, начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса культурными компонентами, что создает условия для духовного становления личности, а общечеловеческие ценности могут обеспечить новые социокультурные потребности. [17]. В этой связи учебно-воспитательная деятельность деятельность учителя должна быть направлена на:

изучение региональных национально-культурных традиций в диалектическом единстве с российскими и общечеловеческими ценностями (в единстве региональной, федеральной и цивилизационной составляющих);

формирование навыков межэтнического, межкультурного общения, диалога;

формирование этнокультурных компетенций.

Памела Тайдт видит целью поликультурного образования создание системы, предоставляющей возможности обучения для всех детей социума, способствующей максимальному развитию их потенциала, так, чтобы они могли использовать все ресурсы, которые мир может предоставить человечеству. В этом случае педагогическая деятельность должна базироваться на трех принципах: уважение, эмпатия, справедливость [33].

По мнению Богомолова М.А. поликультурное образование по своей сущности близко к межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур.

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, Каптерев относил язык, религию и быт. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к бедному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» [3].

Использование данных принципов направлено на достижение следующих целей:

• развитие идентичности учащихся как их индивидуального достоинства;

• способствовать осознанию учениками различий в их ценностях и развитие понимания, что именно эти различия позволяют повысить уровень вариативности в принятии решений в разнообразных жизненных ситуациях;

• осознание разницы в индивидуальных целях и перспективах, понимание их причин;

• совместное изучение истории и наследия представителей всех культур в образовательном коллективе, избегая критики и стереотипов;

• развитие у учащихся понимания взаимосвязанности и взаимозависимости всего человечества.

Целью всех образовательных организаций является не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но и научить их жить в сообществе друг с другом.

Задачами поликультурного образования являются следующие:

полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;

формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;

воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;

формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;

воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. [2].

В концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 июля 1996 г. N 909, отмечается необходимым «обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомления детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров». [20]

Реализация основных направлений деятельности в образовательных учреждениях Северо-Кавказского региона связана, прежде всего, с разработкой и апробацией ряда элективных курсов, составленных с учетом этнокультурного компонента.

Северо-Кавказский федеральный университет осуществляет международное сотрудничество в рамках двусторонних договоров с университетами, научными и образовательными центрами 15 стран: Австрийской Республики, Азербайджанской Республики, Грузии, Итальянской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кореи, Республики Польши, Словацкой Республики, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Турецкой Республики, Украины, Федеративной Республики Германии, Чешской Республики, Французской Республики. Большое значение для формирования гражданской позиции, российской идентичности и патриотизма в поликультурной среде вуза имеет работа Центра межэтнического взаимодействия и Студенческого этнического совета. В состав Совета входят представители наиболее многочисленных национально-культурных групп студентов Северо-Кавказского федерального университета: русские, карачаевцы, черкесы, чеченцы, ингуши, балкарцы, абазины, армяне, кабардинцы, ногайцы, туркмены, осетины, народы Дагестана.

Здесь на факультете психолого-педагогического образования Института образования и социальных наук преподаются следующие дисциплины и курсы по выбору поликультурно-образовательного характера:

«Этнология Юга России»

«Культура межнационального общения»

«Традиции семейного воспитания на Северном Кавказе»

«Гражданское воспитание в истории педагогики»

«Толерантность как основа педагогической деятельности в многонациональной школе»

«Этнопсихология»

«Поликультурное образование»

«История государственных символов России»       

«Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире»

Подобные курсы способствуют поддержанию интереса к общероссийским и региональным национально-культурным и духовным ценностям, традициям, культурному наследию в целом. [34].

Личность ребенка формируется не только под воздействием специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. При создании предметно-пространственной среды в учебном учреждении целенаправленно используются возможности естественной поликультурной среды. (Мини-музеи, уголки краеведения и др.)

Таким образом, особую значимость приобретает этнокультурное образование, которое представляет собой «целостный процесс изучения и практического овладения ценностями народной культуры, прорастающей в культуре этноса и входящей в систему мировой культуры, процесс становления, социализации, воспитания личности на этнокультурных традициях» [3].

Таким образом, актуальность поликультурного образования очевидна. Его цель обозначается как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Большинство исследователей видят целями поликультурного образования максимально полное развитие потенциала всех учащихся, вне зависимости от их расовой, национальной и культурной принадлежности. При этом каждый ребенок воспитывается и обучается в духе понимания, признания и уважения собственной расы, национальности и культуры, преодоления стереотипов и однозначности мышления, акцептирования и уважения иных точек зрения, обычаев и ценностей. Условием внедрения принципов поликультурного образования является многогранная реформа образования.

2. Исследование влияния условий поликультурной образовательной среды на характер этнической идентичности студентов

.1 Организация, методы и методики, материал исследования

Для проверки выдвигаемой гипотезы и достижения поставленной цели, нами было проведено экспериментальное исследование.

При выполнении работы были проведены следующие этапы:

І этап (подготовительный) - февраль 2015 г. Выявили проблему, обозначили актуальность работы, сформулировали цель и задачи, гипотезу и проблему. На подготовительном этапе особое внимание заслуживает выбор темы. Подготовительный этап служит для определения основных позиций по заданной теме, для которого используются различные варианты. Подготовительный этап является необходимым компонентом для органичного и логичного построения работы:

Научно-исследовательскую работу, по мнению З.Н. Курлянд всегда начинают с выбора объектного пространства исследования. [11]. Выбор объектного пространства определяется такими объективными факторами, как актуальность, новизна и перспективность, а также субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, наклонностями, интересами, способностями. Тема должна содержать проблему. Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий специального изучения и положительного решения.

Формулировка темы, определение ее актуальности влечет за собой выбор объекта исследования. Под объектом исследования понимают совокупность свойств и отношений в окружающей действительности, которая существует независимо от исследователя. Это та часть педагогического пространства, в рамках которой содержится то, что будет изучаться.

Когда определяется объект исследования, то следует ответить вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, он даёт представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании. Предмет исследования - это определенный аспект изучения объекта. Необходимо отметить, что именно предмет определяет тему исследования, охватывает направление, важнейшие задачи исследования, вероятность их решения с помощью соответствующих исследовательских средств и методов [4].

Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Цель, по словам В.В. Краевского, - это одна из «главных характеристик деятельности, одна из составляющих триады: цель, средство, результат» [10]. Формулируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.

Цель - это и конечный результат, и одновременно основное направление научного поиска, это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования.

Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач. Задачи исследования - это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Определив объект и предмет исследования, его цель и задачи, необходимо сформулировать гипотезу. Гипотеза исследования - утверждение, предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки и доказательства. Гипотеза выступает формой предвосхищения результата исследования. Чтобы выдвинуть гипотезу, нужно достаточно много знать об исследуемом объекте.

этап (планирование исследовательской работы) - февраль-март 2015 г. Определились со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме собирали, выбирали и анализировали информацию.

Разработка инструментария (анкеты, тесты и др.)

Определение критериев успешности и факторов риска.

Выбор методов исследования;

Каждое исследование начинается с изучения научной литературы, что позволяет ознакомиться с обширной информацией по проблеме. Изучая литературные источники можно определить состояние проблемы исследования на данный момент, выявить, что уже сделано исследователями, какие вопросы разработаны достаточно полно, а какие - нет и т.п.

Надо сказать, что в любых случаях изучение литературных источников «открывает двери» перед исследователем, настраивает на экспериментальную работу. В свою очередь, и экспериментальная работа активизирует потребность к чтению, так как постоянно «ставит» вопросы.

этап (исследование) - март 2015 г. Процесс исследования, эксперимента. Собрали необходимую информацию для проведения исследования и провели то, что запланировали. Анализ, оценка либо эмпирическое исследование сущности явления, раскрываемого в курсовой работе, позволяет применить теоретические знания в реальной ситуации.

этап (обработка) - апрель 2015г. Теоретический анализ, проведённый в первой главе, позволил уточнить основные понятия, используемые в исследовании и наметить эмпирическую область, соответствующую предмету исследования. В соответствии с проблемой и целью исследования, было необходимо определить основные этнопсихологические факторы, влияющие на становление этнической идентичности, и попытаться проследить тенденцию ее изменения в зависимости от социокультурного контекста, в котором она осуществляется.

Для понимания этнической идентичности как феномена исторического и культурного сознания, характеристики которого связаны с поликультурностью образовательной среды учащегося, мы использовали следующие методы:

метод научного моделирования, призванный служить источником гипотез о сущности специфических обстоятельств, сопровождающих становление этнической идентичности, с целью ее дальнейшей эмпирической проверки.

Тест - это специализированный метод психологического диагностического исследования, позволяющее исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. [35]

Эксперимент (от лат. «проба, опыт») - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. [16]

Опрос - метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяют выборочные опросы для изучения общественного мнения, потребительского спроса населения и др. Основные средства - анкетирование и интервьюирование. [35]

Для исследования этнопсихологических особенностей учащихся Северо-Кавказского федерального университета была сформирована выборка, состоящая из 20 человек. Из которых 1 группа (10 человек) - члены студенческого совета Института информационных технологий и телекоммуникаций (ИИТиТ), 2-ая группа (другие 10) - студенты 3 курса Института образования и социальных наук (ИОиСН), группы психолого-педагогическое образование. Среди студентов-испытуемых были представители различных национальностей: русские, дагестанцы, калмыки. У первой группы студентов в Учебном плане отсутствуют дисциплины поликультурного образования в отличие от студентов второй группы. Однородность выборки обеспечивалась следующими условиями: возраст от 18 до 22 лет, все обследуемые являются студентами Северо-Кавказского федерального университета.

Для психологического исследования особенностей этнической идентичности студентов использовались следующие психодиагностические методики:

Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова) (Приложение 1);

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности - это рост этнической нетерпимости (интолерантности).

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом - апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Испытуемым необходимо было выбрать ответ, отражающий степень их согласия с каждым из предлагаемых утверждений. Ответы испытуемых переводились в баллы в соответствии со шкалой: "согласен" - 4 балла; "скорее согласен" - 3 балла; "в чем-то согласен, в чем-то нет" - 2 балла; "скорее не согласен" - 1 балл; "не согласен" - 0 баллов.

Затем подсчитывалось количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):

. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон - от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

Методика Дж.Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности (Приложение 2);

Методика предназначена для диагностики выраженности этнической идентичности в целом, а также ее отдельных компонентов - когнитивного и аффективного. Студентам предлагалось ответить на вопросы, касающиеся их этнической принадлежности, этнической группы и их отношения к ней. А также необходимо было отметить ответ, выражающий степень согласия с каждым из 12-ти утверждений. Ответы испытуемых переводились в баллы в соответствии со шкалой: «совершенно согласен» - 3 балла, «скорее согласен, чем не согласен» - 2 балла, «скорее не согласен, чем согласен» - 1 балл, «совершенно не согласен» - 0 баллов.

. Средний балл по всем вопросам является общим показателем этнической идентичности. этническая идентичность образовательный

. Показатели субшкал вычисляются посредством нахождения среднеарифметического от полученной суммы баллов:

шкала выраженности когнитивного компонента этнической идентичности (ответы на вопросы № 1,2,4,8,10);

шкала выраженности аффективного компонента этнической идентичности (ответы на вопросы № 3,5,6,7,9,11,12).

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии И.М.Юсупова (Приложение 3)

В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю» (0), «никогда или нет» (1), «иногда» (2), «часто» (3), «почти всегда» (4), «всегда или да» (5). Каждому варианту ответа соответствует числовое значение (указано в скобках): 0, 1, 2, 3, 4, 5. Чтобы получить общий уровень эмпатии, нужно просуммировать ответы по каждой графе отдельно, а затем вывести общую сумму в соответствии с указанными баллами по всей таблице. При этом следует руководствоваться следующими показателями: 82 - 90 баллов - очень высокий уровень эмпатии, 63 - 81 балл - высокий уровень эмпатии, 37 - 62 балла - средний уровень, 12 - 36 - низкий уровень, 5 - 11 баллов - очень низкий уровень.

Мы не диагностировали уровень эмпатии по каждой из составляющих шкал. С помощью ключа на основании полученных балльных оценок продиагностировали уровень эмпатии в целом.

Данные и результаты полученные, при проведении различных методов и методик имеют субъективную оценку студентов, т.е. отражают их точку зрения.

.2 Анализ результатов эмпирического исследования этнической идентичности

После проведения методик мы получили количественные результаты качественных показателей. Для достижения поставленной цели, нами было проведено исследование по выявлению взаимосвязи между характеристикой этнической идентичности студентов и условиями образовательной среды вуза.

Полученные результаты представлены в таблицах и на диаграммах.

Результаты методики диагностики типов этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) (Приложение 1) 1-ой группы испытуемых показали, что позитивная этническая идентичность является преобладающим типом у 5 из 10 испытуемых.(Табл.1).Выраженность ее составляет 50%.(рис. 1).

Таблица 1


Наименование шкалы

Испыту-емый №

этнони-гилизм

этническая индифферентность

позитивная этническая идентичность

этноэго-изм

этноизо-ляционизм

этнофана-тизм

1

9

7

6

8

6

5

2

2

11

17

2

2

5

3

5

10

15

10

7

6

4

0

9

15

20

13

12

5

6

11

19

12

8

7

6

7

17

16

6

7

4

7

0

11

16

1

4

3

8

4

15

16

0

2

4

9

12

10

12

14

16

13

10

0

17

16

3

0

0


Рис. 1

Пассивной формой отрицания важности этнического критерия в процессе самоопределения личности выступает этническая индифферентность. Она является преобладающим типом этнической идентичности у 2 человек, выражена на 20%. Респонденты обнаружили низкую степень интенсивности этнонигилизма - 10%, тем самым сохраняя за собой право самоопределения по этническому признаку, который остается значимым в процессах самооценки. К деструктивным типам этнической идентичности относятся ее гипертрофированные формы: "этноэгоизм", "этноизоляционизм", "этнофанатизм". Этноэгоизм как и проявления эгоистической направленности индивидуального характера, полагает разные степени выраженности и опасности для социального окружения. Действия носителей типа идентичности этноизоляционизм обычно связаны с желанием сохранить генотип этнической группы "чистым". Этноэгоизм так же как и этноизоляционизм преобладает у 10%. Этнофанатизм не является преобладающим типом этнической идентичности ни у одного испытуемого студента 1-ой группы, это радикальная форма, ставящая интересы "своего" народа выше прав индивида.

У всех испытуемых 2-ой группы самым выраженным типом является позитивная этническая идентичность (норма) (Таблица 2), преобладает у 100% испытуемых.(рис.2). В ее структуре соотносятся позитивный образ собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Этническую идентичность по типу "нормы" характеризует высокая толерантность и готовность к межэтническим контактам.

Таблица 2


Наименование шкалы

Испыту-емый №

этнони-гилизм

этническая индифферент-ность

позитивная этническая идентичность

этноэго-изм

этноизо-ляционизм

этнофана-тизм

1

2

15

18

5

6

5

2

3

11

20

5

0

0

3

6

6

18

6

0

8

4

0

7

12

10

7

8

5

1

10

16

3

4

8

6

4

7

18

8

9

2

7

3

11

16

12

8

9

8

1

16

20

5

1

7

9

6

13

15

14

8

4

10

3

9

16

9

8

5


Рис. 2

Методика Дж. Финни позволяет измерить выраженность этнической идентичности (Приложение 2). Рассмотрим конкретные ответы испытуемых более подробно.

Общий показатель этнической идентичности у 1- группы (студсовет ИИТТ) составляет 2 балла при максимуме 4.(Таблица 3). Выраженность аффективного компонента на 38 % превышает выраженность когнитивного компонента этнической идентичности.(рис. 3).

Таблица 3

№ вопроса

Компонент идентичности

 Баллы ответов испытуемого


когнитивный(К), аффективный (А)

1

2

3

4

5

 6

7

8

10

1.

К

1

0

1

2

2

1

3

3

1

0

2.

К

2

3

0

2

2

0

1

1

3

0

3.

А

 2

3

2

2

3

2

2

3

3

1

4.

К

3

2

2

2

1

0

0

2

1

0

5.

А

3

2

2

3

3

1

3

2

2

2

6.

А

3

2

2

3

2

2

1

3

2

0

7.

А

3

2

2

3

3

3

2

2

3

1

8.

К

2

0

2

2

1

0

0

1

1

0

9.

А

3

2

2

3

3

0

3

3

3

2

10.

К

2

2

2

3

3

1

2

2

2

1

11.

А

2

3

2

3

2

1

0

2

2

0

12.

А

2

3

2

3

3

2

3

3

3

3

средний балл: 1,9 ~ 2


Рис. 3


Для большинства испытуемых 1 группы не характерно уделять много времени поиску информации о своей национальной группе (60%). Испытуемые вполне довольны теми знаниями, которые они получают в рамках системы образования и семейной социализации. 50% респондентов активны в организациях или социальных группах, которые включают преимущественно членов их этнической группы. Большинство испытуемых хорошо знают свое этническое происхождение и понимают, что оно значит для них (90%). Лишь 40% студентов первой группы испытуемых много думают о том, как этническая принадлежность повлияет на их жизнь.

Общий показатель этнической идентичности во второй группе выше, чем в 1-ой и при максимуме в 4, он оставляет 3 балла.(Таб. 4). Это можно объяснить более развитым уровнем этнического самосознания в условиях поликультурной образовательной среды. Выраженность аффективного компонента на 26 % превышает выраженность когнитивного компонента этнической идентичности.(рис. 4). Из этого следует, что когнитивный компонент этнической идентичности в группе студентов психолого-педагогического факультета на 12% превышает указанный компонент в группе студентов-информатиков.

Таблица 4

№ вопроса

Компонент идентичности

 Баллы ответов испытуемого


когнитивный(К), аффективный (А)

1

2

3

4

5

 6

7

8

9

10

1.

К

3

3

3

2

2

2

2

3

2

3

2.

К

2

2

1

1

2

3

2

2

3

2

3.

А

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4.

К

0

3

3

3

1

3

3

3

2

3

5.

А

0

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6.

А

0

3

3

2

2

2

3

3

3

3

7.

А

0

3

3

3

3

3

3

3

3

3

8.

К

3

2

2

3

1

3

2

2

2

3

9.

А

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

10.

К

2

3

2

3

2

2

3

3

3

3

11.

А

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

12.

А

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

средний балл: 2,625~3

Рис.4


Во 2-ой группе все респонденты (100%) обратили внимание на то, что специально уделяли время для поиска информации о своей национальной группе, очевидно влияние поликультурной образовательной среды. Основным средством получения информации является самостоятельный поиск. Однако, необходимо отметить, что такой информационный поиск, как правило, не носит систематического характера, в отличие от изучения курсов и дисциплин поликультурной направленности в рамках учебного плана университета. 80% испытуемых активны в организациях или социальных группах, которые включают преимущественно членов их этнической группы. 100% испытуемых хорошо знают свое этническое происхождение и понимают, что оно значит для них. 80% студентов второй группы много думают о том, как этническая принадлежность повлияет на их жизнь.

Испытуемые хорошо знают свое этническое происхождение, а также происхождение своих родителей. Все испытуемые указали, что рады принадлежать к своей этнической группе. Все испытуемые гордятся своей этнической группой. 80% студентов в 1-ой группе и все студенты во 2-ой группе ответили, что соблюдают традиции своей этнической группы, чувствуют привязанность к ней и хорошо относятся к своему этническому происхождению.

Обработка материалов диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии И.М.Юсупова (Приложение 3) испытуемых началась с проверки достоверности данных. Из 40 человек ответы 2-х подверглись сомнению (испытуемые набрали 4 балла), остальные 3 балла и менее. Среди исследуемых студентов обоих групп очень низкий уровнь поликоммуникативной эмпатии не был выявлен.

Суммы баллов, набранные каждым из испытуемых 1-ой группы указаны в таблице 5.

Таблица 5

№ испытуе-мого

Уровнь поликоммуникативной эмпатии


очень высокий

высокий

средний

низкий

1



60 б


2




31 б

3


72 б



4




38 б

5


79 б



6


70 б



7



60 б


8

93 б




9



51 б


10


64 б




Рис. 5 показывает, что 40% испытуемых группы студсовета ИИТТ имеют высокий уровень поликоммуникативной эмпатии, они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и находят общий язык с окружающими.

рис. 5


Средний уровень поликоммуникативной эмпатии имеют 30% испытуемых. Студенты с этим уровнем эмпатии в межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. У 20-ти% испытуемых был выявлен низкий уровень эмпатии, они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. И лишь 10% человек первой группы имеют очень высокий уровень эмпатии.

Во 2-ой группе нет респондентов с низким и очень низким уровнем поликоммуникативной эмпатии.( Таб.6)

Таблица 6

№ испытуе-мого


очень высокий

высокий

средний

 

1


62 б


 

2

81 б



 

3


63 б


 

4


79 б


 

5


77 б


 

6



59 б

 

7


70 б


 

8


64 б


 

9


78 б


 

10

82 б



 

70% испытуемых имеют высокий уровень поликоммуникативной эмпатии.(рис. 6).Это говорит о том, что они предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Очень высокий уровень эмпатии у 20% респондентов, у них болезненно развито сопереживание. Средний уровень эмпатии был выявлен у 10%.

рис.6


Данное исследование позволило нам получить развернутое доказательство о влиянии наличия условий поликультурного образования на этническую идентичность студентов. Поликультурная образовательная среда предоставляет индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Отсутствие опыта межэтнического общения в условиях поликультурной образовательной среды обусловливает, с одной стороны, меньшую предрасположенность к подобным контактам, с другой стороны, меньший интерес к собственной этничности.

Таким образом, гипотеза исследования - поликультурная образовательная среда приводит к становлению позитивной этнической идентичности полностью подтвердилась.

Заключение

Таким образом, этническая идентичность - это осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности. Ее становление на протяжении жизни является динамическим процессом. Этническая идентичность трансформируется под воздействием различных социально-психологических факторов.

Существенное увеличение этнического компонента в структуре идентичности, ориентированность личности на собственную этническую принадлежность может привести к гиперболизации этничности или к ее размыванию, этнической индифферентности.

Необходимо отметить, что наше исследование подтвердило важность задачи этнического развития - создание специальных программ именно по информационному развитию представителей групп молодежи, благодаря которым у них есть возможность знакомиться с особенностями своего и других этносов. Это поможет, в свою очередь, и семье полноценно и разнообразно выполнять свои этнически ориентированные функции, поскольку именно семья в первую очередь задает определенные нормы и правила восприятия этнического окружения.

В заключение необходимо подчеркнуть, что для образовательной среды Северо-Кавказского федерального университета как своеобразного "перекрестка культур" с высоким уровнем мозаичности национального состава, условием успешного бесконфликтного межэтнического взаимодействия выступает превалирующий тип позитивной этнической идентичности. В многонациональном поликультурном социуме позитивная этническая идентичность гарантирует толерантность по отношению к собственной и другим этническим группам, что, с одной стороны, обеспечивает самостоятельность и стабильность развития самой этногруппы, с другой, - определяет бесконфликтность межкультурного взаимодействия, формирует диалогичную этнокультурную реальность.

Список литературы

А.А. Авагимян Этническая и культурная психология [Электронный ресурс] \\Особенности формирования идентичности в монокультурной и поликультурной среде(03.09.2012) - Режим доступа: http://www.sudexp.org/publ/23-1-0-1058

Алексашенкова И.В. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение // Педагогика открытости и диалога культур. М., 2013. С. 102.

Багдасарова А. Б., Симонова Н. А. Формирование этнокультурных компетенций в образовательной и воспитательной деятельности в многонациональном регионе //Этнические проблемы современности: Выпуск 14. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. - 34с.

Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 2. С. 361.

Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 361-412.

Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М., 2000.

Бочарова Ю.Ю. Проблема становления межкультурного образования в современной России [Электронный ресурс] // Образование: исследовано в мире / Рос. академия образования, ГНПБ. Электрон. журн.2013. Режим доступа: http://www.oim.ru. 25.05.2013

Донцов А. И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности// Вопросы психологии. - 2009. - №4.

С.75.

Закон Российской Федерации "Об образовании" // Учительская газета. 1992. № 23.

Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с. - ISBN 5-7695-2876-1 3, с. 163

Курлянд, З.Н. Педагогіка вищої школи / З.Н. Курлянд, Р. I. Хмелюк, А.В. Семенова. - К.: Знання, 2005. - 400 с. - ISBN: 966-346-270-1, с. 134

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 1998- с. 106

Манойлова М.А. Межэтническая толерантность в образовании // Issues of Multiculturalism and Multilingualism in Modern Education System. Нарва, 2013. С. 34-35.

Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008

Обычай и закон: исследования по юридической антропологии. (Санкт-Петербург - Пушкин, 20-26 августа 2001 года). Отв. редакторы Н. И. Новикова, В. А. Тишков - М., Издательский дом «Стратегия», 2011

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - М., 2010 г. - Режим доступа: http://www.ozhegov.com/cgi-bin/db/search.cgi

Палаткина Г.В. Проблемы мультикультурного образовательного пространства // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. Волгоград, 2015. С. 22-26.

Практикум по этнологии: Учебно-практическое пособие /Т.А.Титова, В.Е.Козлов. - Казань, 2014. - 65 с.

Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. М., 2004.

Российская федерация. Указ президента РФ от 15.06.1996 «Об утверждении концепции государственной национальной политики Россииской Федерации». - 2015.- № 909 //  Собр. Законодательства РФ.

Российское законодательство об образовании. Приказ от 3 августа 2006 года "О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации". Приложение № 1. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации.\\Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 201

Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. ФГОС, 2014 г.

Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. - 1982, № 1.-с.23.

Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация под ред. Л.М. Дробижевой и др. М.: Мысль, 2004. С.296-367.

Стефаненко Т. Этнопсихология - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект»- М., 1999.- с.210, с. 218 , 119-130

Стефаненко Т.Г. "Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности", - М.: 2005. С.55-71.

Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности, Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 1997. С. 97-104.

Трасберг К. Мультикультурное образование: развитие идей и поиски путей их реализации в современном мире // Мультикультурное образование: ключевые вопросы современности и поиск решений / Под ред. Л. Васильченко. Тарту, 2014. С. 7-26.

Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2010. - 240 с.

Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов : Этносоциология. - М.: Аспект-Пресс, 2013. - 271 с.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., исправл. и дополн. М., 2010.

Приложение 1

Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности - это рост этнической нетерпимости (интолерантности).

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом - апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

. Этнонигилизм - одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

. Этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

. Норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

. Этноэгоизм - данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

. Этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

. Этнофанатизм - готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

Я - человек, который…

) предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам.

) считает, что межнациональные браки разрушают народ .

) часто ощущает превосходство людей другой национальности.

) считает, что права нации всегда выше прав человека .

) считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения.

) предпочитает образ жизни только своего народа .

) обычно не скрывает своей национальности .

) считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности .

) часто испытывает стыд за людей своей национальности .

) считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа .

) не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную .

) нередко чувствует превосходство своего народа над другими .

) любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов .

) считает строго необходимым сохранять чистоту нации .

) трудно уживается с людьми своей национальности .

) считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей.

) безразлично относится к своей национальной принадлежности .

) испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь .

) готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия .

) считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов .

) часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности.

) считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами.

) считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории.

) раздражается при близком общении с людьми других национальностей.

) всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре.

) считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур .

) не уважает свой народ.

) считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу.

) никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам.

) считает, что его народ не лучше и не хуже других народов

Обработка результатов

Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:

"согласен" - 4 балла;

"скорее согласен" - 3 балла;

"в чем-то согласен, в чем-то нет" - 2 балла;

"скорее не согласен" - 1 балл;

"не согласен" - 0 баллов.

Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):

. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон - от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

Приложение 2

Методика Дж.Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности

Мы предлагаем вам ответить на вопросы, касающиеся вашей этнической принадлежности, вашей этнической группы и вашего отношения к ней. Но сначала продолжите предложение:

С точки зрения этнической принадлежности я рассматриваю себя как_______________________________________________________________

А теперь прочитайте утверждения и рядом с каждым из них отметьте крестиком тот ответ, который отражает степень вашего согласия с утверждением:

Утверждения

Совершенно согласен

Скорее согласен, чем не согласен

Скорее не согласен, чем согласен

Совершенно не согласен

1.Я провел много времени, стараясь узнать как можно больше о своей этнической группе, о ее истории, традициях, обычаях

 

 

 

 

2.Я активен в организациях или социальных группах, которые включают преимущественно членов моей этнической группы

 

 

 

 

3.Я очень хорошо знаю свое этническое происхождение и понимаю, что оно значит для меня

 

 

 

 

4.Я много думаю о том, как этническая принадлежность повлияет на мою жизнь

 

 

 

 

5.Я рад, что принадлежу к своей этнической группе

 

 

 

 

6.Я четко чувствую связь со своей этнической группой

 

 

 

 

7.Я хорошо понимаю, что значит для меня моя этническая принадлежность

 

 

 

 

8.Для того чтобы узнать побольше о своей этнической группе, я говорил о ней со многими людьми

 

 

 

 

9.Я горжусь своей этнической группой

 

 

 

 

10.Я соблюдаю традиции своей этнической группы

 

 

 

 

11.Я чувствую сильную привязанность к своей этнической группе

 

 

 

 

12.Я хорошо отношусь к своему этническому происхождению

 

 

 

 

 

Я родился и вырос (укажите название страны)

Моя этническая группа_________________________________________

Этническая группа моего отца___________________________________

Этническая группа моей матери__________________________________

Мой пол____________

Мой возраст________________

Если бы продолжал я жить на Родине, я ответил бы на эти вопросы:

) также;

) иначе

Обработка данных

Совершенно согласен - 3 балла

Скорее согласен, чем не согласен - 2 балла

Скорее не согласен, чем согласен - 1 балл

Совершенно не согласен - 0 баллов

. Средний балл по всем вопросам является общим показателем этнической идентичности.

. Показатели субшкал вычисляются посредством нахождения среднеарифметического от полученной суммы баллов:

шкала выраженности когнитивного компонента этнической идентичности (ответы на вопросы № 1,2,4,8,10);

шкала выраженности аффективного компонента этнической идентичности (ответы на вопросы № 3,5,6,7,9,11,12).

Приложение 3

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов)

Шкалы: эмпатия к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.

В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов:

• «не знаю» (0);

• «никогда или нет» (1);

• «иногда» (2);

• «часто» (3);

• «почти всегда» (4);

• «всегда или да» (5).

Каждому варианту ответа соответствует числовое значение (указано в скобках): 0, 1, 2, 3, 4, 5.

Инструкция к тесту

Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут оцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснения так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным на тот или иной ответ.

ТЕСТ

. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

. Взрослых детей раздражает забота родителей.

. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

. Больному человеку можно помочь даже словом.

. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.

. Старые люди, как правило, обижаются без причин.

. Когда в детстве я слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

. Я равнодушен к критике в мой адрес.

. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

. Родители относятся к своим детям справедливо.

. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

. Все люди необоснованно озлоблены.

. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Следует начинать с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника:

• «не знаю»: 2, 4, 16, 18, 33;

• «всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.

Кроме того, следует выявить:

• сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36;

• сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен для одного из утверждений, а ответ типа «никогда» или «нет» для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28.

После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма 5 или более, то результат исследования недостоверен; при сумме, равной 4, результат сомнителен; если же сумма не более 3, результат исследования может быть признан достоверным.

При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины отношения испытуемого к исследованию. Следует иметь в виду, что помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, недостоверные результаты могут быть обусловлены, например, нарушением некоторых психических функций, их развития, а также социальным инфантилизмом.

При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на получение количественных показателей эмпатии и ее уровня. Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.

Ключ к тесту

Шкала Номер утверждения

Номер Проявление эмпатии к: Родителям 10, 13, 16 Животным 19, 22, 26 Пожилым людям 2, 5, 8 Детям 25, 29, 32Героям художественных произведений 9, 12, 15 Незнакомым или малознакомым людям 21, 24, 27

С помощью таблицы на основании полученных балльных оценок диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

Уровень Количество баллов

по шкалам в целом

Очень высокий 15 82-90

Высокий 13-14 63-81

Средний 5-12 37-62

Низкий 2-4 12-36

Очень низкий 0-1 5-11

Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Уровневые характеристики эмпатии

до 90 баллов - это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении вы, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Вы плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время вы сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, вы нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

до 81 балла - высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

до 62 баллов - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но чаще вы держите их под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому их поступки порой оказываются для вас неожиданными. Вы не отличаетесь раскованностью чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

-36 баллов - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, вы цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

баллов и менее - очень низкий уровень эмпатийности. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны для вас контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Похожие работы на - Этническая идентичность в поликультурной среде ВУЗа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!