Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Фостерная семья - стратегия работы с детьми-сиротами






Министерство образования и науки Кыргызской Республики

Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева

Социально - психологический факультет

Кафедра социальной работы и практической психологии











Курсовая работа

по специальности «Социальная работа»

на тему «Фостерная семья - стратегия работы с детьми-сиротами»




Выполнила: Асанканова Н.И.

группа СР(б)-023








Бишкек- 2016г.

Содержание


Введение

. Теория и правовые основы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы

.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: история и современность

. Фостерная семья: понятие и ее особенности

.1 Что такое фостерная семья?

.2 Практика работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в развитых зарубежных странах

2.3 Развитие фостера в Кыргызстане

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность темы. Законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом Кыргызской Республики "Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике" основанное на положениях ст.3. Установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли родители (родитель) и дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения родителя или обоих родителей в связи: с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), пребыванием их в лечебных учреждениях; с объявлением родителей умершими; с отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; с отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке;[1,с.1]

Проблема детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значительно глубже, чем мы ее себе представляем. Сложившаяся ситуация ставит перед государством задачу - устроить этих детей, накормить, одеть, обеспечить определенный уровень образования и медицинского ухода, подготовить к выходу в самостоятельную жизнь до достижения совершеннолетия. Проблема опекунства детей-сирот развивалась в разных странах и в разных условиях по-своему. В современном обществе феномен фостерных семей является симптомом социально-психологического или экономического неблагополучия в другой семье, поскольку приемные дети являются выходцами из социально обездоленных семей. Общество любого государства осознает, что без серьезного переосмысления роли и места семьи в социальных процессах невозможно будет решить проблемы детей-сирот. В последнее время в Кыргызстане наблюдается усиленный интерес к проблеме организации жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. В связи с этим правительством Кыргызской Республики было утверждено постановление «О приёмной (фостерной) семье».[2] Все это свидетельствует о том, что фостерные (приемные) семьи могут играть существенную роль в социальном становлении обездоленных детей.

Объект исследования: социальная работа с детьми - сиротами

Предмет исследования: стратегия работы фостерной семьи с детьми - сиротами.

Цель: изучить состояние работы фостерной семьи в Кыргызстане.

Задачи исследования:

1.Изучить научную нормативно - правовую литературу по проблеме социальной работы с детьми - сиротами.

2.Выявить особенности работы фостерной семьи.


1. Теория и правовые основы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей


.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной работы


В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

Социальное сиротство - это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами КР, и их ставят на полное государственное обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решается с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. [21].

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей - алкоголиков [4, с.60].

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители. Социальный сирота - это ребенок, имеющий биологических родителей, которые не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство. По отношению к ним употребляется также понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» - это сироты или те дети, которые не могут более оставаться с родителями, потому что те от них отказались, из-за болезни родителей, лишения родителей свободы, или пагубного либо пренебрежительного отношения родителей. Сюда также включают детей-инвалидов, которых родители отдали на попечение государства.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, проживают в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах или интернатах, в учреждениях для инвалидов [29]. Полное государственное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает предоставление им за время пребывания в соответствующем госучреждении бесплатного питания, обмундирования и общежития или возмещение их полной стоимости при отсутствии хотя бы одного из этих видов обеспечения. По данным ЮНИСЕФ, в Кыргызстане количество детей - сирот составляет 20 тысяч. Такие реалии современной жизни, как экономический кризис, безработица, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

Сафонова Т.Я., автор учебника «Реабилитация детей в приюте», считает что, дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее десятилетие оно увеличилось на 15%[30].

Необходимо отметить, что у детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах, очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации. В трудах зарубежных психологов показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности ребенка. Дети, которые попадают в печальную «сиротскую» статистику, - это дети с серьезными проблемами здоровья, отягощенные алкогольной и наркотической наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциальным поведением.

Многие проблемы проистекают из необычного социального статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, в школе-интернате - он ничейный ребенок. По своей природе дети должны быть обязательно чьими-то, т.е. это дети конкретных людей, связанных с ними кровнородственными узами. Но у сирот утерян статус родственной принадлежности. Биологические родители их бросили, социально приобретенных родителей, способных равноценно их заменить, нет, а у воспитателей детдома есть свои дети. Государство, берущее на себя общественную опеку за ними, не может быть субъектом родственного статуса. Рассмотрим далее особенности социальной работы с детьми данной категории, раскрыв их в историческом аспекте и на современном этапе.


1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей в современном мире


Семейным кодексом Кыргызской Республики ст. 128. Установлено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты населения, лечебные учреждения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами Кыргызской Республики.

В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом:

Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью, до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя, прежде всего то, что эта семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее признаков: наличие у временных родителей определенной профессиональной квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовке; оплата услуг деятельности такой семьи, время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего стажа приемных родителей; работа временных родителей происходит в их собственном доме.

Фостеровская (замещающая) семья - это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей [27].

Временная приемная семья является чрезвычайно, распространенной в ряде развитых стран (Америка, Япония и другие), как форма защиты детства[23]. Деятельность, временной приемной семьи, предполагает пребывание ребенка в ней до решения его дальнейшей судьбы. Возвращения в родную семью, направления в детский дом, интернат или другое учреждение. При возвращении ребенка в родную семью, предполагается устранение тех условий, при которых ребенок был изъят из семьи: лечение родителей, реабилитация кризисной семьи. Нахождение ребенка в такой приемной семье может колебаться от одного месяца до нескольких лет в зависимости от степени неблагополучия родной семьи. Кратковременное нахождение ребенка в приемной семье означает необходимость срочной помощи ребенку, в случае кризисной обстановки в родной семье, неожиданной потере родителей и при других обстоятельствах. Длительное нахождение ребенка в приемной семье может быть обусловлено длительным процессом реабилитации родной семьи ребенка или какими-либо другими причинами. Учитывая сложность континента детей, поступающих во временную приемную семью (социальная защищенность, болезни, физические или психические недостатки), в них должны создаваться особые условия для нормального развития ребенка, комфортная психологическая обстановка, заботливое, внимательное отношение к нему. Позволявшие ребенку выйти из стресса, в связи с разлукой с родными или пережитой сложной ситуацией [25].

Основная цель такой семьи - поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении судьбы ребенка.

Фактически подобная приемная семья выполняет функции «скорой помощи» в случае возникновения в биологической семье каких-либо кризисных условий. В научной литературе внедрение института такой приемной семьи требует, прежде всего, создания нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективный механизм выявления и отбора приемных семей, этапов подготовки приемных родителей к их деятельности, их юридических прав и обязанностей [28].

Патронатная семья - под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью, патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа).

Негосударственные учреждения и инновационные формы устройства в семью получили распространение и в нашей стране. В качестве примера можно назвать детские деревни SOS, пансионаты семейного воспитания, приходские детские дома.

Детские деревни SOS - это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии [1,с 54]. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира [22].


2. Фостерная семья: понятие и ее особенности


.1 Что такое фостерная семья?


Фостерная помощь - это помощь, оказываемая детям, взрослым, а также семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предполагающая установление пара семейных отношений с людьми, прошедшими специальную подготовку (фостерами), и по возможности их совместное проживание вне институциональных учреждений.[32] Фостерная семья - это профессиональная семья, которая осуществляет воспитание детей на определенный период времени на основании договора.

В понятие «фостерная семья» не входит усыновление, опека и попечительство над ребенком.

В понятие «фостерная семья» входит воспитание ребенка в условиях семьи на основе договора, забота о детях, не связанных родственными отношениями с фостерными родителями.

Дети, которые передаются в фостерные семьи, это: дети - сироты; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, экстренно изъятые из семей, где существует угроза их жизни, психическому и физическому здоровью (дети, подвергшиеся физическому, сексуальному и психологическому насилию); дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях; дети до 3-х лет вместе с матерью, не достигшей 18 лет; дети с ограниченными возможностями здоровья. Фостерные родители должны соответствовать определенным требованиям и пройти обучение перед тем, как взять на воспитание ребенка.

Фостерные семьи - это ценный ресурс не только для решения вопроса семейного устройства детей, но для профилактической работы, когда такие семьи становятся помощниками для других семей. Универсальной модели фостерной семьи нет, в каждой стране и регионах они имеют свои особенности и выполняют особую социальную функцию. Кроме того, фостерная помощь предоставляется не только детям, профессиональная семья может заботиться и о взрослых людях с ментальными нарушениями или с серьезными трудностями со здоровьем, об одиноких пожилых людях, о семьях в кризисной ситуации, когда под опеку берется мама с ребенком.


.2 Практика работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в развитых зарубежных странах


В мировой практике страны Западной Европы и США шли несколько разными путями в развитии системы воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Историю общественного воспитания в США и странах Западной Европы можно разделить на четыре этапа.

Первый домов и тюрем «эффективных», т. е. социально сохранных, детей и поместить их в учреждения с более благоприятными для нормального развития условиями.

Второй этап характеризуется отказом от существующих крупных воспитательных учреждений и созданием воспитательных домов семейного типа, называемых «коттеджами».

На третьем этапе, с начала XX в., а в большей степени после Второй мировой войны, начинает развиваться институт профессиональной семьи, который предполагает проживание приемных детей непосредственно в семье и родительскую ответственность за детей на период патроната.

На четвертом этапе деинституционализация воспитания детей-сирот становится ведущей тенденцией в социальной политике стран Западной Европы и Америки. Детские дома и приюты практически прекращают свое существование. В оставшихся проживают дети, которые по медицинским показаниям не в состоянии удержаться в замещающих семьях. Подавляющее большинство детей, лишенных родителей, воспитываются в приемных семьях, в том числе и профессиональных [16].

Решение проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в международной практике имеет многолетнюю историю, накоплен и интересный опыт.

В 1853 г. Чарльз Лоринг Брейс основал в Нью-Йорке Общество помощи детям, основной идеей которого была практика их бесплатного перемещения с улиц города в приемные семьи фермеров, проживающих в сельскохозяйственных районах на западе страны. Однако при этой системе договоры не заключались, право попечительства сохранялось за Обществом помощи детям, что теоретически позволяло забирать ребенка из семьи в любое время. Несмотря на критику данной формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, эта идея получила широкое распространение, и к концу XIX в. помещение сирот в фостерные (приемные) семьи стало общепринятым явлением.

В США в патронатных семьях находится более 500 тыс. детей. Фостерная семья в переводе означает семью, заменяющую кровную и обеспечивающую заботу, уход и воспитание. Фостерная семья представляет условия для содержания и ухода за ребенком. Этой семье не передается «родительская ответственность» по отношению к ребенку (так как она совместно исполняется родителями и местными органами власти), но семья наделяется полномочиями действовать в соответствии с разумной необходимостью с целью защиты и обеспечения ребенка.

Патронатная семья рассматривается как форма временного устройства ребенка на период активного социального вмешательства в биологическую семью. При этом сохраняются в максимально возможном объеме контакты ребенка с его биологическими родителями, братьями или сестрами. Например, в Великобритании около 85 % детей после пребывания в патронатной семье возвращаются в родные семьи. Достижение подобных результатов становится возможным благодаря высокому уровню развития социальных служб, занятых реабилитацией семьи, а также наличию законодательства, позволяющего активно проводить социальную работу с семьей.

В настоящее время фостерная семья в США является одним из ведущих способов устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основными причинами помещения ребенка в приемную семью являются: обеспечение его безопасности, угроза жизни и здоровью вследствие чрезвычайных обстоятельств (например, жестокого обращения); трудная жизненная ситуация родителей (потеря работы, отсутствие постоянного заработка, утрата местожительства и т. д.) [11].

В 1964 г. в США был принят закон о защите семьи для сбалансирования прав детей и родителей. Закон предоставил полномочия штатам делать все возможное для сохранения семьи и устройства детей с наименьшими ограничениями для их воспитания. Согласно данному закону родителям оказывается поддержка в случае их неспособности осуществлять воспитание до тех пор, пока эмоциональное и физическое состояние родителей не будет вне опасности. Если ребенок изолирован от семьи, то закон предусматривает помещение ребенка в условия, близкие к семейным.

В 1950-х гг. в США было закрыто 300 учреждений сиротского типа. После публикации знаменитого исследования Дж. Боулби эта тенденция стала нарастать вплоть до полного отказа от сиротских учреждений [14].

Около 77 % всех случаев помещения ребенка в семьи родственников происходит на добровольной основе, без вмешательства социальных служб и судебной системы, в результате так называемой частной опеки . Американские специалисты считают, что помещение детей в семьи к родственникам имеет ряд преимуществ: они могут обеспечить надлежащий уровень поддержки, чаще общаются с родителями ребенка и другими членами семьи, перемещение ребенка менее травматично для его физического и психического здоровья .

В странах Восточной Европы также были проведены значительные преобразования, касающиеся устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в Румынии после 1995 г. было закрыто более 50 % учреждений, сократилась численность воспитанников школ-интернатов и детских домов. В Швеции благодаря изменившемуся законодательству в послевоенный период закрылись детские дома, а начиная с 1990-х гг. семья стала считаться оптимальным учреждением по уходу за детьми. Аналогичные трансформации происходили и в других европейских странах. При этом законодательство также активно развивалось, обосновывая необходимость предоставления семьям, особенно семьям в трудной ситуации, различного вида помощи.

Таким образом, в странах Европы и Северной Америки основным направлением деятельности социальных служб является предупреждение социального сиротства: социальная поддержка и оказание психолого-педагогической помощи семьям группы риска, активное выявление дисфункциональных семей и вовлечение их в коррекционную работу. Для своевременного выявления семей, нуждающихся в особой поддержке государства, представители социальных служб (здравоохранения или социальной защиты) посещают семьи всех новорожденных и при выявлении факторов риска социального сиротства вовлекают их в профилактическую работу.

Приоритетной задачей социальных служб в большинстве стран Европы и США является воссоединение семьи, поэтому агентства социальной помощи предлагают широкий спектр услуг по оказанию психологической помощи детям и социальной поддержке семьям. Этому способствует законодательно закрепленное положение о праве ребенка на возвращение в биологическую семью.

Документы каждого ребенка, переданного в замещающую семью или приют, регулярно пересматриваются, чтобы по возможности вернуть ребенка биологическим родителям в том случае, если условия проживания в биологической семье будут признаны приемлемыми и безопасными.

Устройство ребенка в замещающую семью рассматривается как временная мера, необходимая на период, пока агентство пытается помочь кризисной семье и совместно с судом решает вопрос о возможности воссоединения семьи или передачи ребенка на усыновление. В последнее время все большее распространение получает устройство детей в семьи родственников, особенно когда дети нуждаются в приюте на короткий срок [17].

Во всем мире самым приемлемым способом социальной адаптации детей-сирот является, конечно, усыновление. В США же, как и в большинстве стран Западной Европы (за исключением скандинавских), будущим родителям не только не полагается «компенсация» за ответственный шаг, но, напротив, с них требуется огромное количество всяческих подтверждений собственной состоятельности для принятия такого решения. Потенциальные усыновители должны предъявить практически все документы, которые могут описать их жизнь: от финансовых документов, свидетельствующих, что они в состоянии обеспечить ребенку нормальный уровень проживания, образования и т. д., до медицинских анализов. Зато потом, после усыновления, они вправе рассчитывать на поддержку общества: к их услугам психологи, социальные работники, кризисные центры. В некоторых штатах США услуги врача и психолога для усыновленного ребенка предоставляются бесплатно [10].

В вопросах адаптации детей-сирот в новых семьях в западных странах (а теперь и в Восточной Европе) большую роль играют разнообразные религиозные организации и общины. Церковные центры помощи семьям в Западной и Восточной Европе особое внимание уделяют будущим родителям, желающим усыновить ребенка. Справедливо считается, что психическое состояние нового члена семьи будет во многом зависеть от общего семейного климата [12].

В мировой практике задачи подготовки, сопровождения и интеграции в той или иной степени решает институт фостерной помощи. Хотя о фостерстве в целом нельзя говорить однозначно- фостерная семья всегда имеет национальные особенности. В Америке фостеры в основном обеспечивают временное устройство детей на тот период, пока родная семья не преодолеет кризис, или не найдутся приемные родители. Можно услышать, что американские фостеры "зарабатывают на детях", хотя компенсация на самом деле составляет что-то около100-150 долларов. При этом все они обязаны проходить 53-часовое обучение, получать лицензию и ежегодно проходить 10-часовое повышение квалификации. Французское фостерство входит в систему судебной защиты молодежи и выполняет иную функцию - семьи принимают детей-правонарушителей, предварительно пройдя подготовительные курсы. Французы получают 26 евро вдень, и только за те дни, когда несовершеннолетний присутствует в семье (если он сбежал, компенсация не выплачивается). А заработной платы французские фостеры не получают вовсе.

В Великобритании фостерство достаточно высоко оплачиваются, но и стать фостером сложнее - это возможно только после годового обучения, требует постоянной супервизии и еженедельных консультаций у психолога. При пересчете с фунтов стерлингов, оплата труда британских фостеров чуть превышает 40 тысяч рублей. И даже при таком уровне компенсации, поддержке специализированных фостерных центров, различных образовательных программах, обилии тематической литературы в Великобритании не хватает людей, которые решились бы на такую профессию. Английские специалисты с грустью признают "Мы можем создать любую инфраструктуру, но заставить людей быть фостерами- не можем".

В Швеции, если семья оказалась в трудной ситуации, ей выделяется "семья-помощник". Помогающая семья ходит в гости, приглашает в гости, берет детей на пару-тройку дней, морально поддерживает при уборке квартиры, и вообще, всячески учит собственным примером, как надо правильно строить семью. Помогает с посещениями врачей. Родители из помогающей семьи получают зарплату. Ребенок из кризисной семьи изымается только в крайнем случае, и только после того, как "уже все попробовали". В таких случаях "контактные семьи" принимают в семью здоровых детей, а "вспомогательные"- детей с особыми потребностями. Есть еще "kontaktperson", которые помогают "трудным" подросткам. В "семейный дом" дети отправляются на более длительный срок, но все равно в последствии возвращаются в семью.

В Германии Конституцией предусматривается баланс прав родителей и требований к обеспечению благополучия ребенка, при этом права родителей пользуются большим уважением. Решение о лишении родительских прав рассматривается как серьезное вмешательство в дела семьи, допустимое только в том случае, если после использования всех возможностей сохраняется серьезная угроза безопасности ребенка [16]. В Германии труднее лишить родителей родительских прав, а социальные службы готовы длительное время расходовать значительные средства на оказание помощи ребенку, определенному в замещающую семью на длительный срок.

В Японии ребенок считается главным «сокровищем нации», поэтому инвестиции в детей, их социализация и обращение с ними рассматриваются как единственная и наиболее важная область социальной политики. При решении вопроса об устройстве детей, оставшихся без опеки родителей, предпочтение отдается именно детскому дому, очень незначительно используются альтернативные формы заботы о детях, такие как воспитание в приемной в семье (фостеринг), что, несомненно, является выражением доверия государственному попечению. Количество детей, проживающих в детских домах, постоянно возрастает и составляет 0,1 % от общего количества несовершеннолетних, проживающих в Японии. При устройстве детей в детские дома суды принимают участие крайне редко [19].

Вместе с тем в Японии поощряется временное помещение ребенка в детский дом самими родителями при сохранении последними своих родительских прав с тем, чтобы они могли возобновить заботу о своем ребенке в любое время, в отличие от принудительного помещения ребенка на постоянное проживание, осуществляемое органами государственной власти. В этой стране более 90 % детских домов являются частными, и именно частные институты и организации, созданные в конце XIX столетия, привели к созданию института защиты прав ребенка.

Большинство детских домов в Японии рассчитаны в среднем более чем на 50 человек и имеют тенденцию как к увеличению количества мест проживания, так и к развитию инфраструктуры, предназначенной для их обслуживания. За последние два десятилетия средняя продолжительность пребывания в детских домах становится более длительной и в среднем составляет почти пять лет. В Японии существует лишь очень небольшое количество специализированных учреждений, оказывающих терапевтические услуги для детей, и их лечение в детских домах, оказываемое без предоставления какой-либо специализированной помощи, является все еще нормой.

Во многих странах мира отказались от практики помещения детей, оставшихся без опеки родителей, в детские дома и интернаты. Широкое применение получила практика воспитания брошенных детей в замещающих, приемных или фостерных семьях. На сегодняшний день институт замещающих семей распространен в Европе, Америке, России, Украине, Молдавии, Грузии, Польше, Армении, Китае и Африке.

Научные исследования в области защиты прав детей показали, что обеспечить потребности развития ребенка можно только в семье - в собственной или замещающей - на основе формирования привязанности и принятия ребенка родителями.

Если ребенок подвергается насилию в семье и требуется экстренно поместить его в безопасные условия, ребенок передается в фостерную семью на короткий промежуток времени, пока социальные службы не определят его дальнейшее жизнеустройство. Часто бывает, что для кровной семьи ребенка оказание социальной или любой другой помощи бывает достаточно, чтобы миновал кризис, и ребенок возвратился к своим родителям.

Когда возвращение в кровную семью для ребенка невозможно, он может находиться в фостерной семье достаточно долго, на срок от 6 месяцев и более, до своего совершеннолетия. В некоторых странах фостерные семьи воспитывают детей до 24 летнего возраста. Распространен такой вид фостеринга, как периодическое устройство - на выходные дни, школьные каникулы детей забирают в приемные семьи. В ряде стран в семью может быть устроена несовершеннолетняя мать с младенцем, чтобы профессиональные фостерные воспитатели обучили ее навыкам ухода за новорожденными и методам воспитания детей; в Англии в семьях живут малолетние правонарушители, ожидающие суда. Форма устройства зависит от потребностей конкретного ребенка и может меняться с изменением его возраста или ситуации в его кровной семье.


.3 Развитие фостера в Кыргызстане


Усугубление экономического, социально-политического кризиса в любой стране всегда резко увеличивало количество детей-сирот. В связи с этим растет число неблагополучных семей, в которых родители пытаются найти выход из ситуации, демонстрируя асоциальные формы поведения попрошайничеством, воровством, вымещая свою злость на беззащитных детях. Таким образом, жизни родители способствуют деградации всех членов семьи и особенно детей. Утрата жизненного смысла и возможности изменения жизни в лучшую сторону влияет на ребенка. Дети в таких семьях испытывают дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокое обращение со стороны родителей и общественности, насилие, голод. Такие семьи могут быть полными или неполными, материально обеспеченными или находящимися ниже черты бедности и т.д. Условия жизни в семье определяют дальнейшее развитие ребенка, его воспитание, обучение, познание мира. Неблагополучные семьи сталкиваются с различными проблемами: экономическими, психологическими, медицинскими, правовыми, социально-педагогическими. Поэтому в науке их называют мультисложными и мультипроблемными семьями; к таким семьям требует различные подходы, отличные от стандартных и общепринятых. По данным экспертного опроса основные причины, влияющие разлучение детей с семьей в Кыргызстане являются: насилие над детьми (18 %), бедность, миграция (16%), развод и аморальное поведение родителей, а также отсутствие психологической консультации во время конфликта.[4,с.202]

Насилие над детьми на сегодняшний день остается актуальной проблемой, неграмотные родители в обществе воспитывают агрессивных детей. Из-за бедности и безработицы многие родители выезжают за пределы государства, оставляя своих детей. Во всех случаях разлучения детей со своими родителями необходима бесплатная психологическая консультация. Но, к сожалению, сами родители не обращаются к психологам. Проблемы, связанные с бедностью и миграцией повлияли не умение планирования семьи в молодежной среде. Кроме того, ответственность перед своей будущей семьей занижена со стороны молодых мужчин и женщин. Нередко общество неосознанно и, что более страшно, сознательно наносит психологические травмы детям из неблагополучных семьей.

В процентном выражении по оценкам экспертов, дети, оставшиеся без попечения родителей в Кыргызстане должны воспитываться:

? у родственников - 30 %;

? в детском доме - 20 %;

? в приемной семье и усыновление / удочерение - 18 %;

? опека и попечительство - 14 %.

На самом деле в Кыргызстане практикуется, что дети, оставшиеся без попечения родителей воспитываются у родственников. Если родственники не забирают, они вынуждены воспитываться в детских домах. Последнее время безработные начинали заниматься воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей. По данным социологического опроса 40 % экспертов считает, что фостерная семья - это эффективная альтернативная форма воспитания детей из неблагополучных семей в Кыргызстане.

Фостерная семья - семья, которая в установленном порядке осуществляет опеку или попечительство ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста. [3,с.1]

Усыновление / удочерение - 24 %, приемная семья - 16 %. Но, к сожалению, институт фостерной семьи в Кыргызстане не очень развит. Отсутствие специальной политики и финансирования со стороны государства является причиной того, что единственной альтернативой для детей, оставшихся без родительского попечения, на сегодняшний день является детский дом или интернат. Если бы деньги, затраченные на воспитание ребенка в детдоме или интернате, выплачивались замещающим семьям, то меньше было бы детей, находящихся этих учреждениях. Альтернативная поддержка и возвращение детей из детских домов и интернатов в семьи расширяется. На нынешнем этапе идут работы по созданию фостерных семей. По этой схеме детей будут передавать в новые семьи, а государство возьмет на себя их материальную поддержку.

Наиболее эффективной формой устройства детей-сирот эксперты признали фостерную семью. Эксперты, принявшие участие в социологическом опросе, отметили необходимость формирования в Кыргызстане института профессиональной фостерной семьи. По опыту, именно профессиональное воспитание может уменьшить риск социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эксперты оценили, что дети из неблагополучных семей, подвергшиеся всем формам физического, психического или эмоционального насилия, в первую очередь нуждаются в фостерном воспитании. На втором месте - дети из семей вынужденных мигрантов и людей, не имеющих постоянного места жительства. На третьем - дети, родители которых признаны недееспособными или находятся на длительном лечении и дети безработных. Результаты исследования подтверждают, что родителями у приемного ребенка в Кыргызстане могут быть одинокие женщины - 36 %, бездетные семьи и родственники 24 %; безработные 16 %.

Родители при воспитании чужих детей сталкиваются со следующими проблемами: отсутствие информации - 22 %, неумение вести переговоры с детьми - 20 %, неумение разрешить конфликт во время - 16 %, не знание правовых вопросов и психологии детей - 12 %, нехватка психологической консультации родителям и детям - 10 %, а также отсутствие навыков воспитания со стороны приемных семьей - 6 %. Результаты научного исследования позволили сделать следующие выводы. Первые месяцы существования фостерной семьи являются чрезвычайно важными и определяющими для всех ее членов. Как правило, приемные дети являются выходцами из неблагополучных семей, изъятыми в результате алкоголизма, наркомании, аморального и асоциального поведения их биологических родителей. Многие из них имеют «богатый опыт» проживания в детских домах, интернатах, приютах, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, что, бесспорно, способствует формированию определенных негативных социально-психологических качеств личности, смещению ценностных ориентаций, искаженных представлений о морально-нравственном поведении.

Решение о принятии ребенка на воспитание в семью должно приниматься приемными родителями ответственно, обдуманно, взвешенно, а не под влиянием эмоций, с учетом возникновения всех возможных трудностей. Обязательным условием, на наш взгляд, является предварительная подготовка приемных родителей и детей к их совместному проживанию. Результаты проведенного исследования показывают насущную необходимость в овладении приемными родителями знаний относительно социально-психологических, возрастных, физиологических особенностей детей-сирот; в расширении спектра методов и приемов воспитания данной категории детей; в обучении технологиям решения конфликтных ситуаций и способам выхода из кризиса.

На наш взгляд, специальная подготовка приемных родителей поможет существенно повысить эффективность социальной адаптации, сформировать готовность сторон к изменению прежнего уклада жизни, норм и правил поведения; устранить конфликты; скорректировать уровень взаимных ожиданий; снизить чувство страха, неуверенности, тревожности, беспомощности приемных родителей; оградить детей от проявлений авторитаризма и жестокого обращения в приемной семье. В особой государственной и общественной заботе нуждаются дети-си-роты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Для них необходимы детские социальные учреждения, детские дома и, в последнее время, приемная семья. В Кыргызстане дети-сироты получают социальную помощь от государства через детские дома и интернаты. Задача общества должна заключаться в том, чтобы вырастить из них полноценных здоровых граждан для своей страны.

В 1994 году Кыргызстаном была ратифицирована конвенция «О правах ребенка», где имеется отдельная статья, в которой написано, что каждый ребенок имеет право на домашнее окружение. Конечно же, больше любви заботы и ласки ребенок получает в семье, пусть даже в фостерной, а не биологической, нежели в интернатном учреждении. Сложившаяся система воспитания в детских домах и интернатах безнадежно устарела и требует немедленного реформирования. Одним из способов решения проблемы сиротства в республике могут стать фостерные семьи, - к такому выводу склоняются власти республики, международные эксперты и гражданский сектор. Зачастую, интегрируясь в общество при выходе из интерната или детского дома, ребенку трудно стать полноценным членом социума. Но когда ребенок живет в фостерной семье, он уже интегрирован. Поэтому сейчас политика государства начала разворачиваться в сторону отказа от крупных детских домов, интернатных учреждений в пользу фостерного направления. Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой. Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, в пре-доставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке.

В Кыргызстане удалось, наконец, внедрить давно обещанный проект - "фостерные семьи". Это форма патронажного воспитания, когда несовершеннолетний, нуждающиеся в опеке, передается для воспитания в приемную семью на платной основе (содержание детей оплачивает государство). От усыновления "фостерная семья" отличается не только оплатой услуг приемных родителей, но и тем, что они не получают полных прав на ребенка и остаются подконтрольны органам опеки.

В нашей стране после отбора всех желающих таких семей сейчас шесть. В итоге из одиннадцати отобранных семей детей взяли шесть: три - в Ысык-Атинском районе, одна - в Бишкеке, две - в Оше. Фостерная семья, а все они прошли обучение, предполагает мягкую, гибкую по времени форму, то есть дети в ней могут находиться месяц, полгода, год, а может быть и всю жизнь.

На сегодняшний день в нашей стране работу фостерной семьи практикуют организация «Детский центр» и SOS Детские Деревни Кыргызстана.

С мая 2006 года, в сотрудничестве с отделом поддержки семьи и детей, организация «Детский центр» начала практиковать помещение детей в приемные семьи. За это время 20 детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы на воспитание в приемные семьи. Сопровождение этих семей (консультативная и финансовая поддержка) велось и ведется силами организации.

В SOS Детские Деревни Кыргызстана фостерные родители должны соответствовать определенным требованиям и пройти обучение перед тем, как взять на воспитание ребенка. Для того, чтобы стать фостерным (приемным) родителем гражданин должен обратиться в управление социального развития по месту своего жительства и представить следующие документы.

Список необходимых документов:

) заявление по установленной форме;

) копия паспорта заявителя(ей);

) свидетельство о браке (если состоят в браке);

) нотариально заверенное согласие супруга (если состоят в браке);

) справка с места жительства о составе семьи;

) выписка из домовой книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

) справка органов внутренних дел об отсутствии, снятии или погашении судимости;

) медицинское заключение государственной лечебно-профилактической и медико-социальной организации о состоянии здоровья лица, желающего взять ребенка на воспитание в фостерную (приемную) семью, и членов его семьи, об отсутствии заболеваний, согласно Перечню, определяемому Правительством Кыргызской Республики, при наличии которых лицо не может быть признано опекуном (попечителем), фостерным (приемным) родителем, усыновителем ребенка;

) характеристика с места работы, либо с места жительства;

) полная автобиография заявителей;

) письменные рекомендации от не менее трех поручителей. Поручителем может быть любой гражданин Кыргызской Республики, не состоящий с кандидатом в фостерные (приемные) родители в родстве и знающий его не менее одного года. Письменные рекомендации собираются сотрудниками территориальных подразделений путем письменного интервьюирования выбранных поручителей;

) справка или сертификат о прохождении обучения (тренинга, семинара), выданные уполномоченными органами и соответствующими учреждениями, обучающими фостерных (приемных) родителей.

социальный фостер семья сирота


Заключение


Приемные семьи прошли в своем развитии несколько этапов: как добровольная общественная инициатива, как законодательно обусловленный социальный институт и как переменная и постоянно совершенствуемая социально-педагогическая среда, функционирование которой направлено на создание комфортных условий для жизнедеятельности приемного ребенка. Содержание и формы социально-воспитательной работы с приемными детьми на каждом из указанных этапов определялись историческими, экономическими и социальными условиями британского общества. На сегодня приемная семья выступает как один из важных факторов социализации приемного ребенка и как способ эффективной организации жизнедеятельности детей и подростков и коррекции их поведения.

Важной особенностью фостеринга является поэтапное введение ребенка в приемную семью, которое связано с процессом "взросления" детей. В каждой приемной семье, кроме общеизвестных факторов социализации личности, наличные и такие, которые присущи только отдельно взятой семьи: традиции, нормы, взгляды, вкусы, интересы и т.п. Игнорирование этих факторов влияет на усиление или снятие некоторых конфликтных вопросов, на характер поведения и привычки приемных детей.

Хочется верить, что наш «опыт» пройдет «на ура». Что отношения между ребенком и его чужой - родной семьей будут построены не на договорных началах. Энтузиазму начинателей столь благого дела верить, конечно, хочется, но уже понятно, сколько трудностей будет ждать их. Потому, что приспособить фостерную реальность к кыргызским юридическим условиям - это лишь часть проблемы. Если делать все по-человечески, то необходимо создать «службы сопровождения» для фостерной семьи, состоящие из психологов, врачей и социальных работников. Наконец, нужно найти желающих взять ребенка в семью на тех условиях, которые предлагает детдом.

Список использованной литературы


1. Закон Кыргызской Республики "Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике"//В редакции Законов КР от 12 апреля 2003 года N 71, 22 июля 2005 года N 111, 28 июля 2008 года N 177

2. Положение о приемной (фостерной) семье.//Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 октября 2012 года № 670

. Кодекс Кыргызской Республики о детях //В редакции Законов КР от 27.04.2009 г. №132; 29.12.2011 г. №255)

. Салморбекова Р.Б., Рустамова Д.А. //Кыргызский Национальный Университет им. Ж. Баласагына, Кыргызская Республика, г. Бишкек Ошский государственный университет, Кыргызская Республика, г. Ош с. 202

. Приемная семья: социально-демографический анализ: монография / О.В. Бессчетнова: под ред. Г.В. Дыльнова. - Саратов: Научная книга, 2008. - с.288

. Салморбекова Р.Б., Мусаева А.К. Перспективы развития фостерной семьи в Кыргызстане // Современные концепции научных исследований. - М., 2014. - часть № 6. - С. 123-125.

. Чепурных Е.Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях / Е.Е. Чепурных // Народное образование. - 2001. - № 7. - С. 23-27.

. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пос. / Т.И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.

. Бессчетнова О.В. Приемная семья: социально-демографический анализ: М онография / Под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов: Научная книга, 2008. 288 с.

. Гельман З. Очередь, в которой иностранцам стоять нет смысла. 2012

. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, 2012. 80 с.

. Ослон В. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.

. Смирнова Е. Проблемы социального сиротства в России и за рубежом: Историческая справка. 2010

. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Г.И. Климантовой. М.: Изд-во РГСУ, 2008. 192 с.

. Татаринцева Е.А. Реформирование системы институциональной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей в России, Англии и Японии. 2011

. Уманская М. Потерянное поколение детей Израиля. 2010

..Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 1999.

.Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. -с.69-72.

.Иванова Н.П. и др. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум). - М., 1999.

.Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Адаптация детей в замещающей семье: Пособие. - М., 2002.

.Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной : Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-192 с.

.Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.

.Конвенция ООН о правах ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. -М., 1992.

.Костюнина М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами // Воспитание школьников.- 2003. - №6. -с. 44-46.

.Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. - с. 57-58.

.Лекции по технологии социальной работы: в 3 ч. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: СТИ, 1998.

.Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы : Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 334с.

.Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям / Е.В. Бурмистрова, В.Ю. Меновщиков, Н.Г. Осухова и др.; Под общ. ред. Н.Г. Осуховой; М и др. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.

. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.

. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. Сборник научных трудов. - М.: Прометей, 1989. - 228 с.