Проблема набора на актерский факультет

  • Вид работы:
    Магистерская работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема набора на актерский факультет

Оглавление

Введение

Глава 1. Проблема профессионального отбора абитуриентов на актерский факультет

§1. Взгляд театральных деятелей на проблему отбора

§2. Основные психологические проблемы абитуриентов при поступлении на актерский факультет и пути их решения

Глава 2. Актерские способности абитуриентов и методики их выявления

§1. Основные компоненты актерского мастерства

§2. Способы выявления актерской предрасположенности у абитуриентов

Глава 3. Апробирование методики выявления актерской предрасположенности

§1. Цель, задачи и структура методики

§2. Результаты апробирования представленной методики

Заключение

Основные термины, использованные в работе

Список литературы

отбор актерский абитуриент мастерство

Введение

В современном мире конкуренция в профессиональной и трудовой деятельности достигла таких пределов, что наличие диплома о профессиональном образовании не дает никаких гарантий на то, что выпускник будет обеспечен рабочим местом по своей специальности. В особенности это коснулось тех специальностей, поступление на которые характеризуется традиционно большим потоком абитуриентов.

На актерские факультеты ежегодно пробуются тысячи молодых людей. Они преодолевают жесткий отбор в связи с огромным конкурсом, в сто и более человек на место, однако во время обучения нередко выясняется, что педагоги совершили при наборе ошибку и приняли на курс профессионально непригодного абитуриента. Работа с такими студентами оборачивается напрасной тратой времени и сил, как со стороны педагогов, так и со стороны обучаемого, не говоря уже о том, что возможность трудоустройства такого выпускника по специальности в театр представляется практически невозможной.

В связи с этим намечается актуальность данного исследования. Основная проблема при наборе на актерский факультет - это поиск современных, обновленных и более расширенных методик для определения профессиональной пригодности абитуриента. У каждого педагога из приемной комиссии может быть свое субъективное понятие о профессиональной пригодности абитуриента к актерскому творчеству. В данной работе мы попытаемся найти общее решение этой проблемы, выделив объективные критерии и методики, позволяющие более подробно оценить задатки актерского мастерства абитуриентов.

В данном исследовании мы рассмотрим основные требования к абитуриентам актерских факультетов, выдвигаемые ведущими театральными деятелями. В результате работы мы систематизируем наиболее явные критерии отбора будущих студентов и выработаем методику психофизического раскрепощения абитуриентов в эмоционально-напряженных условиях отбора на факультет.

Объектом настоящего исследования стали студенты и абитуриенты актерских факультетов театральных вузов Москвы. Предметом исследования явились методики раскрытия актерской предрасположенности и результаты их применения.

Целью диссертационного исследования является изучение доступных методик оценки актерских способностей у абитуриентов и дальнейший отбор объективных критериев, позволяющих выявить данные способности.

Исходя из цели настоящего диссертационного исследования, нами были поставлены следующие теоретические и практические задачи:

) выделить компоненты актерских способностей;

) проанализировать в ходе работы критерии, которыми руководствуются художественные руководители курса при отборе абитуриентов;

) проанализировать деятельность студентов с целью выявления закономерностей развития и раскрытия актерской одаренности;

) исследовать личностные особенности будущих актеров, связанные с актерской одаренностью;

) сопоставить полученные данные, выявив наиболее объективные показатели в оценке актерской одаренности;

) определить совокупность теоретико-практических положений, лежащих в основе выявления предрасположенных к актерской профессии абитуриентов.

В связи с поставленными целью и задачами исследования, в данной работе использовались следующие методы:

) теоретический: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы;

) эмпирический:

педагогическое наблюдение;

тестирование;

анкетирование;

анализ деятельности педагогов и студентов.

Научная новизна диссертации заключается в изучении и отборе общих критериев, поиске современных методик для определения актерских способностей у абитуриентов. В настоящее время научное представление о предрасположенности к актерской профессии до конца не изучено, и потому нуждается в новых подходах и дальнейшем исследовании. Возможность, определить уровень актерских способностей у всех абитуриентов представляется очень сложным, поскольку каждый человек проявляет себя в эмоционально-напряженной ситуации по-своему. Однако современный научно обоснованный подход к данной проблеме необходим для педагогики в целом.

В данном диссертационном исследовании нами выдвигается следующая научная гипотеза. Актерские способности абитуриентов представляют собой совокупность индивидуальных свойств личности, являющихся субъективными условиями успешного осуществления актерской деятельности, формирующихся и проявляющихся разными способами. Период вступительных прослушиваний в театральном вузе на актерский факультет проходит в чрезвычайно сумбурной (более ста человек на место) обстановке и соответственно в эмоционально-напряженных, критических условиях. Мы считаем, что процесс выявления актерских способностей у абитуриентов будет эффективным, если обеспечится следующими педагогическими условиями:

реализация личностно-ориентированного подхода к выявлению актерских способностей абитуриентов;

выявление компонентов актерских способностей путем применения определенных критериев и их диагностических показателей;

применение научно-обоснованной педагогической модели выявления актерских способностей абитуриентов театральных вузов.

Базой исследования явилась кафедра актерского мастерства РАТИ (ГИТИС). Всего в исследовании приняло участие 60 человек. Возраст испытуемых составил в среднем 17 лет. В исследовании приняли участие 28 юношей и 32 девушки. Предложенные в работе методики были апробированы в рамках программы «Университетские субботы» и других мероприятий.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии научных представлений о структуре специальных актерских способностей абитуриентов и студентов. Содержащийся в работе практический и теоретический материал может быть полезен будущим педагогам, собирающимся работать в театральных вузах.

Практическая значимость данного диссертационного исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания актерского мастерства, в качестве диагностического инструмента при наборе на актерские специальности, а также могут стать основой в дальнейшем исследовании природы актерского творчества. Также данная работа может быть полезна абитуриентам собирающимся поступать на актерские факультеты.

Глава I. Проблема профессионального отбора абитуриентов на актерский факультет

§1. Взгляд театральных деятелей на проблему отбора

Знаменитые режиссеры-педагоги, находясь в приемной комиссии актерского факультета того или иного театрального университета, оценивают абитуриентов по общепринятым критериям. Однако у каждого из них имеется свой взгляд на будущих актеров. Например, режиссер-педагог Л. Хейфец так подходит к проблеме отбора будущих студентов: «Можно сказать, что самыми главными качествами будущего артиста являются качества его души, его сердца, его чувств и мыслей. Если молодой человек проживает свою жизнь, не задумываясь о происходящем, не видя, не чувствуя, как живут люди вокруг, если он не в состоянии осознать свои собственные хотения, радости, горести; если он не способен почувствовать боль другого человека, если он лишен чувствительности, эмоционального восприятия жизни, если он равнодушно, самовлюбленно и, извините за грубость, тупо проживает свою жизнь, в театре ему делать нечего» [Хейфец; 2001: 53]. Знаменитый театральный деятель поясняет свое высказывание. Он приводит ответ на вопрос «Какое качество в артисте должно быть главным?», заданный Фаине Георгиевне Раневской. Знаменитая актриса ответила на это - «Сострадание».

Способность передать чужую боль или радость как свою - это главное качество будущего актера, которое позволит ему успешно заниматься выбранной деятельностью. По мнению Л. Хейфеца, наличие сострадания, умение отреагировать на заданную ситуацию выходит на первый план при просмотрах абитуриентов на актерский факультет. Педагоги могут дать не самое сложное задание - представить, что друга уносит прочь на льдине или же что на дороге встретилась птица со сломанным крылом, и это задание может сразу же решить судьбу будущего студента. Режиссер-педагог утверждает, что комиссии сразу же видны хотя бы минимальные признаки жалости у абитуриента к воображаемому оппоненту. Никто не требует от абитуриента профессиональной игры, ведь ему еще предстоит обучение, во время которого способности к актерской игре будут развиваться. Педагоги хотят увидеть зачатки таланта, «робкую и еле слышную мелодию» [Хейфец; 2001: 56], пробивающуюся наружу.

Чтобы добиться правдоподобности при изображении той или иной ситуации, Л. Хейфец советует будущим абитуриентам развивать свою чувствительность. Для этого нужно обращать внимание на окружающий мир и не оставаться к происходящему равнодушными.

Остается открытым вопрос и о том, в каком возрасте начинать подготовку будущим актерам. Кто-то из абитуриентов понимает, что имеет призвание к актерскому искусству еще в школе. Некоторые люди приходят к пониманию своего призвания после того, как выучатся на другую специальность и даже успеют по ней поработать какое-то время. В настоящее время существует множество способов попытаться развить в себе творческое начало еще во время школьного обучения, например, театральные кружки. Участие в самодеятельности - это шаг к проверке себя на наличие актерских задатков, на смелость выйти впервые на сцену и работать на публику.

Не нужно забывать, что во вступительных экзаменах работают две стороны - это абитуриенты и педагоги приемной комиссии. С одной стороны, к абитуриентам предъявляется масса требований:

яркие внешние данные;

широкий голосовой диапазон;

пластичность и не зажатость;

подбор интересного материала;

способность импровизировать;

способность передать чужие эмоции как свои и т. д.

С другой стороны, опытные педагоги должны уметь находить все эти качества в абитуриенте, который не может проявить себя полностью в сложных эмоционально-напряженных условиях.

Л. Хейфец в своей книге под названием «Призвание» приводит много примеров отбора абитуриентов приемной комиссией. Например, пробоваться на актера может прийти молодой человек, который имеет дефекты речи, близорукость, перенесенную операцию, дефект в строении тела и т. д. Задача педагога - разглядеть за этими недостатками (которые абитуриент может попытаться скрыть) зачатки актерского мастерства. Хотелось бы отметить, что в настоящее время во многих театральных вузах во время вступительных экзаменов приемная комиссия пользуется помощью профессиональных психиатров, специалистов по речи и движению и т. д. Присутствие специалистов упрощает поиск талантливых молодых людей. Квалифицированные врачи могут быстро понять, какие физические или психические недостатки есть у абитуриента, что он хочет скрыть и что, наоборот, хочет продемонстрировать. Такой подход к отбору будущих студентов имеет свои преимущества.

Еще один явный недостаток будущих актеров - это зажатость и отсутствие органичности и пластичности. Только опытный педагог может заметить за «мертвенностью» абитуриента проблески таланта и дать ему шанс. К сожалению, театральных училищ очень много, и не каждый педагог в приемной комиссии готов рискнуть и принять на первый курс абитуриента без явной «актерской органики».

Нередки также случаи, когда в комиссии может находиться педагог, подвергшийся влиянию «абсолютной» власти. Такой человек может потребовать от абитуриента нечто шокирующее (например, задрать повыше юбку или показать талию) и даже оскорбить [Хейфец; 2001: 73-74]. Бестактность педагогов может не только навсегда отвратить талантливого абитуриента от актерской профессии, но и нанести молодым людям моральную травму. Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо иметь научно обоснованные критерии для отбора абитуриентов на актерский факультет и применять их повсеместно.

Рассматривает проблему отбора абитуриентов на актерский факультет и выдающийся театральный деятель, и педагог К.С. Станиславский. Он отмечает преимущество театральных школ, заключающееся в большом количестве желающих поступить. Однако из этого и вытекает проблема. С одной стороны, в театральные школы идут люди, для которых заветная мечта - стать актером, они способны усердно работать и идти на жертвы ради своей цели. Отказ на экзамене способен сломать этим людям жизнь или же оставить душевную рану, которая будет напоминать о себе постоянно. С другой стороны, в театральные школы идет масса охотников за наживой, легкой жизнью и большими деньгами. Задача педагогов состоит в том, чтобы принять на курс талантливых молодых людей и отсеять тех, кто не подойдет для актерской профессии.

К. С. Станиславский отмечает: «Талант застенчив, робок при своих первых проявлениях. Кроме того, талант бывает глубоко скрыт, и его надо уметь вызвать. В полную противоположность ему, посредственность и бездарность смелы и наглы» [Станиславский; 1938]. Также следует избавиться от спешки - за один или два дня невозможно просмотреть всех желающих так, чтобы им было комфортно.

К.С. Станиславский предлагает проводить отбор абитуриентов не в один-два дня, а в несколько, причем необходимо провести несколько туров:

) Общий просмотр и отсев неподходящих людей: на данном этапе должны уйти явно физически непригодные абитуриенты, люди с неисправимыми дефектами, а также абитуриенты с плохими данными, мешающими обучению на актерском факультете.

) Отсев абитуриентов, внутренне непригодных к профессии актера.

) Работа с группами оставшихся абитуриентов. Необходимо приставить к каждой группе аспиранта, который под общим руководством главного педагога будет проводить несколько уроков. В результате этих занятий станет понятно, кто должен отсеяться, а кто пройти дальше [Станиславский; 1938].

Такой подход к вступительным экзаменам в театральные школы, по мнению К.С. Станиславского, стоит потраченного времени и денег, поскольку выполняет сразу несколько функций:

помогает выявить истинные таланты среди всех желающих поступить на актерский факультет;

позволяет молодым людям не тратить время на обучение той профессии, которая им не подходит;

Такая работа не осталась просто теорией. Отбор по этапам, предложенным К.С. Станиславским, проводила заслуженная актриса Зинаида Сергеевна Соколова. Эксперимент был удачным.

Тщательным просмотр длиной в несколько дней или даже неделю позволяет талантливым молодым людям избежать страха и паники и полностью раскрыться. К. С. Станиславский предлагает также обязательно включать в процесс просмотра выступления абитуриентов на сцене. Для того, чтобы экзамен проходил наиболее комфортно, можно устроить полупубличный смотр - только для преподавателей, для родственников абитуриентов и т. д. В результате отбора с просмотром выступления на сцене преподаватели смогут увидеть следующие качества абитуриента:

наличие или отсутствие у него сценичности, обаяния, заразительности и силы;

подходят ли фигура и лицо для того или иного грима и костюма;

оценить голосовые возможности, речь и дикцию абитуриента в большом помещении;

каковы вкус, грамотность и творческая инициатива абитуриента (при условии, что он сам выбирает материал для своего выступления).

Возможность самому выбрать произведение, которое в дальнейшем придется показывать на сцене, должна снизить уровень напряженности и поднять у абитуриента уверенность в себе. Будущий студент обязательно выберет тот материал, в котором он уверен и который будет ему по силам [Станиславский; 1938].

Размышлял над проблемой отбора и знаменитый театральный педагог З.Я. Корогодский. В своей статье «Из наблюдений о наборе будущих актеров» он говорит следующее: «Первое, к чему я прислушиваюсь, - к человеческой содержательности, запасам душевного и эмоционального опыта, к личности поступающего в вуз. <…> Второе, что очень важно выявить - это такие переключения эмоциональных реакций, как слезы и смех. Очень существенно обнаружить возбудимость - залог той самой эмоциональности и темперамента, которые потом мы будем развивать в ученике» [Корогодский; 1983: 178-183]. При этом театральный деятель отмечает, что с первого раза сложно судить и заразительности будущего актера.

Проблема поступления в театральный институт волновала и педагога В. Терещенко, который написал об этом целую одноименную книгу «Как поступить в театральный институт». В первую очередь, педагог советует обязательно поступать в театральную школу. Если абитуриент чувствует в себе уверенность, он может пойти пробоваться непосредственно сразу в театр, где ему могут дать работу. Но не нужно забывать, что настоящие мастера актерского дела закончили театральные школы и периодически берут уроки актерского мастерства, чтобы усовершенствовать свои умения, избавиться от «штампов». Частое выполнение актерских упражнений помогает развить способности. К сожалению, очень часто на актерский факультет идут абитуриенты, уверенные в том, что они уже всё умеют. Задача педагогов на вступительных испытаниях - подсказать таким самоуверенным молодым людям, что им необходимо еще многому научиться.

Педагог также рассматривает такую проблему, как выбор города для поступления в театральную школу. Конечно же, большинство студентов мечтают поступить в московские вузы, и В. Терещенко выделяет объективные причины, по которым поступление в московский вуз является правильным решением:

) город дает возможность всесторонне развиваться - различные библиотеки, музеи, театры и киностудии позволяют получать много полезной для профессии актера информации;

) в Москве проще устроиться на работу по специальности, поскольку здесь больше рабочих мест, причем реализоваться можно еще будучи студентом;

) именно в Москве расположено больше всего театральных институтов, поэтому шанс поступить куда-нибудь довольно высок. Также педагог советует подавать документы сразу в несколько вузов, и обязательно пробоваться во все из них, поскольку окончательно все бумаги сдают в институт только после прохождения всех туров;

) столица дает возможность поступить в самые лучшие актерские школы.

После выбора вуза абитуриента ждут непростые вступительные экзамены. Перед ними обычно проходит прослушивание, по итогам которого абитуриенты допускаются к первому туру вступительных экзаменов. В.В. Терещенко сходится во мнении с большинством режиссеров-педагогов по поводу необходимости этого прослушивания. Оно нужно, чтобы сразу отсеять людей без способностей к актерской деятельности. В результате и студенты не проучатся впустую несколько лет, занимаясь тем, что никогда не станет их профессией, и педагоги не будут тратить свои силы на людей, непригодных к профессии актера.

В.В. Терещенко предлагает верить педагогам приемной комиссии. Это люди с большим опытом, поэтому они смогут отличить людей с задатками от бездарности в плане актерского мастерства. Несмотря на то, что существует множество примеров, когда знаменитые теперь актеры не поступали в вуз с первой попытки, не стоит обвинять педагогов приемной комиссии в некомпетентности. Актерский труд - очень сложный, поэтому человек должен быть готов к неудачам. Если молодой человек действительно мечтает стать актером, он будет пробоваться несколько раз, до тех пор, пока не добьется своей цели.

В.В. Терещенко также дает советы абитуриентам о том, в какое время лучше всего поступать на актерский факультет. Прослушивания проходят раз в одну-две недели с марта по май, а сами экзамены начинаются в июне. Педагог советует начинать поступление в июне, и выделяет несколько причин:

) абитуриент уже получит школьный аттестат, а значит, избавиться от волнения по поводу выпускных школьных экзаменов;

) абитуриент успеет психологически подготовиться к вступительным экзаменам, ничто не будет его отвлекать;

) в июне собираются поступать многие молодые люди, поэтому абитуриент окажется в компании единомышленников, которые станут не столько конкурентами, сколько компанией, помогающей мобилизовать творческую энергию.

Поскольку только прочтение заранее приготовленных материалов не может дать полного представления о характере и способностях абитуриента, педагоги нередко задают ему вопросы. Они могут спросить о чем угодно: о родном городе, о школе, о любимых произведениях и т. д. Хорошо, если абитуриент относится к такой ситуации легко и с юмором. Это значит, что он не зажат, находчив и остроумен, что полезно для актерского мастерства. Педагоги обращают пристальное внимание на то, как абитуриент отвечает - четко и ясно или же начинает растекаться мыслью по древу.

В течение всех этапов вступительного экзамена на актерский факультет, педагоги в приемной комиссии обращаю внимание на множество важных для профессии актера деталей. В.В. Терещенко выделяет следующие примерные пункты:

дикция абитуриента;

наличие у него областного говора;

голосовой диапазон;

чувство темпа и ритма;

способность развить мысль, которую абитуриент пытается донести до комиссии;

способность воздействовать на зрителя;

заразительность и выразительность выступления;

наличие сценического обаяния;

образное ли у абитуриента мышление;

фактура абитуриента;

манера поведения человека в эмоционально-сложной ситуации;

уровень проникновения абитуриента в материал;

степень внутренней и внешней свободы;

темперамент абитуриента;

наличие чувства юмора;

способность концентрировать внимание;

- образ абитуриента в целом [Терещенко; <#"justify">Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 336 с.

Березкина-Орлова В.Б., Баскакова М.А. Телесно-ориентированная психотехника актера (методические рекомендации к проведению тренинга). [Электронный ресурс #"justify">Боборыкин П.Д. Театральное искусство. - СПб.: Типография Неклюдова Н., 1872. - 366 с.

Буров А.Г. Труд актера и педагога. - М.: ГИТИС, 2007. - 364 с.

Гончаров А.А. Мои театральные пристрастия. Книга первая. Поиски выразительности. - М.: Искусство, 1997. - 334 с.

Горчаков Н.М. К.С. Станиславский о работе режиссера с актером. - М.: Всероссийское театральное общество, 1958. - 284 с.

Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С. Станиславского. - М.: Искусство, 1951. - 567 с.

Дранков В.И. Природа таланта Шаляпина. - Л.: Музыка, 1973. - 312 с.

Дрознин А.Б. Физический тренинг актера по методике А. Дрознина. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004. - 160 с.

Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М.: Изд-во РОУ, 2000. - 85 с.

Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. 5-е изд. - М.: РАТИ - ГИТИС, 2008. - 432 с.

Зверева Н.А., Ливнев Д.Г. Словарь театральных терминов (создание актерского образа). - М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2007. - 136 с.

Калмановский Е.С. Проблемы актерского творчества и современный театр: Автореф. дис. … канд. наук. - Л., 1972. - 19 с.

Карпушкин М.А. Уроки Мастера: Конспекты по театральной педагогике А. А. Гончарова. - М.: Изд-во «ГИТИС», 2011. - 216 с.

Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. - М.: АСТ, 2011. - 147 с.

Ключников С.Ю. Искусство управления собой. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.

Когородский З.Я. Начало. - СПб.: Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов, 1996. - 434 с.

Когородский З.Я. Основы актерского мастерства // Я вхожу в мир искусства. - №1, 2008.

Козлов Н.И. Формула личности. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.

Кох И.Э. Основы сценического движения. - М.: Искусство, 1970. - 568 с.

Кочнев В.И. К проблеме изучения актерских способностей // Вопросы психологии, 1983. - №1. - с. 108-114.

Мастерство режиссера / Под общей ред. Н.А. Зверевой. - М.: ГИТИС, 2002. - 472 с.

Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 128 с.

Мейлах Б. Художественное творчество. Антология. - Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1983. - 280 с.

Наука о театре / Под ред. А.3. Юфит. - Л.: ЛГИТМИК, 1975. - 534 с.

Немеровский А. Пластическая выразительность актера / изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Искусство, 1988. - 192 с.

Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1991. - 504 с.

Писаренко Ю. Хрестоматия актера. Мимика, грим, движение, речь. - Кинопечать, 1930. - 260 с.

Психология художественного творчества / Сост. К. Сельченок. - М.: Харвест, 1999. - 752 с.

Пыжова О. И. Призвание. - М.: Искусство, 1974. - 408 с.

Райх В. Анализ личности. - СПб.: Ювента, 1999. - 333 с.

Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей: практикум по диагностике / Н.В. Рождественская. - СПб.: Речь, 2005. - 192 с.

Рождественская Н.В. О слагаемых актерской одаренности // Диагностика и развитие актерской одаренности / Под ред. Е.Е. Колгина и Н.В. Рождественской. - Л., 1986.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.

Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Интеллект. Воображение. Эмоции. Метод действенного развития / Эльвира Сарабьян. - М.: АСТ, 2011. - 191 с.

Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

Собкин В.С., Феофанова Т.А. К вопросу о диагностике актерской одаренности: социально-психологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII/ под ред. В.С. Собкина. - М.: Институт социологии образования РАО, 2012 - с. 217-236.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. Часть I. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. - М.: Искусство, 1985. - 479 с.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. Дневник учителя. - М.: Художественная литература, 1938. - 575 с.

Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению: Учеб. Пособие для театр. и культ.-просвет. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980. - 80 с.

Терещенко В. Как поступить в театральный институт. - М.: Алес. [Электронное издание: <http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/4334>, дата обращения - 18.02.2015]

Фильштинский В. Открытая педагогика. - СПб: Балтийские сезоны, 2006. - 400 с.

Хейфец Л. Призвание. - М.: Изд-во ГИТИС, 2001. - 172 с.

Чехов М.А. Об искусстве актера. - М.: Искусство, 1999. - 588 с.

Чехов М. О технике актера. - М.: Искусство, 1946. - 240 с.

Чехов М. Путь актера. - М.: АСТ Москва, Хранитель, 2007. - 560 с.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994. - 320 с.

Шангина Е.Ф. Выявление творческой одаренности будущих актеров и режиссеров:из опыта режиссерского фукультета ГИТИС 1981-1986 гг.: Дис. … к-та искусствоведческих наук. - М., 1987. - 189 с.

Шангина Е.Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей. Методические рекомендации для самодеятельных театральных коллективов. - Барнаул: НМЦ НТ и КПР, 1990. - 36 с.

Похожие работы на - Проблема набора на актерский факультет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!