Информационно-коммуникационные технологии обучения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    116,12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационно-коммуникационные технологии обучения

Введение

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершено необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

В этом направлении идёт и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий; усиление внимания развивающей функции обучения; реализация принципа гуманизации и гуманитаризации образования.

Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер С.В. Бондаренко, Н.Д. Коваленко, М.Ю. Бухарина, Л.П. Владимирова, Б.С. Гершунский, Н.Л. Грейдина, З.Х. Миракян, Е.И. Дмитриева, М.К. Захарова, Т.В. Карамышева и др.

Учитывая требования современного образования, будущему учителю необходимо научиться ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений и не тратить время на открытие уже известного.

Анализ литературных источников показал, что в настоящее время достаточно полно разработаны теоретические основы информатизации образования. Педагогический опыт подтверждает наличие условий для внедрения этих инноваций, то есть оснащение учебных кабинетов начальной школы дидактической техникой.

Противоречие заключается в том, что имея теоретическое и материально - техническое оснащение УВП, учитель не готов его использовать в виду содержательно - организационной неподготовленности.

В связи с этим встает проблема разработки содержательно - организационной модели использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы.

Целью является создание педагогических условий для использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы.

Объектом являются информационно - коммуникационные технологии в образовании.

Предметом - процесс использования информационно - коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть психофизиологические особенности младших школьников.

охарактеризовать особенности информационных технологий в образовании.

раскрыть влияние информационных технологий на развитие и обучение младших школьников.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой теме; анкетирование; беседа; эксперимент.

Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании эффективности использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Практическая значимость заключается в разработке модели использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы.

Структура курсовой работы содержит введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованной литературы, приложения.

1. Теоретические основы применения информационных технологий в образовании

.1 Понятие и общая характеристика информационных технологий

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

"Информационные технологии - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте" (Н.Б.Глушкова)[5, с. 56].

Информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видео средства, компьютеры) для работы с информацией[10, с.110]. Информационные технологии включают в себя компьютерные технологии.

Компьютерные технологии - это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации - это не передача знаний.

В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:

компьютерное программное обучение - обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;

изучение с помощью компьютера - самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;

изучение на базе компьютера - использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;

обучение на базе компьютера - всевозможные формы передачи знаний обучаемым;

оценивание с помощью компьютера - передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;

Компьютерные коммуникации - программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем [6, с.8].

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

Свойства Internet:

Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.

Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

Microsoft Word - это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).

Microsoft Excel - это программа является лучшим помощником учителям образовательной области "Математика", а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.

Microsoft Access - программа, предназначенная для формирования баз данных.

Microsoft Publisher - программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.

Paint - программа для рисования.

Microsoft PowerPoint - программа презентаций [4, с.2].

Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то, и другое.

Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.

.2 Определение и способы информатизации процесса обучения

Задача накопления, обработки и обмена информацией стояла перед человечеством на всех этапах его развития и во всех сферах деятельности, в частности, в процессе обучения. Естественно, что в связи с этим создается информационное обеспечение процесса обучения - система форм и методов его отображения на каком-то носителе информации.

Достаточно долго основным носителем этого обеспечения и основным инструментом для решения задач накопления, обработки и распространения полученной информации были мозг, язык и слух человека.

Положение в корне изменилось с появлением компьютеров. Правда, сначала они использовались в основном как большие автоматические арифмометры.

Принципиально новый шаг был сделан, когда от применения компьютеров для решения отдельных задач перешли к использованию их для системной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по пeреработке информации.

Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система.

Мы будем различать процессы компьютеризации и информатизации процесса обучения.

Компьютеризация обучения - это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники.

Информатизация обучения - это процесс, направленный на оптимальное пользование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Он педагогический в том смысле, что в нем решаются педагогические задачи. Перечень этих задач, критерий оптимальности, входные данные и необходимые результаты - все это определяется процессом обучения.

Компьютеризация - это необходимое условие информатизации, но не достаточное. Компьютер является инструментом, применение которого должно привести к кардинальным изменениям в процессе обучения[13, с.6].

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению академика Н.Б.Глушкова (информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации), информационные технологии использовались всегда, т.е любая педагогическая технология - информационная. Когда же компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология обучения"[5, с.34].

В образовании "педагогическая технология" и "информационная технология" - это в определенном смысле синонимы.

Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если она:

- удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеполагание, целостность);

- решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены.

При этом средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер. Информационное обеспечение процесса обучения должно целостно, системно описывать все его компоненты, давать возможность в каждом его звене оптимально решать необходимые дидактические задачи на основе новых информационных технологий[10, с.97]. Абсолютное большинство методических указаний по использованию компьютеров и новых информационных технологий в процессе обучения один к одному соответствуют хорошо известным руководствам по использованию ТСО на уроках. Учитель сам определяет, что, где и когда применять, опираясь на эти инструкции и личный опыт.

Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности, принципы обучения и рекомендации компьютера, будет выбирать оптимальный ее вариант[16, с.12]. Следовательно, речь должна идти не об отдельных способах информатизации, а именно о системе способов, которые в своей совокупности охватывают все характеристики процесса обучения.

Способом информатизации процесса обучения будем называть такую взаимосвязанную деятельность всего коллектива школы (администрации, учителей, психологов, медицинских работников и др.), которая заранее ориентирована на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера.

Рассмотрим группу способов информатизации процесса обучения:

построение оптимального учебного плана школы;

построение электронных моделей школьных учебников;

построение полного внутришкольного педагогического мониторинга;

построение и проведение полного внутришкольного психологического мониторинга;

построение и проведение полного внутришкольного мониторинга здоровья и физического развития учащихся;

оптимизация распределения учебного времени внутри предмета и по классу в целом;

дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

оптимальный отбор форм и методов работы на уроке;

построение оптимальной системы уроков и каждого урока по теме;

оптимальное сочетание управления и самоуправления учебно - познавательной деятельностью на уроке;

текущий анализ, самоанализ и оперативное регулирование процесса обучения;

тематический анализ, самоанализ и стратегическое регулирование процесса обучения[15, с.44].

Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невозможно, а по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содержание и саму систему образования, в педагогической теории и практике остается много неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-разному. И.А.Колесникова называет его эпохой смены педагогик (от классической - к неклассической). Е.А.Ямбург говорит о "конфликте парадигм". А.Г.Асмолов, М.А.Гусаковский, В.В.Краевский, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков и другие пишут о кризисе гуманитарности, который трактуется как кризис рациональности и целостности[3, с.192].

Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно - воспитательный процесс.

2. Опытно-экспериментальная работа по обоснованию эффективности использования информационных технологий в учебно - воспитательном процессе (на примере средней общеобразовательной школы № 1 Малопургинского <#"884820.files/image001.gif">

На 1 уроке была предоставлена презентация, затем шла работа в обычном режиме.

На 2, 3, 4 уроках дети были поделены на 2 группы, так как занимаются по 10 человек за ноутбуками.

Все дети на каждом уроке получали рабочие листы. Был проведен инструктаж. Учащиеся работали индивидуально. Каждому ученику на работу с компьютером отводилось не более 10 минут, что находится в пределах допустимой нормы работы с электронно - вычислительной машиной с точки зрения психологии, физиологии и гигиены ребенка данного возраста. На последнем этапе была проведена самопроверка знаний. На 4 уроке был проведен контрольный срез по пройденному материалу.

Результаты контрольного среза.

В контрольном срезе учащимся было предложено 3 группы заданий.

. Теоретические знания о правилах правописании безударных гласных.

. Практические умения, связанные с применением этого правила в письменной речи.

. Орфографические умения: умения правильно писать слова на это правило.

В целом учащиеся успешно справились со всеми заданиями, ошибки были допущены при написании некоторых слов. 60% учащихся успешно справились с заданием (выполнили задание на отлично), 25% - получили отметку 4, 10% - отметку 3, 5% - отметку 2.

Проведя такой эксперимент на уроке русского языка с использованием компьютера, была отмечена заинтересованность учащихся. Дети стали проявлять больший интерес к урокам русского языка. Также проведено анкетирование (см. приложение 2). Результаты анкетирования показали, что эффективность таких уроков выше, чем уроков проведенных в обычном режиме.

Разработаны уроки-презентации по предмету "Окружающий мир" на тему: " Водоёмы", 2 класс: " Естественные и искусственные водоёмы", "Река. Части реки", "Океаны", "Моря".

В 2012-2013 учебном году ведётся кружок в начальной школе "Экоколобок", руководителем является учитель начальных классов Н. М. Дедюхина. " Экоколобок" несёт экологическую направленность.

В апреле 2013 года была разработана беседа-викторина со слайдами о нашем селе.

В мае 2013 года члены кружка участвовали в городском мероприятии "День животных". В выступлении команда использовала мультимедийную презентацию, которую создавали вместе члены кружка (учащиеся 2-3 классов) и руководитель кружка "Экоколобок" Н. М. Дедюхина.

В июне 2013 года был собран материал о реках нашего района, совместно с руководителем и членами кружка материал о реках систематизировали и создали мультимедийную презентацию, которую могут использовать как дополнительный материал к урокам окружающего мира учителя начальных классов МОУ СОШ № 1 с.Малая Пурга Удмуртской Республики.

Подобные занятия необходимы. Это расширяет кругозор детей, активизирует их познавательную деятельность. Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа показала значимость привлечения элементов работы с компьютером в начальной школе на уроках русского языка, окружающего мира.

Заключение

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Во многих отраслях знаний сейчас идёт поиск особых, устойчивых, сохраняющих структур, взаимоотношений и взаимосвязей. Совершенно необходимым становится подход к изучению знания в целом, к установлению связей между отдельными областями знаний. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.

В данной работе предполагалось раскрыть теоретическое значение и роль информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы, особенности информационно-коммуникационных технологий в образовании, а также разработать содержательно-организационную модель (проектную часть) использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Теоретическая значимость заключается в том, что в нём представлено теоретическое обоснование эффективности использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Практическая значимость определена представленной проектной частью, в которой описана содержательно-организационная модель использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Список использованной литературы

1. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии, как фактор модернизации учебного заведения//СПО. - 2004.- № 6.-С.2.

. Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. - Вып. 2. - М.: Знание, 1989. - 192с.

. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др. / под ред. А.В.Петровского. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989 - 288с.

. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения// Педагогические технологии. - 2004. - №2. - 7с.

. Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. - М.: Академический проект; Альма Матер. - 2005. - 432с.

. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. - 2004.- № 6. - 14с.

. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования// Школьные технологии. - 2004. - № 5. -59с.

. Матрос Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения.//Педагогика. - 2007. - № 6. - 72с.

. Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в современной школе // Завуч современной школы. - 2002. № 1. - 12с.

. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия. - 1999. - 213с.

. Психологическая характеристика детей школьного возраста / сост. И.П.Зимина, Е.Н.Костина. Объединение "Дворец молодежи". - Екатеринбург. - 1998. - 24 с.

. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. - 2008 - № 5. - 16с.

. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. - 2008 - № 6. - 16с.

. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. // Народное образование. - 1998. - 54с.

. Филатов О.К. Основные направления информатизации современных технологий обучения // Информатика и образование. - 1999. - № 2. - 60с.

. Ярвилехто Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения. "Школа 2100" Концепции, программы, технологии. Вып.2 - 1998. - 70с.

Приложение 1


Приложение 2

1.      Перед вами необычная лесенка, спускаемся по этой лесенке слов, вставляя пропущенные буквы.

р… к а к...в ё р л…с и ц а л... н е й к а в… р х у ш к а п... ч т а л ь о н

п о в …р с т р… л а г р… ч а т а с м…т р е т ь з а м… р з а т ь с к в… р е ч н и к

.        Ребята, очень много секретов таят в себе безударные гласные. Вам предлагается следующее задание, которое называется "Секрет-ответ".

. В каком слове есть безударная гласная в корне? 1) стёклышко 2) кормушка 3) сладкий 2. В каком слове 2 безударные гласные 1) зеленеть 2) осень 3) травинка

. Под какой цифрой проверочное слово для слова "кленовый" 1) кленовая 2) клиника 3) клёны 4. В какой строчке во всех словах пропущена буква "О": 1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята. 2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник. 3. С. сновый, с. лёный, б. льной 5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной? 1) ветер, сапог, одежда 2) осенние, дождливый, холодные; 3) покраснели, смастерили, слетелись

Похожие работы на - Информационно-коммуникационные технологии обучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!