Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Игровая деятельность – путь к детскому творчеству и как одна из форм здоровьесберегающих технологий, согласно ФГОС






МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА












Методическая разработка

Игровая деятельность - путь к детскому творчеству и как одна из форм здоровьесберегающих технологий, согласно ФГОС



Разработала педагог доп. образования:

Шульженко О.В.







Белая Калитва

г.


Пояснительная записка


Культура начинается с детства. Научить ребёнка слышать, видеть, чувствовать прекрасное и эмоционально на него откликаться - это то, что так нужно человеку в его дальнейшей жизни. Воспитанию личности ребёнка, развитию его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей способствует музыкально-танцевальная деятельность.

Развивая ребёнка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Отсюда возникает необходимость таких форм работы, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание урока и так же активно участвовать в творческом самовыражении. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы, помогающие преподавателю в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку - легко его усвоить. Применение игровых форм деятельности на уроках хореографии помогает детям без принуждения овладевать двигательными навыками, учиться понимать и передавать тончайшие импульсы настроения и эмоций, развивать навыки сотрудничества, активного творческого взаимодействия с другими детьми и с взрослыми на основе познавательных интересов. Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать образовательный процесс необыденным, увлекательным. Радость творчества, активное взаимодействие с преподавателем в процессе игровой деятельности уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. В рамках игры возможно решить практически все образовательные задачи и именно органичное сочетание систематического обучения и творческого, игрового начала даёт возможность комплексно подойти к развитию личности ребёнка.



Тема: Игровая деятельность - путь к детскому творчеству и как одна из форм здоровьесберегающих технологий по ФГОС

дети преподаватель игра музыкальный

Цель: Познакомить обучающихся с особенностями игровой деятельности на основе элементов хореографии в соответствии с ФГОС.

Задачи:

·Образовательные:

обучить речевым, певческим, двигательным навыкам;

развить музыкальные, творческие, коммуникативные способности;

формировать умственные умения и действия.

·Воспитательные:

воспитать общей музыкальной, речевой, двигательной культуре;

формировать эстетическое отношения к окружающему;

развить чувства, эмоции высшего порядка.

·Развивающие:

развить саморегуляцию и самоконтроль;

внимание, память, мышление;

ориентировку в пространстве.

Методы: словесный, наглядный, практический

Форма обучения: групповая.

Инструменты: музыкальный центр, диски, трости,ленты.



Ход занятия


. Вступительная часть


приветствие

сообщение

темы занятия «Игровая деятельность-путь к детскому творчеству и как одна из форм здоровьесберегающих технологий»

сообщение цели занятия: «Познакомить обучающихся с особенностями постановки игры на основе элементов хореографии в соответствии с ФГОС»

предполагаемый результат: на занятии обучающиеся должны научиться выполнять разученные игры, составлять и выполнять их в импровизации.


. Вводная беседа: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»


Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. Актуальность заключается в сохранении и укреплении здоровья детей через проведения игры на основе простейших элементов хореографии. Получение общего эстетического, психологического и физического здоровья в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Игры на занятиях необходима для укрепления здоровья детей и является профилактическим мероприятием по предупреждению заболеваний ОДА. Кроме того, для повышения эмоциональности, которая в свою очередь позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствует повышению работоспособности в учебном процессе. При этом важно, чтобы игра сопровождалась музыкой с ровным и умеренным ритмом. Подбор движений направлен на работу определенной группы мышц и суставов. Повышенный интерес у учащихся вызывает применение спортивного инвентаря, надувных шаров, лент, тростей.


. Практическая часть. Разучивание:


«Карусель»

Музыкальное оформление: Ю. Иванков «Карусель»

Игра направлена на развитие вокально-слуховой и двигательно-слуховой координации, образно-действенной памяти, учит обучающихся действовать по подражанию.

Дети стоят по кругу, взявшись за руки.

Закружилась карусель, Дети двигаются по ходу часовой

Заиграй, шарманка, стрелки по кругу.

Ты медведь, а я газель,

А я обезьянка.

тактов (без слов). Продолжая движение по кругу, изображают медведя, скашивая стопы внутрь, округлив руки и покачиваясь из стороны в сторону.

тактов (без слов). Дети двигаются по кругу, подпрыгивая как газель.

тактов. Изображают движения и крики обезьяны, повторяя за преподавателем.

А за ними серый кот, Дети поют и двигаются по кругу,

Носорог рогатый, взявшись за руки.

Толстокожий бегемот,

Серый волк горбатый.

тактов. Продолжая движение по кругу, первые 4 такта изображают кота, выпускающего когти: произносят «Фыр-фыр», энергично сжимая и разжимая кулаки. Следующие 4 такта - царапающегося кота: произносят «Мяу-мяу», выводя поочерёдно руки вперёд круговыми движениями.

тактов (без слов). Дети идут по кругу, изображая носорога (правая рука - рог, левая - хвост).

тактов (без слов). Продолжая движение в том же направлении, изображают бегемота: наклонив корпус вперёд, двигаются, переваливаясь с ноги на ногу топающим шагом.

тактов. Дети изображают движения и рычание волка, повторяя за преподавателем.

Закружилась лиса, Дети поют и двигаются по кругу,

Белка заскакала, взявшись за руки.

Наша песня хороша -

Начинай сначала.

тактов (без слов). Поворачиваясь вокруг себя, дети изображают лису («моют лапкой мордочку», «чистят хвостик»).

тактов (без слов). Двигаясь по кругу лёгким бегом, приложив кисти рук к голове, дети изображают белочку с ушками-кисточками.

Закружилась карусель, Дети, взявшись за руки, двигаются по кругу

Заиграй, шарманка, поют на последние слова

Ты медведь, а я газель, останавливаются, разворачиваются

А я обезьянка, лицом в круг и делают поклон.


. Творческая часть


Предлагаю детям разбиться на две группы. Первая группа должна изобразить злых, грустных, дерущихся зверят, а вторая ласковых, нежных, играющихся. Проводим сравнение в поведении зверей.

. Подведение итогов

Усвоение изученного материала, настроение, интерес к виду занятия, пожелания, предложения, физическое состояние.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, объяснение и освоение детьми игрового содержания. На втором этапе идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем - осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, проявляется самостоятельность детей.

Игровой материал рекомендуется использовать в каждой части урока: в начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес детей. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической прямой, то есть для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной - с большей.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах:

физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус. Регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций;

психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений;

педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

Особое внимание следует уделять следующим играм:

развивающим выразительность жестов;

формирующим умение действовать с воображаемыми предметами;

закрепляющим навыки передачи в ритмопластических импровизациях черты разных характеров, оттенки настроений;

совершенствующим навыки воспроизведения музыкальных образов с помощью мимики и жеста.

Следует учитывать, что игры, следующие друг за другом и требующие сосредоточенности, направленные на развитие одного навыка, утомляют ребёнка. Игры следует комбинировать и сочетать, чтобы они оказывали разностороннее воздействие.


Приложения


«Ледяные фигуры»

Музыкальное оформление: 3-4 разнохарактерных произведения

Игра-импровизация направлена на побуждение к самостоятельному творческому проявлению через движение, развитие слухового внимания, учит различать характер музыки и передавать его через движение.

Ход игры: без предварительного прослушивания, звучит музыкальная фраза одного из произведений. Дети вместе с преподавателем двигаются под музыку в любом направлении, подбирая движения по характеру соответствующей мелодии. По окончанию музыки дети «замирают» в любой необычной позе и не двигаются до тех пор, пока не зазвучит следующая мелодия.

Как вариант можно вводить ведущего, который, наблюдая за импровизацией детей, выбирает лучшего танцующего.

«Пассажиры и пешеходы»

Музыкальное оформление: Л. Бетховен «Рондо-каприччио», Л. Бетховен «Турецкий марш»

Игра способствует развитию у детей реакции на смену характера музыки, умению ориентироваться в пространстве, учит согласовывать свои движения с музыкой и с движениями других детей.

Ход игры: выбирается ведущий - «водитель автобуса», который будет задавать траекторию движения (диагональ, квадрат, круг, змейка и т.д.). Преподавателем объявляется посадка - присоединяясь к ведущему, дети- «пассажиры» строятся в колонну, держась за талию друг друга. Объявляется отправление автобуса - под звучание «Рондо-каприччио» дети двигаются за ведущим мелким бегом, повторяя его траекторию движения. По окончании музыки объявляется остановка - дети отпускают руки. Звучит «Турецкий марш» - дети-«пешеходы» начинают двигаться в любом направлении чётким ритмичным шагом. Снова объявляется посадка - задача детей быстро соединиться в колонну. Игра повторяется. Ведущий может меняться.

Вместо «пешеходов» можно использовать образ «лыжника», «фигуриста», «пловца» и т.п., используя соответствующее по характеру музыкальное оформление.

«Пустое место»

Музыкальное оформление: М. Глинка «Галоп», Л. Минеева «Галоп»

Игра направлена на развитие наблюдательности, скорости восприятия, ориентации в пространстве, на закрепление техники бокового галопа и движения поскоками.

Ход игры: дети стоят лицом в круг, взявшись за руки. Один ребёнок (водящий) стоит за кругом. Под музыку (М. Глинка «Галоп») дети двигаются по кругу боковым галопом, а водящий движется поскоками в противоположном направлении. На окончание музыки все останавливаются и водящий задевает одного из детей, стоящих в кругу. Звучит более подвижная музыка (Л. Минеева «Галоп») - оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу, встретившись, здороваются правыми руками и продолжают движение в том же направлении, стараясь добежать быстрее своего соперника на свободное место. Остальные дети стоят неподвижно на своих местах, взявшись за руки и образовав «пустое место» там, где стоял ребёнок, которого задел водящий. Не зависимо от того, кто прибежал первым, водящим становится другой ребёнок. Это даст возможность поучаствовать в игре большему количеству детей.

«Приглашение»

Музыкальное оформление: укр.н.п. «Гречаныки»

Игра учит различать детей две разнохарактерные части песни: медленную, и быструю, согласовывать свои движения с характером звучащей музыки, способствует закреплению навыков танцевальных движений в паре.

Ход игры: предварительно преподаватель знакомит детей с украинской народной песней, отмечая две её разнохарактерные части, затем показывает набор движений, собранных в комбинацию и проводит игру под музыку.

Все дети сидят на стульях или стоят вдоль стены зала. Один ребёнок выходит на середину зала (руки на поясе) и во время исполнения первой части музыки делает 4 медленных шага к любому из сидящих детей. На четвёртом шаге он останавливается перед этим ребёнком, приглашая его на танец, делает поклон, подаёт обе руки ладонями вверх. Приглашённый ребёнок кладёт руки ладонями вниз. Вместе они также медленно выходят на середину зала (ребёнок, который приглашал, двигается спиной). На четвёртом шаге дети останавливаются.

На вторую часть музыки оба ребёнка выполняют комбинацию в паре, показанную предварительно преподавателем. Остальные дети хлопают в такт музыки.

При повторении первой части музыкального произведения оба ребёнка идут к сидящим детям и приглашают их поклоном на танец. Так продолжается до тех пор, пока все дети не будут выведены на середину. При повторе игры преподаватель предлагает другой вариант танцевальной комбинации.

«Платочек»

Музыкальное оформление: р.н.п. «Барыня», р.н.п. «Во саду ли, в огороде» в обработке Н. Римского-Корсакова

Игра направлена на развитие индивидуальных творческих проявлений через движение с предметом, развивает чувство ритма, способствует тренировке наглядно-действенного внимания.

Ход игры: дети садятся лицом в круг на колени. Ведущий ребёнок берёт в руку платочек и выходит в круг. Под р.н.п. «Барыня» дети хлопают в ладоши, по коленкам, стучат по полу различные ритмические комбинации, повторяя за преподавателем, а ведущий ребёнок импровизирует с платочком, используя различные танцевальные движения. Затем звучит вторая мелодия - дети наклоняются вниз, закрывая лицо руками, а ведущий выходит из круга и бежит вокруг детей еле слышно на полупальцах. На окончание музыки ведущий останавливается за спиной выбранного им ребёнка и кладёт за ним на пол платочек. Все дети оглядываются и тот, у кого лежит платочек, выходит в круг танцевать, а ведущий садится на его место. Игра повторяется несколько раз.

«Плетень»

Музыкальное оформление: р.н.п. «Как у наших у ворот», Н. Кузнецов «Полька»

Игра направлена на развитие ритмичности, учит согласовывать свои движения с музыкой, способствует тренировке внимания, развивает у детей способность к быстрой смене ориентиров, сообразительность.

Ход игры: дети делятся на две команды, встают напротив друг друга в линию, соединив руки в «плетень». На первые 4 такта одна из команд начинает движение вперёд топающим шагом (ритм задаётся преподавателем в начале игры), стараясь сохранять линию. На следующие 4 такта команда возвращается на место, двигаясь спиной. Вторая команда повторяет движение первой. Далее обе команды одновременно начинают движение вперёд в заданном ритмическом рисунке, проходят мимо друг друга и, развернувшись, остаются на месте соперников.

Звучит вторая мелодия - дети отпускают руки и двигаются в рассыпную по всему залу подскоками. Музыка обрывается неожиданно. Задача детей снова образовать «плетень» на месте соперников. Побеждает команда, которая с этой задачей справится быстрее.

Конечно, на этом арсенал игр не исчерпывается - их существует великое множество и ровно столько же можно придумать самостоятельно. Главное помнить золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и игровой: ребёнку должно быть интересно и комфортно. Только при этом условии развитие всех сторон его личности будет гарантированным и полноценным.


Список литературы


1.Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2008.

.Боякова Е. В. Играем в музыку //Музыкальный руководитель. - 2009. - №4. - С.21-23.

.Буренина А. И.., Родина М. И. Кукляндия: Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности. - СПб.: Музыкальная палитра, 2008.

.Коренева Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: Учеб.-метод.пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002.