Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

"МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Институт культуры и искусств









План-конспект

занятия по основам изобразительного искусства

в подготовительной группе (7-8 лет) на тему:

"Иллюстрирование "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина"





Практикантка: Калужских Александра Александровна

Групповой руководитель: Валикжанина Светлана Владимировна

Учитель-методист: Тржемецкая Марина Петровна






Москва 2015

План урока

1.Тема урока: "Иллюстрирование "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина" (занятие 1)

2.Вид урока: тематическое рисование.

3.Тип урока: комбинированный урок.

.Цель урока: Создание композиции иллюстрации к "Сказке о царе Салтане".

.Задачи урока

Образовательная:

1) Познакомить учеников с понятием композиции;

) Сформировать знания о художнике Иване Билибине.

Воспитательная:

1) Способствовать формированию таких качеств как старательность, усидчивость, внимательность, аккуратность.

) Пробуждение интереса детей к работе художника-иллюстратора

Развивающая:

1)способствовать развитию воображения и творческих наклонностей детей.

.Материалы для ученика: лист А2, карандаш, ластик.

7.Материалы для учителя:

1)Иллюстрации И.Я. Билибина к сказкам "Царевна лягушка", "Сказка о царе Салтане", "Марья Моревна"; репродукции картин В.М. Васнецова "Богатыри", "Витязь на распутье"; репродукция картины М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь";

2)Примеры работ с грамотной и неграмотной композицией;

)Методическое пособие по созданию композиции рисунка (2 листа).

)Наглядные пособия с древнерусскими костюмами: мужскими и женскими.

8.Этапы урока:

1)Организационный момент (10 мин.);

2)Беседа (15 мин.);

)Рисование эскиза (40 мин.);

)Перерыв (10 мин.);

)Перенос эскиза на большой лист (55 мин.);

)Подведение итогов (5 мин.).

Конспект урока

1) Организационный момент (10 мин.):

Дети достают принадлежности для рисования, обустраивают своё рабочее место. Учитель отмечает в журнала присутствующих и следит за тем, чтобы все как следует подготовились.

) Беседа (15 мин.):

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами станем настоящими иллюстраторами. Для этого давайте для начала познакомимся с известным русским художником-иллюстратором Иваном Яковлевичем Билибиным.

Учитель показывает иллюстрации, рассказывает:

Иван Билибин, сын военно-морского врача, собирался стать юристом: закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета. Но одновременно он занимался в Рисовальной школе при императорском Обществе Поощрения Художеств, а ещё в мастерских известных художников, например, у Репина. Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: "Царевна-лягушка", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна". За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к "Сказке о золотом петушке" и "Сказке о царе Салтане". Так юрист стал известным художником. Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество.

В конце прошлого занятия я попросила вас освежить в памяти "Сказку о царе Салтане". Поднимите руки, кто прочитал. Молодцы. Если у кого-то по каким-либо причинам это сделать не получилось - не расстраивайтесь. Сейчас я вам прочитаю несколько отрывков из этой сказки, чтобы каждый мог выбрать, какой сюжет ему больше нравится. Закройте глаза, включите воображение и внимательно слушайте и представляйте.


) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

"Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

"Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".

2) Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

3) Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной -

И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть…

4) Каждый день идет там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге -

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит.

5). Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает -

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.


Каждый придумал, какой он сюжет будет рисовать? За сегодняшнее занятие мы сделаем небольшой рисунок-эскиз для нашей будущей работы и перенесём его на большой лист.

Но перед тем, как мы приступим к выполнению эскиза, мы должны познакомиться с понятием "композиция". Кому-нибудь оно уже знакомо? Композиция - это искусство расположения предметов на листе. Если в рисунок ничего не хочется добавить и ничего не хочется из него убрать, значит, композиция хорошая и гармоничная. Посмотрите на доску - здесь показаны пример хорошей и пример плохой композиции. Который из них хороший? Созданию хорошей композиции способствует формат листа. Для какой-то картинка хорошо подойдёт горизонтальный, для какой-то - вертикальный. Например, для рисунка с богатырями может подойти только горизонтальный формат - иначе они бы все там не поместились.

Всё, теперь мы можем приступать к работе. Достаём карандаши и ластики. Подумайте:

·Как вы расположите лист для своей иллюстрации и почему?

·Что будет нарисовано и какого размера?

·Что будет главным в вашей иллюстрации, а что будет являться фоном и окружать персонажей?

·Сколько места отведено для изображения земли, неба?

3) Рисование эскиза (40 мин.):

Учитель раздаёт ученикам листочки А4. Эскиз делается с большим количеством деталей. Дети работают, учитель следит за ходом выполнения работы, проверяет, у всех ли всё правильно получается, при необходимости даёт кому-то совет и помогает преодолеть трудности.

) Перерыв (10 мин.)

Физкультминутка. Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то

правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.

Следить за спиной.)


Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

А над морем - мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

А сейчас мы с вами, дети

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре -

Вот летит ракета ввысь! (1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют "купол ракеты"; 3-4 - основная стойка.)

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)


) Перенос эскиза на большой лист (55 мин.);

Когда эскизы готовы, учитель разрешает ученикам переносить их на лист А2.

) Подведение итогов (5 мин.).

Мольберты с рисунками выставляются в ряд, учитель замечает и озвучивает удачные находки и решения учащихся, хвалит. Мягко говорит о распространённых ошибках и просит впредь их учитывать. Можно спросить учеников, чья работа им больше всего нравится (кроме своей). Таким образом можно выставить оценки, учитывая собственное мнение учащихся.

Что мы сегодня узнали? Что такое композиция? Кто скажет мне, с каким художником мы познакомились сегодня?

Все сегодня хорошо постарались. Урок окончен, до свидания!

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

План урока

1.Тема урока: "Иллюстрирование "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина" (занятие 2)

2.Вид урока: тематическое рисование.

3.Тип урока: комбинированный урок.

.Цель урока: Обводка контуров иллюстрации и рисование фона цветом.

.Задачи урока

Образовательная:

1) Провести проверку знаний, полученных на прошлом уроке (что такое композиция, с каким художником ученики познакомились);

) Познакомить учеников с билибинской техникой выполнения иллюстрации;

) Воспитательная:

1) Способствовать формированию таких качеств как старательность, усидчивость, внимательность, аккуратность.

) Способствовать формированию уважительного отношения к труду;

Развивающая:

1)Способствовать развитию навыков работы гуашевыми красками.

.Материалы для ученика: работа, начатая на прошлом занятии, гуашевые краски, кисточка (щетина), баночка для воды, тряпочка, фартук.

7.Материалы для учителя:

1)Иллюстрации И.Я. Билибина к сказкам "Царевна лягушка", "Сказка о царе Салтане", "Марья Моревна"; репродукции картин В.М. Васнецова "Богатыри", "Витязь на распутье"; репродукция картины М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь";

2)Пособия с правильным и неправильным использованием цвета;

)Методическое пособие по созданию иллюстрации (этапы 3 и 4).

)Наглядные пособия с древнерусскими костюмами: мужскими и женскими.

8.Этапы урока:

1)Организационный момент (10 мин.);

2)Беседа (10 мин.);

)Рисование (50 мин.);

)Перерыв (10 мин.);

)Рисование (50 мин.);

)Подведение итогов (5 мин.).

Конспект урока

1) Организационный момент (10 мин.):

Дети достают принадлежности для рисования, обустраивают своё рабочее место. Учитель отмечает в журнала присутствующих и следит за тем, чтобы все как следует подготовились.

) Беседа (10 мин.):

Здравствуйте, ребята!

С каким понятием мы познакомились на прошлом занятии? Оно помогает нам построить гармоничное изображение (композиция). А кто помнит, как зовут художника, с которым мы познакомились на прошлом занятии? (Иван Билибин)

Правильно. Давайте ещё раз внимательно посмотрим на рисунки этого художника. Все эти иллюстрации чем-то похожи между собой. Какие общие черты вы можете выделить? (чёрная линия обводки, большие чистые (локальные) цвета, множество узоров)

Молодцы. Стиль, который включает в себя эти черты, так и прозвали - "билибинский". Иван Билибин работал тушью (обводка) и акварелью (цвет). Мы сегодня с вами будем работать гуашью. Вы уже с ней знакомы, но прежде вы ей пользовались как живописным материалом, а не графическим. Сегодня мы с вами занимаемся графикой, а не живописью, поэтому мы ей будем не писать, а рисовать и, например, в работе мы будем использовать чёрный цвет, в отличие от живописи.

композиция иллюстрация сказка салтан

На прошлом занятии все мы выполнили эскиз нашей иллюстрации и перенесли на большой формат. Сегодня мы делаем обводку и рисуем краской. Старайтесь обводить свой рисунок тонко.

Когда вы начнёте работать цветом, вам не нужно будет искать оттенки внутри одного цвета. Если вы рисуете красное платье - оно полностью будет одного оттенка. Но этот самый оттенок тоже нужно будет найти. Не берите никогда чистый цвет из банки. Смешивайте два-три цвета. Обратите внимание на доску. Здесь показаны две картинки. Это работы двух художников: один из них правильно работает цветом, а другой - нет. Как вы думаете, какая из картинок какому художнику принадлежит?

Когда начнёте вводить цвет, постарайтесь им рисовать очень близко к контуру, не оставляя белой бумаги, но и не заходя на чёрный контур, иначе он может смешаться с вашим цветом.

) Рисование (50 мин.):

Дети работают, учитель следит за ходом выполнения работы, проверяет, у всех ли всё правильно получается, при необходимости даёт кому-то совет и помогает преодолеть трудности.

) Перерыв (10 мин.):

Физкультминутка. А часы идут, идут


Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Физкультминутка. Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Бегут, бегут со двора

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)

Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)

Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)

Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)

Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)


) Рисование (50 мин.)

(действия учителя и учеников совпадают с этапом №3)

) Подведение итогов (5 мин.):

Мольберты с рисунками выставляются в ряд, учитель замечает и озвучивает удачные находки и решения учащихся, хвалит. Мягко говорит о распространённых ошибках и просит впредь их учитывать. Можно спросить учеников, чья работа им больше всего нравится (кроме своей). Таким образом можно выставить оценки, учитывая собственное мнение учащихся.

Что мы сегодня узнали? Что такое билибинский стиль? Что вам больше всего понравилось на уроке?

Все сегодня хорошо постарались. Урок окончен, до свидания!

План урока

1.Тема урока: "Иллюстрирование "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина" (занятие 3)

2.Вид урока: тематическое рисование.

3.Тип урока: комбинированный урок.

.Цель урока: Рисование цветом персонажей и окружающих их предметов, проработка деталей иллюстрации.

.Задачи урока

Образовательная:

1) Закрепление понятий, изученных на прошлых занятиях (что такое композиция, билибинская техника);

Воспитательная:

1) Способствовать формированию таких качеств как старательность, усидчивость, внимательность, аккуратность.

) Способствовать формированию уважительного отношения к труду;

Развивающая:

1)Способствовать развитию навыков работы гуашевыми красками.

.Материалы для ученика: работа, начатая на прошлых занятиях, гуашевые краски, кисточка (щетина), баночка для воды, тряпочка, фартук.

7.Материалы для учителя:

1)Иллюстрации И.Я. Билибина к сказкам "Царевна лягушка", "Сказка о царе Салтане", "Марья Моревна"; репродукции картин В.М. Васнецова "Богатыри", "Витязь на распутье"; репродукция картины М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь";

2)Пособия с правильным и неправильным использованием цвета;

)Методическое пособие по созданию иллюстрации (этап 4).

)Наглядные пособия с древнерусскими костюмами: мужскими и женскими.

8.Этапы урока:

1)Организационный момент (10 мин.);

2)Беседа (5 мин.);

)Рисование (50 мин.);

)Перерыв (10 мин.);

)Рисование (50 мин.);

)Подведение итогов (10 мин.).

Конспект урока

1) Организационный момент (10 мин.):

Дети достают принадлежности для рисования, обустраивают своё рабочее место. Учитель отмечает в журнала присутствующих и следит за тем, чтобы все как следует подготовились.

) Беседа (5 мин.):

Добрый день, ребята!

Давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлых занятиях. Кто мне скажет, что такое "композиция"? (расположение предметов на листе)

Какую композицию мы называем гармоничной? (такую, откуда не хочется выкинуть ничего лишнего и ничего не хочется добавить)

Правильно. А с каким художником мы с вами познакомились? (Иван Билибин). А какие черты присущи технике, которая называется "билибинской"? (чёрная линия обводки, большие чистые (локальные) цвета, множество узоров).

Молодцы! Сегодня мы продолжаем работать цветом. Сегодня мы нарисуем наших главных персонажей и окружающие их предметы, а также обогатим свой рисунок деталями, которые мы нарисовали на эскизе, а на большой лист переносить не стали. Когда вы закрасите лица персонажей, вам нужно будет подождать, пока краска высохнет, тогда маленькой кисточкой вы нарисуете им лица. То же самое относится и к прочим мелким деталям: пуговкам, кольчуге, украшениям, узорам и так далее.

) Рисование (50 мин.)

Дети работают, учитель следит за ходом выполнения работы, проверяет, у всех ли всё правильно получается, при необходимости даёт кому-то совет и помогает преодолеть трудности.

) Перерыв (10 мин.)


Физкультминутка. Белки

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Будем прыгать, как лягушка

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка-попрыгушка.

За прыжком - другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Ванька-встанька

Ванька-встанька, (Прыжки на месте)

Приседай-ка. (Приседания.)

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)


) Рисование (50 мин.)

(действия учителя и учеников совпадают с этапом №3)

) Подведение итогов (10 мин.):

Мольберты с рисунками выставляются в ряд, учитель замечает и озвучивает удачные находки и решения учащихся, хвалит. Мягко говорит о распространённых ошибках и просит впредь их учитывать. Можно спросить учеников, чья работа им больше всего нравится (кроме своей). Таким образом можно выставить оценки, учитывая собственное мнение учащихся.

Мы с вами проделали очень большую и хорошую работу. Вы очень старались, и вам удалось передать сказочную атмосферу произведения. Что особенно интересного было во время этого задания? Что нового мы открыли, узнали, пережили? Чему новому научились? О чем из того, что узнали на уроке, вы расскажете дома: родителям, родственникам, друзьям?

Молодцы, ребята. Урок окончен, до свидания!