Анализ и оценка эффективности потребительского кредитования на примере ЗАО 'ВТБ 24'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,02 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ и оценка эффективности потребительского кредитования на примере ЗАО 'ВТБ 24'

Оглавление

Введение

Глава I . Теоретические основы организации потребительского кредитования

.1 Понятие и сущность потребительского кредита

.2 Виды банковского потребительского кредитования

Глава II. Анализ и оценка эффективности потребительского кредитования на примере ЗАО "ВТБ24"

.1. Организационно-экономическая характеристика коммерческого банка ЗАО «ВТБ24

.2 Анализ эффективности потребительского кредитования

Глава III. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России

.1 Основные проблемы потребительского кредитования в России

.2 Новые направления развития потребительского кредитования в российских банках

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В последние 2-3 года в России наблюдается настоящий бум потребительского кредитования. Это свидетельство того, что российская экономика становится по-настоящему рыночной. В ней начинают быть востребованы рыночные механизмы кредитования, строятся взаимоотношения населения (потребителей) с банковско-кредитными организациями.

Развитие потребительского кредитования отражает положительные сдвиги, имеющие место в национальной экономике России.

Однако макроэкономические условия в России пока что не дают полностью использовать потенциал потребительского кредитования. Далеко не все коммерческие банки активно действуют на рынке розничных услуг. В этой связи автор обращает внимание на ряд проблем и трудностей в деле дальнейшего развития системы кредитования физических лиц в нашей стране.

Во-первых, речь идет о качественном улучшении макроэкономической ситуации, которая пока характеризуется неустойчивостью из-за сохраняющейся высокой инфляции. Во-вторых, банковская система России до конца не обрела необходимого уровня ликвидности. Это выражено в том, что далеко не все банки реально способны работать со средствами населения. В-третьих, до сих пор существует недоверие населения к кредитным организациям. Из-за этого потребители не спешат размещать свои средства в банках и полагаться на банки как на надежных посредников.

Все это обусловливает необходимость серьезного научного исследования отмеченных проблем. Поиск оптимальных форм кредитования физических лиц, по нашему мнению, должен осуществляться как специалистами банков, так и учеными. Такие формы должны стимулировать вовлечение в процесс потребительского кредита все большее число потребителей, сделать кредит доступным средством благосостояния каждой российской семьи. Все это и определяет актуальность избранной темы исследования как с теоретической, так и с практической точки зрения.

В отечественной научной литературе внимание к данной теме довольно большое. Однако публикации, посвященные проблемам развития потребительского кредитования ограничиваются главным образом журнальными статьями, имеющими, в основном, не аналитический, а обзорно - журнальный характер. В нашей литературе практически отсутствует монографические исследования, специально посвященные потребительскому кредитованию. Отметим ряд российских ученых, которые внесли определенный вклад в научную разработку данной проблемы: Ю. Головин, Ю. Зеленский, А. Казимагомедов, Ю. Крупнов, А. Мурычев, Г. Панова и др.

Целью данного исследования является рассмотрение кредитования коммерческого банка потребительских нужд населения, выявление соответствующих проблем и подходов к их решению. Так же изучение сущности, принципов, форм, провоцировать и раскрыть особенности кредитования современных потребительских нужд населения в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить особенности организации потребительского кредитования в РФ;

рассмотреть современные развития потребительского кредитования;

выявить проблемы и рекомендовать перспективные направления развития потребительского кредитования в РФ.

Предмет исследования - потребительское кредитование, реализуемое российскими коммерческими банками в процессе деятельности на рынке банковских услуг. Объектом исследования выбран филиал коммерческого банка ЗАО «ВТБ 24» в Кабардино-Балкарской Республике.

В первой главе изучается сущность потребительского кредита, приводится классификация потребительских кредитов. В аналитической части работы рассматриваются кредитная политика банка в области потребительского кредитования, дается анализ кредитного портфеля банка и эффективности потребительского кредитования.

В заключительной главе курсовой работы рассмотрены проблемы и перспективы развития потребительского кредита в России.

В качестве информационной базы использовались статистические и аналитические материалы Правительства РФ, Центрального Банка РФ, Министерства финансов РФ. Для решения поставленных задач применялись методы системного, факторного, анализа, методы классификации, группировки, статистического анализа.

С целью подробного изложения данной темы мною, кроме банковских материалов была использована научная и периодическая литература различных авторов, публикующие свои статьи в книгах, журналах, учебных пособиях, отражающая суть исследования данной проблемы на современном уровне.

Глава 1. Теоретические основы организации потребительского кредитования

.1 Понятие и сущность потребительского кредита

Потребительский кредит - сегодня самый популярный вид кредитования. Причин и ситуаций, побуждающих людей обращаться за ссудой существует великое множество, и на каждую из них найдется свой банк с наиболее подходящими заемщику условиями.

На сегодняшний день для большинства населения России кредит является единственной возможностью осуществления своих потребностей. Кредитные операции относятся к активным операциям коммерческого банка. В структуре банковского бизнеса данный вид операций приносит им основную прибыль. Структура кредитных операций конкретного банка зависит от величины его активов, расположения центрального отделения, наличия и разветвленности сети отделений, состава клиентуры, специализации банка и т.д.

В отличие от других кредитов, объектом потребительского кредита могут быть и товары, и деньги. Товарами, продаваемыми в кредит, как и оплачиваемыми за счёт банковских ссуд, являются предметы потребления длительного пользования. Субъектами кредита, с одной стороны, выступают кредиторы, в данном случае - это коммерческие банки, специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы и другие предприятия, а с другой стороны - заемщики - люди. Как правило, срок потребительского кредита варьируется от 6 месяцев до 5 лет, сумма - от 5 до 400 тысяч рублей (иногда до 1 миллиона рублей). Валютой кредита обычно выступают рубли, доллары и евро. При заключении кредитного договора нужно внимательно изучать условия предоставления кредита и обращать особое внимание на предстоящие расходы по кредиту.

Формы предоставления потребительского кредитования можно условно разделить на: классическое кредитование и экспресс-кредитование.

Классическое кредитование подразумевает под собой заключение кредитного договора непосредственно в банке. По классической схеме оформляется кредит на неотложные нужды, либо предоставляется счет на оплату товара, а банк, в свою очередь, перечисляет необходимую сумму денег на расчетный счет предприятия розничной торговли.

Экспресс-кредитование подразумевает под собой кредитование по месту совершения сделки. Например, можно оформить кредит на товар прямо на торговой точке, если там представлена такая возможность. При таком виде кредитования все расчеты по оплате товара происходят безналичным путем. Преимущества экспресс-кредитования в простоте и высокой скорости обслуживания заявки клиента (около 15-20 минут), в выдаче кредита без поручительства и залога. Платой за подобные упрощения становится более высокая процентная ставка, так как риск невыполнения своих обязательств заемщиком возрастает. Не смотря на то, что экспресс-кредитование подразумевает экономию времени, не следует пренебрегать чтением кредитного договора. Необходимо обращать внимание на все возможные расходы, комиссии и штрафные санкции, прописанные в кредитном договоре, особенно те, что указаны мелким шрифтом.

Особенностью развития потребительского кредита является использование банковских кредитных карточек.

Кредитная карточка - именной денежный документ, выпущенный кредитной организацией (банком) и предназначенный для приобретения товаров и услуг в розничной торговле (как правило, без оплаты наличными деньгами), а также получения кредита клиентом от эмитента. Это удобное платежное средство, позволяющее приобретать товары и услуги с отсроченной оплатой. В кредитной карточке указываются имя владельца, номер (шифр) его счета, образец подписи, срок действия карточки, фирменный знак и название финансового учреждения (банка), ее выдавшего.

По каждой карточке устанавливается кредитный лимит, который может быть изменен в ту или иную сторону в зависимости от режима использования карточки владельцем. Банк-эмитент вправе устанавливать ограничения по операциям с карточками на основании договора, например, предел (минимальный и максимальный) суммы одной операции; количество расчетных операций в течение определенного периода; предел суммы расчетных операций в течение одного дня (недели) и т.д.

К потребительскому кредиту не относятся ссуды, которые предоставляются гражданам - индивидуальным предпринимателям на производственные цели, т.е. для производства и реализации продукции с целью получения дохода, поскольку в данном случае кредит теряет главный отличительный признак потребительского кредита - удовлетворение личных потребностей ссудозаемщиков.

В соответствии со сложившейся практикой потребительские кредиты следует различать по функциям и соответствующим функциональным группам.

группа - ипотечные кредиты

группа - автокредиты

группа - образуют "классические" потребительские кредиты. Они, в свою очередь, имеют довольно обширную классификацию:

. по виду обеспечения обязательств заемщика - с обеспечением или без, при этом форма обеспечения опять-таки может быть различной

. по принадлежности кредитуемого предмета потребления, который может относиться к категории товаров или услуг;

. по скорости и содержанию процедуры предоставления кредита - экспресс-кредиты и обыкновенные или, если угодно, "медленные" кредиты;

. по срокам предоставления, которые в зависимости от достигнутого сторонами консенсуса могут квалифицироваться как краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

. по кратности предоставления, т. е, предоставляемые однократно (на приобретение одного наименования товара или услуги), либо многократно (по кредитной карте в соответствии с принципом "возобновляемой кредитной линии"), что соответственно позволяет заемщику приобретать в кредит несколько наименований товаров или услуг одновременно, но в пределах овердрафта;

. по размеру кредита - мелкие, средние и крупные;

. по размеру ставки кредитования - недорогие, умеренно дорогие и дорогие;

. по способу погашения - погашаемые аннуитетно, единовременно, либо в соответствии с индивидуальной схемой погашения.

Необходимость кредитов вызвана не только удовлетворением потребительских нужд населения, но и интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации товаров.

.2 Виды банковского потребительского кредитования

Потребительский кредит дает возможность совершить покупку товаров в тот период, когда накопления сбережений для их приобретения еще не завершены, а у отдельных категорий населения и не были начаты, по причине относительно низкого уровня доходов.

Основные виды банковского потребительского кредитования.

. Потребительский кредит на неотложные нужды.

Понятие "неотложные нужды" может толковаться потенциальными заемщиками довольно-таки широко, что позволяет ему, в принципе, не оглашать (и не указывать в кредитном договоре) истинные причины, побудившие его к обращению за кредитом. Таким образом, потребительский кредит на неотложные нужды является многоцелевым, что освобождает заемщика от необходимости документально подтверждать, каким именно образом были израсходованы предоставленные банком средства. Такой кредит может быть предоставлен практически любому дееспособному гражданину, но в пределах установленного банком размера, рассчитываемого на основе оценки платежеспособности заемщика. Вероятность предоставления кредита, его размер, а также период кредитования существенно увеличиваются в случае предоставления заемщиком соответствующего обеспечения своих обязательств по погашению кредита. В большинстве банков, кредит на неотложные нужды предоставляется гражданам на срок до пяти лет в любой валюте (рубли, евро или доллары США). Размер такого кредита обычно не превышает 50-кратной величины среднемесячного "чистого" дохода заемщика, а кредитная ставка около 20% (для рублевых кредитов). Кроме того, при выдаче кредита с заемщика обычно взимается единовременная фиксированная плата. Погашение кредита на неотложные нужды чаще всего производится по аннуитетной схеме.

. Потребительский единовременный кредит - это вид универсального потребительского кредита. Как кредит на неотложные нужды, данный вид кредита может быть предоставлен практически любому дееспособному гражданину, но в пределах установленного банком размера, рассчитываемого на основе оценки платежеспособности заемщика.

Обычно единовременный кредит предоставляется гражданам на срок до двух лет, преимущественно в рублях. Размер такого кредита обычно не превышает 50-кратной величины среднемесячного "чистого" дохода заемщика. Кредитная ставка около 20%. Особенностью единовременного потребительского кредита является то, что он предоставляется и погашается единовременно, а не частями. При этом проценты по кредиту уплачиваются ежемесячно. Подобный способ кредитования наиболее удобен для обеспечения разовых покупок сравнительно небольшой стоимости, поскольку для погашения данного вида кредита отводится не более полутора-двух лет. Досрочное единовременное (или частичное) погашение кредита допускается, но в этом случае банк чаще всего удерживает с заемщика дополнительную комиссию.

. Потребительский кредит на недвижимость - это распространенный целевой потребительский кредит на приобретение недвижимости. Принципиальное отличие такого кредита от ипотечного заключается в том, что он не требует от заемщика передачи в залог кредитуемой квартиры или дома. Конечно же, это не исключает необходимости предоставления заемщиком обеспечения своих обязательств по погашению кредита - например, в форме поручительства третьих лиц либо "под" уже имеющуюся в распоряжении заемщика недвижимость.

В соответствии с существующей практикой максимальный размер такого кредита рассчитывается из учета платежеспособности потенциального заемщика, но не может превышать 70- 90% общей стоимости кредитуемого жилого помещения. Так что потенциальный заемщик должен быть готов к оплате первого взноса за квартиру или жилой дом в размере от 10 до 30% от его общей стоимости. Кроме того, необходимо документально подтвердить факт оплаты перед банком, причем невыполнение этого условия сделает предоставление кредита невозможным. Еще одной отличительной особенностью потребительского кредита на недвижимость является более продолжительный срок предоставления по сравнению с другими видами кредитов. В настоящее время он может колебаться от 15 до 27 лет, в зависимости от размеров суммы предоставляемых кредитных средств. Погашение кредита на недвижимость может производиться аннуитетными ежемесячными или ежеквартальными платежами либо по индивидуальной схеме. Досрочное погашение части кредита на недвижимость допускается по согласованию с банком.

. Товарный кредит - это целевой потребительский кредит для приобретения в кредит различных товаров. Классический товарный кредит предоставляется не в денежной, а в товарной форме.

Основная особенность кредита под залог товара, которая отличает его от других форм потребительского кредита - оформление документов производится без посещения банка, прямо в магазине, в котором вы приобретаете товар. Все коммуникации с банком заключаются в проверке анкетных данных через общую базу и фотографировании.

Еще один важный момент - при оформлении вы не получаете деньги наличными. После подписания кредитного договора банк перечисляет деньги магазину, а вы получаете товар.

Оформление документов и кредитного договора может производиться не сотрудником банка, а кассиром или продавцом-консультантом. Штатные сотрудники банка работают только в крупных магазинах и торговых центрах.

Товарный кредит в магазине - это кредит без поручителей, но под залог. Согласно кредитному договору, тот товар, который вы приобретаете за средства банка, передается в залог. В теории это означает, что банк может забрать купленный вами товар при неисполнении обязательств. На практике, конечно же, такие ситуации встречаются очень редко.

Банк принимает решение о выдаче кредита, рассматривая не только ваши личные данные, но и сведения о дефолтности выбранного товара, который вы хотите купить в кредит. Таким образом, банк рассчитывает, как часто бывают невыплаты по тому или иному товару, и в зависимости от этого формирует процент положительных решений.

. Потребительский кредит на платные услуги - это целевой потребительский кредит, который предоставляется заемщикам, желающим воспользоваться платными услугами. Услуги могут быть разные: туристические, медицинские, образовательные, ремонтные и т.д. Объединяет их то, что заемщик получает их сразу, а оплачивает их постепенно, с отсрочкой. Подобный вид кредита так и называется - кредит на платные услуги с отсрочкой платежа, причем спектр таких услуг с каждым годом расширяется.

Срок предоставления такого кредита обычно не превышает 10 лет, а максимальный размер кредита определяется с учетом платежеспособности потенциального заемщика, но при этом, как правило, не может превышать 90% общей стоимости кредитуемой услуги. Таким образом, потенциальный заемщик должен быть в любом случае готов к оплате стартового взноса за платную услугу в размере от 10% ее общей стоимости и, кроме того, к документальному подтверждению факта оплаты перед банком. Причем невыполнение этого условия делает предоставление кредита невозможным.

Кредит на платные услуги предоставляется без обеспечения или с обеспечением обязательств заемщика по погашению кредита. Выдача кредитных средств, как правило, производится безналично в любой валюте путем зачисления на текущий счет или кредитную карту заемщика - единовременно или частями.

Погашение кредита обычно производится по аннуитетной схеме, предусматривающей ежемесячное погашение части кредита вместе с уплатой процентов за пользование им. Досрочное единовременное (или частичное) погашение кредита допускается, однако в этом случае банком взимается с заемщика дополнительная комиссия. Кроме того, по просьбе заемщика при наличии уважительных причин банк может предоставить рассрочку на погашение части, кредита сроком от 3 до 6 месяцев, которая, тем не менее, не освобождает заемщика от ежемесячной уплаты процентов.

. Потребительский кредит под залог материальных ценностей, или по-другому ломбардный кредит - это еще один вариант потребительского кредита.

Основная его особенность в том, что решение о его предоставлении принимается банком без учета платежеспособности потенциального заемщика, поскольку фактически платежеспособность заемщика подтверждают представленные им документы, свидетельствующие о принадлежности ему передаваемых в залог материальных ценностей. Это могут быть ценные бумаги (акции, облигации), мерные слитки драгоценных металлов, драгоценные ювелирные изделия. Процентная ставка по данному виду кредита обычно более низкая по сравнению с другими видами потребительских кредитов. Кроме того, одним плюсом данного вида кредита является то, что срок принятия решения о его предоставлении обычно меньше обыкновенного и занимает всего несколько дней.

Потребительский кредит под залог материальных ценностей имеет универсальный характер, но, как правило, кредитные средства предоставляются заемщику на срок не более 12 месяцев. Выдача кредитных средств производится безналично в любой валюте путем зачисления на текущий счет или кредитную карту заемщика.

Максимальный размер кредита определяется в зависимости от стоимости передаваемых в залог материальных ценностей и на практике не превышает 70-90% их оценочной стоимости. Погашение кредита под залог материальных ценностей производится заемщиком единовременно по истечении срока предоставления кредитных средств.

. Потребительский возобновляемый кредит (иногда его еще называют кредитом с отсрочкой предоставления кредитуемых средств) - это универсальный потребительский кредит. Данный вид кредита может быть предоставлен практически любому дееспособному гражданину, но в пределах установленного банком размера, рассчитываемого на основе оценки его платежеспособности заемщика.

Особенностью данного вида кредита является то, что он предоставляется на определенный срок, но строго в пределах периода действия так называемой кредитной линии, то есть периода, в течение которого заемщик может рассчитывать на предоставление кредитных средств в соответствии с предварительно принятым решением банка. Подобный способ кредитования очень удобен в случаях разовых покупок, срок совершения которых не определен, но заемщику требуется гарантия того, что в случае необходимости кредит будет предоставлен ему немедленно и наверняка. Другой особенностью является заключение между банком и заемщиком общего (предварительного) соглашения об открытии кредитной линии и в дополнение к нему одного или нескольких кредитных договоров. При принятии решения о предоставлении возобновляемого кредита гражданам, ранее воспользовавшимся услугами по потребительскому кредитованию, учитывается также их благонадежность, то есть насколько полно и своевременно расплатились они по предыдущему кредиту. За открытие кредитной линии банком взимается единовременная фиксированная плата. Возобновляемый кредит подлежит единовременному погашению, при этом проценты по кредиту уплачиваются ежемесячно.

. Гражданам, ранее обращавшимся к тому или иному банку за получением потребительского кредита и добросовестно выполнившим все свои обязательства по его погашению, имеет смысл обратиться за повторным кредитом к этому же банку. Дело в том, что многие банки располагают специальными программами потребительского кредитования добросовестных заемщиков, которым после соблюдения минимальных формальностей предоставляется так называемый доверительный кредит, или кредит для добросовестных заемщиков.

Выгода от участия в подобной программе очевидна для обеих сторон: банк минимизирует риск не возврата кредитуемых средств (поскольку предоставляет их заемщику с заведомо благонадежной репутацией), а заемщик получает кредитные средства на максимально выгодных условиях. Эта выгода обычно заключается для заемщика в следующем:

потребительский кредит предоставляется заемщику по более низкой ставке (в сравнении со ставкой по другим видам кредитов данного банка);

при предоставлении кредитных средств с заемщика не взимается единовременная фиксированная плата.

Кроме того, очевидным плюсом данного вида кредита является то, что решение о его предоставлении в подобных случаях принимается банком гораздо быстрее обыкновенного (один-два рабочих дня вместо стандартных одной-двух недель).

Досрочное погашение кредита допускается, причем комиссия за это, в отличие от других видов кредита, с заемщика не взимается.

Кредит для добросовестных заемщиков предоставляется на сравнительно небольшой срок (в среднем - от 12 до 18 месяцев). Максимальный размер кредита, как правило, ограничивается суммой в несколько тысяч евро/USD (или ее рублевым эквивалентом). Выдаются кредитные средства единовременно. Наконец, существенно и то, что данный вид кредита практически всегда предоставляется без обеспечения со стороны заемщика.

Погашение кредита для добросовестных заемщиков обычно производится по аннуитетной схеме, предусматривающей ежемесячное погашение части кредита вместе с уплатой процентов за пользование им.

. Кредит для молодых семей. Для получения такого кредита потенциальные заемщики должны соответствовать формальным требованиям банка. Например, должны состоять в зарегистрированном браке и пребывать в возрасте не старше 28-30 лет. Некоторые банки также предоставляют подобные кредиты неполным семьям - например, матерям, самостоятельно воспитывающим ребенка в возрасте от года до шести лет.

Данный вид потребительского кредита привлекателен для потенциальных заемщиков, прежде всего своими выгодными условиями. Во-первых, размер целевых кредитов молодым семьям и предназначенных для приобретения недвижимости может составлять 90% и более от общей стоимости кредитуемого жилого помещения. То есть первый взнос может быть менее 10 % от общей стоимости приобретаемой недвижимости. Во-вторых, по сравнению со стандартными условиями обычных кредитов устанавливается более низкий уровень процентной ставки за пользование кредитом. В-третьих, по данному виду целевого кредита может быть предусмотрена отсрочка по его погашению на срок до пяти лет с одновременным продлением периода его предоставления.

Срок предоставления данного вида кредита может составлять от 3 до 20 лет в зависимости от своего целевого назначения. Кредитные средства предоставляются наличными, а также безналично в любой валюте.

При выдаче кредита с заемщика обычно взимается единовременная плата - в размере фиксированной суммы либо в размере 3-5% от суммы кредита.

Погашение кредита производится частями, при этом вместе с погашением очередной части одновременно выплачиваются и проценты за пользование кредитом.

. Пенсионный кредит - это многоцелевой потребительский кредит, который предоставляется только гражданам, достигнувшим пенсионного возраста. Обязательным условием является то, чтобы заемщик продолжал работать.

Данный вид кредита предоставляется на сравнительно небольшой срок (обычно до трех лет). Предоставление пенсионного кредита производится единовременно или частями, в наличной или безналичной форме. При выдаче кредита с заемщика обычно взимается единовременная фиксированная плата.

Процентная ставка по данному виду кредиту, как правило, не превышает 20%.

Погашение кредита производится частями, при этом вместе с погашением очередной части одновременно выплачиваются и проценты за пользование кредитом. Отметим, что в некоторых случаях банки могут ограничивать предельный срок погашения кредита датой достижения заемщиком определенного возраста (например, 70 лет).

Глава 2. Анализ и оценка эффективности потребительского кредитования на примере ЗАО "ВТБ24"

.1 Организационно-экономическая характеристика коммерческого банка ЗАО «ВТБ24»

банк потребительский кредитование

Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) - один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Банк входит в состав международной финансовой группы ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.

Банк ВТБ 24 (ЗАО) образован на базе Гута-Банка, не выдержавшего межбанковского кризиса 2004 года и выкупленного Внешторгбанком (ныне ВТБ) при активном участии Банка России. Банк создан в соответствии с решением общего собрания участников Коммерческого банка развития предпринимательской деятельности ГУТА-БАНК (общества с ограниченной ответственностью) о его преобразовании от 31 марта 2000 года (протокол № 77) с наименованиями Закрытое акционерное общество Коммерческий банк развития предпринимательской деятельности ГУТА-БАНК, ЗАО КБ ГУТА-БАНК. Банк является правопреемником КБ ГУТА-БАНК ООО по всем его правам и обязанностям в соответствии с передаточным актом.

В 2005 году Гута-Банк переименован в ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги». В соответствии с решением общего собрания акционеров от 06 июня 2005 года (протокол №03/05) наименования Банка изменены на Внешторгбанк Розничные услуги (закрытое акционерное общество), ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги.

В соответствии с решением общего собрания акционеров от 10 октября 2006 года(протокол №05/06) наименования Банка изменены на Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество), ВТБ 24 (ЗАО).

Основной целью деятельности Банка является получение прибыли при осуществлении банковских операций. Осуществление банковских операций производится на основании специального разрешения (лицензии) Банка России. Деятельность ВТБ 24 осуществляется в соответствии с генеральной лицензией Банка России № 1623 от 13.07.2000 г.

Основным акционером банка ВТБ 24 является ОАО «Банк ВТБ» (98,01% акций).

Органами управления Банка являются:

Общее собрание акционеров - высший орган управления Банка;

Наблюдательный совет - в компетенцию Наблюдательного совета Банка входит решение вопросов общего руководства деятельностью Банка, определение приоритетных направлений деятельности Банка;

Руководство текущей деятельность Банка осуществляется единоличным исполнительным органом банка - Президентом-Председателем Правления и коллегиальным исполнительным органом Банка - Правлением. Исполнительные органы подотчетны Общему собранию акционеров и Наблюдательному совету Банка. С июля 2005 года банком руководит Президент-Председатель правления Михаил Задорнов, с ноября 1997 по май 1999 (включая август 1998 года) занимавший пост министра финансов, а с декабря 1999 года являвшийся членом Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам.

ВТБ 24 предлагает широкий спектр продуктов и услуг для частных лиц и предприятий малого бизнеса: выпуск банковских карт, потребительское и ипотечное кредитование, услуги дистанционного управления счетами, срочные вклады, денежные переводы, программы кредитования и расчетно-кассового обслуживания субъектов малого бизнеса.

На сегодняшний день ВТБ 24 - второй по величине розничный банк в России. Сеть банка на конец 2014 года достигла 606 отделений в 212 городах. Теперь услуги банка доступны для 72% городского населения России в 69 регионах.

Единственным акционером ВТБ24 (ЗАО) является Банк ВТБ (100% акций). По состоянию на 1 января 2016 года уставный капитал банка составляет 50,7 млрд. рублей, размер собственных средств (капитала) - 144 млрд. рублей.

год стал годом возобновления активного роста розничного кредитования. Население восстановило свою кредитоспособность и предъявило повышенный спрос на кредитные продукты. Вслед за розницей опережающими темпами стало увеличиваться и корпоративное кредитование. При этом сохранился высокий уровень сбережений. Несмотря на то, что темпы роста привлеченных средств населения оказались более чем в полтора раза ниже, чем темпы роста кредитного портфеля, население осталось чистым кредитором банковского сектора. Это подтверждает высокий уровень доверия к российским банкам.

Темпы роста банковской системы в 2014 году по сравнению с 2010 годом заметно выросли. В среднем за месяц активы российских банков росли на 1,9% против 1,2% за 2010 год. При этом капитал российских банков увеличивался заметно медленнее, хотя и ускорился по сравнению с 2010 годом - 0,9% против 0,2% соответственно. В результате, к началу 2015 года объем активов российской банковской системы увеличился до 41,6 трлн. руб., а капитал - до 5,2 трлн. руб.

Темп роста большинства основных характеристик российской банковской системы в 2014 году в целом соответствовал темпам роста российской экономики. В результате отношение активов банков к ВВП незначительно выросло (с 76% до 77%), объем банковских депозитов физических лиц остался на уровне 22% ВВП. При этом следует отметить кредитную активность: кредитный портфель увеличился за год с 50% ВВП до 53% ВВП, в том числе кредиты населению выросли с 9% ВВП до 10% ВВП.

Основным видом операций банковской системы остается кредитование: к концу 2014 года объем кредитов, предоставленных российскими банками нефинансовому сектору экономики и физическим лицам, составлял 24,7 трлн. руб., что на 5,5 трлн. руб. больше, чем на начало года. При этом доля кредитов физическим лицам в активах банков выросла с 12% до 13%, а доля кредитов юридическим лицам выросла с 45% до 46%.

В 2014 году продолжилась тенденция снижения доли просроченной задолженности в портфелях банков как по кредитам физическим, так и по кредитам юридическим лицам. Просроченная задолженность по кредитам физическим лицам снизилась с 6,9% до 5,2%, а по кредитам юридическим лицам - с 5,0% до 4,4%.

Несмотря на сохранение высокого уровня доверия населения к российским банкам, возврат к потребительской модели поведения вызвал снижение темпов роста депозитов населения. По итогам года темп прироста средств, привлеченных от физических лиц, составил более 21%, против 31% в 2013 году. При этом основная часть прироста (более 46%) традиционно пришлась на IV квартал. В результате доля средств населения в банковских пассивах в течение года незначительно снизилась с 29% до 28,5% пассивов.

Тем не менее, эффект значительно более высокой базы привел к тому, что банки привлекли больше средств населения, чем предоставили ему в виде кредитов. По итогам года прирост привлеченных средств населения превысил объем выданных ему кредитов на 0,6 трлн. руб., что втрое меньше, чем чистое сальдо по итогам 2013 г. В условиях ограниченного внешнего финансирования население остается важным источником финансирования не только розничного, но и корпоративного кредитования.

В условиях восстановления розничных рынков и усиления конкуренции ВТБ 24 продолжил укреплять свои рыночные позиции. Его активы увеличились за 2014 год в 1,3 раза, собственные средства - в 1,1 раза (как и годом ранее). По итогам года банк занимает 6 место в российской банковской системе по активам и 6 место по капиталу.

Опережающий по сравнению с рынком рост портфеля кредитов населению позволил банку увеличить рыночную долю (с учетом цессии) на 0,8 п.п. до 11,4%. Рост объемов средств населения, размещенных в ВТБ 24, также опережал рынок (31% против 21%), а доля банка на данном рынке выросла на 0,5 п. п. и составила 6,9%. ВТБ 24 упрочил свои позиции в качестве второго розничного банка страны как по объему кредитов, предоставленных населению, так и по объему привлеченных от него депозитов, более чем в 3 раза опережая ближайших преследователей.

В 2016 году мы не ожидаем серьезных потрясений в российском банковском секторе. Продолжится рост кредитования, как банковского, так и корпоративного, хотя и, вероятно, не столь высокими темпами, как в 2015 году. Превышение темпов роста розничного кредитования над корпоративным, по нашему мнению, сохранится. Население продолжит оставаться чистым кредитором банковского сектора, хотя темпы роста привлеченных средств населения немного замедлятся. По итогам года мы ожидаем прироста кредитов и депозитов населения, как в реальном выражении, так и относительно ВВП.

Таблица 1.

Показатели финансово-экономической деятельности:

№ строкиНаименование показателя01.01.201501.10.201501.10.2014123451Уставный капитал, тыс.руб.51 730 19750 730 19750 730 1972Собственные средства (капитал), тыс.руб.114 721 049144 319 93611 052 5133Чистая прибыль (непокрытый убыток),тыс.руб.26 597 31826 405 60619 792 2274Рентабельность активов, %2,32,62,35Рентабельность капитала, %23,224,423,86Привлеченные средства, тыс.руб.1 065 353 7961 212 870 7951 031 768 092

В 2014 году ВТБ24 добился существенного роста как по объему активов и привлеченных средств населения, так и по объему полученной чистой прибыли, который является рекордным за время работы банка. Данные результаты обеспечили максимальное приближение к стратегическим целям 2015-2016 гг. по показателям возврата на капитал и активы.

Активы кредитной организации-эмитента за 9 мес. 2015 года увеличились на 17% до 1 373,5 млрд. рублей (на 01.01.2015 этот показатель составлял 1 172,3 млрд. рублей).

Объем собственных средств (капитала) кредитной организации-эмитента за 9 мес. 2015 года вырос на 26% до 144,3 млрд. рублей (на 01.01.2015 этот показатель составлял 114,7 млрд. рублей).

Чистая ссудная задолженность за 9 мес. 2015 года выросла на 20% и составила на 1 октября 2015 года 1 193,3 млрд. рублей (993,9 млрд. рублей - на начало 2015 года).

Средства на счетах клиентов (не кредитные организации) за 9 мес. 2015 года выросли до 1 095,8 млрд. рублей, что на 10% больше средств на начало 2015 года (999,3 млрд. руб.).

За год с 01.10.2014 по 01.10.2015 активы кредитной организации увеличились на 19% до 1 373,5 млрд. рублей (на 01.10.2014 этот показатель составлял 1 149,6 млрд. рублей).

За год с 01 октября 2014 года объем собственных средств (капитала) кредитной организации-эмитента вырос на 30% до 144,3 млрд. рублей (на аналогичную дату предыдущего года этот показатель составлял 111,1 млрд. рублей).

Чистая ссудная задолженность за год выросла на 19% и составила на 1 октября 2015 года 1 193,3 млрд. рублей (999,4 млрд. рублей на аналогичную дату предыдущего года).

Объем привлеченных средств клиентов по сравнению с 1 октября 2014 года вырос на 18% и на 1 октября 2015 года составил 1 212,9 млрд. рублей (на 1 октября 2014 года составлял 1 031,8 млрд. рублей).

Чистая прибыль на 01.10.2015 достигла 26,4 млрд. руб., что на 33% больше чистой прибыли на 01.10.2014, которая составляла 20,0 млрд. руб.

Исходя из таблицы, по результатам 9 месяцев 2015 года объем доходов кредитной организации составил: процентные доходы - более 109 млрд. рублей, комиссионные доходы - более 14 млрд. рублей, что превышает аналогичные показатели за 2014 год. Так процентные доходы выросли на 25%, комиссионные доходы продемонстрировали рост на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом процентные расходы росли медленнее процентных доходов, их рост составил 20%.

Указанные факторы в совокупности позволили Банку получить чистую прибыль по итогам 9 месяцев 2015 г. В размере 26 405,6 млн. рублей, что на 33% больше прибыли за аналогичный период 2014 г. (финансовый результат за 9 месяцев 2014 г. - прибыль 19 792,2 млн. рублей). Значение чистой прибыли за 9 месяцев 2015 г. Составляет 99% от чистой прибыли за весь 2014 год.

В течение 2014 года Банк размещал средства на межбанковском рынке, наращивал кредитование корпоративных клиентов, малого бизнеса и физических лиц. Объем кредитного портфеля увеличился на треть (33,2%), а удельный вес данного вида активов (с учетом резервов на возможные потери) в общем объеме активов возрос до 89,62% (87,60% - на 1 января 2014 года).

Таблица 2.

На 01.01.2015На 01.01.2014Сумма, тыс.руб.Удельный вес,%Сумма, тыс.руб.Удельный вес,%Межбанковские кредиты и депозиты335 929 04830,0274 956 69034,9Кредитам юридическим лицам109 152 886 10,472 147 6789,1Кредиты физическим лицам565 803 39453,8402 571 25151,0Прочие размещенные средства39 759 7523,839 217 3165,0Всего:1 050 645 080100788 892 935100

Из приведенных данных, очевидно, что стратегия Банка в области кредитования является последовательной и не претерпела в отчетном году существенных изменений. Половину ссудной задолженности составляют средства, предоставленные клиентам - физическим лицам.

По полученным данным, кредитование населения является одним из приоритетных направлений розничного бизнеса Банка. Это обстоятельство обусловливает структуру кредитного портфеля, основная часть которого (без учета операций на рынке межбанковского кредитования) сформирована за счет кредитов, предоставленных клиентам - физическим лицам. По состоянию на 01.01.2015 объем займов гражданам достиг 565,8 млрд. руб., увеличившись за 2014 год на 40,6%. Наибольший прирост (68,5%) отмечен по жилищным кредитам. По остальным направлениям кредитования физических лиц увеличение составило от 33,8% (ипотека) до 40,5% (автокредиты).

Еще более динамичное развитие отмечено в 2014 году в области кредитования юридических лиц. Объем таких ссуд на 01.01.2015 составил 109,2 млрд. руб., что означает прирост по сравнению с 2014 годом на 51,3%.

Из данной таблицы, очевидно, что структура активов Банка за 2014 год не претерпела существенных изменений, поэтому качество кредитного портфеля имеет определяющее значение при оценке качества активов в целом. Основная часть активов Банка представлена ссудной задолженностью высокого качества. По состоянию на 01.01.2015г. 92,7% выданных кредитов были классифицированы в I и II категории качества, в то время как удельный вес проблемной и безнадежной задолженности, отнесенной к IV и V категориям, составил на конец отчетного года 5,8%. Такие показатели свидетельствуют о сбалансированной кредитной политике Банка и низком уровне кредитного риска. Доля просроченной задолженности в активах Банка на 01.01.2015 составляет 7,2% (8,5% на 01.01.2014).

Таблица 3.

Сведения о реструктурированных активах и видах реструктуризации.

№ п/пНаименование показателяТребования по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженностина 01.01.2014на 01.01.2015IОбъем реструктурированной задолженности22 243 25934 553 211IIЗадолженность по видам реструктуризацииХХ1увеличение срока возврата основного долга6 600 48110 695 1332снижение процентной ставки13 198 40020 014 7873увеличение суммы основного долга14 5549 9024изменение графика уплаты процентов по ссуде8 54318 4815увеличение срока возврата основного долга и снижение процентной ставки1 651 1512 533 8816снижение процентной ставки и изменение графика уплаты процентов по ссуде2 0693 1187снижение процентной ставки и увеличение суммы основного долга0 5 1758другое768 0611 252 734

Удельный вес реструктурированных ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности по состоянию на 01.01.2015 в общем объеме ссудной и приравненной к ней задолженности составляет 2,24%, а по состоянию на 01.01.2014 данный показатель составлял 4,68%.

По оценке Банка качество реструктурированных кредитов несколько ухудшается. С целью возврата кредитных средств Банком проводятся мероприятия, направленные на контроль своевременного погашения таких кредитов. Также Банк осуществляет проверки на этапе одобрения реструктуризации, позволяющие реструктурировать кредиты только в том случае, если имеется перспектива погашения. Учитывая вышесказанное, Банк ожидает возврата не менее 50% от суммы реструктурированных кредитов.

Для характеристики качества активов может быть использована также информация об объемах, структуре и динамике просроченной задолженности.

Сложившаяся структура активов Банка, приоритетное место в которых занимает ссудная задолженность, определяет и основные параметры просроченных требований. За 2014 год удельный вес просроченных кредитов в общем объеме просроченных активов несколько снизился - с 97,4% на 01.01.2014 до 95,7% на 01.01.2015, но в целом структура просроченной задолженности не изменилась. Основная часть просроченных требований (56,8%) - это задолженность по кредитам с длительностью просрочки, превышающей 180 дней. Резерв на возможные потери по просроченной задолженности создан в полном соответствии с требованиями нормативных документов Банка России.

Итак, к 1 января 2016 года филиал ВТБ24 в Кабардино-Балкарской Республике нарастил совокупный объем кредитного портфеля на 63%.

Его общий объем достиг к этой дате 81,5 млрд. рублей, а прирост составил свыше 50 млрд. рублей. Самый значительный прирост отмечен по ипотечным программам ВТБ24. Объем выданных ипотечных кредитов более чем удвоился за минувший год и преодолел отметку в 13 млрд. рублей.

Значительный прирост отмечен за 2015 год также по кредитам наличными. Он увеличился в полтора раза и достиг 23,2 млрд. рублей. По итогам 2016 года банк намерен достичь совокупного объема кредитного портфеля в 100 млрд. рублей.

.2 Анализ эффективности потребительского кредитования

Один из главных факторов развития эффективности потребительского кредитования можно проанализировать на основе данных о результативности банковской рекламы, уровня обслуживания, системы менеджмента. Кроме того, большое значение имеет показатель спроса на конкретные кредитные программы и уровень доверия населения.

Увеличение объемов потребительского кредитования стало основной причиной роста розничного кредитного портфеля Банка в 2015 году.

Основными задачами Банка в сегменте потребительского кредитования в 2015 году стало обеспечение роста объемов продаж (в том числе, роста клиентской базы и доли рынка), рентабельности, а также снижение уровня просроченной задолженности.

В целях обеспечения объемов продаж:

был существенно упрощен процесс оформления потребительских кредитов, а также оптимизирована продуктовая линейка для сотрудников компаний, аккредитованных в Банке;

запущены продажи кредитов наличными через Интернет-сайт Банка;

отменены условия по обязательному наличию регистрации в регионе расположения кредитующего подразделения и поручительства физического лица (при сумме кредита свыше 750 000 рублей).

Для снижения рисков и уровня просроченной задолженности в 2015 году Банк предлагал клиентам возможность реструктурировать задолженность.

Продукты линейки кредитования наличными отличают прозрачные финансовые условия, короткие сроки рассмотрения заявок, большие лимиты и длительные сроки кредитования, широкая сеть продаж и каналов обслуживания, а также высокое качество сервиса.

Позитивные тенденции в сфере кредитования наличными продолжатся и в 2016 году. Основой целью на 2016 год является наращивание объемов продаж и увеличение доли рынка, прежде всего за счет оптимизации внутренних бизнес - процедур, сопутствующих кредитному процессу, и предложения новых привлекательных финансовых продуктов, ориентированных на индивидуальные потребности клиентов. Также Банк намерен продолжать проводить либерализацию условий предоставления и обслуживания кредитов.

За прошедший год ВТБ 24 заработал 47 млрд. рублей. При этом чистая прибыль банка (до СПОД) достигла 37 млрд. Рост по сравнению с 2014 годом составил 28% (с 28,9 млрд. рублей). Для сравнения: в целом за прошедший год прибыль по банковской системе увеличилась на 19,3%. ROE (отдача на капитал) по итогам 2015 года у ВТБ 24 составила более 30%.

Задорнов особо отметил, что по темпам роста чистой прибыли ВТБ 24 опережает рынок почти в 1,5 раза.

По данным Банки.ру, на 1 марта 2015 года нетто-активы банка - 1 543,24 млрд. рублей (5-е место в России), капитал (рассчитанный в соответствии с требованиями ЦБ РФ) - 156,95 млрд, кредитный портфель - 987,66 млрд, обязательства перед населением - 999,04 млрд.

Основной рост портфеля обеспечили кредиты наличными (увеличение их портфеля на 33,5%, до 382 млрд. рублей), ипотечное кредитование (на 34,5%, до 331 млрд. рублей) и кредитование малого бизнеса (на 60%, до 179,5 млрд. рублей, включая пакет "Коммерсант").

Глава 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России

.1 Основные проблемы потребительского кредитования в России

Потребительское кредитование является важным фактором экономического роста, увеличения потребительского спроса в каждой стране. А значит, необходимо создавать такие условия, при которых население не будет бояться брать кредиты. Однако кредиты, которые будут выдаваться банками, не должны быть необеспеченными. Соответственно, увеличение количества выдаваемых кредитов не должно быть за счёт качества этих кредитов.

Формирование потребительского кредитования в современной России неизменно связано с проблемами, решать и преодолевать, которые необходимо для успешного развития направления работы банков с физическими лицами.

Программы потребительского кредитования играют важную роль в управлении банком и банковскими услугами. Причина этого заключается не только в том, что потребительские кредиты принадлежат к числу самых выгодных и перспективных видов кредитования, но и в том, что по мере роста своего образовательного ценза клиенты все чаще прибегают к кредитованию для повышения уровня жизни и согласования планов своих расходов с ожидаемым доходом. Несмотря на широкое развитие потребительского кредитования, в РФ в настоящее время существуют определенные факторы, сдерживающие выдачу потребительских кредитов населению. К ним можно отнести:

Наличие преимущественно краткосрочной структуры банковских пассивов, что не позволяет в полной мере развивать долгосрочное кредитование населения;

Трудности оценки кредитоспособности заемщиков, связанных с наличием так называемых "серых" и " черных" доходов физических лиц - потенциальных заемщиков. Это не позволяет, с одной стороны, банкам с полной уверенностью судить о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой - самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности за счет потребительских кредитов в связи с невозможностью документального подтверждения своего финансового состояния.

Относительно высокий уровень процентных ставок, применяемых банками (из-за высокого уровня инфляции и кредитного риска), что делает заведомо невыгодным использованием потребительских кредитов потенциальными клиентами со средним достатком и др.

Основные проблемы в области кредитования физических лиц, стоящие перед банками на сегодняшний день:

Низкая платежеспособность населения, является существенным экономическим ограничением для развития рынка услуг потребительского и ипотечного кредитования;

Одним из самых существенных барьеров для входа на рынок потребительского и ипотечного кредитования являются высокие первоначальные капитальные вложения, необходимые для организации предоставления новых банковских продуктов и услуг. Такие затраты связаны, в первую очередь, с организацией программ кредитования, подбором и обучением специалистов, переоборудованием существующих площадей для оказания услуг по новым программам кредитования или арендой (покупкой) площадей для дополнительных офисов. Также при входе кредитной организации на данный рынок услуг необходимы значительные затраты на финансирование маркетинговых программ.

Одной из важнейших проблем потребительского кредитования является то, что потенциальный заемщик не всегда способен самостоятельно тщательно изучить и осмыслить условия кредитного договора. Реальная стоимость кредита (с учетом всех комиссий и платежей) существенно превышает заявленный в публичной оферте отдельных кредитных организаций процент по кредиту. То есть речь идёт о наличии скрытых комиссий и других дополнительных расходов, о которых заемщик надлежащим образом не информирован. Таким образом, недостаточное раскрытие информации об условиях предоставления кредита вводит в заблуждение заемщиков относительно полной стоимости данной услуги банков.

Отсутствие полной прозрачности доходов граждан. Физические лица продолжают получать доходы "черным налом", не декларируя их и не имея возможности предоставить в банк достоверные сведения о величине заработной платы. Данное положение дел затрудняет расчеты кредита, а также заставляет банки упрощать процедуру кредитования. В результате банки попадают в ситуацию, требующую определенных финансовых рисков.

Проблемой потребительских кредитов в России становится присутствие иностранных банков на рынке. С точки зрения заемщиков, это условие обеспечивает разнообразие кредитных продуктов, а значит снижение процентных ставок. Однако для российских банков это грозит усиливающейся конкуренцией и всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями.

Большое распространение экспресс - кредитования также может стать проблемой потребительского кредитования в России, так как подавляющее большинство невозвратов займов приходится именно на сферу экспресс - кредитования. Это происходит потому, что при данном виде кредитования минимальные требования к заемщикам, быстрота оформления кредита позволяют даже неблагонадежным клиентам оформлять банковские ссуды.

Еще одной очень важной проблемой потребительского кредитования является рост доли невозврата кредитов. Уже сейчас только по официальной статистике доля проблемных кредитов в портфелях банков в среднем составляет 1,3%. По неофициальным же данным реальный уровень проблемной задолженности в некоторых банках достигает 5-6% от кредитного портфеля. Следует отметить, что эти показатели не относятся к ипотечному кредитованию.

Одной из важнейших проблем, которая негативно сказывается на объеме предоставляемых кредитов это отсутствие законодательного регулирования потребительского кредитования в России. Решением этой проблемы серьезно занимается Ассоциация российских банков.

Несмотря на существующие проблемы, рынок потребительского и ипотечного кредитования является быстрорастущим и высокорентабельным.

Если сравнивать российский рынок потребительских кредитов и аналогичный рынок западных государств, то можно сделать вывод о сильном

отставании нашей страны от зарубежного опыта. Наша страна отстает по объему выдаваемых кредитов населению в сравнении с ВВП России не только от развитых стран (Германии, Франции, США и т.д.), но и от стран со сравнимыми доходами на душу населения (таких как Польша, Чехия и т.д.), - отметил, исполнительный вице-президент АРБ Юрий Кормош.

На Западе банки уже давно ведут базу кредитных историй. Накопленная за десятилетия информация снижает риски невозврата кредитов. А значит, данная база позволяет упростить процесс выдачи кредитов. Если риски банков снижаются, можно говорить и о снижении процентных ставок. В России хоть и создано бюро кредитных историй и даже его деятельность подтверждена соответствующим законодательством, должного развития этот аспект кредитования так и не получил.

Большинство банков явно недооценивают риски, которые с одной стороны ведут к повышению текущей прибыльности банков, с другой стороны, создают угрозу для будущего кризиса кредитования. Для этого необходимо создавать резервы по сомнительным долгам. Пока рынок растет огромными темпами, удваиваясь ежегодно, низкие резервы на потенциальные потери не будут давать о себе знать. Невозврат станет актуальной проблемой, когда рынок прекратит свой рост, стабилизируясь на одном уровне.

Основные убытки коммерческим банкам приносит кредитная деятельность, привлечение слишком дорогих ресурсов и невозможность рентабельного их размещения. Отсутствие возможности получать прибыли инфляционного характера требует от банка серьезного подхода к качеству кредитного портфеля. В структуре активов коммерческих банков кредитные операции составляют приблизительно 15%. В общей сумме кредитной задолженности просроченные кредиты составляют: 17%, пролонгированные, 19%, кредиты без обеспечения, 8%, безнадежные к возврату 1%. Показатели структуры задолженности свидетельствуют о значительном росте просроченных и пролонгированных кредитов. Для этого необходимо постоянно поддерживать ликвидности банков.

Одна из основных причин такого уровня проблемной задолженности (достаточно высокого) состоит в том, что совершенствование методов и систем оценки рисков в российских банках не успевает за развитием бурно растущего рынка. Поэтому банки зачастую выбирают следующий "способ работы" с проблемными долгами - существующие и ожидаемые проценты дефолтов по кредитам покрывают очень высокие процентные ставки, комиссии и тарифы по этим продуктам.

Чтобы избежать назревающего кризиса недоверия вследствие отсутствия прозрачности условий кредитования, потенциальные заемщики должны понимать, в какую итоговую сумму им обойдется обслуживание кредита, а кредитные учреждения на стадии оформления кредитной заявки обязаны информировать клиентов обо всех сопутствующих условиях кредитования, единовременных выплатах и периодически взимаемых платежах за расчетные периоды.

По данным Центробанка, к началу 2016 года общий объем выплаченных населению кредитных сумм превысил 220 миллиардов рублей. 19,7 миллиарда здесь - ссуды, не погашенные в должный срок. Общее число просрочек по выплате кредитов в 2015 году увеличилось до 8,8 процента - по сравнению с 8,3 в 2014 году. Наконец, едва ли ни вдвое выросло число кредитов с плохой кредитной историей.

Интересно, что доля просрочек по целевым и жилищным ссудам, начиная с 2013 года, неуклонно уменьшается. А вот число задержек с выплатой потребительских кредитов, напротив, лишь растет - за последний год она увеличилась с 9,3 до 10 процентов. Следует отметить, что на потребительские кредиты сейчас приходится 90 процентов ото всех объемов кредитования в стране.

Относительно проблемной задолженности можно применить несколько вариантов организации работы с ней:

. Создание в банке отдельного подразделения, отвечающего за работу с проблемной задолженностью, или создание при банке "дочерней" компании - коллекторского агентства, занимающегося только проблемной задолженностью банка.

. Передача долгов для взыскания неспециализированным компаниям.

. Передача проблемной задолженности для взыскания независимым коллекторским агентствам, специализирующимся на работе с проблемными кредитами.

Несмотря на все проблемы, рынок потребительского кредита активно развивается благодаря огромному интересу со стороны населения и розничных сетей, которые установили, что предоставление потребительского кредита является прекрасным способом увеличения своей прибыли.

.2 Новые направления развития потребительского кредитования в российских банках

В настоящее время для банковского бизнеса в стране потребительское кредитование является одним из наиболее перспективных направлений развития.

Развитие кредитных операций производится в рамках общей стратегии развития Банка, с учётом установленных отраслевых, региональных, количественных и качественных приоритетов, рыночной ситуации и напряжённости конкуренции.

Ситуация на рынке потребительского кредитования явно улучшается: впервые за последние полтора года стал расти объем выдаваемых кредитов, уровень просрочки постепенно стабилизируется. В 2015 году выдача потребительских кредитов проходила просто бешеными темпами. Общий прирост по сравнению с предыдущим годом составил более 40%. Если говорить о прогнозах на 2016 год, то здесь рост кредитования ожидается, но менее агрессивными темпами. По мнению ЦБ, это будет не более 30% по отношению к 2015 году.

Быстрый рост выдачи кредитов не прошел бесследно. Уже сейчас ЦБ обратил внимание банкиров на большой уровень просроченных задолженностей, который составляет почти 4,5% от общего числа выданных займов. Мера, предписанная ЦБ для оптимизации рисков, - повышение уровня резервного портфеля банков и увеличение коэффициентов риска.

Конечно, такие меры поспособствуют росту процентной ставки по кредитам, особенно это касается займов без обеспечения и срочных кредитов, так как именно эта категория является самой рисковой.

Снижение активности выдачи кредитов вполне легко объяснить. В данный момент наблюдается перенасыщенность уже оформленных договоров. Заемщики имеют по несколько кредитов, что сильно влияет на его финансовое положение.

Банки бояться просрочек и отказывают в выдаче средств. Тенденция увеличения процента отказа прослеживается уже сейчас. На данный момент, в среднем, одобряется 50% заявок, в 2016 году эта цифра будет ниже.

Рост рынка потребительского кредитования можно объяснить двумя факторами:

общее улучшение экономической ситуации.

реализация отложенного спроса: заемщики стали более уверенными в своем будущем и перестали отказывать себе в крупных покупках.

Прошедший год для рынка потребительского кредитования мог бы стать весьма успешным, ведь объем выданных кредитов превысил докризисные показатели. Однако в таком бурном росте государственные органы усмотрели угрозу, а потому потребительское кредитование подверглось критике и попыткам ограничения.

Беззалоговое кредитование в России продолжает набирать обороты. Согласно обновленному рейтингу лучших "потребительских" банков по итогам I полугодия 2015 года, совокупный объем таких кредитов вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года чуть более чем на 70%. Это данные по 103 кредитным организациям, включенным в рейтинг, и, по сути, являющимся самыми активными игроками на рынке беззалогового кредитования.

Рост объемов беззалогового кредитования наблюдается у подавляющего большинства участников. Так, из 103 банков, объем выданных "нецелевых" кредитов в I полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос у 82, и первая десятка в их числе.

По всей видимости, активная рекламная кампания "Сбербанка" не прошла "бесследно". Объем выданных беззалоговых кредитов крупнейшего банка страны вырос за год на 108%. В процентном соотношении это не самый внушительный темп прироста, а вот в денежном выражении у "Сбербанка" по-прежнему нет конкурентов. Рост по сравнению с I полугодием 2014 года составил 357.2 млрд. руб. - до 685 млрд. руб.

Второе место в рейтинге, также стабильно, как и "Сбербанк", занимает "ВТБ 24". Согласно данным анкеты этого участника рейтинга, его объем беззалоговых кредитов за год вырос на 36.5% и составил 188.3 млрд. руб. Рост не такой значительный, и теперь разрыв с бессменным лидером увеличился в 3.5 раза, тогда как ровно год назад он был менее 2.5. Замыкает тройку лидеров "Альфа-Банк" с объемом 84.4 млрд. руб. и ростом за год на 71.5%.

В десятку лидеров также вошли: "Русский Стандарт", "Тинькофф Кредитные Системы", "Райффайзенбанк", "Росбанк", "Восточный экспресс банк", "Транскредитбанк" и "Национальный Банк Траст".

Второй год подряд потребительские кредиты на пике популярности в списке банковских продуктов для населения. Ширится выбор программ и вариантов, смягчаются условия кредитования. Куда это нас ведет и чем может обернуться в 2016 году?

Отличительная черта потребительского кредитования заключается в отсутствии какого-либо обеспечения: заемщик получает деньги "под честное слово". Сегодня в банке можно взять кредит наличными на, так сказать, "неотложные нужды", оформить экспресс-кредит в торговой точке в оплату дорогостоящей вещи, к примеру, бытовой техники или шубы, и третий вариант - оформить кредитную карту.

В сфере классического потребительского кредитования приметой времени стал все более индивидуальный подход к клиенту. Отдельные программы предлагаются уже не только по целевому принципу - на отдых, на учебу, на ремонт, но и для отдельных слоев населения: для женщин, для молодежи, для пенсионеров.

Долгое время пенсионеры в банке считались нежелательными клиентами, но теперь ситуация определенно меняется. В банках, рискнувших повысить возрастной ценз для заемщиков, убедились, что пенсионеры как раз очень ответственные и надежные клиенты. И теперь уже довольно много банков предлагает специальные программы для пенсионеров.

Растущая конкуренция за клиента вынудила банки повернуться лицом даже к не слишком надежным клиентам - с подпорченной кредитной историей и прочими недостатками, которым раньше давали от ворот поворот. Теперь некоторые банки предлагают при получении отказа по кредиту на стандартных условиях получить кредит по более высокой ставке и на меньшую сумму.

Банки наконец-то прекращают требовать справки о размере заработной платы с места работы у "зарплатных" клиентов, соглашаясь заменить ее выпиской со счета. Осознание нонсенса подобного требования стало очередным шагом на пути упрощения процедуры оформления кредита. Некоторые банки на этом пути зашли так далеко, что обещают оформить кредит за 60 секунд - такую услугу предлагает Бинбанк.

Новой тенденцией в сфере потребительского кредитования стало сопутствующее страхование жизни и здоровья заемщика, а некоторые банки предлагают заемщикам застраховаться даже от потери дохода. Радует, что пока в сфере потребительского кредитования страхование не стало добровольно-принудительным, как это произошло с ипотекой, где на выбор предлагают альтернативу: без страховки процентная ставка по кредиту будет выше, чем для тех, кто согласился застраховаться.

Потребительские кредиты традиционно считаются самым выгодным для банков продуктом, зарабатывают на нем быстро и много. Этим объясняется аттракцион неслыханной щедрости 2014-2015 годов, когда банки подхлестывали спрос на потребительские кредиты, смягчая требования к заемщикам, упрощая процедуру оформления. Население радостно ответило взаимностью, в 2015 году за девять месяцев кредитов было выдано больше, чем за весь 2014 год. Назойливая реклама потребительских кредитов привела к тому, что их уже не просят, а требуют, нередко не соизмеряя свои запросы и финансовые возможности.

Процесс не особо тормозило даже повышение процентных ставок. В третьем квартале 2015 года средняя ставка по потребительским кредитам наличными поднялась до 17,4% годовых, достигнув максимального уровня с 2006 года.

Тем временем в некоторых крупных банках, специализирующихся на потребительском кредитовании, в погоне за прибылью начали действовать на грани "фола", не думая о последствиях в виде возможного кризиса неплатежей. А это чревато проблемами не только для банка, но и для его вкладчиков. Конечно, государство гарантирует компенсацию вклада, но в Центральном банке России посчитали, что оплачивать рискованные игры банков за счет страхового фонда будет нецелесообразно.

Поэтому в 2016 году за выдачу кредитов по высоким ставкам, означающим повышенный риск неплатежей, к банкам планируют применять специальные меры, чтобы им было невыгодно вести рискованную политику. Кроме того, в результате этих мер у банков станет меньше средств на выдачу потребительских кредитов.

Нехватка средств в следующем году может вынудить банки снизить лимиты по кредитам. Вероятно, требования к заемщикам начнут ужесточаться, пройти проверку станет сложнее, будет больше отказов. Понятие "справка по форме банка" может снова потерять свою актуальность, как это уже было в кризис.

Такой поворот событий может заставить вспомнить о кредитных брокерах, одна из функций которых как раз и состоит в том, чтобы помочь получить кредит, если вы не кажетесь банку желанным клиентом.

Зато заемщики, которых на банковском жаргоне принято называть качественными - с незапятнанной кредитной историей и стабильными доходами, будут ощущать себя объектом повышенного внимания, борьба за них будет нарастать, поэтому, скорее всего, для них условия кредитования даже улучшатся.

Согласно прогнозу Центра Экономических Исследований ММИЭИФП в 2016 году рынок потребительских кредитов показывает самые высокие темпы прироста за всю историю - около 115% (График составлен автором по данным бюллетеня банковской статистики).

В перспективе Россия выходит на уровень насыщения по доле кредитов населению в совокупном кредитном портфеле банков (порядка 25% портфеля). Источник: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

Таким образом, можно с определенной долей уверенности прогнозировать, что доля кредитов физическим лицам в суммарных активах банков превысит ту, которая находится на данный момент. В целом развитие отрасли будет проходить в направлении активного внедрения современных зарубежных технологий ведения бизнеса и повышения качества обслуживания, чему в большой степени способствует приход западных инвесторов и привлечение иностранных специалистов. Следует ожидать расширения числа участников рынка и снижения концентрации, так как рыночная ниша относительно незанята, а также усиления региональной экспансии, что обусловлено резким повышением конкуренции в столичном регионе. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на сектор потребительского кредитования оказывает активное развитие сетевой розничной торговли (и наоборот).

Подводя итог, следует отметить, что согласно основным показателям макростатистики потребительское кредитование в России восстанавливается. Ипотечное и жилищное кредитование сократилось в результате экономического кризиса в меньшей мере, чем другие виды кредитования физических лиц, и по объемам задолженности превосходит докризисные показатели. Темпы выдачи жилищных кредитов постепенно увеличиваются, но пока составляют только 45% от докризисного стремительного роста жилищного кредитования. Ставки по кредитам, размеры первоначального взноса, дополнительные комиссии и сборы - все параметры банковских продуктов для населения демонстрируют рост "привлекательности" по сравнению с предыдущим годом, но в целом еще не так хороши, как были до кризиса.

Заключение

Необходимо отметить, что в настоящее время потребительское кредитование активно развивается в нашей стране, что положительно сказывается на экономике как банковского сектора, так и экономике России в целом.

Потребительский бум накрыл Россию, банковские кредиты становятся все более популярными и доступными. По данным ЦБ, только за последний год долг среднего россиянина перед банками вырос на 75%

Центробанк опубликовал цифры, о которых стоит задуматься. Россияне набрали кредитов уже на 2 триллиона рублей - это более половины наших сбережений, находящихся на банковских счетах. Еще два-три года такими темпами - и Россия превратится в страну должников. Доходы граждан выросли, все забыли про дефолты и денежные реформы. А благодаря доступным кредитам началось то, что экономисты называют потребительским бумом.

Намечая перспективы развития рынка потребительских кредитов, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем «жить в долг» станет для российских граждан таким же обычным делом, как для американцев и европейцев. Наблюдающийся резкий рост популярности потребительских кредитов приведет к тому, что в ближайшие годы спрос со стороны населения на этот вид банковских услуг будет возрастать. При этом кредитные организации будут увеличивать объемы предоставляемых кредитов. Во многом такая ситуация обусловлена увеличением численности среднего класса, на который в основном и ориентируются банки, и ростом его доходов.

В данном случае обострение конкуренции между банками на рынке кредитования населения заставляет их применять более гибкую кредитную политику, снижать процентные ставки, сокращать сроки оформления кредита, разрабатывать новые кредитные продукты, развивать кредитование в регионах, где на сегодняшний день потребительский спрос также является высоким. Интерес кредитных организаций к розничному клиенту и борьба за него продолжает нарастать, не смотря на то, что коммерческим банкам предпочтительнее работать с юридическими лицами.

Кроме того, были выявлены проблемы потребительского кредитования, возникающие на современном этапе. На рынке потребительского кредитования идет жесткая конкуренция. Однако желание банков заполучить как можно больше клиентов приводит к неоправданной лояльности кредиторов к заемщикам. В результате «плохие» долги в регионах округа растут гораздо быстрее, чем сами кредиты.

Среди причин роста просрочки называют практически нулевую финансовую грамотность населения, недостаточность работы банков в плане повышения образовательного уровня потенциальных клиентов, а также неадекватность большинства сообщений, которые «разогревают» кредитный бум, не информируя о последствиях неправильной оценки платежеспособности.

Кроме того, существует проблема отсутствия прозрачности условий кредитования, недобросовестной конкуренции, которую успешно решает ФАС.

Однако, как было отмечено, все проблемы решаемы. Стоит только приложить немного усилий. И если это будет сделано, то потребительское кредитование принесет пользу не только банкам, но и заемщика, и России в целом.


Список использованной литературы

Законодательно-нормативные акты

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 14.06.2012).

Федеральный закон РФ от 02.12.90. г. № 395 - 1 (ред. от 14.03.2013) "О Банках и банковской деятельности".

Положение № 54-П от 31.08.1998 г. (ред. от 27.01.2001) "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)".

Инструкция ЦБР от 03.12.2012г. № 139 - И "Об обязательных нормативах банков" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N 26104).

ФЗ №2872-1 "О залоге" от 29.05.92 г. (ред. от 06.12.2011)

ФЗ от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О кредитных историях".

Книги и монография

Бадалов Л.А. Становление потребительского кредитования в России и его современное состояние. //Банковские услуги.- 2010.- №2.

Банковская система России 2011: тенденции и приоритеты посткризисного развития.

Банковское дело под ред. Коробовой Г.Г._Учебник_2008.-390с.

Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. - М.:Высшее образование, 2009, 135 с.

Ендовицкий, Д.А. Анализ и оценка кредитоспособности. - М.: КНОРУС, 2009. - 264 с.

Жарковская Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка. Учебник. М: Издательство "Омена-Л", 2010.

Информация о социально-экономическом положении России. - М.: Федеральная служба государственной статистики. - 2010 г.

Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие [Текст] / О.И. Лаврушин. - 3-ие изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.

Похожие работы на - Анализ и оценка эффективности потребительского кредитования на примере ЗАО 'ВТБ 24'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!