Система ресурсного налогообложения в Республике Дагестан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    196,24 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система ресурсного налогообложения в Республике Дагестан

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Организационно-экономический механизм налогообложения природных ресурсов в РФ

.1 Исторические и экономические аспекты ресурсного налогообложения в РФ

.2 Механизма исчисления и взимания платежей за пользование природными ресурсами налогов в России

Глава 2. Анализ динамики налоговых поступлений по субъектам, использующим в своей деятельности природные ресурсы

.1 Современное состояние системы платежей за природопользование

.2 Анализ и оценка налогообложения природопользования на примере субъекта РФ (Республика Дагестан)

.3 Анализ налогообложения природопользования в развитых странах

Глава 3. Пути развития ресурсного налогообложения в реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов

.1 Налоговое стимулирование охраны природопользования в развитых странах

.2 Основные направления совершенствования и перспективы развития системы платежей за природопользование в РФ

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Природные ресурсы и недра являются важнейшими составляющими экономической деятельности большинство стран. Человека просто не будет существовать, если он перестанет использовать природные ресурсы. Он вносит изменения в окружающую среду, а также постепенно сокращает мировые запасы природных ресурсов.

Эксплуатация природных ресурсов является особой формой использования недр земли, применения их в хозяйственном обороте. Нам очевидно, что вследствие использования природных ресурсов возникает такое понятие как субъект природопользования. Этим субъектом является государство, органы муниципального самоуправления, предприниматели, физические и юридические лица, которые воздействуют на природную среду с целью ее использования.

Государство является основных собственником и доминирует в структуре закрепленных законом форм собственности на природные ресурсы. Оно является экономической основой для взимания специальных природных платежей за пользование природными ресурсами.

Налогообложение природных ресурсов занимает важное положение в структуре государственного регулирования рационального природопользования. Налогообложение природных ресурсов обеспечивает стабильный экономический рост страны при умеренном и правильном подходе к использованию налогов.

Платежи за пользование недрами - это разновидность обязательных платежей, которые установленным федеральным и местным законодательством субъектов Российской Федерации, имеющие свой собственный порядок исчисления и уплаты.

В настоящее время в учебной и специальной литературе недостаточно хорошо освещено влияние налогообложения природных ресурсов на экономическую составляющую хозяйствующих субъектов, поэтому эта тема представляется нам особенно актуальной.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей системы ресурсного налогообложения в реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов.

Предметом исследования является совокупность теоретических и практических аспектов механизма налогообложения природных ресурсов.

Объектом курсовой работы является система природоресурсных платежей.

Задачами проводимого исследования являются:

определение места и роли налога на добычу полезных ископаемых в системе платежей за природопользование;

изучение механизма исчисления и взимания платежей за пользование природными ресурсами налогов в РФ;

анализ налоговых поступлений платежей за природопользование в структуре доходов бюджета РФ и РД;

проведение анализа налогообложения природопользования в развитых странах;

исследование перспектив развития платежей за природопользование.

Структура работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе нами рассматриваются теоретические основы налогообложения природопользования. В частности, изучаются экономические основы платежей за природные ресурсы, а также исследуются основы налога на добычу полезных ископаемых в системе платежей за природопользование.

Во второй главе нами проводится анализ налоговых поступлений за природопользование в структуре доходов бюджета. Кроме того, в данной главе изучаются налоговые поступления от НДПИ в Республике Дагестан.

В третьей главе нами предложены меры по совершенствованию и перспективам развития системы платежей за природопользование.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РФ

.1 Исторические и экономические аспекты ресурсного налогообложения в РФ

Основой природоресурсных платежей является рентная составляющая, то есть получение прибыли хозяином от использования имущества. В связи с этим ресурсные налоги выступают в роли фискальной рентной оценки факторов производства или в качестве модификации цены права на использование ресурсов.

Эти платежи можно разделить на два основных направления: налоговые и неналоговые (рис.1). К платежам, которые имеют неналоговый характер, относятся установленные Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Законом «О недрах».

Рисунок 1. Состав и классификация природоресурсных платежей

Принципы и особенности налогообложения недр в большей мере определяются особенностями формирования прибыли недропользователей, которые также включают существенную рентную составляющую. Принцип ренты в области пользования недрами лежит в изъятии у субъектов хозяйствования в бюджет части прибыли (сверхприбыли), которая не является итогом непосредственной предпринимательской деятельности. Рентой называют результат, полученный от пользования природным ресурсом, располагающим необходимыми качественными и количественными параметрами. Она всегда показывает разницу в прибыли в случае добычи полезных ископаемых на различных участках недр, которая образуется из-за разницы в расходах на добычу в связи с природными условиями и использованием прогрессивных технологий добычи ресурсов. Разница в прибыли также вызвана разницей в затратах на транспорт, а также доходами от продажи полезных ископаемых, обладающих различными физико-химическими свойствами.

В случае разработки старых месторождений расходы на извлечение природных ископаемых с каждым годом будут увеличиваться, а значит, недропользователи будут скорее нести убытки, чем получать нормативную прибыль или тем более сверхприбыль. Государство, которое стремиться извлекать в полном объеме находящиеся в недрах полезные ископаемые, должно применять гибкую систему налогообложения с предоставлением необходимых налоговых льгот. В тоже время при формировании дифференциальной ренты государству нужно увеличить сумму платежей за использование природных ресурсов на участках недр, где имеются лучшие горно-геологические, экономико-географические и природные условия разработки месторождения.

В Налоговом кодексе Российской Федерации понятие ренты не существует, несмотря на это часть рентного дохода изымается в форме платежей за использование природных ресурсов. Остальная часть считается частью капитала и доходов и является частью общей суммы чистого дохода, который в отечественном законодательстве принимается за прибыль и облагается налогом на прибыль предприятий. Целиком уплата ренты возможна лишь в пределах налога на добычу полезных ископаемых.

На наш взгляд, ресурсные налоги, которые выполняют воспроизводственную и фискальную функции в реальных финансовых отношениях, с теоретической точки зрения дуофункциональны. Функциональный анализ структуры и состава природоресурсных платежей дает возможность утверждать, что, к примеру, налог на добычу полезных ископаемых, который взимается с недропользователей - монофункционален, и в основном выполняет фискальную функцию без регулирующих инструментов.

Главным минусом модели налогообложения недропользователей в Российской Федерации с 1992 по 2001 гг. являлось то, что для правительства данный вид налогообложения не имел большого фискального значения, в связи с тем, что бюджетные поступления от платежей были незначительными. 1 января 2002 г. был утвержден налог на добычу полезных ископаемых, который ликвидировал дифференциацию налогов, выполнявших важные стимулирующие функции.

Развитие производительных сил человечества в условиях современного перехода от технократического к информационному этапу достигло уровня, который позволяет вовлечь в процесс производства почти всю оболочку планеты, что приводит к резкому ухудшению состояния окружающей среды и истощению природных ресурсов во всевозрастающих масштабах. Антропогенное воздействие принимает глобальные формы, что предполагает поиск источников возмещения ущерба в самом процессе производства (рис. 2).

Рисунок 2. Структура финансового механизма воспроизводства природных ресурсов

Прямые и косвенные пользователи прямых ресурсов должны обеспечивать сохранность этого природного достояния, так как это является важнейшей частью для экономического развития любого государства.

Приоритетным направлением должно стать обеспечение неиссякаемых источников природопользования, а это значит не только охранять природные ресурсы, но и стремиться к их преумножению. Вследствие этого для нашей страны очень важно создание такого финансового механизма, которой мог бы в полной мере обеспечивать восстановление природных ресурсов.

В России большинство полезных ископаемых считаются собственностью государства. Поэтому прежде чем осуществлять добычу полезных ископаемых, недропользователю необходимо иметь специальное разрешение и состоять на учете как плательщик НДПИ.

Недропользователи уплачивают НДПИ по месту расположения участка, отданного в пользование, где осуществляется непосредственная добыча полезных ископаемых.

В случае, когда месторождение расположено за границей России или в территориальной зоне континентального шельфа России, то налогоплательщик должен состоять на учете по месту жительства (физическое лицо) или же по месту нахождения компании.

Плата за загрязнение окружающей среды является одним из элементов экономического механизма охраны окружающей среды и в этом качестве названа в статье 14 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Вместе с тем, в формулировке Закона обращает на себя внимание тот факт, что к числу методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды отнесено установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, а не ее взимание.

Таким образом, плательщиками платы за загрязнение окружающей среды выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Объектом данного платежа выступают такие виды негативного воздействия на окружающую среду, как выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий.

Система платежей за пользование недрами исчерпывающим образом определена в статье 39 указанного Закона. Такой вид пользование недрами, как строительство и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, облагается регулярными платежами за пользование недрами (статья 53 Закона). Анализ данного платежа позволяет утверждать, что он относится к числу фискальных сборов.

1.2 Механизма исчисления и взимания платежей за пользование природными ресурсами налогов в России

В настоящее время в Налоговом Кодексе Российской Федерации упоминается о следующих видах платежей за пользование природными ресурсами:

Налог на добычу полезных ископаемых;

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;

Водный налог;

Сбор за пользование объектами животного мира;

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Регулярные платежи за пользование недрами.

Налог на добычу полезных ископаемых будет рассмотрен в следующем параграфе, а что касается остальных видов налогов и сборов, то вкратце они будут рассмотрены ниже. Начнем с водного налога.

Суть и предназначение водного налога можно описать так: он воплощает на практике принцип платности за использование водными ресурсами посредством образования действенной экономической системы стимулирования более рационального применения, охраны и воспроизводства водных объектов. Данный подход не нуждается в каких-либо дополнительных комментариях, так как вода, в особенности если речь идет о пресной, является уязвимым и ограниченным природным ресурсом.

Принимая во внимание, что и водный налог, и выплаты за использование водными объектами являются платежами фискального типа, порядок их взимания является разным.

Взимается в виде федерального налога. Водное законодательство Российской Федерации задает систему платежей за использование водными объектами, куда входят плата, направляемая на охрану и воспроизводство водных объектов и водный налог. Последний является платой за возможность пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы. Выплаты за использование природных ресурсов производятся в государственные бюджеты различных уровней согласно стандартам, установленным законодательством Российской Федерации:

в государственный бюджет начисляется сорок процентов;

Плата, которая направляется на охрану и воспроизводство водных объектов, производится за изъятие воды из водных объектов в рамках существующего лимита, за изъятие воды, превышающее данный лимит, за использование водных объектов без изъятия воды согласно положений лицензии на пользование водой, а также за сброс канализационных вод нормативного качества в водные объекты в рамках существующих лимитов.

Рассмотрим важные особенности водного налога согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации. Налогоплательщиками могут быть физические лица и организации, которые осуществляют водопользование по законодательству Российской Федерации, считающееся объектом налогообложения и это не зависит от наличия лицензий.

Налогоплательщиками не могут быть физические лица и организации, которые осуществляют использование водных ресурсов на основании решений либо договоров водопользования о предоставлении объектов воды в действие, принятых и заключенных после прихода в действие Кодекса Воды Российской Федерации.

Облагаются налогом следующие виды использования водных ресурсов:

забор воды из водных источников;

использование акватории водных ресурсов, кроме лесосплава в кошелях и плотах;

пользование водными ресурсами без забора воды для особенных целей (в том числе гидроэнергетика);

Пользование водных ресурсов с целью сплава древесины в кошелях и плотах.

Количество воды, которое было забрано из водного ресурса, вычисляется на основании показаний приборов и записей в журналах первичного учета.

Если нет водоизмерительного прибора, количество забранной воды устанавливается в зависимости от времени действия и производительности технических средств. Если невозможно определить количество забранной воды, в зависимости от времени действия и производительности технических материалов, количество забранной воды определяется по нормам водопотребления.

Определяется площадь предоставленного водного пространства по лицензии на использование воды (своего рода договора на использование воды), а если нет в лицензии (либо договоре) этих данных, то по записям, которые соответствуют проектной и технической документации.

Квартал (вмещает в себя 3 месяца) признается налоговым периодом. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам озер, рек, морей, также экономическим районам и классифицируются по типам использования водных ресурсов (об этом говорится в главе 25,2 статья 333.12 НК Российской Федерации).

Как говорится в пункте 3 статьи 333, 12 НК Российской Федерации ставка водного налога при заборе воды из водных ресурсов (подземных и поверхностных), чтобы снабдить население в сумме семидесяти рублей за тысячу кубометров воды, которую забрали из водного ресурса.

Общая сумма налога считается результатом сложения сумм налога по каждому типу водопользования, который уплачивается по месту нахождения типа налогообложения не позже двадцатого числа месяца, то есть следующего за прошедшим налоговым периодом.

Налогоплательщик предоставляет налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения типу налогообложения не позже двадцатого числа, следующего за прошедшим налоговым периодом.

Как говорится в статье 83 НК Российской Федерации налогоплательщики, которые отнесены к категории самых крупных, представляют расчеты в налоговый орган по акту учета в лице самых крупных налогоплательщиков.

Сбор за пользование объектами животного мира.

Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в твердых размерах. Так, за овцебыка или зубра размер ставки составляет 15000 рублей; за медведя бурого - 6000 рублей; за фазана, тетерева - 20 рублей. Подобным образом устанавливаются ставки за каждый объект водных биологических ресурсов.

Платежи при пользовании недрами - это совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования недрами. Разовые платежи уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии). Сбор за участие в конкурсе (аукционе) уплачивается при регистрации заявки. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ.

Теперь рассмотрим особенности исчисления и уплаты НДПИ.

ресурсный налогообложение природный платеж

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО СУБЪЕКТАМ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

.1 Современное состояние системы платежей за природопользование

Для оценки величины доходов федерального бюджета от поступления налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами был проведен анализ динамики показателей.

Из общей суммы платежей за пользование недрами поступление разовых платежей при пользовании недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации планируется в размере 37,0 млрд. рублей. Поступления по разовым платежам в федеральный бюджет прогнозируется на 2013 год исходя из среднего значения стартового размера разового платежа, сложившегося при проведении аукционов в 2012 году, прогнозируемого увеличения стартового размера платежа по сравнению с 2012 годом и планируемого количества аукционов в 2013 году (по данным Федерального агентства по недропользованию планируется провести 1063 аукциона).

Поступления платежей при пользовании природными ресурсами на 2014 год и на 2015 год прогнозируется в размере 61,5 млрд. рублей (0,52 % от общей суммы доходов федерального бюджета) и 64,8 млрд. рублей (0,50 % от общей суммы доходов федерального бюджета) соответственно.

В 2013, 2014 и 2015 годах определяющую роль в общей сумме налогов и платежей за пользование недрами будет играть налог на добычу полезных ископаемых. Его поступление в расчетах доходной части федерального бюджета на 2013 год предусмотрено в размере 1 444,5 млрд. рублей или 13,2 % от общих доходов федерального бюджета. В 2014 и 2015 годах поступление налога на добычу полезных ископаемых составит 1 431,3 млрд. рублей и 1 471,4 млрд. рублей и доли поступлений составят от общих доходов федерального бюджета 12,2 % и 11,5 % соответственно.

Поступления регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет прогнозируется в 2013 году в сумме 22,2 млрд. рублей (0,2 % от доходов федерального бюджета всего), в 2014 году 26,9 млрд. рублей и 2015 году 28,4 млрд. рублей и доли поступлений составят от общих доходов федерального бюджета 0,2 %.

В настоящее время наметилась тенденция к постепенному переформированию доходной части федерального бюджета, в целях увеличения доли перерабатывающей и иных отраслей промышленности при соответствующем снижении доли добывающей отрасли.

Учитывая, что в предыдущие годы формирование доходной части федерального бюджета осуществлялось в основном за счет доходов получаемых от использования природоресурсного комплекса, указанная тенденция, несомненно, является положительной в развитии национальной экономики.

Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет прогнозируется на 2014 год и 2015 год в сумме 3 273,9 млн. рублей и 3 509,7 млн. рублей соответственно. Расчет поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду производился исходя из нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленных Правительством Российской Федерации, и корректирующих коэффициентов на соответствующий год.

Анализ поступления в бюджет платежей за пользование природными ресурсами в 2012 г. показывает, что действовавший в предыдущем году порядок межбюджетного распределения указанных платежей не претерпел существенных изменений. Вместе с тем отдельные тенденции существенно усилились.

Наибольшую долю в доходах консолидированного бюджета от природопользования составили в 2012 г. поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 331,6 млрд. руб., или 83,3% объема всех ресурсных платежей. В предыдущем году сумма полученного в целом по Российской Федерации НДПИ была заметно ниже - 275,4 млрд. руб. (82,3% годового объема ресурсных платежей).

Увеличение составило в 2012 г. 56,2 млрд. руб., или 20,4% к уровню 2011 г. Доля НДПИ, поступившего в федеральный бюджет, увеличилась с 95,6% в 2011 г. до 99,1% в 2012 г. Соответственно, в доходах от природопользования территориальных бюджетов доля этого налога несколько сократилась, составив в 2012 г. - 56,8%.

Лидирующее место НДПИ в доходах федерального центра по сравнению с другими ресурсными платежами подтверждает его распределение в 2012 г. между федеральным и территориальными бюджетами, осуществлявшееся в соответствии с Федеральным законом от 24.12.2011 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год».

Доля поступлений налога в федеральный бюджет составила 74,5% и в территориальные бюджеты - 25,5%, что полностью повторило его межбюджетное распределение в 2011 г.

Отдельный интерес представляет изучение объемов НДПИ, применяемых к добываемым полезным ископаемым, направляемых в бюджет страны. В 2011 году основная доля бюджетных поступлений была получена при добычи газового конденсата, нефти и газа (95,4 процента от общего объема за год или в пересчете на рубли - 262, 7 млрд. руб.).

В 2012 году добыча углеводородного сырья составила 316,9 миллиардов рублей, что равняется части годового объема налога от добычи всех видов полезных ископаемых.

В 2012 году прирост налоговых поступлений от добычи углеводородного сырья превысил 20 процентов в сравнении с прошлым годом. Поступления в консолидированный бюджет от прочих полезных ископаемых в 2011 году равнялся 11,8 млрд. рублей, в 20012 -12,8 млрд. руб., что превышает прошлогодние показатели на 8, 2 процента.

Таблица 1

Сравнение поступлений платежей за пользование природными ресурсами за 2011 и 2012 гг.

Наименование платежей

Прирост (снижение) поступления платежей в 2012 г. по сравнению с уровнем 2011 г.


в консолидирован-ном бюджете

в федеральном бюджете

 в территориальных бюджетах


млн.руб.

%

млн.р.

%

млн.р.

%

1. Платежи за пользование недрами (в части погашения задолженности прошлых лет)

-6 310,5

-91,5

-1 466,8

-92,8

-4 843,7

-91,2

2. Платежи за пользование недрами при реализации соглашений о разделе продукции

-526,3

-85,4

-213,9

-86,4

-312,4

-84,8

3. Платежи за пользование континентальным шельфом

-0,9

-0,9

-128,6

-

-

4. Налог на добычу полезных ископаемых

56 191,5

20,4

42 141,3

20,6

14 050,2

19,9

5. Платежи за пользование лесным фондом

88,0

2,5

-

-

88,0

2,5

6. Плата за пользование водными объектами

3 887,8

55,8

-

-

3 887,8

55,8

7. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов

3 156,0

61,0

594,8

60,2

2 561,2

61,2

8. Земельный налог

16 187,5

63,8

-3 386,0

-100,0

19 573,5

89,0

9. Плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

10,5

8,2

-

-

10,5

8,2

10. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в части погашения задолженности прошлых лет)

-8 354,0

-84,0

-2 527,0

-81,3

-5 827,0

-85,2

11. Прочие платежи

-543,9

-100,0

-132,5

-100,0

-411,4

-100,0

Всего платежей за пользование природными ресурсами

63 785,7

19,1

35 009,0

16,3

28 776,7

23,9

Источник: Отчетные данные УФНС РФ за 2011-2012г.

Более высокий прирост налоговых поступлений в сравнении с НДПИ был получен с налога на добычу широко распространённых полезных ископаемых - 1,2 млрд. руб. за 2012 год. В 2012 году продолжались осуществляться выплаты за прошлые годы по соответствующим платежам.

.2 Анализ и оценка налогообложения природопользования на примере субъекта РФ (Республика Дагестан)

Структуру и динамику поступления налога на добычу полезных ископаемых мы рассмотрим на примере федерального и консолидированного бюджетов. Кроме того, мы рассмотрим долю НДПИ в доходах местных бюджетов как по Российской Федерации, так и по Республике Дагестан. Кроме того, в структурном отношении мы рассмотрим динамику поступления НДПИ по следующим основным элементам:

НДПИ в виде углеводородного сырья;

НДПИ в виде нефтяных разработок;

НДПИ при разработке и добыче природного газа;

НДПИ при разработке и добыче газового конденсата;

налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

налога на добычу прочих полезных ископаемых;

налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе России;

НДПИ в виде природных алмазов;

роялти при выполнении соглашений о разделе продукции;

НДПИ в виде добычи угля.

Так, всего за 2011 год всего в бюджет Российской Федерации поступило налога на добычу полезных ископаемых в размере 2 042 549 612 тысяч рублей, а по Республике Дагестан - 808 151 тысяч рублей. В структуре платежей НДПИ выглядит следующим образом: в федеральный бюджет Российской Федерации поступило налогов по добыче полезных ископаемых в размере 2 007 577 906 тысяч рублей. Доля НДПИ от взимания налоговыми инспекциями в Республике Дагестан в 2011 году, поступившего в федеральный бюджет - 795 749 тысяч рублей. Так как НДПИ не участвует в образовании местных бюджетов, то по Республике Дагестан этот показатель отсутствует. Однако по Российской Федерации в 2011 году доходы местных бюджетов обеспечили поступление по стране НДПИ в размере 1 308 674 тысяч рублей.

Таблица 2

Динамика поступления НДПИ в бюджет РФ и РД в 2011 году, в млн.руб.

 

Налог на добычу полезных  ископаемых

в том числе:



Налог на добычу полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья

из него:




нефть

газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья

газовый конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья


Всего

в федеральный  бюджет

в консолидированный  бюджет  субъекта РФ

из него -  в доходы  местных  бюджетов

в федеральный  бюджет

в федеральный  бюджет

в федеральный  бюджет

в федеральный  бюджет










Российская Федерация

2 042 549 612

2 007 577 906

34 971 706

1 308 674

1 988 486 257

1 845 828 665

136 269 223

6 388 369

Республика Дагестан

808 151

795 749

12 402

0

794 765

726 556

63 329

4 880

Источник: #"884723.files/image003.gif">

Диаграмма 1. Динамика поступления НДПИ в бюджет Российской Федерации за 2011-2013 гг., в млн.руб.

Таким образом, можно заметить, что из года в год, доля НДПИ в бюджете Российской Федерации хоть и остается на практически одинаковом уровне, но, тем не менее, имеет положительную динамику. Это говорит о том, что налоговые органы эффективно справляются с обязанностями по исчислению и уплате данного вида платежа с налогоплательщиков организаций. На следующей диаграмме отобразим долю НДПИ, поступающего от налоговых органов Республики Дагестан по сравнению с Российской Федерацией.

Диаграмма 2. Динамика поступления НДПИ в бюджет Российской Федерации и доля НДПИ по РД за 2011-2013 гг., в млн.руб.

Исходя из данных диаграммы 2 можно сделать вывод о незначительности налоговых платежей по НДПИ от налоговых органов Республики Дагестан в контексте других нефтегазоносных регионов страны.

.3 Анализ налогообложения природопользования в развитых странах

В Европе наибольшее распространение получили транспортные и энергетические налоги. В той или иной форме они введены во всех странах - членах ЕС. При этом транспортные и энергетические налоги по своей сути являются фискальными налогами, т. е. предназначены для получения доходов. Ими оказывается определённый положительный эффект на окружающую природную среду. [2, с.216]

В налоговой системе США налогам, направленным на защиту окружающей природной среды, также уделено большое место, они составляют особую группу местных налогов.

В налоговой системе США выделяют следующие налоги (платежи):

служащие преимущественно покрытию экологических издержек. Они подразделяются на: налоги за пользование природными ресурсами и экологическими услугами, например, плата за забор воды из водоёмов или сбор и размещение отходов, и отложенные платежи, включая налоги (платежи) на шумовое загрязнение, сброс сточных вод, на рельеф местности и доходы от животноводства, специальные налоги на батарейки и т.п.

стимулирующее экологически релевантное поведение производителей и потребителей;

В экологической политике Японии еще с начала ее формирования основополагающим являлся принцип «загрязнитель платит», означающий возложение ответственности за ухудшение среды на непосредственных виновников - компании-загрязнители, которые несли значительную часть необходимых расходов. Государство от имени общества также взяло на себя часть финансового бремени по сохранению природного потенциала и на основе прямых и косвенных методов регулирования стремилось обеспечить поддержание нормального состояния окружающей среды.

В Японии происходит «озеленение» налоговой системы, т.е. переориентация ее на охрану среды и более эффективное использование ресурсов. Наибольшее распространение получили «углеродный» и «серный» налоги, а также налоги на перерабатываемую тару, заставляющие загрязнителей выделять средства на переработку отходов и создавать системы рециклирования.

В настоящее время в большинстве стран мира в качестве одного из рычагов управления водопользованием применяются различные системы платы за воду. Принцип, на базе которого определяется денежное выражение цены на воду, заключается в возмещении затрат на строительство и эксплуатацию водохозяйственных объектов, а также на оплату труда и амортизационные отчисления.

За рубежом существуют следующие виды платы:

за забор поверхностных вод;

за забор воды из систем общественного водоснабжения, т.е. сборы за питьевую воду;

за сброс сточных вод в зависимости от их качества.

В Великобритании для забора воды из поверхностных и подземных источников необходимо иметь разрешение на отбор максимально допустимого количества воды на каждый год. Плата изменяется в зависимости от времени года, качества водных ресурсов, количества воды, на которое сократились водные ресурсы вследствие испарения, с учетом затрат государства на создание водохранилищ.

Во Франции установлена система оплаты забора поверхностной воды, ее размеры определяются в зависимости от количества забираемой воды за вычетом ее возврата в источники с учетом затрат государства на создание водохранилищ в соответствии с законом о воде. Плата - один из основных источников финансирования водохозяйственных мероприятий в бассейне.

Плата за водоснабжение и водоотведение предусматривает полное покрытие расходов этих служб, включая капитальные вложения. Учитывая, что водохозяйственные системы в сельской местности обходятся дороже, часть средств от этой платы поступает в специальный государственный фонд, используемый для субсидирования сельских водохозяйственных систем. Расходы на поддержание и развитие водохозяйственного комплекса водных бассейнов покрываются водопользователями посредством платежей, взимаемых бассейновыми агентствами. Их размер устанавливается бассейновыми комитетами исходя из необходимых затрат на реализацию Генерального плана обустройства и управления водными ресурсами бассейна.

При подрядном тарифе плата взимается один раз в год либо по абонированной на обслуживании площади, либо по абонированному расходу. Дифференцированный тариф устанавливается в зависимости от вида культур и районов их выращивания; двухставочный является наиболее распространенным и состоит из двух ставок: постоянной и переменной.

Восходящий тариф применяется редко, в основном для ограничения водопотребления в маловодный период.

В США плата за забор поверхностных вод из водотоков не взимается, если не возникает необходимость в сооружении водохранилищ. В отношении такого водозабора установлены права на воду, а в некоторых штатах в настоящее время требуется разрешение и на забор воды из подземных источников.

Организации по водоснабжению устанавливают размер платы в зависимости от эксплуатационных издержек по обслуживанию сооружений. На практике широко применяется единообразная система цен, при которой плата является одинаковой в данном районе за данное время и для данной группы потребителей.

При установлении цены на воду для сельского хозяйства предусматривается полное покрытие эксплуатационных затрат, процента на капитал, а также получение средней нормы прибыли.

В Венгрии существует система компенсационных сборов за использование водных ресурсов. Тарифы за единицу забираемой воды дифференцированы по районам и определяются с учетом количества водных ресурсов в районе, качества воды, спроса на нее, количества воды, фактически забранной в период пикового потребления, общих издержек на водоснабжение. Плата устанавливается по себестоимости. Более высокие тарифы взимаются с промышленных предприятий по сравнению с потреблением воды в коммунальных целях.

В Чехии и Словакии при заборе воды из водотоков взимается плата за забор воды из поверхностных источников, за забор воды исключительно для проточного охлаждения паровых (тепловых) электростанций и ТЭЦ при условиях, что отработанная вода вернется в тот же источник, потери ее составляют не более 1% забранного объема, качество отработанных сточных вод не ухудшится, а температура не превысит установленный стандартом предел.

В Финляндии водозабор разрешается при условии, что это не наносит значительный ущерб владельцу водного района и он не превышает определенного количества кубометров в день при использовании поверхностных вод.

В Канаде права водопользования и порядок выдачи лицензий регулируются законодательством каждой провинции. В целом плата за воду определяется стоимостью оказанных услуг и в незначительной степени - объемом забранной воды.

В Германии введена национальная система налогообложения «сбросов загрязняющих веществ». Получателями таких платежей являются земли, которые должны направлять эти средства на управление качеством воды.

В Финляндии широкое распространение получил налог на использование тары (упаковки). Введение налога в значительной степени способствовало росту использования стеклопосуды. В стране также существует акцизный налог на смазочные масла, сырую нефть и нефтепродукты.

Во Франции действует акцизный налог на смазочные масла. Его плательщиками являются производители и импортеры. Доходы от поступления налога расходуются на цели организации сбора и переработки отработанных масел. В качестве критерия эффективности введения налога принят процент использованных масел, правильное хранение и использование которых не наносит ущерб окружающей среде.

В Нидерландах применяется налог на топливо, поступления от которого используются для финансирования государственных природоохранных затрат и стимулирования снижения выбросов двуокиси серы. Производителям предоставляется налоговая скидка, если они внедряют технологии, способствующие снижению этих выбросов. За счет налога покрывается 50% затрат Министерства экологии, включая затраты на предотвращение и возмещение ущерба, субсидирование внедрения передовых прогрессивных технологий по очистке и переработке, а также финансирование размещения химических отходов. Эффективность налога достаточно высока.

В соответствии с протоколом, подписанным в Киото, Великобритания, как и другие страны этого протокола, приняла на себя обязательства по снижению парникового эффекта от выбросов газообразующих вредных веществ. Сбор за изменение климата взимается за пользование энергией в промышленных и коммерческих целях. Сюда входит как первичное, так и вторичное топливо для освещения, отопления, движущей энергии и энергии для приборов потребителей:

в промышленности (включая топливные отрасли);

сельском хозяйстве;

сфере государственного управления;

других сферах оказания услуг. Сбор не применяется:

к электроэнергии, производимой с использованием нетрадиционных источников энергии (таких как солнечная и ветровая) или на совмещенных электро- и термостанциях «хорошего качества»;

нефти или отходам и побочным продуктам, используемым для отопления, например газам коксовых и доменных печей (кроме электричества, получаемого из источников, которое производитель энергии использует не только для собственных целей);

автомобильному и авиационному топливу (с сырой нефти и автомобильного и авиационного топлива уже уплачиваются акцизные налоги).

Сбор не взимается:

с энергии для бытового использования;

энергии, используемой общественным транспортом;

топлива, используемого для производства другого вида топлива;

топлива не для энергетических целей (например, для химических процессов, а также энергопродуктов).

Тем не менее, в целом для частного сектора этот сбор будет «нейтральным» по отношению к бюджетным доходам.

ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

.1 Налоговое стимулирование охраны природопользования в развитых странах

Во многих странах мира действуют системы экономического стимулирования природоохранной деятельности в виде платежей за загрязнение окружающей среды, экологических налогов и их сочетания. При этом платежи за загрязнение окружающей среды аккумулируются в экологических фондах, а экологические налоги - как в экологических фондах, так и в соответствующих бюджетах. Объекты и формы экологического налогообложения достаточно разнообразны.

В США действует налог на продукцию, содержащую озоноразрушающие химические соединения. Во Франции, Германии, Италии установлен налог на смазочные масла. В Австралии, Австрии, Великобритании и ряде других стран взимаются налоги на пользование топливными и нефтяными продуктами.

В странах Европейского экономического сообщества действуют в основном акцизные налоги:

на одноразовые упаковку и тару;

смазочные масла;

нефть и нефтепродукты;

минеральные удобрения и пестициды;

аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть;

старые автомобили.

В Финляндии широкое распространение получил налог на использование тары (упаковки). Введение налога в значительной степени способствовало росту использования стеклопосуды. В стране также существует акцизный налог на смазочные масла, сырую нефть и нефтепродукты.

Во Франции действует акцизный налог на смазочные масла. Его плательщиками являются производители и импортеры. Доходы от поступления налога расходуются на цели организации сбора и переработки отработанных масел. В качестве критерия эффективности введения налога принят процент использованных масел, правильное хранение и использование которых не наносит ущерб окружающей среде.

В Нидерландах применяется налог на топливо, поступления от которого используются для финансирования государственных природоохранных затрат и стимулирования снижения выбросов двуокиси серы. Производителям предоставляется налоговая скидка, если они внедряют технологии, способствующие снижению этих выбросов. За счет налога покрывается 50% затрат Министерства экологии, включая затраты на предотвращение и возмещение ущерба, субсидирование внедрения передовых прогрессивных технологий по очистке и переработке, а также финансирование размещения химических отходов. Эффективность налога достаточно высока.

Опыт развитых стран (Великобритания, Германия, США, Франция) показывает, что целью налоговых реформ является стабилизация налоговой системы, позволяющая сократить до разумного минимума необходимость изменения правил в будущем, обеспечивающая компаниям возможность выбора оптимальных технологий и характера деятельности. [4, с.103]

Платное водопользование

В настоящее время в большинстве стран мира в качестве одного из рычагов управления водопользованием применяются различные системы платы за воду. Принцип, на базе которого определяется денежное выражение цены на воду, заключается в возмещении затрат на строительство и эксплуатацию водохозяйственных объектов, а также на оплату труда и амортизационные отчисления.

За рубежом существуют следующие виды платы:

за забор поверхностных вод;

за забор воды из систем общественного водоснабжения, т.е. сборы за питьевую воду;

за сброс сточных вод в зависимости от их качества.

В Великобритании для забора воды из поверхностных и подземных источников необходимо иметь разрешение на отбор максимально допустимого количества воды на каждый год. Плата изменяется в зависимости от времени года, качества водных ресурсов, количества воды, на которое сократились водные ресурсы вследствие испарения, с учетом затрат государства на создание водохранилищ.

Во Франции установлена система оплаты забора поверхностной воды, ее размеры определяются в зависимости от количества забираемой воды за вычетом ее возврата в источники с учетом затрат государства на создание водохранилищ в соответствии с законом о воде. Плата - один из основных источников финансирования водохозяйственных мероприятий в бассейне.

В Венгрии существует система компенсационных сборов за использование водных ресурсов. Тарифы за единицу забираемой воды дифференцированы по районам и определяются с учетом количества водных ресурсов в районе, качества воды, спроса на нее, количества воды, фактически забранной в период пикового потребления, общих издержек на водоснабжение. Плата устанавливается по себестоимости. Более высокие тарифы взимаются с промышленных предприятий по сравнению с потреблением воды в коммунальных целях.

В Чехии и Словакии при заборе воды из водотоков взимается плата за забор воды из поверхностных источников, за забор воды исключительно для проточного охлаждения паровых (тепловых) электростанций и ТЭЦ при условиях, что отработанная вода вернется в тот же источник, потери ее составляют не более 1% забранного объема, качество отработанных сточных вод не ухудшится, а температура не превысит установленный стандартом предел.

В Финляндии водозабор разрешается при условии, что это не наносит значительный ущерб владельцу водного района и он не превышает определенного количества кубометров в день при использовании поверхностных вод.

В Канаде права водопользования и порядок выдачи лицензий регулируются законодательством каждой провинции. В целом плата за воду определяется стоимостью оказанных услуг и в незначительной степени - объемом забранной воды.

В Германии введена национальная система налогообложения «сбросов загрязняющих веществ».

Получателями таких платежей являются земли, которые должны направлять эти средства на управление качеством воды.

В Испании законом 1985 года установлена плата за общественное водопользование, водозабор, загрязнение воды.

Стимулирование охраны окружающей среды в развитых странах

К рычагам налоговой политики развитых стран относятся:

введение механизма ускоренной амортизации, что не только обеспечивает понижение налогооблагаемых доходов корпораций, но и высвобождает их оборотные средства для дальнейших инвестиций;

предоставление инвесторам налоговых льгот при реинвестировании прибыли;

предоставление налоговых льгот для предприятий добывающей промышленности;

предоставление отраслевых налоговых льгот (железнодорожный транспорт, авиастроение и т.д.);

предоставление налоговых льгот при экспорте;

введение инвестиционного налогового кредита;

предоставление налоговых льгот на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В мировой практике налогового стимулирования экологической деятельности широко используется ускоренная амортизация основных фондов природоохранного назначения. Это может осуществляться путем увеличения:

амортизационных отчислений и регламентации срока службы оборудования; увеличения амортизационных отчислений для основных природоохранных фондов, эксплуатируемых дольше определенного периода, с обязательным их обновлением;

амортизационных отчислений по определенным группам оборудования, нуждающегося в более быстром обновлении (контрольно-измерительное оборудование).

Увеличение амортизационных отчислений, с одной стороны, заинтересовывает предприятия обновлять природоохранное оборудование, поскольку оно окупается в более короткие сроки; с другой - повышенная амортизация через себестоимость продукции уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль, повышая возможности предприятия в части вложения средств в природоохранное оборудование.

Опыт развитых стран (Великобритания, Германия, США, Франция) показывает, что целью налоговых реформ является стабилизация налоговой системы, позволяющая сократить до разумного минимума необходимость изменения правил в будущем, обеспечивающая компаниям возможность выбора оптимальных технологий и характера деятельности.

В зарубежных государствах в числе экологических налогов широко распространены «углеродный» и «серный» налоги, налоги на перерабатываемую тару. В странах Евросоюза используются налоги за загрязнение атмосферного воздуха, «шумовые загрязнения», на отходы нефтепродуктов, опасные и токсичные отходы, акцизные налоги на одноразовые упаковку и тару, смазочные масла, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения и пестициды, аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть, старые автомобили [5, с. 97].

.2 Основные направления совершенствования и перспективы развития системы платежей за природопользование

Проблема совершенствования системы платежей за пользование природными ресурсами весьма широко и активно. Налог на добычу полезного ископаемого (НДПИ), введенный в 2002 году, постепенно утрачивает свою регулирующую функцию, поэтому необходимо создание новой концепции налогообложения НДПИ. В настоящее время для ресурсодобывающих предприятий рассматриваются различные варианты оптимизации элементов налогообложения.

В российской налоговой системе налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является одним из основных. Несмотря на достаточно продолжительную историю существования НДПИ, по-прежнему немало вопросов вызывает порядок определения его отдельных элементов при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, составляющих основу экономики значительного числа регионов Российской Федерации.

Мы считаем, что на основании анализа практики налогообложения и разрешения судебных споров, можно сделать вывод, что «механизм налога на добычу полезных ископаемых, введенного Налоговым кодексом Российской Федерации, продолжает оставаться несовершенным прежде всего в отношении твердых полезных ископаемых».

Все недостатки главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» объединяются нами в четыре основные проблемы: 1) определение объекта налогообложения, то есть добытого твердого полезного ископаемого; 2) определение количества облагаемого ископаемого; 3) проведение оценки стоимости полезных ископаемых и; 4) применение нулевой ставки налогообложения.

Причиной существования этих проблем является прежде всего отсутствие достаточно проработанного комплексного научного подхода к формированию системы налогообложения при добыче твердых полезных ископаемых». Мы считаем, что заметно различие в подходах к изъятию горной ренты (теоретический аспект проблемы), а также считаем, что особое внимание необходимо уделить терминологическому несоответствию налогового законодательства и законодательства о пользовании недрами.

Теперь рассмотрим пути совершенствования НДПИ для организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых. Организации, занимающиеся добычей полезных ископаемых, должны уплачивать НДПИ, а также осуществлять расчет земельного налога, что значительно увеличивает объем затрат. Сокращение налоговой нагрузки возможно благодаря оптимизации НДПИ за счет применения наиболее выгодного способа учета расходов. НДПИ исчисляется исходя из методики определения количества добытых ископаемых (ст. 339 НК), оно может рассчитываться прямым способом с использованием измерительных устройств; косвенным способом - по имеющимся данным о содержании полезного ископаемого в извлекаемом сырье. Выбранная методика должна применяться в течение всего срока работ по добыче, ее коррекция возможна исключительно при изменении технологии разработки недр.

Также налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается в зависимости от стоимости полезных ископаемых, которая может определяться одним из трех способов: в зависимости от цен реализации без учета госсубвенций, сложившихся в определенный налоговый период; в зависимости от цен реализации на добытые ископаемые, сложившихся в определенный налоговый период; в зависимости от расчетной стоимости добытых ископаемых, в которую включаются прямые затраты - издержки, связанные с приведением минерального сырья в соответствие со стандартами, а также косвенные издержки.

Практически предприятия, уплачивающие налог на добычу полезных ископаемых, вправе определять расчетную стоимость двумя методами, отличающимися порядком принятия к учету косвенных затрат. Первый из них представляет собой их распределение пропорционально отношению прямых расходов по добыче ископаемых к их совокупной сумме в рамках налогового периода; второй - ведение отдельного налогового учета косвенных затрат, связанных и не связанных с добычей. Исходя из величины данных затрат, относящихся и не относящихся к процессу добычи ископаемых, налогоплательщик получает возможность для варьирования показателем расчетной стоимости. Произведя анализ состава косвенных расходов и просчитав разные способы их распределения по обоим вариантам, предприятие может выбрать наиболее оптимальный из них и закрепить его в учетной политике.

Совершенствование регулирования ресурсно-рентного налогообложения недропользователей мы считаем рекомендовать по двум основным направлениям:

) конкретизация основных и вспомогательных элементов налога на добычу полезных ископаемых (дифференцированные налоговые ставки, налоговые каникулы, налоговые льготы и др.);

) введение новых налогов: дополнительный налог на прибыль или введение налога на сверхприбыль (сверхдоходы).

Необходимо использовать весь позитивный опыт стран, которые уже внедрили рентные подходы в регулирование отношений государства и пользователей природными объектами. Реформирование данного комплекса налоговых норм является способом обеспечения косвенного финансирования и антикризисным фактором роста для нашей сырьевой экономики.

Основным направлением реформирования налоговой системы в области природопользования на основе приведенного выше зарубежного опыта должно стать снижение косвенного налогообложения домашних хозяйств и построение ренто-ориентированной системы налогообложения организаций-пользователей природного капитала. Мы предлагаем внести ряд изменений в положения части II НК РФ.

В качестве практических рекомендаций относительно приоритетов налогового регулирования системы ресурсно-рентных платежей необходимо:

. Придать арендной плате за пользование лесами налоговый статус, ввести в раздел VIII. «Федеральные налоги» НК РФ главы 25.4 «Лесной налог».

. Придать налоговый статус платежам за загрязнение окружающей среды, путём введения в раздел X. «Местные налоги» НК РФ главы 32 «Экологический налог».

. Внести изменения в п. 2 ст. 342. «Налоговая ставка» гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» путём установления специфических ставок в отношении всех видов добытых полезных ископаемых.

. Исключить п. 3 ст. 342. «Налоговая ставка» гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», а именно отменить коэффициент Кц, используемый для расчета НДПИ в отношении нефти.

. Распространить действие п. 4 ст. 342. «Налоговая ставка» гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», а именно применять коэффициент Кв при расчете НДПИ в отношении всех видов добываемых полезных ископаемых.

. Дополнить ст. 343 «Порядок исчисления и уплаты налога» гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» пунктом «4. Сумма налога по добытым полезным ископаемым с коэффициентом отчислений Ко = 0,3 уплачивается в виде отчислений в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, оставшаяся часть уплачивается в соответствии с НК РФ» (рис. 4).

В отношении косвенных налогов необходимо принятие следующих мер:

. Ввести в действие главу 27 «Налог с продаж» и перевести её в раздел VIII. «Федеральные налоги» НК РФ.

. Вносить изменения регулярно один раз в два года в п. 2, п. 3 ст. 164. «Налоговые ставки» гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», снижая ставки указанного налога на 1,5 - 2%.

. Вывести из состава объектов обложения налогом на добавленную стоимость товары, реализуемые домашним хозяйствам.

Перспективным направлением реформирования налоговой системы должно стать снижение налогового бремени на домашние хозяйства при косвенном налогообложении в сочетании с построением рентно- ориентированной системы налогообложения организаций нефтегазового сектора. При выборе направлений совершенствования налогообложения необходимо наравне с потенциальным фискальным эффектом учитывать и возможные издержки на различных этапах процесса реформирования: формирование системы, внедрение и контроль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современный период времени высокая эффективность использования природных ресурсов Российской Федерации является наиболее важным фактором развития экономики страны. Поэтому мы считаем, что платежи за пользование природными ресурсами в системе природно-ресурсной политики России являются очень важными.

Эти платежи установлены для регулирования природопользования, развития рационального и качественного использования различных видов природных ресурсов. Экономическая роль этих платежей обусловлена стимулированием эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов для более полного поступления платежей в бюджеты России.

Система налоговых платежей за природные ресурсы является важным источников формирования доходной части федерального бюджета. Мы бы даже добавили, что они отвечают за экономическую безопасность страны, так как для «сырьевого придатка», коим является Российской Федерации, оптимальное налогообложение использования природных ресурсов является стратегическим направлением в налоговой политике.

Установленная Налоговым Кодексом Российской Федерации система налогов и сборов за природные ресурсы включает в себя такие виды природоресурсных платежей:

НДПИ - является федеральным налогом;

плата за пользование водными объектами - также является федеральным налогом (с 01.01.2005 этот платеж замене водным налогом);

земельный налог.

В ходе рассмотрения курсовой работы мы выявили следующие тенденции в процессе проведения налоговой реформы в области ресурсного налогообложения:

некоторые природоресурсные платежи переведены в статус полноценных налогов, например водный налог;

некоторые природоресурсные платежи объединены в один налог, например НДПИ.

Подводя итоги всей курсовой работы, мы можем сказать следующее: ресурсное налогообложение является специфическим видом налогообложения и применяется только к предприятиям и физическим лицам, осуществляющим деятельность, связанную с пользованием недрами.

От состава и структуры системы налогового регулирования зависят многие принципы функционирования народнохозяйственных комплексов, возможный потенциал их развития и степень угнетения.

В ходе проведенного во второй главе анализа, мы выяснили, что поступления платежей за пользование природными ресурсами в бюджет в 2011 - 2014 гг. свидетельствует о наличии ряда проблем, разрешению которых должно способствовать дальнейшее совершенствование налогового и природоресурсного законодательства.

Можно констатировать, что в зарубежных странах накоплен и апробирован значительный опыт управления и финансирования в экологической сфере на основе систем экологического налогообложения. Он может быть эффективно использован в Российской Федерации.

Таким образом, изменение экономических отношений в сфере недропользования на основе зарубежного опыта возможна в России путем введения налога на имущество с учетом стоимостной оценки запасов полезных ископаемых, дифференцированного в зависимости от качества разрабатываемых запасов. Помимо фискальной роли по частичному изъятию горной ренты, данный налог должен решить задачу по стимулированию деятельности нефтяных компаний по разработке месторождений углеводородного сырья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты и законы

1.      Конституция Российской Федерации. Текст по состоянию на 2014 год // СПС Гарант - 2014.

.        Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон: [принят Гос. думой 16 июля 1998 г.] / ред. от 10.07.2014 // СПС «Консультант Плюс».

.        Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // «Парламентская газета». М., 2014.

.        Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // Российская газета. М., 2014.

.        Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // «Российская газета». М., 2012.

.        Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» // Российская газета. М., 2012.

Учебная литература

1.      Акилова Е., Налог на добычу полезных ископаемых // Аудит и налогообложение.- № 10, октябрь 2011.

.        Александров И.М., Налоговые системы России и зарубежных стран. - «Бератор-Пресс», 2013.

.        Алланина Л.М., Особенности правового регулирования рентных отношений в недропользовании // Юрист, 2011.

.        Арустамов Э.А. Природопользование: Учебник-5-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.

.        Ахмедова И.Д. Актуальные вопросы экономики окружающей среды: Учебное пособие. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2014.

.        Бехтерева Е.В., Новое в налоговом законодательстве. - М.: Издательство «Юстицинформ», 2012.

.        Голованов Г.Р., История развития законодательства о налогообложении недропользования в России // Журнал российского права. - № 9, сентябрь 2014.

.        Голованов Г.Р., Особенности правового регулирования налога на добычу полезных ископаемых при добыче драгоценных металлов // Налоговый вестник.- № 2, февраль 2012.

.        Коренева И.Б. К вопросу о специфике природопользования в современной России // Глобальные вопросы природопользования. Проблемы экологии, экономики, геополитики в системе природопользования. 2014. № 8.

.        Кошкин Р.Л., Петрунин В.В. Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2012г. // Рос. налоговый курьер. 2012.

.        Мельникова Ю.В. Совершенствование и развитие налогообложения добычи российских полезных ископаемых / Ю.В. Мельникова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. №9.

.        Мельникова Ю.В. Совершенствование природоресурсных платежей: комплекс ресурсно-рентных и косвенных налогов/ Ю.В. Мельникова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011.

.        Петелин А.В., О развитии в России системы рентных платежей за пользование природными ресурсами // Все о налогах. - № 7, 2010.

.        Петрунин В.В., Перспективы развития рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами // Налоговый вестник. - № 2, февраль 2014.

.        Салина А.И., Налогообложение природных ресурсов // Налоговый вестник. - № 9, сентябрь 2013.

.        Шаповалов С.Ю. «Уплата НДПИ при нефте- и газодобыче» // М: «Юридическая компания «Налоговая помощь», 2010.

.        Официальные данные сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат): www.gks.ru. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/(дата обращения 12.10.2014).

.        Официальные данные сайта ФНС РФ: www.nalog.ru. URL: http://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/budjet/ (дата обращения 15.10.2014.)

Похожие работы на - Система ресурсного налогообложения в Республике Дагестан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!