Позднеромантические черты в симфонической поэме Рихарда Штрауса 'Веселые проделки Тиля Ойленшпигеля'

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,82 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Позднеромантические черты в симфонической поэме Рихарда Штрауса 'Веселые проделки Тиля Ойленшпигеля'














Позднеромантические черты в симфонической поэме Рихарда Штрауса «Веселые проделки Тиля Ойленшпигеля»

Интонационный конфликт

Симфоническая поэма Р.Штрауса «Веселые проделки Тиля Ойленшпигеля по старинным шутовским песням в форме рондо», op.28 была написана в 1894/1895 гг. и впервые исполнена 5 ноября 1895 года в Кёльне под руководством Франца Вюльнера.

Для воплощения этого юмористического образа Штраусу потребовался четверной состав оркестра с восемью валторнами и шестью трубами, и, несмотря на то, что исполнение длится всего около пятнадцати минут, для оркестрантов это превращается в настоящее испытание. Партии практически всех инструментов насыщены типично штраусовской виртуозностью - чего стоит одна тема Ойленшпигеля, порученная валторне!

Зато результат оправдывает все средства - слушателя покоряет неуёмная энергия, жизнерадостность этой музыки. Даже при первом знакомстве неподготовленный слушатель уловит основные перипетии стремительно разворачивающегося действия; причина этому - необычайная яркость и жизненная насыщенность тематического материала (недаром сам Штраус не хотел обнародовать программу при первом исполнении!)

Произведение написано в форме рондо (впрочем, довольно свободно трактованной), обрамленного прологом и эпилогом. Развитие основано на чередовании контрастных эпизодов, в которых каждый раз возвращаются, в замаскированном по-разному виде, обе темы Тиля, изложенные в самом начале поэмы. Преобладает мелодика виртуозного инструментального типа, длинные мелодические линии широкого дыхания практически отсутствуют, появляясь лишь в виде карикатуры. Проведен принцип монотематизма с использованием лейтмотивов. тиль штраус симфонический

Поэма открывается прологом - у скрипок на legatoзвучит светлая и мечтательнаямелодия (F-Dur, 4/8, авторское обозначение - «удобно»*) в духе шумановского «Traumerei». По своему гармоническому строению пролог представляет собой классический каданс; но не успел окончиться и период, как стремительно врывается первая тема Тиля у валторны на стаккато, на фоне тремоло струнных (F-Dur, 6/8, авторское обозначение - «все более оживляясь»). Тема невероятно энергична, настырна, бесшабашна - такое впечатление достигается троекратным повторением мотива с восходящей квартовой интонацией и повышением II ступени (становящейся вводным звуком к терции). Все три раза этот мотив по-разному накладывается на метрическую сетку, чем создается впечатление еще большего озорства; затем мелодия прорывается к наивысшей VIступени и «кубарем» скатывается вниз почти на три октавы. Тема еще раз повторяется в F-Dur, затем в d-moll у гобоя, a-moll у кларнета; наконец, стремительноеcrescendo приводит к аккордам fortissimotutti. После длинной ферматы во вдруг наступившей тишине у кларнета-пикколо**(стаккато) звучит вторая тема Тиля (F-Dur, 6/8, «весело» и «все время оживленно»). По интервальному строению эта тема полностью совпадает с началом темы пролога, но ритмически она изменена до неузнаваемости: теперь это короткая попевка длиной всего в такт, очень лукавая и хитрая, которая затем на два два такта зависает на странном аккорде (гармонический VII43 с повышенной терцией). Ойленшпигель словно остановился на мгновение и осматривается по сторонам, размышляя, где бы напроказничать. Результат не заставляет себя долго ждать - следует эпизод, обозначенный самим Штраусом как

* Партитура изобилует авторскими обозначениями на немецком языке (более сорока терминов).

** Кларнет inD - довольно редко применяющаяся разновидность. Звучание этого инструмента становится своеобразным лейттембром Тиля.

«Тиль на ярмарке».*Композитор великолепно передает музыкальными средствами переполох, учиненный шутником: в стремительном движении проносятся пассажи у разных инструментов, и в этой неразберихе то тут, то там «выныривает» вторая тема Тиля (либо ее интонации; интонации первой темы также встречаются в этом эпизоде, но реже).

Следующий эпизод известен как шутовская проповедь Тиля, который решает попробовать себя в роли священника. У альтов, фаготов и кларнетов звучит размеренная благообразная мелодия (B-Dur, 2/4, «удобно»). Однако Тиль не может долго сдерживать свою натуру, и уже в 11-м такте этого эпизоде появляется его вторая тема, вначале в духе «проповеди», но через два она звучит уже в неприкрыто насмешливом виде (авторское обозначение - schelmisch - «шутливо»). Далее следует своеобразный диалог: у скрипки соло издевательски звучит вторая вторая тема Тиля, а ей отвечает хроматизованная, «ползучая» последовательность аккордов, которая выражает душевный трепет, «липкий» страх. Неуверенный, никнущиймотивпредставляет собой резкий контраст к общему жизнеутверждающему настрою всей музыки; эти «аккорды страха» словно предвосхищают трагическую развязку всей поэмы.

Мини-каденция скрипки соло осуществляет переход к следующему, на сей раз любовному приключению Ойленшпигеля. Обе его темы приобретают мягкие, лирические тона (снова 6/8, преобладает legato). Вторая тема преображается в кантилену, а первая напоминает по своему звучанию вальс. Накал чувств растет, музыка неожиданно приобретает драматическую окраску; очевидно, нежные чувства Тиля остались без ответа.

Но вновь мгновенно сменяются музыкальные декорации: Тиль затеял научный диспут с профессорами-схоластами, которые монотонно твердят свои богословские истины (Фаготы, контрфагот и бас-кларнет на стаккато и piano). Начинается фугированная разработка, в которую поминутно вклинивается вторая тема Тиля, как бы все время нарушая равновесие. Спор становится все жарче, подключаются все новые инструменты; наконец на кульминации этого эпизода четыре раза повторяется вторая тема Тиля, на этот раз ее звучание неистовое, яростное, почти что грозное. Возможно, Штраус хотел показать, что его персонаж способен на нечто большее, чем просто мелкие проказы? Но вдруг напряженнейшие аккорды наfortissimo совершенно неожиданно переходят в самую что ни на есть беззаботную польку (As-Dur, 2/4, «Легко»), которая, впрочем, длится всего несколько тактов. Движение несколько тормозится, словно чтобы набрать дыхание перед грандиозным подъемом, который на этой раз уже станет кульминацией всего произведения и приведет к драматической развязке. В качестве своеобразной репризы звучит валторновая тема Тиля в своем первоначальном виде. Далее в постоянно нарастающей звучности весело проносятся, словно танцуя, обе темы Тиля, приобретая ликующий характер (авторское обозначение -«все более необузданно и оживленно»); первая тема в одном из своих проведений звучит как победоносный гимн. Некоторое время обе темы звучат одновременно.На вершине грандиозного нарастания неожиданно повторяется тема проповеди в оглушительном изложении медных инструментов - и так же неожиданно обрывается. Сухая дробь малого барабана возвещает начало суда над Тилем.

Ход судилища детально иллюстрируется: угрожающие обвинения (аккорды фортиссимо духовых и струнных, авторское обозначение - «угрожая»), насмешливые ответы Тиля (вторая тема в своем первоначальном виде), сменяющиеся жалобным хроматическим мотивом страха, и, наконец, грозный приговор. Героя вздергивают на виселицу, восходящий пассаж кларнета-пикколо рисует его предсмертный вскрик. Этот эпизод является кульминацией смыслового и, как следствие, интонационного конфликта. В противопоставлении задействованы практически все музыкальные средства:tutti, fortissimo, низкий регистр - кларнет-пикколо соло на piano и staccato; минор - мажор, (f-moll - F-Dur); статика - подвижность.

* Хотя сначала Штраус и не хотел публиковать программу «Тиля», но впоследствии сам говорил критикам, писавшим об этой поэме, о конкретных проделках своего героя.

После длинной паузы звучит спокойная повествовательная музыка пролога, столь бесцеремонно прерванная в начале появлением Тиля; в этот раз ничто не мешает ее неторопливому течению.Но заканчивается поэма ликующей темой Тиля (№2) - он вечно жив, такой герой не может умереть!

Позднеромантические черты:

. Использование жанра одночастной симфонической поэмы. Как известно, этот жанр по праву считается «визитной карточкой» композиторов-романтиков, во многом благодаря своему создателю и идейному вдохновителю Ф.Листу. Однако Штраус привнес и нечто новое в трактовку этого жанра, а именно: комическую окраску всего произведения; это позволяет говорить о Штраусе как о создателе комического симфонизма.

. Программность; причем программность не просто как возможность наличия сюжетного подтекста, а как фактор, предопределяющий музыкальное развитие (берлиозовский тип программности). Также довольно характерно обращение именно к средневековой тематике (хотя в этом случае оно и не продиктовано какими-то особыми идейными соображениями).

. Герой поэмы - сильная, самодостаточная личность. Он не принимает общество и открыто высмеивает его.

. Веберовский тип интонирования - экстатический, пылкий, «виртуозный».

. Огромный оркестр: четверной состав струнных с усиленными духовой и ударной группой; использование специфических тембров (кларнет-пикколо, трещотка).

. Усложненный гармонический язык: широкое применение альтерированных септаккордов, частые энгармонические сдвиги.

. Многочисленные и очень подробные авторские указания темпа, звукоизвлечения и характера исполнения.

В.Мокрицкий

Похожие работы на - Позднеромантические черты в симфонической поэме Рихарда Штрауса 'Веселые проделки Тиля Ойленшпигеля'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!