Тема: Факторы, влияющие на развитие межнациональных отношений среди молодёжи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    103,25 Кб
Факторы, влияющие на развитие межнациональных отношений среди молодёжи
Факторы, влияющие на развитие межнациональных отношений среди молодёжи
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!














Факторы, влияющие на развитие межнациональных отношений среди молодёжи

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ

.1История развития межнациональных отношений в Российской Федерации

.2Правовое регулирование межнациональных отношений

.3 Развитие межнациональных отношений

.3.1 Формы межнационального воздействия

.3.2 Развитие наций

.4 Межнациональные конфликты

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

.1 Результаты исследования межнациональных отношений в школах г. Иркутска

.2 Анализ динамики развития межнациональных отношений в школьных коллективах

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблема межнациональных отношений всегда была и будет актуальной в России, где проживают народы различных национальностей, культур, вероисповедания. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Основы интернационализма и толерантного отношения к представителям других народов закладываются в раннем детстве в процессе патриотического интернационального воспитания и межнациональных контактов.

Молодежь - одна из основных социальных групп нашего общества. От того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодежной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом. Ведь молодое поколение принимает активное участие в общественных процессах, происходящих в стране, и влияние молодежи на общественно-политическую ситуацию с каждым годом усиливается.

В связи с возрождением национальных культур народов, проживающих на территории России, восстановлением традиций, встает вопрос об отношении молодежи к этим проблемам. Взгляды молодых людей на этническое развитие, понимание и освоение этого процесса повлияют на дальнейший ход восстановления и развития национальных культур и межнациональных отношений.

Объектом исследования являются межнациональные отношения старшеклассников.

Предмет исследования -факторы, определяющие динамику межнациональных отношений.

Целью данного исследования стало выявление факторов, которые влияют на развитие межнациональных отношений среди молодёжи.

Для достижения данной цели, были поставлены и выполнены следующие задачи:

.Изучить историю межнациональных отношений между народами, населяющими Россию.

.Выяснить законодательные основы регуляции межнациональных отношений.

.Рассмотреть виды межэтнических отношений.

.Провести социологический опрос с целью, выяснить факторы, влияющие на развитие межнациональных отношений среди молодёжи.

.Проанализировать причины дестабилизации межнациональных отношений в молодежной среде.

.Предложить свои методы регулировки межэтнических конфликтов.

Для того, чтобы выяснить какие факторы влияют на развитие межнациональных отношений среди старшеклассников некоторых школ г.Иркутска было проведёно анкетирование. Общее число опрошенных составляет сто человек:50 человек учащихся лицея ИГУ, 25 человек - учащихся гимназии №2, 25 человек учащихся МОУ СОШ № 24. Средний возраст учащихся шестнадцать- семнадцать лет. Для объективности показателей, анкетирование было анонимно. Вопросы анкеты касались отношений с одноклассниками разных национальностей, характера взаимодействия между представителями разных национальностей, оценивалось влияние национальной культуры и СМИ на межнациональные отношения

ГЛАВА 1. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ

1.1История развития межнациональных отношений в Российской Федерации

Россия находится на стыке двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только западным, ни только восточным. Конечно, Россия воспринимала, и, надо сказать, чутко воспринимала, влияние и той и другой стороны. Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных, и восточных соседей.

Это влияние сказывалось прежде всего в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов, одним из главных передаточных звеньев между западной и восточной цивилизациями. Дело даже не в торговых контактах, которые происходили на территории России между Западом и Востоком. Главное - в столкновении двух разных культур, двух разных миропониманий. И Россия выступала перед лицом Запада представителем культуры Востока, а перед Востоком - представителем культуры Запада.

Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде татаро-монгольских орд, а затем два столетия противостояла турецкой империи. А с другой стороны, Россия остановила католическую экспансию Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему Евразийскому континенту.

Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от их соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.

Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, чужаки, могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая чужие обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

Самый простой пример связан с именем самого русского народа. Дело в том, что слово русский - вовсе не славянского происхождения. Это название одного из народов, живших рядом со славянами и ставших у них княжеским родом. Но русы, хотя и были правящим родом среди славян, в конце концов были теми же славянами ассимилированы, т.е. поглощены. И, оставив славянам свое имя, русы растворились в историческом небытии.

В процессе же формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим соединение вроде бы несоединимого.

Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения - гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование православия. Связано это было в первую очередь со своеобразием славянского мировоззрения. Христианство ведь внедрялось на Руси не на пустом месте - у славян к тому времени существовала развитая система языческих верований.

И получилось так, что христианство на Руси довольно долгий исторический период уживалось с язычеством. В домонгольское время вообще сложилось двоеверие, когда за язычеством и христианством сохранялись самостоятельные, достаточно обособленные сферы. Так, сохранялось основное содержание язычества - обожествление природы, и на эту область христианство, по существу, не распространялось.

Конечно, христианская церковь боролась с остатками язычества, но и приспосабливалась к нему, как, например, приспосабливала чисто христианские праздники к языческим. И некоторые языческие обряды в народе отправляли на протяжении веков, а отдельные из них дожили и до наших дней.

Особенно важны исследования Гумилева в отношении древних периодов этнической карты Евразии, степи, кочевых народов и их цивилизаций. Из его трудов складывается совершенно новое видение политической истории, в которой евразийский Восток выступает не просто как варварские земли на периферии цивилизации (приравненной к западной цивилизации), но как самостоятельный и динамичный центр этногенеза, культуры, политической истории, государственного и технического развития. Запад и его история релятивизируются, евразийская культура и созвездие евразийских этносов обнаруживаются как многомерный и совершенно не изученный мир со своими шкалой ценностей, религиозными проблемами, историческими закономерностями.

Гумилев развивает и доводит до логического предела общеевразийскую идею о том, что этнически великороссы, русские представляют собой не просто ветвь восточных славян, но особый этнос, сложившийся на основе тюркско-славянского слияния. Отсюда косвенно вытекает обоснованность русского контроля над теми евразийскими землями, которые населены тюркскими этносами. Великорусская цивилизация сложилась на основе тюркско-славянского этногенеза, который реализовался на географическом плане как исторический альянс Леса и Степи. Именно геополитическое сочетание Леса и Степи составляет историческую сущность России, предопределяя характер ее культуры, цивилизации, идеологии, политической судьбы. [5]

Россия - одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. 22 народа, насчитывающие более 1 млн. человек каждый, образуют 96,3% всего населения страны. Еще 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. человек каждый составляют вместе 3,4% всего населения. Таким образом на долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны.

Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют данные о числе народов России, зафиксированные при переписях населения. При проведении переписи 1926 г. было выявлено 194 этнических единиц, во время переписи 1959 г. - только 109, переписи 1970 г. - 104 народа. В переписи населения 1979 г. выделены те же народы, что и в 1970 г., но в первой публикации приведены данные по 101 народу (в графу другие национальности включены данные о наиболее мелких народах, а также народах, живущих в основном за пределами России).

За прошедший более чем тридцатилетний период в России бурно шли процессы этнической консолидации - слияние близкородственных территориальных, племенных и других групп людей в крупные народности и нации. Особенно интенсивно протекали эти процессы в прежде отсталых в социальном и экономическом отношении районах Средней Азии, Казахстана и Сибири. Да и многие давно сформировавшиеся народы нашей страны стали монолитнее, обособленность их отдельных групп уменьшилась или вообще исчезла. Например, некоторые группы казаков, камчадалы и ряд других этнографических групп к моменту установления Советской власти зачастую еще не осознавали себя частями русского народа и существенно отличались по диалекту, культуре и быту от основной массы русских. Теперь их лишь с большим трудом можно выделить даже в качестве этнографических групп. Быстро стираются также различия между бойками, лемками, гуцулами и остальными украинцами; латгальцами и собственно латышами. Мишари, кряшены и нагайбаки, выделенные переписью 1926 г. в качестве самостоятельных народов, слились с татарами, мегрелы, сваны и лазы - с грузинами; кыпчаки, тюрки и кураминцы растворились среди узбекского народа; около 20 малочисленных этносов Алтае-Саянского нагорья объединились в два более крупных народа - алтайцев и хакасов. Таким путем характерные для нашей страны процессы этнической консолидации привели к сокращению общего числа народов.

Русские (в XIX - начале XX в. употреблялось также название великорусы, или великороссы) - крупнейший народ России, образующий более 85% населения страны. Они расселены по всей стране - от берегов Баренцева, Белого и других морей Северного Ледовитого океана до побережья Черного и Каспийского морей; на западе русские поселения выходят к балтийскому морю, на востоке - к побережью Тихого океана. В районах своего исконного расселения (большинство областей европейской части России) они составляют свыше 95% всего населения.

Русский народ на протяжении многих веков составлял основное ядро многонационального Русского государства. Он всегда играл ведущую роль в экономике и общественно- политической и культурной жизни страны. Высокоразвитая русская культура оказала большое влияние на культуру других народов страны, русские помогли ранее отсталым народам поднять свой материальный и культурный уровень. Русский язык стал вторым языком для многих народов России.

По своему происхождению русские связаны с восточнославянскими племенами, которые во второй половине I тысячелетия н.э. занимали нынешнюю территорию европейской части России; в их формировании принял участие и ряд неславянских народов этого региона. В IX в. в Восточной Европе сложилось Древнерусское государство (Киевская Русь); в IX -XIII вв. из многочисленных славянских племен сложилась единая древнерусская народность, на основе которой после распада Древнерусского государства (начало XII в.) начали формироваться три родственных народности - русская, украинская и белорусская.

Русская народность складывалась в XIV - XV вв. в области Великого Новгорода и Волго - Окского междуречья в процессе ожесточенной борьбы против татаро-монгольского ига. С начала XIV в. происходит постепенное возвышение Москвы и сплочение вокруг нее население северо-востока и севера Руси. С образованием Русского единого государства происходит непрерывное расширение этнической территории русских за счет слабозаселенных восточных, северных и южных районов. Особенно значительно расширились границы Русского государства в XVI - XVII вв., когда русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь. В XVIII - XIX вв. расширение границ России сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них большое влияние и в хозяйственном, и в культурном отношении, в то же время воспринимая достижения культуры и хозяйственные навыки местных этносов. С зарождением и развитием капиталистических отношений русская народность консолидируется в буржуазную нацию (XVII - середина XIX в.).[1]

У русских, расселившихся на огромной территории, в результате многовекового исторического развития и взаимодействия с другими народами к середине XIX в. сложился ряд этнографических групп. Наиболее крупные из них - северные и южные великорусы, различающиеся по некоторым особенностям языка (окающие и акающие говоры), культуры и быта. Промежуточное положение между ними занимает средневеликорусская группа, населяющая центральные районы России - часть Волго - Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья.

Во многих районах страны сохранились более мелкие группы, отличающиеся известной культурно-бытовой спецификой: поморы побережья Белого и Баренцева морей; пустозеры и устьцилемы в низовьях Печоры; кержаки в лесной полосе Среднего Урала; мещера на севере Рязанской области; полехи в Калужско-Брянско-Орловском Полесье; старожильческое население Сибири и Севера (колымчане, русскоустьинцы, марковцы, камчадалы и др.), воспринявшие многие черты окружающих народов; старообрядческие группы - поляки (на Алтае), семейские (в Забайкалье). К этнографическим группам можно отнести и различные группы казаков, сложившихся как военное сословие в XV - XVII вв. в бассейнах рек Дон, Кубань, Терек, Урал, а также в Сибири.[15]

Неславянские народы России занимают преимущественно ее периферийные территории: Среднее Поволжье, часть северных областей, Прикамье и юго-западную часть страны. Большинство этих народов является соседями восточных славян и благодаря многовековому культурному общению сблизилось с ними по своему хозяйственному и культурно-бытовому укладу.

Татары - крупнейший после русских народ в России. Этноним татары впервые появился в VI - IX вв. среди монгольских племен, обитавших к юго-востоку от Байкала. В XIII - XIV вв. после татаро-монгольских нашествий это название было распространено на некоторые народы, входившие в состав Золотой Орды. В XV - XVI вв., в период существования татарских феодальных ханств (Казанского, Астраханского, Сибирского и др.), происходило формирование отдельных групп татар - Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары и мишари), Нижнего Поволжья (астраханские татары), Сибири и др. В XVI - XIX вв. татарами называли многие тюркоязычные народы, жившие на окраинах России (азербайджанцы, некоторые народы Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии и Сибири). Казанские татары - наиболее многочисленные и развитые в социально-экономическом отношении к концу XIX в. сложились в буржуазную нацию.

Украинцы - третий по численности народ в России. Украинцы, также как русские и белорусы, выделились из единой древнерусской народности, образовавшейся из родственных восточнославянских племен. Как самостоятельная этническая общность украинская народность окончательно сложилась к XVI в. Центром формирования этой народности было Поднепровье - Киевщина, Полтавщина и юг Черниговщины. Консолидация и упрочение украинского этноса происходили в борьбе с польско-литовскими и венгерскими феодалами, а также турецко-татарскими захватчиками. С XVII в. украинская народность начала постепенно трансформироваться в буржуазную нацию; этот процесс усилился после воссоединения Левобережной Украины с Россией в 1654 г. и особенно после вхождения в 90-х годах XVIII в. в состав России Правобережной Украины. Он завершился во второй половине XIX в. после отмены крепостного права.

Среди западных украинцев до сих пор выделяются сохраняющие некоторые культурно-бытовые особенности этнографические группы лемков, бойков, или верховинцев, и гуцулов. В Полесье некоторое своеобразие продолжают сохранять литвины и полещуки.

Чуваши (самоназвание - чаваш) -четвертый по численности народ в России. Чувашский этнос сложился в последней четверти I тысячелетия н.э. в лесостепных районах правобережья Волги в результате смешения тюркоязычных волжско-камских болгар с местными финно-угорскими племенами. Разгром Волжско-Камской Болгарии татаро-монголами в XIII - XIV вв. вызвал переселение болгар-суваров на правобережье Волги, что еще более ускорило процесс тюркизации местных племен. Во второй четверти XV в. чувашские земли были включены в Казанское ханство. Присоединение Чувашии к русскому государству в 1551 г. способствовало дальнейшей этнической консолидации чувашской народности.

По диалектным и некоторым культурным особенностям чуваши делятся на две этнографические группы: верховых, или вирьял (северо-западная Чувашия) и низовых, или анатри (северо-восточная и северная Чувашия).

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала. окончательные итоги всероссийской переписи населения, проведенной в 2010г.[7]

Данные, касающееся соотношения народов в России за 2010 и 2002 год, основанные на проведённых переписях населения, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Национальный состав РФ.


Самым многочисленным народом в стране остаются русские (111 млн человек), однако за 8 лет их число сократилось на 4 млн человек. В России также проживают 5,31 млн татар, 1,93 млн украинцев, 1,58 млн башкир и 1,44 млн чувашей. Количество представителей всех этих народов уменьшается. Зато увеличивается численность кавказских народов - чеченцев, аварцев, лезгинов и ингушей. Наиболее многочисленны из них чеченцы - 1,43 млн человек.

Российская Федерация представляет собой одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживают более 170 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. На современном этапе развития России существенное значение имеет развитие и укрепление межнациональных отношений, играющих важную роль в оздоровлении межнационального климата, построении гармоничного гражданского общества на принципах равноправия народов.

В целях укрепления межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации необходимо создание целостной системы законодательного обеспечения государственной национальной политики в сфере межнациональных отношений, которая должна содержать основы регулирования национальной политики государства.

1.2Правовое регулирование межнациональных отношений

Конституционно-правовое регулирование межнациональных отношений сводится к следующим формам.

Вторая форма - равноправие независимо от расы, национальности, языка, религии и других подобных признаков. Содержание данного института рассмотрено в предыдущей главе. Здесь же уместно подчеркнуть, что в отдельных странах (к сожалению, не столь уж малочисленных) правящие группы, не рассчитывая на социальную привлекательность установленных ими режимов, выдают себя за выразителей интересов определенной национальной (расовой, языковой, религиозной и т.п.) общности и вводят с этой целью дискриминационные меры в отношении лиц, принадлежащих к иным общностям, действуя по древнему принципу «разделяй и властвуй». Так же порой действуют и группы, борющиеся за власть, но не способные сплотить вокруг себя большинство общества на базе общечеловеческих ценностей.

Третья форма - признание и гарантирование коллективных прав национальных (и иных) меньшинств, о чем также упоминалось в предыдущей главе. Иногда этим меньшинствам предоставляются преимущества и льготы, призванные компенсировать ущерб, нанесенный им существовавшими прежде дискриминацией или угнетением, либо обеспечить выживание соответствующей общности. Такова, например, роль гарантий, установленных для определенных каст и племен Конституцией Индии 1949 года. Это так называемая позитивная дискриминация, которая бывает необходима для выживания и развития соответствующей общности.

В тех случаях, когда та или иная общность самостоятельно создает структуры, призванные обеспечить реальное пользование ее коллективными правами, мы можем говорить о национально-культурной автономии. В принципе этот институт наилучшим образом защищает права общности, особенно проживающей дисперсно, в отличие от национально-территориальной автономии, нередко порождающей конфликты между общностями, связанные с участием в осуществлении политической власти в регионе.[8]

Законодательство многонациональной Российской Федерации должно быть направлено на создание государственно-правовых механизмов, обеспечивающих как организацию самостоятельной жизни в рамках отдельной нации (народности), так и её участие в общей государственной жизни, общегосударственных делах, включая механизмы учета мнения наций (народности) при подготовке и принятии решений общегосударственного масштаба.

Вопросы межнациональных отношений регулируют такие правовые акты, как:

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации",

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",

Федеральный закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом",

Федеральный закон от 20.05.2001 г. № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации",

Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации",

Федеральный закон от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации",

Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1996 г. № 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации",

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

В настоящее время, развитие основ национальной политики, межнациональных отношений в стране требует дальнейшего правового регулирования.

Формирование действенной, целостной правовой системы, соответствующей общепризнанным международно-правовым нормам, учитывающей специфику многонационального государства, является базовым условием становления правового государства - государства, в котором права человека и коллективные права этносов гарантированы и приоритетны.[9]

Потребность разработки и принятия базового федерального закона, регулирующего межнациональные отношения очевидна, так как:

не предусмотрены механизмы реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений;

недостаточно скоординирована деятельность федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере межнациональных отношений;

отсутствует ответственность органов государственной власти и граждан в сфере межэтнических, межнациональных отношений.

Принятие законодательного акта, устанавливающего основы государственной политики в сфере межнационального развития, межнациональных отношений - необходимая и крайне востребованная мера.

1.3 Развитие межнациональных отношений

.3.1 Формы межнационального воздействия

Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Этим понятием мы стремимся в интересах краткости охватить отношения не только между этническими (национальными) общностями, но и между религиозными, языковыми, племенными и т. п.

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

отношения между разными национальностями внутри одного государства;

отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

мирное сотрудничество.

этнический конфликт (от лат. conflictus - столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

К ним относятся:

) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка - пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом - сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов - создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis - множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм - это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. [10]

1.3.2 Развитие наций

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций:

.Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.

Формы:

самоизоляция в целом;

протекционизм в экономике;

национализм в различных формах в политике и культуре;

религиозный фанатизм, экстремизм.

) Межнациональная интеграция - это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))

транснациональные корпорации (ТНК)

международные культурные и народные центры

взаимопроникновение религий, культур, ценностей

В то же время межнациональные отношения подвержены всеобщей тенденции глобализации. Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему. [11]

1.4 Межнациональные конфликты

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой. [16]

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда. Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.
Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, - не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. [14]

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, - «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации - либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм - это совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм - это уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

Конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Типы межнациональных конфликтов:

государственно-правовой;

этнотерриториальный;

этнодемографический;

социально-психологический.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне-групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio - народ) - идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма:

Этнический - борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

Державно-государственный - стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.

Бытовой - проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. xenos - чужой и phobos - страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму - шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme - термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) - политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos - род и caedere - убивать) - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост - массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия - наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:

уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

искаженное восприятие информации друг о друге;

выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е, исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны,

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.

Юридизация конфликта предполагает:

·Прекращение насилия

·Организация диалога между сторонами конфликта

·Обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего - государственных органов

·Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке

·Юридическая фиксация итогов каждой из стадий переговоров

Максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание ему легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения.

Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи - могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры - национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

2.1 Результаты исследования межнациональных отношений в школах г.Иркутска

Проведенное анкетирование показало неоднозначность межнациональных отношений в различных учебных заведениях Иркутска.

В таблице 2 представлены результаты анкетирования

Таблица 2

Характер межнациональных отношений в школах г. Иркутска

(% положительных ответов)

ВопросыЛицей ИГУГимназия №2МОУСОШ №24всеЗнаете ли вы, что Конституция РФ закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности и др.?100%69%73%82%Важна ли для вас ваша национальная принадлежность?62%52%16%46%Испытываете ли вы неприязнь к каким-либо национальностям?54%59%39%52%Как относятся к представителям другой национальности в вашем окружении?20%14%22%17%У вас есть друзья, подруги, приятели другой национальности?90%95%89%90%Интересны ли вам телевизионные передачи и публикации в СМИ о межнациональных отношениях, обычаях и традициях?33%29%45%33%Сталкивались ли вы с фактами неприязненных межнациональных отношений в вашем классе?32%47%39%36%Оказывают ли стереотипы какое-нибудь влияние на ваше отношение к людям другой национальности? (да, положительное)19%12%11%13%

Не все школьники знали положения Конституции Российской Федерации о равенстве всех людей, независимо от пола, расы, национальности и др. 18%. учащихся, считают это неважным для себя. Большинство опрошенных во всех школьных коллективах 87% считают свою национальную принадлежность очень важной для себя.

В среднем по всем участникам анкетирования 52% опрошенных не испытывают неприязнь к каким-либо национальностям. 17% опрошенных воздержались от ответа и 31% ответили что испытывают неприязнь к представителям других национальностей. Однако эти показатели отличаются в разных школах

Интерес к культуре других народов проявляют 33% респондентов. 90% имеют друзей другой национальности

% опрошенных считают ситуацию межнациональных отношений в своём классе хорошей и не сталкивались с фактами неприязненных межнациональных отношений в своем окружении и в школе.

На вопрос о влиянии стериотипов на характер отношений между представителями разных национальностей большинство респондентов ответило положительно, причём стереотипы несли негативную окраску и влияли отрицательно, на развитие межнациональных отношений.

2.2 Анализ динамики развития межнациональных отношений в школьных коллективах

Из анализа литературных источников, было выяснено, что ведущими факторами дестабилизации межнациональных отношений, являются социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти; культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни; этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения; исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.); конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения; культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.
Анкетирование школьников в различных учебных заведениях Иркутска позволяет нам предположить, что характер межнациональных отношений в школьной среде г. Иркутска во многом определяется теми же факторами, что и в целом по РФ: социально-экономическим (различие контингента учащихся по социальному составу и уровню жизни), культурно-языковыми (уровнем культуры и образованности, уровнем самосознания, самоконтроля и самооценки ), этнодемографическими (этнический состав школьников Иркутска постоянно изменяется вследствие эмиграции на нашу территорию народов из Таджикистана, Узбекистана, Китая), историческими (отношение между русскими и коренным население Сибири бурятами в прошедший исторический период изменялись, то в положительную, то в отрицательную стороны). Опираясь на результаты анкетирования, можно сказать, что самое незначительное влияние на развитие межнациональных отношений имеет знание законов, так как, не смотря на то, что почти все знакомы с конституционно - правовой стороной данного вопроса, многие ответили, что испытывают неприязнь к каким-либо национальностям. Одним из самых значительных факторов влияющим на отношение окружающих к представителям другой национальности, является культурно-языковой обусловленный уровнем самосознания, культуры и, восприятие стереотипов, и социальный, обусловленный социальным окружением, СМИ, что достаточно характерно для данной возрастной группы. СМИ играет не малую роль в формировании общего отношения к другим национальностям, чаще всего это положительное влияние. К сожалению, стереотипы, оказывают, самое большое и отрицательное влияние на развитие межнациональных отношений.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на развитие межнациональных отношений

В то же время уровень культуры и образованности в значительной мере зависит от учебно-воспитательного процесса в самом учебном заведении. Включение в план воспитательной работы мероприятий направленных на развитие патриотизма и интернационализма, создание атмосферы сотрудничества и толерантности, включение каждого ученика в общий творческий процесс являются хорошей профилактикой конфликтов, возникающих на межнациональной почве. Там где такая работа проводится регулярно и систематически националистические тенденции не возникают.

Заключение

Национальные трения существовали, и будут существовать до тех пор, пока сохранятся национальные различия. Есть они в той или иной мере и в школьной среде, поскольку она тоже многонациональна и этническое многообразие среди всех возрастных групп увеличивается за счет увеличения миграции. Многонациональное общество изначально менее стабильно, чем этнически однородное общество, и суть национального вопроса сводится к тому, какая из двух противоположных тенденций возьмет верх и окажется доминирующей.

Из анализа законодательства РФ было выяснено, что вопросы межнациональных отношений регулируют такие правовые акты, как:

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации",

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",

Федеральный закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом",

Федеральный закон от 20.05.2001 г. № 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации",

Федеральный закон от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации",

Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1996 г. № 803 "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации",

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

В настоящее время, развитие основ национальной политики, межнациональных отношений в стране требует дальнейшего правового регулирования.

По результатам проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

)Большинство опрошенных не испытывают какую-либо неприязнь к другим национальностям, но собственная национальная принадлежность и национальная принадлежность своих друзей и знакомых важна для опрошенных.

)Школьники разных национальностей предпочитают находиться и общаться в кругу своих земляков. Интеграция среди опрошенных происходит очень медленно и незначительно.

)Участия в межнациональных конфликтах в нашем регионе среди опрошенных не выявлено.

)Среди опрошенных, школьники русской национальности больше других испытывают неприязнь к другим национальностям, аргументируя это тем, что иностранцы отнимают работу у русских и попросту ведут себя слишком нагло по отношению к местному населению.

Среди причин, обуславливающих неприязненное отношение школьников к представителям других национальностей ведущей является такое же отношение к «другим» среди взрослых. Мигранты из Таджикистана, Узбекистана, Китая создают конкуренцию на рабочие места, активно внедряют свою культуру, часто совершенно чуждую местной, в местах их проживания -грязь и антисанитария. Поэтому социально-экономическая ситуация в России, неурегулированность экономических отношений, миграционной политики - один из ведущих факторов дестабилизации межнациональных отношений

Различия в социальном статусе и материальном положении родителей отражаются на статусом положении учащихся и также выступают значимой причиной конфликтов вообще и межнациональных в частности. Культурные и религиозные различия в меньшей мере проявляются в среде школьников, чем в популяции взрослых, но также могут быть причиной межнациональных конфликтов.

Важным фактором, влияющим на отношение окружающих к представителям другой национальности, является культурно-языковой. Развитие интереса к культуре другого народа, проникновение в ее истоки, понимание закономерностей развития того или другого этноса позволят принимать другую нацию как дружественную, воспитать толерантное отношения к представителям других национальностей.

К числу мер, ведущих к разрешению этнических противоречий, можно отнести:

Создание условий для роста благосостояния экономически неблагополучных меньшинств, усиление контроля центра над проблемными республиками.

Жёсткие пресечения любой националистической деятельности, направленной на подрыв безопасности общества и государства в целом.

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры - национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

Если человек с младенчества попадает в многонациональное общество, если играет с детьми другой национальности, понимает их речь, участвует в праздниках, слушает сказки другого народа, впитывает особенности чужой культуры, то этот человек, будет всегда уважительно относиться к лицам другой национальности, понимать и принимать их.

Список использованной литературы

1.Баркашев А.П. Азбука русского национализма. - М., 2013. -220с.

2.Большая советская энциклопедия. / Под ред. А.М. Прохорова - М., 1974. В 30-и т. -540 с.

.Верховский А. Национализм и ксенофобия в российском обществе. - М., 1998. -203с.

.Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 2011. -320с.

5.Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. <#"justify">8.Пугачев В.П., Политология, высшее образование - М.: Филологическое общество "Слово", 2003.- 576 с.

.Политическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2/ Нац. Обществ. - научн. Фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семгин. - М.: Мысль, 1999.- 701 с.

10.Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. - М.: Прогресс - культура, 1994. -128с.

.Рыбаков О.Е.. К вопросу о понятии "этнос": филосовско-антрополпгический аспект. // Этнографическое обозрение - 2010- № 6 - с. 3-15.

12.Строганов В.И. Русский национализм, его сущность, история и задачи. - М., 1997. - 87с

13.Тишков В.А.. Забыть о нации (пост-националистическое понимание национализма) // Вопросы философии - 2008 - № 9 - с. 3-29.

.Тишков В.А.. О феномене этничности. // Этнографическое обозрение. - 1997 - №3.

15.Чернавский М. Ю. Русский национализм и судьба российской государственности

16.Этнос и политика: Хрестоматия/ Авт.-сост. А.А. Празацскас - М.: издательство УРАО, 2010 - 400 С.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!