Изучение интегративного курса 'Окружающий мир'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,61 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение интегративного курса 'Окружающий мир'

Оглавление

Введение

Глава 1. Зарождение систем развивающего обучения и принципы системы Даниила Борисовича Эльконина

.1 История возникновения и внедрения системы развивающего обучения со времен древности и до наших дней

.2 Содержание и основные принципы системы развивающего обучения Даниила Борисовича Эльконина

Глава 2. Особенности обучения курса «Окружающий мир» в системе развивающего развития Данила Борисовича Эльконина

.1 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» как педагогической науки

.2 Методы, цели и задачи обучения курса «Окружающий мир

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996г. Министерство образования России официально признало существование системы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Прогрессивное развитие личности - процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. При такой форме обучения обучаемый - полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности.

В деятельности целеполагания воспитываются целеустремленность, достоинство, честь, свобода, гордость, самостоятельность; при планировании - инициатива, творчество, организованность, воля; при реализации целей - трудолюбие, дисциплина, активность, мастерство; на этапе анализа формируются отношения, ответственность, критерии оценки [15, с.178].

В современной педагогике все группы качеств личности:

ЗУН - знания, умения, навыки;

СУД - способы умственных действий;

СУМ - самоуправляющие механизмы личности;

СЭН - эмоционально-нравственная сфера;

СДП - деятельностно-практическая сфера - взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.

Развивающее обучение направлено на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Из всех технологий развивающего обучения наибольший интерес для эксперимента вызывают система Л.В. Занкова, технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, технология саморазвивающегося обучения Г.К. Селевко и система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г.С. Альтшуллера.

Указанные инновационные технологии, кроме последней, - это технологии школьной педагогики, но их дидактические принципы применимы к педагогике высшей школы и могут послужить базой для разработки их вузовской модификации.

Объектом исследования является изучение интегративного курса «Окружающий мир».

Предмет исследования - особенности системы развивающего обучения Даниила Борисовича Эльконина в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».

Цель исследования: выявить особенности системы развивающего развития Д.Б. Эльконина и специфику ее применения в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

.Проанализировать понятия системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и интегративного курса «Окружающий мир».

.Выделить важность влияния системы развивающего обучения на методы обучения и воспитания ребенка в современном обществе.

.Рассмотреть специфику системы развивающего обучения в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».

.Выделить концептуальные методы развивающего обучения в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».

Методы исследования - обзор и описательный анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация, методики исследования эмоциональной сферы.

Глава 1. Зарождение систем развивающего обучения и принципы системы Даниила Борисовича Эльконина

.1 История возникновения и внедрения системы развивающего обучения со времен древности и до наших дней

обучение эльконин преподавание педагогический

История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Продолжатели этой идеи Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель - в Древней Греции; Квинтилиан - в Древнем Риме. Эти известные философы также являлись авторами и педагогических трудов. Эти труды активно изучаются современными учеными и в наше время [1, с.63].

Самое широкое распространение идея развивающего обучения получила в ХVI-ХIХ вв. М. Монтень, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо,

И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и многие другие писатели, философы, ученые проводили исследования в этой области. Н.И. Новиков, В.Ф. Одоевский, Пирогов, Чернышевский, Добролюбов, Толстой - русские ученые тщательно изучавшие эту область педагогики и психологии.

Выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень (1533-1592) был одним из представителей философского скептицизма, который проповедовал зависимость человеческого познания от многих условий.

Именно Монтень первый отдал предпочтение опытной науке, той, которая изучает вещи, проникая в их сущность. Педагогические взгляды Монтеня как сторонника развивающего образования, заключались в том, чтобы не загружать память механически заученными сведениями, а способствовать выработке самостоятельности мышления у учащегося и приучает его к критическому анализу. Достигнуть этого можно было путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. В школах современных Монтеню естественнонаучные дисциплины практически не изучались [8, с.96].

Монтень придерживался гуманистической идеи в педагогике, был горячим противником суровой дисциплины средневековых школ, выступал за внимательное отношение к детям.

Ян Амос Коменский (1592-1670) - крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII века. Основоположник нового направления в педагогике Коменский в своих теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (Материнская школа, Великая дидактика, Новейший метод языков, Пансофическая школа и др.) рассматривал многие педагогические проблемы. Важное значение Я.А. Коменский придавал самостоятельности и творческой активности детей в процессе обучения: он ратовал за развитие познавательных способностей и воспитание жажды знаний, призывал поощрять детскую любознательность и организовывать самостоятельность в наблюдениях, в речи, в упражнениях, в применении знаний в практике.

Идея развивающего обучения является одной из главных идей в педагогическом наследии Я. А. Коменского. Практически все произведения Я.А. Коменского пронизаны идеями развивающего обучения. Развитие есть реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности - предрасположенности и склонности, как подчеркивал Я.А. Коменский.

Жан Жак Руссо (1712-1778) - один из выдающихся мыслителей, известный педагог и просветитель XVIII столетия. Он являлся основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей. Педагогические работы Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, заботой о всестороннем развитии ребенка, глубокой любовью к нему. Требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки были выдвинуты именно Жан - Жаком Руссо. Такие методы должны вооружить детей полезными практическими умениями и навыками, способствовать формированию высоких нравственных качеств, присущих трудовому народу.

Как уже говорилось выше, Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания красной нитью проходит идея творческого развития ребенка [13,с.384]. В чем же заключается суть этой идеи? Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые совершенствуются в процессе воспитания.

Главные принципы идеи развивающего обучения Руссо:

·Высокий уровень трудности.

·Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.

·Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

·Осознание школьниками хода умственных действий.

·Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

·Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе. (Учебный процесс строится в доверительной атмосфере сотворчества ученика и учителя.)

·Развитие каждого учащегося класса.

Суть технологии:

·Урок имеет гибкую структуру.

·На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному материалу.

·Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.

·Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность.

Дидактическая система Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. По мнению некоторых ученых эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.

Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, педагоги пришли к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Если создать благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Творчеству, как любой деятельности, можно и нужно учиться. Основным двигателем в решении изобретательных задач являются противоречия [2, с.23].

Концепция развивающего обучения школьников под общим руководством Д.Б. Эльконина была разработана в 60-80 годах. Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на развитии теоретического мышления школьников: мышление - школьник - обучение - система.

Даниил Борисович Эльконин является автором нескольких монографий и научных статей, посвященных обзору проблем теории и истории изучения детства, его периодизации и психодиагностики. Кроме того он занимался вопросами возрастной педагогики и психологии, психологией игры и вопросами учебной деятельности школьников [2, с.127] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, а также проблемой развития речи и обучения чтению у детей [3, с.79] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>.Основным вкладом Даниила Борисовича в советскую и мировую педагогику была разработка и внедрение новой системы обучения - «развивающее обучение <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F>».

Также несколько статей Д.Б. Эльконина были посвящены изучению взглядов Л.С. Выготского <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>. Даниил Борисович в своих работах опирался на идею о культурно-историческом развитии человека, так в восьми теоретических работах Эльконина было подробно раскрыто общее положение о культурно-исторической психологии Л.С. Выготского [4, с.61] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>.

Данное положение было также высказано П.П. Блонским <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> и А.Н. Леонтьевым, о том, что детство развивается и имеет конкретно-исторический характер. Это означает, что детство в периоды разных исторических эпох имеет разные закономерности и содержание. Исследователи пришли к выводу, что не существует одинакового детства, детства нет «вообще». Именно поэтому важно понять теорию исторического развития детства, опираясь на историю психологии, этнографию, историю образования и т.д. [5, с.36] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>.

Даниил Борисович Эльконин считал, что все виды деятельности детей общественны по своей природе, содержанию и форме, поэтому ребенок с первой минуты рождения и с первых ступеней своего развития является общественным существом. Для Даниила Борисовича было неприемлемым положение «ребенок и общество», он считал правильным положение «ребенок в обществе».

Ребенок - это активный субъект преобразования и присвоения достижений человеческой культуры, которые всегда носят деятельный характер - считал Даниил Борисович. Благодаря, процессам преобразования ребенок воспроизводит и создает в себе все человеческие способности [6, с.83].

По данном вопросу А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин придерживались следующей точки зрения: они считали, что ребенок в процессе преобразования деятельности, осуществляет такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна, но не тождественна деятельности, воплощенной в человеческой деятельности в предыдущем поколении [7, с.251] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>.

В эмпирической части изучения данной проблемы Эльконин опирался на идеи Л.С. Выготского о том, что обучение предшествует развитию, а также положение «развитие из обучения» является основным фактом педагогической деятельности [8, с.34] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>.

Даниил Борисович Эльконин на протяжении всей своей научной деятельности изучал вопросы психологического развития ребенка. Он полагал, что его понимание развития ребенка позволит преодолеть ту натуралистическую постановку вопроса детской психологии, которая так долго бытовала в данном вопросе [9, с.211] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>.

В процессе изучения развития ребенка Даниил Борисович сформулировал следующие принципы [10, с.42] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>:

·условия (развития) - рост и созревание организма;

·источники - среда, идеальные формы, то есть то, чем развитие должно завершиться;

·форма - усвоение;

·движущие силы - противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия [11, с.191] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>.

Работы Д.Б. Эльконина были также посвящены психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности. В своих работах он описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности [12, с.76] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>:

·сюжет - то, во что играют;

·содержание - то, как играют;

·роль;

·воображаемая ситуация;

·правила;

·игровые действия и операции;

·игровые отношения.

Кроме того Даниилом Борисовичем Элькониным был сделан большой вклад в науку, благодаря разработанной им системе периодизации, в которой он выделил две стороны деятельности ребенка: познавательную и мотивационную. Данные аспекты существуют во всех видах деятельности, но развиваются неравномерно, а чередуются по темпу развития в каждом возрастном периоде.

.2 Содержание и основные принципы системы развивающего обучения Даниила Борисовича Эльконина

Как уже было отмечено выше, основной вклад Даниила Борисовича в советскую и мировую педагогику - это разработка и внедрение новой системы обучения, так называемой системы «развивающего обучения».

Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы №91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов [16, с.239]. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы [16, с.118].

Созданная под руководством Д.Б. Эльконина система развивающего обучения характеризуется прямой направленностью на развитие личностного, психического и умственного развития учащихся.

Концепция технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина включает в себя:

·Идею о центральном значении деятельности сознания в процессе обучения;

·Подчеркивание огромной важности потенциала ребенка, возможностей его развития и обучения, которые в большинстве своем не учитываются и не используются в традиционных методиках обучения;

·Идею о том, что еще с дошкольного возраста, детям доступно большинство теоретических понятий, они воспринимают и осваивают их значительно раньше, чем научатся иметь дело с частными проявлениями этих понятий;

·Необходимости повышения теоретического уровня учебного материала в начальной школе для того, чтобы стимулировать рост умственных способностей детей [13, с.241].

Принципы технологии развивающего обучения следующие:

·Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается как на свое основание на достижения естественного созревания (Л.С. Выготский).

·Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается как на свое основание на достижения естественного созревания (Л.С. Выготский).

·Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития).

·Принцип субъектности ребенка в учебном процессе. Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения.

·Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).

·Приоритетная цель формирование способов умственных действий.

Содержание программы:

·Система научных понятий есть фактор умственного развития в процессе школьного обучения.

·Повышение роли теоретического мышления (приоритет способов умственных действий, а не знание - умение - навык).

·Основой развивающего обучения служит его содержание, от которого производны методы и формы организации обучения.

·Содержательные обобщения. Знания, конституирующие учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

В широкой практике развивающее обучение существенно изменило взгляд психолого-педагогической общественности на возрастные возможности и закономерности психического развития детей. Центральное положение теории развивающего обучения, которое можно рассматривать как психолого-педагогическое открытие, заключается в следующем: современный младший школьник может оторваться от пут узкого житейского (так называемого эмпирического) отношения к вещам и явлениям и подняться до высот теоретических обобщений, опираясь при этом на доступный ему опыт осмысления окружающей действительности. Это положение подтверждено как в экспериментальных исследованиях, так и в широкой практике [7, с.59].

Развивающее обучение существенно изменило взгляд психолого- педагогической общественности на возрастные возможности и закономерности психического развития детей.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, развивая теоретические идеи Л.Н. Выготского, разрабатывали широкий круг проблем детской и педагогической психологии. Центр, проблема исследований Эльконина - природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. Согласно Эльконину, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер - ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности [9,с.247]. При экспериментальном изучении этой проблемы Эльконин - Давыдов опирались на идею Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что развитие в форме обучения является основным фактом педагогической деятельности. Исходя из представления о созидательности и изначальной общественности форм жизни ребенка, Эльконин - Давыдов полагали, что не ребенка надо адаптировать к сложившейся системе учебно-воспитательной учреждений, а наоборот, преобразовывать эти учреждения в направлении достижения взаимности общности детей и взрослых, открытия их созидательных возможностей в отношениях друг с другом.

Технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции.

Акцент целей авторов указанной технологии:

·формировать теоретическое сознание и мышление;

·формировать не столько знания-умения-навыки, сколько способы умственной деятельности - СУДы;

·воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект - субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования знаний-умений-навыков и способов умственной деятельности, творческой рефлексии.

Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Цель развивающего обучения - формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление - это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью [10, с.73]. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека. Мыслить теоретически нам приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного.

Подводя итог можно сказать, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных, глубинных качеств ребенка. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, его содержанию, принципам, методам и прочим как отражающим социальный опыт, социальный заказ, с другой - столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его потребностям и интересам [5,с.48].

Глава 2. Особенности обучения курса «Окружающий мир» в системе развивающего развития Данила Борисовича Эльконина

.1 Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» как педагогической науки

Основная задача курса «Окружающий мир» - формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. В процессе изучения курса решаются следующие задачи:

·первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;

·ориентация ребенка в мире природных и социальных явлений;

·формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

·воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми.

Основой объединения знаний из двух областей (естествознания и обществознания) в курс «Окружающий мир» является логика «развертывания» знаний по естествознанию, поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника. В предлагаемом курсе основная цель - не построение картины мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

Система достаточно сложная и интересная. Кардинально отличается от традиционной системы. Она подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке умение глубоко и основательно мыслить, а также для тех, кто ориентируется не на результат (полученные знания), а на способы его достижения. Система Эльконина-Давыдова развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения, повышает самооценку. Основной недостаток системы: она не имеет достойного продолжения в основной школе. Переход ребенка, занимавшегося ранее по такой системе, в традиционную систему обучения может сопровождаться потерей интереса к обычным урокам и снижением мотивации к обучению [14,с.122]. Кроме того, система Эльконина - Давыдова направлена на развитие теоретического, понятийного мышления у младшего школьника и иногда является сложной для понимания родителями. Поэтому они не всегда смогут помочь детям. Как и любая развивающая система, система Эльконина - Давыдова очень сильно зависит от специальной подготовки учителя. Если учитель использует именно те подходы, которые заложены психологами - основателями данной программы, то даже слабо мотивированный к обучению ребенок будет ходить в школу с радостью, все понимать (хотя может быть и не с первого раза) и достигнет высоких результатов. Иначе все плюсы идеи развивающего обучения сведутся к нулю.

В начальных классах методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» занимает особое место в системе подготовки будущего учителя начальных классов в педагогических вузах и колледжах. «Окружающий мир», как учебный предмет, носит комплексный характер. Методика - («метод» от латинского «путь») подразумевает способы, средства, формы, методы обучения данной учебной дисциплине в общеобразовательных школах. «Окружающий мир» - скорее бытовое, житейское понятие, нежели научное. Это понятие можно сравнить с понятием «окружающая среда» - природное и искусственно созданное человеком окружение. Естественные науки, обществознание, история изучают объекты и явления окружающего мира, место в нем человека, его взаимодействие с природой и предметным миром, взаимоотношения с обществом. Естествознание - естественные науки, совокупность наук о природе (Большая Советская Энциклопедия). К ним относятся географические и биологические науки, экология, физика и химия, астрономия, минералогия и другие [8, с.70]. Кроме естественных наук в рамках дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе изучают сведения из истории, обществознания, ОБЖ (охрана безопасности и жизнедеятельности). Но само естествознание, обществознание, история и методики преподавания не одна наука, а разные.

Предметом интегративного курса «Окружающий мир» является информация об окружающей среде и социуме и тесная связь их составляющих между собой.

Основная цель дисциплины - изучение учебных дисциплин в рамках образовательного компонента «Окружающий мир».

Задачи курса:

·проследить зарождение, становление и развитие естествознания как науки;

·рассмотреть структуру, явления и процесс развития окружающего мира;

·раскрыть влияние изучения школьного курса «Окружающий мир» на воспитание, развитие и формирование учащихся;

·научить учащегося самостоятельно формировать мнение об окружающем мире, делать выводы из полученной теоретической информации;

·научить методам самостоятельной проверки полученных знаний.

Для овладения любыми знаниями необходимо овладеть методами исследования полученной информации. Школьник должен научиться подбирать фактический материал, обработать полученные результаты, определить их фактическую ценность. Согласно системе развивающего обучения Эльконина - Давыдов усвоение изучаемого метода в большинстве своем происходит дедуктивным методом. То есть ребенку предлагаются определенные теоретические постулаты, которые воспринимаются как аксиома (без доказательств). Получить же частные и конкретные знания ученики должны самостоятельно. Посредством выведения частного из общего, выстраивая логическую цепочку выводов методом от сложного к простому. Именно этот принцип направлен ориентировать учащихся на самостоятельную обработку информации и получение логически обоснованных выводов. Для этого используются методы экспериментов с целью проверки или опровержения полученной информации [11, с.46].

Организация форм работы включает разнообразные формы обучения в том числе и групповые, и индивидуальные.

Ранее была предложена следующая очередность изучения учащимся предложенных тем из разных областей наук. На первом этапе школьники изучают устройство природного мира (природоведение), на втором даются знания из истории, на третьем объясняется устройство человеческого организма (анатомия и физиология). Такая очередность не помогает сформировать в сознании учащегося целостной картины окружающего мира и не отражает интегративного подхода в обучении. Ученик усваивает знания различных, абсолютно не связанных друг с другом наук. В дисциплине «Окружающий мир» в составе системы развивающего развития Д. Б. Эльконина изучаемый материал подается как целостная система, рассматриваемая с разных позиций и с точек зрения разных научных направлений как то: «Мир глазами историка», «Мир глазами биолога», «Мир глазами математика». Одно и то же рассматриваемое понятие может быть исследовано различными научными методами познания и с абсолютно разных позиций. Проиллюстрировать достоверность той или иной теории можно разными способами: вербально, практически, художественно и т.д.

.2 Методы, цели и задачи обучения курса «Окружающий мир

Согласно системе развивающего обучения, внедренной Даниилом Борисовичем Элькониным - ребенок, как субъект процесса обучения в процессе целенаправленной учебной деятельности непосредственно развивает себя - свои умения, навыки, знания. Главная цель целенаправленной учебной деятельности - саморазвитие «учись учиться». Ученики овладевают навыками и умениями опосредованно, через достижение предварительно поставленных целей. Например, при изучении интегративного курса «Окружающий мир» учащиеся на начальном этапе изучают основные теоретические понятия, воспринимая их как аксиому - «априори». А затем, путем практических методов исследования (наблюдение, измерение, вычисление) в процессе учебной деятельности приходят к частным понятиям. То есть дедуктивные методы в системе целенаправленной учебной деятельности более предпочтительны [10, с.28].

Курс «Окружающий мир» называется интегрированным, благодаря тому, что в содержание курса включены естественнонаучные, исторические и обществоведческие знания, а также знания о человеке, природе, обществе.

Основные содержательные блоки, такие как «Человек и общество», «Человек и природа», «Основы безопасной жизнедеятельности» позволяют школьникам изучить целостный и многогранный мир во всей полноте его взаимосвязей и взаимозависимостей. В процессе овладения знаниями по дисциплине «Окружающий мир» школьники получать возможность систематизировать, расширить и углубить знания, полученные ранее из личного опыта, самостоятельного изучения художественной и справочной литературы, в семье, дошкольном учреждении и т.д. Учащиеся смогут изучить характер и систему взаимодействия человека с природой, природу возникновения естественных явлений окружающей среды и их взаимосвязь. Школьникам необходимо будет усвоить правила безопасного нравственного и экологически грамотного поведения человека в природе, важность здорового образа жизни, уважительного отношения к окружающим людям вне зависимости от их возраста, физического состояния или национальной принадлежности. Курс научит школьников бережно обращаться с природой, а также уважительно относиться к историческим и культурным ценностям не только своей страны, но и любого другого государства или народа. Для достижения этих целей будут использоваться такие методы исследования как наблюдение, эксперимент, измерение, классификация.

Цель овладения курсом «Окружающий мир» - воспитание личности, знающей и чтущей свою историю, традиции, культуру, бережно относящейся к окружающей среде [8, с.93]. Воспитание ребенка, который научится уважать и ценить ближнего, гармонично развиваться, быть духовно, душевно и физически здоровым, живущим в ладу с собой и окружающим его миром. Личности, которая на протяжении всей своей жизни будет стремиться к самопознанию и самосовершенствованию, будет стремиться активно участвовать в общественной жизни отдельно взятого коллектива и целого государства, любящей свою Родину и в то же время уважающей и чтущей культуру и традиции других народов [6, с.22].

Основная задача дисциплины «Окружающая среда» - социализация ребенка, развитие познавательной активности и сознательности, стремление самостоятельно добывать знания об окружающем мире, стремление самостоятельно добывать и анализировать добытые из различных источников информации знания, желание и стремление сохранять и приумножать культурное и историческое наследие своей страны.

Внедрение интегративного курса «Окружающий мир» построенного на основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина дает учащемуся возможность получить знания о человеке, обществе, природе, важных культурных и исторических событиях своей Родины [9, с.58]. Ученики изучают человека, который по сути своей является частью живой природы, существом биосоциальным, членом коллектива, общества, народа, человеческого единства. Курс объединяет в себе как знания о природе, так и знания о социальной действительности, что позволяет ученику сформировать четкое морально-нравственное и общечеловеческое мировоззрение. В едином курсе собраны знания из курса природоведения, физики, химии, биологии, истории, страноведения, географии, безопасности жизнедеятельности человека [1, с.19]. Информация предоставляется с учетом всех возрастных категорий учащихся. Такая подача учебной информации дает учащемуся возможность восприятия окружающего мира как единого целого во всем разнообразии его взаимосвязей. Мир воспринимается как целая иерархичная структура, каждая из ступеней которой сама по себе сложносконструрована и функционально зависима от всех остальных ступеней, входящих в ее состав. Курс поделен на крупные самостоятельные блоки, изучение которых позволит учащимся в дальнейшем глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие отдельных дисциплин, входящих в состав курса, как то физика, химия, биология, география, история. Это позволит в дальнейшем подготовить учащихся к дальнейшему изучению в старшей школе этих дифференцированных дисциплин. Один из этих блоков - «Путешествие в прошлое России» - где учащиеся знакомятся с важнейшими событиями и историческими личностями дореволюционной России [10, с.37].

В курсе дисциплины «Окружающий мир» широко реализовываются межпредметные связи всех настоящих линий начальной и будущих линий средней и старшей школ. В процессе изучения вышеозначенного курса школьники объединяют информацию, которая используется в самых разных дисциплинах разные способы ее вербального выражения - в виде научных терминов, математических формул и диаграмм, в виде художественного рисунка или музыкальной мелодии, в виде чертежа или собственноручно изготовленного изделия. Математическое соотношение части и целого на уроках математики можно отобразить в виде диаграммы или чертежа, Соотношение суши и водной поверхности земли на уроках окружающего мира отображается в виде графического рисунка или диаграммы. Теоретические понятия, изучаемые в составе математической дисциплины, находят свое отображение и закрепление на уроках технологии. Так например понятие «симметрия» закрепляется на практическом и понятийном уровнях посредством изготовления изделий симметричной формы на уроках технологии. Знания о сезонных изменениях погоды и природы окружающего нас мира, изучаемые на уроках природоведения, закрепляются: на уроках художественной литературы и языка при изучении художественных произведений и написании диктантов; изобразительного искусства - изображение изученных явлений природы на бумаге при помощи красок и карандашей. Тема «История возникновения ремесел и их разнообразие в древнем и современном мире» изучаемая в курсе истории находит свое отображение и закрепление на уроках технологии при изготовлении разнообразных поделок и сувениров [12, с.234].

Отбор содержания тем интегративного курса «Окружающий мир» производился с учетом основных концептов развивающего обучения. Прежде всего учитывались разнообразие и гармоничная красота объектов окружающего мира их иерархичность и структуризация, принципы развития и изменяемости, принципы взаимосвязи и взаимозависимости объектов в живой природе и обществе. Знания и умения, накапливаемые каждым следующим поколением, внедрялись в основу учебного материала, схематично повторяющегося из года в год. Таким образом, теоретическая и практическая база дисциплины «Окружающий мир» имеет возможность постоянно развиваться, обогащаясь новыми, современными навыками и умениями, повышать уровень сложности изучаемого явления, предмета, события. Основные постулаты интегративного курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина это:

) системность

а) целостность

б) структурность

в) иерархичность

с) взаимозависимость

) спиральная структура - каждый следующий виток спирали расширяет и углубляет знания об изучаемом объекте [14, с.81].

В первом классе учащиеся знакомятся с многообразием растительного мира, изучая внешние признаки растений. Во втором классе наблюдают изменения, которые происходят в растительном мире со сменой времен года, а также ростом и развитием растения. Третьеклассники уже способны отследить и охарактеризовать этапы развития растения от периода семечки до периода взрослого растения. В четвертом классе учащиеся изучают способы приспособленности растений к природным и погодным условиям определенного климатического пояса, значение того или иного типа растений для той природной зоны, в которой оно растет [13, с.427].

Материал из истории и обществоведения представлен на двух уровнях - микроуровень (семья, коллектив, родной край, город, село) и макроуровне (страна, Земля, Вселенная) [3, с.48]. Эти уровни рассматриваются в двух временных аспектах - настоящее и прошлое. Хронология событий истории изучается от прошлого к настоящему. При этом, учащимся предоставляется возможность разобраться, каким образом события, происходившие в прошлой истории нашей страны находят свое отображение в настоящей окружающей действительности. Изучая культурное наследие своей страны ученики знакомятся с культурными ценностями наших предков, учатся понимать их обряды и традиции, участвуют в сохранении культурного наследия прошлых поколений в настоящей жизни. Изучая особенности национальной и культурной жизни других стран, школьники учатся понимать и уважать традиции и культуру других народов, их историческое и культурное наследие [16, с.341].

Еще один аспект в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина является безусловно важным и значимым - это личностно-ориентированный подход при отборе и систематизации материала для изучения. Как уже отмечалось выше [12, с.145]. В процессе обучения школьники не просто изучают окружающий мир во всем его многообразии и красоте, но главное - это самопознание - то есть познание самого себя, раскрытие своих способностей и возможностей, оценка своих качеств, самонаблюдение, субъективное отношение к миру природы и обществу людей, самоанализ. Становление личности есть конечный результат процесса образования. Ребенок учится мыслить критически, самостоятельно обрабатывать полученную информацию, применять теоретические знания для решения практических задач в ходе учебного процесса. Здесь важно подчеркнуть учет возрастных, физических, психологических особенностей младшего школьника, его интересы, предпочтения и склонности, рационально-логический или эмоционально-образный способы мышления. Развить у школьника желание и стремления учиться, познавать окружающий мир во всей его полноте и многообразии, развивать собственные интеллектуальные и творческие способности, раскрывать закономерности существования и развития окружающего мира - это и есть цели и задачи, положенные в основу создания интегративного курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина. Важный учебный процесс этого развития можем наблюдать в ходе примерного плана урока окружающий мир в 3-м классе по теме «Путешествие по карте нашей Родины».

Методическое обоснование урока: Основной задачей компонента «Окружающий мир» в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме этой, решаются также следующие задачи:

первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;

ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении);

формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста знаний и умений.

Главное содержание третьего года обучения курсу «Окружающий мир» заключается в открытии детьми общих способов представления результатов наблюдения и эксперимента и в овладении ими. Описание является составной частью любого эксперимента или систематического наблюдения. Овладевая умениями строить и читать виды изображений (таблиц, планов, схем, графиков), дети будут готовы освоить любое содержание предметов средней школы. Так же важно, что систематическая работа по превращению собственных ощущений и наблюдений в знаковые формы, развивают способности воображения, понимания, вводят детей в пространство высокого общественного сознания. Известно, что «повторение-мать учения», а если урок- обобщения провести в необычной для детей форме, где каждый ребенок может оказаться «на вершине успеха», проявить творчество или просто помочь группе оформить работу, то эффект будет выше. Данный урок является завершающим в теме «Картосхема (план, карта) как представления на плоскости трехмерных объектов. Общее представление о масштабе. Разные виды картосхем». К моменту проведения урока по теме « Путешествие по карте нашей Родины» дети научились работать с контурной картой, овладели элементарными приемами чтения картосхем, показывать на картосхемах основные поверхности суши, водоемы, обозначать на карте маршруты путешествий. Так как уровень обучаемости детей в классе различный, то и задания на урок носят дифференцированный характер.

Методы работы на уроке: проблемно - поисковый, исследовательский, творческий, модельный, эвристический, элементы проекта.

Формы работы: групповая, самостоятельная, индивидуальная.

Тип урока:

по дидактической цели: урок - обобщения и систематизации знаний.

по содержанию элементов деятельности: урок- исследование.

Цели урока:

Образовательные:

обобщить знания учащихся по теме «Путешествие по карте страны»; расширить знания о границах нашей Родины, об основных ландшафтах России;

закрепить умения детей работать с контурной картой, читать элементарные картосхемы, показывать на картосхемах основные поверхности суши, водоемы, обозначать на карте маршруты путешествий.

Развивающие: продолжать развивать географическое мышление, устную речь, умение слушать друг друга, умение кратко и ясно излагать свои мысли, умение формировать и задавать вопросы по прослушанному материалу; активизировать познавательную деятельность учащихся в групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство сотрудничества, дружбы и товарищества; любовь к Родине, природе.

Оборудование: физическая карта России, контурные карты, справочная литература (энциклопедия по географии, атлас мира), маркеры, листы А-3, мультимедийная система, красная и синяя тесемки, иголочки.

Ход урока:

.Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!

Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься.

«Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.

В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.

Он знает мир не понаслышке -

Вдоль - поперек его прошел.

О том, что видел - пишет в книжках,

Что где услышал, что нашел.

Без путешествий он не может-

Ведь мир прекрасный так велик!

О ком же речь? Скажите сами

Ведь это_____________ (Путешественник)

Кто такой путешественник? Чем он занимается?

Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины. Но в путешествие с собой я могу взять только «настоящих» путешественников.

Чем же отличается «настоящий» путешественник от простого путешественника? Каждый ли сможет им стать?

Как вы думаете, мы с вами могли бы назвать себя «настоящими путешественниками»? Что нам нужно для этого сделать?

Ребята, прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам еще раз удостовериться в своих знаниях и умениях, чтобы на пути у нас не было никаких преград и из путешествия мы вернулись с еще большим багажом знаний. Ведь все вы знаете, что в путешествиях дороже золота ценятся знания, умения, сообразительность. Вы со мной согласны?

. Постановка задачи на урок:

Ну что, ребята, в добрый путь! Путешествовать вы сегодня будете небольшими группами в разных направлениях нашей необъятной Родины. Результатом нашего сегодняшнего путешествия должна стать памятка для человека, решившего, как и мы, отправиться в путешествие. Прежде чем каждая группа получит свое задание, я даю ровно одну минуту для того, чтобы вы распределили обязанности между членами своей команды. Давайте еще раз вспомним кто чем занимается:

Аналитик - формулирует выводы;

Экспериментатор - отвечает за выполнение практических заданий;

Иллюстратор - отвечает за оформление задания;

Испытатель - отвечает за применение результатов (подготовка выступления);

Ну что, роли распределены. Ко мне подойдут аналитики групп и получат задания.

.Актуализация знаний:

Внимание! На выполнение задания вам отводится 15 минут, после чего каждая группа представит свою версию решения поставленной перед ними задачи.

Группа №1:

) Покажи на контурной карте границы России.

) Восстанови текст, вставив подходящие по смыслу слова:

«Мы жители страны - Россия. Наша страна расположена на материке __________. Россия занимает самую _____ площадь на карте мира. Если рассматривать карту, то можно увидеть, что она окрашена в _________ цвета. Это потому, что поверхность нашей страны __________________________.В зеленый цвет окрашены _______, в желтый ________, в коричневый ___________, а синим____________.


Заключение

В основу системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина легла теория культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и теория психологической деятельности А.Н. Леонтьева. Объектом рассмотрения в данной системе было соотношение развития и обучения. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина призвано сформировать у школьника теоретическое мышление, то есть ученик должен быть сориентирован не просто на голое запоминание фактов, но и на осознание и понимание причинно-следственных связей и взаимоотношений между ними.

Понятие теоретического мышления включает в себя понимание человеком той или иной вещи или явления, понятия, которое выражается посредством слова. Выявить условия и историю происхождения этого явления или понятия, исследовать этап изменения и развития этого понятия, воспроизвести в своей жизни результат происхождения этой вещи, явления, понятия.

Преимущества данной системы заключаются в умении сформировать у школьника аналитических, логических, творческих способностей и теоретического способа мышления. В основу процесса обучения положен дедуктивный метод - от общего к частному. Таким образом, ребенку предлагается возможность из заданных теоретических утверждений выводить частные понятия, так называемые «составляющие» и использовать при этом эмпирические методы исследования: наблюдение, измерение, эксперимент, классификация, систематизация.

В связи с развитием педагогики и психологии в современном мире возникла необходимость пересмотреть методы и способы обучения школьников в начальной школе.

Курс «Окружающий мир» направлен на преподавании ребенку целостной картины мира во всей полноте его взаимозависимостей и взаимосвязей. Эта дисциплина предоставляет ребенку возможность не просто изучить преподаваемый материал, но и самостоятельно выявить, исследовать его этимологию (происхождение), причинно-следственные связи, историческое становление и развитие, а также воспроизвести полученный результат исследования на практике в материальных, вербальных или художественных произведениях.

«Учись учиться» - главная цель в системе развивающего обучения при усвоении курса «Окружающий мир». Он направлен на развитие у школьников желания творчества, самосовершенствования, самопознания, самостоятельного получения знаний и их составляющих, изучения иерархических связей и их взаимодействия в составе одного понятия, явления или объекта.

Список использованной литературы

1. Бровкина Е.Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: методика преподования в начальной школе: учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В.А. Герасимов. - М.: Академия, 2000. - 219 с.

. Григорьева Е.В. Методика преподования естествознания: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Издательство ВЛАДОС, 245 с.

. Гринева Е.А. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников: методическое пособие / Е.А. Гринева, С.Ю. Прохорова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. 84 с.

. Гуружапов В.А. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Д.В. Эльконина - В.В. Давыдова: пособие на основе авторских публикаций. / Журнал М.,2000. - 76 с.

. Давыдов В.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для пед. вузов. / Томск, «Пеленг», 1995. - 144 с.

. Давыдов В.В. Методический центр «Развивающее обучение» / Система Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Информ. материалы. М.: АПКиПРО, 2003. - 168 с.

. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для вузов / Е.Ф. Козина; Е.Н. Степанян. - М.: Академия, 2004. - 494 с.

. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособ. для пед. вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.:Академия, 2008. - 284 с.

. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учебное пособие для студентов факультета педагогики и методики начального образования педвузов / А.В. Миронов. М.: Педагогическое общ-во России, 2002. - 351с.

. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2000. - 175 с.

. Репкин В.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи В.В. Репкин, Н.В. Репкина / Томск «Пеленг», 1997, - 288 с.

. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов, обуч. по пед. спец. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 566с.

. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004. - 145 с.

. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.,2001. - 345 с.

. Эльконин Д.Б. психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.; Воронеж, 1997. - 537 с.

Приложение 1

Группа №2:(тест на стр.52 учебника, цветовую гамму дети составляют на листе А-3)

Рассмотри внимательно картинки с изображением ландшафтов нашей Родины. Что можно услышать, увидеть и почувствовать, оказавшись в лесу, пустыне, тундре, горах, степи? Обведи фразу нужным цветом. Рядом с ними запиши номера соответствующих органов чувств (нос-1, глаза-2,уши-3,кожа-4,язык-5):

Резкий холодный ветер, сбивающий с ног, снежный буран.

Грохот лавин.

Вид бескрайних просторов.

Утреннее пение птиц.

Сплошной ковер из цветов.

Запах хвои из смолы.

Запах цветущих трав.

Жар от раскаленного песка.

Осыпающиеся из-под ног камни.

Страх высоты.

Долгая полярная ночь.

Шум листьев над головой.

Мошкара и комары зудят над ухом и кусают.

Вкус ягод.

Сухой горячий ветер.

Хлюпанье воды под ногами.

Группа №3:

Ваша группа отправилась в путешествие на поезде из Новосибирска в Москву. Что вы увидите в начале пути? В середине пути? В конце пути? Обозначьте на физической карте России маршрут. Составьте картосхему вашего маршрута.

Группа№4:

Подготовьте рассказ об удивительных местах нашей Родины. (Хакасия)

. Выступление групп.

группа - помещает на доску картосхему с обозначенными границами нашей Родины. Испытатель зачитывает восстановленный группой текст.

группа - помещает на доску модель ландшафтов России, представленных в цветовой гамме. Испытатель рассказывает о том, что можно услышать, увидеть или почувствовать, оказавшись в разных зонах нашей Родины и какой орган чувств при этом задействуется.

группа - на физической карте России показывает маршрут от Новосибирска до Москвы, с помощью тесьмы и иголок. Испытатель представляет составленный группой рассказ о путешествии.

группа - представляет результаты исследовательской деятельности в студии «Под открытым небом» в п. Шира Хакассия, рассказывая об удивительных местах нашей Родины.

Задача остальных групп внимательно выслушать выступление, задать выступающим вопросы и подвести итог работы группы.

Вот и подошло к концу наше путешествие по просторам нашей Родины. Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего путешествия? Правы ли мы были, когда говорили о том, что настоящий путешественник должен много знать и уметь. А теперь каждая группа подумает и решит, что главное было при выполнении вашего задания, то, что можно было бы занести в памятку для тех, кто, так же как и мы собрался в путешествие и хотел бы, как и мы называться «настоящим» путешественником.

. Составление «Памятки настоящего путешественника»

На доске заголовок «Памятка настоящего путешественника». Каждая группа, исходя из своего задания, формулирует вывод на листе А-3 и прикрепляет его на доску.

Настоящий путешественник должен уметь:

·Читать и сам составлять карту;

·слышать и чувствовать природу;

·прокладывать маршрут;

·определять границы России;

. Самоанализ проектной деятельности.

Ребята, что понравилось вам в работе над проектом?

С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

Как вы думаете, что могло послужить причиной этих трудностей?

. Рефлексия

Я предлагаю вам в течение 5 минут оценить себя на уроке, какой вклад внес каждый из вас, работая над заданием. Аналитики представят мне результаты.

. Итог урока.

Давайте подведем итог нашей работы. Как вы считаете, справились мы с работой? Можно ли назвать нас настоящими путешественниками?

В ходе урока учащиеся получили возможность систематизировать, расширять и углублять знания, полученные ранее из личного опыта,. они расширили знания о взаимодействии человека с природой, его бережного отношения к окружающей среде.

Похожие работы на - Изучение интегративного курса 'Окружающий мир'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!