через специфические способы поведения (постукивание пальцами, хождение по кабинету и т.д.).
Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа "неадекватное спокойствие". В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У детей с этой формой тревожности не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности. Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что "неадекватное спокойствие" в этом случае выступает как некоторый временный "отдых" от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер.
Вторая форма скрытой тревожности - "уход от ситуации" - встречается достаточно редко и присутствует примерно в равной степени во всех возрастах.
Необходимо отметить, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожными являются мальчики.
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Тревожность приводит к тому, что ребенок может испытывать частые проявления беспокойства и тревоги, а также отличаются большим количеством страхов, причем страхи и тревоги возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит [24].
Состояние тревожности влияет на самооценку ребенка. Нередко это низкая самооценка. В связи с этим у детей возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех, чьи родители ставят непосильные задачи, которые дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы учителя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться.
Все вышеперечисленные проявления тревожности не могут не повлиять на обучение ребенка в школе, поэтому нужно сказать об особом виде тревожности - школьная тревожность - это специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. Школьная тревожность младшего школьника группы риска является очевидным признаком затруднений в процессе адаптации. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.
Итак, тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в "тревожном" переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина, и прочее. Признаки тревожности непременно проявляются в школьном обучении, и тогда возникает школьная тревожность. В данном состоянии ребенок группы риска вместо того чтобы усваивать урок, будет думать лишь о своих ощущениях и переживаниях, поэтому "тревожному" ребенку необходимо создать условия уменьшающие состояние тревоги и способствующие лучшему усвоению учебного материала.
2.3 Направление работы по снижению уровня тревожности у детей группы риска
Работа по профилактике и коррекции тревожности должна носить комплексный характер и учитывать особенности детей, на которых она направлена. Работа должна осуществляться на трех уровнях: работа с родителями или опекунами (если таковые есть), школьные занятия, внеклассные развивающие занятия.
Взаимодействие с родителями учащихся занимает важнейшее место в работе по преодолению и профилактике тревожности у детей группы риска. Прикасаясь к очень деликатной сфере семейных отношений, главную ставку учитель делает на индивидуальную работу с родителями. Но вместе с тем нельзя упускать и тех возможностей, которые заключаются в различных формах фронтальной работы с ними.
Одна из таких форм - родительские собрания. На родительских собраниях возможны объявленные заранее и подготовленные сообщения. Тематика сообщений должна складываться с учетом пожеланий родителей.
Другим видом фронтальной работы с родителями может стать анализ трудных воспитательных ситуаций. Учитель заранее подбирает из литературы или из жизни ряд таких ситуаций и просит родителей дать комментарий, высказать свое мнение, предложить свой выход из положения.
В работе с родителями могут практиковаться и конференции. Темой конференции может стать книга, посвященная проблемам семейной жизни или воспитания детей.
Работа с родителями может заключаться и в помощи организации и подготовки праздников. Тогда у родителя и ребенка появится больше общих интересов - "точек соприкосновения", родитель сможет понаблюдать за своим чадом и узнать что-то полезное для себя.
Учитель в своей воспитательной работе с семьей лишь в том случае достигнет поставленных целей, если его собственное отношение к детям будет для родителей тем образцом, к которому им захочется приблизиться.
Следующий уровень работы с детьми группы риска - школьные занятия. Они должны развивать школьно-значимые функции и корректировать те, которые отстают в своем развитии. Для детей группы риска характерна несформированность пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений, сложнокоординированных движений пальцев рук и кистей, слабость фонематического восприятия. Недостатки названных функций встречаются у детей как изолированно, так и в комплексе.
Основной целью является развитие недостаточных функций до уровня возрастных норм. Специалисты советуют, во что бы то ни стало восстановить школьно-значимые функции даже, если на это потребуется потратить время, запланированное на другие цели. Правильно сформированные и достаточно развитые школьно-значимые функции - это залог будущего успеха ребенка в обучении.
Третьим уровнем работы с детьми группы риска являются внеклассные развивающие занятия по снижению тревожности. Как правило, занятия складываются в программу. Учитель заранее планирует темы занятий, подбирает упражнения и наглядный материал, разрабатывает раздаточный материал. Обычно задания на этих занятиях носят игровой характер, и учитель выступает в роли ведущего, но это далеко не все, что необходимо делать учителю. Все продукты игровой деятельности детей необходимо проанализировать, а получившиеся результаты занести в отчет. На основе этих результатов учитель должен решить, можно ли идти дальше или стоит задержаться на какой-либо теме. Результат предыдущего дня становится основой для будущего. Все итоги дня учитель обязательно должен фиксировать. Каждый день необходимо писать небольшой анализ работы ученика (достижения, изменения, возникшие проблемы и тд.) и тогда, в конце развивающих занятий, можно будет увидеть динамику развития каждого ребенка и просмотреть уровень изменения тревожности.
Помимо того, что работа по снижению тревожности может идти на трех уровнях, она может проходить в двух формах: групповой и индивидуальной. Форма организации работы всегда остается за выбором учителя. Выбор формы работы может зависеть от количества детей группы риска в классе, от тяжести случая, от желания родителей, от желания и возможностей самого ребенка и других факторов. Обе эти формы имеют как недостатки, так и преимущества.
Групповая форма работы с детьми существенно экономит время учителя. При этом все дети занимаются по одной программе, это значит, что сроки работ у всех приблизительно одинаковы, что, несомненно, удобно учителю для организованного ведения документации. Детям же такая форма работы полезна в плане развития коммуникативных навыков. В некоторых случаях успехи других дают стимул к развитию, что очень важно для детей. Именно такая форма работы порождает дружеские отношения, которые в дальнейшем могут остаться на всю жизнь.
Одной из наиболее ярких и значимых отрицательных сторон групповой формы, являются конфликты между участниками занятий. Только от мастерства учителя зависят продолжительность и сила конфликтных ситуаций, а также эмоциональная атмосфера в группе. От таких нагрузок учитель будет уставать, и это еще один минус групповой формы организации занятий. Внимание учителя направлено не на одного ученика - на группу, поэтому не все результаты могут попасть в отчет, а анализ может быть не полным или не точным.
Индивидуальная же форма, наоборот, направлена на работу с одним учеником и, соответственно, все внимание учителя приковано только к нему. Все результаты фиксируются, анализ результатов скорее будет полным и развернутым. Ребенок, с которым работает учитель, ведет себя более раскрепощено, обстановка располагает к доверию. Но именно эта форма занятий не развивает коммуникативные навыки, ребенок не сравнивает себя с другими, а именно в коллективе вырабатывается адекватная самооценка.
Таким образом, различные уровни несформированности тех или иных сторон личности детей группы риска приводят их к неизбежно повышающемуся уровню тревожности, которая может проявляться как в открытой, так и в скрытой формах. Чтобы уменьшить этот уровень, необходимо проводить комплекс мер, а именно: работа с семьей, работа на школьных занятия, работа на развивающих занятиях. Все эти виды работ можно поместить либо в рамки групповой формы, либо в рамки индивидуальной.
Глава 3. Проектная работа по снижению уровня тревожности детей начальных классов группы риска
3.1 Характеристика базы
Учителя начальных классов в своей практике часто встречаются с детьми, имеющими повышенный уровень школьной тревожности. Задача учителя "увидеть" этих детей и оказать необходимую коррекционно-педагогическую помощь.
Данный проект может быть реализован в образовательном учреждении на базе начального общего образования.
3.2 Программа "Снижение уровня тревожности учащихся младших классов как залог успешной адаптации к школе"
Целью программы является создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся начальных классов группы риска. Для достижения этой цели поэтапно решаются следующие задачи:
диагностика межличностных отношений в семье;
диагностика эмоционального состояния по отношению к школе и классному коллективу;
развитие произвольности и самоконтроля;
способствование повышению самооценки у участников группы;
способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся.
К условиям реализации проектной деятельности можно отнести следующие:
кабинет, по возможности с уютной обстановкой или любой светлый кабинет, но обязательно с мягким половым покрытием и индивидуальными рабочими местами для участников группы;
количество человек в группе не более 12 человек;
частота занятий 1-2 раза в неделю;
желательно, если участники группы будут из одного класса.
Программа рассчитана на групповую форму работы.
К ожидаемым результатам можно отнести снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме, повышению самооценки учащихся, развитие культуры общения.
. Отсутствие в поведение симптомов тревожности (в коллективе и семье):
на занятиях и вне занятий поведение ребенка радикально не отличается;
речь ребенка спокойна, он излагает свои мысли логично, в силу своих возможностей, без затруднений;
нет манипуляций своей одеждой, отсутствует гиперкинезия;
у ребенка полноценный ночной сон;
ребенок положительно настроен на общение со сверстниками и взрослыми;
ребенок адекватно воспринимает действительность;
нет признаков боязливости.
2. Адекватная (нормальная) самооценка себя и своих действий:
отсутствие признаков робости;
уверенность в правильности своих действий и высказываний;
продуктивная деятельность на занятиях и вне их;
ребенок отстаивает и доказывает свое мнение окружающим его сверстникам и взрослым;
адекватное самопознание и переживание результатов своей деятельности;
Эффективность результативности педагогического проекта можно увидеть при сравнении результатов диагностики детей до занятий и после их проведения.
Сроки и содержание работы:
Сентябрь 1. Формулировка цели и задач программы.
. Разработка плана программы.
Октябрь, Ноябрь
. Сбор анамнестических данных о ребенке (общение с ребенком, общение с родителями, наблюдение за поведением ребенка и его поведением во время общения с родителями, рассмотрение заключения медико-психолого-педагогической комиссии).
. Диагностика школьной тревожности детей всего класса проводиться совместно со школьным психологом. На данном этапе возможно проведение диагностики с помощью проективной методики А.М. Прихожан и проективных рисунков.
. Анализ работ детей, формулирование выводов совместно с психологом.
. Установление причин и условий проявления тревожности каждого ребенка.
. Занесение данных в лист индивидуального наблюдения.
. Формирование группы детей для занятий по программе.
7. Определение ведущих тенденции в преодоление и профилактике школьной тревожности.
8. Определение приемов, методов, форм работы совместно с психологом.
. Разработка занятий по рекомендациям психолога.
. Формулирование критериев оценки эффективности программы.
. Подготовка вспомогательного материала.
Декабрь, Январь, Февраль
Проведение Программы
Март, Апрель
. Сбор анамнестических данных о ребенке и сравнительный анализ с исходными данными.
. Определение уровня тревожности у детей и анализ динамики исчезновения тревожности.
. Выявление зависимости между учебными результатами ребенка и снижением тревожности.
. Сравнение полученных данных с критериями эффективности программы.
Май Рекомендации семье по профилактике тревожности.
Программа построена по следующему алгоритму:
занятия 1-3 ориентированы на создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, прояснение ожиданий участников;
занятия 4-8 направлены на разрядку школьной тревожности;
занятия 9-11 способствуют развитию навыков общения, повышению самооценки учащихся;
занятие 12 (итоговое занятие) представляет собой подведение итогов работы.
Для построения занятия используется следующая схема.
Вводный этап (10-15 мин.):
. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия.
. Рефлексия состояния участников.
Основной этап (25-30 мин.):
. "Разогревающее" упражнение, которое выполняет функцию "эмоциональной стимуляции".
. Работа по теме занятия, которая состоит из одного или нескольких упражнений.
Заключительный этап (10-15 мин.):
. Рефлексия состояния каждого участника в конце занятия.
. Ритуал прощания.
Программа и схема построения занятий может быть скорректирована в связи со спецификой группы детей. Ниже приведены цели, задачи и краткие планы занятий программы.
Занятие №1 "Давайте познакомимся, друзья!"
Цель: психологическая адаптация детей к работе в группе развития и к участникам группы;
Задачи:
1. Объяснение правил поведения на занятиях;
. Развитие групповой сплоченности, умения согласовывать свои действия с членами группы;
. Развитие произвольности, самоконтроля.
Форма работы: групповая.
Оборудование и материалы: звездочки - основы для визиток, парные "варежки", вырезанные из бумаги, цветные карандаши и фломастеры, игрушка - "талисман группы", ватман, маркер.
План:
. Вводный этап.
. Основной этап.
Игра "Снежный ком".
Задание "Моя визитка".
Игра - задание "Варежки".
Установление правил.
. Заключительный этап.
Занятие №2 "Мы - одна команда"
Цель: сплочение группы, закрепление правил поведения в группе;
Задачи:
. Проведение игр и упражнений на сплоченность коллектива;
. Проведение работы по закреплению правил поведения в группе;
. Введение санкций за нарушение правил.
Форма работы: групповая.
Оборудование и материалы: бумага, цветные карандаши и фломастеры, текст сказки "Шапка - невидимка".
План:
. Вводный этап.
. Основной этап.
Задание "Перечисли правила".
Игра "Наша правая рука".
Сказка "Шапка - невидимка".
. Заключительный этап.
Рефлексия.
Занятие №3 "Мы тебе поможем!"
Цель: закрепление коммуникативных навыков, осознание личных трудностей в школе;
Задачи:
. Проведение игры на закрепление коммуникативных навыков;
. Проведение задания на диагностирование школьных трудностей ребенка и их вербализацию.
Форма работы: групповая.
Оборудование и материалы: магнитофон, запись спокойной, расслабляющей музыки, бумага, цветные карандаши и фломастеры.
План:
. Вводный этап.
. Основной этап.
Игра "Дотронься до …".
Задание "Мои школьные трудности".
. Заключающий этап.
Рефлексия.
Занятие №4 "Вечер талантов"
Цель: осознание причин тревожности ребенка и проработка школьной тревожности;
Задачи:
. Эмоциональная подготовка детей к основной работе с помощью игры;
. Выявление причин тревожности ребенка с помощью составления сказки.
Форма работы: групповая.
Оборудование и материалы: картинка для сочинения сказки
Ход занятия:
. Вводный этап.
. Основной этап.
Игра "Что такое перед нами"
Задание "Наша сказка".
. Заключительный этап.
Рефлексия.
Занятие №5 "Я и моя веселая школа"
Цель: осознание причин тревожности ребенка и проработка школьной тревожности;
Задачи:
. Эмоциональная подготовка детей к основной работе с помощью игры;
. Выявление причин тревожности ребенка с помощью составления сказки.
Форма работы: групповая.
Оборудование и материалы: набор сюжетных картинок, простые карандаши.
Ход занятия
. Вводный этап.
. Основной этап.
Игра "Иностранец в школе".
Задание "Я и моя веселая школа".
Игра "Насос и мяч".
. Заключительный этап.
Рефлексия.
Занятие № 6 "Моя школа каждый день"
Цель: проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций;
Задачи:
. Эмоциональная подготовка детей к работе на занятии;
. Проигрывание школьных страхов в процессе разыгрывания сценок.
Форма работы: групповая.
Оборудование и материалы: задания на карточках для разыгрывания сценок.
Ход занятия:
. Вводный этап.
. Основной этап.
Игра "Школа кенгуру".
Игра "Поймай комара"
. Заключительный этап.
Рефлексия.
Занятие № 7 "Мое поведение на уроке"
Цель: - тренировать гибкость поведения детей;
рассмотреть разные способы поведения во время урока, их плюсы и
минусы;
Задачи:
. Эмоциональная подготовка детей к работе на занятии;
. С помощью упражнения рассмотреть разные варианты поведения на уроке.
Форма работы: групповая.
Оборудование и материалы: белая бумага, цветные карандаши и фломастеры, запись спокойной инструментальной музыки, магнитофон, мяч.
Ход занятия:
. Вводный этап.
. Основной этап.
Игра "Что лежит в портфеле?"
Игра "Школа для животных"
Игра-задание "Море"
. Заключительный этап.
Рефлексия.
Занятие № 8 "Мне нравится в школе!"
Цель: закрепить позитивное отношение к школе;
Задачи:
. Создать эмоциональный положительный настрой для реализации цели;
. Провести игру, направленную на закрепление позитивного отношения в школе.
Форма работы: групповая.
Оборудование и материалы: белая бумага, цветные карандаши и фломастеры, запись спокойной инструментальной музыки, скотч, магнитофон.
Ход занятия:
. Вводный этап.
. Основной этап.
Игра "Урок и перемена"
Игра "Школа для людей"
Игра-задание "Полянка"
. Заключительный этап.
Рефлексия.
Занятие № 9 "Какой ты молодец! Какой я молодец! Какие мы молодцы!"
Цель: повышение самооценки участников группы;
Задачи:
. Создать эмоциональный положительный настрой для реализации цели;
. Провести упражнения необходимые для поднятия самооценки у участников группы.
Форма работы: групповая.
Оборудование и материалы: белая бумага, цветные карандаши и фломастеры, запись спокойной инструментальной музыки, скотч, ножницы, ватман, клей, магнитофон.
Ход занятия:
. Вводный этап.
. Основной этап.
Игра "Встаньте те кто …".
Игра-задание "Ладошки"
Игра-задание "Маяк"
. Заключительный этап.
Рефлексия.
Занятие № 10 "Учимся общаться"
Цель: развивать коммуникативные навыки участников группы;
Задачи:
. Создать эмоциональный положительный настрой для реализации цели;
. Провести упражнения необходимые для развития коммуникативных навыков.
Форма работы: групповая.
Оборудование и материалы: ватман, заготовки из цветной бумаги, клей, скотч.
Ход занятия:
. Вводный этап.
. Основной этап.
Игра "Вставалки"
Задание "Аппликация"
. Заключительный этап.
Рефлексия.
Занятие № 11 "Я и учитель"
Цель: - закрепление представлений о бесконфликтном общении;
снижение уровня страха перед учителем;
Задачи:
. Создать эмоциональный положительный настрой для реализации цели;
. Провести упражнения необходимые для развития коммуникативных навыков.
Оборудование и материалы: набор картинок для деления на подгруппы, два одинаковых набора сюжетных картинок.
Ход занятия:
. Вводный этап.
. Основной этап.
Игра "За что меня любит учитель".
Задание "Мультфильм"
. Заключительный этап.
Рефлексия.
Занятие № 12 "Чему мы научились?"
Цель: подведение итогов курса, интеграция опыта, полученного на занятиях;
Задачи:
. Создать эмоциональный положительный настрой для реализации цели;
. Провести упражнение, в котором дети смогут реализовать полученный опыт;
. Подчеркнуть важность полученного опыта.
Форма работы: групповая.
Оборудование и материалы: рисунки, нарисованные на занятии № 3, бумага, бланки "Дипломов Достижений".
Ход занятия:
. Вводный этап.
. Основной этап.
Игра
Задание "Помоги другу".
Заполнение "Дипломов Достижений".
. Заключительный этап.
Рефлексия.
Заключение
Итак, в данной работе была проанализирована различная психолого-педагогическая литература как зарубежных, так и отечественных авторов, в том числе: Выготский Л.С., Кащенко В.П., Микляева А.В., Румянцева П.В., Изард К.Э., Прихожан А.М., Кумарина Г.Ф., Олиференко Л.Я. и др. В процессе изучения литературы были рассмотрены факторы учебно-воспитательной работы, влияющие на срыв процесса адаптации детей младшего школьного возраста группы риска, а также исследованы направления работы учителя начальных классов по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста группы риска. Помимо этого, были раскрыты такие понятия как: тревожность, адаптация, дезадаптация, дети группы риска и другие.
На основе изученного материала была разработана программа по снижению тревожности для детей младшего школьного возраста группы риска "Снижение уровня тревожности учащихся младших классов как залог успешной адаптации к школе".
Программа включает в себя цели, условия реализации, форму работы, критерии оценки эффективности, сроки и содержание работы, алгоритм, схемы занятий и сами занятия.
Задачи, поставленные в данной работе, выполнены. Цель достигнута.
Список литературы
1. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. // под ред.С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 2011 - 254 с.
. Березин, А.Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация у человека /А.Ф. Березин. - Л.: Издательство "Наука", 2008 - 213 с.
3. Боксис, Р.М. Аномальные дети /Р.М. Боксис // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия в 2 т. / Р.М. Боксис. - М., 2012. - Т.I. - С.437-464.
4. Буторина, Н.Е. Депривационный дизонтогенез и школьная дезадаптация /Н.Е. Буторина // Российский психиатр. - 2009. - № 2. - С.14-15.
. Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дсзадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков /Н.В. Вострокнутов // Мат. всерос. научн. - практ. конф., М., 1995
6. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики /Л.С. Выготский // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия в 2 т. /Л.С. Выготский. - М., 2002. - Т.I. - С.10-15.
7. Дробинская, А.О. Церебрастенический синдром как фактор дезадаптации к условиям систематического школьного обучения // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков /А.О. Дробинская // Мат. всерос. научн. - практ. конф, М., 2010
. Дружинин, В.Н. Психология семьи /В.Н. Дружинина. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 168 с.
. Дьяченко, М.И. Психологический словарь - справочник /М.И. Дьяченко, А.А. Кадыбович. - М.: Издательство "Харвест", 2001. - 576 с.
. Изард, К.Э. Психология эмоций /К.Э. Изард. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 464 с.: ил.
11. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /В.П. Кащенко. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 304 с.
. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Г.Ф. Кумарина [и др.] - М.: Академия, 2001. - 320 с.
13. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 162 с.
14. Лебединский, В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития /В.В. Лебединский // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия в 2 т. / В.В. Лебединский. - М., 2012. - Т.I. - С.182-191.
15. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Издательство "Питер", 2002. - 73 с.
. Лютова, Е.К. Тренинг, общение с ребенком (период раннего детства) / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Издательство "Питер", 2002. - 143 с.
. Меерсон, Ф.З. Адаптационная медицина: концепция долгосрочной адаптации /Ф. З Меерсон. - М.: Издательство "Дело", 1993. - 151 с.
. Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З Меерсон. - М.: Издательство "Наука", 1981. - 213 с.
. Микляева, А. Направление деятельности школьного психолога по коррекции школьной тревожности /А. Микляева, П. Румянцева // Педагогическая техника. - 2014. - №1. - С.53-61.
. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция /А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - Спб.: Издательство "Речь", 2004. - 248 с.: ил.
. Парамонова, Л.А. Воспитание и обучение детей /Л.А. Парамонова, О.С. Ушакова. - М.: Издательство "Наука", 1987. - 117 с.
. Пасечник, Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте: учеб. издание /Л.В. Пасечник. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 112 с.
. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика /А.М. Прихожан. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 263 с.
. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - С.11.
. Семке, В.Я. Превентивная психиатрия /В.Я. Семке. - Томск: Издательство "Томск", 2009. - 289 с.
. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии /сост. Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 1999. - 144 с.
. Солнцев, А.А. Социальная адаптация детей /А.А. Солнцев // Солнцев А.А. Основные механизмы адаптации человека /А.А. Солнцев, Р.Р. Жилясв. - М., 1993.
. Специальная психология и педагогика /Г.И. Колесникова [и др.] - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 218 с.
. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред.С.Ю. Циркина. - СПб: Питер, 2000. - 752 с.
. Сухотина, Н.К. Нервно-психические заболевания у детей в контексте школьной адаптации /Н.К. Сухотина // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010. - Т.9. - № 4.
. Трушинский, З.К. Основные понятия адаптологии и классификация адаптации // Основные механизмы адаптации человека /З.К. Трушинский - М.: Издательство "Наука", 1993. - 245 с.
. Учебник по психологии детства /под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. - 350 с.