Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра Социологии и социального управления





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему

«Школа как агент социализации личности»



Автор работы

Студент__1__курса, _15119___ группы

Очной формы обучения

Нифонтова Ангелина Сергеевна

Руководитель работы

Кандидат социологических наук, доцент

Шукшина Зинаида Александровна



г. Новосибирск, 2016 г.


Введение


Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время школа и процесс обучения занимает огромное количество времени в жизни каждого человека, а, следовательно, не может не влиять на процесс социализации личности ребенка. В человеке его человеческие черты формируются только потому, что с первого в своей жизни вдоха он - существо общественное. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, которые удовлетворяют его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности ученые называют социализацией. Процесс социализации начинается с рождения ребенка и длится всю жизнь человека. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Процесс всестороннего развития неотделим от сложного механизма школьного обучения, руководящей роли школы, педагога. Школа как бы выступает в роли условия, осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образование является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.

Цель: исследовать роль школьного образования в процессе социализации личности и выявить проблемы, существующие в процессе школьной социализации.

Задачи:

.Проанализировать подходы к изучению роли школы в социализации личности;

.Проанализировать отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности;

.Выявить проблемы и противоречия школьного образования в процессе социализации личности.

Объект исследования: население РФ как носитель социальных качеств.

Предмет исследования: школьники РФ как участники процесса социализации.

Методы исследования: анализ, сравнение, индукция, дедукция.

Краткое описание разделов:

Раздел 1 «Место школы в социализации личности» включает в себя теоретическую часть исследования. Он раскрывает такие понятия как социализация и социальное воспитание, показывает роль школы в социализации личности, освещает функции и механизмы школы как социальной организации, показывает роль школьного воспитания и воспитания вообще.

Раздел 2 «Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности» открывает современный взгляд на место школьного образования и образования в общем в процессе социализации индивида; передаёт мнение докторов социальных наук по поводу данной проблемы; описывает взаимодействие школы и семьи; выявляет проблемы и противоречия школьного образования в процессе социализации личнгости.



1. Место школы в социализации личности


1.1Школа как фактор социализации


Социализация - развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей и девушек с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Действующие на человека условия принято называть факторами.

Процесс социализации реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействие каких-то факторов. Одним из таких институтов является школа.

Школа - специфическая социальная организация, поскольку:

.Подлинные результаты работы школы можно оценить лишь через длительное время после окончания пребывания в ней;

.Школа общественно подотчетна, обязательна для учащихся, а, следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;

.Ученики как члены организации имеют особый, временный статус;

.Основными компонентами социальной организации школы являются содержание образования, процесс оценивания и распределения учащихся по статусам, группам и социальная среда.

Школа является самостоятельным микрофактором социализации, который влияет на молодое поколение, определенным образом унифицируя их развитие, во многом определяя не только будущие профессиональные возможности молодых людей, но и их личностные характеристики.

В школьной жизнедеятельности представлены все механизмы социализации. Первыми являются психологические и социально-психологические механизмы социализации, такие как: импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него важных объектов; экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми людьми; подражание - следование какому-либо образцу, примеру; идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления себя с другим человеком, группой, образцом; рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам.

Следующими механизмами являются социально-педагогические механизмы социализации, включающие в себя: традиционный механизм социализации, представляющий собой усвоение человеческих норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения; институциональные механизмы социализации, функционирующие в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями; стилизованный механизм социализации, действующий в рамках определенной субкультуры; межличностный механизм социализации, функционирующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Таким образом, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах, через публичные выступления и задушевные разговоры учителей, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вообще, своей школы и проч.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.


1.2Школа как воспитательная организация


Одной из составляющих социализации является относительно социально контролируемая социализация, т. е. воспитание. Специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения, он называет воспитательными организациями. К числу таковых, наряду с учреждениями дополнительного образования, детскими организациями, детскими оздоровительными лагерями и т.п., относится и школа.

Социальное воспитание - составная часть относительно социально-контролируемой социализации (наряду с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным воспитанием). Оно осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. В воспитательных организациях социальное воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи.

Ведущими функциями школы как воспитательной организации являются: культурно-образовательная, регулятивно-воспитательная, коммуникативная, организационно-управленческая, социально-интегративная, производственно-экономическая, общественно-политическая.

Систематическое школьное обучение не лишено противоречий, поскольку осуществляется преимущественно путем передачи опыта взрослых. Развитие личности, основанное на следовании заданным образцам, приводит к известному нивелированию, поскольку в процессе его человек выступает преимущественно объектом внешнего воздействия. Последние десятилетия принесли ускорение темпов общественной жизни, кардинальное изменение предметного мира, рост потока информации, а с ним и необходимость постоянно обновлять знания, навыки, ориентации, установки. В этих условиях социальный опыт старших перестает быть определяющим фактором в социализации личности.

Дискуссионным остается вопрос о показателях результативности школьного обучения: должна ли школа формировать у ребенка научную картину мира или обеспечивать ему профессиональную квалификацию, учить мыслить или «готовить к жизни».

Итак, в настоящее время ожидаемый от школы результат все чаще фиксируется понятием «общая культура». В традиционном смысле под общей культурой понимают багаж знаний, эрудицию, которые позволяют молодому человеку чувствовать себя комфортно в обществе; это багаж для жизни и выживания, необходимый каждому человеку в его взаимодействиях с обществом и миром. Именно этот багаж школа помогает формировать у ребёнка с помощью воспитания.


2Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности


2.1Анализ статьи Е.Ю. Бикметова «Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида»


Важнейшими институтами социализации личности и субъектами образовательного процесса являются школа и семья. Причём, ключевую роль школы в социализации нельзя рассматривать без взаимодействия с семьёй. На этом фоне Е.Ю. Бикметов выделяет общие социальные функции, присущие и школе, и семье:

.Учебная (передача информации, знаний, умений, навыков);

.Воспитательная (формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, личностных качеств);

.Контроль над содержанием жизнедеятельности учащегося.

Но, несмотря на явные сходства, существуют и заметные различия. Если в школьном образовании преобладают определённая планомерность, научность, системность, то в семье первенствуют естественные факторы жизни, протекающие, как правило, стихийно. Если школа даёт теоретические знания, то в семье доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культуры родителей.

Результаты исследования доктора социологических наук Бикметова Е.Ю. о влиянии школы на выбор профессии говорят, что педагоги оказывают наименьшее влияние на жизненные ориентации школьников.

Помимо этого, большое значение на социализацию старшеклассников оказывает и субъективное отношение родителей к обучению детей в школе. Ведь их успехи или неуспехи в значительной мере определяются степенью взаимодействия школы и семьи. Связи каждого родителя со школой имеют естественный характер и совпадают в главном - в обучении и воспитании детей. Никто другой не может создать необходимые социальные и нравственно-психологические условия для соответствующего общественным и семейным интересам развития детей.

Бикметов Е.Ю. также обращает внимание на противоречия, возникающие в системе общего образования и воспитания. «Для половины учащихся школа является неким подобием казармы, где неинтересно жить, учиться, но сменить место учёбы они, к сожалению, не могут по той причине, что нет согласия родителей или препятствую другие факторы. Каждый пятый старшеклассник считает, что для овладения профессией не надо много учиться, а каждый шестой уверен, что в школе он только теряет своё свободное время. Только один из пяти выполняет весь объем учебного плана, а 2/3 занимаются от случая к случаю».

Помимо проблемы отношения учеников к учебному процессу, существует проблема единого подхода к системе критериев оценки. Бикметов Е.Ю. говорит, что «во всей системе учреждений образования пока остается только пятибалльная система оценки знаний, да и та девальвируется».

Проанализировав противоречия, связанные с современным этапом развития образования, можно прийти к выводу к выводу, что самому обществу необходимо создавать предпосылки такой мотивации обучения, в основе которой лежит сформировавшаяся потребность в творчестве. Но последнее предполагает не только расширение пространства общения, но и автономную разнокачественность субъектов, образующих социальную целостность. Потребность в образовании предполагает подкрепление социальной практикой, разумно сочетающей, с одной стороны, принципы справедливости, принуждения, а с другой - побуждения, милосердия. Эти принципы призваны дополнять друг друга. При этом организационный и управленческий принципы могут работать лишь при разрешении в процессе управления внешних и внутренних противоречий, касающихся школы как важнейшего социального субъекта образования.


2.2Анализ статьи А.С. Гурьянова «Социализация личности в процессе образования»


В статье раскрывается специфика социализации личности в процессе образования в зависимости от типа общества. Показывается, что каждый тип общества предполагает собственный характер социальности, и по этой причине система образования должна строиться так, чтобы её функционирование осуществлялось с учётом особенностей социального устройства общества, а личность могла эффективно самореализоваться в обществе и наиболее полно раскрыть свой потенциал.

Гурьянов А.С. определяет социализацию как сложный процесс вхождения индивида в общество посредством усвоения определённой системы знаний, норм и ценностей, а систему образования как один из главных институтов социализации.

Исследователь говорит, что в настоящем времени образовательный процесс становится односторонним, чуждым отечественной образовательной традиции, что, в свою очередь, влечет за собой нравственный кризис общества. Образование неотделимо от социализации и включает в себя воспитание, которое предполагает «экстериоризацию ценностей», что ведет к формированию «субъективного личностного смысла». В то же время социализацию личности трудно представить без обучения.

Обучение (по Гурьянову А.С.) - труд, требующий ценностно-заинтересованного отношения со стороны всех участников этого процесса - учащихся, учителей, родителей. Воспитание он трактует как передачу накопленного опыта - способов мышления, нравственных, эстетических, правовых норм - словом, что создано в процессе исторического развития духовного наследия общества.

Завершая процесс образования, человек покидает учебное заведение не только с набором знаний, умений и навыков, но и с пониманием культуры, религии, идеологии и ценностных ориентаций в том обществе, в котором ему предстоит жить. В последнем заключается задача воспитания. Сочетание этих двух компонентов представляет собой процесс социализации в системе образования.

Поскольку процессы образования и социализации неотделимы друг от друга, следовательно, человек усваивает социально-экономические и социально-политические установки общественной жизни, систему общественных отношений данного общества и реализует свой потенциал, свою социальную активность посредством творческой деятельности. Будучи адаптированным к жизни общества, человек может актуализировать те стороны социального опыта, которые необходимы ему для самоутверждения. В итоге, Гурьянов А.С. приходит к выводу, что социальный опыт - это то, что усваивается человеком в процессе образования.

Важным элементов в любой системе образования, влияющим на эффективность процесса социализации личности, является преподавательский состав.

Таким образом, Гурьянов А.С. делает вывод, что социализация личности в процессе образования осуществляется так, чтобы личность могла эффективнее самореализоваться в определённом типе общества и в наиболее полной мере раскрыть свой потенциал в своей жизнедеятельности. А целью образовательной деятельности должна быть адаптация детей, подростков, девушек и юношей к жизни общества.



Заключение


В работе были рассмотрены следующие аспекты: что такое социализация, какую роль в данном процессе занимает школа, какое влияние оказывает воспитание, а также проанализированы мнения учёных по данному вопросу. Это лишь некоторые стороны проблемы. Понятно, что проблема эта многоаспектная и требует усилия многих специалистов смежного профиля. В частности, здесь большое поле для совместной деятельности социологов и психологов, юристов и демографов и др.

Из проделанной работы можно сделать вывод о том, что процесс социализации и процесс школьного обучения неразделимы. Школа, педагоги, одноклассники и остальное окружение напрямую влияют на сознание ребенка, и помогают ему найти своё место в мире, выбрать модель поведения, сформировать характер, воспитать отдельные личностные качества, а также научиться взаимодействовать с другими людьми.

Помимо этого отдельная роль отводится воспитанию как методу социализации. Причём воспитанию как семейному, так и школьному. Передача информации, опыта, умений и навыков имеют важное значение в процессе социализации.

Также были выявлены проблемы и противоречия в связи с данной тематикой, среди которых были: рост темпа жизни и обновление информации, которые педагоги не успевают усваивать и доносить школьникам; разнокачественность образования; безразличное отношение учеников к процессу обучения; отсутствие единства критериев оценивания; односторонность образовательного процесса; отсутствие образовательной социальной практики.

социализация личность воспитательный школа

Список используемых источников


1.Аитов, Н. А. Социология образования: Учебник. Алма-Ата, 2008. С. 48.

.Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Мудрика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272с.

.Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие - М: Гардарики, 2005.

.Современная социология образования и молодёжи: Учеб. пособие/ Отв. ред. А.М. Осипов, В.В. Тумалев - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

.Наливайко Н.В., Панарин В.И. Взаимодействие демократии и образования//Философия образования. -2008. - №3. - С.67-73

.Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида/ Е.Ю. Бикметов// Социологические исследования. - 2007. - №9. - С.86-92

.Гурьянов, А.С. Социализация личности в процессе образования/ Гурьянов А.С.// Философия образования. - 2010. - №2. - С.152-157

.Мудрик, А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации/ А.В. Мудрик// Вестник ПСТГУ, 4: Педагогика. Психология. - 2008. - №3(10). С.7-24