Тема: Эмоциональные особенности личности при восприятии двухфакторных изображений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    43,1 Кб
Эмоциональные особенности личности при восприятии двухфакторных изображений
Эмоциональные особенности личности при восприятии двухфакторных изображений
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

Введение

1. Психологические и психофизиологические особенности эмоций человека

1.1 Понятие и классификация основных эмоций человека

1.2 Основные функции эмоций

2. Взаимосвязь эмоциональных состояний человека и восприятия

2.1 К вопросу определения апперцепции

2.2 Влияние эмоциональных состояний на общее восприятие

3. Взаимосвязь эмоциональных состояний человека и восприятия картин с двойным изображением

Заключение

Список литературы

Введение

Темой курсовой работы является: Эмоциональные особенности личности при восприятии двухфакторных изображений».

Актуальность исследования состоит в том, что проблема восприятия картин с двойным изображением является малоизученной областью в современной психологии.

Актуальность данной темы в науке заключена в том, что в отдельных работах исследуются проблемы эмоций (П.К. Анохин, К. Изард, В.Н. Додонов) и их влияние на общее состояние человека, предлагаются различные классификации эмоций и их функции, отдельно рассматриваются проблемы человеческого восприятия, его особенности, зависимость от различных факторов (Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и др.), учеными также исследуются особенности восприятия картин с двухфакторным изображением. Однако в современной литературе мало внимания уделяется именно влиянию эмоциональных состояний на восприятие двухфакторных изображений.

Целью настоящего исследования является определение особенностей эмоциональных состояний человека при восприятии картин с двойным изображением.

Объектом исследования в данной работе является: восприятие двухфакторных изображений

В свою очередь предмет исследования составляют эмоциональные состояния личности как фактор, влияющий на восприятие двойных изображений.

В соответствии с целью работы выдвинуты следующие задачи:

проанализировать понятие эмоции и их разновидности в научной литературе;

рассмотреть классификации и основные функции эмоций;

изучить феномен апперцепции;

исследовать влияние эмоциональных состояний на восприятие личности;

определить эмоциональные особенности в зависимости от воспринимаемого образа.

На основе теоретического анализа литературы была выдвинута следующая гипотеза: восприятие зрительных образов зависит от эмоциональных состояний личности. Печальный и грустный человек увидит горе, смерть, разочарование, какие-то проблемы, радостному же человеку свойственно видеть мир оптимистично.

Методы исследования. На разных этапах и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовались различные методы сбора фактического материала и его обработки:

-анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных;

-разработка и проведение эксперимента по изучению взаимосвязи восприятия двухфакторных изображений;

-методы сбора эмпирических данных: методика «Основные эмоциональные черты» (К.Изард); восьмицветный тест Люшера;

-методы обработки и интерпретации данных: математические методы статистической обработки данных исследования с использованием программы Statistica 6.0 (сравнительный анализ по критерию t-Стьюдента), качественный анализ полученных результатов.

Экспериментальная база исследования. Исследуемую выборку составили 40 человека в возрасте от 23 до 50 лет, 20 мужчин и 20 женщин, образование высшее и среднее, различных профессий (каких профессий, а так же студенты ВУЗов (сколько студентов.

Объем и структура работы. ВКР состоит из введения.

1. Психологические и психофизиологические особенности эмоций человека

.1 Понятие и классификация основных эмоций человека

Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Большинством авторов [1, 25, 27, 28, 29] эмоции определяются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. А.В. Петровский [27] считает, что эмоции - это непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Согласно исследованиям П.К. Анохина, эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее [с.158, 1].

Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро реагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры [с.158, 1].

Проанализируем понятие эмоций, которое дают различные авторы.

К. Изард рассматривает эмоции как: нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия[с. 12, 12].

В.И. Додонов [8] определяет эмоции как ценность, эмоции одновременно выступают в роли оценки и в роли ценности.

В.С. Немов дает следующее определение эмоций: «это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности» [с.436, 21].

Рассмотрим классификации эмоций данных авторов. К. Изард [12] классифицировал фундаментальные эмоции следующим образом:

1. Общая эмоциональная возбудимость.

Помимо направленных основных фундаментальных эмоций, которые рассматриваются ниже, для человека характерна общая эмоциональная возбудимость, которая усиливает проявление других специализированных эмоций. Различные люди имеют различный порог возбудимости: при низком пороге возбудимости человек реагирует раньше и сильнее на раздражители (эмоциональная возбудимость); при высоком пороге возбудимости - реагирует позже и слабее (эмоциональная апатия). Это явление играет важную роль для активации эмоций, при объяснении импульсивных поступков и поведения, при определении остроты и яркости проявления той или иной эмоции и их комбинации.

. Интерес - возбуждение.

Важнейшая врожденная и доминирующая среди всех эмоций у нормального здорового человека. Эмоция интереса направляет внимание, познание, действия при условии, если в сознании не доминируют отрицательные эмоции. Ключевыми доминантами интереса являются новизна изумление. Эта эмоция связана с самоудовлетворенностью, умеренной импульсивностью и напряжением. Врожденная способность к интересу в условиях социализации определяет характер развивающихся личностных особенностей.

. Радость.

Переживание радости отличается от удовлетворения потребности или чувственного удовольствия, хотя последние могут уменьшать порог радости. Характеризуется чувством уверенности в себе, варьируется от активности до созерцательности. Может усиливать устойчивость к фрустрации и способствовать самоуверенности и мужеству, взаимодействует с другими эмоциями и с восприятием, познанием и действием. Может замедлять действие, но и способствовать интуиции и творчеству. Индивидуальные различия в порогах радости приводят к выработке различных жизненных стилей.

. Удивление.

Переходящая эмоция, не мотивирует поведение, способствует подготовке индивида к успешным действиям, изменению условий или обстоятельств. Удивление называют "эмоцией, очищающей каналы". Хотя удивление воспринимается как приятное или неприятное, но по своей природе оно не является ни положительной, ни отрицательной эмоцией. Удивление играет важную роль в когнитивном развитии.

. Горе, страдание, депрессия.

Страдание наиболее распространенная отрицательная эмоция, доминирующая при горе и депрессии, менее вредоносная, чем страх, и монет случить конструктивным целям, мотивируя активную деятельность. Переживание, страдания описываются как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество. Страдание обычно служит связующей силой в социальных отношениях. Горе сводится к страданию, унынию, чувству одиночества, изолированности, оторванности от людей, недовольству собой, "хандре". Депрессия, как наиболее распространенная психопатологическая проблема, связана с потерей самоуважения, уверенности в себе, потерей чувства собственного достоинства.

. Отвращение, омерзение.

Эта эмоция близка к эмоции гнева, но в ситуации гнева интерес выше, а страдание ниже, чем в ситуации отвращения. Объект гнева захватывает внимание сильнее, чем в ситуации отвращения. Отвращение может быть направлено на идею, в том числе, собственную. Отвращение вызывает стремление "отделаться" от источника отвращения.

. Гнев, ярость.

Весьма обычной причиной гнева является чувство физического или психического препятствия к тому, к чему человек страстно стремится (фрустрация). Другая причина гнева - личное оскорбление, повседневные фрустрации, прерывание ситуации интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек, тем больше потребность в физическом действии, что особенно проявляется в ярости. Неспособность выразить соответствующим образом справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения.

. Презрение.

Связано с чувством превосходства. Это основной аффективный компонент предрассудков. Наиболее холодная из всех трех эмоции, связанных с враждебностью. По-видимому, является аффективным компонентом "хладнокровных" разрушающих тенденций.

. Страх и виды тревожности.

Интенсивный страх является наиболее опасным из всех видов эмоций, при слабой и средней интенсивности взаимодействует как с положительными, так и с отрицательными эмоциями. Существуют как врожденные, так и приобретенные страхи. Врожденные страхи: пусковые механизмы страха включают одиночество, непонятность, неожиданное приближение и изменение стимула, боль. Страхи, вызываемые социокультурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматизма, подражания другому человеку. Ощущение страха может возникнуть от неприятного предчувствия и возрастать до ужаса. Взаимодействия страха с другими эмоциями может оказывать большое влияние на личность и поведение.

. Стыд, застенчивость.

Переживание стыда начинается с внезапного и интенсивного осознания своего "Я". "Я" выглядит маленьким, беспомощным, вызывает чувство поражения и неудачи, иногда появляется после положительной оценки. Увеличивает чувствительность к мнениям и чувствам других, способствует социальной конформности и ответственности. Должным образом преодоленный стыд может играть положительную роль: в саморазвитии и самоусовершенствовании.

. Вина, раскаяние.

Имеет особое влияние на развитие личной и социальной ответственности и на развитие совести. Вина и раскаяние часто возникают вместе, порождаются нарушением этических и моральных стандартов. Переживание вину состоит из гложащего чувства, что человек ошибся, не прав по отношению к другому или к самому себе. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответственности. Развитие вину способствует психологической зрелости. Низкий порог вины может вести к серьезным трудностям в адаптации.

. Сочувствие, сострадание.

К. Изард не выделяет в числе фундаментальных эмоции сочувствия, сострадания. На самом деле, они, видимо, могут рассматриваться как прирожденные, так и социально приобретенные, связанные с такими эмоциями, как горе, страдание, вина и другое. Есть два вида эмоции: в первом случае человек, сталкиваясь с горем и страданиям других, переживает эти горе и страдание эгоистически, "на себя", во втором случае, сочувствие, сострадание оказываются восприятием страдания другого и внутренним стремлением пойти навстречу страдающему человеку. [8, c. 35].

В.И. Додонов [8] классифицировал эмоции в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Так он выделил следующие виды подобных «ценных» эмоций:

1.Альтруистические эмоции - переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям: приносить другим людям радость и счастье; чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем; сопереживание удачи и радости другого; чувство нежности и умиления; чувство преданности; чувство участия, жалости.

.Коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик; чувство симпатии, расположения; чувство уважения к кому-либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого-либо; желание заслужить одобрение близких и уважаемых людей.

4. Праксические эмоции, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе; чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; любование результатами свое труда, его продуктами; приятная усталость; приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря.

5.Пугнические эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей.

6. Романтические эмоции: стремление ко всему необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному, неизведанному; ожидание чего-то хорошего, светлого чуда; манящее чувство дали. Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны; чувство особой значимости происходящего; чувство зловеще-таинственного.

  1. Гностические эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления и недоумения; чувство ясности или смутности мысли; неудержимое стремление преодолеть противоречие собственных рассуждений, привести все в систему; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.
  2. Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма. Чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминания о давнем; горько-приятное чувство одиночества.
  3. Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте: наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла солнца и т.д.; чувство беззаботности, безмятежности; нега (сладкая лень); чувство веселья; приятная бездумная возбужденность (на танцах, вечеринках и т.д.); сладострастие.
  4. Акизитивные эмоции, возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию: стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать; радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при обозрении своих накоплений [c.68, 8].

Р.С. Немов [21] выделил «чистые» эмоции:

-настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Настроение - это целостная форма жизнеощущения человека, общий тон, состояние его переживаний, расположение духа [с.320, 31].

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.» [с.442, 21].

Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Васильев И.А. считает, что аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность [с.50, 4].

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета [c.442, 21].

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения [c.442, 21].

Эмоция, по мнению Р.С. Немова [21], называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне обусловленный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием - феноменологическим качеством.

С точки зрения Р.С. Немова [21], фундаментальные эмоции являются важными в жизни человека, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют очень недолго - до того, как активизируются другие эмоции. Фундаментальные эмоции являются врожденными.

Важным отличием чувств от эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются реакцией на определенную ситуацию. Вместе с тем, чувства и эмоции тесно связаны, т.к. всякое чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях, что и подчеркивает Р.С. Немов [с.443, 21].

К основным эмоциональным чертам человека А.Н. Лук [18] относит:

1.Тревожность. Комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх, горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение.

2.Депрессия. Комплекс фундаментальных эмоций, включающих горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину и робость. Гнев, отвращение и презрение могут быть направлены против самого себя - внутренне направленная враждебность, и к другим - внешне направленная враждебность. Сюда могут быть включены и такие аффективные факторы, как плохое физическое самочувствие, пониженная сексуальность, повышенная утомляемость, являющиеся побочными продуктами депрессии, но и обладающие мотивационными качествами для развития депрессии.

.Любовь. Это источник обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждый из них имеет неповторимые признаки и каждый - особый комплекс аффектов. Общее в них - любовь связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно-биологическое, социокультурное и личностное значение.

4.Враждебность. Комплекс фундаментальных эмоций, включающих гнев, отвращение и презрение, иногда ведущих к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объекте, на который направлена враждебность, она перерастает в ненависть.

С.Л. Рубинштейн [31,32] считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

В психологической литературе [1, 12, 21] сложилось представление, согласно которому эмоциональное состояние определяется качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности удовлетворения ее. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций.

Итак, человек не может жить без эмоций. Они сопровождают нашу жизнь на всем ее протяжении с рождения до смерти. Эмоции являются неотъемлемой частью человеческой деятельности. В психологии существует большое количество классификаций эмоций. В работе мы рассмотрели некоторые из них.

Большое значение для человека представляют фундаментальные эмоции, которые являются врожденными для человека. К ним относятся страх, стыд, презрение, радость. Каждый человек в определенной ситуации испытывает такие эмоции, они недолговечны.

Эмоции наряду с чувствами и аффектами являются основными эмоциональными состояниями человека. Чувства рассматриваются в психологии как высшее проявление эмоций. Аффекты относятся к очень сильным эмоциям, определяющим поведение человека и его восприятие мира.

1.2 Основные функции эмоций

Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение [c.56, 12].

Большинством авторов [1, 21, 26, 28] описывается множество разнообразных функций эмоций, общей характеристикой которых является функция оценки значимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотивационной сфере. В форме эмоции субъекту предстает степень настоятельности потребности, в том числе и степень ее удовлетворения к настоящему моменту, в наличной ситуации, а также вероятность ее удовлетворения в ожидаемой ситуации. Из этой общей функции эмоций вытекают и более специфические: функция побуждения, подкрепления, предвосхищающая функция, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации органов действия, функция «аварийного» разрешения ситуации, организующая функция, коммуникативная функция, а также множество иных функций, выполняемых дифференциальными эмоциями, такими как радость, гнев, презрение и т.д.

Функция побуждения заключается в том, что эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интенсивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. Нехватка или несовместимость чего-то с внутренними условиями существования организма или личности вызывает эмоциональные переживания, иногда очень сильные, побуждающие человека действовать. Это и испуг, и гнев, и зависть, и ненависть, и чувство вины, и любовь, и множество других оттенков эмоциональных переживаний [c.256, 28]. Подкрепляющая функция заключается в том, что после достижения ситуации, получения предмета или выполнения действия, способных удовлетворить потребность, возникает состояние, в ряде случаев очень сильное, как награда за достижение цели, которая в свою очередь в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению подобных ситуаций. Эта схема верна как в отношении положительных, так и отрицательных эмоций, которые «наказывают» человека за осуществление или неосуществление определенных действий и в дальнейшем побуждают его избегать ситуаций, наносящих вред организму или личности, т.е. не способствуют, а препятствуют удовлетворению потребностей. Косвенным образом подкрепляющая функция эмоций подтверждается наличием специальных мозговых структур, раздражение которых приводит к возникновению соответствующих эмоций [с.256, 29].

В процессе индивидуального развития подкрепляющая функция эмоций предшествует побуждающей. К. Бюлер [2] показал, что переживание удовольствия у детей сдвигается по мере развития ребенка. В раннем возрасте эмоции удовольствия возникают в момент получения желаемого результата и, таким образом, играют завершающую роль. В дальнейшем ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Будучи связанным с этим процессом, эмоция выполняет функциональную роль. У более старших детей эмоции начинают играть побуждающую роль.

Сам по себе след, оставленный в психике пережитой эмоцией в результате удачных или неудачных действий не имел бы смысла, если бы он не использовался в будущем. Еще до того как человек осознает или поймет на рациональном уровне значение ситуации или объекта, эмоции просигнализируют ему о возможном приятном или неприятном исходе событий, выполняя при этом предвосхищающую функцию. Это и неясное беспокойство, и страх, и радостное волнение, и другие формы предчувствия событий[c.100, 2] .

Дифференцирующая и синтезирующая функция эмоций проявляется в таких феноменах, как избирательность восприятия, направленность мышления и наличие аффективных комплексов. Именно эмоциональное отношение к происходящему позволяет субъекту отобрать из бесчисленного множества впечатлений те, которые отвечают его насущным потребностям. Хорошо известно, что эмоциональные переживания направляют не только восприятие, но и мышление человека, как это бывает, например, при ревности или состоянии влюбленности. Синтезирующая функция эмоций проявляется в существовании так называемых аффективных когнитивных комплексов - совокупности образов, связанных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Любой из объектов данной ситуации может возбудить пережитую эмоцию. Так, вещи близкого человека, места встречи с ним, виденные вместе с ним картины и т.д. вызывают печаль после его потери [c.450, 21].

Функция мобилизации органов действия и «аварийного» разрешения ситуации ярко проявляется в состоянии аффекта, когда человек совершает действия, по силе и стремительности несопоставимые с его обычными возможностями. В этих же состояниях проявляется и организующая функция эмоций, когда все психические процессы объединяются для достижения одной цели [c.88, 14].

Коммуникативную функцию выполняют, строго говоря, не сами по себе эмоции, а те выразительные движения, которые их сопровождают. У человека и высших животных, ведущих стадный образ жизни, процессы научения, предупреждения друг друга об опасности, побуждения других особей к совершению каких-либо действий и другие формы взаимодействия во многом связаны с выразительными движениями. Крик при испуге, подкрепленный появлением реальной опасности, или расслабленная поза, за которой следует дружелюбное общение, становятся сигналом и в дальнейшем служат непроизвольным средством коммуникации. Вообще процесс коммуникации возможен только с помощью движений, которые в этом процессе приобретают характер жестов. Движения голосовых связок и всего речевого аппарата, в результате которых возникают звуки, представляют собой частный случай движений и также являются жестами. С появлением способности устанавливать произвольную связь между знаком и обозначаемым у человека появляются и символические жесты, обозначающие эмоции, которые, переплетаясь с непроизвольными выразительными движениями, образуют «язык» эмоций. Непроизвольные движения плохо контролируются, поэтому они являются более надежным источником информации о переживаемых в данный момент субъектом эмоциях и чувствах. Человек может очень убедительно признаваться в любви принятым в данном обществе способом, но если он в действительности при этом испытывает чувство ненависти, он может выдать себя непроизвольным жестом - мимикой, позой, интонацией, оговоркой. Условные формы проявления эмоций и чувств изменяются от культуры к культуре, однако «язык» выразительных движений, сопровождающих фундаментальные эмоции и чувства, универсален, именно поэтому люди в состоянии понять эмоциональные переживания любого человека, живущего на планете, такие как страх, удивление, любовь, радость, тревога и т.д. [c.300, 29].

Важной характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Переживания, которые возникли у человека, выступают в роли сигналов, которые информируют его о ходе процесса удовлетворения потребностей, на который разновидность препятствий она наталкивается, на что следует обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что нужно изменить. Эмоция сигнализирует о благополучный или неблагополучных развитие событий, о большей или меньшую определенность состояния субъекта в системе его предметных и межличностных взаимоотношений и обеспечивает тем самым регулирование, коррекцию его поведения в условиях общения и деятельности.

Эмоциональные состояния и в повседневной жизни часто рассматриваются как переменные состояния или, точнее, как специфические или особые состояния сознания. Человек, который совершил какую-то неуместность, часто объясняет свое поведение словами: "я не помню себя, я потеряла самообладание.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве.

Таким образом, мы рассмотрели основные функции эмоций человека. Среди них выделяют оценочную, побуждающую, подкрепляющую, дифференцирующую, синтезирующую, мобилизирующую, коммуникативную функции.

Все функции эмоций проявляются в отношении человека к окружающей действительности и имеют большое значение для других психических процессов, таких как восприятие, мышление, речь и т.д.

Итак, в данной главе мы рассмотрели определения эмоций различных авторов современной отечественной и зарубежной психологии (К. Изард, В.Н. Додонов, Р.С. Немов), а также классификации эмоций, которые предлагают эти авторы. В современной психологической литературе нет единого определения эмоций, также как и единой классификации эмоций. Все исследователи сходятся в одном: основными эмоциональными состояниями человека являются эмоции, чувства и аффекты. В данной главе мы рассмотрели также основные функции эмоций человека, представленную на основе анализа исследований Р.С. Немова, П.К. Анохина, К. Изарда.

2. Взаимосвязь эмоциональных состояний человека и восприятия

.1 К вопросу определения апперцепции

Апперцепция - одна из важнейших особенностей восприятия. Воспринимает не само по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным живым человеком. В восприятие всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету или явлению [с.189, 18].

Восприятие окружающего мира лежит в основе сложных психических процессов. Значение восприятия в познавательной и интеллектуальной деятельности в целом определяется тем, что чувственное отражение действительности играет огромную роль в организации практической деятельности человека и служит основой для формирования мышления. Более того, А.Н.Леонтьев указывал, что «проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира» [c. 65, 14], который включает в себя представления человека об окружающем мире, о других людях, о себе и своей деятельности.

С точки зрения А.Н.Леонтьева [15] восприятие можно рассматривать как деятельность, то есть в качестве процесса, который побуждается и направляется тем или иным предметом, мотивом, который конкретизирует какую-то потребность. Перцептивная деятельность всегда определяется смыслом, мотивом, целью. Она обеспечивается необходимыми навыками, нормальным функционированием психофизиологических функций. Деятельность восприятия обнаруживает себя, по выражению А.Н. Леонтьева, в «воспринимании». Она сама по себе регулируется смыслом, и имеет значение.

Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску [с. 123, 15].

Основными функциями восприятия:

статическое восприятие действительности, т.е. вся окружающая реальная действительность воспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Окружающая его действительность воспринимается им предельно четко, но статична;

динамическое восприятие окружающего мира, то есть восприятие в форме предугадывания того, каким, наиболее вероятным образом, будет развиваться окружающая реальность. Другими словами, моделирование будущих событий.

Лурия А.Р. [19] выделяет следующие свойства восприятия:

целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной;

константность, т.е. мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия);

структурность, т.е. мы воспринимаем фактически абстрагированную обобщенную структуру из этих ощущений;

- осмысленность, т.е. восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

избирательность (проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими);

- предметность (способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения).

Авторы, занимающиеся проблемами восприятия [6, 15, 21, 26], отмечают, что продуктом восприятия является перцептивный образ, под которым понимается субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания.

Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску [с.162, 13].

Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимает и отдельные его части. Обе стороны восприятия тесно связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно влияет на их восприятие.

Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается не ясно, или не может быть воспринято в данный момент, но, тем не менее, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет свои характерные, присущие только ему опознавательные признаки. Отсутствие этих признаков в восприятии мешает опознавать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимает [18].

Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимает и отдельные его части. Обе стороны восприятия тесно связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно влияет на их восприятие.

Взаимоотношения целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом и в зависимости от индивидуальных различий людей. Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. Но, у некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь они различают отдельные части предмета [с.15, 9].

При восприятии выделяют структурные элементы гештальта, которыми являются «фигура» и «фон». Они составляют единство восприятия, далее неразложимое. В каждый момент времени на органы чувств человека действует множество раздражителей из внешнего и внутреннего мира. Человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Эти компоненты не суммируются, а динамически взаимодействуют, образуя качественно новые образования [c.256, 20].

Отношение между фигурой и фоном - одно из центральных понятий гештальт-психологии. Это рассматривается такими исследователями, как В.П. Зинченко [11], Ф. Перлзом [24], Б.Ф. Ломовым [17]. Изучение этих взаимоотношений позволило гештальтистам сформулировать несколько законов, по которым осуществляется восприятие.

Закон фигуры и фона - все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне.

Соотношение фигуры и фона - это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать фигурой, и наоборот [c.154, 24].

Каждая составляющая образа восприятия приобретает значение лишь в соотношении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей его составляющих.

Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее свою структуру. Во время разговора по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем суть разговора. Так, на основе приобретенного опыта и знаний человек в процессе восприятия объединяет отдельные элементы в целостный образ, придает им определенной структуры, сформированости.

В данной работе мы рассматриваем именно зрительное восприятие, которое по своей структуре, содержит объективные и субъективные компоненты. Данные компоненты рассмотрены различными психологическими концепциями, для нас же в данной работе интерес представляют исследования гештальт-психологии, которые рассматривали проблемы восприятия и эмоций как особых психических процессов.

В следующей главе мы остановимся на проблеме взаимосвязи эмоций при восприятии картин с двойным изображением, которые как нельзя лучше демонстрируют зависимость зрительного восприятия от различных факторов.


Восприятие человеком окружающего мира, формы освоения, познание этого мира, по мнению Л.С. Рубинштейна [32], зависят от психофизического устройства организма человека, от устройства органов восприятия, высшей нервной деятельности, мозга. Проводником, посредством которого осуществляется связь человека с миром, являются эмоции. "Эмоция - результат оценки самим организмом своего отношения со средой",- писал Л. Выготский [с.29, 4]. С точки зрения автора, эмоции способствуют ориентации человека в мире, предостерегают от опасности, поощряют и т. д. Положительные и отрицательные эмоции, начиная с реакций на простейшие ощущения и кончая сложнейшими психическими переживаниями, способствуют нормальной жизнедеятельности человека во всех сферах его существования как на низшем биологическом уровне, так и на уровне высшей духовной деятельности

Эмоции влияют на людей разными путями. Одна и та же эмоция неодинаково переживается разными людьми, а также определенным человеком в разных ситуациях. Эмоции могут влиять на все системы индивида, субъекта в целом. Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Данный факт установлен в исследованиях П.К. Анохина [1], Дж.Брунера [3], Г.М. Бреславом [2]. Радостный человек воспринимает мир с оптимизмом. Тот, кто страдает, грустит, интерпретирует замечания других как критические.

Дж. Брунер [3] рассматривает восприятие человека как активный процесс, тесно связанный с человеческой деятельностью, которая позволяет отбирать из доходящей до человека информации существенные признаки и относить воспринимаемые предметы к определенным категориям, обеспечивая тем самым более глубокое и всестороннее отражение внешнего мира. По мнению Дж. Брунера «…восприятие - это процесс принятия решений. Независимо от характера задачи, стоящей перед индивидом, он (или его нервная система) приходит к решению, что воспринимаемый объект есть та, а не иная вещь окружающего мира» При этом он уделяет большое внимание зависимости восприятия от прежнего опыта и активных установок человека, готовности к восприятию [c.28, 3].

Итак, в данной главе мы рассмотрели особенности эмоций человека, их основные функции и влияние эмоций на восприятие.

Прежде всего, отметим значимость эмоций для всей жизнедеятельности человека. Независимо от социального статуса, места жительства, человек испытывает различные эмоциональные состояния. Он переживает и оценивает окружающую его действительность. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Эмоции оказывают влияние на все психические процессы, в том числе и на восприятие. Восприятие является активным процессом, который изменяется под воздействием различных факторов, в том числе эмоциональных состояний субъекта.

В данной главе мы рассмотрели влияние эмоциональных состояний на общее восприятие личности. Отечественными и зарубежными психологами (П.К. Анохин, Дж. Брунер, Г.М. Бреслав) установлено, что эмоции влияют на восприятие личности.

Восприятие тесно связано человеческой деятельностью, а эмоции тесно связаны с переживаниями человека во время осуществления этой деятельности. Таким образом, то или иное состояние (переживание горя или тоски, радости или счастья) воздействует на общее восприятие действительности.

эмоция апперцепция восприятие изображение

3. Взаимосвязь эмоциональных состояний человека и восприятия картин с двойным изображением

Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, которые являются составной частью образа объекта. Образ - это сенсорная копия объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъекта с воспринимаемым объектом. Таким образом, восприятие - это процесс отражения предметов и явлений в нашем сознании в форме образов при непосредственном действии объектов на органы чувств. В процессе восприятия человек получает более полные знания о внешнем мире, о предметах и явлениях, о их форме, величине, объеме и пространственном положении.

В нашей работе речь идет именно о зрительном восприятии. Оно относится к фундаментальным, сущностным явлениям психики. К тем «кирпичикам» психической жизни человека, из которых строится человеческое мышление и сознание. Восприятие по определению А.В. Запорожец [10] это один из основных уровней психики человека, который позволяет ему создавать нарисованный образ и интерпретировать его.

Формирование образа, воспринимаемого объекта, может происходить в одном случае постепенно (сукцессивно), в другом случае мгновенно (симультанно). Сукцессивно формируется образ только в том случае, когда воспринимается новый, неизвестный предмет. Для этого необходимо последовательно совершить целый ряд перцептивных действий. Сначала на основе поисковых движений происходит обнаружение объекта. Затем, на основе установочных и прослеживающих движений глаз выделяется объект и сопоставляется с другими объектами или с представлениями о них. Если воспринимаемый объект совпадает с другими известными объектами, то происходит его отождествление с ними и, таким образом, осуществляется опознавание объекта. Если же воспринимается уже известный объект, то эти перцептивные действия проявляются в свернутом виде и его образ возникает мгновенно.

Зрительное восприятие - совокупность процессов построения видимого образа окружающей действительности.

Эмоциональные состояния могут определять перцептивную готовность (способность к восприятию) или способ восприятия определенных объектов и предметов.

Эмоциональное воздействие формы слагается из многих компонентов как образно-смыслового, так и формального характера. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами. Можно сказать, что в эмоциональном восприятии картины существуют разные уровни низший - биологический уровень перцепции и высший, на котором осуществляется сложное многозначное действие искусства, отвечающее высшим духовным запросам человека. Ясно, что разделение на низший и высший уровни условно, так как процесс восприятия - момент, где высший и низший уровень практически слиты, недифференцированы.

Зрительное восприятие зависит от эмоциональных импульсов, которые возникают в глазу, когда взгляд скользит по изображению. Каждый поворот, то есть смена направлений, линий, их пересечение связаны с необходимостью преодолевать инерцию движения, возбуждающе действуют на зрительный аппарат и вызывают соответствующую реакцию. Картина, где много пересекающихся линий и образуемых ими углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где глаз спокойно скользит по кривым, или движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности. Волновая природа присуща материи, и возможно, что именно с этим связано возникновение положительной реакции организма. Положительная реакция возникает, когда нервные клетки зрительного аппарата испытывают состояние активного отдыха. Некоторые геометрические структуры и формы вызывают подобное состояние. К ним относятся, например, предметы, построенные по пропорциям "золотого сечения".

Исследованиями А.Н. Леонтьева [21] было положено начало представлению о восприятии как активной психической деятельности, в результате которого создается внутренний образ внешнего мира. Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, «ощущение не является результатом чисто пассивного созерцания», «восприятие предмета есть отражение его не только как обладающею формой, цветом и т, д., но вместе с тем как имеющего объективное и устойчивое значение.

На рис. 1 представлена ваза Рубина, демонстрирующая закон фигуры и фона [30].

Рисунок 1 - Ваза Э. Рубина

Итак, рассмотрим влияние различных эмоциональных состояний на восприятие картин с двойным изображением.

Основное эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций.

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозится. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального «замирания» наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок [c.136, 25].

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека.

Говоря о связи восприятия и эмоциональных состояний человека, нужно сказать о том, что человек в действительности эмоционально переживает окружающий его мир, отсюда создается большое количество эмоциональных миров. В каждом из них он другой, ибо переживает по-разному не только те или иные эмоции, но переживает по-разному (а не только отражает, относится) мир людей и предметов, свои деятельность и общение.

Например, с помощью гнева субъект создает эмоциональные отношения агрессии. В данном случае на первый план при восприятии картины с двойным изображением у человека выходит образ агрессивного, темного существа. Воссоздавая образ, в который могут быть вплетены ноты печали, картина получится унылой, грустной. Тогда как человек, переживающий эмоциональные состояния радости и счастья, видит весь мир в ярких тонах и красках, тогда и картина будет наполнена красками, светлыми образами и впечатлениями.

При восприятии таких картин, где смысл неоднозначен, человек видит то, что действительно представляет для него личностную значимость, и, прежде всего, это будет связано с его эмоциональным миром, а также с эмоциональными особенностями личности. К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность - экспрессивность [c.78, 19].

Так, например, различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы. Восприятие картин с двойным изображением у таких людей будет более ярким, красочным, они стараются увидеть что-то сразу, не задумываясь, образы будут связаны с личными переживаниями.

Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно-пассивные типы. Они могут грешить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами. Они живут в мире эмоций, не связанных с поведенческой активностью. Образы картин у таких людей будут своеобразными, более меланхоличными, сентиментальными, более приближенными к собственным эмоциональным состояниям.

Страстные натуры эмоционально стремительны, высокодейственны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными или незначительными и даже вредными. Такими же могут быть и образы воспринимаемых картин.

Эмоционально-фригидные типы - люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания. И образы воспринимаемых картин будут лишены эмоциональности, они увидят то, что лежит на поверхности [c.120, 8].

Таким образом, мы предполагаем, что восприятие картин с двойным изображением зависит не только от эмоционального состояния конкретной личности в данный момент, но и от эмоционального типа самой личности.

В основе восприятия любого знака или символа лежит важный принцип, который заключается в том, что любой нарисованный или увиденный образ, предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Согласно исследованиям А.А. Осиповой [23], наш мозг имеет врожденную тенденцию структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается менее структурированным/

Так, например, при рассмотрении вазы Рубина. Однако вся картина восприятия меняется, перестраивается, как только другой элемент фона (или часть знака) становится в свою очередь важным для нас. То есть, как только мы начинаем специально рассматривать кусочек картины, все остальное выступает фоном.

В гештальт-психологии [20] существует подход, обосновывающий влияние субъективного компонента на образ восприятия. К таким субъективным компонентам относятся эмоциональные состояния, личностные особенности, самоопределение личности.

Восприятие, по утверждению гештальт-психологов, приспосабливается к удовлетворению потребностей. Когда интерес в восприятии какой-либо части образа будет удовлетворен, восприятие того, что служило фигурой, может измениться в соответствии со сдвижкой доминирующего интереса. Части составляют взаимосвязанное целое и не могут рассматриваться изолированно. Человек не воспринимает раздражитель как сумму составляющих, а выделяет из них главное. Ф. Перлз, основатель гештальт-терапии, был одним из первых психологов, использовавших гештальт-теорию восприятия для изучения личности. Он полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (целостность, структурно организованную фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон [c.56, 20].

Основным фактором выделения фигуры из фона является не только и не столько положительное подкрепление, сколько какое-то эмоциональное состояние, связанное с воспринимаемым предметом (независимо от того, является оно положительным или отрицательным).

Выделение предмета и точная оценка его свойств связаны с эмоциональным опытом человека.

Говоря о формировании перцептивного образа, необходимо отметить выделенные А.В. Запорожцем [9, 10] основные структурные единиц процесса восприятия, на основе которых осуществляется перцепция. Автор выделяет определенные элементы, участвующие в формировании перцептивного образа: обнаружение - различение - идентификация - опознание

Обнаружение и различение - это перцептивные действия, а идентификация и опознание - опознавательные действия.

Вначале, считает А.В. Запорожец [10], происходит обнаружение - определение наличия стимула, затем различение - собственно восприятие - формирование перцептивного образа, далее происходит идентификация - сличение образа с тем, что находится в памяти. Следующим этапом выступает опознание - отнесение предмета к определенной категории, категоризация предмета. Критерием опознания является способность воспринятый образ обозначить словом, или адекватное реагирование на него.

На рисунке 2 представлена одна из известных картин с двойным изображением, на которой в зависимости от того, что человек переживает в настоящий момент, в каком эмоциональном состоянии он находится, выделяют либо голову З.Фрейда, либо обнаженную девушку.

Рисунок 2 - Пример двойного изображения

В Приложении 1 также представлены картины с двойным изображением, которые иллюстрируют процесс восприятия, в состав которого входят субъективные компоненты.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятны или неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Итак, позитивные эмоции (радость) увеличивают подверженность иллюзиям и подпороговым стимулами, и увеличивают влияние перцептивной организации объекта при восприятии двойственных объектов. Негативные эмоции (страх, тревога), наоборот, уменьшают подверженность иллюзиям и подпороговым стимулам, и уменьшают влияние перцептивной организации объекта при восприятии двойственных объектов [c.256, 31].

Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство, в частности, используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.

Итак, мы рассмотрели, что восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы и т.д. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменить его содержание.

Таким образом, при восприятии зрительных образов человек выделяет то, что важно для него, имеет личностный смысл. На это влияют не только личностные установки, но и эмоциональные состояния человека. Восприятие - это активный процесс, которым мы можем управлять.

Как известно, восприятие является сложным явлением. Оно включает такие процессы, как выделение фигуры из фона, оценку величины, яркости и удаленности воспринимаемого предмета, выделение деталей, из которых состоит предмет. Каждый из этих процессов может подвергаться изменениям под влиянием эмоциональных факторов.

А эмоции в свою очередь представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Под воздействием различных эмоциональных состояний человек будет выделять на картине с двойным изображением то, что представляет значимость в данный момент. Печальный и грустный человек увидит горе, смерть, разочарование, какие-то проблемы, радостному же человеку свойственно видеть мир оптимистично.

Заключение

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Мы рассмотрели основные виды и функции эмоций человека. Объектом данного исследования является восприятие зрительных образов, которое, как мы показали, зависит от множества факторов, одним из основных является эмоциональное состояние человека.

Восприятие - это сложный психический процесс. Оно включает такие процессы, как выделение фигуры из фона, оценку величины, яркости и удаленности воспринимаемого предмета, выделение деталей, из которых состоит предмет. Каждый из этих процессов может подвергаться изменениям под влиянием эмоциональных факторов.

При восприятии зрительных образов человек выделяет то, что представляет для него значимость в данный момент.

Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Восприятие представляет собой психическую деятельность, в результате которой создается внутренний образ внешнего мира.

То, каким будет этот образ, складывается из эмоционального опыта человека, который является более сложным, чем исторический.

Список литературы

1.Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Сборник статей под общ. ред. проф. И.Р. Дудич - М.: Академия, 2007. - 314 с.

2.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Феникс, 2007. - 230 с.

3.Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 2007. - 427с.

4.Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. - 2006. - №4, С. 49-60.

5.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., Издательство Академии Педагогических Наук, 2009. - 34 с.

7.Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции: Взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъективного развития индивида// Психологический журнал. - 2009. - Т.22. - №1. - С.61-71.

8.Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. // Вопросы психологии. - 2008. - №6. - С. 21-34.

9.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2006. - 379с.

10.Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П. и др. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 2007. - 293с.

.Зинченко В.П., Вергилис Н.Ю. Формирование зрительного образа. - М.:Изд-во МГУ, 20099. - С.11.

12.Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2004.- 327с.

.Левитов Н.Д. Психология характера, изд. 3. М.: Просвещение, 2009.- 128 с.

14.Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций - М.:Педагогика, 2007. - С. 77-82.

15.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 2007. - 261 с.

16.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2008. - 137с.

17.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2008. - 356 c.

.Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Академия, 2006. - 175 с.

19.Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 2007. - 377с.

20.Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А.Бодалева - М.: «Институт практической психологии». -Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. - 356с.

21.Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл.- М.: Просвещение, 2009. - 297с.

22.Олпорт Х.Ф. Феномены восприятия. Хрестоматия по ощущению и восприятию

23.Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 512с.

24.Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. - 384с.

25.Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М.: Инфра-М, 2006.- 287 с.

.Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. - М.: Экзамен, 2009.- 410 с.

27.Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2007. - 494с.

28.Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2006.-351 с.

29.Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. - 3-е издание. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 468 с.

30.Рубин В. Построение образа// Хрестоматия по ощущению и восприятию/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Педагогика и психология, 2007. - С.218.

.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: Вопросы психологии, 2007. - 327 С.4

32.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 2008.-688 347с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!