П.И. Чайковский 'День ли царит' переложение для женского хора Л. Жуковой

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    224,95 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

П.И. Чайковский 'День ли царит' переложение для женского хора Л. Жуковой














П.И. Чайковский «День ли царит» переложение для женского хора Л. Жуковой

1. Общий историко-стилистический анализ

чайковский ладотональный вокальный хоровой

Общие сведения о произведении

Романс «День ли царит» написан П. Чайковским на слова Алексея Николаевича Апухтина (1840-1893), с которым вместе учился в училище правоведения. Чайковский и поэт и после окончания училища долго поддерживали тесные дружеские отношения.

Все в музыке романса «День ли царит» подчинено одной цели - воспеванию силы и красоты человеческого чувства, утверждению радости и счастья любви.

Яркая, сверкающая силой и страстностью музыка выражает чувство всепоглощающей любви.

Общие сведения об авторах произведения

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) Величайший русский композитор Петр Ильич Чайковский сформировался как художник в знаменательную для России эпоху 60-70-х годов XIX века, в период высокого подъема общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы и публицистики, изобразительного искусства музыки. Он по праву считается одним из величайших композиторов в истории русской музыки. Он был также дирижёром, педагогом, музыкально-общественным деятелем и музыкальным журналистом.

За довольно короткую жизнь Чайковский написал огромное количество самой разнообразной музыки: 3 балета, 6 симфоний, 4 сюиты для оркестра, 11 концертов для различных инструментов, 6 камерно-инструментальных произведения, сочинения для фортепиано.

Отдельно хочется отметить произведения, написанные для хора: из духовных сочинений - «Всенощное бдение» и «Литургия», так же 10 отдельных духовных сочинений, из светских сочинений для хора a cappella особенно выделяются такие произведения, как «Без поры, да без времени», «Не кукушечка во сыром бору», «Ночевала тучка золотая», «Соловушко» и т.д.,

Так же композитор работал в крупных вокально-инструментальных жанрах - им написано 10 опер, среди которых «Мазепа», «Евгений Онегин», Пиковая дама», «Черевички», «Иоланта», «Орлеанская дева» и т.д.; 3 кантаты - «К радости», «На открытие политехнической выставки» и «Москва».

Вокальное же творчество композитора в количественном отношении определяется 112 романсами для различных голосов. Хочется отметить, что многие романсы выписаны в нескольких тональностях, для удобства исполнения и женскими и мужскими голосами.

Романсы Чайковского обращены к простому слушателю. Они близки к культуре городского бытового романса. Чувства в них выражены искренно и просто. Чайковский с детства любил романсы Алябьева, Варламова, Гурилева. «Я не могу без слёз слышать «Соловья» Алябьева, - говорил он. - А по отзыву знатоков это верх пошлости».

Конечно, многое Чайковский воспринял и от своих предшественников - М. Глинки и А. Даргомыжского, а также от романтики немецких композиторов, особенно Шумана. С Шуманом Чайковского сближала страстная лирическая взволнованность. Но при всём этом вокальная лирика Чайковского отличается ярко выраженным индивидуальным своеобразием.

Многие музыковеды отмечают свойственные романсам Чайковского черты «оперности», связь между камерным вокальным и оперным творчеством композитора.

Сам композитор считал необходимым донести до слушателя своё живое чувство во всей его полноте и непосредственности. Он как бы «переводил» словесный текст на язык музыки, выделяя в поэтическом тексте, прежде всего, доминирующий психологический мотив и находя соответствующую ему музыкальную интонацию. На этом и строился романс. Душевное состояние и переживание Чайковский умел передать в развитии, достигая постепенно особой напряженности выражения.

Среди своих современников Чайковский занял особое положение благодаря удивительной способности к широкому охвату многообразных явлений действительности, проницательности, и отзывчивости к наиболее сложным проблемам современной жизни. Гениальный дар Чайковского проявился прежде всего в отражении процессов внутренней жизни человек, в обращении в кардинальным вопросам бытия. Именно поэтому Чайковского справедливо ставят в один ряд с корифеями русской культуры - Толстым, Пушкиным, Мусоргским.

Глубокий смысл приобретает в творчестве темы любви. Это символ возвышающей и облагораживающей силы способной победить труднейшие жизненные препятствия и даже саму смерть. «Любовь есть жизнь» - это мысль Толстого, созвучная мировоззрению композитора, пронизывает все его творчество.

Для Чайковского всегда на первый план выступало единство эстетического и этического в художественном произведении слияние прекрасного с возвышенным. Признавая в нем средства духовного общения людей, Чайковский сознательно стремился к доступности, демократичности творчества. «Направленность формы на восприятие слушателя», по словам Б.И. Асафьева, рождена потребностью быть услышанным как можно большим числом людей. «Я желал бы всеми силами души, - писал композитор в письме к Фон Мекк, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих его находящих в ней утешение и подпору».

Особенно творчески близок Чайковскому романтизм. Он переосмыслил этику романтизма и наполнил ее конкретным жизненным содержанием, связанным со своим временем и своей страной. По словам Асафьева, романтизм «никогда не был изжит как культура чувства…». Чайковского многое воспринял от романтической музыки. Такова лирическая, «исповедальная» природа его творчества, опора на его жанровую конкретность образов, тяготение к программности. У Чайковского лирико-драматическое содержание всегда связано с остроэмоциональным авторским отношением. В этом проявляется особое чувство музыки Чайковского - ее удивительная искренность и лирическая насыщенность.

Алексей Николаевич Апухтин. Родился в небогатой дворянской семье, где помимо него потом росли ещё трое сыновей Николай (1842-1878), Афиноген (1849-1908) и Владимир (1851-1927). Детство прошло в родовом имении отца (Николая Фёдоровича) - деревне Павлодар. По мироощущению близок М.Ю. Лермонтову. Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П.И. Чайковским («Ночи безумные», «День ли царит» и др.), А.С. Аренским («Разбитая ваза»).

- первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.). 1858-1861 гг. стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение 7 лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др).

В 1859 году окончил Императорское училище правоведения, где подружился с П.И. Чайковским. В этом престижном заведении Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». В том же году, 23 апреля, умерла его мать, Мария Андреевна (1821-1859), смерть которой стала для Апухтина настоящим ударом. Её памяти поэт посвятил несколько стихотворений («Какое горе ждёт меня?», «Ни веселья, ни сладких мечтаний», «Ещё свежа твоя могила»).

-1862 гг. публиковался в журналах демократического толка («Гудок»).

Частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.

По окончании училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи».

С 1862 года жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу.

Чайковский гостил у Апухтина в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворения «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы) и «Послание» (1857). Последнее было задумано как ответ на письмо Чайковского, отправленное без обратного адреса. К Чайковскому обращено и написанное в 1856 году стихотворение «Дорогой».

Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

- в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник». 1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку. 1886 - вышел первый сборник стихотворений Апухтина.

в «Вестнике Европы» опубликовано стихотворение «Сумасшедший». Часть стихотворения со слов «Да, васильки, васильки…» была положена на музыку Н.В. Киршбаумом и легла в основу широко известной русской народной песни.

В последние годы жизни Апухтиным были написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет уже после его смерти.

Уже его современники высоко оценили прозу Апухтина: Александр II был в восторге от «Архива графини Д.» - после чтения, состоявшегося в доме П.Г. Ольденбургского он заявил, что её нужно тотчас опубликовать, что это лучшая сатира на великосветские нравы. Высоко оценивали прозу Апухтина Михаил Булгаков.

Алексей Николаевич скончался 17 (29) августа 1893 года в Санкт-Петербурге, был похоронен на Никольском кладбище.

Людмила Жукова. Автор разбираемого нами переложения для женского хора Л. Жукова, долгое время была хормейстером, преподавателем и заведующей отделения хорового дирижирования Новополоцкого музыкального училища (Беларусь).

Руководила учебным хором училища и созданным ею в 1990 году любительским коллективом Полоцким камерным хором.

С 2002 года живет в Санкт-Петербурге. Своим профессиональным опытом делится как преподаватель - методист по хоровому классу, систематически проводя авторские семинары-практикумы на Курсах повышения квалификации при Учебно-методическом центре Комитета по культуре Ленинградской области. Является руководителем вокального ансамбля преподавателей-хормейстеров Санкт-Петербурга «Весна лика».

Ею сделано довольно много интересных обработок народных песен и романсов для различных составов хора и вокального ансамбля.

. Музыкально-теоретический анализ

Жанр хорового произведения

Жанр хорового произведения - романс. В нашей работе мы разбираем переложение для женского хора Л. Жуковой.

Форма хорового произведения

Романс написан в сложной трехчастной форме с контрастной серединой и динамической репризой с фортепианным вступлением и заключением.

Схема формы произведения представлена таким образом (cм приложение 1):

Приложение 1

вступление

1 период

связка

2 период

связка

3 период

заключение

E-dur

E-dur

E-dur, Gis-dur dis-moll

Dis-moll E-dur


E-dur, C-dur E-dur


16 тактов

13 тактов (4+9)

3 такта

11 тактов (4+7)

1 такт

15 тактов (4+6+5)

19 тактов


Период неквад-ратного строения


Период неквад-ратного строения


Период неквад-ратного строения



Произведение начинается с фортепианного вступления, которое состоит из 15 тактов, и строится на аккордово - аккомпанирующих функциях. Далее начинается первая часть произведения, которая представляет собой период неквадратного строения с расширением, состоящий из 2 предложений (13 тактов).

День ли царит, тишина ли ночная,

Всюду со мной, мою жизнь наполняя,

Дума все та же, одна, роковая,-

Все о тебе!

Первое предложение, состоит из 4 тактов, где проходит основная тема сначала в партии сопрано, а затем в октавный унисон всем хором, и заканчивается незавершенной каденцией на седьмой низкой ступени.

Второе предложение, расширено за счет повтора слов «Всё о тебе», состоит из 9 тактов и завершается полной совершенной каденцией.

С первых строк произведение проникнуто любовью: автор говорит об источнике своих дум, мыслей, стремлений - о своей любимой. Этому восприятию способствует и скачкообразность мелодии, будто отражая мысли и чувства влюбленного.

Вторая часть предваряется фортепианным предыктом на доминантовой функции, приводящей нас в тональность gis-moll, в которой и начинается часть.

Вторая часть написана в форме периода неквадратного строения с расширением, состоящего из двух предложений (11 тактов).

С нею не страшен мне призрак былого,

Сердце воспрянуло, снова любя…

Вера, мечты, вдохновенное слово, -

Все, что в душе дорогого, святого,-

Все от тебя, все, все от тебя,

Все от тебя!

В первом предложении проведение основной темы поручено партии альта в унисон, оно состоит из 4 тактов и заканчивается автентической каденцией.

Второе предложение неквадратного строения, расширено за счет повтора слов «Всё от тебя». Начинается предложение проведением темы в партии сопрано, на словах «всё от тебя» присоединяются все голоса в нюансе p, подготавливая кульминацию второй части.

Третьей части произведения (репризе) так же предшествует небольшая фортепианная связка, построенная на доминантовой функции основной тональности E-dur.

Реприза представляет собой период неквадратного строения, состоящий из трех предложений (15 тактов).

Будут ли дни мои ясны, унылы,

Скоро ли сгину я, жизнь загубя,-

Знаю одно, что до самой могилы

Помыслы, чувства, и песни, и силы,

Все для тебя! Все для тебя!

Помыслы, чувства и песни, и силы, -

Все, все, все, все от тебя

Реприза произведения динамическая, так как именно здесь помещена кульминация всего произведения.

Первое предложение состоит из 4 тактов, начинается проведением темы в партии сопрано, с третьего такта всем хором в октавный унисон.

Второе предложение состоит из 6 тактов и заканчивается отклонением в тональность C-dur.

Третье предложение состоит из 5 тактов, которое начинается с возвращения в тональность E-dur, затем происходит отклонение в тональность второй ступени fis-moll, и приходит к кульминации произведения на доминанте E-dur, завершаясь полной несовершенной каденцией на терцовом тоне.

Характеристика фактуры

Фактура произведения - мелодико-гармоническая (смешанная), так как основная мелодия проходит в партии го сопрано, а остальные голоса являются гармонической поддержкой.

Хочется обратить внимание на партию фортепианного сопровождения. Она в большей мере является самостоятельной, являясь гармонической поддержкой хора, в основном несет изобразительную функцию, где отражается все разнообразие чувств влюбленного человека - волнение и радость, трепет и восторг; может исполняться как отдельное сочинение.

Динамика. Фразировка.

Создавая музыкальную фразу, композитор точно следует за поэтическим текстом, об этом говорит и структура каждой части.

Вступление начинается на mf в темпе Andantino, оно вводит нас в атмосферу томления и ожидания.


Первая фраза отличается волнообразным движением мелодии в нюансе f, передавая слушателю волнение и трепет чувств главного героя.


Вторая фраза начинается секвенционным проведением темы с нюанса mp, и постепенно выводит нас на кульминацию первой части, за счет постепенного повышения тесситурных условий хора.


Вторая часть начинается со слов «С нею не страшен мне призрак былого» унисоном партии альта в удобных для этой партии тесситурных условиях и в динамике f, передавая тему в следующей фразе в партию сопрано в той же динамике.


Однако в середине фразы, на словах «Всё от тебя» происходит динамический спад до нюанса mp, а затем постепенное нарастание динамики до mf.

В репризе произведения мы можем видеть идентичную динамику и фразировку, как и в первой части произведения, кроме последнего предложения, где композитором обозначена основная кульминация произведения - это одно из самых торжественных и ликующих мест во всем произведении. Здесь раскрыто чувство особой искренней теплоты и надежды. Кульминация звучит особенно чисто и светло.



Завершается произведение большим фортепианным заключением, где в динамике fff проводится основная тема штрихои marcatissimo, отражая высшую степень ликования. Однако в конце произведения автор как будто возвращается к нежным мечтам о счастье и завершается динамическим спадом к mf, p, и наконец pp, символизируя чистоту помыслов и чувств.


Темп

В начале произведения композитором выписан темп Andantino (скорее чем Andante). В этом темпе проходит фортепианное вступление, которое заканчивается отклонением от темпа ritardando (замедляя) и ritenuto molto (очень замедлить). Эти отклонения как будто подводят нас к основному темпу произведения Allegro agitato (скоро взволнованно), который очень точно отражает общее настроение произведения.

В конце первой и третьей части композитором выписаны замедления темпа, тем самым подчеркивая кульминации - частную и общую.

Основной размер произведения 9/8. Этот размер является сложным с триольной пульсацией. Очень важно, чтобы дирижер, исполняющий данное произведение ощущал триольную пульсацию, учитывая особенности фортепианного сопровождения шестнадцатыми длительностями. Размер изменяется только один раз в фортепианном вступлении на размер ¾, соответственно изменяется и пульсация внутри доли.

Гармонический анализ хорового произведения. Ладотональные особенности хорового произведения

Основная тональность произведения E-dur. В данном произведении встречаются отклонения и модуляции.

E - cis - E - C - E - fis - E - cis - E - gis - cis - E - cis - C - fis - E

Тонально-гармонический план вступления:

 |  |  |  |   |  |  |  |  |  |  |  ||

период:

 |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |

Связка:

 |  |  |

период:

|  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |

Связка:

 |

Реприза (3 период):

 |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |

Заключение:

 | s | T |  | T |  | T |  |  |  |  | T s | T s | T s T | T s T | T I T | T I T ||

Гармонические средства, использованные П.И. Чайковским в романсе «День ли царит», очень однообразны. Кроме аккордов основных функций композитор использует аккорды III и VI ступени, DD, альтерацию.

3. Вокально-хоровой анализ романса «День ли царит»

2.      Вид хора - двухголосный с divisi в партии сопрано и альта.

.        Диапазон партий и хора

Сопрано I


Сопрано II


Альты I


Альты II



Общий диапазон хора


Тесситура в произведении средняя, удобная для всех голосов. Единственный момент не удобства представляет подготовка кульминации в репризе произведения, где голоса находятся в низких тесситурных условиях и для того чтобы прослушать аккорд приходится применять искусственный ансамбль.

Надо отметить мастерство автора переложения, насколько он разнообразно использует тембровые краски хоровых партий. В произведении важны и характерный тембр каждой партии, красота звучания отдельных регистров и общее тембровое единство и слитность.

Характеристика звука - при исполнении данного произведения звук хора должен быть мягкий, легкий, полетный, чтобы гармонировать в ансамблевом звучании с аккомпанементом, где отражается различная гамма чувств.

Атака звука мягкая.

В произведении дыхание в основном общехоровое по фразам. Исключение составляют музыкальные фразы в кульминациях частей, где применяется цепное дыхание.

Исполнительские штрихи

Основной штрих, используемый в произведении legato, однако в кульминациях можно использовать штрих non legato, для более яркого и действенного показа кульминации. А в фортепианной партии встречается штрих marcatissimo в заключительном фрагменте произведения, подчеркивая тем самым бурный характер произведения и выплеск чувств.

Хоровой ансамбль

Качественное исполнение произведения «День ли царит» безусловно, требует от исполнителей выполнение следующих видов хорового ансамбля: высотно-интонационного, темпоритмического, тембрового, динамического, дикционного.

Высотно-интонационный ансамбль напрямую связан с общехоровым строем. В основе хорошего ансамбля лежит работа над унисонным ансамблем хоровых голосов. Ансамбль унисонов, прежде всего, предусматривает слияние голосов по тембру и высоте звучания. При этом главное внимание уделяется воспитанию у хористов умения слушать и слышать друг друга, умения подстраивать и уравновешивать свои голоса в звучании совей партии.

Только при условии идеального мелодического звуковысотного ансамбля можно добиться чистого гармонического интонирования.

При работе над гармоническим строем обязательно нужно обращать внимание на унисонные удвоения в аккорде, усиливающее звучание данных звуков. Нужно обратить внимание хора, что при унисонном звучании партий следует исполнять ноту динамически тише.

Осмысленность и красочность гармонического ряда предполагает некоторое динамическое выделение наиболее характерных для каждой данной гармонии звуков. В аккордовом изложении хору необходимо добиваться стройности звучания всех партий.

Темпоритмический ансамбль так же крайне важен в данном произведении. Разнообразный ритм хоровой партитуры произведения требует от исполнителей единого ощущения темпа, метра и ритма, синхронного совпадения голосов по вертикали и пульсирующим шестнадцатыми аккомпанементе.

Кроме высотно-интонационного и ритмического ансамблей хормейстеру нужно добиваться тембровой целостности голосов, благодаря которой лучше прослушивается вся хоровая «ткань» произведения. Следует отметить, что тембровый ансамбль влияет на общехоровой строй, а значит крайне важно добиваться предельной слитности голосов внутри партии и между партиями.

Исполнение данного произведения требует так же от коллектива монолитного динамического ансамбля. Работа над динамическим ансамблем предполагает достижение уравновешенности по силе голосов внутри одной хоровой партии и согласованность силы звучания хоровых партий в общехоровом ансамбле. Для достижения единства в их исполнении необходимо формирование у всех певцов одинаковых навыков регулирования силы звука за счет выработки однотипности работы певческого дыхания.

Достижение ритмического ансамбля в произведении «День ли царит» облегчается методом концентрации внимания исполнителей на выразительном и логичном произношении литературного текста в ритме произведения, а так же умением певцов соотносить ритмический рисунок хоровой партии с мелкими длительностями в фортепианном сопровождении.

Артикуляционный ансамбль важен при выработке единой манеры произношения текста. Артикуляционный ансамбль напрямую связан с дикционным, работа над которым требует постоянного внимания хормейстера.

В данном произведении встречается очень много сонорных согласных, которые нужно пропевать на высоте ноты, на которую поставлен данный слог. Активизировать согласную «Р» - произносить утрировано. При использовании цепного дыхания, обратить внимание на соединение окончания слова со следующим словом.

Кроме того, для успешного исполнения произведения «День ли царит» важен еще один вид ансамбля - ансамбль хор - фортепианное сопровождение. В данном произведении П. Чайковский поручает фортепиано роль равноправного члена ансамбля. Разложенные длинные и короткие арпеджио фортепианной партии требуют точного темпоритмического совпадения с хоровой партитурой, которая выписана более крупными длительностями. Обязательным условием данного вида ансамбля является соблюдение динамического баланса между хором и инструментом.

4. Исполнительский анализ: приемы дирижирования

Основной задачей исполнителей является создание целостного художественного образа произведения Чайковского «День ли царит». При этом необходимо следовать авторскому замыслу, точно исполнять его указания, касаемые темпа, динамики, фразировки и т.д.

Разучивая данное произведение, дирижер должен видеть перед собой главную цель - раскрыть идейно-художественную сущность произведения. Технические трудности не должны мешать хормейстеру в достижении основной цели. При работе над данным произведением необходимо обратить внимание на разграничение функций рук: хор - фортепиано.

Дирижер должен обладать огромной волей и эмоциональностью. Выражение лица, постановка корпуса, рук - все должно воздействовать на хор. Артикуляция также должна способствовать выразительности исполнения. Формой рта дирижер напоминает хору о характере звука, помогает в отношении дикционного ансамбля, а выражением лица создает различные эмоциональные нюансы произведения.

Восторженный и бурный характер произведения требует насыщенного, свободного и наполненного жеста дирижера и, конечно же, максимальную эмоциональную отдачу. Дирижеру необходимо найти наиболее яркие и выразительные приемы дирижирования, особенно при показе кульминационных моментов произведения. Так же дирижеру необходимо постоянно ощущать пульсацию мелкими длительностями, которая проходит в партии фортепианного сопровождения. Предельно точным должен быть пок4аз при кратковременном отклонении от основного темпа.

Дирижер должен проанализировать, почувствовать и передать в жесте текстовую фразировку, плавно подвести хор к кульминации. Музыка и текст должны рассматриваться хормейстером как единое целое, во взаимодействии музыкальных и поэтических средств выразительности.

Выразительная фразировка позволяет избегать однообразного исполнения и пения по слогам. Большое значение в исполнении фразировки играет дыхание, (как мы уже упоминали выше, в этом произведении оно по-фразовое и цепное), ведь именно благодаря дыханию, мы можем объединить мысль фразы в единую линию.

В работе над динамикой дирижеру следует обратить внимание на формирование у певцов навыка пения на p, которое требует активизации дыхания и постоянного его контроля.

Романс «День ли царит» - это яркое, самобытное произведение, являющееся высокохудожественным образцом классического искусства.

Данное переложение романса может быть исполнено высокопрофессиональным хоровым коллективом, обладающим гибкой вокально-хоровой техникой, а так же способностью понять и оценить тонкий смысл поэтического текста.

Так же может исполняться учебными коллективами профессиональных училищ и вузов, с целью повышения профессионального мастерства участников хора и студентов хормейстеров.


Литература

1.     Анисимов Л. Дирижер - хормейстер. [Текст] / Л.: Музыка, 1976. 125 с.

2.      Асафьев Б. О музыке Чайковского. [Текст] / Л.: Музыка, 1972. 89 с.

.        Берберова Н.Н.П.И. Чайковский. [Текст] / СПб.: Лимбус-Пресс, 1997. 54 с.

.        Гусев В.Е. Песни и романсы русских поэтов. [Текст] / М.: Советский писатель, 1965. 246 с.

.        Егоров А.Б. Теория и практика работы с хором. [Текст] / М.: Музыка, 1951.

.        Зиновьев Л.П. Вокальные задачи ауфтакта в хоровом дирижировании. [Текст] / СПб.: Композитор, 2007.

.        Калинина Н.А.П.И. Чайковский. [Текст] / М.: Детская литература, 1988. 36 с.

.        Кунин И.Ф. Жизнь замечательных людей. [Текст] / М.: Молодая гвардия, 1958. 104 с.

.        Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И., Методика работы с детским вокально - хоровым коллективом [Текст] / - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

.        Позднякова Т.И., Липкань Н.В. Хоровое дирижирование и чтение хоровых партитур. [Текс] /: учебно-методическое пособие / Т.И. Позднякова, Н.В. Липкань - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. - 92 с.

.        Полинин Ю.Н. Произведения П.И. Чайковского. [Текст] / М.: Музыка, 1973. 76 с.

.        Романовский Н.В. Хоровой словарь. [Текст] / М.: Музыка, 1984. 134 с.

.        Синявская Н. О гармонии П.И. Чайковского. [Текст] / М.: Композитор, 1983. 101 с.

.        Способин И.В. Элементарная теория музыки. [Текст] / И.В. Способин. - М.: Кифара, 2006. 46 с.

.        Строение музыкальных произведений: учебное пособие - 2-е изд. [Текст] / Мазель Л.Б.М.: Музыка, 1979. 110 с.

.        Формы музыкальных произведений: учебное пособие. [Текст] / Н. Холопова - 3е изд. СПб.: Лань, 2006. 240 с.

.        Фролов А.А. Секреты музыкального языка. [Текст] / А.А. Фролов - 1-е изд. - СПб.: Питер, 2002. 99 с.

.        Чесноков, П.Г. Хор и управление им. [Текст] / М.: Композитор, 1961. 170 с.

19.    http://vk.com/im? sel=5293581

20. http://www.jooov.net/text/685180/elena_obraztsova-den_li_tsarit_pchaykovskiy-aapuhtin.htmls

.        http://istoriyamuziki.narod.ru/chaykovskiy-romansi.html

.        https://ru.wikipedia.org/wiki/ Алексей Апухтин

Похожие работы на - П.И. Чайковский 'День ли царит' переложение для женского хора Л. Жуковой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!