Изучение возможности использования методов проектов на уроках экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,46 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение возможности использования методов проектов на уроках экономики

Содержание

Введение

. Теоретические основы использования метода проектов в обучении

.1 История возникновения и развития метода проектов в школе

.2 Сущность метода проектов

.3 Виды, типы проектов

.4 Место и значение метода проектов в обучении экономике

. Методические аспекты использования метода проектов в обучении экономике

.1 Условия и требования к выполнению проектов в школе по экономике

.2 Примеры экономических проектов

.3 Разработка исследовательского группового моно-мини проекта

.4 Методический паспорт научно-исследовательского проекта «Кредитование в р.п. Ордынское»

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

В последнее десятилетие в системе образования наметилась опасная тенденция снижения мотивации у учащихся. Активизации учебной деятельности школьников в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы: урок - спектакль, урок - праздник, урок - экскурсия, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нестандартные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к обучению. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники. Тщательная подготовка к уроку - это другая возможность повысить его действенность. Современный урок - это сложное образование. Его подготовка и проведение требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, развивают их творческую самостоятельность, обучают работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий снижают традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Проект - одна из современных технологий обучения, позволяющая оптимизировать учебно-воспитательную работу, повысить уровень усвоения учебного материала и качество знаний, более эффективно развивать у учащихся познавательные интересы. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. В последние годы многие учителя все чаще применяют в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Тема данной курсовой работы была выбрана потому, что проектная методика - актуальное направление в теории обучения в современной школе, с широким внедрением метода проектов в учебный процесс.

В курсовой работе поставлена следующая цель: изучить возможности использования методов проектов на уроках экономики.

В связи с поставленной целью выделены следующие задачи:

. Провести анализ литературы по данной проблеме.

. Выявить роль метода проектов в образовательном процессе.

3. Разработать исследовательский групповой моно-мини проект на тему «Существует ли зависимость между заработной платой и займами среди населения?».

Объектом исследования курсовой работы является обучение экономике, а предметом исследования - метод проектов на уроках экономики.

1. Теоретические основы использования метода проектов в обучении

.1 История возникновения и развития метода проектов в школе

Метод проектов не является совершенно новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, связывающимся с идеями гуманистического направления в философии и образовании, которые были разработаны американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Метод был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, получаемые в школе, а уметь применить эти знания на практике [2].

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения. Идеи метода проектов возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, которые пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. За эти годы наше образование под влиянием авторитарно-бюрократического государства превратилось в тотализированную систему, в которую индивидуальность ребёнка не вписывалась [2].

В это время в зарубежной педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возобновляться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные интересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся. Критически преобразованный метод проектов Д. Дьюи и его последователей сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их критического мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой учащихся и их мотивации.Развитие проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике метод проектов должен использоваться не вместо классно - урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания проектной деятельности, которая и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Таким образом, метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство формирования творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому школьнику увидеть себя как человека способного и компетентного.

.2 Сущность метода проектов

По определениюпроект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Учебный проект-это организационная форма работы, которая ориентирована на усвоение учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного предмета [1].

Метод проектов в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств [5].

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [1].

Джон Дьюи утверждал следующее: «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни» [4].

Всякое взаимодействие с детьми, в том числе и обучение, должно строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основная задача проектной деятельности как обучения - это исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, над чем работают учащиеся, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими детьми, найти, добыть, отобрать необходимую информацию, для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, учащиеся получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества метода проектов - это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно систематизировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, а так же развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, включающие четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

.3 Виды, типы проектов

Проекты имеют значительные различия между собой. Поэтому для выбора того или иного подхода к управлению каким-либо проектом предварительно необходимо разобраться с особенностями именно данного типа или вида проекта.

Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам:

.Метод, доминирующий в проекте;

.Предметно-содержательная область;

.Характер контактов;

.Число участников проекта;

.Продолжительность выполнения проекта;

.Характер координации проекта.

Виды проектов

В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие виды проектов.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие. Следует отметить, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результатом такого проекта могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Тем не менее, оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Результаты этих проектов или предполагаются в начале их выполнения, или вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; подразумевается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенные для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть определена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентировочные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта [6].

По признаку «Предметно содержательная область» можно выделить следующие два вида.

Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (напрмер, в рамках научного общества учащихся).

Межпредметные. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это - либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, которые планируют решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, которые имеют четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру контактов проекты бывают региональные и международные.

По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев) [6].

Разумеется, на практике чаще всего сталкиваются со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов.

.4 Место и значение метода проектов в обучении экономике

Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

В своей педагогической практике на уроках экономики педагоги чаще всего используют такие виды учебных проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста ученика и темы. По своему содержанию проекты взначительной мере межпредметны, так как интегрируют знания по экономике, математике, географии, обществознанию, информатика и т.д.

В курсе экономики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Выбранные темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от уровня подготовки учащихся. В конкретной работе приводится ряд примерных тем учебных проектов. Они подобраны так, чтобы отразить многообразие как межпредметных связей, так и типовое.

Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет учащимся истинную радость познания и общения. Пусть то, что школьники открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой. Главное, что они сами открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их готовыми от педагога или из учебников. Участвуя в процессе поисков и размышлений с увлечением, учащиеся каждый раз заново переживают ощущение первооткрывателей.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, обрабатывать информацию, оформлять свои работы на компьютере.

Основной формой работы на уроке в среднем звене так же является коллективная работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. При разделении задач можно формировать группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня. Обоснование такого выбора можно найти в работе В.В. Гузеева «Образовательная технология: от приема до философии» [3].

На уроках по экономике в основной школе, работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Небольшие по объему исследования сводятся в коллективный труд.

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не ежедневные технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.

Конечно, инициатива школьника при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам. Выбор темы проекта - не простое занятие для руководителя. Иногда ученик замахивается на проблему, которая ему явно не по плечу. Здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав ребенку все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще. Бывает, что темы просто «лежат на поверхности», но чем она проще и ближе, тем сложнее её увидеть.

Безусловно, проектная деятельность расширяет ассортимент методов работы учителя, вносит в работу разнообразие, но все же он не должен быть единственно применяемым на уроках.

2. Методические аспекты использования метода проектов в обучении экономике

.1 Условия и требования к выполнению проектов в школе по экономике

Рассмотрим наиболее важные требования к выполнению проектов в школе по экономике.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, т.д.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т.д.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

. Определение базовых знаний из различных областей, которые необходимы для работы над проектом.

. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

. Использование исследовательских методов:

определение проблемы, которая вытекает из ее задач исследования;

выдвижение гипотезы решения проблемы, обсуждение методов исследования;

оформление конечных результатов;

анализ полученных данных;

подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.) [7].

Последнее особенно важно, потому что относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно рассуждать о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по проектной деятельности. Так же необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс метода проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе экономических знаний и формирования необходимого опыта. Желательно структурировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

Четкость организации проектирования определяется конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса по курсу экономики с целью углубить знания отдельных учеников. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

.2 Примеры экономических проектов

Приведем возможные темы исследовательских работ и проектов по экономике, которые можно использовать в обучении экономики.

Темы исследовательских работ и проектов по экономике:

·Бюджет моей семьи

·Выгодно ли держать корову?

·Выгодно ли жить в долг?

·Выгодно ли жить в кредит?

·Выгодные для населения вклады и некоторые кредиты в банках

·Выгодный способ посадки картофеля

·Деньги любят счет, или Элементы финансовой математики (проценты, кредиты, вклады)

·Детская банковская карта - это здорово!

·Задачи оптимизации портфеля ценных бумаг

·Золото в экономической жизни человека

·"Золотая лихорадка" как фактор развития экономики стран

·Интеграция мировой экономики

·Исследование потребления электроэнергии в зависимости от времени года

·Как купить в кредит и сэкономить?

·Как сохранить деньги во время кризиса?

·Кредиты и проценты в жизни современного человека

·Простые и сложные проценты, или Как выгодно вложить деньги?

·Проценты и кредит

·Расчет средств на ремонт и оборудование современного кабинета экономики

·Скидки. Кому они выгодны?

·Финансовые пирамиды

·Цена, количество, стоимость

·Частота в статистике и решении экономических задач

·Экономия запасов пресной воды

·Энергосберегающие технологии и их использование в школе.

Такие проекты как «Бюджет моей семьи», «Выгодно ли держать корову?», «Выгодно ли жить в долг?», «Выгодно ли жить в кредит?», «Выгодные для населения вклады и некоторые кредиты в банках», «Выгодный способ посадки картофеля» можно включить в программу по экономике в 5-6 классах, так как темы соответствуют уровню подготовки учащихся.

В 7-8 классах целесообразно брать темы: «Деньги любят счет, или Элементы финансовой математики (проценты, кредиты, вклады)», «Детская банковская карта - это здорово!», «Задачи оптимизации портфеля ценных бумаг», «Золото в экономической жизни человека», « «Золотая лихорадка» как фактор развития экономики стран», «Интеграция мировой экономики», «Исследование потребления электроэнергии в зависимости от времени года», «Как купить в кредит и сэкономить?».

«Как сохранить деньги во время кризиса?», «Кредиты и проценты в жизни современного человека», «Простые и сложные проценты, или Как выгодно вложить деньги?», «Проценты и кредит», «Расчет средств на ремонт и оборудование современного кабинета экономики», «Скидки. Кому они выгодны?», «Финансовые пирамиды», «Цена, количество, стоимость», «Частота в статистике и решении экономических задач», «Экономия запасов пресной воды», «Энергосберегающие технологии и их использование в школе» - данные темы по уровню подготовки учащихся можно включить в программу по экономике 9-11 классов.

.3 Разработка исследовательского группового моно-мини проекта

Тема проекта: Существует ли зависимость между заработной платой и займами среди населения?

. Методический паспорт проекта

Таблица 1

№ п/пНазвание разделаХарактеристика1ТемаСуществует ли зависимость между заработной платой и займами среди населения?2Информационное содержание проектаЗаработная плата слоев населения, банковские займы, семейный бюджет3Тип проектаИсследовательский, групповой, мини-проект, внутриклассный4Цели проектаВыяснить существует ли закономерность между заработной платой и займами5Задачи проекта1. Провести анкетирование среди группы людей об их среднем заработке; 2. Проанализировать полученные данные анкетирования; 3. Исследовать зависимость (если такая существует) между заработной платой человека и его склонностью брать в долг; 4. Выявить распространенные причины, подталкивающие человека жить в долг6Возраст учащихся5 - 6 классы7ПродолжительностьОт 2 до 6 часов8Режим работыУрочная форма занятий9Привлекаемые участники (специалисты)Родители, ученики, учитель10Форма представления результатовДоклад и компьютерная презентация

. Аннотация к проекту

Данный проект направлен на развитие мышления учащихся, на повышение их познавательного интереса. Содержание проекта соответствует знаниям 5-6 классов и предоставляет им возможность работать как самостоятельно, так и в группах на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.

Проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с экономическим алгоритмом.

3. Задания к проекту

1.Разработать анкету, с помощью которой можно будет проследить зависимость между заработной платой населения и их займами;

.Проанализировать полученные данные анкетирования;

.Представить полученные данные в виде презентации.

2.4 Методический паспорт научно-исследовательского проекта «Кредитование в р.п. Ордынское»

Таблица 2

№ п/пНазвание разделаХарактеристика 1Тема Кредитование р.п. Ордынское2Информационное содержание проектаКредитование, виды кредитов, банковский процент3Тип проектаИсследовательский, индивидуальный, среднесрочный, внутришкольный4Цели проектаВыбрать оптимальный вариант потребительского кредитования среди банков р.п. Ордынское5Задачи проекта1. Изучить теоретические аспекты кредитования; 2. Проанализировать информацию о вариантах потребительского кредитования; 3. Составить сравнительную таблицу стоимости кредита в разных банках р.п. Ордынское 4. Провести анкетирование среди родителей старшеклассников о рынке кредитных услуг р.п. Ордынское 5. Проанализировать полученные данные таблицы, анкетирования и выбрать оптимальный вариант потребительского кредитования среди банков р.п. Ордынское6Возраст учащихся10 - 11 классы7Продолжительность5 недель8Режим работыВнеурочные формы занятий9Привлекаемые участники (специалисты)Родители, научный руководитель, сотрудники банков10Форма представления результатовРеферат

Содержание проекта соответствует знаниям 10-11 классов. Проект направлен на изучение темы «Кредитование» в курсе экономики средней школы. Рассмотрены понятия «Кредит», «Процент», так же рассмотрены виды кредитов. В рамках данного проекта представлены как теоретические аспекты кредитования, так и задачи практического кредитования. Проведя опрос среди родителей учащихся старших классов, выяснены основные направления кредитования физических лиц, определены банки, с которыми предпочитают работать заемщики (приложение).

проект экономика школа заработный

Заключение

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий требуют смены традиционного общего образования. Жизнь требует от выпускников кроме интеллектуального еще и нравственного развития, формирования творческого мышления, умения работать с источниками информации и самой информацией, ответственности, инициативности, самостоятельности мышления. Проектная методика в этом отношении обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными. Эти возможности могут быть реализованы с помощью метода проектов.

Метод проектов имеет много положительных характеристик: в процессе проектной деятельности происходит всестороннее развитие школьников, они готовятся к учёбе в ВУЗах, учатся работать самостоятельно, лучше усваивают материал, который представляется в различных аспектах его изучения [5].

Проекты сегодня используются в учебном процессе в школе, и в дополнительном образовании. Несмотря на ряд нерешенных на сегодняшний день вопросов, таких как: сочетание проектного метода с классно-урочной системой; недостаточность материально-технической базы и других, применение метода проектов во многом помогает решить такие проблемы, как низкая мотивация учеников, их равнодушие к проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни. Метод проектов ориентирован на самостоятельное достижение целей учащихся; способствует формированию умений и навыков; дает ученикам опыт практической деятельности. При грамотном его применении педагог сможет достигнуть высоких результатов в обучении.

Список использованных источников

1.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетеностно-ориентированного образования [Текст] - Самара: Учебная литература, 2006.

.Горлицкая С.И. История метода проектов// Компьютерные инструменты в образовании №5 2001

.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до технологии [Текст] // Директор школы. - 1996. -№4.

.Дьюи Д. Демократия и образование. - М.: Педагогика-Пресс, 2000.

.Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в общеобразовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] - М.: АРКТИ, 2003.

.Полат Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А.Е. Новые педагогические технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999.

.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] - М.: АРКТИ, 2004.









Похожие работы на - Изучение возможности использования методов проектов на уроках экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!