Система финансовых отношений

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система финансовых отношений

Московский государственный машиностроительный университет

Факультет: Центр ИМК











Контрольная работа

по дисциплине «Финансы»

 

 

 

Студента Ащеуловой И.А.

Специальности 080100.62-Экономика

Содержание

1. Система финансовых отношений, их содержание, состав, структура

.1 Определение финансовых отношений

.2 Классификация финансовых отношений

.3 Система финансовых отношений

.4 Виды финансовых отношений

. Сводное и территориальное финансовое планирование

. Бюджетная система России, ее звенья и развитие

.1 Федеральный бюджет

.2 Территориальный бюджет

.3 Внебюджетные фонды

Список используемой литературы

1. Система финансовых отношений, их содержание, состав, структура

.1 Определение финансовых отношений

Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений. При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса.

Понятие «финансы» относится к числу широко распространенных, обобщающих экономических категорий, характеризующий процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе. Как и ряд других общих экономических терминов, финансы трудно однозначно определить с помощью одного признака. Это слово используется в теоретической и прикладной экономике, в быту в довольно обширном смысловом диапазоне, а подчас и в разном смысле. Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в многообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Будучи многогранным, многосторонним понятием, финансы как единый термин аккумулируют в себе, по крайней мере, три характеризующих их качества или, точнее, проявляют себя в трех разных ипостасях.

Во-первых, под финансами понимают деньги и денежные средства, используемые как один из видов экономических ресурсов, питающих производство и потребление. Ведь многие виды экономических ресурсов в натуральной форме первоначально представлены в денежной форме, в виде денежных средств, на которые приобретаются, обмениваются трудовые и природные ресурсы, средства производства. Соответственно денежную форму ресурсов производства и потребления именуют финансовыми ресурсами. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, использующихся на расширение воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Вторая сторона финансов связана с широко распространенным термином «финансирование», понимаемым как обеспечение необходимыми денежными средствами. В этом смысле имеем в виду источники, объемы, виды и способы обеспечения экономических субъектов (государства, предприятий, предпринимателей, домашних хозяйств), регионов, социально-экономических программ финансовыми ресурсами. Здесь на первый план выходят потребности тех или иных сфер, секторов экономики, производственных звеньев, производителей и потребителей в денежных средствах для удовлетворения своих потребностей и потоки денежных средств, призванных удовлетворить эти потребности.

Таким образом, финансы представляют инструмент обеспечения потребностей в денежных средствах путем придания определенного направления денежным потокам. Естественно, что придание направленности движению денежных средств опирается на представление о потребности в них, присущее обладателю этих средств.

Третья, определяющая сторона финансов, которая, собственно, и лежит в основе их выделения как самостоятельной и специфической экономической категории, заключена в том, что финансы представляют собой распределительные отношения. Отметим, что финансирование, рассматриваемое как выделение денежных средств, их адресация, уже есть распределение. Однако когда заходит речь о распределительных отношениях, то под ними понимается нечто более широкое и разнообразное, чем обеспечение финансовыми ресурсами.

В процессе функционирования экономики происходит перераспределение стоимости между хозяйственными субъектами, конкретизация целевого ее использования, что тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики и на разных уровнях хозяйствования. Финансы представляют денежные отношения, связанные с образованием, распределением и перераспределением и использованием денежных средств. Движение и распределение порождают финансы как особую форму экономических отношений. Важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы распределения денежной стоимости созданного общественного продукта, когда эта стоимость разделяется на составные части в зависимости от природы возникновения и назначения выделенных составных элементов. На этой основе происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Такое распределение стоимости с помощью финансов сопровождается адекватным движением денежных средств. Эти денежные средства, которые сопровождают распределительный процесс, принимают специфическую форму финансовых ресурсов.

Именно таким образом выделяются денежные средства (именуемые иногда денежными фондами) на накопление и потребление, на доходы и возмещение затраченных средств производства, на социальные нужды и развитие производства. Так что в финансах наблюдается единство распределительного процесса и движения финансовых ресурсов. Последние формируются как у субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей, домашних хозяйств, так и у государства, причем формирование этих ресурсов осуществляется за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений. А используются они в основном через денежные фонды специального целевого назначения, реже путем не фондового распределения, и идут на расширенное воспроизводство, на денежное вознаграждение работников, на удовлетворение социальных и других нужд общества.

Финансовые фонды - это часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве, предопределенная потребностями расширенного воспроизводства и обладающая определенными приоритетами. Финансовые фонды позволяют теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечивают концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, дают возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Материальной основой финансов является производство, так как накопление и денежные доходы предприятий и организаций образуются в результате процесса создания экономического продукта, его реализации.

В то же время финансы обслуживают саму сферу производства и должны строиться так, чтобы способствовать увеличению, развитию, структурному изменению производства. В обществе постоянно возникают денежные отношения: при расчетах между Предприятиями и организациями за покупаемую и продаваемую продукцию, при оплате труда, отражающей отношения между предприятиями и занятыми на них работниками, между предприятиями и государством. При передаче части накоплений в распоряжение государства, а также при выделении предприятиям и организациям в случае необходимости ассигнований из государственного бюджета.

Возникают денежные отношения и между государством и населением при внесении налогов, при получении от государства средств на социальные нужды. Часть созданных в хозяйстве денежных накоплений концентрируется в государственном бюджете. Все эти денежные отношения в той или иной мере составляют содержание финансов. Выполняя важные функции, финансы играют большую роль в развитии экономики. Благодаря финансам мобилизуются денежные средства для удовлетворения нужд государства, для развития хозяйств, основанных на разных формах собственности, на осуществление экономических связей между регионами страны.

На основе финансов осуществляется проверка и контроль хозяйственной деятельности. В результате рассмотрения специфических черт финансов приходим к следующему определению этой экономической категории: «Финансы представляют собой денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей».

Конечно, и это громоздкое определение нельзя признать всеобъемлющим и точным, но оно отражает типичные черты и признаки, которые чаще всего ассоциируются с понятием «финансы». Финансы взаимосвязаны с другими экономическими категориями. Как известно, экономическим инструментом, благодаря которому удается измерить стоимость товаров, является цена. Она во многом предопределяет конкретную величину денежных средств, поступающих в различные сектора экономики, направляемых тому или иному собственнику факторов производства.

Таким образом, цена выступает исходной основой, на которой совершается дальнейший распределительный процесс. Но цена сама по себе еще не может позволить разделить стоимость созданного экономического продукта на различные составные части в процессе распределения. Такое распределение осуществляется с помощью не только цены, а посредством финансов и заработной платы, представляющей цену труда. Но функционирование цены и финансов в ходе распределения осуществляется в тесной взаимосвязи. Цены являются основой финансового метода распределения денежных средств, а финансы выступают инструментом, при помощи которого реализуются пропорции распределения,

Таким образом, здесь прослеживается взаимосвязь между финансами и ценами в распределительном процессе. Финансы и заработная плата как экономические категории также связаны между собой, и это их взаимодействие проявляется в процессе распределения. Благодаря финансам происходит увязка заработной платы отдельного работника и общей суммы средств, выделяемых на оплату труда и распределяемых между работника. В то же время зарплата выступает источником формирования части финансовых ресурсов. Примером тому выступает задолженность по заработной плате, являющаяся финансовым ресурсом вследствие того, что она может стать источником формирования оборотных средств. Но заработная плата имеет своеобразные особенности, позволяющие отличить ее от финансов.

Во-первых, составляющие ее распределительные отношения материализуются в денежных средствах, поступающих в собственность отдельных работников и использующихся наличное потребление, в то время как финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении предприятий, фирм, государства и предназначаются для удовлетворения общественных потребностей.

Во-вторых, заработная плата как форма общественного распределения носит компенсационный характер, является мерой оплаты труда, то есть каждый получает такую стоимость, которая соответствует его трудовому вкладу. Существенная взаимосвязь проявляется между финансами и кредитом. Эти две категории однотипны, у них есть ряд общих черт, что свидетельствует об их близости. Вместе с тем это самостоятельные категории, между ними существует много различий, что проявляется в характере их функционирования.

Кредит в отличие от финансов есть возвратное движение средств, когда предоставленная взаймы сумма должна быть обязательно возвращена кредитору Финансовые же отношения, будучи распределительными, характеризуются односторонним движением. К тому же, как правило, финансовые отношения - это отношения не эквивалентные. Это и уплата налогов, и многочисленные отчисления, платежи, в условиях которых отдающая сторона не достигает адекватного возвращения затрат. Отличие финансов и кредита проявляется и в источниках средств. Если кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения временно свободных денежных средств предприятий, организаций, фирм, населения, государства, то финансовые ресурсы формируются из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения.

Кредитные ресурсы предоставляются заемщикам на определенный срок с обязательным возвратом и уплатой процента за пользование заемными средствами. Финансовые же ресурсы могут предоставляться бесплатно и без предварительной оговорки условий их возврата. В то же время наличие общих черт у финансов и кредита обусловливает их тесную взаимосвязь и взаимодействие в процессе распределения ресурсов.

Особенно это проявляется в комплексном использовании финансовых и кредитных ресурсов. Так, при недостатке собственных финансовых ресурсов у предприятий они обращаются к банковскому кредиту. В то же время высвобождающиеся на определенный срок финансовые ресурсы хранятся на счетах, в банках и служат одним из источников ссудного фонда.

1.2 Классификация финансовых отношений


Финансовые отношения можно разделить на следующие основные группы:

. Отношения с другими самостоятельно хозяйствующими субъектами различных форм собственности, возникшими с целью образования и распределения выручки и осуществления внереализационных операций, включая.

. Отношения самостоятельно хозяйствующих субъектов и физических лиц через акции, облигации и другие ценные бумаги.

. Отношения предприятия как юридического лица и персонала.

. Отношения, основанные на трудовых отношениях, внутри предприятия.

. Отношения головного предприятия (холдинга) с его дочерними предприятиями и филиалами.

. Отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами, а также фискальными (налоговыми) органами при уплате налогов и обязательных сборов.

. Отношения предприятия с финансово-кредитными учреждениями (банками, инвестиционными компаниями, фондами).

1.3 Система финансовых отношений


Международные финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер мирового хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и имеет тесную взаимосвязь. Международные связи немыслимы без налаженной системы финансовых отношений. Мировая финансовая система - это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды взаимосвязей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование, предоставление займов и субсидий, научно - технический обмен, туризм, и др.).

Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей. В современном мире экономики всех стран тесно взаимосвязаны. Так, финансовый кризис в одной стране может нести угрозу экономической стабильности многих стран мира. Банкротства, долговые моратории, дефолты в одной конкретной стране могут вызвать обвалы курсов акций и валют, биржевые потрясения, неплатежи, взлет цен и другие нарушения повсюду в мире.

Особенно актуально это на современном этапе развития мировой финансовой системы, когда ведущие экономисты мира бьют тревогу по поводу резкого ухудшения и угрозы кризиса мировой экономики на фоне возможной рецессии в США. Мировые финансы возникли в результате, с одной стороны, распространения финансовых отношений на мирохозяйственные связи, а с другой - явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Являясь частью мировой экономики, они представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира, т. е. финансовых ресурсов стран мира с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира, всех фирм легального бизнеса и всего населения Земли, превышающего, как известно, 6 млрд. чел.

Международная финансовая система представляет собой совокупность национальных экономик различных стран. Национальную финансовую систему образуют регулируемые финансовые отношения и финансовые учреждения, осуществляющие мобилизацию денежных средств и их распределение в связи с финансированием и кредитованием народного хозяйства конкретной страны.

.4 Виды финансовых отношений

Любые финансовые отношения являются объективными по своей природе и возникают в связи с необходимостью обеспечения потребностей общественного производства. Все виды финансовых отношений опосредуются финансовым механизмом. Формы и виды финансовых отношений на данном этапе развития общества характеризуются довольно большим разнообразием, что объясняется постоянным усложнением хозяйственных связей и усилением влияния государства на ход экономического процесса.

Управление финансами является целенаправленным воздействием на них со стороны субъектов управления. При этом объектами управления выступают различные виды финансовых отношений, образующих финансовую систему. Субъектами управления являются органы финансового управления (так называемый финансовый аппарат). Управление финансовыми отношениями производится на основе финансовой политики, которая многогранна по содержанию и напрямую связана с деятельностью субъектов хозяйствования при реализации их хозяйственных интересов. Финансы в системе денежных отношений связаны с кредитной, ценовой и прочими сферами.

Главная задача в развитии финансовых отношений в РФ связана с необходимостью упрочения основ экономики, укрепления демократических принципов в социальной сфере и усиления государства в управлении финансовыми процессами. Финансовые отношения складываются во всех секторах хозяйственной жизни общества на этапе распределения стоимости. Разные виды финансовых отношений существуют, прежде всего, между гражданами и экономически самостоятельными единицами хозяйствования с государством (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, бюджетное финансирование). Кроме того, финансовые отношения существуют между государством и выступающими в качестве его кредиторов на внутреннем и внешнем финансовых рынках организациями.

Отношения органов госуправления и самоуправления при оказании взаимной финансовой помощи также являются финансовыми отношениями. К данной категории относятся и отношения хозяйствующих субъектов по поводу уплаты штрафов, неустоек, пени, между предприятиями и наемными работниками при выплате зарплат, материальной помощи и т.п. Все виды финансовых отношений образуют единую систему финансов страны. Поскольку финансовые отношения опосредуют движение капиталов, доходов и других денежных средств предприятий, то по этому признаку их можно разделить на несколько групп. Это отношения предприятий с государством, другими предприятиями (контрагентами), финансовыми посредниками (валютные, фондовые биржи, банки, страховые компании и т.д.).

Внутри самого предприятия (между структурными подразделениями и персоналом), внутри отдельных объединений, организаций, между предприятиями и инвесторами (участниками, акционерами, собственниками). Государство во многом способствует многообразию отношений в сфере финансов, разрабатывая новые формы их использования. Они устанавливаются в соответствии с основными задачами по развитию экономики страны на данном историческом этапе. Финансовые отношения необходимы для объективного развития экономических отношений и являются основным инструментом реализации государственной политики сферы финансовых отношений.

Для всех видов финансовых отношений характерны некоторые общие свойства, позволяющие относить их к отдельным группам в зависимости от того участвуют ли они в общественном воспроизводстве, осуществляют его страховую защиту или обеспечивают проведение государственного регулирования экономики и социальной сферы. Под такими группами понимают сферы отношений, опосредующие функционирование хозяйствующих субъектов, муниципальное и государственное управление, страхование.

Сферы финансовых отношений.

Финансовые отношения - отношения двух его противоположных сторон. Тип финансового отношения есть вся совокупность условий, на которых стоимость передается от одного участника рынка к другому. Исходные типы финансовых отношений разделяются в зависимости от способа их образования и национальной принадлежности финансовых ресурсов. Финансовые отношения основываются на процессах формирования и использования первичных и вторичных доходов участников рынка.

Первичные доходы образуются в результате отношений распределения.

Вторичные доходы образуются в результате отношений перераспределения.

Финансовые отношения разделяются по способу образования (возникновения) финансовых доходов (расходов) на отношения распределения и отношения перераспределения. Отношения распределения есть отношения, связанные с образованием первичных доходов из выручки от реализации. Эти отношения, с одной стороны, представляют собой разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный (производственный) чистый доход. С другой стороны - разделение затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка.

Перераспределительные отношения связаны с дальнейшим движением (передачей) чистых доходов между участниками рынка. Передача чистого дохода может происходить с его последующим возвратом или без такового, т. е. безвозвратно. Передача чистого дохода может происходить за плату или бесплатно. Сочетание указанных способов передачи чистого дохода имеет четыре варианта: передача с возвратом за плату и бесплатно, передача без возврата за плату и бесплатно. Деление финансовых отношений в зависимости от национальной принадлежности чистого дохода есть их деление на национальные и международные финансы.

Логически отношения перераспределения следуют за отношениями распределения. Однако на практике обе группы отношений часто имеют место одновременно, поскольку в процесс перераспределения вовлекаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы.

С формальной точки зрения отношения распределения выручки от реализации достаточно просты, так как сводятся лишь к трем группам отношений и связанных с ними пропорций:

• между коммерческой организацией и ее работниками, или пропорции между прибылью и оплатой труда наемных работников;

• между коммерческой организацией и собственниками земли и природных ресурсов, или пропорции между прибылью и платежами этим собственникам (рентными платежами);

• между коммерческой организацией и государством по уплате налогов, включаемых в валовой доход (косвенных налогов), или пропорции между валовым доходом и размеров входящих в него косвенных налогов. Однако указанные группы пропорций совсем не равнозначны.

Первая пропорция имеет ярко выраженный социальный характер и проявляется в возможном противостоянии интересов коммерческой организации и интересов ее работников. Борьба за повышение заработной платы является изначальным сопутствующим явлением в развитии рыночной экономики. Вторая пропорция имеет отношение к характеру собственности на землю и природные ресурсы. Если земля с ее ресурсами есть собственность коммерческой организации, то рентные платежи остаются в ее собственности, что выражается в увеличении размеров прибыли над ее среднеотраслевыми показателями.

В этом случае природа выступает как бесплатный источник дополнительной прибыли. Обе указанные пропорции тесно связаны с отношением между прибылью и амортизационными отчислениями. Увеличение амортизационных отчислений есть фактор уменьшения размеров прибыли, и наоборот. Для самой коммерческой организации эта пропорция совершенно безразлична, так как обе указанные части стоимости есть ее полная собственность. Третья пропорция показывает, какую долю валового дохода забирает государство вне какой-либо связи с выплатой чистого дохода работникам и собственникам земли. Косвенные налоги увеличивают цену реализации товаров и услуг, т. е. удорожают их для конечных потребителей

2. Сводное территориальное финансовое планирование

Необходимость решения крупных экономических, социальных и демографических задач требует комплексного подхода к подготовке плановых и проектных работ. Поэтому все шире в практику внедряется составление комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц.

Одна из важных целей территориального комплексного планирования - разработка программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территориях, по развитию социальной инфраструктуры.

Осуществление комплексных планов связано со значительными финансовыми затратами. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими планами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса.

В связи с этим возникает необходимость сведения различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, баланса денежных доходов и расходов населения и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволит иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы, будет способствовать активному содействию со стороны финансов выполнению задач, поставленных в плане комплексного развития.

Основной задачей территориального сводного финансового баланса является определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий и организаций).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Следует отметить, что такой территориальный сводный финансовый план должен учитывать национальный подход, созданный на территории региона и используемый там, и часть национального дохода, созданную за пределами региона, но поступающую на его территорию в порядке распределения и перераспределения.

Следовательно, в доходную часть такого баланса включаются средства, созданные в регионе, но направленные в вышестоящий бюджет, в ведомственные фонды и по другим каналам. Это платежи из прибыли, часть налога на добавленную стоимость и подоходного налога с физических лиц, направляемые в вышестоящие бюджеты, отчисления предприятий в фонды ведомств.

Сводный финансовый баланс региона не является оперативным финансовым планом и не подменяет оперативных планов финансово-кредитной системы (бюджета, финансовых планов предприятий и др. ), с его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются общие рамки и структура всех ее оперативных планов.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, профсоюзных организаций, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Необходимость решения крупных экономических, социальных и демографических задач требует комплексного подхода при подготовке плановых и проектных работ. Все шире в практику внедряется составление комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц.

Одной из важных целей территориального комплексного планирования является разработка программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территориях, по развитию социальной инфраструктуры.

Осуществление комплексных планов связано со значительными финансовыми затратами. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими планами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса.

Сводный финансовый баланс предполагает сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, баланса денежных доходов и расходов населения и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволит иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы, будет способствовать активному содействию со стороны финансов выполнению задач, поставленных в плане комплексного развития.

Основная задача территориального сводного финансового баланса - определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий и организаций).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона. Следует отметить, что территориальный сводный финансовый план должен учитывать национальный подход, созданный на территории региона и используемый там, и часть национального дохода, созданную за пределами региона, но поступающую на его территорию в порядке распределения и перераспределения. Следовательно, в доходную часть сводного финансового баланса включаются средства, созданные в регионе, но направленные в вышестоящий бюджет, в ведомственные фонды и по другим каналам. Это платежи из прибыли, часть налога на добавленную стоимость и налога с физических лиц, направляемые в вышестоящие бюджеты, отчисления предприятий в фонды ведомств.

Сводный финансовый баланс региона не является оперативным финансовым планом и не подменяет собой оперативных планов финансово-кредитной системы (бюджета, финпланов предприятий и др.). С его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются общие рамки и структура всех ее оперативных планов. Информационной базой при разработке сводного финансового баланса служат: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, профсоюзных организаций, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятии и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

3. Бюджетная система России, ее звенья и развитие

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России - федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.

В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты) и бюджеты органов местного самоуправления (местные бюджеты). В остальных странах бюджетная система имеет два уровня: бюджет центрального правительства и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах и анализе. Консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые, в свою очередь, представляют собой свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект РФ.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

-        единства бюджетной системы;

-        разграничения доходов и расходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы;

         самостоятельности бюджетов всех уровней;

         полноты отражения доходов и расходов бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

         сбалансированности бюджетов всех уровней;

         эффективности и экономности использования бюджетных средств;

         общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

         гласности;

         достоверности бюджетов всех уровней;

         адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

Доходы и расходы бюджетов всех уровней группируются соответствующим образом, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов. Группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы называется бюджетной классификацией, которая на федеральном уровне включает:

-        классификацию доходов бюджетов РФ;

-        функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

         экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

         классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

         классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

         классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

         классификацию видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ;

         ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

 

.1 Федеральный бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ


Бюджет федеральный - основной финансовый план правительства федеративного государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Основной фонд денежных средств федерального правительства.

Бюджет федеральный утверждается органом законодательной власти и является главным звеном бюджетной системы федеративного государства.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление проекта бюджета основывается на:

-        бюджетном послании Президента РФ;

-        прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год;

         основных направлениях бюджетной и налоговой политики;

         прогнозе сводного финансового баланса;

         плане развития государственного или муниципального сектора экономики.

Одновременно с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается.

Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса. Бюджетное регулирование представляет собой перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.

Этапы бюджетного регулирования:

1.  составление проекта бюджета (осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления),

2.      рассмотрение и утверждение бюджетов (осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления),

.        исполнение бюджета (начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета),

.        составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти (начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета).

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем и темп роста ВВП, а также уровень инфляции в очередном финансовом году.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

-        федеральные налоги и сборы;

-        таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

         государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

-        доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

-        доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

         доходы от реализации государственных запасов;

         доходы от продажи земли и нематериальных активов;

         поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

         административные платежи и сборы;

         штрафные санкции, возмещение ущерба;

         доходы от внешнеэкономической деятельности.

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

3.2 Территориальные бюджеты


Территориальные бюджеты являются финансовой базой территориальных органов власти.

Территориальные бюджеты - один из главных каналов доведения до конечных результатов производства.

Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют ряд функций:

-        формирование денежных фондов, представляющих финансовое обеспечение деятельности территориальных органов власти;

-        распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

         контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственным этим органам власти.

Велика роль территориальных бюджетов в реализации общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь, в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры.

Через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления.

Доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные, или закрепленные доходы - это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

Основа собственных доходов - местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

Собственные доходы не являются основным источником формирования территориальных бюджетов.

Регулирующие доходы - это вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это средства, передаваемые вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения.

Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

Расширение процесса урбанизации, динамично развивающиеся экономические и социальные процессы отражаются на расходной части территориальных бюджетов.

Структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам разного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена большая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный вес ассигнований на хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значительный и может быть > 40%.

В ведении районных, поселковых, сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, на которые и приходится подавляющая часть расходов (т.е. финансирование социально-культурных мероприятий).

В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы, как основы получения в будущем собственных доходов.

Одной из постоянно возрастающих статей расходов территориальных бюджетов должны стать ассигнования на охрану окружающей среды, улучшение благоустройства городов и сел и др. Имеют тенденцию к увеличению расходы на финансирование народного хозяйства, что связано с ростом и усложнением местного хозяйства.

.3 Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды государства - это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды представляют собой один из методов перераспределения НД органами власти в пользу определенных групп населения.

Основными методами мобилизации НД при формировании фондов являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займа.

Рис. 1

Порядок образования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды решают 2-е задачи:

-        обеспечение дополнительными средствами приобретенных сфер экономики;

-        расширение социальных услуг населения.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

-        у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства;

-        целевое использование средств фондов обеспечивает эффективный контроль;

         возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличие активного сальдо.

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ - Финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации, управляющее средствами государственного социального страхования. Создан в 1992 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным учреждением, осуществляющим целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов:

ü  на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

ü  на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

ü  на оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

ü  на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

ü  на другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства ПФР формируются за счет:

ü  страховых взносов работодателей;

ü  страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

ü  страховых взносов иных категорий работающих граждан;

ü  ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

ü  средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

ü  средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

ü  добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Фонд социального страхования РФ - Государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 3-летнего возраста, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также для других целей социального страхования.

Денежные средства Фонда социального страхования Российской Федерации являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Источниками образования фонда социального страхования являются:

ü  страховые взносы работодателей;

ü  страховые взносы некоторой категории граждан;

ü  доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

ü  ассигнования из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах;

ü  добровольные взносы граждан и юридических лиц;

ü  прочие доходы.

Структурно в Фонд социального страхования Российской Федерации входят региональные и центральные отраслевые отделения (исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации), управляющие соответственно средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации и в отдельных отраслях хозяйств, а также их филиалы. Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации обладают правами юридического лица. Управление Фондом осуществляют председатель и его заместители, назначаемые Правительством Российской Федерации, а также правление Фонда социального страхования Российской Федерации как коллегиальный орган.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - совместно с участием профессиональных союзов.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ - Самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, юридическое лицо, действующее в соответствии с законодательством Российской Федерация.

Цель Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ.

В рамках системы обязательного медицинского страхования Федеральный фонд проводит финансирование целевых программ, осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ресурсах, участвует в создании территориальных фондов, обобщает практику применения нормативных актов, ведет работу по подготовке кадров и международному сотрудничеству, аккумулирует финансовые средства и осуществляет финансово-кредитную деятельность (размещение банковских депозитов, приобретение высоколиквидных государственных ценных бумаг и др.).

Федеральный фонд руководит и взаимодействует с системой территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

финансы доход бюджет планирование

Список используемой литературы:

1.  Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ. 2001.

2.      Бюджетная система Российской Федерации / Ермасова Н.Б. - Высшее образование 2008

3.  Балабанов И.Т., Степанов В.Н. Бюджетная система Российской Федерации. - СПб.: СПбТЭИ, 1995.

4.      Бюджетный кодекс РФ

.        Финансы России: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998.

.        Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Арзиповой. - М.: «Проспект», 1999.

Похожие работы на - Система финансовых отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!