Тема: Характеристика институциональных ловушек в России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    243,38 Кб
Характеристика институциональных ловушек в России
Характеристика институциональных ловушек в России
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!














Характеристика институциональных ловушек в России

ВВЕДЕНИЕ

В терминах современной неоинстуциональной теории «институциональная ловушка - это прежде всего неэфективная устойчивая норма (неэффективный институт), который имеет самоподдерживающийся характер, осуществляя изменения определенного института вне связи с трансформацией правил по другим институтам, создается тупиковаю ситуацию для решения стоящих насущных задач.

Данное явление, получившее такое определение, связано прежде всего с отсутствием необходимой общей согласованности макроэкономических регуляторов. Преобразования всех экономических институтов не могут осуществляться только произвольно, потому что в существующей экономике все взаимосвязано: уровень отпускных товарных цен - цена производственного труда; гарантированный минимум оплаты труда в стране - наполняемость бюджета; соотношение всех внутренних и мировых цен - определенный валютный курс.

После того, как сама «институциональная ловушка» сформировалась, возврат к первоначальным условиям не приводит к ее полному разрушению: имеет место так называемого гистерезиса - это влияние прошедших событий на естественные значения фактических экономических переменных.

Постоянный анализ формирования институциональных ловушек в итоге подтверждает, что создание «рыночного правового поля» не гарантирует возникновения всех эффективных рыночных институтов. В период широкомасштабных реформ макроэкономическая политика государства может существенно повлиять на все институциональное развитие. Поэтому в данном случае существует опасность возникновения дополнительной «институциональной ловушки»: когда цель макроэкономической стабилизации, необходимой фактически для успеха реформ, вступает в конфликт с институциональными целями, делая задачу реформирования трудноразрешимой.

Наиболее важным является вопрос о том, почему же возникают ловушки. Это важно, потому что данные явления, как бартер, общие неплатежи, система избегания налогов, высокая коррупция как раз являются институциональными ловушками: это то, из-за чего страдает наша экономика.

Общая проблема "институциональных ловушек" привлекла в 15-20 лет пристальное внимание экономистов и ученых, которые занимаются изучением экономических процессов в странах с переходной экономикой.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ЛОВУШЕК

В настоящее время важным шагом в определении факторов, мешающих эффективности разнообразных экономических моделей, явилось создание так называемой теории институциональных ловушек, теория возникновения которых постоянно привлекает пристальное внимание ученых экономистов и социологов , занимающих изучением анализом динамики экономических процессов в стране. и Данной проблеме было удалённо довольно большое внимание таких ученых как Е.В. Балацкий, П.Н. Сохин, Е.А. Бренделева, П. Дэвид, Е.Г.Лопутов Л.Полищук, В. М. Полтерович и т.д.

Так ученым социологом Полтеровичем В.М. было введено понятие «институциональная ловушка», которая представляют собой, так называемую неэффективную устойчивую норму (неэффективный институт), который имеет самоподдерживающий характер.

Данным термином описывается наличие устойчивых негативных явлений нашей действительности. Это прежде всего бартер, откаты, хронические неплатежи, коррупция, процесс ухода от налогов, другие теневые экономические процессы и т.д.

Если говорить о причинно следственной связи вышеперечисленных элементов понятия «институциональная ловушка», то большинство из них являются следствием других элементов данных ловушек.

Как сказал один предприниматель , то он рад бы перечислять честно и в полном объеме все необходимые налоги , но если бы конкретно показали бы , что на твои налоговые деньги вот построили здание школы или детского сада , а просто так платить кому-то куда- то он не согласен.

Итак есть логическая цепочка налоги не платят потому что есть коррупция и граждане не верят власти, хронические платежи вызваны в основном желанием определенного рода властных махинаторов на местах получить свой процент от прокручивания средств , зачастую бюджетных , возможность данных махинаторов прокручивать свои дела с неплатежами постоянно фактически происходят из-за коррупции , т.е. наличия определенной доли откатов от прокрученного постоянно процента с бюджетных средств, наличие бартера вызвано в большей своей части не фактическим отсутствием денег в государстве и поэтому вынужденной мерой платежей товар на товар , а отсутствием денежных средств на местах из-за действий махинаторов в прокручиванием бюджетных средств уже на федеральном уровне.

Если набрать в интернете слово откат , то увидим что это аналог слову взятка.

Откат, взятка - принимаемые должностным лицом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE> материальные ценности (предметы, деньги <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8>, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения.

Действия по передаче и принятию взятки в большинстве стран противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81>. Получение и дача взятки государственным служащим - классическое проявление коррупции <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F>.

В российском законодательстве термином «взятка» обозначается исключительно подкуп государственного или муниципального служащего, тогда как подкуп сотрудника коммерческой организации образует самостоятельный состав преступления - коммерческий подкуп.

Почему существуют откаты , потому что существует коррупция.

«Коррупционная общая составляющая в нашей стране имеет макроэкономический характер. Процент обычный, стандартный», - сказал в предолимпийском интервью Forbes владелец холдинга «Интеррос» Владимир Потанин. Аналитики Левада-центра выяснили что большинство бартерных взаимоотношений возникают из- за прокручивание финансовых средств в разных секторах экономики.

Это прежде всего электроэнергетика, которая после реформы стала одной из наиболее так называемых „прозрачных отраслей, все компании в этой отрасли - открытые акционерные общества. Таким образом по электроэнергетике можно так сказать мониторить уровень бартера в России - здесь непосредственно бартер составляет около 15%.

График структуры бартерных взаимоотношений в электроэнергетике.

Ряд 1 - бартерные сделки.

Ряд 2 - денежные взаимоотношения.

Впрочем на крупных проектах размер бартера может достигать около 20%, но это максимум.

Что касается строительной отрасли, то по независимым экспертным оценкам Левада -Центра, бартер вне зависимости от размера контракта, составляет в общей сложности 50 %.

График структуры бартерных взаимоотношений средств в строительстве.

Ряд 1 Бартерные взаимоотношения.

Ряд 2 Денежные взаимоотношения.

Если мы говорим о поставках оборудования и вообще о снабжении медицинских учреждений, то совокупный бартер достигает здесь примерно 30%. На крупных контрактах он может доходить до 50%».

График структуры бартерных взаимоотношений в поставках мед оборудования.

Ряд 1 Бартерные взаимоотношения.

Ряд 2 Денежные взаимоотношения.

По данным независимых исследователей в России сейчас наблюдается тенденция-перевертыш: больше проект - больше процент бартера. Раньше на малых и средних контрактах бартер в процентном соотношении больше, чем на крупных. Граница между крупным и мелким/средним контрактом - вопрос индивидуальный, это зависит от региона, уникальности проекта и других субъективных вещей. Определяющий фактор, конечно же, региональный масштаб, то есть доля проекта в экономике региона. Все заказы, стоимость которых больше 0,01% валового продукта субъекта федерации, в котором реализуется проект, смело можно относить к крупным.

Следует заметить, что непосредственно сущность понятия институциональных ловушек, как и самой теории институциональных ловушек связано с понятием трансакционных издержек и издержками институциональной трансформации.

Трансакционные издержки - это издержки взаимодействия агента с партнерами в рамках той или иной нормы поведения.

При этом к основным составляющим траснсакционных издержек относятся. 1) поиск информации о товаре и услуге, поиск партнера в сделке, сбор информации о нем;

) процедура торга, приготовление и подписание контракта;

) контроль партнера в процессе выполнения контракта, принуждение к выполнению контракта;

) Оплата и оформление контракта в процессе его реализации;

) защита контракта от третьих лиц

Неадекватность современного законодательства, нерациональность общей государственной политики и высокая общая дифференциация доходов является фундаментальными конкретными факторами, способствующими коррупции, так что вся коррумпированная система может оказаться экономически более эффективной, чем даже безкоррупционная. Эти факторы прежде всего дополняются размытостью моральных норм, слабостью механизмов государственного и общественного контроля.

Исследователь А.В. Иванов в своей работе по социологии «Модернизация России и институциональные риски» также непосредственно затрагивает понятие и проблему возникновения институциональных ловушек.

В данной работе можно выделить следующие виды институциональных ловушек.

) Ловушка инерционности.

) Бюрократическая ловушка

) Коррупционная ловушка

) Инвестиционная ловушка.

) Ловушки образования

) Ловушка бедности (У. Истерли)

) Ловушка богатства (У. Истерли)

Ученый социолог Колодий С.Ю. в своей работе рассматривая подробно возникновение общих институциональных ловушек в процессе конкретного формирования и использования финансовых ресурсов государства, выделяет следующие виды институциональных ловушек:

Данный автор в качестве основного критерия классификации институциональных ловушек выбрал сферу воздействия на сбалансированность финансовых ресурсов государства. В зависимости от этого институциональные ловушки могут негативно воздействовать:

) одновременно на процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства;

) на процессы формирования финансовых ресурсов государства;

) на процессы использования финансовых ресурсов государства.

Классификация институциональных ловушек исходя из рассмотренного признака представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Классификация институциональных ловушек в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства.

На вышеприведенной схеме видно , что институциональные ловушки присутствуют в трех основных сферах :сфера формирования финансовых ресурсов государства, в сфере использования финансовых ресурсов государства, в смешанной сфере использования и формирования финансовых ресурсов государства

2. Примеры институциональных ловушек и причины их возникновения в России

Основным препятствием для успешного экономического развития России является формирование, так называемых институциональных ловушек - неэффективных и устойчивых институтов, или фактических норм поведения, которые удерживают экономику в неэффективном равновесии. Фактическое преобладание бартерных обменов, постоянные неплатежи, коррупция, теневая активность - все это примерами институциональных ловушек, затруднявших реформы в современной России .

Следует сказать, что на данном этапе развития страны имеют место быть все непосредственно описанные раннее институциональные ловушки.

Также в условиях модернизации российского общества данные ловушки не только не исчезают, но и возникают новые. Чем раньше социум осознает опасности ловушек, тем меньше будут все трансформационные издержки по выходу из них.

Рассмотрим общие примеры институциональных ловушек, которые существуют на данный период сегодняшний день в экономике России.

Ловушка инерционности.

Например по данным специалистов Левада -центра в России с официальной заработной платой в 26 000 рублей ( фактическая заработная плата как указывают аналитики составляет в среднем 15000-17000 рублей по стране) 1 литр бензина стоит 35 рублей , как и США , которые не являются одним из лидеров по добыче нефтегазовых компонентов и у которых экономика на сосредоточена вся фактически на этом секторе экономики, заработная плата в среднем с США составляет 2000-2500 долл, в переводе на курс рубля 140 000-175 000 руб, причем эта средняя заработная плата является как официально средней так и фактически средней.

График соотношения количества бензина , которое может купить гражданин России и США на свою среднюю заработную плату.

Ряд 1 - гражданин России.

Ряд 2 - гражданин США.

Ловушка инерционности заключается в фактическом подсаживании экономики России на нефтяную иглу , причем цена на бензин неоправданно завышена по сравнению с уровнем заработной платы.

Если бы соотношение цена 1 литра бензина и средней заработной платы в России, которая добывает активно нефть была бы как в США, которые активно нефть не добывают , то стоимость 1 литра бензина в России была бы не более 5 рублей.

График соотношения оправданной цены за 1 литр бензина и фактической цена за 1 литр бензина в России.

Ряд 1 -фактическая цена 1 литра бензина

Ряд 2 - оправданная цена 1 литра бензина .

В данный период инерционная ловушка наиболее опасна. Достаточно высокие темпы роста последних десятилетий породили иллюзию у руководства нашей страны , что данное положение будет фактически достаточно долгое время , может быть всегда , но последние события когда мировые цены на нефть резко упали , показали что данное нефтяное благополучие для России прекратилось .

Мировые цены на нефть упали , цены на бензин внутри страны продолжают расти и это тоже признаки инерционного мышления когда цена на бензин устанавливается не в соответствии с экономической целесообразностью , а с применением воленторестического подхода.

Бюрократическая ловушка

Эта ловушка характеризуется в чисто бюрократическом безответственном отношении чиновника в настоящее время в России к выполнению своих прямых обязанностей, в немотивированности чиновников на внешние и внутренние позитивные перемены.

Можно сказать что в настоящее время в России чиновники , которые принимают административные решения резко отличаются от чиновников подобного уровня например в советский период.

За любое безответственное административное решение чиновник советского времени рисковал не только своей должностью но и свободой , в настоящее время все по- другому , поэтому и происходят постоянные взрывы газа в квартирах жильцов (нет постоянной газовой службы , которая бы контролировала протечки газа в квартирах жильцов , никто их чиновников за это не несет ответственности), периодически заваливаются угольные шахты , опять же из чиновников никто не понес наказания.

Бюрократическая ловушка может быть обусловлена не столько конкретными интересами чиновников, сколько непосредственно самой системой власти, ее так называемой вертикальной структурированностью и соподчиненностью, постоянной боязнью принять и даже предложить новые решения, стремлением чиновника избежать конфликтов, ограниченностью его кругозора и знаний.

Коррупционная ловушка

Данная коррупционная ловушка вместе с вышеприведенной бюрократической ловушкой выталкивает из экономики России наиболее успешных, грамотных, а также мотивированных на конечный результат предпринимателей, т.е. наиболее активных индивидуумов среднего класса. Сама коррупционная ловушка для конкретного определенного круга лиц становится фактически нормальным видом дохода и может не восприниматься как само преступное деяние. Социальная инерция превращает данную коррупционную ренту в определенно своеобразное «корпоративное благо» , а также способ легитимного обогащения за счет постоянной приватизации государственных институтов различными элитными группами.

Некоторые представители современной интеллегенции начали говорить что современная коррупция находится в пределах определенной нормы и именно коррупция явилась тем фактором , который разрешил позитивно бандитский беспредел 90-х годов.

Но так ли это, весь вопрос в том у большинства представителей социума в России нет возможности жить по коррупционным законам, чтобы постоянно отдавать нужно где-то брать , а брать данным представителям социума а их немало - врачи , учителя , средний класс , просто негде , напряжение социума постоянно растет, и это вина коррупционной составляющей.

Инвестиционная ловушка

Суть в слабой инертной инвестиционной и особенно инновационной активности бизнеса в России - в недостаточной экономической предприимчивости и креативности среднего класса.

Так инновационная продукция занимает в ВВП России на данный момент е 1%, например, в ВВП Италии, Испании, Португалии - от 10 до 20%, а в Финляндии - 30%. Бизнес в настоящее время ориентирован скорее на получение только природной ренты, чем на определенные вложения в долгосрочные проекты. Преодоление данной ловушки возможно на основе только создания системы институтов общей поддержки инновационного предпринимательства, включая также венчурные фонды, технопарки а также налоговые преференции.

Ловушки образования

Данная ловушка состоит в том, что лидерство России по фактической численности студентов сопровождается также антилидерством по качеству образования. Наличие низкого качества образования значительной части дипломированных специалистов в России как результат коррупции при самом поступлении в вузы в сочетании также с низкой квалификацией молодых специалистов - это одно из серьезнейших препятствий в продвижения страны к экономике знаний.

Одной из главных опасностей ловушки необразованности в том, что совершенно не мотивированные на знания, труд, студенты в России свой опыт беспринципности, в сочетании с системой непотизма, начинают воспринимать в данное время как социальную норму, что непосредственно усиливает и поддерживает бюрократическую и коррупционную ловушки. Это в принципе обесценивает образование как таковое. Последовательное внедрение в России Болонской системы, постоянно повышение ответственности вузов, их административного руководства за качество знаний выпускников позволит уменьшить издержки выхода из этой ловушки.

Ловушка бедности (У. Истерли)

Установлено учеными социологами, что бедные граждане понижают производительность друг друга.

В зоне бедности в настоящее время находится гораздо большая доля населения, чем определяет официальная государственная статистика в России.

Также в отдельных регионах России , в отдельных населенных пунктах, в отдельных определенных кварталах крупных городов сейчас формируется своеобразный кластер бедности с его характерными признаками: это абсолютная необразованность, присутствует культурный примитивизм, наличие низких доходов и плохих жилищных условий, а также наличие недоступности качественного образования и качественной медицинской помощи.

Задача государства в России - это приложить максимум усилий для того, чтобы убрать подрастающее поколение из этого кластера, следует например продумать предложение о так называемом воссоздании института ремесленных училищ с полным фактическим государственным обеспечением учащихся.

Ловушка богатства

В данных условиях переходной экономики России стремительное формирование относительно небольшого, но очень влиятельного слоя миллиардеров фактически породило новый российский так называемый «праздный класс» с характерным для данного класса демонстративно престижным потреблением, с высокой ориентацией на низкопробную эрзац-культуру Запада, а также часто беспринципных, утверждающих фактическую вседозволенность, разлагающе влияющих на гораздо все более широкие круги населения, включая в себя средние слои.

Данная праздность жизни части социума , которая ни умом ни талантами не заслужила себе права на это вызывает у большинства других членов общество справедливое чувство осуждения. История знает немало примеров тому что напряжение в обществе в конце концов находит себе выход , желательно чтобы это был не силовой вариант со стороны приниженных социумом членов общества.

Ловушка нетерпимости в социуме

Реалии настоящего времени в современном российском обществе это фактор нетерпимости членов общества друг другу , которое проявляется в негативном отношении друг к другу по незначительным или малозначительным поводам , например один водитель недовольный стилем вождения другого водителя что- то говорит в его адрес , в ответ оскорбленный второй водитель стреляет из пмеватического оружия и убивает своего обидчика , сосед недовольный тем что другой сосед курит на лестничной клетке не ограничивается требованием прекратить незаконные действия , а наносит тяжкие телесные повреждения отступнику от норм административного кодекса.

Почему так происходит и было ли так всегда в России. У настоящий момент ученые социологи сделали вывод , что граждане в России в настоящее время довольно скептически относятся к обращению в правоохранительные органы по вопросу защиты их прав опять таки из- за наличия коррупционной составляющей в нашем обществе , с другой стороны граждане которые финансово хорошо защищены, т.е. являются довольно обеспеченными людьми, в настоящее время начинают позволять себе некоторые отступления от закона, зная что в случае чего они с помощью материального предложения с их стороны смогут выгодно разрешить для себя любую негативно сложившуюся ситуацию.

Данная ситуация приводит к наличию общего гена нетерпимости, который уже начал приносить свои плоды. Ученые проанализировали данные по водителям, которые стали виновниками наиболее неприятных и страшных аварий ДТП , оказалось что среди них процент людей состоятельных и материально обеспеченных гораздо выше чем если взять выборку по всему социуму в нашем обществе у кого есть автомобили.

Почему так происходит, просто люди обеспеченные свои представления о решении всех проблем в социуме, который достаточно коррумпирован, начинают переносить и на реальные объекты, дорога, автомобиль, в итоге их представления об этой стороне жизни оказывается неверным. Для того чтобы уничтожить ген нетерпимости в российском обществе государству необходимо установить практическое примерение существующего законодательство в одинаковой сфере, независимо от финансовых возможностей его членов.

В заключении следует также сказать, что если рынок терпит неудачу, то правительство в России может попытаться предотвратить формирование институциональных ловушек или облегчить выход из них, совершенствуя общие механизмы репутации, используя амнистию, улучшая также практику администрирования и выбирая подходящую общую макроэкономическую политику. Тем не менее в ряде случаев, однако, ни рыночные взаимодействия, ни правительственные меры не дают определенного желаемого эффекта. Не решает проблему и введение политической демократии. Для улучшения всей координации экономических агентов необходимо постоянно совершенствовать институты гражданского общества. Осознание данного факта должно ускорить уже начавшуюся полную интеграцию исследований гражданской культуры и теории экономического развития.

Заключение

институциональный общество ловушка

Наибольшей глобальной проблемой институциональных ловушек является на настоящим момент тот факт, что избежать их достаточно сложно, это также требует тщательного продумывания конкретного содержания каждого нововведения, реформы, указа и пр. в вводимое законодательство РФ, и, помимо этого, непосредственного повторного анализа уже существующих норм с последующим срочным внесением в них коррективов, характерных для этапа развития общества и экономики в целом.

Интерес к изучению этого явления в экономике страны возник относительно довольно, при этом строго датировать возникновение теории институциональных ловушек как определенного самостоятельного научного направления можно 1999-ым годом, когда например вышла соответствующая статья В.М. Полтеровича. В этой работе он дал довольно полный свод всех механизмов и эффектов, которые лежат в основе институциональных ловушек.

Таким образом, непосредственно в результате действия институциональных ловушек постоянно возникают стабильные негативные общие ситуации, которые можно исправить, лишь только понимая природу и причины их возникновения. Проблема самих институциональных ловушек усугубляется тем, что очень часто субъекты институционального регулирования, не понимая общую причину их возникновения, также могут принимать решения, не способствующие, и даже ухудшающие ситуацию.

В результате всего исследования было выявлено, что в экономической системе России в настоящее продолжают существовать, и также образовываться новые институциональные ловушки, выход из которых требует постоянно больших усилий и затрат.

Список использованной литературы

.Бренделева Е.А. QWERTY - эффекты, институциональные ловушки с точки зрения трансакционных издержек//Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2015.

.Гонтмахер Евгений. Российская модернизация: институциональные ловушки и цивилизационные ориентиры// Мировая экономика и международные отношения. - 2014

.Дроздов Н.Д. Институциональная экономика: Учеб. Пособие - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015

.Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/Под ред. А.А. Аузана. - М.: ИНФРА - М. 2015

.Колодий С.Ю. Институциональные ловушки в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства// Серия «Экономика и управление». - Том 23 (62). 2015

.Лесных, В. В. Институциональная ловушка неэффективного собственника как фактор торможения реформ (на примере ОПК) // Вестник УГТУ-УПИ. Серия экономика и управление. - 2015

.Макарова Е.П. Институциональные ловушки, препятствующие становлению социально ответственного бизнеса Вестник Челябинского государственного университета. 2015

.Маркина М. Ю. Институциональные ловушки инновационного развития Российской экономики// Журнал институциональных исследований. 2015

.Олейник, А.Н. Институциональная экономика/ А.Н. Олейник. - Мю: Инфра - М. 2014

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!