Изучение особенностей применения деловой игры в курсе основ экономики и предпринимательства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    233,37 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение особенностей применения деловой игры в курсе основ экономики и предпринимательства














Изучение особенностей применения деловой игры в курсе основ экономики и предпринимательства

Введение

деловой игра экономика

На протяжении многих лет педагоги накапливали опыт обучения детей. Многие из них занимались исследованием различных форм обучения, использовали те или иные при проведении занятий, анализируя при этом результат. Таким образом, в процессе анализа разнообразных форм обучения, сложились различные точки зрения на эффективность их использования.

Можно сказать, что до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Сейчас, многие педагоги ищут новые формы проведения учебных занятий, которые в значительной степени отличаются от стандартных. В связи с тем, что педагогическая деятельность всегда сопряжена с творчеством, учитель должен быть не только исполнителем, но и торцом учебно-познавательного процесса.

На сегодняшний день именно одной из таких форм является деловая игра. На протяжении многих веков игра является неотъемлемой частью человеческой жизни. Существует огромное количество игр - спортивные, компьютерные, интеллектуальные и др.

Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Деловая игра не только активизирует мыслительную деятельность обучающихся, она развивает творческие способности самих учителей. В условиях постоянной модернизации и совершенствования системы образования, нужно отметить, что сейчас, помимо традиционной системы знаний, умений и навыков, ученики должны обладать компетенциями, диктуемые обществом.

То есть, в настоящее время, основной упор делается на выработку у обучающихся этих компетенций, которые необходимы им для современной жизни.

На основе игрового сценария в деловых играх моделируются различные жизненные ситуации. Каждый обучающийся имеет возможность побывать в роли директора фирмы, телеведущего, мэра города и др.

Актуальность выбранной тематики заключается в том, что именно деловые игры способствуют развитию тех компетенций, которые необходимы в жизни современного общества. Помимо этого деловая игра является формой, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности, формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения, навыки и компетенции.

Игра - это элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности.

Научная новизна исследования заключается в выявлении эффективности использования деловой игры по сравнению с традиционными методами обучения и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию в курсе основ экономики и предпринимательства.

Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией различных авторских точек зрения на проблему использования деловой игры с целью улучшения качества процесса обучения.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной деловой игры, как средства обобщения и систематизации изученного материала, в курсе преподавания основ экономики и предпринимательства.

Целью работы является изучение особенностей применения деловой игры в курсе основ экономики и предпринимательства.

Объектом исследования, проведенного в курсовой работе, является процесс применения деловой игры в образовательном процессе.

Предметом исследования является применение деловых игр в курсе основ экономики и предпринимательства.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

.        Уточнить понятие деловой игры, как одного из методов активного обучения;

.        Определить структуру деловой игры и ее основные виды;

.        Рассмотреть методику организации деловой игры при обучении экономике;

.        В соответствие с методикой организации, разработать деловую игру и апробировать ее на практике;

.        Проанализировать эффективность деловой игры по сравнению с традиционной формой обучения.

.        Разработать рекомендации по усовершенствованию деловой игры.

Нужно отметить, что разработкой и применением деловых игр на занятиях занимались Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Пдатов В.Я. и многие другие. В работах таких авторов, как Абрамова Г.С., Степанович В.А., Кулешова И.В., Алапьева В.Г., рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Выготскй Л.С., Платов В.Я., Эльконин Д.Б. и другие утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и активная форма обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.

Можно отметить, что исследованием эффективности применения деловой игры на занятиях по различным предметам занимаются и по сей день. Именно поэтому, для решения поставленных задач необходимо рассмотреть как теоретический, так и практический аспекты протекания деловой игры.

Глава 1. Деловая игра как один из методов активного обучения

1.1    Сущностные характеристики деловой игры

В настоящее время в современной педагогике часто говорится об использовании активных методов обучения как составной части инновационной педагогической технологии.

Доцент кафедры экономического образования РГПУ им. А. И. Герцена С.А. Михеева под активными методами обучения понимает совокупность методов, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому участию в учебно-воспитательном процессе [16, с.56].

Рис. 1. Активные методы обучения

Как видно на рис.1 активные методы обучения - это обучение через деятельность. Активные методы обучения подразделяются на имитационные, то есть моделирование определенной ситуации, процесса, вида деятельности, и неимитационные, т.е. методы, которые строятся на основе разных форм организации учебной деятельности [16, с.56].

Одним из наиболее распространенных имитационных методов обучения является деловая игра.

По мнению ученых Бельчикова Я.М. и Бирнштейна М.М., деловая игра это метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости [3, с.9]. По мнению В.А. Трайнев, ученого - педагога, доктора экономических наук, академика РАЕН, лауреата премии правительства РФ в области образования, учебная деловая игра - это целенаправленно сконструированная модель какого - либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков [20, с.12].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения.

Деловая игра активизирует учебный процесс, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий. Она усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изученной проблемы, предоставляет им возможность повышать педагогическое мастерство [22, с.38].

Профессор Кайзер Ф.Й., и директор Института экономического образования при университете им.Карла фон Оссецки, профессор Х. Камински выделяют два основных компонента деловой игры - модели и игры [11, с.64]:

1.      Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает для нее базу. Сама форма игры предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели. Ученые определяют деловую игру как способ обучения, «который дает возможность учащемуся принимать решения для оперативной временной модели, относящейся к действительности и делящейся на периоды, а так же проверять качество принятых решений на основе достигнутых за определенный период результатов. Другими словами, за очень короткий срок он набирается опыта на основе долгосрочных и особенно рискованных дел, на которые делается упор в модели».

2.      Игра дает участникам возможность принимать решения в рамках модели. Таким образом, первоначально статической модели придается динамика. Модель так же меняет свою первоначальную форму, как и решения предпринимателей и покупателей постоянно изменяет ситуацию на предприятии или на рынке. Исходной ситуацией и ориентиром для принятия решений игроков являются те данные, которые зафиксированы в описании экономической ситуации или же меняются и допоняются по ходу игры. Другая важная черта, характерная для деловой игры и отличающая ее от кейса, - это разбивка на временные единицы, или периоды.

По мнению Кайзера Ф.Й. деловая игра имеет следующую структуру, обобщеную в табл. 1. [11, с.65].

Таблица 1. Структура протекания деловой игры

Фаза

Характеристика

1

2

Фаза подготовки

Учащиеся знакомятся с исходной ситуацией игры, обсуждают содержательные аспекты, основную проблему игры, а также интересы игроков. Помимо содержательной подготовки, учащиеся должны также ознакомиться с формальными рамками деловой игры, с ее построением, предписаниями модели, а так же с целями подведения итогов игры.

Первая игровая фаза

Служит прежде всего для ознакомления с игрой, то обычно после проведения первой игровой фазы проводитя углубляющее введение в деловую игру или же выяснение открытых вопросов, возникающих при работе с моделью или имеющих значение для дальнейшей стратегии проведения игры

Фаза рефлексии (подведение итогов игры)

Может иметь различные акценты в зависимости от хода игры. Как правило, основной упор делается на обсуждении хода игры и результатов игры. В этой фазу можно проанализировать и причины и следствия проведения игроков и игровых групп в процессе принятия решений, а так же разработать стратегии проведения в последющей фазе игры. В фазе подведения итогов следует раскрыть предложения, включенные в модель, а также провести сравнение модели с действительностью.



Данные табл.1. свидетельствуют о том, что деловая игры имеет 3 основные фазы - фаза подготовки, первая игровая фаза и фаза рефлексии.

Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами [11, с.66].

Существует большое количество видов деловых игр. В соответствие с тематикой курсовой работы, рассмотрим классификацию деловых игр по Кайзеру Ф.Й.[11, с.66]:

1.      Игры, отражающие предприятие в целом. Участники берут на себя роль руководства предприятия. Решения при этом распространяются на все предприятие.

2.      Игры, отражающие часть предприятия. Модель отражает только определенные подразделения предприятия. Игроки берут на себя роль ниже руководства предприятия.

.        Общие игры. Это деловые игры, как правило, отражающие промышленные предприятия средней величины без указания определенной отрасли.

.        Специальные игры. Имитируются специфика и проблемы определенных отраслей.

.        Свободные игры. Свободные игры являются открытыми относительно конкретного хода событий или определенных результатов. Руководитель игры оценивает решения и определяет новые исходные ситуации.

.        Жесткие игры. Игроки имеют в распоряжении только ограниченное количество заданных вариантов решений. Диапазон решений и действий очень ограничен.

.        Детерминистские игры. Результат зависят только и однозначно от решений игроков.

.        Стохастические игры. Эти модели включают элементы случайности, которые неоднозначно зависят от решений игроков.

.        Интерактивные игры. В таких играх выступают несколько предприятий, например, на общем рынке сбыта. На решения и результаты игры оказывают влияние другие игровые группы.

.        Неинтерактивные игры. В игре участвуют параллельно и изолированно друг от друга несколько игровых групп. Решения и результаты отдельных групп не влияют друг на друга.

.        Открытые игры. Участники игры могут устанавливать непосредственный контакт друг с другом.

.        Закрытые игры. Игровые группы изолированы друг от друга. Интерактивность и информация осуществляются исключительно через руководство игры.

.        Простые игры. Модель имеет простую базовую структуру. Объем перерабатываемой информации невелик.

.        Комплексные игры. В каждом периоде обрабатывается большой объем отдельных данных. Эффективное проведение игры, как правило, возможно только с помощью компьютера.

.        Игры без применения компьютера. Проведение и подведение итогов игры осуществляется с применением бумаги, карандашей и таких традиционных вспомогательных средств для расчетов, как мини - калькуляторы, счетные линейки и калькуляционные таблицы.

.        Очные игры. Участники и руководство игры присутствуют в одном и том же месте.

Рис. 2. Аспекты и варианты деловой игры

Дистанционные деловые игры. Игроки и руководство отдельных предприятий, участвующих в игре, находятся в различных местах. Процесс обмена информацией осуществляется через письма, телефон или компьютерную сеть.

По данным рис.2. можно отметить, что так же существуют и другие варианты классификации деловых игры, например деловые игры могут подразделяться на интерактивные и неинтерактивные и др [11, с.67].

В настоящее время деловая игра и без применения компьютера и сложной системы вычислений и правил может быть настоящей деловой игрой.

Основополагающие предпосылки для деловой игры как способа обучения присутствуют в тех случаях, когда учащийся имеет возможность принимать решения в рамках подразделенной на временные периоды модели и проверять последствия решений на основе количественных и качественных результатов периода [1, с.75].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. При этом существует большое количество видов деловой игры, которые смогут подойти к тому или иному предмету, к той или иной тематике проведения игры.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют не только рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени, но и освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем, научиться работать в группах при подготовке и принятии решений, ориентироваться в нестандартных условиях, концентрировать внимание на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи.

1.2    Методика организации деловой игры при обучении экономике

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга и определять структуру деловой игры [6, с.48].

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности.

Игровая модель является фактически способом описания работы участников. Тандем игровой и социальной модели задает социальный характер профессиональной деятельности специалистов.

Быченко Ю.Г. и Красильников О.Ю. определили следующие этапы в методике организации деловой игры [2, с.28]:

1) Выбор темы, постановка цели и задач игры:

Это важнейший предварительный этап разработки деловой игры. Он во многом определяет ее специфику и эффективность применения. Здесь формулируется назначение деловой игры, ставится цель, определяются задачи, которые должны решиться с ее помощью, указывается контингент, для которого в основном предназначена игра. Как правило, составители должны неформально подойти к формулированию цели и задач, которые во многом определяют конструкцию игры.

Последнее, что должно быть указано - это длительность проведения игры, так как в зависимости от того уложились ли обучающиеся во время выполнения задания, зависит и эффективность проводимой деловой игры. Разработка временного графика игры - одна из самых сложных задач, стоящих перед ее составителем.

2) Разработка сценария деловой игры

В этом случае задача разработчика сводится к тому, чтобы правильно соотнести цели и задачи игры с ее действием. При этом, на стадии разработки деловой игры, необходимо ответить на ряд вопросов:

1.    Деятельность каких руководителей будет моделироваться в деловой игре?

.      Что будет представлять собой игровой комплекс?

3.      Какими средствами будут реализованы характерные признаки деловой игры?

Под сценарием деловой игры понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы. Так же при разработке сценария большое внимание уделяется формированию ролевых целей участников.

3)      Формирование структуры деловой игры:

В структуре деловой игры обычно различают несколько стадий: фаза подготовки, первая игровая фаза, фаза рефлексии.

1.      Фаза подготовки ставит целью подготовить обучающихся к игре. Она подразумевает собой ознакомление чащихся с исходной ситуацией игры, обсуждение ее содержательных аспектов, основной проблемы игры, а также интересы игроков. Помимо содержательной подготовки, учащиеся должны также ознакомиться с формальными рамками деловой игры, с ее построением, предписаниями модели, а так же с целями подведения итогов игры. В этой фазе проводится и распределение ролей. Так же педагогу необходимо разъяснить с обучающимися систему оценивания игры.

2.      Первая игровая фаза посвящается комплектованию игровых групп, распределению ролей между участниками. Распределение ролей может производится в соответствие с личными приоритетами участников. Данная фаза служит прежде всего для ознакомления с игрой.

.        Фаза деловой игры - это углубляющее введение в деловую игру. Если рассмотреть ее как средство коллективной выработки управленческих решений, то в структуре игры на каждом такте управления должны быть предусмотрены следующие этапы:

1.      Анализ состояния объекта игрового модлирования;

2.      Выработка частных решений управленческой задачи;

.        Анализ выработанных частных решений;

.        Анализ и принятие обобщенного решения;

.        Анализ обобщенного решения.

При проведении деловой игры необходимо четко смотреть за временем протекания каждого из ее этапов. Здесь должен быть реализован временной график, позволяющий примерно с одинаковой интенсивность загружать все расчеты игровой группы, а с другой - обеспечивает окончание процесса формирования решений всеми расчетами примерно к одному и тому же моменту времени [1, с.78].

6.      Фаза рефлексии (подведения итогов игры) может иметь различные акценты в зависимости от хода игры. Как правило, основной упор делается на обсуждении хода игры и результатов игры. В этой фазу можно проанализировать и причины и следствия проведения игроков и игровых групп в процессе принятия решений, а так же разработать стратегии проведения в последющей фазе игры. В фазе подведения итогов следует раскрыть предложения, включенные в модель, а также провести сравнение модели с действительностью.

4)      Формирование структуры игрового комплекса:

Наряду со структурой деловой игры структурные свойства игрового комплекса относятся к тем специальным средствам, с помощью которых в деловой игре реализуется один из ее характеристических признаков - коллективная выработка решения.

При разработке структуры игрового комплекса могут быть предусмотрены следующие виды ролей, вступающих во взаимодействие друг с другом [2, с.32]:

1.      Роли, моделирующие профессиональную деятельность лиц, входящих в имитируемую социально - производственную систему. При разработке данного типа ролей должен быть решен вопрос о том, какими должны быть эти роли (реальными или условными). Для реальных ролей однозначно имеются прототипы в реальной управляющей системе.

Для условных ролей не существует прототипов в реальной и управляющей системе, они вводятся в деловую игру тогда, когда комплекс вопросов, прорабатываемых в игре, является лишь одним из многих направлений деятельности реальных должностных лиц.

2.      Роли, необходимые для оперативного управления ходом деловой игры. К ним относятся роли руководства игры и группы обеспечения. На руководство обычно возлагаются следующие функции: управление общим ходом игры, оценивание деятельности участников в соответствии с принятой системой оценивания, взаимодействие с группой обеспечения и игровыми группами в соответствии с установленными правилами игры, проведение разбора деловой игры и подведение ее итогов.

3.      Роли, вводимые в игру для повышения эмоционального напряжения участников. К таким ролям относятся разного рода оппоненты, критики и др. Основное значение для указанных ролей придается их игровым целям, среди которых преобладают такие, как фиксация только негативных моментов, недостатков, ошибок в решениях игровых групп и аргументации при их защите, в общении и организации совместной деятельности участников.

.        Роль экспертов. Необходимость введения в структуру игрового комплекса ролей экспертов обусловлена тем, что в ряде задач критерии оценивания деятельности участников деловой игры и сами оценки могут быть получены более или менее достоверно только экспертным путем. В деловой игре, где используются роли экспертов, для них должны быть определены ролевые цели, т.е. при выполнении предписанных функциональных обязанностей каждый эксперт должен руководствоваться предусмотренными специально для него ролевыми целями.

5)      Разработка системы оценивания:

Разработка системы оценивания так же является одним из важных этапов разработки деловой игры. При формировании системы оценивания обучающихся необходимо, чтобы она соответствовала тематике игры, а так же персональному вкладу каждого ученика и соответствие действиям роли.

Система оценивания должна быть адекватной и объективной для того, чтобы занятие прошло продуктивно и оказало положительных эффект на участников игры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработать деловую игру не так уж и просто, как кажется на первый взгляд. При разработке деловой игры выделяют 5 основных этапов: выбор темы, постановка цели и задач, разработка сценария деловой игры, формирование структуры игры, формирование структуры игрового комплекса, разработка системы оценивания. Нужно учитывать, что каждый из этапов содержит то, что необходимо для разработки и проведения деловой игры по той или иной теме, при этом тематика должна быть интересна не только педагогу - разработчику, но и участникам деловой игры. Так же необходимо разработать роли, которые будут выполнять участники игры. Роли должны вызывать интерес у школьников. Необходимо, чтобы они сами стремились выполнить поставленные перед ними задачи. Плюс ко всему, педагог должен разработать объективную систему оценивания так, чтобы все участники остались довольны.

Использование всех этапов подготовки деловой игры в комплексе, позволит сделать игру наиболее эффективной.

Глава 2. Деловая игра, как одна из форм проведения занятия

деловой игра экономика

2.1 Разработка деловой игры «Мой бизнес»

На современном этапе обучения деловые игры получили широкое распространение в школьной практике, так как они являются педагогическим средством и активной формой обучения, интенсифицирующие учебную деятельность. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.

При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать наличие высокого интереса у обучающихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки.

В последнее время деловые игры используются практически на всех занятиях по разным предметам, таким как экономика, география, история, обществознание и др.

Деловая игра - это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий.

При прохождении первой педагогической практики в МУК Фрунзенского района было проведено 5 уроков и, как средство обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, деловая игра «Мой бизнес» (см. Приложение 4) , которая включала все то, что было освоено ребятами на занятиях.

Таблица 2. Поурочное планирование

Название темы

Кол- во часов

Сущность темы

Требования к уровню подготовки

1

Фирма и ее деятельность (см. Приложение 1)

1 ч.

Что такое фирма, функции фирмы и ее деятельность.

Знать/понимать сущность деятельности фирмы Уметь приводить примеры успешных компаний на Российском рынке.

2

Товар и товарная политика (см. Приложение 2)

1 ч.

Знать/ понимать сущность товара и товарной политики Уметь определять роль товаропродвижения для деятельности компании

3

Упаковка и товарный знак. Важно ли это? (см. Приложение 3)

1 ч.

Что такое товар, жизненный цикл товара. Товарный знак, упаковка и их роль в жизни товара. Товарная политика.

Знать/понимать основные сущность товара и его важнейшие свойства. Уметь определять функции упаковки и товарного знака.

4

Товаропродвижение. Реализация товаров

1 ч.

Основные каналы сбыта продукции. Товаропродвижение.

Знать/понимать основные компоненты рыночной атрибутики товара. Уметь описывать функции упаковки и товарной марки.

5

Реклама и ее роль в жизни фирмы

1 ч.

Что такое реклама и ее роль в жизни современной фирмы. Основные виды рекламы.

Знать/понимать виды рекламы, их преимущества и недостатки. Уметь приводить конкретные примеры видов рекламы.

 6

Деловая игра «Мой бизнес»

2 ч.

Применение знаний по теме «Комплекс маркетинга» при решении творческих заданий

Знать/понимать компоненты комплекса маркетинга Уметь решать творческие задания


Данные табл.2. свидетельствует о том, что занятия проводились по 5 темам, связанные с изучением курса основ экономики и предпринимательства.

Сущность деловой игры «Мой бизнес» заключается в том, что в городе Ярославле работают три крупные компании. Первая занимается продажей канцелярских товаров классического типа, вторая фирма занимается производством шоколадной продукции, а третья фирма занимается продажей оригинальных подарков. При этом в Ярославле происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов из-за того, что товары, продаваемые первой компанией ориентированы только на одну группу потребителей, товары второй компании имеют очень некрасивую и не привлекательную упаковку, не имеют торговой марки и фирменного слогана, а товары третьей компании просто не разрекламированы. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, чтобы он был привлекателен для разных групп потребителей, второй фирме модифицировать упаковку, выработать товарный знак и придумать яркий слоган, а третьей фирме необходимо разработать рекламную кампанию.

При разработке деловой игры необходимо было учитывать методические рекомендации, а именно разрабатывать игру «Мой бизнес», учитывая следующие этапы:

1) Выбор темы, постановка цели и задач игры:

Постановка целей и задач - это один из важнейших этапов разработки деловой игры, который определяет специфику игры и эффективность ее применения.

При разработке деловой игры важно правильно поставить цель и задачи.

Деловая игра имеет следующую цель:

Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки обучающихся при изучении курса основ экономики и предпринимательства.

При этом участники должны решить следующие задачи:

1)  Образовательные:

˗    уметь применять теоретические знания на практике;

˗        делать вывод;

˗        вести диалог;

˗        определять свою личную точку зрения;

˗        формирование коммуникативных навыков.

2)  Воспитательные:

˗    воспитание интереса к экономике;

˗        формирование основы экономических знаний;

˗        понимание необходимости товарной и рекламной политики в жизни современной фирмы.

3)  Развивающие:

˗    способствовать развитию познавательных способностей;

˗        развивать умения принимать решения при возникновении экономической ситуации;

˗        Развитие умения работать в группе.

2)  Разработка сценария деловой игры:

При разработке и проведении деловой игры, большое место отводиться роли педагога. В данном случае педагог, как основной руководитель игры, должен активизировать, мотивировать, направлять и контролировать их работу. То есть, выполнять роль ведущего игры. При этом присутствует и другой педагог - жюри, задача которого объективно оценивать результат деятельности ребят по определенным критериям. Нужно учитывать то, чтобы игра прошла как можно эффективнее, жюри должно быть как минимум три человека, так как это самое оптимальное число человек для объективного оценивания деятельности участников деловой игры.

Сначала педагог озвучивает ребятам следующее задание: в городе Ярославль работают три фирмы:

˗   Первая фирма занимается продажей канцелярских товаров классического типа;

˗        Вторая фирма занимается производством шоколадной продукции;

˗        Третья фирма занимается продажей оригинальных подарков.

При этом в городе происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, второй фирме разработать привлекательную упаковку, товарный знак и фирменный слоган, третьей фирме разрабатывает рекламную кампанию.

Следующим этапом является выполнение ребятами задания. Они рассаживаются на свои места и приступают к исполнению своих ролевых функций. При этом для принятия рационального решения, они могут использовать различные методы, такие как мозговой штурм и др. Методы обговариваются педагогом на подготовительном этапе подготовки игры.

После выполнения задания участники приступают к оглашению результатов своей деятельности. Для этого каждой команде отводится 10 минут на выступление и 5 минут на вопросы. После выступления команд жюри подводит итог прошедшей игры.

Сценарий должен обговариваться на предварительном этапе проведения игры, чтобы учащиеся не только понимали суть игры, но и знали, что от них требуется.

3) Формирование структуры деловой игры:

Деловая игра включает в себя несколько этапов. Чтобы она имела хороший результат, игра должна включать в себя предварительный этап, на котором в деловой игре «Мой бизнес» педагог делит ребят на три команды, рассказывает о том, что на следующем занятии будет проводиться деловая игра, поясняет, с чем она связана и дает задание придумать название своим командам - фирмам. Так же педагог распределяет командные роли, а именно роли директора, секретаря и отела маркетинга.

За предварительным этапом следуют первая игровая фаза и фаза деловой игры. Их структура выглядит следующим образом:
















Рис.3. Структура протекания игровой фазы

Как видно на рис.3. структура протекания игровой фазы имеет 4 этапа, за которыми следует заключительная фаза - фаза рефлексии.

Во время организационного момента педагог (ведущий) приветствует команды, которые должны озвучить названия своих команд. После чего ведущий сообщает участникам игры их командное задание.

Так же он приветствует жюри и говорит о критериях оценки результатов деятельности участников деловой игры, по которым компетентное жюри выставляет соответствующие баллы в градации от 1 до 10, при это 1 - самый низкий балл и соответственно 10 - самый высокий.

После чего команды приступают к выполнению задания, то есть идет работа в группах, на которую отводится 30 минут. При этом они могут использовать различные методы выработки и принятия командного решения, о которых говорилось командам на предварительном этапе.

Далее капитаны команд (директора) подводят итоги работы в группах и озвучивают жюри и остальным участникам результаты своей деятельности. По желанию, другие команды или жюри могут задавать вопросы.

После оглашения результатов жюри совещается и расставляет баллы. Затем идет награждение команд и подводится итог игры. По результатам любой игровой деятельности, участников команды необходимо поощрять памятными призами, чтобы улучшить эмоциональный эффект после проведения мероприятия.

После подведения итогов наступает фаза рефлексии - каждый участник высказывает свое мнение о проведенной игре, проводится небольшой анализ деятельности игроков и педагога в целом. Фаза рефлексии обязательна не только для деловых игр, но и для любых уроков, так как педагог может понять настрой учащихся и их личное мнение о проведенном занятии, что окажется полезным опытом при разработке других игр и уроков.

4) Формирование структуры игрового комплекса

При формировании структуры игрового комплекса, большое внимание уделяется разработке игровых ролей. Игровая роль не только направляет участников и диктует их обязательства, но еще и мотивирует ребят, так как им дается определенный статус, а вместе с тем и ложиться ответственность при выполнении задания, поэтому каждый старается не подвести команду.

В деловой игре «Мой бизнес» участвуют три команды, в каждой из которых 4 человека - один директор, один секретарь и два менеджера отдела маркетинга и рекламы. Их должностные инструкции выглядят следующим образом:

Таблица 3. Должностные инструкции участников деловой игры

Характеристика

1

Ведущий

Проводит игру, активизирует и систематизирует деятельность участников, подводит итог игры.

2

Директор фирмы

Контролирует деятельность отдела маркетинга и рекламы, подводит итог работы в группе, озвучивает результат.

3

Менеджер маркетингового отдела

Посредством различных методов выполняют командное задание. Менеджер - генератор идей в коллективе.

4

Секретарь

Ведет протоколы заседаний, фиксирует результаты деятельности отдела маркетинга и решение директора.

5

Жюри

Оценивают деятельность команд посредством различных критериев разработанной системы оценивания


Данные табл.3. свидетельствуют о том, что во время игры менеджеры отдела маркетинга и рекламы разрабатывают политику компании, выполняя командное задание, директор активно участвует в процессе принятия решения, контролируя деятельность других участников, и подытоживает этот процесс, а секретарь фиксирует в протоколе все сказанное отделом маркетинга и рекламы и выводы директора.

На подготовительном и игровых этапах участники могут использовать различные средства и методы для принятия командного решения (мозговой штурм, голосование и т.д.). При этом представлять итоги своей работы команды могут различными способами - словесно, с предоставлением наглядных средств. Об этом педагог говорит ребятам на подготовительном этапе. Использование разнообразных средств сделает игру интересной не только для жюри, но и для самих участников.

5)      Разработка системы оценивания

Разработка системы оценивания является важным компонентом игровой деятельности обучающихся. Любая система оценивания должна содержать ряд критериев, по которым оценивается деятельность участников, так как по одному критерию не удастся объективно оценить команды. Посредством различных критериев жюри выставляет определенные баллы, которые затем оглашаются участникам игры (см. Приложение 5).

Таблица 4. Критерии оценки участников деловой игры «Мой бизнес»

Критерии оценки

 1

Соответствие тематике

2

Интересная идея

3

Активность

4

Логичность

5

Грамотная защита


Данная табл.4. свидетельствуют о том, что в деловой игре «Мой бизнес» жюри будет выставлять оценки по 5 основным критериям.

При этом оценки выставляются по 10-ти бальной шкале, 1 - самая низкая оценка по критерию, 10 - самая высокая. Баллы выставляются на рассмотрение жюри.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при разработке деловой игры нужно разработать не только сценарий, но и расписать цель и поставить задачи, разработать ролевые цели каждого из участников, разработать игровой комплекс, состоящий из средств, которые могут использовать команды при выработке решения, поставить несколько критериев оценки и провести рефлексию. Все это поможет сделать игру наиболее эффективной как для педагога, так и для самих учеников.

2.2 Анализ эффективности использования деловой игры «Мой бизнес» и рекомендации по ее усовершенствованию

Деловая игра «Мой бизнес» проводилась среди 10 класса МОУ СОШ № 21.

Таблица 5. Список учеников 10 класса МОУ СОШ № 21

Фамилия, имя ученика

1

Алиев Эльмар

2

Баталин Дмитрий

3

Глущенко Дмитрий

4

Голованова Вера

5

Громова Дарья

6

Елизарова Нина

7

Карпунина Лидия

8

Курбанова Анна

9

Кулаков Максим

10

Левина Юлия

11

Махова Анастасия

12

Плюсина Анна


Данные табл.5. свидетельствуют о том, что деловая игра проводилась в классе с количеством учеников 12 человек.

Непосредственно перед самой игрой ребята были разделены на 3 команды, в которой получилось по 4 участника. Каждой команде было дано задание - разработать названия своим фирмам (см. табл.6.).

Таблица 6. Названия команд

№ команды

Название команды (фирмы)

«Удобный мир»

Команда № 2

«Фантазия»

Команда № 3

«Original shop»


Во время самой игры каждый из участников старался правильно выполнять свои ролевые функции, чтобы в конечном итоге получился хороший результат.

Можно сказать, что все активно принимали участие в обсуждениях внутри групп, и, в конце концов, подготовили достойные выступления, получив при этом положительные оценки. По итогам деловой игры команды получили поощрительные подарки по следующим номинациям:

1)    «Самая оригинальная разработка» - фирма «Удобный мир»;

2)      «Самая яркая команда» - фирма «Original shop»;

)        «Самые ответственные участники» - компания «Фантазия».

Таблица 7. Результат деятельности учеников

Фамилия, имя ученика

Оценка

1

2

3

1

Алиев Эльмар

3

2

Баталин Дмитрий

5

3

Глущенко Дмитрий

5

4

Голованова Вера

4

5

Громова Дарья

4

6

Елизарова Нина

5

7

Карпунина Лидия

5

8

Курбанова Анна

5

1

2

3

9

Кулаков Максим

5

10

Левина Юлия

4

11

Махова Анастасия

5

12

Плюсина Анна

5


Данные табл.7. свидетельствуют о том, что в итоге 8 человек получили оценку «5», 3 человека получили оценку «4» и только один человек получил оценку «3». Для того чтобы узнать насколько эффективна была деловая игра «Мой бизнес» как для педагога, так и для самих учеников, сравним урок по теме «Упаковка и товарный знак, важно ли это?» и деловую игру соответственно. Урок по теме «Упаковка и товарный знак, важно ли это?» - это урок по формированию умений и навыков. На нем ребятам рассказывалось насколько важно наличие яркой и запоминающейся упаковки и товарного знака для продукта и на что они влияют. Помимо этого, педагог разделил ребят на четыре группы по три человека. Каждой группе было дано задание разработать новый товар для определенных продуктов (см.рис.5.).

Таблица 8. Критерии оценки работы учеников на уроке

Критерий

1

Активность

2

Соответствие тематике

3

Креативность

4

Лаконичность представления


Данные табл.8. свидетельствуют о том, что работа ребят оценивалась по 4 основным критериям: активность, соответствие тематике, креативность, лаконичность представления.

Ребята выполняли задание в течение 15 минут и представляли свои товарные знаки в течение 3 минут.

Так как работа ребят оценивалась в течение всего урока, так как урок представлял собой не только монотонный рассказ преподавателя, но и наводящие вопросы обучающимся.

Таблица 9. Результаты деятельности учеников

Фамилия, имя ученика

Оценка

1

2

3

1

Алиев Эльмар

3

2

Баталин Дмитрий

3

3

Глущенко Дмитрий

3

4

Голованова Вера

4

5

Громова Дарья

4

6

Елизарова Нина

5

7

Карпунина Лидия

4

8

Курбанова Анна

4

9

Кулаков Максим

4

10

Левина Юлия

3

11

Махова Анастасия

5

12

Плюсина Анна

4


Данные табл.9. свидетельствуют о том, что в итоге 4 человека получили оценку «3», 6 человек получили оценку «4» и только 2 человека получили оценку «5».

Для того чтобы сравнить эффективность проведенной деловой игры «Мой бизнес», был выбран критерий относительно тех оценок, которые ребята получили в конце урока. В связи с этим можно рассмотреть следующие результаты:

Рис. 6. Эффективность урока «Упаковка и товарный знак, важно ли это?»

Как видно на рис.4. что 16,7 % обучающихся справились с заданием и хорошо работали на уроке, т.е. материал был ими усвоен, 50 % обучающихся хорошо справились с заданием, но заметно меньше работали на уроке, чем первая группа, и 33,3 % обучающихся частично справились с заданием, но не работали на уроке.

Рис. 7 Эффективность деловой игры «Мой бизнес»

Как видно на рис.7. 66,7 % обучающихся справились с заданием, выполнили свои командные роли и хорошо поработали в группе, 25 % обучающихся справились с заданием, старались выполнить свои командные роли, частично участвовали в групповых обсуждениях, 8,3% справились с заданием, но не участвовали в групповых обсуждениях.

Сравнив данные по уроку и данные по деловой игре между собой, можно сделать вывод о том, что игра оказалась намного эффективнее для обучающихся, чем средства и методы, использованные уроки.

Это может быть связано с тем, что, во-первых, в деловой игре между участниками были распределены роли, которые не только давали им некий статус, но и определенную ответственность. Поэтому каждый из них старался выполнять свои ролевые функции, так как никому не хотелось подвести команду. Во - вторых, ребята чувствовали, что деятельность их фирмы зависит только от того, как они поработают в команде. И в- третьих, участники были замотивированы в положительном конечном результате, так как это был командный результат.

При этом, можно сказать, что у проведенной деловой игры «Мой бизнес» были свои недочеты. Чтобы игра оставила более положительный эмоциональный результат у обучающихся, нужно учитывать следующие рекомендации:

.        Рекомендации при организации предварительного этапа:

1.1 При делении обучающихся на команды, необходимо учитывать соотношение учеников, которые хорошо учатся, и учеников, которые имеют неуспеваемость. В одной команде не должны быть только одни хорошисты, а в другой неуспевающие ребята. Команды должны быть сформированы равномерно и с одинаковым потенциалом.

.2 Участникам игры необходимо учитывать, что название команды должно соответствовать сфере деятельности фирмы, о чем педагог должен обязательно говорить на предварительном этапе подготовки к деловой игре.

.        Рекомендации к проведению организационного момента:

2.1    Чтобы организационный момент прошел более эффективно, педагогу необходимо знать, как зовут всех обучающихся, чтобы суметь правильно объяснить ролевые цели каждого из них в связи с особенностями учеников. Ни в коем случае нельзя превозносить роль директора над ролью секретаря или менеджеров по маркетингу. В любой фирме каждая должность, каждая роль имеет особое значение. Об этом участникам игры необходимо объяснить, чтобы в их командах не было недопонимания;

.2      В любой игре должно быть оптимальное количество человек в жюри, так как при принятии решения важно, чтобы оно было как можно более объективным. Самое оптимальное количество - это пять человек, но в случае с деловой игрой, где количество команд не превышает трех, можно пригласить в жюри три человека. В игре «Мой бизнес» жюри присутствовало в составе только одного педагога, и оценки выставлялись соответственно только им. Это действие было не совсем правильным и честным по отношению к командам;

.3      При распределении ролей необходимо учесть и ролевые функции хранителя времени, так как именно он следит за временем, отведенным командам на групповую работу, время, отведенное на выступления и на вопросы от жюри и других команд. В данном случае роль хранителя времени частично выполнял ведущий, но, правильно было бы данную роль поручить одному из членов команды, так как он смог бы помогать своей команде и равномерно распределить время на обдумывание и принятие решения;

.4      Необходимо четко объяснять не только смысл задания, но и критерии его оценки;

.5      Когда ведущий сообщает о том, что при принятии решений, команды могут использовать различные способы, то, перед игрой, им необходимо правильно объяснить, в чем заключается смысл, например, мозгового штурма, голосования и дать им задание на применение этих средств и методов.

.        Рекомендации к проведению этапа работы в группах:

3.1 Ведущий обязательно должен замотивировать участников игры;

.2 Педагог должен объяснить алгоритм принятия решений;

.3 Ведущий должен принимать активное участие в этом процессе, чтобы обучающиеся понимали, что и он заинтересован в хорошем результате их деятельности.

.        Рекомендации к этапу подведения итогов работы в группах:

4.1    Педагог так же должен принимать участие в подведении итогов, как в роли хранителя времени, так и в роли некого помощника, направляющего ребят;

.        Рекомендации к проведению этапа подведения итогов игры

5.1    Нужно давать ребятам больший простор для проявления их фантазии при представлении результатов работы;

.2      Необходимо предоставлять больше времени для представления и ответов на вопросы, так как многие ребята из-за ограниченности времени упустили то, что еще хотели добавить помимо уже изложенного.

Таким образом, много сделать вывод о том, что проведение деловой игры оказалось эффективнее использования традиционных форм обучения на уроке.

Это может быть связано с тем, что, во-первых, в деловой игре между участниками были распределены роли, которые не только давали им некий статус, но и определенную ответственность. Плюс ко всему практически все участники были замотивированы в положительном результате, что может быть связано с имитацией производственной деятельности.

При этом, так же были разработаны рекомендации по совершенствованию деловой игры «Мой бизнес», ключевыми из которых можно назвать:

)        Учет индивидуальных способностей, а так же мнений обучающихся при формировании команд;

)        Введение в игру роди time manager, координирующего работу команды в части рационального владения временем;

)        Предварительное пояснение тех средств и методов, которые участники могут использовать при принятии командного решения;

)        Необходимость большего простора для проявления фантазии участников игры при представлении результатов их деятельности.

Заключение

В настоящее время в современной педагогике большой упор делается на активное усвоение системы знаний, умений, навыков и первичных компетенций у обучающимися.

Реализация этих целей требует разработки новых активных методов обучения. Сейчас одной из наиболее эффективных форм подготовки обучающихся становятся деловые игры.

Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике.

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения.

Являясь одним из активных методов обучения, деловая игра обладает следующими особенностями:

-       Активизация мыслительного процесса;

-       Высокая степень вовлеченности в процесс игры;

-       Обязательное взаимодействие участников игры между собой.

Она дает возможность смоделировать различные производственные ситуации, в ходе которых каждый из участников сможет примерить на себя различные роли. При этом работа в команде способствует активизации умственных способностей учеников. Они коллективно ищут оптимальные решения, используя как теоретические знания, так и собственный практический опыт.

В первой главе данной работы акцентировано внимание на сущностные характеристики деловой игры, классификацию видов деловой игры, структуру деловой игры, которая состоит из 3 основных этапов: подготовительный этап, первая игровая фаза и фаза рефлексии. Так же рассказывается о методике разработки и организации деловой игры, состоящей из 5 пунктов, которые оказывают помощь при проведении деловой игры на занятиях по различным предметам, в том числе и экономике.

Во второй главе данной работы описывается методическая разработка деловой игры «Мой бизнес». Затем была проведена апробация деловой игры «Мой бизнес» и описаны все достоинства и недостатки проведенной деловой игры, а так же разработаны рекомендации по ее усовершенствованию.

При этом была проанализирована эффективность использования деловой игры, как одного из активных методов обучения, по сравнению с традиционными формами. Для сравнения был выбран урок по формированию умений и навыков «Упаковка и товарная марка: важно ли это?». Критерием проведения анализа были выбраны оценки, полученные в ходе урока по формированию умений и навыков и оценки, полученные по результатам деловой игры.

Нужно отметить, что сравнив данные по уроку и данные по деловой игре между собой, можно сделать вывод о том, что игра оказалась намного эффективнее для обучающихся, чем традиционные средства и методы, использованные на уроке.

Подводя итог выше сказанному, необходимо сказать, что в конечном итоге, не смотря на практическую значимость, деловые игры должны обязательно использоваться в комплексе с теоретическими знаниями, так как именно это сочетание позволяет достичь наибольшей эффективности процесса обучения.

Список литературы

Однотомные издания

1.       Абрамова Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая кн., 1999. (Руководство практ. Психолога).

2.      Басовский, Л.Е. Маркетинг [Текст]: курс лекций / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 218 с.

.        Бельчиков Я.М., Бирштейн М.И. Деловые игры. - Рига: Авотс, 1989. - 304с.

.        Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение: 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вершина, 2008. - 369 с.

.        Бове К., Аренс У. Современная реклама. - М.: Догвань . - 2007. - 704 с.

.        Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие - М. : Высш. школа, 1991. - 207 с.

.        Гавриленко, Н.И. Основы маркетинга [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Гавриленко. - М.: Академия, 2007. - 317 с.

.        Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 363 с. - (Высшее образование). ISBN 978-5-16-003688-5.

.        Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 2009.

.        Кулешов И.В. Деловые игры для педагогических советов и метод объединений/ И.В.Кулешова// Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2005.- с.65-71.

.        Кайзер Ф.-Й., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. - Перев с нем. - 2-е изд., дораб. - М.: ВИТА - ПРЕСС, 2007. - 184 с.: ил. - ISBN 978-5-7755-1150-0.

.        Кумар Н. Маркетинг как стратегия. - М.: Претекст, 2008. - 342 с.

.        Маркетинг. Большой толковый словарь. Коллектив авторов - членов Гильдии маркетологов. / Ред. А.П.Панкрухин. М.: Омега-Л, 2009. 261 с. ISBN 978-5-370-00056-0.

.        Маслова Т.Д., Божук С.Г., Л.Н. Ковалик Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е издание, переработанное и дополненное, 2008. - 384с.- ISBN: 978-5-469-00172-0.

.        Минаев Д. Маркетинг: Игровой практикум. Деловые игры, упражнения, тесты. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 320с.

.        Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. - М.: ВИТА - ПРЕСС, 2012. - 328 с.: ил. - ISBN 978-5-7755-2432-6

.        Пафилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Академия, 2010. - 368с.

.        Петелин В.Г. Делопроизводство на предприятии. Краткий курс. Деловая игра «Создай свое предприятие». - М.: Ось-89, 2006. - 128с.

.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Просвещение, 1998.

.        Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 360с.

.        Шаронова С.А. Деловая игра. Практикум. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2005. - 90с.

.        Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: Сборник текстов. - М.: Наследие, 2004. -285с.

Похожие работы на - Изучение особенностей применения деловой игры в курсе основ экономики и предпринимательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!