Изучение мотивов выбора определённого профиля обучения у школьников с различной успеваемостью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,34 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение мотивов выбора определённого профиля обучения у школьников с различной успеваемостью

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ОПРЕДЕЛЁННОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

.1 Подходы к проблеме выбора профессии

.2 Личностные характеристики как фактор выбора профессии

.3 Формирование мотивов выбора профессии у старших школьников

. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОТИВОВ ВЫБОРА ОПРЕДЕЛЁННОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

.1 Рекомендации для изучения личности школьника в целях последующей профориентации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

«Проблема самоопределения есть, прежде всего,

проблема определения своего образа жизни».

С. Л. Рубинштейн

Актуальность. Проблема осознанного выбора области приложений своих способностей школьником является одной из наиболее актуальных и, вместе с тем, наиболее сложных. Старший школьник (период ранней юности) стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед ним возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. По данным 70-х гг. выяснилось, например, что среди учеников I-III классов вообще нет таких, у которых бы отношение к различным сторонам школьной жизни и учению определялось мотивами будущего, в IV-V классах оказалось 5% таких учащихся, в VI-VII - 20%, а в IX-X классах 58% смотрят на школу с позиции своего будущего.

В 80-е гг. старшеклассники при выборе будущей профессии ориентировались на престижность профессии (т.е. на ее социальную ценность), на качества личности, присущие представителям этой профессии, и, наконец, на принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга.

В 90-е гг. одним из наиболее важных факторов для старшеклассников становится материальный - возможность в будущем много зарабатывать. То, насколько престижной окажется предпочитаемая профессия или вуз, будет зависеть от уровня притязаний выпускника школы. Психологами, педагогами, родителями замечена следующая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, они начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности. Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т.е. теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или другой профессии.

Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляют к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам (если старшеклассники решили продолжить образование после школы).

Цель курсовой работы: изучить и обосновать проблему мотивов выбора определённого профиля обучения у школьников с различной успеваемостью.

Задачи:

. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

. Провести эксперимент по реализации мотивов выбора определённого профиля обучения у школьников с различной успеваемостью;

. Разработать рекомендации для изучения личности школьника в целях последующей профориентации.

Объект исследования: процесс выбора профессии.

Предмет исследования: изучение мотивов выбора определённого профиля обучения у школьников с различной успеваемостью.

Гипотеза: различная успеваемость будет существенно влиять на мотивы выбора определённого профиля обучения у школьников.

Методологической основой являются труды Андреевой Н.Д., Малиновской Н.В., Пряжникова Н. С., Шумилина Е. А. и др. авторов.

Методы исследования: изучение и анализ       литературы, анализ практических действий учащихся, анализ педагогического опыта, наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения. Курсовая работа иллюстрирована диаграммой, таблицей, схемой и гистограммой.

мотив выбор профессия обучение

1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА ОПРЕДЕЛЁННОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

.1 Подходы к проблеме выбора профессии

Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить - не поле перейти», - говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность и трудность задачи выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий.

В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьникам (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов).

Всё это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию (а не так, что «меня заставили»).[13]

Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение. Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии:

) Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:

выбор профессии как осуществление в плане решения достаточно сформированных способностей и интересов;

выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более профессиональный выбор.

) Аналогичный подход реализован в исследованиях В.Джайде. он выделяет следующие типы профессионального выбора:

характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом - пассивностью;

при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности;

подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы достаточно выраженным склонностям и способностям.

) Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы:

низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионально значимые качества;

заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана;

заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе;

завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;

завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностью ею овладеть.[13]

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов и др. Рассмотрим некоторые направления.

) Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским психотерапевтом Э.Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (выбор профессии, брак, воспитание детей и т.д.) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в детстве (до 6-го возраста) под влиянием родителей и определенным поведением человека.

Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии.

) Теория профессионального развития Д.Сьюпера.

По мнению Д.Сьюпера, индивидуальные предпочтения и типы карьер можно рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я- концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Таким образом многочисленные профессиональные выборы могут быть в разной степени совместимы с личностными Я-концепциями. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.

) Типологическая теория Дж.Холланда.

Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда, развиваемая с начала 70-х годов, выдвигает положение, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался. В западной культуре можно выделить 6 типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип - продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят внутренний выбор определенной профессии.

) Теория компромисса с реальностью Э.Гинзберга.

В своей теории Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течении длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, т.к. оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей.[39]

В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии - социально заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии.[39]

Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших событий в целостном жизненном определении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» человека, определяя течение его жизни. Такой подход построен на учете широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, позволяя сделать акцент на временном аспекте - на прошлом и будущем человека. Такой подход также акцентирует внимание на активность субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминируют в этот ответственный период жизни.

Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии - того, что выбирают и субъекта - выбирающего.

Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:

социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);

производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);

психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

) позиция сверстников:

дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;

) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;

) личные профессиональные и жизненные планы:

в поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

) способности и их проявления:

способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

) притязание на общественное признание;

) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

) склонности.[14]

Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.[14]

.2 Личностные характеристики как фактор выбора профессии

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:

интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.

Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.[2]

К.М. Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:

профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности;

профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности).[39]

В нашей работе мы будем рассматривать также личностные характеристики как факторы выбора профессии, которые несомненно влияют на успеваемость школьника. К личностным характеристикам относятся:

) способности (общие и специальные); 2) физическое развитие; 3) волевые качества; 4) интересы; 5) склонности; 6) самооценка, самосознание; 7) характер; 8) темперамент; 9) приспособляемость и т.д.

Способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения.

От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их. С начала 20-го века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией. Всё многообразие профессий было предложено (Е.А. Климов) разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: П - природа (растения, животные), Т - техника (машины, материалы); Ч - человек, группы людей; З - знаковая система(книги, языки, коды, модели); Х - художественные образы (искусство). При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессии.[5]

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники - для организаторской деятельности, меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

) профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности;

) 2-ой путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы;

) заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

) основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование её индивидуального стиля.[39]

Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера. Характер - это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм);

) к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость);

) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других - к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес - это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься определенной деятельностью.

.3 Формирование мотивов выбора профессии у старших школьников

Мотив - это внутренняя побуждающая сила, зависящая от потребности. [20]

Мотивы в психологии принято рассматривать как побудительные причины поведения и деятельности человека. Под профессиональной мотивацией понимают совокупность мотивов. Побуждающих к принятию и реализации определенного решения в выборе профессии. Основные мотивы выбора профессии школьниками - социальная значимость и престиж, интерес к профессии. Материальная заинтересованность, наличие специальных способностей, интерес к школьному предмету, подражание родителям и старшим, романтика риска, поиска, возможность творчества, новизны

Мотив (от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности <#"884503.files/image001.gif">

Похожие работы на - Изучение мотивов выбора определённого профиля обучения у школьников с различной успеваемостью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!