Есенин в школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,2 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Есенин в школе

Введение

есенин школа учебник поэт

Изучение творчества С.А. Есенина в средней школе обусловлено значимостью поэта, дарование которого связано с глубинами народного сознания, русской культурой и историей. Этот тезис не нуждается в доказательстве.

Тема разработана методистами, существует много методических концепций и поурочных разработок, однако требует осмысления и систематизации.

Актуальной остаётся тема уроков, связанных с изучением биографии С. Есенина. После 1991 года литературоведы по-новому увидели некоторые события жизни поэта, как и сам ХХ век.

Объект исследования - это изучение биографии С.А. Есенина на уроках литературы в средней школе, система работы на уроках.

Цель работы заключается в том, чтобы определить место биографии с.А. Есенина в современных школьных программах.

Поставленная цель предполагает решение задач:

.Рассмотреть историю вопроса.

.Привести статьи, посвящённые изучению биографии С.А. Есенина.

.Рассмотреть учебники и программы по литературе под редакцией А.Г. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, программы А.А. Агеносова и А.Н. Архангельского; Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева

В работе использовались следующие методы исследования:

· изучение, анализ и систематизация литературоведческой и методической литературы, периодики;

· систематизация и обобщение полученных результатов; сравнительно-сопоставительный анализ.

Этапы исследования:

.Изучение литературы по проблеме, формулирование целей и задач.

.Анализ разделов школьной программы и учебников, посвящённых изучению биографии С.А. Есенина.

.Обобщение результатов исследования, выводы.

Практическая значимость работы: материал может быть использован при подготовке к урокам литературы.

Введение даёт обоснование актуальности исследования, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, указывается источниковедческая база и практическая значимость, методы работы.

Глава I посвящена рассмотрению теоретического аспекта проблемы исследования, истории вопроса изучения биографии С.А. Есенина в школе.

Глава II раскрывает сущность направлений работы по изучению темы в школьных программах и учебниках литературы.

В заключении подводятся итоги работы, выводы.

Библиография включает список теоретических работ по методике преподавания литературы, литературоведческих и методических работ по изучению биографии С.А. Есенина.

1. Теоретические аспекты проблемы исследования

Проблему изучения биографии писателя в школе разрабатывали известные методисты М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, В.А. Десницкий, Н.В. Колокольцев, Н.И. Кудряшев, А.А. Липаев, В.А. Никольский, Б.В. Рождественский, Н.И. Громов и др. В исследованиях освещались разносторонние аспекты изучения личности писателя: нравственно-эстетический (В.Г. Маранцман); идейно-нравственный облик писателя (Т.Ф. Курдюмова, И.Е. Кадлан).

Голубков В.В. В «Методике преподавания литературы» (1962 г.) предлагает следующие методы изучения биографии писателя на уроке литературы:

.Лекционный (сообщение нового материала, рассказ учителя), предпочтение можно отдать монографической лекции о жизненном и творческом пути писателя. Лекция поможет выяснить особенности писателя как художника и мыслителя, связь писателя с эпохой, определить, что нового внёс писатель в историю литературы. Предлагаются приёмы: элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование различных видов наглядности.

.Метод беседы.

.Метод самостоятельной работы, завершающийся устными сообщениями, докладами, рефератами.

Планированию уроков изучения биографии и творческого пути писателя посвящены монографии Дробота В.Н. «Изучение биографии писателя в школе», Каплан И.Е «Изучение биографии писателя в старших классах», Курдюмовой Т.Ф. «Изучение биографии писателя» Литовской «Об использовании художественных мемуаров в преподавании литературы», М.А., Маранцмана В.Г. «Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников».

К вопросам изучения биографии обращались также и другие методисты и ученые: А.М. Бандура, Г.И. Беленький, А.И. Белецкий, Т.Ф. Бугайко, Е.С. Добычина, М.П. Касторская, Н.О. Корст, К.П. Лахостский, А.Р. Мазуркевич, С.Г. Паршина, Е.А. Пасичник, С.А. Смирнов, Т.В. Чкфковская

Биографию писателя в старших классах необходимо изучать во взаимосвязи с творчеством. Внимание к духовному и общественному облику художника, к творческой истории произведений (замысел и его осуществление, путь к образу, вопросы текстологии и т.д.) облегчает уяснение пафоса его произведений, повышает эффективность воспитательного влияния литературы на молодое поколение.

История вопроса, связанного с изучением биографии С.А. Есенина. длительное время поэта считали упадническим, творчество С. Есенина в школе не изучалось. Только после Великой Отечественной войны появилось имя Сергея Есенина в школьной программе. Изучение биографии С. Есенина в свете школьного преподавания развивается в последние тридцать лет.

Полное собрание сочинений Есенина, работы исследователей Ю.Л. Прокушева, О.Е. Вороновой, А.Н. Захарова, Е.А. Самоделовой, М.В. Скороходова, Н.Г. Юсова, Ю.Б. Юшкина расширили представление о жизни и творчестве поэта. Изучение биографии и творчества С.А. Есенина на академическом уровне изменило общую картину истории литературы ХХ века. Следовательно, содержание и методика преподавания в среднеё школе претерпевала серьёзные обновления.

Проанализировав публикации в журнале «Литература в школе» с 2001 по 2013 год, можно сказать, что Много статей и материалов к уроку посвящено именно С.А. Есенину.

«Литература в школе» 2001 год.

. Гулин, А.В. «В сердце светит Русь»: Духовный путь Сергея Есенина // Литература в школе. - 2001. - №4. - С. 7-13

. Гулин, А.В. «В сердце светит Русь…».: Духовный путь С. Есенина // Литература в школе. - 2001. - №5. - С. 8-13

. Гулин, А.В. «В сердце светит Русь…».: Духовный путь С. Есенина // Литература в школе. - 2001. - №5. - С. 8-13

. Потапова, Т.В. Мудрость избяных заповедей: «Ключи Марии» С.А. Есенина.11 кл. // Литература в школе. - 2001.-N5. - С. 26-28.

. Гулин, А.В. «В сердце светит Русь…»: Духовный путь С. Есенина // Литература в школе. - 2001. - №6. - С. 16-20.

. Соловей Т.Г. «Потому что я с севера что ли…».: Анализ поэтического цикла «Персидские мотивы» С. Есенина. XI класс // Литература в школе. - 2005. - №11.-с. 23-30.

«Литература в школе» 2003 год.

.Занковская, Л.В. Характерные черты стиля С. Есенина // Литература в школе. - 2003. - №10.

.Павлов Ю.М. - О поэме Сергея Есенина «Пугачев» // Литература в школе. - 2003. - №10.-с. 24.

«Литература в школе» 2004 год.

.Занковская Л.В. Характерные черты стиля С. Есенина // Литература в школе. - 2004. - №1.-С. 18-22

.Бондаренко, М. «А душу можно ль рассказать?»: Поэзия С. Есенина в школе // Литература в школе. - 2004. - №1. - С. 25-30.

.Захаров, В.Н. Художественно-философский мир Есенина // Литература в школе. - 2004. - №2. - С. 7-12.

.Шубникова-Гусева, Н.И. Творчество С.А. Есенина в школе // Литература в школе. - 2004. №2. - С. 12-18;

.Бондаренко, М. «А душу можно ль рассказать?»: Поэзия С. Есенина в школе // Литература в школе. - 2004. - №2. - С. 26-31.

.Малофеева, Г.А. Тема дома в лирике С. Есенина: 9 класс // Л Литература в школе. - 2004. - №2. - С. 31-33.

.Голышева, Г.Э.»… Мне в душу грусть вошла…»: Стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке». 7 класс // Литература в школе. - 2004. - №2. - С. 35-38).

«Литература в школе» 2005 год.

.Захаров, А.Н. Эволюция есенинского имажинизма («органической образности»). // Литература в школе. - Б.м. - 2005. - - №11. - С. 2-8.

.Шубникова-Гусева, Н.И. «Пришел в этот мир поэт…» // Литература в школе. - 2005. - №11.-С. 8-14.

.Влащенко, В.И. Ой ты, Русь, моя родина кроткая…»: Песня и плач, радость и боль в лирике Есенина. // Литература в школе. - 2005. - №11. - С. 19-23.

.Соловей Т.Г. «Потому что я с севера, что ли…».: Анализ поэтического цикла «Персидские мотивы» С. Есенина. XI класс // Литература в школе. - 2005. - №11. - С. 23-30.

«Литература в школе» 2006 год.

.Сычев, Б.П. Поэма С.А. Есенина «Черный человек» // Литература в школе. -2006. - №9. - С. 29-31.

.Друг Татьяна. Бабушкины сказки.: урок по стихотворению С. Есенина «Бабушкины сказки». 5 класс // Литература в школе. - 2006. - №9.-с. 34-37.)

«Литература в школе» 2008 год.

.Снегина С.А. Пророк несбывшихся упований: творчество С.А. Есенина в свете философско-эстетических исканий Серебряного века: [урок в 11 классе] // Литература в школе. - 2008. - №11.-с. 26-28.

«Литература в школе 2009 год.

. Микаленко Н.В. Образ Небесного Града в таорчестве С.А. Есенина // Литература в школе. - 2009. - №3.-с. 6-9.

. Шубникова-Гусева Н. «Моцарт и Сальери» Пушкина и «Черный человек» Есенина // Литература в школе. - 2009. - №3.-с. 2-5.

. Серёгина С.А. Андрей Белый и Сергей Есенин: мифология революции // Литература в школе. - 2009. - №4.-с. 6-8.

. Мирошников В.М. «Черный человек» С. Есенина и «Мелкий человек» Л. Леонова // Литература в школе. - 2009. - №5.-с. 20-22.

«Литература в школе» 2011 год.

«Литература в школе» 2012 год.

. Казимирова Н.А. «Радуница» С.А. Есенина: [история публикации книги, анализ её изданий] // Литература в школе. - 2012. - №2.-с. 12-15.; Боброва Л.И. Христианская символика на примере анализа стихотворения С.А. Есенина «Осень» // Литература в школе. - 2012. - №2.-с. 15-18.

Преподавание темы, связанной с изучением творчества С.А. Есенина в средней школе обусловлено значимостью поэта, дарование которого связано с глубинами народного сознания, русской культурой и историей. Этот тезис не нуждается в доказательстве.

Тема разработана методистами, существует много методических концепций и поурочных разработок, однако требует осмысления и систематизации.

Актуальной остаётся тема уроков, связанных с изучением биографии С. Есенина. После 1991 года литературоведы по-новому увидели некоторые события жизни поэта, как и сам ХХ век.

Объект исследования - это изучение биографии С.А. Есенина на уроках литературы в средней школе, система работы на уроках.

Цель работы заключается в том, чтобы определить место биографии с.А. Есенина в современных школьных программах.

Поставленная цель предполагает решение задач:

.Рассмотреть историю вопроса.

.Привести статьи, посвящённые изучению биографии С.А. Есенина.

.Рассмотреть учебники и программы по литературе под редакцией А.Г. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, программы А.А. Агеносова и А.Н. Архангельского; Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева

В работе использовались следующие методы исследования:

· изучение, анализ и систематизация литературоведческой и методической литературы, периодики;

· систематизация и обобщение полученных результатов; сравнительно-сопоставительный анализ.

Этапы исследования:

.Изучение литературы по проблеме, формулирование целей и задач.

.Анализ разделов школьной программы и учебников, посвящённых изучению биографии С.А. Есенина.

.Обобщение результатов исследования, выводы.

2. Актуальные проблемы изучения биографии С.А. Есенина в школе

Летопись жизни и творчества С.А. Есенина

Раннее творчество C.А. Есенина, научное изучение биографии поэта относится к середине 1950-х годов. Были опубликованы ранее неизвестные произведения и исследовательские работы. Одним из первых начал писать о С. Есенине К.Л. Зелинский.

Ю.Л. Прокушев посвятил раннему творчеству и биографии С.А. Есенина статьи «Литературные заметки и публикации новых материалов» (альманах «Литературная Рязань», кн. 1, Рязань, 1955), «Новое о Сергее Есенине» (альманах «День поэзии», М., 1956), «Юношеские годы Сергея Есенина (журнал «Огонёк», 1957, №2), «Родина и революция в творчестве Есенина» (альманах «Литературная Рязань», книга 2, Рязань, 1957), Сергеё Есенин (Литературные заметки о юности и дооктябрьском творчестве поэта)» (сборник «С добрым утром», М., 1958).

Ю.Л. Прокушев в книге «Юность Есенина» (М., 1963) впервые вводит и выявляет, даёт характеристику константиновскому и московскому периодам жизни и творческой деятельности Сергея Есенина. Воспоминания сестёр - Екатерины Александровны и Александры Александровны, как свидетельства очевидцев, становятся основой книги. Дочери Татьяна Петровна Флор-Есенина, Наталья Васильевна Есенина, Светлана Петровна Есенина продолжили публикацию материалов, рассказывающих о жизни и творчестве Сергея Есенина.

В.А. Вдовин написал ряд статей по биографии и раннему творчеству поэта Сергея Есенина: «Сергей Есенин на военной службе» (журнал «Филологические науки», 1965, №2), «Об отношении Есенина к первой мировой войне» (журнал «Вестник Московского университета Серия 10. Филология», 1966, №4), «Есенин и литературная группа «Краса» (журнал «Филологические науки», 1968, №5), «Материалы к биографии Есенина» (ВЛ, 1970, №7), «Есенин и литературное общество «Современная Россия»: (Неизвестные страницы биографии поэта)» (журнал «Советские архивы», 1971, №6).

П.Ф. Юшин уделил внимание раннему периоду творчества Сергея Есенина в книге «Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов» (М., 1966).

А.М. Марченко «Поэтический мир Есенина» (М., 1972; 2е издание - 1989).

Представляют интерес в связи с изучением биографии Сергея Есенина работы В.Г. Базанова, В.В. Базанова, Э.Б. Мекша, А.И. Михайлова, И.И. Степанченко.

На тему о раннем творчестве Сергея Есенина написаны кандидатские диссертации Л.Л. Бельской «Раннее творчество Сергея Есенина (стихи 1910-1916 годов)» (Алма-Ата, 1967), Е.Г. Уманской «Сергей Есенин и литературное движение (1915-1923 гг.)», М., 1972, В.В. Устименко «Проблема творческого метода поэзии С.А. Есенина 1910-1918 гг.» М., 1986, М.В. Скороходовой «Раннее творчество С.А. Есенина в историко - культурном контексте («Радуница» 1916 г. И маленькие поэмы 1917-1918 гг.)» М., 1995).

Значительный интерес представляют книги следующих авторов:

Т.К. Савченко «Сергей Есенин и его окружение». М., 1990 г.,

А.Д. Панфилов «Константиновский мередиан», М., 1992,

Н.Г. Юсов «Прижизненные издания Есенина», М., 1994 г.

О.Е. Воронова, Н.Д. Чистяков, статьи и публикации Л.М. Шалагиновой, Ю.Б. Юшкина, С.И. Субботина, О.Л. Аникиной, В.Д. Дроздкова, М.В. Скороходова и ряда других авторов.

Материал, позволяющий расширить представление о начале творческого пути Есенина, можно найти в Полном собрании сочинений Сергея Есенина, подготовленном в Институте мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук (М., 1995-2001).

Ценные сведения о ранних годах жизни Сергея Есенина содержатся в документальных материалах Государственного архива Рязанской области, Государственного музея - заповедника С.А. Есенина в Константинове, отделе рукописей Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН. Хранящиеся воспоминания, посвящённые ранним годам жизни С.А. Есенина, часто являются единственным источником, который позволяет воспроизвести атмосферу, в которой рос Сергей Есенин.

Опорой при подготовке к урокам для учителя могут стать книги следующих авторов:

. Дитц В.Ф. Есенин в Петрограде - Ленинграде. - Л.: Лениздат, 1990.

. С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т. 2. - М.: Худож. лит., 1986.

Книга представляет собой литературные мемуары. Воспоминания Горького, В. Маяковского, А.К. Воронского, Вс. Рождественского, H.H. Асеева и других видных деятелей литературы и искусства, а также воспоминания родных и близких поэта: Т.С. и К.С. Есениных, С.А. Толстой-Есениной и других.

. Есенин: Жизнь. Личность. Творчество:.Сб. лит. - худож. секции Центр. дома работников просвещения / Под ред. Е.Ф. Никитиной. - М.: Работник просвещения, 1926.

Сборник литературно - художественной секции Центрального дома работников просвещения.

. Сергей Есенин: Исследования, мемуары, выступления: Юбилейный сб. / Под общей ред. Ю.Л. Прокушева. - М.: Просвещение, 1967.

. Есенин и русская поэзия / Отв. ред. В.Г. Базанов. - Л., 1967.

. Есенин и современность / Ин-т рус. лит. АН СССР (Пушкин. Дом); Под ред. В. Базанова и Ю. Прокушева. - М.: Современник, 1975.

. С.А. Есенин: Материалы к биографии / Сост. Н.И. Гусева и др. - М.: Историч. наследие, 1992.

. Прокушев Ю.Л. Юность Есенина. - М., 1963.

. Русское зарубежье о Есенине. - М., 1993.

3. Школьные программы и учебники по литературе применительно к изучению биографии С.А. Есенина

В современной школе есть возможность выбирать программы, по которым работает учитель. Биография С.А. Есенина даже в самых авторитетных, утверждённых Министерством образования Российской Федерации программах изучается очень скупо.

В этих условиях успех преподавания во многом зависит от личности учителя, его литературного вкуса, его умения анализировать художественное произведение и подготовить школьника к самостоятельному эстетическому восприятию. Основным нормативным документом для учителя является школьная программа, которая строится с учётом «обязательного минимума содержания образования» и изменения учебного плана.

Анализ программ

Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 9-е издание.

В средних классах учащиеся знакомятся с двумя стихотворениями: в V классе - по теме «О родине и родной природе» рекомендуется «Разгулялась вьюга…» С. Есенина, в VI классе - «Задремали звёзды золотые», рассказ о жизни и творчестве Есенина ни в V, ни в VI классе не запланирован. В VII классе в разделе по литературе ХХ века уроки, где изучается творчество Есенина не предусмотрены, но в разделе «Тихая моя родина. Стихотворения о родине» (1 час) Есенин упоминается в перечне предлагаемых имён среди А. Прокофьева, М. Исаковского, Н. Рыленкова. Знакомство с жизнью и творчеством поэта впервые кратко обозначено лишь в IX классе - Слово о поэте (3 часа) «Вот уж вечер. Роса…», «Пой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты, моя Шаганэ», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

При знакомстве с творчеством поэта программа рекомендует обратить внимание на народно-песенную основу лирики поэта, выделить тему любви, а так же обозначить сквозные образы в лирике Есенина. В XI классе для изучения творчества Есенина отведено 5 часов. Названы для изучения следующие произведения: «Русь», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Я покинул родимый дом…», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу…», «Заметался пожар голубой», «Собаке Качалова», «Возвращение на родину», «Персидские мотивы» и другие стихотворения по выбору учителя или учащихся. Поэмы «анна Снегина», «Чёрный человек». В соответствии с данной программой построены учебники по русской литературе ХХ века и методические советы, подготовленные издательством «просвещение», например «Русская литература ХХ века: учебник для 11 класса / Под редакцией В.П. Журавлёва (М: Просвещение, 2007 г.); литература в 11 классе: методические советы / Под редакцией В.П. Журавлёва (М: Просвещение, 2007 г.).

Рабочая программа курса «Литература» по УМК под редакцией Кутузова А.Г. (ФГОС-2). Программа утверждена Министерством образования РФ, принятой в 1995 году для общеобразовательных учреждений под редакцией Кутузова А.Г. Данная программа рекомендует начать изучение творчества С. Есенина в IX классе. В разделе «Литература ХХ века» выделено несколько уроков, посвященных Есенину. Начать авторы советуют со вступительного слова о поэте, где рассказать о значении его творчества. Для чтения и изучения программа предлагает следующие лирические произведения: «С добрым утром!», «Пороша», «я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…», «Край любимый», «Сердцу снятся…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями». В этих произведениях необходимо показать образ Родины и родную природу как источник лирических переживаний С.А. Есенина. Как у поэта выражена в них нежность «ко всему живому».

Для самостоятельного чтения программа рекомендует стихи Есенина по выбору. Данный курс не претендует на общий охват жизни и творчества поэта, это лишь начало знакомства, предполагающее дальнейшее, более подробное изучение. Несмотря на это, курс даёт довольно полное представление о таком явлении в литературе начала ХХ века, как лирика С.А. Есенина.

Дальнейшее изучение творчества поэта авторы программы предлагают в курсе XI класса. Здесь уже рекомендовано более подробное знакомство с жизнью и творчеством поэта с обобщением изученного. Для чтения и изучения программа советует следующие произведения: «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Русь советская», «Неуютная, жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и другие стихотворения по выбору учителя. При изучении лирики Есенина необходимо обратить внимание на его чувство любви к родине, к природе родного края. Важно отобразить трагическое восприятие поэтом надвигающейся ломки в жизни деревни.

В программе А. Агеносова и А. Архангельского творчество С.А. Есенина рекомендуется изучать в 11 классе. Обращается внимание на такие вопросы: «Мир человека и мир природы в лирике Есенина. Образ родины. Крестьянское мироощущение Есенина и его воплощение в поэзии. Гуманизм и предельная искренность есенинской лирики. Противоречивость в осмыслении и оценке послереволюционной действительности. Ощущение трагической разъединённости со своей родиной и народом в стихах Есенина 20-х годов. Эволюция лирического героя поэта. Народно-песенная основа лирики Есенина. Самобытность интонации и образного строя. Символика цвета. Значение творчества Есенина для развития русской литературы».

Изучаются следующие лирические произведения: «В хате», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Я покинул родимый дом…», «Каждый труд благослови, удача!.», «Письмо матери», «Русь советская», «Неуютная жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.», «Гори, звезда моя, не падай…», «Отговорила роща золотая…», «Синий туман. Снеговое раздолье…», поэмы «Черный человек», «Анна Снегина».

В пояснительных записках к программам говорится о том, что учитель может использовать как весь материал, так и его часть, руководствуясь обязательным минимумом содержания соответствующей программы по литературе.

В программе по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, которая построена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования по литературе, изучение творчества Есенина предполагается в 5, 6, 7, 9 И 11 классах. В 5 классе предлагается знакомство с разделами «Детские годы С. Есенина», «В есенинском Константинове», «Единство человека и природы», «Малая и большая родина». Изучаются следующие лирические произведения: «ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поёт зима - аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» - по выбору. В 6 классе - «Краткие сведения о поэте», «Пафос и тема стихотворения», «Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина». Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». В 7 классе представлены разделы «Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора», «Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта». Стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». В 9 классе творчество Есенина предлагается рассматривать в разделе «Из поэзии серебряного века» в теме «Многообразие поэтических голосов эпохи» наряду с А. Блоком, В. Маяковским, М. Цветаевой, Н. Гумилёвым и А. Ахматовой. Рассматриваются темы и мотивы их стихов. В 11 классе (5 часов) предполагается изучение тем «природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина», «Религиозные мотивы в ранней лирике поэта», «Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов», «Любовная тема в поэзии С.А. Есенина», «Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики». Изучение поэм «Пугачев», «Анна Снегина».

В программе по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов под редакцией Т.Ф Курдюмовой. Начать изучение творчества А.А. Есенина предлагается в 5 классе. В разделе «Литература ХХ века» в подразделе «Мир наших братьев меньших» предполагается обращение к стихотворению «Песнь о собаке» и разговор о любви и сострадании ко всему живому, о гуманном отношении к природе и животным, осуждение человеческой жестокости к братьям меньшим.

Следующая встреча учащихся с Есениным происходит в 9 классе. Для изучения творчества предлагаются стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» и др. Также подразумевается разговор на темы: слово о Есенине и его судьбе; тема родины в лирике поэта; поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина; эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина; человек и природа в художественном мире поэта; народно-песенная основа стиха Есенина.

Заключающий этап изучения жизни и творчестве Есенина происходит в 11 классе в разделе «Поэзия конца XIX - начала ХХ века» в подразделе «Крестьянская поэзия» Для изучения предлагаются следующие стихи: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.», «Русь уходящая», «Русь советская», «Несказанное, синее, нежное…» (по выбору учителя и учащихся). Для обсуждения предлагаются темы: жизнь и творчество; трагическая судьба поэта; глубокое чувство родной природы; любовь и сострадание «ко всему живому»; народно песенная основа лирики поэта; лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Так же предполагается изучение поэмы «Анна Снегина»: поэма о судьбе человека и Родины; биографические мотивы; образ лирического героя.

В программе по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого (1999 год) изучение жизни и творчества С.А. Есенина начинается только в 9 классе. Предполагается знакомство со сведениями о жизни поэта, для чтения и изучения предлагаются такие стихи, как: «С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Для изучения названы следующие темы: родина и родная природа как источник лирических переживаний; нежность «ко всему живому»; грусть от сознания быстротечности жизни; живописность, народная основа языка. Для самостоятельного чтения предлагаются стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Пороша», «Каждый труд благослови, удача!.», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» и др.

В 11 классе для изучения предлагается жизнь и творчество Есенина (с обобщением изученного). Для чтения и изучения подразумеваются стихи «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Русь советская», «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и др. (по выбору учителя 4-5 стихотворений). Учащиеся должны освоить следующие темы: чувство любви к Родине, к природе родного края; трагическое восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни; предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений; щемящее чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия; народно-песенная основа лирики. Для самостоятельного чтения предложены «Персидские мотивы», «Анна Снегина» и стихи, не изученные в классе.

Программа под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого (2006 год) подразумевает деление в 10-11 классах на уровни: базовый и профильный.

В 11 классе базового уровня для изучения предлагается жизнь и творчество Есенина (с обобщением изученного). Для чтения и изучения - «Не жалею, не зову, не плачу…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Для чтения и бесед - стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо к женщине», «Письмо матери»; темы и произведения для самостоятельного чтения такие же, какие даны в программе 1999 года.

Что касается профильного уровня, то он отличается от базового незначительно: для чтения и изучения представлено на одно стихотворение больше («Руки милой - пара лебедей…»), для чтения и бесед добавлено три стихотворения («Запели тесаные дроги…», «Неуютная жидкая лунность…», «Ты такая ж простая, как все…»), а темы остаются теми же. на профильном уровне предполагается изучение поэмы «Анна Снегина»: эпическое и лирическое начала в поэме, картины деревенской жизни в послереволюционное время как выражение настроения и ожиданий поэта.

В программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы авторов-составителей Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева знакомство с Есениным происходит в 5 классе. Начинается оно с детских лет в Константинове. Для изучения предлагаются стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима - аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» и темы «Единство человека и природы» и «Малая и большая родина». В 6 классе предлагается познакомиться с краткими сведениями о поэте, пафосом и темой стихотворения, одухотворенной природой как одним из основных образов Есенина и стихотворениями «Песнь о собаке» и «Разбуди меня завтра рано…».

В 9 классе Есенин упоминается в разделе «Из поэзии Серебряного века», когда говорится о многообразии поэтических голосов эпохи, наряду с А. Блоком, В. Маяковским, М. Цветаевой, Н. Гумилёвым, А. Ахматовой.

В 11 классе предлагается изучить стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Спит ковыль», «Чую радуницу божью…», «Над тёмной прядью перелесиц…», «В том краю, где желтая крапива…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская» и др. по выбору и темы «Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина», «Религиозные мотивы в ранней лирике 20-х годов», «Любовная тема в поэзии С.А. Есенина», «Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики». Также предлагается для изучения поэмы «Пугачев» (поэзия «русского бунта» и драма мятежной души; созвучность проблематики поэмы революционной эпохе) и «Анна Снегина» (соотношение лирического и эпического начала в поэме, её нравственно-философская проблематика; мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина). Для самостоятельного чтения авторы предлагают стихотворения «Письмо к матери», «Инония», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».

Анализ учебников

Авторы учебного комплекса «Литература» для 5-11 классов для общеобразовательных учреждений, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин ориентировались на программу Коровиной В.Я.

Знакомство с Есениным начинается в 5 классе. Во вступительной статье, кратко дающей сведения о жизни и творчестве поэта, затрагивается тема родного дома («Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями»). Далее даны вопросы и задания по изученному материалу. В разделе «Литературные места России» рассказывается о родине Есенина - селе Константинове. В учебнике для 6 класса под редакцией В.Я. Коровиной очень коротко затрагивается тема природы, которая рассматривается на примере стихотворений «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша». В учебнике для 7 класса автора-составителя В.Я. Коровиной представлено лишь одно стихотворение «Топи да болота…» и не даётся ни строчки биографии поэта. В 8 классе изучение Есенина не предполагается.

В 9 классе довольно объёмно представлена тема «Жизнь и творчество С.А. Есенина», предлагаются краткие анализы стихотворений, присутствуют разделы «В творческой лаборатории С.А. Есенина», «С.А. Есенин в воспоминаниях современников», приводятся стихотворения «Вот уж вечер. Роса…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.», «Не жалею, не зову, не плачу…». В конце - рубрики «Вопросы и задания» и «Обогащайте свою речь».

В выпускном классе тема «Жизнь и творчество Есенина» очень широко освещена. Есенин - русская художественная идея; побуждение творческих дум; начало сознательного творчества; открыватель «Голубой Руси»; «Да здравствует революция!»; «Жизнь образа огромна и разливчата». Особенности метафоризма С. Есенина; боль перестройки, «Кобыльи корабли», «Москва кабацкая»; Уроки Америки, «Железный миргород»; попытка прорыва; «Анна Снегина»; «Персидские мотивы», «Отговорила роща золотая…». Также предложены темы для сочинений, темы рефератов.

На программу под редакцией Т.Ф. Курдюмовой опирались авторы учебника - хрестоматии «Литература» для 5-11 классов Курдюмова Т.Ф. и др.

Знакомство с творчеством Есенина происходит ещё в 5 классе: для изучения предлагается стихотворение «Пороша» и «Черёмуха», к ним дан ряд вопросов и заданий, направленных на понимание произведений.

Учебник 9 класса Курдюмова Т.Ф. и др. вышел в издательстве «Просвещение» в Москве впервые в 1996 году и был рекомендован Министерством образования РФ для общеобразовательных учреждений. Далее учебник переиздавался. Материал в учебнике о Есенине начинается со вступительной статьи, в которой кратко рассказывается о личности писателя и особенностях его творчества: детство и юность поэта, первые произведения, коренные свойства его поэзии, возникшие в ранних стихах, развитые и пронесенные через всё творчество. Кратко излагаются взгляды Есенина до революции и после. Из произведений более подробно автор статьи останавливается на любовной лирике поэта. Уделено внимание особенностям языка и стиля Есенина. Завершается глава, посвященная изучению творчества поэта вопросами и заданиями, относящимися к материалу хрестоматии. Учебник рекомендует к прочтению следующие произведения: «Вот уж вечер», «Гой ты, Русь моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «До свиданья, друг мой», «Не жалею, не зову, не плачу».

В учебнике для 11 класса в начале даются основные даты жизни Есенина, затем представлен очерк жизни и творчества поэта: детские годы, учеба, поиски «песенного» слова, в начале творческого пути, лицом к новому, имажинизм, крах иллюзий. Далее разговор идёт о лирике: творческие поиски 1910-1918 годов, «Русь уходящая», философские мотивы, песнь родине, любовная лирика, лирика последних лет. Отдельно даётся материал о поэме «Анна Снегина»: сюжет, основные образы, образ Анны Снегиной. Подводя итоги, предлагаются вопросы и задания по изученному материалу, предлагаются темы сочинений, докладов и рефератов, также приводится список рекомендуемой литературы.

В учебном комплексе «В мире литературы» под общей редакцией А.Г. Кутузова, рекомендованном Министерством образования Российской Федерации представлена тема «Биография С. Есенина». В 9 классе не говорится о биографии Есенина, представлены только два стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» и «Неуютная жидкая лунность…» и дан ряд вопросов к ним.

В выпускном классе Есенину посвящен довольно большой раздел «Художественный мир Сергея Александровича Есенина» с подразделами «Откуда берутся таланты?», «Мир, где всё живое равноправно», «Тебе, о Родина, сложил я песню ту». После каждого подраздела даётся ряд вопросов и заданий, а также «задания для тех, кому интересно». Далее следует раздел «Черный человек», которому посвящены идущие следом рубрики «Вопросы и задания», «Творческий практикум», «Для самостоятельного чтения» и «Советы библиотеки».

В учебниках «Литература» для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации знакомство с жизнью и творчеством Есенина начинается в 9 классе. Биография Есенина изучается по воспоминаниям современников. Рассматриваются поэтические образы Есенина, тропы, цветопись, песенность стиха, темы Родины, природы. После каждого пункта идёт рубрика «Вопросы» или «Обдумаем прочитанное». Подводя итог, ребятам предлагается ознакомиться с поэзией Есенина в оценках поэтов-современников.

В выпускном классе в учебнике-практикуме продолжается знакомство с жизнью и творчеством С.А. Есенина. Подробно изучается биография, в разделе «Лирика» называются стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Не жалею, не зову, не плачу…»; в разделе «Стихотворения последних лет - «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо к женщине», «Русь советская», «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…». После каждого стихотворения идет перечень вопросов и заданий, направленных на глубокое понимание произведений, в которых содержатся критические отзывы и суждения о стихотворении. Тексты стихотворений можно найти в учебнике-хрестоматии (2 часть).

В учебнике «Литература (Русская литература ХХ века)» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством С.А. Есенина. Начинается изучение с биографии поэта, затем художественный мир, и завершается анализом стихотворений («О красном вечере задумалась дорога…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.»). В конце даются вопросы для повторения, задания и вопросы для самостоятельной работы: анализ стихотворений «Я покинул родимый дом…», «Письмо матери», «Синий туман. Снеговое раздолье…»; темы для сочинений и рекомендуемая литература.

Учебный комплект «Литература» для 5-11 классов авторов Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Изучение творчества С.А. Есенина начинается в 5 классе со знакомства с детскими годами поэта, с воспоминаниями его одноклассника Н.П. Калинкина и сестры А.А. Есениной, после чего даётся стихотворение, которое Есенин ей посвятил «Ты запой мне ту песню, что прежде…». После представлены вопросы и задания к этому стихотворению. Так же учебник рекомендует к прочтению стихотворение «Поёт зима - аукает…». Далее идёт рубрика «В мире художественного слова».

В 6 классе дан материал о жизни и творчестве поэта: статья об особенностях стихов, воспоминания Александры Есениной. Представлены стихотворения «Песнь о собаке» и «Разбуди меня завтра рано», после которых следует ряд вопросов и заданий, направленных на глубокое понимание текстов. Так же, как и в 5 классе, присутствует раздел «В мире художественного слова С.А. Есенина», а также «Живое слово» и «Советуем прочитать».

В 7 классе жизнь Есенина представлена как автобиографический рассказ. Затрагивается тема родного края. Для изучения представлены следующие стихотворения: «Каждый трут благослови, удача!», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…», после которых идут рубрики «Вопросы и задания», «Живое слово», «Советуем прочитать» и «После уроков». В 9 классе творчество С.А. Есенина кратко упоминается в разделе «Литературный процесс второй половины XIX-XX века в подразделе « «Золотые» и «серебряные» нити русской литературы»

В 11 классе Есенину посвящены следующие разделы: Сергей Есенин - поэтическое сердце России, жизненный путь поэта, «Радуница» (1916) - «Есенинская» Россия», тема революции в поэзии Есенина, мотивы лирики 1924-1925 годов. Рассматриваются стихотворения «Выткался на озере алый свет зари…», «Песнь о собаке», драматические поэмы «Пугачев», «Страна негодяев», «Анна Снегина». После изучения всего раздела даны вопросы и задания, также предполагается самостоятельный анализ текста: рассмотреть основные черты поэтики Есенина на примере стихотворения «За темной прядью прелестниц…» (1916), опираясь на вопросы и задания.

Заключение

Работа по изучению биографии С.А. Есенина начинается в начальной школе. В 11 классе ученик должен знать и биографию, и произведения поэта, которые неразрывно связаны с этапами жизненного и творческого пути.

Выбор школьной программы за учителем. Я считаю, что целесообразно использовать программу под редакцией А.Г. Кутузова. Цель данной программы - изучение материала в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Список литературы

1.Агеносов В.В., Архангельский А.Н. Русская литература XIX-XX веков. Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы.-М.:Дрофа, 2007

.Бондаренко М. «А душу можно ль рассказать?»: Поэзия Сергея Есенина в школе // Литература в школе. - 2004. - №9.-С. 25-31

.В мире Есенина: Сб. статей / Сост. А.А. Михайлов. - М., 1986.

.В мире литературы: Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Под ред. А.Г. Кутузова.-М.:дрофа, 2007.

. Влащенко В.И. Ой ты, Русь, моя родина кроткая…»: Песня и плач, радость и боль в лирике Есенина // Литература в школе. - 2005. - №11.-с. 19-23.

. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе. Киев. 1988.

. Есенин С.А. в воспоминаниях современников: В 2 т. - М., 1986.

. Есенин С. Собр. Соч. в 3 т. / Сост. И примеч. А.А. Козловского, Ю.Л. Прокушева. - М., 1970

. Журавлёв В. Лирический роман Сергея Есенина // Литература в школе. - 1995. - №5-с. 9-15

.Е.А. Есенина. Воспоминания о Сергее Есенина. М., 1975.

.А. Есенин. Воспоминания. Под редакцией И.В. Евдокимова. М.-Л., 1926.

.С.А. Есенин. Стихотворения и письма разных лет и изданий.

Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах. М., 1964.

. Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии писателя // Преподавание литературы в старших классах. М., 1964. С. 18-42.

. Литература: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой.-М.:Дрофа, 2007.

. Литовская М.А. Об использовании художественных мемуаров в преподавании литературы // Филологический класс. 1998/99. С. 40-45.

. Маранцман В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.-Л., 1965.

. Максимчук О.Н. Образы космического пространства в лирике С. Есенина: лингвостилистический аспект 9 класс // Русский язык в школе. - 2011. №7. - С 15-19

. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.

. Русская литература ХХ в. В 2 частях / Под ред. В.П. Журавлёва.-М.; Просвещение, 1998 Русская литература ХХ в. В 2 частях / Под ред. В.А. Агеносова.-М.: Дрофа, 2008

. Русская литература ХХ в. В 2 частях / Под ред. В.А. Агеносова.-М.: Дрофа, 2008

. Солнцева Н.М. Сергей Есенин: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: МГУ, 1997. - 79 с. (Перечитывая классику)

. Степанов Г.Г. День из жизни писателя. М., 1981.

. Федоров В. Слово о Сергее Есенине. - М., 1973.

. Шубникова-Гусева, Н.И. «Пришел в этот мир поэт…» // Литература в школе. - Б.м. - 2005. - - №11. - С. 8-14.

.И.И. Шнейдер. Встречи с Есениным. Киев, 1989.

. Шубникова-Гусева Н.И. Творчество С.А. Есенина в школе // Литература в школе. - 2004. - №2.-С. 12-18


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!