Ценностные ориентации старшеклассников

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ценностные ориентации старшеклассников

Содержание

Введение

Глава 1. Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий

.1 Понятие ценности в зарубежной психологии

.2 Понимание ценности в отечественной психологии

.3 Классификация ценностей

.4 Ценностные ориентации старшеклассников

Выводы по первой главе

Глава 2. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения

.1 Организация эксперимента

.2 Методики исследования

.3 Изучение ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность выбранной темы выражает содержательное отношение современного человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.

Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему "транслирует" именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая "размытость" общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

В научной литературе существует множество различных определений понятия "ценность". Их настолько много, что, по мнению Н. Решера, горячее желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей явилось, похоже, единственной точкой согласия для них. В нашем теоретическом обзоре мы попытаемся рассмотреть и сопоставить позиции различных авторов, касающихся проблемы ценностей, наиболее подробно остановившись на вопросах ценностных представлений подростков.

Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Объект исследования - формирование ценностных ориентаций у старшеклассников.

Предмет исследования - влияние типа образовательного учреждения на ценностные ориентации старшеклассников в процессе обучения.

Цель данной работы - исследовать ценностные ориентации старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения.

В работе ставится следующая гипотеза: существуют различия в ценностях - целях и ценностях - средствах удовлетворения своих потребностей, а также в обобщенных смысловых установках старшеклассников, обучающихся в лицее и общеобразовательной школе.

Задачи работы:

1)Изучить литературу по данной теме.

2)Проведение исследования по выявлению ценностных ориентаций и обобщенных смысловых установок.

)Анализ полученных данных.

)Обсуждение результатов.

Глава 1. Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий

.1 Понятие ценности в зарубежной психологии

Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [24].

В более общих определениях понятию "ценность" может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта: а) Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков. в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [23].

Понятию "ценность", как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. "Суперэго" Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. Фрейд в своих работах указывает на три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения - оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей Ид и Эго. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. По словам Фрейда, "суперэго ребенка в действительности конструируется … по модели суперэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению" [21].

Прегенитальная ориентация у З. Фрейда характеризуется такими чертами личности, как жадность, зависимость, стремление к скупости, тогда как генитальная ориентация характеризуется продуктивным, зрелым характером, более высоким в этическом отношении. Таким образом, характерология Фрейда подразумевает, что добродетель является естественной целью человеческого развития, однако связь между характером и этикой высказывается неявно. Как справедливо отмечает Э. Фромм, "она и должна оставаться довольно путаной, частью из-за противоречия между фрейдовским релятивизмом и имплицитным признанием гуманистических этических ценностей, частью из-за того, что Фрейд, уделяя главное внимание изучению невротического характера, недостаточно внимания уделял анализу и описанию генитального и зрелого уровней развития характера" [22].

Психоаналитическую теорию личности Фрейда можно отнести к числу психодинамических, использующих для описания личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь, его потребности и мотивы. Однако, по Фрейду, основные потребности и мотивы поведения самой личностью неосознаваемы и находятся в состоянии конфликта с социальными нормами. В этой связи совершенно справедливо высказывание Б.В. Зейгарник: "неприемлемым в учении Фрейда в методологическом отношении является для нас не факт признания бессознательного, а его трактовка как явления, противоречащего сознанию, - это, во-первых, а во-вторых, признание того, что основным механизмом развития личности является биологическая потребность, удовлетворение которой не может произойти из-за социальных нормативов, что все атрибуты сознательной жизни человека представляют собой лишь символы вытесненных биологических потребностей" [16]. Эту же критику можно отнести и к представителям инстинктивизма и бихевиоризма. В данных направлениях утверждается, что все мотивы человеческого поведения направлены к "редукции напряжения". По мнению Э. Фромма, "это представление о биологически имманентных ценностях. Доводы некоторых представителей этого направления мысли сводятся к тому, что такие переживания, как любовь, преданность, групповая солидарность, коренятся в соответствующих чувствах животных" [22].

Многие неофрейдисты, в частности, Э. Фромм, пытались социологизировать теорию Фрейда. Так, по мнению Фромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства.

Фромм делит их на две категории:

а) официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности.

б) действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).

Вторая группа является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, "... в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия" [22]. Фромм подчеркивает известную автономию по отношению к органическим потребностям, социальный и исторический характер собственно человеческих потребностей и мотивов. Пытаясь объединить социологический и психоаналитический подходы, Э. Фромм соотносит прегенитальный и генитальный типы ориентации З. Фрейда с "непродуктивным" и "продуктивным" типами ориентаций, отличающимися направленностью на различные системы ценностей. Им выделяется несколько типов непродуктивной ориентации: рецептивный (получающий), эксплуататорский (берущий), накопительский (сохраняющий) и рыночный (обменивающий). Продуктивная ориентация (производящий, дающий тип характера), по словам Э. Фромма, отличается подчинением всех усилий человека целям роста и развития всех его потенций [22]. Однако в трактовке исторических и социальных событий Э. Фромм апеллирует к психологическим механизмам.

Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности. Социальный характер он определяет как "более или менее постоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремлений индивидуума и его возможностей их удовлетворить" [21]. По его мнению, источником ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное мировоззрение человека или социальная среда, признающая, одобряющая или отвергающая те или иные ценности. Д. Рисмен как основные описывает исторически обусловленные "ориентированный изнутри" и "ориентированный извне" типы социального характера.

Поведение первого определяется интернализованными в раннем детском возрасте нормами, ценностями и жизненными принципами. "Ориентированная изнутри" личность является более целеустремленной, динамичной, предприимчивой, более открытой к переменам и нововведениям, требующей или осуществляющей "позитивное лидерство".

Поведение "ориентированной извне" личности определяется не собственными принципами, а "другими", т.е. ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. При этом "ориентированный извне" человек характеризуется не только слабым "суперэго", представляющим собой интернализованую систему норм и ценностей, но и слабым самостоятельным "Я". Такой человек обезличен, стандартизован современным потребительским обществом, пассивен и становится объектом манипулирования [19].

Анализ связей между ценностями личности и общества осуществлялся также при исследованиях социальной установки. У. Томас и Ф. Знанецкий понимали под социальной установкой состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. Поведение личности в обществе оценивалось ими с точки зрения "социальной ситуации", включающей в себя социальные нормы и ценности, социальную установку индивида, и определение им ситуации. Определение ситуации индивидом, исходя из собственных установок или групповых норм, позволяет судить о его степени приспособляемости к социальному окружению, конформности. На этой основе У. Томас и Ф. Знанецкий выделили три типа личности: мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости), и творческий (единственный, определяющий развитие общества и культуры) [15].

Описание социально обусловленных факторов развития личности можно встретить и у другого представителя неофрейдизма - К. Хорни. Основной мотивацией человеческих поступков объявляется "коренная тревога" - это фиксированное внутреннее свойство психической деятельности. Исходя из этого, К. Хорни выделяет типы поведения: потребность в любви и привязанности; стремление к власти, престижу и обладанию; отвращение к соперничеству; невротическое чувство вины [10].

Таким образом, для теории З. Фрейда и его последователей свойственны врожденность и фатальность механизмов развития личности, а также противоречие между потребностями личности и социальными нормами.

Совершенно иной подход к проблеме ценностных ориентаций в структуре личности сложился в "понимающей психологии". Э. Шпрангер, развивая учение В. Дильтея о том, что задача психологии состоит в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций [24], полагал, что "психология является описательной и понимающей наукой, а не нормативной" [24]. Шпрангер считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. По Шпрангеру, ценностная ориентация личности - продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа.

Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности:

) теоретический человек - основная ценность - это поиск истины;

) экономический человек - основной акцент делается на полезных и практических ценностях;

) эстетический человек - наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствия ситуации.

) социальный человек - главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству;

) политический человек - основная ценностная направленность - личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики;

) религиозный человек - ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы [24].

Выделенные типы не представляют собой некую классификацию людей, они лишь показывают их различия не по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека. Эти типы трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий, т.е. абстрактно-метафизически.

Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей - смысловых образований ставится представителями гуманистического направления.

Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации "бытийных" ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности [13]. Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку. "Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть там найдены" [13]. Он выделяет две группы ценностей:

а) Б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);

б) Д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована. Маслоу не обращается эксплицитно к Д-ценностям.

Таким образом, ценности у Маслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности. Описанные Э. Шостромом на основе теории А. Маслоу характеристики "манипулятора" и "актуализатора" во многом совпадают с характеристиками "ориентированного извне" и "ориентированного изнутри" типами Д. Рисмена. "Манипулятор" Э. Шострома, в частности, не осознает действительного значения жизни, зависим от оценки со стороны окружающих и стремится произвести впечатление, старается контролировать ситуацию и сам становится объектом контроля, загоняет свою самобытность вглубь и повторяет, копирует чьи-то поведенческие модели, т.е. ориентируется на ценности других. "Актуализатор", напротив, является "внутренне направляемой личностью", способен сам сформировать свое мнение о жизненных принципах и ценностях, имеет "автономную и самоподдерживающуюся ориентацию" и обладает свободой реализовать свой потенциал [21].

Концепция личности В. Франкла, сложившаяся в рамках экзистенциальной психологии, по многим своим положениям близка гуманистической психологии. Созданная Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности. Центральным звеном этой системы выступает понятие "смысл жизни". Франкл считает, что "важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент" [9]. Согласно Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя путями:

) совершая дело (подвиг);

) переживая ценности;

) путем страдания.

Исходя из этого, им выделяются три группы ценностей - смысловых универсалий, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории [5].

Первую группу составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем их реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность.

Вторая группа - это ценности переживания. По Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. "Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности" [5]. Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни.

Таким образом, ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. В этой связи примечательна точка зрения М. Рокича. Он определяет ценности как "... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования" [18].

По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками:

) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

) ценности организованы в системы;

) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М. Рокич выделяет два класса ценностей:

а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность [23]. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

.2 Понимание ценности в отечественной психологии

В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности.

В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн), в других центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев), в третьих личность исследуется в связи с общением (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) или в связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили).

Несмотря на различие трактовок личности в отечественной психологии, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как "основная жизненная направленность" (Б.Г. Ананьев), "динамическая тенденция" (С.Л. Рубинштейн), "смыслообразующий мотив" (А.Н. Леонтьев), "доминирующие отношения" (В.Н. Мясищев). По мнению Б.Ф. Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [24]. "В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие" [19].

Из вышесказанного следует, что понятие личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. Исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности, по мнению Б.Г. Ананьева, является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, - характер и склонности человека [3]. В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития.

С.Л. Рубинштейн также писал, что "ценности - ...производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека" [11].

По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [7].

Анализируя функционирование ценностей в процессе жизнедеятельности, следует исходить из отношения субъект-объект, т.е. какие значения приписываются субъектом объектам внешнего мира, как он их переживает и оценивает. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечает В.П. Тугаринов, "отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни" [3].

Он условно делит их на три категории:

. Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.

. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.

. Духовные ценности - образование, наука, искусство. Направленность личности на те или иные ценности - по В.П. Тугаринову - составляет ее ценностные ориентации [19].

О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок [14].

Предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются "знаками", опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде "значения" предметов, получивших социальную санкцию.

А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич под предметными ценностями понимают "любые материальные или идеальные явления ради получения, сохранения и обладания которыми индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, то есть ценности - это то, ради чего люди живут" [4]. Они выделяют две категории ценностей:

. Сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности (трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, вера, милосердие и др.).

. Фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности. Субъективные ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности, такой формой, которая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности, "кодирует" это содержание в виде готовых регулятивов и оценок, позволяет ему мыслить и действовать в социальной действительности, следуя сложившимся стереотипам и установкам [12].

В.Н. Мясищев предложил трактовку субъективных ценностей как осуществленного в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействиях плана личностных отношений. Это расширяет контекст реализации ценностных отношений, включая в него человеческое общение [7].

В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А.Н. Леонтьева, понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой [9].

По мнению Г.Н. Выжлецова, субъект-субъектные и субъект-объектные отношения не раскрывают всей сущности ценностей. Он считает, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются межсубъектными отношениями и в них же, в свою очередь, реализуются [8]. Однако, по нашему мнению, в данной трактовке ценности приобретают надындивидуальный характер, где теряется понятие личность.

Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценностей - это их отношение к потребностям человека. Он определяется как объектом, выполняющим функцию ценностей, так и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе. В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, В.Ф. Сержантов делит ценности на две категории - материальные и духовные.

Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами:

. Физический статус;

. Техническое устройство;

. Праксеологические функции;

. Социально-экономическая форма.

Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами:

. Информационное содержание и истинностная характеристика;

. Материальное воплощение;

. Аксиологическая функция;

. Социально-экономическая форма.

По мнению В.Ф. Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенный смысл. При этом в состав значений включаются такие компоненты, которые характеризуют их как ценности, "... т.е. их социально опосредованные функционально-праксеологические определения" [19].

На двойственный характер ценностей указывает и Ю.А. Шерковин. Ценности становятся фактом сознания благодаря опыту. Поскольку природа опыта социальна и одновременно индивидуальна, ценности также приобретают двойственный характер. "Они социальны, поскольку обусловлены опытом в связи с положением человека в обществе, системой воспитания, системой усвоенных им от общества и групп значений, и одновременно индивидуальны, поскольку в них сосредоточен неповторимый жизненный опыт данного лица, своеобразие его интересов и потребностей, его привычки и усвоенные типы поведения" [14].

По мнению Ю.А. Шерковина, социальные ценности имеют двойное значение. Во-первых, они являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру [11].

Чешский исследователь Я. Гудачек, как и большинство отечественных авторов, также указывает на два основных значения понятия "ценность":

. Ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей;

. Ценности в смысле значимости (ценности, конкретной ценности или системы ценностей) для индивида.

Значимость ценности для индивида можно понимать в трех значениях: а) качества вещей, к которым направлены усилия человека, или которые удовлетворяют его потребности;

б) положительно оцениваемые индивидом объекты;

в) критерий, на основании которого разные объекты подлежат оценке [9].

Важно подчеркнуть, что ценности не существуют вне отношения "субъект-объект". Как отмечает Е.А. Климов, их не следует отождествлять с чем-то существующим независимо от субъекта. "Ценность - это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде" [15].

1.3 Классификация ценностей

Бобнева М.И. указывает на то, что ценности и ценностные представления, как высшие качественно определенные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности [3]. Исходя из этого, их можно подразделять на ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства.

Болгарский исследователь В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности следующим образом:

. Ценности существующие или наличные - актуальные.

. Ценности целевые или мыслимые - желаемые, возможные.

При дальнейшем анализе целевых ценностей, их можно классифицировать как ценности-цели и ценности-идеалы, далее ценности-желания и ценности-должного (нормативные) [19].

С точки зрения диспозиционной концепции В.А. Ядова, рассматривающего диспозиции личности (осознание готовности личности к оценке ситуации и поведению, обусловленной ее предшествующим опытом) как иерархически организованную систему, вершину которой образует общая направленность интересов и система ценностных ориентаций, как продукт воздействия общих социальных условий, можно предложить в качестве основания группировки ценностей определенные состояния модальности диспозиций (активированные, "дремлющие", относящиеся к центральным потребностям и к "периферийным") [8].

Можно выделить немало классификационных моделей, в которых ценности структурируются по предмету или содержанию объектов, на которые они направлены (социально-политические, экономические, нравственные), по субъекту отношения (общество, класс, социальная группа, коллектив, индивид). Венгерский исследователь Ф. Патаки предлагает следующую классификацию ценностей:

. Общественно-политические ценности (общественная жизнь, личная жизнь, оценочное отношение к общественным перспективам, патриотизм, интернационализм и т.п.);

. Коллективистские ценности (солидарность, совместное действие, способность согласования и подчинения личных интересов, дисциплина и т.п.);

. Интерперсональные ценности, или ценности-отношения (дружба, секс, отношение к взрослым и ровесникам, а также оценка их поведения);

. Объективированные ценности (наука, искусство, интеллигентность, мораль);

. Ценности "Я" (личные перспективы, карьера, выбор профессии, самоосуществление);

. Предметные ценности (предпочтительное поведение и оценка прежде всего предметов потребления) [23].

Типологии личности или характера на основе различий в ценностных ориентациях в отечественной (как, впрочем, и в зарубежной) психологии конструировались преимущественно на основе направленности на какую-либо доминирующую ценность или группу ценностей. Так, А.Ф. Лазурский разработал собственную типологию личностей на основе их отношений к различным явлениям, объектам и ценностям [20]. В основе классификации А.Ф. Лазурского находится преобладание внешних или внутренних источников развития личности ("экзопсихики" или "эндопсихики"). В зависимости от проявлений эндо- и экзопсихического, особенностей приспособления к среде, уровня "одухотворенности", ценностей, идеалов и принципов им выделяется 15 типов, относящихся к низшему, среднему или высшему уровню личности, при этом для выделения групп личности одновременно берутся достаточно разные основания.

Выделяемые в данной классификации типы личности, как и типы характера Э. Шпрангера, Э. Фромма, Д. Рисмена, У. Томаса и Ф. Знанецкого, являются по существу идеальными или культурно-историческими, т.е. представляют собой абстрактно-теоретические конструкции. Кроме того, все приведенные типологии имеют явный или подразумеваемый оценочный характер. Сам подход к выделению типов личности на основе только какой-либо ведущей ценности позднее справедливо критиковался различными авторами, в частности, уже упоминавшимся М. Рокичем.

Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида. По мнению В.Ф. Анурина, потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. Внешние условия могут, в зависимости от ценностных ориентаций, вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. Личность соотносит возникающую потребность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентаций. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности [5].

И.Н. Истомин рассматривает ценностные ориентации как определенную категорию установок. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, существенно определяющая его дальнейшее поведение. Ценностные ориентации, являясь элементом мотивационной структуры личности, состоят из комплекса различных социальных установок. На основе ценностных ориентаций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. По его словам, "состояние нужды в тех или иных предметах предстает как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией" [12]. Таким образом, общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция по отношению к действительности.

В.Б. Ольшанский дает следующее определение ценностей: "Ценности своеобразные маятники, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано - либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации". "Субъект избирает материал в соответствии с уже имеющейся у него точкой зрения" [18].

Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия (целей и средств), основания для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя "границы действия", т.е. не только направляют, но и регулируют эти действия [23]. Г.Л. Будинайте [6] и Т.В. Корнилова оперируют понятием "личностные ценности". Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации "моральных решений" и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.). В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Личностные ценности являются специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах. Они формируются и проявляются в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях и функционируют как определенный уровень развития смысловых образований. Личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, "но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я" [6].

Вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения подтвержден и социологическими исследованиями, проведенными под руководством В.А. Ядова.

В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения. Как справедливо отметила В.Г. Алексеева, "чем меньше расхождений и противоречий между индивидуальными и групповыми ориентациями, и чем в большей степени групповые ориентации учитывают общественные и личные интересы членов коллектива, тем оптимальнее его психологический климат" [1].

В рамках стратометрической концепции коллектива, разработанной А.В. Петровским, второй уровень (страта) межличностных отношений в группе представлен отношениями опосредствованными содержанием групповой совместной деятельности, ее целями и задачами, принятыми в группе принципами и ценностными ориентациями, "...которые в конечном счете являются проекцией идеологических конструкций, функционирующих в обществе" [20]. Одним из основных показателей сплоченности группы является ценностно-ориентационное единство - фактор, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов и ценностей, наиболее значимых для группы в целом [19]. Таким образом, ценностные ориентации ощутимо сказываются на различных сторонах жизнедеятельности группы: от личной адаптации входящих в нее членов до ее продуктивности.

.4 Ценностные ориентации старшеклассников

В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентации личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентации в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентации с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и т.д.

Исследуется специфическая роль содержательно-смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных ориентации личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в юношеском возрасте.

Для этого возраста помимо традиционных ценностей социума особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентации важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мнениями. Однако процесс становления системы ценностных ориентации может и тормозиться, приводя к возникновению феномена нравственного инфантилизма, который в последнее время вызывает беспокойство все большего числа психологов и педагогов. [14]

Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности.

Под обособлением А.В. Мудрик понимает внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой она принадлежит в следствие достижения ею определенного уровня самосознания. Как вне процесса общения невозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособления невозможно личностное присвоение этого опыта. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность. [14]

И.С. Кон считает главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность.

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентации предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентации стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой ценностных ориентации, несмотря на специфику подходов к ней, система ценностных ориентации во многом определяет формирование личности человека. К сожалению, далеко не все результаты можно сравнить между собой, так как различные авторы рассматривают феномен ценностных ориентации с позиций различных психологических направлений. Проблема ценностных ориентации должна быть решена с позиций целостного, системного подхода к изучению человеческой индивидуальности, что выражает наиболее прогрессивную тенденцию современной науки. Этот подход наиболее близок нашему пониманию ценностных ориентации, основанному на теории интегральной индивидуальности, что позволяет рассматривать ценностные ориентации как сложное, многокомпонентное, иерархически организованное образование, детерминированное, с одной стороны, факторами социализации, с другой стороны - всей системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Возможность такого подхода дает концепция интегральной индивидуальности B.C. Мерлина. [12]

Учитывая распространение в науке системного подхода, в рамках концепции интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, можно говорить об еще одной функции ценностных ориентации - системообразующей. Исходя из этого, можно предположить, что существуют различные типы ценностных ориентации, способствующие гармонизации личности, становлению целостной индивидуальности, формирующиеся самим человеком. Эти типы ценностных ориентации суть проявление социальной активности - ведущей деятельности в раннем юношеском возрасте, выступающей в качестве опосредствующего звена в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. [12].C. Мерлин был первым, кто выдвинул гипотезу о ценностных ориентациях как возможном опосредствующем звене в интегральной индивидуальности.

Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Ценностные ориентации человека во многом определяют его жизненные и профессиональные планы. Это очень важно для старшеклассников, поскольку особенностью старшего подросткового возраста является потребность в профессиональном самоопределении. Удовлетворение этой потребности через познание своих способностей, интересов, склонностей является одним из факторов, влияющих на психологическое здоровье человека. Оказание своевременной помощи в этом направлении - это одна из главных задач школьного психолога.

Ценностно-смысловая сфера, как объект психологического исследования, не может быть ограничена системой ценностей и личных смыслов в узком их понимании. Исследование ценностно-смысловой сферы личности должно включать и изучение особенностей мотивационно-потребностных характеристик, структур самосознания, социально-психологических условий ее формирования.

Выводы по первой главе

Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.

Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Ценностные ориентации человека во многом определяют его жизненные и профессиональные планы. Это очень важно для старшеклассников, поскольку особенностью старшего подросткового возраста является потребность в профессиональном самоопределении. Удовлетворение этой потребности через познание своих способностей, интересов, склонностей является одним из факторов, влияющих на психологическое здоровье человека. Оказание своевременной помощи в этом направлении - это одна из главных задач школьного психолога.

Глава 2. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения

.1 Организация эксперимента

Теоретический обзор 1 главы позволил обосновать экспериментальную часть исследования, целью которого является исследование ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения.

Гипотеза: существуют различия в ценностях - целях и ценностях - средствах удовлетворения своих потребностей, а также в обобщенных смысловых установках старшеклассников, обучающихся в лицее и общеобразовательной школе.

В экспериментальной части выделяются следующие задачи:

) Сформировать группу испытуемых.

) Подобрать методики исследования.

) Изучить ценностные ориентации старшеклассников.

) Проанализировать и обсудить полученные результаты.

Исследование проводилось на базе лицея №34 и школы №36 г. Тюмени. В исследовании приняли участие 24 человека 15-17 лет, обучающихся в 10 классе лицея №34, а также 28 старшеклассника школы №36.

.2 Методики исследования

) Методика М. Рокича "Ценностные ориентации".

Цель: изучить систему ценностных ориентаций личности.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу концепции и "философии жизни". Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Школьнику предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) на листках бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор терминальных ценностей, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: "Сейчас вам будет предъявлен лист с обозначением ценностей. Ваша задача - расставить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в жизни.

Внимательно изучите предложенный вам список и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберете вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же самое с остальными ценностями. Наименее важная останется на последнем месте.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию" (см. приложение 1).

2) Методика диагностики обобщенных смысловых установок.

Решающую роль среди регуляторов поведения играют та называемые обобщенные смысловые установки. Смысловую установку можно определить как внутренний механизм регуляции протекающей деятельности, обеспечивающий соответствие деятельности ее мотиву. Смысловые установки содержат в себе три тесно переплетающихся компонента:

информационный (взгляды человека на мир и образ того к чему он стремится);

эмоционально-оценочный (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам);

поведенческий (готовность действовать определенным образом по отношению к объекту, имеющему личностный смысл).

Традиционное использование теста незаконченных предложений диагностирует, прежде всего, информационный и поведенческий компоненты смысловой установки, эмоционально - оценочный же компонент чаще всего при этом не проявляется или проявляется косвенно.

В данной модификации данный компонент выявляется. Суть ее в следующем: после завершения каждого предложения субъект дополнительно должен оценить свое отношение к сообщаемому факту, поступку, переживанию. Благодаря этому тест приобретает свойство давать информацию о всех трех компонентах. Таким образом, по каждому предложению экзаменатор получает двойную проекцию: во-первых, - проекцию установки испытуемого к данному объекту, и, во-вторых, - проекцию его отношения к своей установке.

Испытуемому предлагается бланк с 64 незаконченными предложениями, условно поделенными на 8 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке), в котором нужно определить отношения к учебе, школе, семье, сверстникам, самому себе, окружающим, своему будущему, своему здоровью.

Обследование проводится в два этапа. На первом испытуемые завершают незаконченные предложения, на втором этапе производят оценку своего эмоционального отношения к содержанию данной концовки. При этом отношение выражается проставлением знака: положительное (+1), нейтральное (0) и отрицательное (-1) (см. приложение 2).

2.3 Изучение ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения

С помощью методики М. Рокича "Ценностные ориентации" были исследованы ценностные ориентации старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения.

Если ценностям были присвоены ранги от 1 до 5, то эти ценности занимают высокий уровень и они более значимы для испытуемого, от 5 до 13 - средний уровень значимости, от 13 до 18 - низкий уровень с наименьшей значимостью для испытуемого.

Результаты качественного анализа показали, что наиболее значимыми терминальными ценностями для старшеклассников лицея №34 являются наличие хороших и верных друзей, здоровье и любовь, а для старшеклассников школы №36 наиболее значимыми ценностями оказались здоровье, наличие верных друзей и свобода. Наименее значимыми ценностями для старшеклассников лицея и школы являются общественное признание, счастье других и красота природы и искусства.

Наблюдаются совпадения в рангах по следующим ценностям: 4 - уверенность в себе, 7 - развитие, 12 - жизненная мудрость, 16 - общественное признание, 17 - счастье других, 18 - красота природы и искусства.

Различия наблюдаются в 12-ти терминальных ценностях, например, таких как: друзья (старшеклассники лицея - 1, старшеклассники школы - 2), здоровье (лицей - 2, школа - 1), любовь (лицей - 3, школа - 9), свобода (школа - 4, лицей - 5), счастливая семейная жизнь (лицей - 6, школа - 5), активная деятельная жизнь (лицей - 8,5, школа - 6) и т.д.

Результаты ранжирования терминальных ценностей старшеклассников лицея №34 и школы №36 представлены в таблице 1.

Таблица 1:

Терминальные ценностирангСтар. лицеяСтар. школыДрузья12Здоровье21Любовь39Уверенность в себе44Свобода53Счастливая семейная жизнь65Развитие77Активная деятельная жизнь 8,56Интересная работа8,511Продуктивная жизнь1015Материально обеспеченная жизнь118Жизненная мудрость1212Познание1310Творчество1413Развлечения1514Общественное признание1616Счастье других1717Красота природы и искусства1818

Это может быть связано с тем, что для людей этого возраста одной из важных сфер жизни является сфера общения со сверстниками. Присвоение красоте самого низкого ранга может указывать на низкий уровень образования и культуры. В обществе начинает господствовать прагматизм, приоритеты смещаются в сторону материальных интересов.


Таблица 2:

Инструментальные ценностирангСтар. лицеяСтар. школыЖизнерадостность11Независимость22Ответственность33Образованность44Честность56Воспитанность65Самоконтроль77Смелость в отстаивании своих взглядов810Рационализм9,58Твердая воля9,511Эффективность в делах119Терпимость1214Чуткость1312Широта взглядов1413Исполнительность1515Аккуратность1616Непримиримость к недостаткам1717Высокие запросы1818

При анализе инструментальных ценностей наиболее значимыми для старшеклассников лицея и школы оказались такие ценности, как: жизнерадостность, независимость, ответственность и образованность, а наименее значимы - исполнительность, аккуратность, непримиримость к недостаткам и высокие запросы. Наиболее заметные различия наблюдаются в таких ценностях, как: честность (лицей - 5, школа - 6), воспитанность (лицей - 6, школа - 5), смелость в отстаивании своих взглядов (лицей - 8, школа - 10), рационализм (лицей - 9,5, школа - 8), твердая воля (лицей - 9,5, школа - 11), эффективность в делах (лицей - 11, школа - 9), терпимость (лицей - 12, школа -14), чуткость (лицей -13, школа 12) и широта взглядов (лицей -14, школа - 13).

Исследование обобщенных смысловых установок старшеклассников проводилось с помощью теста незаконченных предложений (методика обобщенных смысловых установок).

Таблица 3

СферарангСтар. лицеяСтар. школы1. Учеба4,51,52. Школа11,53. Семья6,564. Сверстники4,555. Я6,576. Люди237. Будущее888. Здоровье34

Из таблицы видно, что у старшеклассников лицея №34 существует серьезная психологическая проблема в сфере "Школа", так как именно этой сфере присвоен первый ранг, значит здесь преобладает наибольшая отрицательная установка, а у старшеклассников школы №36 существуют проблемы не только в сфере "Школа", но и в сфере "Учеба", так как им присвоены одинаковые ранги. Сфере "Будущее" присвоен самый низкий ранг, это означает, что здесь никаких проблем не наблюдается.

Это может быть связано с плохой успеваемостью в учебе, недостаточностью усвоения учебного материала, а может даже с неблагоприятными отношениями старшеклассников с учителями, что в целом негативно влияет на отношение к учебе и школе.

Исследование ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения позволило нам сравнить систему ценностей юношей и девушек лицея №34 и школы №36 и сформулировать частную гипотезу: существуют гендерные различия старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения.

В исследовании приняли участие 14 юношей и 10 девушек 15-17 лет, обучающихся в лицее №34 и 16 юношей и 12 девушек, обучающихся в общеобразовательной школе №36. Рассмотрим ранжирование терминальных ценностей у юношей и девушек лицея №34.

Таблица 4:

Терминальные ценностирангюношидевушкиДрузья11Здоровье22Свобода33Уверенность в себе45Счастливая семейная жизнь54Активная деятельная жизнь68Любовь77Материально обеспеченная жизнь813Развитие99Познание1012Жизненная мудрость1116Счастье других1214Творчество1310Интересная работа146Развлечения1515Продуктивная жизнь1617Общественное признание1711Красота природы и искусства1818

Из таблицы видно, что у юношей и у девушек на 1 месте - дружба, на втором - здоровье, на третьем - свобода. Также наблюдаются совпадения в рангах по следующим ценностям: 7 - любовь, 9 - развитие,15 -развлечения, 18 - красота природы и искусства. Наиболее заметные различия наблюдаются в таких ценностях, как: материально обеспеченная жизнь (юноши - 8, девушки -13), жизненная мудрость (юноши - 11, девушки - 16), интересная работа (юноши - 14, девушки - 6), общественное признание ( юноши - 17, девушки - 11).

В число наиболее значимых ценностей у юношей и у девушек попали: дружба, здоровье, свобода, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь. В число наименее значимых ценностей у юношей попали: интересная работа, развлечения, продуктивная жизнь, общественное признание, красота; у девушек: счастье других, развлечения, жизненная мудрость, продуктивная жизнь, красота.

Рассмотрим ранжирование инструментальных ценностей у юношей и девушек лицея №34.

Таблица 5:

Инструментальные ценностирангюношидевушкиЖизнерадостность14Независимость23Смелость в отстаивании своих взглядов36Честность41Широта взглядов511Воспитанность62Аккуратность77Самоконтроль85Образованность99Терпимость1012Твердая воля1114Ответственность128Эффективность в делах1315Чуткость1410Рационализм1513Исполнительность1616Непримиримость к недостаткам1717Высокие запросы1818

При анализе результатов можно выделить ряд особенностей, наиболее характерных для юношей и для девушек. Так юноши отнесли в разряд ценностей высокого уровня жизнерадостность, независимость, смелость в отстаивании своего мнения, честность, широту взглядов, а девушки - честность, воспитанность, независимость, жизнерадостность, самоконтроль.

В разряд ценностей низкого уровня юноши отнесли рационализм, исполнительность, непримиримость к недостаткам, высокие запросы; а девушки - эффективность в делах, исполнительность, непримиримость к недостаткам, высокие запросы.

Наблюдаются совпадения в рангах: 7 - аккуратность, 9 - образованность, 16 - исполнительность, 17 - непримиримость к недостаткам, 18 - высокие запросы.

Наиболее заметны различия в таких ценностях, как: жизнерадостность (юноши - 1, девушки - 4), смелость в отстаивании своих взглядов (юноши - 3, девушки - 6), честность (юноши - 4, девушки - 1), широта взглядов (юноши - 5, девушки - 11), воспитанность (юноши - 6, девушки - 2), терпимость (юноши - 10, девушки - 12), твердая воля (юноши - 11, девушки - 14), ответственность (юноши - 12, девушки - 8), чуткость (юноши - 14, девушки -10).

Рассмотрим ранжирование терминальных ценностей юношей и девушек, обучающихся в общеобразовательной школе №36.

Таблица 6:

Терминальные ценностирангюношидевушкиДрузья11Здоровье22Свобода33Активная деятельная жизнь45Любовь58Развитие610Уверенность в себе74Счастливая семейная жизнь 86Материально обеспеченная жизнь97Жизненная мудрость1013Познание119Интересная работа1211Развлечения1316Счастье других1412Творчество1515Продуктивная жизнь1614Общественное признание1717Красота природы и искусства1818Из таблицы видно, что у юношей и девушек на первом месте - друзья, на втором - здоровье и на третьем - свобода. Также наблюдаются совпадения в следующих ценностях: 12 - интересная работа, 17 - общественное признание и 18 - красота природы и искусства. Наиболее заметные различия наблюдаются в таких ценностях, как: активная деятельная жизнь (юноши - 4, девушки - 5), любовь (юноши - 5, девушки - 8), развитие (юноши - 6, девушки - 10), уверенность в себе (юноши - 7, девушки - 4), счастливая семейная жизнь (юноши - 8, девушки - 6).

Инструментальные ценности юношей и девушек общеобразовательной школы:

Таблица 7:

Инструментальные ценностирангюношидевушкиНезависимость12Жизнерадостность21Смелость в отстаивании своих взглядов36Широта взглядов45Самоконтроль57Аккуратность64Воспитанность73Терпимость88Образованность99Эффективность в делах1011Твердая воля1112Рационализм1213Честность1310Ответственность1414Чуткость1516Исполнительность1615Непримиримость к недостаткам1717Высокие запросы1818

При анализе инструментальных ценностей наиболее значимыми для юношей оказались независимость, жизнерадостность и смелость в отстаивании своих взглядов, а для девушек - жизнерадостность, независимость и воспитанность. Наименее значимыми и для юношей и для девушек оказались непримиримость к недостаткам и высокие запросы. Также наблюдаются совпадения в таких ценностях, как: 8 - терпимость, 9 - образованность и 14 - ответственность.

Наиболее заметны различия в следующих ценностях: широта взглядов (юноши - 4, девушки - 5), самоконтроль (юноши - 5, девушки - 7), аккуратность (юноши - 4, девушки - 4), воспитанность (юноши - 7, девушки - 4), эффективность в делах (юноши - 10, девушки - 11) и т.д.

Терминальные ценности юношей, обучающихся в лицее и общеобразовательной школе.

Таблица 8:

Терминальные ценностирангЮноши школыЮноши лицеяДрузья11Здоровье22Свобода33Активная деятельная жизнь46Любовь57Развитие69Уверенность в себе74Счастливая семейная жизнь85Материально обеспеченная жизнь98Жизненная мудрость1011Познание1110Интересная работа1214Развлечения1315Счастье других1412Творчество1513Продуктивная жизнь1616Общественное признание1717Красота природы и искусства1818

При анализе результатов можно выделить ряд особенностей, наиболее характерных как и для юношей лицея, так и для юношей, обучающихся в общеобразовательной школе: наиболее значимыми ценностями оказались такие ценности, как: друзья, здоровье и свобода. Наименее значимыми ценностями являются продуктивная жизнь, общественное признание и красота природы и искусства.

Наиболее заметные различия наблюдаются в следующих терминальных ценностях: активная деятельная жизнь (юноши школы - 4, юноши лицея - 6), любовь (школа - 5, лицей - 7), развитие (школа - 6, школа - 9), уверенность в себе (школа - 7, лицей - 4) и т.д.

Присвоение дружбе 1 ранга, а свободе - 3, может свидетельствовать о том, что важнейшими детерминантами формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.

Присвоение здоровью 2 ранга может быть связано с тем, что в настоящее время в обществе существует множество проблем, связанных с сохранением здоровья, которые волнуют старшеклассников.

Рассмотрим ранжирование терминальных ценностей девушек, обучающихся в лицее и школе.

ценность ориентация смысловой старшеклассник

Таблица 9:

Терминальные ценностиРангДевушки школыДевушки лицеяДрузья11Здоровье22Свобода33Уверенность в себе45Активная деятельная жизнь58Счастливая семейная жизнь64Материально обеспеченная жизнь713Любовь87Познание912Развитие109Счастье других1114Интересная работа126Жизненная мудрость1316Продуктивная жизнь1417Развлечения1515Творчество1610Общественное признание1711Красота природы и искусства1818

На первое место девушки, обучающиеся в школе и лицее поставили такую ценность, как друзья, на второе - здоровье, на третье - свобода. Наименее ценна для девушек - красота природы и искусства.

Существенные различия наблюдаются в 13 терминальных ценностях, например: активная деятельная жизнь (девушки школы - 5, девушки лицея - 8), любовь (школа - 8, лицей - 7), развитие (школа - 10, лицей - 9), уверенность в себе (школа - 4, лицей - 5) и т.д.

Инструментальные ценности юношей, обучающихся в школе и лицее.

Таблица 10:

Инструментальные ценностирангЮноши школыЮноши лицеяНезависимость12Жизнерадостность21Смелость в отстаивании своих взглядов33Широта взглядов45Самоконтроль58Аккуратность67Воспитанность76Терпимость810Образованность99Эффективность в делах1013Твердая воля1112Рационализм1215Честность134Ответственность1412Чуткость1514Исполнительность1616Непримиримость к недостаткам1717Высокие запросы1818

Анализ результатов показал, что наиболее значимыми ценностями для юношей, обучающихся в лицее и школе являются независимость, жизнерадостность и смелость в отстаивании своих взглядов. Наименее значимыми оказались такие ценности, как: исполнительность, непримиримость к недостаткам и высокие запросы

Наиболее заметные различия наблюдаются в следующих ценностях: широта взглядов (юноши школы - 4, юноши лицея - 5), самоконтроль (школа - 5, лицей - 8), аккуратность (школа - 6, лицей - 7), воспитанность (школа - 7, лицей - 6), терпимость (школа - 8, лицей - 10) и т.д.

Рассмотрим ранжирование инструментальных ценностей девушек, обучающихся в общеобразовательной школе и лицее.

Таблица 11:

Инструментальные ценностирангДевушки школыДевушки лицеяЖизнерадостность14Независимость23Воспитанность32Аккуратность47Широта взглядов511Смелость в отстаивании своего мнения66Самоконтроль75Терпимость812Образованность99Честность101Эффективность в делах1115Твердая воля1214Рационализм1313Ответственность148Исполнительность1516Чуткость1610Непримиримость к недостаткам1717Высокие запросы1818

При анализе инструментальных ценностей наиболее значимыми для девушек, обучающихся в школе оказались жизнерадостность, независимость и воспитанность, а для девушек, обучающихся в лицее - честность, воспитанность и независимость. Наименее значимыми ценностями для девушек школы и для девушек лицея являются непримиримость к недостаткам и высокие запросы.

Наиболее заметные различия наблюдаются в следующих ценностях: широта взглядов (девушки школы - 5, девушки лицея - 11), самоконтроль (школа - 7, лицей - 5), аккуратность (школа - 4, лицей - 7), терпимость (школа - 8, лицей - 12), эффективность в делах (школа - 11, лицей - 15) и т.д.

Выводы по второй главе

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

) Существуют различия в терминальных ценностях между старшеклассниками, обучающимися в лицее и школе.

) У старшеклассников лицея №34 существует серьезная психологическая проблема в сфере "Школа", так как здесь преобладает наибольшая отрицательная установка, а у старшеклассников школы №36 существуют проблемы не только в сфере "Школа", но и в сфере "Учеба".

Таким образом гипотеза частично подтвердилась: существуют различия в ценностях - целях и ценностях - средствах удовлетворения своих потребностей, а также в обобщенных смысловых установках старшеклассников, обучающихся в лицее и общеобразовательной школе.

) При сравнении системы ценностей юношей и девушек мы выявили, что существуют наиболее заметные различия среди инструментальных ценностей у юношей и девушек, обучающихся в лицее, а у юношей и девушек, обучающихся в общеобразовательной школе существенные различия наблюдаются среди терминальных ценностей.

) Между юношами и девушками, обучающимися в разных образовательных учреждениях существуют несущественные различия среди терминальных и инструментальных ценностях.

Таким образом, частная гипотеза частично подтвердилась: существуют гендерные различия старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения.

Заключение

Ценностные ориентации и установки представляют собой усвоенные и принятые человеком социальные нормы и культурные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Они играют важную роль в регулировании социального поведения человека.

Известно, что старший школьный возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности.

На формирование ценностных ориентаций влияет множество факторов, в том числе общество, в котором живет и воспитывается старшеклассник. В обществе происходят постоянные перемены, изменяются нормы и ценности, модели поведения, которые должен освоить молодой человек.

При исследовании системы ценностных ориентаций старшеклассников, мы пришли к следующим результатам: различия между ориентациями старшеклассников лицея №34 и школы №36 хотя и не велики, но все-таки существуют в зависимости от типа образовательного учреждения.

Скорее всего, чтобы получить более показательные результаты при исследовании ценностных ориентаций личности старшеклассника, следует обращать внимание на индивидуальные особенности, на систему взаимоотношений в семье, в коллективе сверстников.

В будущем нами планируется наиболее глубокое изучение ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от типа образовательного учреждения. Возможно проведение исследования людей более младшего или старшего возраста. Наиболее детально обращая внимание на личностные особенности людей.

Список литературы

1.Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 2014. - т. 5. - №5.

2.Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. - Сборник науч. трудов. - М.: МГУ, 2012.

.Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. - 2013.

.Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 2014.

.Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 2012.

.Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 2014.

.Истомин И.Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения // Психологические механизмы регулирования социального поведения. М., 2013.

.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 2012.

.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 2014.

.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 2014.

.Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 2012.

.Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 2012.

.Момов В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы). - М., 2011.

.Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 2014.

.Подмазин С.И. Сибиль Е.И. Как помочь подростку с "трудным" характером. - Киев, 2010.

.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2013.

.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - СПб., 2010.

.Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психол. Журн. - 2012. - т. 17. - №1.

.Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2. - М., 2014.

.Фрейд З.Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т. 2, - Тбилиси, 2011.

.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 2014.

.Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психол. журн. - 2012. - т. 3. - №5.

.Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты.- 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М., 2012.

Похожие работы на - Ценностные ориентации старшеклассников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!