Оркестр Рихарда Фальтина в Выборге: первый симфонический сезон, репертуар, значение в истории

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,19 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оркестр Рихарда Фальтина в Выборге: первый симфонический сезон, репертуар, значение в истории

Оглавление

Введение

1. Симфонические оркестры Великого княжества Финляндского в третей четверти XIX века

1.1 Общее положение в музыкальной жизни

.2 Деятельность симфонических оркестров

1.2.1 Оркестр Хельсинкского университета

.2.2 Оркестр Турку

. Рихард Фальтин и первый симфонический оркестр в Выборге

.1 Музыкальная жизнь Выборга в третьей четверти XIX века

2.2 Биография Рихарда Фальтина

.3 Фальтин как дирижёр оркестра

.4 Первый выборгский оркестр

.4.1 Состав коллектива

. Первый сезон оркестра

.1 Первый концерт оркестра

.2 Второй концерт оркестра: первые отзывы о коллективе

.3 Первый абонемент оркестра: взлёт популярности

.4 "Эпилог" к первому сезону

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

В Выборге вплоть до начала XX века взаимодействовали четыре национальные культуры - немецкая, шведская, финская и русская. Развитие выборгской музыкальной культуры, как и во всём Великом княжестве Финляндском, шло преимущественно в немецкой и шведской культурной сфере, однако в связи с большой долей русского населения в Выборге музыкальная культура в городе взаимодействовала и с русской культурной средой, о чём свидетельствуют объявления в газете "Wiborg". Взаимодействие культур постепенно вело к ассимиляции культурных влияний, которая и происходила в Великом княжестве Финляндском в третьей четверти XIX века. В результате этой ассимиляции сформировалась финская академическая музыкальная культура.

Симфонические оркестры Финляндии в 1850-1875 годах развивались в основном в немецкой сфере: основу репертуара коллективов составляли большей частью сочинения немецких композиторов, дирижёры были также в большинстве немцы. Первым, кто внёс вклад в развитие финской сферы в академической музыке Финляндии, был Фредерик Пациус, автор музыки к гимну "Maamme" ("Наш край"). Однако участие коренных финнов в академической музыкальной жизни своей страны было крайне малым.

Вернёмся к положению в музыкальной культуре Выборга третьей четверти XIX века. Центральными фигурами музыкальной жизни Выборга того времени были Рихард Фальтин и Генрих Вехтер, на первом плане были также Леопольд Крон; Густав и Фердинанд Шпоры. Вершиной деятельности Фальтина в Выборге стал симфонический оркестр, состоявший из двадцати музыкантов.

Оркестр работал с осени 1859 по весну 1863 года и с 1867 по 1869 год; исполнял музыку Гайдна, Моцарта и Бетховена, а также Керубини, Рамо, Мендельсона, Глинки, Шумана и Вебера.

В историю музыкального Выборга имя Рихарда Фальтина вписано как имя деятеля, кто проложил путь к расцвету музыкальной деятельности "города четырёх культур", кто своей работой в Выборге достиг отличных результатов.

После коллектива, которым руководил Фальтин, в истории Выборга было ещё шесть симфонических оркестров. Скоро мы будем наблюдать за деятельностью уже восьмого оркестра в истории города. Управлять этим коллективом будет выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Виктор Игнатьев. (Сейчас, в 2016 году, существует лишь струнная группа, основа будущего симфонического оркестра.)

Актуальность данной работы, а также её научная новизна связаны с отсутствием исследований о деятельности симфонических оркестров города Выборга в российском музыковедении, малым количеством подробных работ об оркестровой и музыкальной деятельности Выборга в мировом музыковедении вообще (известны диссертация доктора искусствоведения Пентти Куула "Деятельность оркестра „Выборгских друзей музыки" в продвижении финской музыки и национальной идентичности (1894-1918)" и доклад профессора Рейо Паямо "Выборг как музыкальный город"), а также с появлением интереса к истории музыкальной деятельности Выборга среди исследователей. Одной из таких исследователей, которых интересует в том числе история музыкального Выборга, стала выпускница Хельсинкского политехнического университета "Метрополия", автор дипломной работы "Жизнь Рихарда Фальтина (1835- 1918) и обзор его сольных песен", учитель музыки, певица, прапраправнучка Рихарда Фальтина Риикка Силтанен. В её работе второй параграф второй главы большей частью основан на двух книгах: "Рихард Фальтин и его современники" Карла Флодина и Отто Эрстрёма и "Рихард Фальтин в Выборге (1856-1869)" Карла Теодора Халльстрёма. Во всём тексте курсовой работы эти труды, а также некоторые другие, будут цитированы по дипломной работе Риикки Силтанен.

Целью работы является исследование деятельности симфонического оркестра под управлением Рихарда Фальтина в Выборге в контексте музыкальной культуры Великого княжества Финляндского и конкретно Выборга третьей четверти XIX века.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

изучить деятельность симфонических оркестров в Великом княжестве Финляндском в третьей четверти XIX века;

исследовать положение в музыкальной жизни Выборга в то же время;

реконструировать биографию Рихарда Фальтина с акцентом на его оркестровую деятельность;

-охарактеризовать деятельность Рихарда Фальтина в Выборге (1856-1869 годы);

исследовать историю (на примере первого сезона) и репертуарную динамику оркестра под управлением Фальтина в Выборге;

определить место деятельности оркестра в истории музыкальной жизни Выборга и Великого княжества Финляндского.

Объект исследования: деятельность симфонического оркестра под управлением Рихарда Фальтина в Выборге.

Предмет исследования: музыкальные события первого сезона (1 февраля - 7 мая 1860 года) симфонического оркестра под управлением Рихарда Фальтина в Выборге.

В работе применены такие методы исследования, как: исторический для изучения контекста деятельности оркестра; биографический метод для реконструкции фактов о Рихарде Фальтине, в том числе связанных с его оркестровой деятельностью; синтез и дедукция для утверждения выводов.

Материалами исследования послужили: архивные номера газет, издававшихся в Выборге на шведском, финском, немецком и русском языках с 1856 по 1869 год и хранящихся в Финляндской национальной библиотеке; научные, справочные и информационные материалы на финском, английском и русском языках о симфонических оркестрах и дирижёрах Великого княжества Финляндского и их деятельности, в том числе хранящиеся в сети Интернет. Наиболее важными источниками сведений об оркестре Рихарда Фальтина стали дипломная работа Риикки Силтанен "Жизнь Рихарда Фальтина (1835-1918) и обзор его сольных песен", очерк Ильмари Крона о Рихарде Фальтине, очерк Эйнари Марвиа "Многовековое наследие оркестра Хельсинкского университета" и доклад Рейо Паямо "Выборг как музыкальный город".

Основной текст работы содержит три главы. Первая глава посвящена ситуации в симфонических оркестрах Финляндии в третьей четверти XIX века. Вторая - фигуре Рихарда Фальтина и музыкальной жизни в Выборге в третьей четверти XIX века. Третья - первому сезону оркестра под управлением Рихарда Фальтина. Для решения наших задач мы построили главы от общего к частному.

Цитаты из иностранных источников даются в переводе автора работы, если не указано иное.

1. Симфонические оркестры Великого княжества Финляндского в третей четверти XIX века

.1 Общее положение в музыкальной жизни

Прежде чем составить обзор симфонической оркестровой деятельности Великого княжества Финляндского в третьей четверти XIX века, сначала нужно представить положение в музыкальной сфере Финляндии того времени. Для этого мы обратимся к второй части статьи "Финская культура в поисках национальной идентичности", автором всей статьи является Вера Ивановна Нилова. В третьей четверти XIX века продолжалось развитие зародившегося в начале столетия финского национального романтизма. "В целом финский национальный романтизм как культурное явление и новая эпоха в национальной истории Финляндии зарождался и развивался как германобалтийское общественно-культурное движение, в котором фольклор прибалтийско-финских народов был фактором не разделения, а как раз объединения этого ареала в единый поликультурный регион Европы". Основное влияние на музыкальную культуру Финляндии оказывали шведская и немецкая сферы.

В первой сфере развивались хоровая и вокальная музыка, во второй - инструментальная музыка, композиторское творчество и профессиональное образование (многие финляндские музыканты третьей четверти XIX века, и не только этого времени, сами были немцами и учились в Германии, многие знаменитые получали образование в частности в Лейпцигской консерватории). "В композиторском творчестве Финляндии до начала 1890-х годов главенствовал немецкий классицизм", где проявились его две ветви - австрийская (венская) и немецкая.

Первым композитором Финляндии, деятельность и творчество которого принадлежат сразу трём национальным сферам финской национальной культуры - немецкой, шведской и собственно финской, - был Фредрик Пациус, о котором уже было сказано во Введении. За принадлежность выдающегося музыкального деятеля к финской культуре его назвали "отцом финской музыки". Таким образом, академическая музыка Финляндии в то время основывалась на фундаменте немецкой и шведской культуры; третьей составляющей фундамента постепенно становилась и финская национальная культура. Сами финны в академической музыкальной жизни своей страны участвовали, как было сказано во введении, крайне мало. Всё же в газетах третьей четверти XIX века на финском языке упоминания о событиях, связанных с деятельностью оркестров, есть.

Так, в пятьдесят первом номере газеты "Ilnarinen" ("Ильмаринен"), вышедшем 20 декабря 1867 года, на третьей странице мы находим статью, где упоминается оркестр Фальтина в Выборге - к этой заметке мы ещё вернёмся в четвёртой главе. Приводим цитату из заметки: "... И отрадно сознавать, что среди выборгских делателей искусства нашёлся тот, который, как видим мы из последнего симфонического концерта, может исполнить большой фортепианный концерт Бетховена (№1 До-мажор). В сём отношении Выборг можно считать самым счастливым городом во всей стране [автор заметки имел в виду Великое княжество Финляндское, а не всю Российскую империю - И.П.]". Таким образом, мы доказали, что финны всё же участвовали в академической музыкальной жизни Великого княжества Финляндского и, как следует из слов автора заметки, Выборга.

.2 Деятельность симфонических оркестров

Для нашего исследования мы воспользовались двумя материалами, один из которых написал, а второй - включил в первый том книги "Композиторы Финляндии" Эйнари Марвиа. Как музыковед он изучал деятельность финских симфонических оркестров (в том числе оркестра Хельсинкского университета, Хельсинкского филармонического оркестра и коллектива музыкантского общества Турку) и написал множество книг, очерков и статей об этой деятельности. Приведём несколько наименований материалов из каталога архива Марвиа - COLL. 779 - в Финляндской национальной библиотеке. Об Академическом оркестре написаны: дипломные работы "Akateemiset soitinmusiikkiharrastukset. 1. Turun Akatemian aika: 1640-1827" („Студенты Академии - любители оркестровой музыки: 1. Время Академии Або (1640-1827)", 1954 год защиты), "Akateeminen orkesterielama (1828-1968) ja sen juuret" („Деятельность Академического оркестра (1828-1968) и её корни", 1973 год защиты); статьи "Ylioppilaskunnan Soittajien vuosisataiset perinteet" („Многовековое наследие оркестра Хельсинкского университета", 1986 год) и "Soittavien ylioppilaiden osuus Suomen musiikin historiassa" („Место студентов- оркестрантов в истории финской музыки", 1951 год). Кроме того, Марвиа исследовал жизнь и деятельность Эркки Мелартина, Яна Сибелиуса и других музыкантов.

.2.1 Оркестр Хельсинкского университета

Расскажем об старейшем оркестре Финляндии (в границах до 1918 года) - Академическом оркестре, основанном в 1747 году, первый руководитель - Карл Петер Леннинг.

Фредрик Пациус руководил оркестром Академической капеллы с 1835 по 1853 год. Так как мы ограничились третьей четвертью XIX века, расскажем о четырёх последних сезонах оркестра под управлением Пациуса. Приведём цитату согласно Марвиа: "В те годы оркестр играл обычно шесть концертов в сезон. [С. 1835 года] возросла доля исполняемой оркестровой музыки. Кратко скажем, что исполнялось: симфонии Шпора, Моцарта, Бетховена и Ромберга; в сезоне 1849-1850 гг. прозвучали "Шотландская" Мендельсона и Первая Бетховена, в оркестре были исполнены музыка Г. Эйснера [возможно, Карла Кристиана Эйснера? Автор работы не нашёл сведений о Г. Эйснере - И.П.], а также симфония самого Пациуса; в 1850-1851 гг. - Вторая и Пятая и в 18521853 гг. - Первая, Вторая и Четвёртая симфонии Бетховена. Кроме того, оркестр представлял публике множество увертюр классического и романтического периода, а также мелкие вокальные и инструментальные пьесы".

В 1853 году Пациус завершил свою деятельность в оркестре Хельсинкского университета. Марвиа об уходе дирижёра и о ситуации, предшествовавшей тому событию, пишет: "Дела в тогдашнем хельсинкском оркестре шли совсем не гладко. Это был довольно расшатанный коллектив, где сидели много оркестрантов с разными уровнями подготовки. Никто не мог работать в оркестре долгое время, и работа непременно носила довольно временный характер. Потому неудивительно, что такое положение длилось достаточно долго; непрерывные горячие споры, которые постоянно вспыхивали между Пациусом и немецкими музыкантами, начало Крымской войны в 1853 году - она добралась и до наших [финских - И.П.] берегов, - всё это привело к общему беспорядку и беспокойству, при которых музыка уже не могла занимать умы публики. Всех этих трудностей Пациус в конце концов не выдержал, - и ушёл с поста. Восемнадцать лет, с 1835 по 1853 год, он руководил концертами столичного оркестра и разрешал большие проблемы, возникавшие за все эти годы. В том смысле Пациус был трагической фигурой: все его огромные усилия сводились на нет, оттого что в это время ему было некуда приложить свои силы, - за всю свою карьеру дирижёру так и не удалось управлять профессиональным оркестром. В некрологе на музыканта, написанном в 1891 году, есть такие слова: "Пациус был полководцем музыкальных сил, который повёл за собой артистическую армию простых любителей музыки, и достиг своего путём такого триумфа, какого не ожидал он сам". Печально, что с уходом Пациуса начался также упадок начавшей было расцветать под его руководством академической инструментальной музыки. Это означает в музыкальной жизни больше чем просто упадок студенческой оркестровой самодеятельности. В те годы завершилась целая эпоха в музыкальной истории Финляндии: эпоха поддержки самодеятельности и концертной жизни. Когда в 1860-х годах после долгого перерыва снова стали регулярно устраиваться публичные концерты, это произошло на профессиональной основе. Тем не менее, студенты целые века считали за честь работать как ядро отечественной оркестровой культуры и её главный резерв. Эта главнейшая задача в 1850-х годах была завершена. Студенты-оркестранты вносили ценнейший вклад в историю финской музыки".

Из утверждений Эйнари Марвиа мы видим, что в середине 1850-х годов произошла смена эпох в оркестровой истории Финляндии - в 1853 году завершилась эпоха любителей. С началом 1860-х годов начинается уже эпоха профессионалов, хотя первый выборгский оркестр был собран из любителей (об этом мы подробно скажем в третьей главе исследования). Без этого важнейшего обстоятельства нельзя обойтись, описывая и разделяя на периоды историю финской музыки и финской симфонической оркестровой деятельности.

В 1853-1867 годах оркестр Хельсинкского университета переживал застой. Марвиа так рассказывает об этом периоде: "Прекращение деятельности Академического оркестрового общества в 1853 году означает начало застоя в оркестре. Запись на репетиции продолжала вестись, несмотря на университетские акты, однако же иногда прерывалась. В 1860-е годы работа оркестра стала идти ещё медленнее, - это показывают среди прочих те факты, что от имени Пациуса были приобретены ноты всех квартетов Гайдна (оркестровая музыка, таким образом, почти не исполнялась) и под руководством дирижёра Шведского театра Августа Мейсснера в эти же годы были проведены несколько университетских праздничных концертов, и даже концерты Академического певческого общества. Пациусу поручили руководство уже лишь студенческими богослужениями, для чего Университет приобрёл сборники различных духовных песнопений. Ещё одним из наиболее примечательных фактов, касающихся нашего застоя, стало то обстоятельство, что в худшие годы этого упадка (1856-1867 гг.) инспектором коллектива работал профессор и поэт Фредерик Сигнеус - человек, которого, например, Нервандер, назвал "возможно, наименее музыкальным поэтом Финляндии. Если бы Сигнеус уделял университетскому оркестру столько же внимания, как

Шведскому театру, застой в коллективе не случился бы". Наш комментарий об этом безрадостном положении излишен, поскольку музыковед описал ситуацию так понятно и чётко, что дополнить слова Марвиа представляется нам бессмысленным. Вопрос возник только к оценке Нервандером музыкального дара, каким обладал Сигнеус: очерк Марвиа - не единственный ли источник, где упоминается это суждение? Разумеется, нет, но нахождение подлинного источника, где Нервандер назвал Сигнеуса так, как написано у Марвиа, является делом будущих исследований.

Оркестр университета начал выходить из застоя в 1868 году. Руководителем коллектива стал Лоренц Николай Агте. Заметим, что во время руководства его должность руководителя оркестра под эгидой собственно Академического оркестрового общества была всё ещё вакантна, на что указал финский музыковед. Всё же деятельность молодого дирижёра в университете внимания достойна. Из статьи Марвиа нам становится известно: когда в 1867 году инспектором оркестра стал профессор Лоренц Леонард Линделёф, а через год руководителем новообразованного Академического оркестра - теперь коллектив стал носить такое название - стал Лоренц Николай Агте, положение коллектива изменилось к лучшему. Оркестр и его руководитель стали получать от ректората щедрое денежное довольствие. Финский музыковед указывает на один интересный факт, связанный с Агте: "Благосклонность университетского начальства к музыканту показана тем, что оно сразу же выплатило ему стипендию за три семестра подряд (шестьсот марок)".

О концертах, которыми дирижировал Агте, находясь на должности руководителя Академического оркестра, Марвиа рассказывает: "Уже в свой первый год работы, 1868-й, Агте дирижировал тремя концертами: в мае, в октябре и в декабре. <...> Репертуар концертов был достаточно обширный: главными номерами программы были симфонии Моцарта и Гайдна Ре-мажор, увертюра к "Дон Жуану" Моцарта, одна из симфоний Баха и первая часть соль- минорной симфонии Моцарта. Агте получил от ректората грант, предназначенный специально для поездки на обучение за рубежом. Во время той поездки Пациус, что удивительно, провёл в апреле 1869 года концерт в пользу Агте - это был благосклонный жест старого мастера молодому музыканту. Основными номерами программы этого концерта была симфония Моцарта Соль-мажор и одна из увертюр Буальдьё. Вероятно, Пациус пожелал таким образом оставить университет, - и в мае того же года он подал туда заявление об увольнении, чтобы выйти на пенсию. Агте вернулся из поездки осенью 1869 года, а в декабре в поддержку зданию университета (ныне Старому - новое построено к следующему году) состоялся концерт хора Академического певческого общества, где Рихард Фальтин дирижировал почти всеми его номерами: увертюрой из оперы Вебера „Эврианта", „Академической" увертюрой Иоганна Кристиана Фридриха Шнайдера и главным номером программы, „Ynglingens drommar ("Сном юноши")" Филиппа фон Шанца для мужского хора и оркестра. Агте дирижировал лишь номерами, которые пел хор. <...> Весной следующего года был дан ещё один концерт в поддержку здания университета. Представлены там были три больших сочинения: увертюра к опере Глюка "Альцеста", симфония Гайдна до-минор и произведение самого Агте - "Псалом 84" для солиста, хора и оркестра. О самом оркестре отзывались достаточно доброжелательно, - отмечалось, что прилежание и профессиональный рост коллектива пойдут на пользу развитию академической музыки и, окольным путём, всей стране, однако сочинения Агте, напротив же, жёстко критиковались. Одна газета написала заметку: в оркестре нашлось "значительное" подтверждение тому <...> примечательному факту, что в коллективе играют двадцать три студента; в симфониях играют дополнительно три человека, в увертюрах - четыре, а в сочинениях Агте - шесть музыкантов.

Потому количество ассистентов, по мнению автора той же заметки, "очень разумное". Из всего этого высказывания Марвиа мы узнали, что, когда Академическим оркестром руководил Агте, репертуар коллектива отличался разнообразием, но временные, стилистические и жанровые рамки были практически теми же, что и при Пациусе. О заметке одной газеты, упомянутой у финского музыковеда, автор курсовой работы предполагает, что она может относиться некоторым образом к разряду "жёлтой прессы". Так или иначе, деятельность Агте означает выход оркестра из застоя, и когда в 1870 году оркестром Хельсинкского университета стал руководить уже Рихард Фальтин, коллектив из застоя вышел окончательно. (Рассказ о работе Фальтина в университете, в том числе руководителем оркестра, смотрите в первой и второй главах.)

По сведениям, которые даются в очерке Марвиа, можно сделать такие утверждения:

до 1853 года в оркестре Хельсинкского университета (Академическом оркестре) имели место различные внутренние конфликты, приведшие к застою коллектива, который стал завершаться только через пятнадцать лет с приходом Лоренца Николая Агте и полностью окончен в 1870 году, когда в университете стал преподавать Фальтин;

более семнадцати лет коллектив работал не под эгидой Академического оркестрового общества;

оркестр имел минимальный "бетховенский" состав, ныне классифицируемый малым, иногда для исполнения некоторых сочинений коллектив дополнялся ассистентами;

смотря по вышеприведённым программам концертов, основу репертуара составляли симфонии представителей венской классической школы: Гайдна, Моцарта и Бетховена, а также увертюры классического и раннеромантического периодов, дополняли этот репертуар современные на те годы сочинения финских композиторов;

после прихода Агте денежная поддержка оркестра стала возрастать. В оригинале очерка Марвиа на финском языке встречается слово "консистория". Но здесь оно не имеет значение: "учреждение по управлению делами церкви". Автор курсовой работы перевёл его как: „ректорат, начальство университета", что близко к тому значению слова "консистория" в контексте истории Римской империи. Консисторию университета можно в нашем случае понимать как своеобразную микромодель совета при римском императоре.

.2.2 Оркестр Турку

Первый по времени создания ныне существующий и второй в истории финской музыки оркестр (создан в 1790 году) располагается в Турку (Або) и называется ныне Филармоническим оркестром Турку (первое название - оркестр Абоского музыкантского общества, дата основания этого учреждения - 24 января 1790 года), предшественник - оркестр общества "Аврора" (1770-е годы).

8 декабря 2015 года публике была представлена книга Киммо Корхонена "Savelten aika: Turun soitannollinen seura ja Turun filharmoninen orketeri 17902015" (Звучащее время: Музыкантское общество Турку и Филармонический оркестр Турку: 1790-2015"). Поскольку книга написана совсем недавно, в прошлом году, введение её в оборот российского музыковедения, так же как и других исследований о Филармоническом оркестре Турку, является делом будущего.


.1 Музыкальная жизнь Выборга в третьей четверти XIX века

В Финляндской национальной библиотеке хранится архив газет: "Wiborg" за 1855-1861 годы, "Wiborgs Tidning" за 1864-1881 годы и "Ilmarinen" за 1867-1872 годы. Статьи, заметки и объявления в этих газетах явились нам высокоценным материалом для нашего исследования.

Ильмари Крон в биографическом очерке о Фальтине так говорит о положении, которое было в музыкальной жизни Выборга до 1856 года: "...редко выступал скромный смешанный хор. Духовые септеты время от времени играли в ресторанах; многочисленные немецкие театры ставили спектакли, также нерегулярно. Иногда какой-нибудь музыкант из петербургского оркестра или певец оттуда же давал концерт, но без особого успеха. Приезжали в Выборг и оперные труппы - под какой аккомпанемент шли постановки, неизвестно. Лучом света в тёмном царстве были Кроны, которые регулярно устраивали в своей усадьбе музыкальные вечера". Об этой ситуации говорит и Риикка Силтанен, упоминая тех же музыкантов, что и Крон, и даёт такую характеристику положению в музыкальной жизни города с точки зрения Фальтина: "Оттого что он в своё время смог получить свое образование в знаменитом музыкальном городе [Лейпциге - И.П.], где каждый день можно наслаждаться игрой великолепного оркестра, ходить на чудесные концерты камерной и хоровой музыки, а также на выступления виртуозов, положение в музыкальной жизни Выборга, или, вернее, отсутствие её, несомненно, озаботило молодого музыканта" [Flodin, K., Ehrstrom, O., 1934, S. 54-55, 61-63, 65-75; Hallstrom, K.T., 1915, S. 75.]. Риикка Силтанен говорит ещё об Обществе вокальной музыки, которое возглавлял органист и учитель в школе Бема Генрих Вехтер. Кратко скажем об этом учителе (сведения мы берём в том числе из доклада Рейо Паямо "Выборг как музыкальный город"). Родился он 13 января 1818 года в Ганновере. С 1845 года работает в Выборге органистом в немецко-шведской общине (соборе Петра и Павла) и учителем пения в школе Бема. В 1864 году выпустил первый школьный сборник песен на финском языке "50 школьных песен". Умер в Выборге 22 апреля 1881 года.

В различных мероприятиях участвовали и ученики школы Бема. Например, из газеты "Wiborg" и биографического очерка о Фальтине, который написал Крон, мы узнали, что хор мальчиков школы 7 сентября 1856 года пел на открытии Сайменского канала гимн "Maamme" и русскую народную песню. Существовал учебный оркестр школы, который иногда выступал на концертах. Упоминание об этом коллективе мы находим в работе Риикки Силтанен: "В конце концов Фальтин стал отдавать все силы своей учительской работе, преподавая игру на скрипке и фортепиано, а также теорию музыки. Для наиболее подвинутых учеников он специально создал учебный оркестр, где молодые музыканты могли пробовать свои силы в ансамблевой игре" [Flodin, K., Ehrstrom, O., 1934, S. 54-55, 61-63, 65-75; Hallstrom, K. T , 1915, S. 77].

После того, как Фальтин уехал из Выборга, концерты снова стали даваться редко, что видно и по газетным объявлениям. Евгений Евгеньевич Кепп назвал то обстоятельство "большой утратой для культурной жизни Выборга".

.2 Биография Рихарда Фальтина

Рихард Фальтин - персона в российском музыковедении малоизвестная, потому приведём краткую биографию музыканта на основе написанных Ильмари Кроном и Рииккой Силтанен. Фридрих Рихард Фальтин родился 5 января 1835 года в Данциге (ныне Гданьске). Мать - Роза Фредерика, урождённая Холлац. Отец, Ганс (в работе Риикки Силтанен и каталоге архива Рихарда Фальтина - Генрих) Эдвард Фальтин, кроме того, что занимался торговлей, был разносторонним любителем музыки: играл на различных музыкальных инструментах, пел на домашних вечерах и солировал в концертах (голос - лирический тенор). Вследствие этого Рихард уже в детстве ярко проявил свои музыкальные способности. Гимназию Фальтин, однако, не окончил из-за болезней. Тогда родители разрешили ему посвятить музыке всю его жизнь. Первым учителем молодого Рихарда стал Фридрих Вильгельм Маркуль (в Дессау), вторым - Иоганн Христиан Фридрих Шнайдер (в Данциге). Затем Фальтин обучался в Лейпцигской консерватории с 1854 по 1855 год и окончил её с отличием. Игру на фортепиано преподавали Луи Плайди и Игнац Мошелес, игру на органе и теорию музыки - Эрнст Фридрих Рихтер, игру на скрипке - Фридрих Германн, контрапункт - Мориц Гауптман, композицию и оркестровку - Юлиус Риц, чтение партитур и ансамблевую игру - Фердинанд Давид, историю музыки - Франц Брендель [Flodin, K., Ehrstrom, O., 1934, S. 20-28, 31-32]. После окончания консерватории её выпускнику предложили три постоянных места работы: Иерусалим, Кобург, Выборг. Из них Фальтин выбрал последнее. Крон так говорит о причинах этого выбора: "... в Иерусалим родители вряд ли решились отпустить его молодым человеком, а Кобург же показался Фальтину близким от родного дома и маленьким". В Выборгской немецкой мужской школе музыкант с августа 1856 года работал учителем музыки, преподавал игру на фортепиано и скрипке, хоровое и сольное пение [Flodin, K., Ehrstrom, O., 1934, S. 39, 42, 46, 55-57; Hallstrom, K.T., 1915, S. 76, 78; Krohn, H., 1942, S. 52-53, 56-57; Luukka, T. Jalleen yksi Krohn [Artikkeli] / T. Luukka // Helsingin Sanomat. - 2003. 14.9.2003 - S. D7].

Среди учеников Фальтина в Выборге был в том числе скрипач и композитор Эрнст Фабрициус. Позже, в 1859 году, основал также в Выборге любительский смешанный хор из 30 человек и симфонический оркестр на основе духового септета под руководством Шпора. Первый концерт этих хора и оркестра состоялся 1 февраля 1860 года. Ещё в том же городе в это же время Фальтин открыл магазин по продаже фортепиано, организовывал концерты камерной музыки и преподавал музыку в частном порядке. В 18611862 годах снова учился в Лейпцигской консерватории у Морица Г ауптмана, на этот раз композиции. В 1869 году Фальтин переезжает в Хельсинки руководить оркестром Шведского театра. Через год Рихард находится сразу на трёх должностях: учителя музыки в Хельсинкском университете (до 1896 года), руководителя хора и оркестра Хельсинкского университета (до того же года), органиста Николаевского собора, сейчас Кафедрального - Tuomiokirkko (до конца своей жизни). С 1873 по 1883 год (с перерывами) был главным дирижёром Финляндской оперы. Также работал музыкальным критиком, инспектором проверки органов (музыкальных инструментов) и преподавателем игры на органе в Хельсинкском музыкальном институте - ныне Академии имени Сибелиуса - с 1882 по 1906 год, был членом комитета по реформе церковного музыкального образования. симфонический оркестр выборг фальтин

Умер Фальтин 1 июня 1918 года в Хельсинки. Жена: Ольга Арина, урождённая Хольстиус (ум. в 1900 году). Дети: Адель Хьельт (род. 28 июня 1864 года, ум. 28 мая 1944 года в Хельсинки); Артур Рихард Эдвард (род. 29 декабря 1865 года, ум. в 1930 году); Рихард Вильгельм Готлиб (военврач, профессор хирургии, род. 28 октября 1867 года в Выборге, ум. 23 августа 1952 года в Хельсинки); Феликс Рудольф (род. 24 февраля 1869 года, ум. 5 октября 1894 года); Роза Магдалена (род. 17 января 1872 года, ум. 6 мая 1873 года); Хелми Маргарета Сноре (род. 8 июля 1881 года, ум. 21 октября 1921 года).

.3 Фальтин как дирижёр оркестра

Первый опыт работы дирижёром Рихард Фальтин получил уже в Лейпцигской консерватории. У Ильмари Крона находим краткое сведение: "Фальтин <...> руководил струнным оркестром по предложению преподавателя игры на скрипке Давида. Так Рихард узнавал оркестр и как оркестрант, и как дирижёр".

Затем Фальтин переехал в Выборг, где организовал два оркестра: камерный, школы Бема (о котором мы рассказали в предыдущей главе), и симфонический.

После своей работы в Выборге Рихард Фальтин занимает вакантное место дирижёра в Новом театре (ныне Шведском). Через год Фальтин становится руководить оркестром Хельсинкского университета, тогда называвшегося Академическим. Как уже было сказано в первой главе, после ухода Фредерика Пациуса университетский оркестр переживал застой, длившийся с 1853 года. В 1867 году коллектив начал выходить из застоя, и через два года, когда приехавший из Выборга музыкант вступил в должность дирижёра официально, оркестр из кризиса вышел окончательно. О первых годах работы Рихарда в должности дирижёра в оркестре Хельсинкского университета Марвиа пишет: "Фальтин с рвением взялся за новую работу.

В оркестре инструменты, приобретённые в 1850-1860-е годы, имели множество дефектов; те, которые куплены ещё раньше, в 1830-1840-х годах, вообще отслужили свой срок; новые инструменты также не берегли. Фальтин знал, что в оркестре должны быть свои, например, валторны и трубы; когда стали расследовать это дело, оказалось, что опьяневший привратник капеллы сдавал медные инструменты в лом <...>.

Молодой дирижёр, однако, добился того, чтобы ректорат согласился на единовременную покупку инструментов. Весной в ходе неё были получены контрабас, две флейты, флейта-пикколо, гобой, кларнеты в строях ля, си-бемоль и до, а также "великолепнейший фагот. Это был на то время лучший с девятнадцатью клапанами инструмент в своём роде, как и кларнеты, у которых было по пятнадцать клапанов. Кроме того, приобретены две валторны в строе соль, покрытые мельхиором, трубы и валторны с коленами в строях фа, ми и ре. Все эти тринадцать инструментов обошлись в 2650 марок; в 1986 году эта стоимость составила бы более 50000 марок [сейчас - около 8400 евро, или около 675000 рублей: это можно сравнить со нынешней стоимостью трёх-четырёх валторн высокого класса, или шести профессиональных флейт, или одной десятой стоимости нового кабинетного рояля Steinway - И.П.]. И в самом деле, университет для своего оркестра денег не жалел".

Фальтин руководил Академическим оркестром до 1895-1896 года.

К тем утверждениям об оркестре Хельсинкского университета, что были составлены по очеркам Марвиа, мы добавим ещё одно:

до того как Фальтин занял должность руководителя Академического оркестра, имело место плохое обращение с музыкальными инструментами, например: порча, небрежное хранение и даже сдача испорченных медных духовых в лом, но после стали приобретаться инструменты отличного качества.

.4 Первый выборгский оркестр

Первый симфонический оркестр Выборга был основан осенью 1859 года на основе духового септета под управлением Фердинанда Шпора, к которому прибавились ещё около десятка музыкантов-любителей. Евгений Евгеньевич Кепп ошибся, назвав этих музыкантов профессионалами. Первый концерт оркестра состоялся 1 февраля 1860 года в зале Дома собраний. Духовой септет Шпора, участниками которого были отец Шпор, его трое сыновей и три других музыканта, впрочем, оставался самостоятельным коллективом. Это подтверждают объявления, например, о третьем абонементном концерте ("в пользу капелле Шпора") и о представлении в Аннинском саду - видимо, так назывались Анненские укрепления. Первый выборгский оркестр действовал с осени 1859 года по весну 1863, а также с 1867 по 1869 год. Всего оркестр провёл, как нетрудно подсчитать, шесть сезонов.

С осени 1861 года по май-июнь 1862 года (точная дата автором не установлена) Рихард Фальтин снова обучался в Лейпцигской консерватории. В Выборге молодого дирижёра заменял Оскар Больк, и в объявлениях газеты "Wiborg" вместе с именем Вехтера стало стоять имя приезжего.

В перерыве деятельности оркестра Фальтин, как и раньше в 1856-1859 годах, организовывал камерные концерты [Flodin, K., Ehrstrom, O., 1934, S. 5455, 61-63, 65-75; Hallstrom, K.T., S.I., 1915, S. 78-79].

С 1860 по 1863 год концерты оркестра устраивали Фальтин и Вехтер, с 1867 по 1869 год - только Фальтин.

Как было сказано во Введении, в репертуаре первого выборгского оркестра были сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена, а также Керубини, Рамо, Мендельсона, Глинки и Шумана. Автор курсовой работы добавляет к этим именам Вебера. Доказательства тому находим в выборгских газетах. Из объявлений видно, что на концерте 26 ноября 1867 года были исполнены увертюра к опере Моцарта "Милосердие Тита", увертюра к музыкальной драме Карла Марии фон Вебера "Прециоза" и Первая симфония Бетховена. На концерте 17 марта 1868 года - симфония Моцарта Ми-бемоль мажор (обозначена как №3), "Камаринская" Глинки, увертюра к опере Вебера "Оберон" и фантазия Бетховена для фортепиано, хора и оркестра.

.4.1 Состав коллектива

Сведения о тех музыкантах, которые играли в исследуемом нами оркестре, найдены в дипломной работе Риикки Силтанен. В коллективе играли двадцать человек - музыканты из духового септета Шпора и талантливые скрипачи, которых Фальтин обучал. Для игры на некоторых инструментах музыканты не находились, и Рихард сам научился играть на ударных инструментах, например, литаврах и обучать инкогнито других этому делу. Ильмари Крон в своей биографии Фальтина рассказывает, что руководитель первого выборгского оркестра научил играть на литаврах одного высокопоставленного консула. Но иногда не было по различным причинам и каких-либо инструментов, и дирижёр шёл на уступки.

3. Первый сезон оркестра

Сейчас мы подробно исследуем первый сезон первого выборгского симфонического оркестра и выявим репертуарную динамику сезона, воспользовавшись материалами выборгских газет и дополняя газетные статьи, заметки и объявления цитатами из очерка Ильмари Крона, работы Риикки Силтанен и других источников.

Электронные копии объявлений о концертах симфонической и духовой музыки, выходившие в газете "Wiborg" в 1860 и 1861 годах с переводами на русский язык, выполненными автором курсовой работы, находятся в Приложении 2.

Стоит немного сказать о газетах, которые выходили в Выборге с 1860 по 1867 год. В 1860 году газета "Wiborg" выходила три раза в неделю - по понедельникам, средам и пятницам - под девизом: "Tidning for Litteratur, Handel och Ekonomi" ("Газета для литературы, торговли и экономики). Со следующего года эта газета стала выходить под другим девизом: "Tidning i hvarjehanda amnen" ("Газета о каждом событии") и два раза в неделю - по вторникам и пятницам. Газета "Wiborgs Tidling" с 1864 по 1869 год выходила по средам и субботам.

.1 Первый концерт оркестра

Как было сказано выше, оркестр был собран осенью 1859 года. Точную дату первой репетиции автор курсовой работы не установил. Всё же репетиции имели место, на что указывает Ильмари Крон: "Для новичков были проведены групповые занятия, где молодые музыканты учились играть чисто и слаженно".

Первый концерт коллектива состоялся 1 февраля 1860 года. Это примечательное событие в различной степени подробности отражёно в большинстве книг, статей, очерков о Фальтине.

Самое первое объявление о самом первом выступлении оркестра под управлением Рихарда Фальтина было дано в двенадцатом номере газеты "Wiborg", за 30 января 1860 года, на четвёртой, последней странице. Там упоминаются малоизвестные теперь Гауптман и Клоуберг. Такое же объявление было дано в следующем, тринадцатом номере газеты, вышедшем в день концерта. Сейчас перед тем местом на Крепостной улице, где был Дом собраний, находится единственный в городе кинотеатр "Выборг-Палас" (Крепостная улица, 25).

Источники, упоминающие о первом в Восточной Финляндии концерте симфонической музыки, вносят разночтения в установлении того, какая именно симфония Гайдна исполнялась на этом концерте. Газета "Wiborg" указала в объявлении, что на первом концерте первого выборгского оркестра исполнялась симфония Соль-мажор. В первом томе книги "Suomen saveltajia" под редакцией Эйнари Марвиа Ильмари Крон также написал: "симфония Соль-мажор". Номер её ни газета, ни Крон не упоминают, но финский музыковед подсказывает: "неожиданный удар литавры". Почву для размышлений нам даёт тот факт, что Гайдн написал не одну симфонию в Соль-мажоре. Нам известны, по крайней мере, две симфонии всемирно известного композитора, которые запоминаются слушателем именно по ударам литавры; из них одна написана в тональности Соль-мажор. Симфония № 94 известна широкому кругу слушателей потому, что во второй четверти шестнадцатого такта второй части звучит аккорд, исполненный оркестром tutti (всем оркестром). В этом аккорде звучит в том числе литавра. Именно поэтому эта симфония получила название "Удивление" или "Сюрприз". Известно, что Гайдн в партитуре симфонии № 94 на месте, где звучит знаменитый удар литавры, написал: "На этом месте дамы будут вскрикивать". В дипломной работе Риикки Силтанен также написано, что на концерте исполнялась симфония Гайдна в тональности Соль-мажор, и там опять же не указан её номер [Flodin, K., Ehrstrom, O., 1934, S. 78-79; Hallstrom, K.T., 1915, S. 78-79.]. Некоторые источники говорят, что исполнялась вообще симфония Ми-бемоль-мажор №103 "С тремоло литавры". Это не соответствует программе, данной в газете "Wiborg". Всё-таки подсказка Крона позволяет нам считать, что на том знаменательном концерте была исполнена симфония Гайдна №94.

Напротив, все источники о первом симфоническом концерте в Выборге единогласно утверждают, что там исполнялась оратория Гайдна "Сотворение мира". В исполнении оратории участвовал вместе с оркестром и хор, который основал Рихард Фальтин и которым руководил Генрих Вехтер. Но, опять же, возникает вопрос: исполнялась она полностью или прозвучала только её часть? Газета "Wiborg" гласит: часть. Крон также написал, что была исполнена только часть оратории. Каким образом она исполнена, ученик Фальтина не упоминает. На этот вопрос ответила в своей работе Риикка Силтанен: "под аккомпанемент фортепиано" [Flodin, K., Ehrstrom, O., 1934, S. 78-79; Hallstrom, K.T., 1915, S. 78-79].

В программе концертов оркестра под управлением Фальтина есть также и камерные сочинения. Силтанен указывает причину включения таких сочинений в симфонические концерты: "для того чтобы удовлетворить вкусы менее взыскательной публики".

.2 Второй концерт оркестра: первые отзывы о коллективе

Теперь мы посмотрим, что писала газета "Wiborg" о втором концерте Фальтина и Вехтера. Сначала, в двадцатом номере, за 15 февраля, на последней странице было дано лишь краткое объявление, также на немецком языке. Через два дня становится известна программа концерта. Объявление с программой повторилось в следующем, двадцать первом номере газеты. И здесь нам придётся сказать о двух малоизвестных на сегодня личностях, которые нам встретились в объявлении. Карл Готлиб Райсигер (род. 31 января 1798, Бельциг, ум. 7 декабря 1859, Дрезден) - немецкий композитор, дирижёр и педагог. Более известен Людвиг Уланд (1787-1862) - поэт и историк литературы.

В этом объявлении уже указаны названия частей симфонии Гайдна, но опять же не номер её.

Но по названиям частей:

. Adagio и Allegro,

2. Andante cantabile,

. Menuetto. Allegro,

. Finale. Presto, мы находим, что это симфония сейчас известна под номером 98.

В двадцать третьем номере газеты "Wiborg" от 24 февраля вышла заметка некоего Р. на шведском языке, которая называлась "Концерт вокальной и инструментальной музыки, устроенный господами Фальтином и Вехтером (от редакции)". Цитата: "В понедельник, 20 числа, в Доме собраний имел место второй устроенный вышеупомянутыми господами концерт из двух отделений, где прозвучали трио Райсигера для фортепиано, виолончели и скрипки и симфония Гайдна. Хотя г-н Фальтин в том трио, как всегда, показал своё блестящее владение фортепиано, однако же, аплодисменты раздались только по адресу всего трио, большею частью потому, что в произведении четыре его части были слишком долгими для того, чтобы публика удовлетворилась ими в полной мере. Затем слушатели с радостью услышали превосходную декламацию баллады Уланда "Des Sangers Fluch" ("Проклятье Певца") и великолепнейшую песню Кюкенса "Die Heimkehr" ("Возвращение домой"); во завершении концерта имело место особенно хорошее исполнение симфонии Гайдна. Печально сознавать, что публика показывает своё ничтожное внимание к концертам, где можно вкушать многие таковые блаженства, и столь многие... <...> Представление вышло прекрасное не в связи с вещественными обстоятельствами для сего, а с намерением устроителей дать выйти в свет существующему музыкальному собранию любителей - капелле Шпора, объединяющей силе оркестра, а также исполнять для публики музыкальные произведения, и, таким образом, <...> привлечь всех сим делом как это возможно".

Мы видим, что автор отзыва на концерт оценил оркестр Фальтина отлично и сожалеет о невнимании публики к концертам, которые Рихард даёт. Почему же на двух первых концертах было мало зрителей? Ответ мы находим у Ильмари Крона: "Костяк публики составляли городские немцы. Шведы жаловались, что билеты на эти концерты чересчур дороги, а они стоили: для мужчин - три марки, для женщин - вдвое меньше. Выборгские финны в то время вообще не участвовали в академической музыкальной жизни". О ценах на билеты нужно сделать примечание: Крон пишет о 1867-1869 годах, когда валютой Великого княжества Финляндского была уже финляндская марка, введённая 4 апреля 1860 года. Однако после этой даты некоторое время (до 1864 года) в Финляндии продолжали считать деньги еще в рублях (см. в том числе Приложение 2).

Автор отзыва горячо поддерживает деятельность Фальтина и Вехтера: "В заключение выразим своё желание и надежду, что два господина, несмотря на сравнительно большой убыток, который они получили в данном концерте, всё же не откажутся продолжать своё дело, и что поток зрителей, приходящих на устроенные двумя господами концерты, будет становиться только стремительнее и сим будет оказана большая услуга устроителям в их последующие представления".

.3 Первый абонемент оркестра: взлёт популярности

Третий концерт с оркестром Фальтина состоялся 19 марта. Программа его в первый раз дана в тридцать первом номере газеты "Wiborg", 14 марта. Видим: начинается серия абонементных концертов. Почему Фальтин решил их устраивать? Вероятнее всего, дирижёр прочитал в газете вышеприведённую рецензию и вспомнил, как в 1856-1857 годах он устраивал серию камерных концертов. Объявление повторяется в тридцать втором номере газеты. В этот раз исполнялась музыка сразу из двух симфоний Гайдна. Мы не уверены, из какой именно первой исполненной симфонии венского классика были исполнены анданте и финал (потому что газета не уточнила, в Соль-мажоре или соль-миноре написано произведение, вероятно, в Соль-мажоре), но утверждаем, что вторая симфония, исполнявшаяся на концерте, носит девяносто пятый номер.

В доказательство приводим названия частей:

1. Allegro,

. Andante cantabile,

. Menuetto.

. Finale. Vivace.

Заметка о третьем концерте Фальтина и Вехтера опубликована через два дня после концерта в тридцать четвёртом номере газеты. Восемь строк гласят: "Концерт, имевший место в понедельник, посетили чуть более ста слушателей, которые имеют все основания быть удовлетворёнными сим вечером. В программе помимо прочего значились две симфонии Гайдна, каковые любезно являли публике любители. Билеты на два предстоящих абонементных концерта имеются в магазине г-на Клоуберга". Последнее предложение написано уже в характере объявления.

О четвёртом концерте было дано объявление только в одном, сороковом номере газеты, вышедшем 4 апреля 1860 года. Дату представления мы находим лишь в сорок втором номере за 13 апреля. Тут нужно сделать примечание, что в государственные праздники, в том числе и в воскресенья, газета в 1860 году не выходила. Разрыв между выпусками мы в этом случае объясним празднованием Страстной пятницы 6 апреля, Пасхи 8 и 9 апреля. Сорок первый номер вышел в свет 11 апреля, в среду.

С концерта, который состоялся 10 апреля, в репертуар оркестра под управлением Фальтина встали входить увертюры к операм раннеромантического периода и симфонии Моцарта. В программе четвёртого концерта была симфония D-dur. Какая именно, из объявления не известно и автором пока не установлено. Принято считать, что Моцарт написал сорок одну симфонию. Но количество их становится больше, если под словом "симфония" понимаются и инструментальные части серенад и ораторий - во времена Вольфганга Амадея понятие симфонии было ещё размытым.

Представим вам несколько цитат из заметки на концерт 10 апреля. "Во вторник, 10 апреля, представлен был второй абонементный концерт. Хотя к первому нумеру программы, увертюре к „Фаниске" Керубини, аудитория проявила сдержанное внимание, всё же исполнение нумера принято было благосклонно". Почему же слушатели могли проявить сдержанное внимание к увертюре? Автор предполагает, что выборгская публика слушала это сочинение

Керубини впервые. Затем автор заметки пишет: "С начала и до конца публика пристально внимала музыке и после каждого нумера одаривала исполнителей бурными аплодисментами". Потом речь идёт об исполнении симфонии: "Исполнение последнего нумера, симфонии Моцарта D-dur, гораздо более удовлетворило бы слушателей, если бы было хорошо отрепетировано самое по себе долгое Анданте, - оно, конечно, несказанно прекрасное, но требует к себе большого оркестра". А далее автор говорит о самом коллективе и его руководителе: "Тем не менее никто не может высказать сомнения, что уровень оркестра значительно возрос по сравнению со своим первым концертом, и что большая заслуга в сём положении принадлежит г-ну Фальтину. Хоть он ещё очень молод и совсем недавно представился нашей публике как дирижёр, однако музыкант обладает всеми необходимыми качествами для сего дела, и оркестранты оказывают ему полное доверие".

В конце заметки написано: "Сей концерт посетили более 250 слушателей (что необычайно много)". Такой же факт приводит в своём очерке и Ильмари Крон.

Таким образом, из заметок, которые написаны в следующих за двадцать третьим номерах газеты "Wiborg", мы видим, что лучшие ожидания рецензента Р. оправдались.

Последний концерт первого симфонического абонемента (по общему счёту пятый) состоялся 23 апреля. Объявление о концерте было дано в номерах газеты "Wiborg" за 18 и 20 апреля. Оркестр исполнил два произведения: увертюру к опере и симфонию. Так, с каждым концертом, не считая нескольких исключений, исполнение по одному сочинению в тех двух жанрах становится традицией.

В каждом объявлении о симфоническом концерте нет информации о номере симфонии, которую исполнял оркестр Фальтина. Названия частей в программе приводятся время от времени. По этим двум причинам сегодня мы не всегда можем определить, какая именно симфония исполнялась на том или ином концерте. Так обстоит дело и в объявлении о пятом музыкальном представлении. Объявлена симфония Гайдна Ми-бемоль-мажор, а композитор написал одиннадцать сочинений такого рода в этой тональности.

.4 "Эпилог" к первому сезону

Первый симфонический сезон в Выборге завершился концертом, проведённым 7 мая 1860 года. Объявление было дано сразу в трёх номерах подряд: за 2, 4 и 7 мая. В объявлениях к шестому концерту почему-то нет фамилии Фальтина. Вероятно, потому, что в том представлении исполнялось только одно оркестровое сочинение, а нагрузка концерта была возложена на другие, вокальные номера, самым серьёзным из которых был хоровой - сочинение Мендельсона "Псалом 42". В объявлении упоминается имя сейчас мало известного композитора Карла Лёве.

Оркестровым сочинением шестого концерта была заявлена симфония Гайдна до-минор. Однако по названиям частей, данных в объявлении, мы не нашли искомой симфонии, и вследствие того возникает сомнение, что в программе было сочинение Гайдна.

Приводим названия частей:

. Allegro,

. Andante cantabile,

. Finale. Allegro.

Такую последовательность частей не имеют ни пятьдесят вторая, ни семьдесят восьмая, ни девяносто пятая симфонии венского классика. Напомним: в третьем концерте исполнялась симфония Гайдна также в тональности до-минор. В том случае номер её известен: девяносто пятый.

Итак, мы выявили динамику появления сочинений в репертуаре первого сезона первого выборгского оркестра. Сначала он исполнял поздние симфонии Гайдна. С четвёртого концерта в программе стали появляться также увертюры к операм раннеромантического периода, а также симфонии Моцарта.

Также мы можем объявить даты концертов первого сезона (он прошёл в первой половине 1860 года): 1 февраля, 20 февраля, 19 марта, 10 апреля, 23 апреля, 7 мая.

Заключение

Подведём итоги нашего исследования.

Впервые в отечественной научной литературе было проведено исследование деятельности оркестра, базировавшегося в городе Выборге.

Введены в научный оборот российского музыковедения материалы газет: "Wiborg" за 1856-1861 годы, "Wiborgs Tidling" за 1867-1869 годы, "Ilmarinen" за 1867 год; доклад Рейо Паямо "Выборг как музыкальный город"; дипломная работа Риикки Силтанен "Жизнь Рихарда Фальтина (1835-1918) и обзор его сольных песен", вместе с ней: книги "Рихард Фальтин и его современники" Карла Флодина и Отто Эрстрёма и "Рихард Фальтин в Выборге (1856-1869)" Карла Теодора Халльстрёма; биографический очерк Ильмари Крона о Рихарде Фальтине; очерк Эйнари Марвиа "Многовековое наследие оркестра Хельсинкского университета", включённый в книгу "Yliopillaskunnan Soittajat (1926-1986)" под редакцией Мики Айнола.

На основе исследования сделаны следующие выводы:

симфонические оркестры Финляндии до 1880-х годов редко действовали в финской культурной сфере, потому что финская культура в то время только начала выходить за рамки фольклора;

в 1853 году произошла смена эпох в оркестровой истории Финляндии: время до этого года можно назвать "эпохой любителей", время с 1870-х годов - "эпохой профессионалов";

концерты оркестра под управлением Фальтина были наиболее значимыми событиями музыкальной жизни Выборга в третьей четверти XIX века, и вследствие этого коллектив можно назвать одним из самых значимых в музыкальной жизни Выборга третьей четверти XIX века;

первый симфонический оркестр Выборга работал в основном в немецкой культурной сфере, но иногда также в шведской и русской (влияние русской сферы проявилось в том, что в репертуаре коллектива были сочинения Михаила Ивановича Глинки: симфоническая фантазия "Камаринская", увертюра к опере "Жизнь за царя", увертюра "Арагонская хота"), а с 1861 года, когда Больк замещал Фальтина, - и в финской.

Установлено, что в первом сезоне симфонический оркестр под управлением Рихарда Фальтина исполнял симфонии представителей венской классической школы - Гайдна и Моцарта, увертюры к операм раннеромантического периода и кантаты; в репертуаре оркестра Хельсинкского университета - симфонии венских классиков, увертюры к операм, оркестровые миниатюры, кантаты, а также сочинения современных в третьей четверти XIX века финских композиторов.

На основании различных источников было подтверждено утверждение о Рихарде Фальтине как о ключевой фигуре музыкальной жизни Выборга в третьей четверти XIX века.

В нашем исследовании ввиду его объёма автор рассмотрел не все проблемы, которые тема предполагает. Потому мы в заключение отметим, что деятельность симфонических оркестров, когда-либо существовавших в городе Выборге, сама музыкальная жизнь Выборга, жизнь, творчество и различные стороны работы Рихарда Фальтина, а также все связанные со всеми этими темами проблемы требуют подробного исследования в российском музыковедении.

Список использованных источников

Архивные материалы

1. 3:tes Abonnement-Concert, Zum Benefiz der Spohr'schen Capelle. // Wiborg. - 1860. №44. - S. 4.

. 3:tes Abonnement-Concert, Zum Benefiz der Spohr'schen Capelle. // Wiborg. - 1860. №45. - S. 4.

. Das zweite Simphonie-Concert. // Wiborg. - 1860. №19. - S. 4.

. Den 7 September / Wiborg // Wiborg. - 1856. №69. - S. 1.

. Dienstag den 26 November 1867. Zweites Abonnement-Sinfonie- Concert // Wiborgs Tidling. - 1867. №94. - S. 4.

. Erstes Abonement-Concert. // Wiborg. - 1860. №31. - S. 4.

. Erstes Abonement-Concert. // Wiborg. - 1860. №32. - S. 4.

. Herrar Faltins och Wachers andra Konsert (Insandt). // Wiborg. - 1860. №42. - S. 2.

9. Hr Faltins femte synfonikonsert / Wiborg // Wiborgs Tidling. - 1869. №19 - S. 2.

10. Hr Faltins synfoni-konsert / Wiborg // Wiborgs Tidling. - 1868. №94. S. 2.

11. Mit hoher Obrigkeitlicher Bewilligung. Dienstag den 17. Mars. Sechstes (Leiztes) Abonnement-Sinfonie-Concert // Wiborgs Tidling. - 1868. №21. - S. 4.

. Mit hoher Obrigkeitlicher Bewilligung. Fteitag den 21. Februar 1868. Funftes Abonnement-Sinfonie-Concert // Wiborgs Tidling. - 1868. №14. - S. 4.

13. O.B. Mondag den 7 Mai 1860. Vocal- und instrumental-concert. // Wiborg. - 1860. №50. - S. 4.

. O.B. Mondag den 7 Mai 1860. Vocal- und instrumental-concert. // Wiborg. - 1860. №51. - S. 4.

. O.B. Mondag den 7 Mai 1860. Vocal- und instrumental-concert. // Wiborg. - 1860. №52. - S. 4.

16. O.B. Zweites Abonnement-Concert. // Wiborg. - 1860. №40. - S. 4.

17. Mittwoch den 1 Februar. Vocal- und instrumental-concert. // Wiborg. - 1860. №12. - S. 4.

. Mittwoch den 1 Februar. Vocal- und instrumental-concert. // Wiborg. - 1860. №13. - S. 4.

. Mondag den 20 Februar. Vocal- und instrumental-concert. // Wiborg. - 1860. №20. - S. 4.

. Mondag den 20 Februar. Vocal- und instrumental-concert. // Wiborg. - 1860. №21. - S. 4.

21. R. Hrr. H. Faltins och Wachers vocal- och instrumental concert (Insanst) [Artikel]. / R. // Wiborg. - 1860. №23. - S. 2.

22. Soittajaisia on kaupunginssamme... [Teksti] / Wiipirista [Artikkeli] // Ilmarinen. - 1867. №51. - S. 3.

23. Till aminne af Hans Kejserl. Majestats Hoga Kroningsdag (Въ память высочайшаго дня Его Императорскаго Величества) // Wiborg. - 1860. №104. - S. 4.

24. Wiborg den 19 mars. // Wiborg. - 1860. №34. - S. 1.

Использованная литература

1. Кепп Е.Е. / Е.Е. Кепп. Выборг: художественные достопримечательности. - Выборг: "Фантакт", 1992.

. Леонтьева О.Т. / О.Т. Леонтьева. Гауптман. // Музыкальная энциклопедия. - Гл. ред. Ю.В. Келдыш. В 6 т. Т. 1. - М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1973. - С. 938.

3. Нилова В.И. / В.И. Нилова. Финская культура в поисках национальной идентичности (окончание) // Израиль XXI. - 2011. - №6 (30) [Электронный ресурс]. URL: http: //www.21israel- music.com/Suomen_kultuur2. htm (26.11.2015).

4. Adele Elisabeth Hjelt (Faltin) (1861-1944) - Genealogy [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. geni.com/people/Adele-Hjelt- Faltin/6000000003242642904 (12.01.2016).

. Arthur Richard Edvard Faltin (1865-1930) - Genealogy [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. geni . com/people/Arthur- Richard-Edvard-Faltin/6000000008354409418 (12.01.2016).

. Autio, Veli-Matti. Nervander, Johan Jakob [Teksti] / V.-M. Autio // Biografiakeskus, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura [Электронный ресурс]. URL: #"justify">. Coltman, Charles Arthur. Carl Gottlieb Reissiger (1798-1859): Forgotten Composer for the Clarinet. Dissertation... of Doctor of Musical Arts. / C.A. Coltman. - Denton, 2002. - P. 1.

8. Faltin-suvun arkistot: COLL. 52 & COLL. 492 // Kansalliskirjasto [Электронный ресурс]. URL:://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/94429/058%20Richard%20Faltin.pdf? sequence=4 (12.12.2015).

9. Felix Rudolf Faltin (1860 - 1894) - Genealogy [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">. Flodin, K., Ehrstrom, O. Richard Faltin och hans samtid / K. Flodin, O. Ehrstrom. - Helsingfors: Hogler Schildts Forlag, 1934.

11. Helmi Margareta Snare (Faltin) (1881 - 1921) - Genealogy [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">12. Hallstrom K.T. Richard Faltin Viipurissa: 1856 - 1869 / K.T. Hallstrom. - S. I., 1915.

. Hayrynen, A. Orkestereita kaikille - Suomen Sinfoniaorkesterit ry 50 vuotta [Artikkeli] / A. Hayrynen // Suomen Sinfoniaorkesterit ry [Электронный ресурс]. URL: #"justify">14. Kauppaneuvos Carl Clouberg [Teksti] // Biografiakeskus, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura [Электронный ресурс]. URL: #"justify">15. Kimmo Korhonen [Teksti] / Kirjailija // Kutsannusosakeyhtio Siltala [Электронный ресурс]. URL: http: // www. siltalapubli shing.fi/kirj ailija/138/

16. Krohn, H. Isani Julius Krohn ja hanen sukunsa / H. Krohn. // Helsinki: Otava., 1942.

17. Krohn, I. Richard Faltin (Friedrich Richard Faltin). 1835-1918 [Teksti] / I. Krohn // Suomen saveltajia I-II. Ens. osa: Erik Tulinbergista Armas Launukseen. - Toim. E. Marvia. - Porvoo - Helsinki: Werner Soderstron Osakeyhtio, 1965.

18. Kuula P. Viipurin Musiikkin Ystavien orkesteri suomalaisen musiikkin ja kansallisen idnentiteetin edistajana 1894 - 1918 [Vaitooskirja] / P. Kuula. - Helsinki: Sibelius-akatemia, 2006.

19. Lappalainen, S. Pacius, Frederik (1809 - 1891) [Teksti] / S. Lappalainen // Biografiakeskus, Suomalaisen Kirjallisuuden Seura [Электронный ресурс]. URL: #"justify">20. Luettelo no. 688. Einari Marvia: COLL. 779 // Kansalliskirjasto [Электронный ресурс]. URL:://wwwdoria.fi/bitstream/handle/10024/94602/688a%20Marvia.pdf?sequence=2

21. Luukka T. Jalleen yksi Krohn [Artikkeli] / T. Luukka // Helsingin Sanomat. - 2003. 14.9.2003. - S. D7.

22. Marvia E. Ylioppilaskunnan Soittajien vuosisataiset perinteet [Teksti] / E. Marvia // Ylioppilaskunnan Soittajat 1926 - 1986. - Toim. M. Ainola. - Mantta: Mantan kirjapaino, 1986. - S. 9-34.

23. Pajamo, R. Viipuri musiikkikaupunkina [Teksti] / R. Pajamo [Электронный ресурс]. URL:://www.pamaus.fi/pdf/Reijo_Pajamon_esitelma_171008.pdf (26.11.2015).

24. Richard Friedrich Faltin (1835 - 1918) - Genealogy [Электронный ресурс]. URL:://www.geni.com/people/Richard-Friedrich- Faltin/6000000007980018217 (26.11.2015).

25. Richard Wilhelm Gottlieb Faltin (1867-1952) - Genealogy [Электронный ресурс]. URL:://www.geni.com/people/Richard- Faltin/6000000008100699814 (26.11.2015).

. Rose Magdalene Faltin (1872-1873) - Genealogy [Электронный ресурс]. Режим доступа:://www.geni.com/people/Rose-Magdalene- Faltin/6000000024185413506 (12.01.2016).

27. Salmenhaara. E. Ernst Mielck - Max Bruch's favourite pupil / E. Salmenhaara [Text] // Finnish Music Quartely. - 1994. №1 [Электронный ресурс]. URL: #"justify">. Siltanen, R. Richard Faltinin (1895-1918) elama - ja katsaus yksinlauluihin [Электронный ресурс]. / R. Siltanen. URL: http:

//www.theseus.fi/bitstream/handle/10024/15491/RICHARDFALTIN.pdf (26.11.2015).

. SSHY - Helsinki, Rippikirja, 1870-1881 - Kuva 575 [Электронный ресурс]. URL:://www. sukuhistoria.fi/sshy/kirj at/Kirkonkirj at/helsinki/rippikirj a_1870- 1881_mko199-2287575.htm (26.11.2015).

30. Savelten aika -kirja [Teksti] / Levytykset ja kirjallisuus // Turun filharmoninen orkesteri [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Приложение

Таблица 1. Временная шкала деятельности симфонических оркестров в Выборге

Годы деятельностиОркестросень 1859 - весна 1863 и осень 1867 - весна 1869Оркестр под управлением Рихарда Фальтина (с осени 1861 года по 1862 год Фальтина заменяет Оскар Больк)1870-1880-1882 - начало 1890-хОркестр под управлением Теодора Сёренсенаначало 1890-х-1894-1894-1918Симфонический оркестр общества "Выборгские друзья музыки", дирижёры: Роберт Мозер, Армас Ярнефельт, Юхо Лейно, Эркки Мелартин (1908 - 1911), Ильмари Венескоски (1911 - 1914), Лееви Мадетоя (1914 - 1916), Тойво Куула (1916-1918)1918-1920-1920-1921Симфонический концертный оркестр под управлением Тойво Сааренпяя1922-1924Симфонический оркестр общества "Выборгские друзья музыки" под управлением Бориса Осиповича СирпоСимфонический оркестр Выборгского музыкального училища1925-1929-1929- 26 ноября 1939Симфонический оркестробщества "Выборгские друзья музыки" под управлением Бориса Осиповича Сирпо1939-1960-1960-1985 (?)Городской самодеятельный симфонический оркестр при детской музыкальной школе № 1 города Выборга (первый дирижёр - Виктор Цветов)1985-2015-с 14 ноября 2015 годаВыборгский симфонический оркестр под управлением Виктора Игнатьева (на момент написания работы - струнный камерный оркестр)

Похожие работы на - Оркестр Рихарда Фальтина в Выборге: первый симфонический сезон, репертуар, значение в истории

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!