Казусы по истории

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,48 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Казусы по истории

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО

ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кафедра истории государства и права







Контрольная работа

По истории государства и права зарубежных стран

Студента: 1 курса

заочной формы обучения

группы 53-ЗБП Кожевых Ирины Сергеевны

Научный руководитель:

ст. преподаватель Белковец В.В.




Новосибирск 2016

Оглавление

Казус I

КазусII

КазусIII

Список использованной литературы

Казус I

Следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью ,но и делом чести. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц.

Римское право отличается, прежде всего, необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования.

На базе римскою права, отличавшегося большой разработанностью, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

Вещное право в Законах XII таблиц имеет очень большое значение , в древних законах индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам настолько сильно, что большинство конкретных предписаний посвящались не тому, что можно делать с вещами, а многочисленным запретам. Это была весьма своеобразная черта древнейшего права, и, только в исключительных случаях она положительно регулировала права обладателя.

В Законах XII таблиц первостепенное значение уделялось способам приобретения вещных прав и классификации самих вещей.

Значительна была категория вещей, которые ни в коем случае не могли быть ни в родовом, ни в семейном, ни тем более в индивидуальном обладании. Это были вещи божественного права, подразделявшиеся на несколько категорий:

священные (храмы, особые рощи, деревья);

религиозные (души умерших, места погребения);

нерушимые (стены, ворота города).

Все эти вещи, находившиеся в общем пользовании (к ним также относились воздух, море и тому подобное), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля - ager publicus) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота (res extra commercium).

Однако государственные земли расхищались патрицианской знатью, что вело к появлению крупного землевладения, а поэтому по вопросу о выделении участков земли из общественного фонда в течение значительной части республиканского периода шла острая борьба между плебеями и патрициями.

В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было деление на:

манципируемые (res mancipi) и

неманципируемые (res nec mancipi) вещи.

К первой группе относились земли в Италии, рабы, рабочий скот, земельные сервитут, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период выступали в качестве коллективной семейной собственности; ко второй - все остальные вещи, обладание которыми не требовало особого контроля - предметы индивидуальной собственности: украшения, драгоценности, предметы обихода и т.д.

Отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации - особой процедуры, требовавшей сложной и торжественной обрядности (образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь).

Манципация относилась к числу строго формальных актов, заключаемых «посредством меди и весов». Она предполагала приглашение не менее пяти свидетелей - как правило, граждан Рима и весодержателя. Приобретатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться приобретенным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударял этим металлом о весы, (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве эквивалента (цены) тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Манципация давала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь, которое не могло возникнуть после простой уплаты денег. Обряд манципации должен был затруднить доступ к собственности неримским гражданам.

Строго говоря, в условиях таких ограничений древнейшее главное имущественное право еще нельзя назвать завершенной собственностью. Это было особое обладание, оно не носило вполне вещного характера и было неразрывно связано с положением обладателя как главы семейства. Приобрести такое обладание в древнее время можно было строго ограниченными путями: или по наследству в семье, или через обряд манципации, или посредством соединения чьей-то менее важной вещи с твоей главной (например, при использовании чужого бревна на постройку своего дома).

Неманципируемые вещи отчуждались путем простой их передачи- традиции (traditio) без каких-либо особых формальностей, путем уплаты денег.

Позднее в древнейшем праве стал применяться еще один формальный способ передачи права собственности, который мог применяться как к манципируемым, так и неманципируемым вещам (in iure cessio). Данная процедура представляла собой фиктивный судебный спор - мнимый судебный процесс, который разыгрывался в присутствии претора.

Покупатель делал вид, что отчуждаемая вещь принадлежит ему, и торжественно заявлял о своем праве собственности («данная вещь по праву квиритов принадлежит мне»), отчуждатель не возражал против такого утверждения, и претор присуждал данную вещь приобретателю, как, будто являющуюся его собственностью.

Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью в связи с необходимостью юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности древние сервитуты относились к категории манципируемых вещей.

В известной мере они ограничивали абсолютное право частной собственности, создавая равные возможности для участников хозяйственного оборота, компенсируя недостатки земельного участка (отсутствие воды, дороги, пастбищ, которые есть на соседнем участке). Наиболее существенными из них были следующие:

Право прохода через соседний участок,право прогона скота,право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Эти сервитуты прямо предусматривались Законами XII таблиц.

Например:

собственник обязан был оставлять свободной по своей меже (для прохода, проезда, поворота плуга) полосу земли в два с половиной фунта;

собственник обязан терпеть ветви, перевешивающиеся с дерева соседа, если они находятся на высоте не менее 15 футов;

собственник должен пропускать соседа на свой участок через день для собирания плодов, упавших с его дерева;

собственник не должен изменять искусственными сооружениями естественного стока дождевой воды; против таких сооружений предъявляется особый иск.

Все эти ограничения характерны для мелких хозяйств эпохи Законов XII таблиц. С течением времени к ним присоединились другие, например, правило о том, что никто не обязан терпеть исходящего с соседнего участка дыма, запаха, шума и т.д., если все эти явления выходят за пределы обычного.

Квинт неоднократно просил Гая срезать ветви или срубить дерево, растущее на земле последнего, но своей кроной склоняющееся на соседний участок, затрудняя пользование им. Гай отказался удовлетворить эту просьбу, ссылаясь на то, что он сам вправе распоряжаться тем, что растет на его земле. Тогда Квинт срубил дерево. Правомерны ли его действия по Закону двенадцати таблиц?

Для рассмотрения данного Казуса нужно изучить вопрос, касающийся сервитутов и их видов по римскому праву .Рассмотреть каковы права собственника вещи и лица, чье право собственности было нарушено.

В соответствии со ст. 9б Таблицы VII действия Тиберия неправомерны. По закону, если дерево с соседнего участка склонилось ветром на участок Тиберия, то он мог предъявить иск об уборке его, а не рубить его. Так как он его срубил, то его действия попадают под статью 11 Таблицы VIII, за злостную порубку чужих деревьев виновный уплачивал по 25 ассов за каждое дерево.

римский правовой англосаксонский французский

Казус II

Ни одно из известных варварских правд не дошла в своем первоначальном и подлинном виде, многие известны в разных по составу и относящихся к разному времени редакциях. Для большинства правд время их возникновения определяется примерно: Вестготская правда - конец V в., Бургередская - конец V - начало VI в., Салическая - конец V - начало VI в., Аллеманская - VI-VIII вв., Баварская - середина VIII в., Рипуарская - VI-VII вв., Лангобардские законы - середина VIII в., Тюрингская - IX в., Саксонская правда - VIII-X вв. Известно еще несколько правд более мелких племенных союзов. К тому же типу варварских правд относятся многочисленные ранние систематизации англосаксонских законов и записи исландских, скандинавских, датских правовых обычаев.

Все варварские правды сложились под значительным влиянием институтов и принципов римского права. Это влияние главным образом отразилось на регулировании новых социальных отношений, рабства, обязательств, а также отношений между королевской властью и подданными. Все правды были записаны на варварской латыни. Как исторический тип варварская правда - сложный по составу, разноплановый кодекс. Значительное место в них заняли выдержки из королевских капитуляриев и эдиктов; многие из таких или меняли правила обычного права, зафиксированного в других разделах правд, или санкционировали государственное применение писаного права.

Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон, принятый у франков. Она дошла до нас в многочисленных рукописях, которые можно разбить на 4 группы. Первая группа содержит древнейший текст, в 65 статей; вторая - тот же основной текст, но уже с явными влияниями христианских представлений (запрещение брака между свойственниками, наказания за преступления против церкви, за убийство духовных лиц и т. п.). Третья дает сокращенный тeкст, в двух отделах, из которых первый содержит мальбергическую глоссу. Четвертая, позднейшей, Каролингской эпохи - исправленный, неглоссированный текст в 70 статей; рукописи этой группы наиболее многочисленны. Есть еще пятая группа (так наз. "герольдовский" текст), компилятивная. Первоначальный текст до нас не дошел, но мы знаем, что он терпел изменения и исправления в руках переписчиков (I группа). Когда собралось достаточное количество исправленных рукописей, явилась потребность объединить их (II группа и герольдовский текст; конец VI в.). Подобный же, теперь утраченный текст послужил основанием глоссированному - III группа, при Пипине - исправленному (emendata; IV группа, нач. царств. Карла Вел.). Вследствие крайнего разнообразия рукописей восстановление первоначального текста очень трудно. О времени возникновения Салической Правды до сих пор идут споры. О способе составления С. Правды говорит полулегендарный пролог, передающий, что франки, после их крещения, на трех судебных собраниях, в разных местах (чтобы высказалось по возможности большинство), после тщательного обсуждения установили нормы Салической Правды. К Салической правде относятся также капитулярии, числом семь, вносящие в нее более или менее существенные дополнения. Первые четыре возникли, по-видимому, до 568 г., пятый и шестой - после 575 г., седьмой - при Людовике Благочестивом. Источниками Салической Правды послужили главным образом обычно-правовые нормы, господствовавшие в различных разветвлениях племени салических франков и уже сделавшиеся обязательными; название pactus (договор) указывает именно на ее объединяющий характер. Но так как она была вызвана к жизни определенным актом, то ее составители воспользовались случаем включить в нее постановления, незнакомые обычному праву салиев и отчасти заимствованные из других, более древних племенных правд, напр. из вестготской, отчасти вновь созданных из юридического материала, не успевшего еще приобрести обязательного характера. В Правде есть план, крайне примитивный, но все-таки указывающий на попытку дать нечто цельное. Первая часть говорит о штрафах; ей предпослана статья о вызове в суд, так как с этого акта начинается судебная процедура. Вторая часть содержит постановления о судебном производстве, о штрафах за оскорбление начальства, о правах и обязанностях, вытекающих из семейных отношений. Римское влияние прежде всего отразилось на языке Салической Правды, хотя трудно себе представить что-нибудь менее похожее на язык римских классиков; это настоящая варварская латынь, не признающая ни этимологии, ни синтаксиса, уснащенная германизмами и германскими словами; некоторые места до сих пор толкуются различно, для облегчения понимания Правды составители включили в латинский текст во всех наиболее существенных местах франкскую, так называемую мальборгическую, глоссу. Сохранилось предание, что первоначальная запись Салического закона была произведена специально избранными мужами от четырех франкских племен в целях "приверженности к справедливости и сохранения благочестия". Однако в целом бытование Закона тесно связано только с заинтересованностью королевской власти, санкционированием обычного права желавшей вмешиваться в сферу действия общинных и племенных судов. Появление самой ранней редакции связано также и с денежной реформой, проведенной первым из королей: заменой медных денег на серебренные и золотые и соответственно новой тарификацией судебных штрафов.

Салический закон в самой минимальной степени испытал воздействие римского права, сохранил даже некоторые остатки языческой старины и родовых обычаев германцев. Традиционной архаичности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других факторов.

Так, заявление о желании заключить вторичный брак сопровождалось взвешиванием монет, передача имущества - особым разбрасыванием стеблей растения, призывание родственников к помощи в обязательствах - бросанием "горсти земли" и перепрыгиванием через плетень. Поддержанием общественного мира было в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значительной степени еще догосударственного права. Большая часть статей в Салической правде посвящена, если использовать современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом - преступлением понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или имуществу другого, и нарушение «королевского мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред.

Рассмотрим данный казус по Салической правде:


Казус III

Французский гражданский кодекс был принят в 1804 году и вошел в историю под названием Кодекса Наполеона. При составлении кодекса его авторы опирались на юридическую доктрину, активно использовали революционное законодательство, сохранили некоторые положения французского обычного права и, конечно же не забыты были нормы римского права.

Кодекс состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов и трех книг. Первая посвящена лицам. Вторая содержит правила об имуществах и о различных видоизменениях собственности. В третьей говорится о различных способах, которыми приобретается собственность.

Кодекс провозгласил юридическое равенство, устанавливая, что каждый француз пользуется гражданскими правами. Осуществление гражданских прав не зависит от качества гражданина. Вместе с тем, полной реализации этот принцип не получил, поскольку лица иностранного происхождения, замужние женщины не обладали полной правоспособностью.

Из всех отношений, регулируемых Французским гражданским Кодексом, брачно-семейные отношения явились той областью, где с большей силой получили выражение в момент создания кодекса контрреволюционные тенденции. Полновластие мужа и отца, ограниченная правоспособность замужней женщины - вот принципы, на которых в 1804 году под влиянием обычного права создавалось семейное право.

Прогрессивный момент в вопросах семьи и брака единственно являли собой светский брак и допущение развода.

Брак по ФГК рассматривался как договор, поэтому для его заключения требовалось взаимное согласие супругов (ст. 146 ФГК «Нет брака, если нет согласия»). Для вступления в брак необходимо было достичь возраста полных 18-ти лет для мужчин и 15-ти лет для женщин (ст. 144 ФГК), не состоять в другом браке (ст. 147 ФГК), а для несовершеннолетних требовалось согласие родителей (сын - 25 лет, дочь - 21 год) (ст. 148 ФГК).

Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения. До 18.02.1938 года ст. 213 гласила: "Муж обязан оказывать покровительство жене, а жена - послушание своему мужу". Согласно ст. 214 жена обязана жить вместе с мужем и следовать за ним всюду, где он решит находиться; муж обязан принять ее и предоставить ей все, что нужно для потребностей жизни, сообразно своим возможностям и своему положению.

Данная статья являлась базовой по отношению ко всем другим статьям, определяющим отношения супругов. Именно следствием власти мужа определялась ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность жены. Это положение было закреплено в статьях 215 и 217 ФГК, измененных только 18.02.1938 года. Статья 215 устанавливала невозможность участия замужней женщины в суде без согласия мужа, даже если бы она не обладала общностью имущества или была установлена раздельность имущества, изъятие из этого правила устанавливалось ст. 216 ФГК и касалось только полицейских и уголовных дел. Согласно ст. 217 ФГК, жена … даже при наличии раздельности имущества с мужем, не может дарить, отчуждать, закладывать, приобретать по безвозмездному или возмездному основанию без участия мужа в составлении акта или без его письменного согласия. Без согласия мужа она могла только составить завещание в отношении своего имущества (ст. 226 ФГК).

В соответствии со ст. 227 брак между супругами расторгался: 1) смертью одного из супругов; 2) разводом, произведенным в законном порядке; 3) присуждением, на основании приговора, вступившего в законную силу, одного из супругов к наказанию, влекущему за собой гражданскую смерть. Муж мог потребовать развода по причине прелюбодеяния жены. Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа (только если он держал свою сожительницу в общем доме)(ст.ст.229, 230 ФГК).

Это неравенство унизительно для женщины, но объясняется довольно просто. Отцом ребенка, зачатого в браке, кодекс (за несущественным исключением) признает мужа. Таким образом, всякий рожденный в браке ребенок будет законным наследником отцовского (и материнского) имущества. Но законодатель, следуя древнейшей традиции, тому интересу, благодаря которому возник парный брак, желал, чтобы наследство доставалось детям, зачатым от наследодателя. Прелюбодеяние мужа не имеет в этом случае значения, ибо «поиски отцовства» (а значит, и алименты на содержание внебрачных детей) не могут иметь места в судебном порядке. Закон их не знает. Только «осквернение семейного очага», то есть нарушение принятых правил добропорядочного поведения вынуждает законодателя согласиться с правом жены потребовать развода.

Либеральная публицистика, равно как и юристы, подвергала неравенство полов в разводе уничтожающей критике. И это сделало свое дело. В 1884 году указанное выше ограничение было снято.

По Французскому Гражданскому Кодексу рассмотрим данный казус:

Мэр города Труа отказался зарегистрировать брак Жака (возраст 26 лет) и Франчески (возраст 18 лет) без согласия матери Франчески, хотя ее отец согласие на брак дал. Жак и Франческа подали иск в суд. Какое решение вынесет суд?

По статье (148. ФГК) Сын , которому не исполнилось 25 лет , дочь которая не достигла 21 года , не могут заключить брак без согласия их отца и матери; в случае разногласия достаточно согласия отца.

Так же по статье (373.ФГК) Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.

Из этого следует, что суд должен принять иск и одобрить данный брак т.к. не нарушена не одна из статей ФГК.

Список использованной литературы

Законный XII таблиц- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. - М.: Норма, 2010. - Т. 1. Древний мир и Средние века.- 200-213С.

Салическая правда Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. - М.: Норма, 2007. - Т. 1. Древний мир и Средние века.-406 С.

Истрия государства и права зарубежных стран: в 2 т./Отв. Ред. Н.А. Крашенникова.-М.:Норма, 2008. - Т.1.Древний мир и Средние века- 240 -260с.

История государства и права зарубежных стран: в 2т./ Отв. ред. Н.А. Крашенникова. - М.:Норма,2008.- Т.1.Древний мир и Средние века - 302-307 с.

История государства и права зарубежных стран: в 2т./ Отв. ред. Н.А.Крашенникова - М.:Норма,2008.-Т.2.Современная эпоха - 194-199с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!