Тема: Человек в информационном обществе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    20,92 Кб
Человек в информационном обществе
Человек в информационном обществе
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!














Контрольная работа

Человек в информационном обществе

. Структура занятости в информационном обществе

Одним из важных показателей социально-экономического развития общества является его социально-экономическая структура. Она характеризует распределение различных социальных групп общества по уровням доходов и структуре потребления материальных благ, образованности и социальной активности, степени участия в общественном производстве. Уже сегодня можно заметить те новые тенденции, которые, вероятнее всего, и будут в значительной степени определять особенности социально-экономической структуры информационного общества. Такими тенденциями являются:

формирование новой структуры занятости населения, прежде всего в информационной среде общества;

появление новых профессий информационной ориентации;

информационное расслоение общества по уровням потребления информационных ресурсов и новых информационных услуг.

Структура занятости населения. Эта характеристика является одним из наиболее важных индикаторов общественного развития. Она в значительной степени определяется тем технологическим укладом общественного производства, который в данное время доминирует в обществе и в определенной мере характеризует те новые тенденции, которые связаны со стратегией развития общества на ближайшие десятилетия.

Изучая структуру занятости, а также динамику ее отдельных компонентов во времени, можно достаточно достоверно прогнозировать многие важные характеристики будущего общества. В синергетике такие характеристики называют параметрами порядка. При этом имеется в виду, что значения именно этих параметров и определяют возможные траектории дальнейшего развития общества как сложной самоорганизующейся системы.

Характерной особенностью постиндустриального общества является рост занятости в сфере услуг при одновременном сокращении рабочих мест в обрабатывающей промышленности, добывающих отраслях хозяйства и, в особенности, в ее аграрном секторе. В условиях формирования информационного общества эти тенденции, вероятнее всего, будут сохраняться и даже усиливаться. Так, например, прогнозируется, что к 20252030 гг. доля занятости в американской обрабатывающей промышленности не будет превышать 3%. Этот прогноз основывается на анализе структурной перестройки всего американского общественного производства, которое, как ожидается, будет обладать к этому времени высоким уровнем информатизации.

В то же время в ряде других сфер экономики прогнозируется весьма существенное повышение занятости. Особенно значительного роста занятости следует ожидать в сфере услуг, где уже сегодня интенсивно развивается новый сектор экономики - информационные услуги. Объективными причинами этого являются быстро возрастающая роль информационных ресурсов в жизни общества, а также развитие систем связи и телекоммуникаций, обеспечивающих все более интенсивный обмен информацией между людьми и открывающих возможности для доступа все более широких слоев населения к информационным ресурсам различного назначения.

Несмотря на то, что под воздействием стремительно возрастающего социального спроса на информацию в последние годы активно развиваются все новые и новые средства информатизации, а их использование в повседневной жизни и профессиональной деятельности людей становится все более привычным делом, можно уверенно прогнозировать, что уровень занятости населения в сфере информационных услуг будет продолжать свой рост еще достаточно длительное время. Ведь помощь квалифицированных специалистов в поиске необходимой информации в различного рода информационных сетях, ее предварительная аналитическая обработка, оперативное информирование абонентов информационных сетей об изменениях ситуации в том или ином секторе информационной сферы общества - все эти услуги обязательно будут востребованы все более широким кругом людей и поэтому будут становиться в будущем все более актуальными и необходимыми.

Новые информационные профессии. В информационном обществе следует ожидать также появления ряда новых профессий информационной ориентации. Это могут быть, например:

инженеры знаний - специалисты, свободно ориентирующиеся в автоматизированных системах формирования, хранения и использования новых знаний научного, медицинского, экологического и другого характера;

системные аналитики, обладающие опытом компьютерного моделирования и прогнозирования в различных областях социальной практики;

информационные менеджеры, предлагающие свои услуги в обеспечении информацией различных направлений экономической, юридической и общественно-политической деятельности частных лиц и организаций;

провайдеры различного рода информационно телекоммуникационных систем и сетей;

Актуальность подготовки специалистов для таких новых информационных профессий очевидна уже сегодня, однако она требует соответствующей переориентации системы образования и профессиональной подготовки кадров. При этом в первую очередь необходимо осуществить переподготовку самих преподавателей, уровень которой сегодня значительно отстает от темпов развития процесса формирования информационного общества. Мы здесь уже очень сильно опаздываем в перестройке системы образования по сравнению с передовыми странами мира.

В информационном обществе должно будет существенным образом возрасти количество специалистов, занятых в сфере производства, сбыта и, в особенности, в области сопровождения эксплуатации новых средств информатики и информационно-телекоммуникационных систем. Причем заняты они будут в основном модернизацией этих средств и заменой быстро устаревающих моделей более совершенными. Во многих случаях это будет осуществляться очень оперативно путем инсталляции новых версий программного обеспечения, имеющих более широкие функциональные возможности для пользователей.

занятость население информационный город

2. Усиление технократии

Основные факторы для усиления технократии в информационном обществе. Сегодня многие ученые, экономисты и социологи единодушны в своих прогнозах о том, что в условиях информационного общества роль технократии должна будет усилиться. Причиной этого является одновременное воздействие нескольких объективных факторов, влияние которых становится все более заметным. Один из них заключается в стремительной технологизации социального пространства, в переходе все большего количества стран к технологической модели развития экономики.

Широкое распространение «высоких» технологий позволяет обеспечить существенную экономию энергии, материалов людских и природных ресурсов и производить выпуск современной высококачественной продукции. Это требует подготовки большого количества высококвалифицированных специалистов, прежде всего, технического профиля. Такие специалисты пользуются наибольшим спросом на рынке труда и именно поэтому наиболее популярными учебными заведениями в системе образования являются технические университеты. Эти университеты доминируют в системах образования многих стран мира, ставших на путь развития технологической экономики. Хорошими примерами здесь являются Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Китай. Значительное внимание техническому образованию в последние годы уделяется в США, странах Западной Европы, в особенности в ФРГ и Великобритании.

По мнению некоторых британских специалистов, уровень требований к инженеру XXI века сегодня очень высок, и готовить будущего инженера к творческой профессиональной деятельности нужно с детского возраста, прививая ему навыки творческого мышления. Необходимость новых подходов к инженерному образованию признается и в России, где существуют несколько общественных академий наук, занимающихся научными аспектами инженерного творчества. Это Российская инженерная академия, Академия электротехнического образования, Академия информатизации образования и другие.

Необходимость придания нового импульса развитию инженерного образования в России специально отмечалась на научной конференции, посвященной 300-летию военного и инженерного образования в России. Эта конференция состоялась в начале 2001 года в Москве в Кремлевском дворце съездов. Выступавшие на этой конференции известные ученые - лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН Ж.И. Алферов, президент Национальной академии Украины Б.Е. Патон, ректор МВТУ И.Б. Федоров и др. - были единодушны во мнении, что сегодня нам необходимо не только сохранить традиционно высокий уровень инженерного образования, но и сделать его адекватным новым требованиям XX века и, прежде всего, в области информатики.

Информатизация страны и самой системы образования являются теми актуальными проблемами, которые должны быть в центре внимания всего российского общества в ближайшие десятилетия. Поэтому в одном из своих посланий к Федеральному Собранию России Президент В.В. Путин призвал депутатов «не проспать информационную революцию» так, как мы это сделали по отношению к технологической революции, начавшейся в мире в 70-е годы XX века.

Вторым объективным фактором усиления технократии в условиях XXI века является глобальная информационная революция, которая победно шествует практически по всем странам и континентам. Основными носителями идей этой революции, ее приверженцами и конкретными исполнителями являются представители технократии. Однако необходимо отметить, что сегодня это представители новой технократии - технократии информационного общества.

Контуры информационной эпохи. Информатизация общества является не только научно-технической революцией. Это процесс цивилизационного масштаба, который влечет за собой кардинальные изменения в экономической, геополитической и социальной сферах. В данной работе мы отметим лишь некоторые из этих изменений, которые в контексте рассматриваемых проблем представляются наиболее важными. В первую очередь, это глобализация общества, основанная на глобализации информационного и экономического пространства. Она затягивает в водоворот современных информационных и экономических потоков все большие и большие массы населения планеты, решительно преодолевает пространство континентов и государственные границы. По мнению ряда авторитетных ученых, наступает новая, информационная эпоха.

Глобализация общества и его информатизация формируют принципиально новую структуру информационного и экономического пространства как в отдельных странах, так и во всем мировом сообществе.

Это позволяет более эффективно использовать ресурсы отдельных регионов мира (чего стоит только одно все более распространяющееся в мире так называемое «офшорное программирование»), обеспечивать удаленный доступ пользователей к информационным ресурсам: банкам данных научно-технической, экономической и финансовой информации, крупным библиотекам общемирового значения и т.п.

В экономике результатом этих процессов является неуклонный рост количества мелких и средних предприятий, возрождение идей и методов свободного предпринимательства, повышение деловой активности ранее отсталых регионов мира. В общественной сфере эффект глобализации проявляется во все большем развитии плюрализма и демократизации общества, формировании и практическом использовании в общественно политической жизни многих стран идей гражданского общества, которые наконец-то получают новую технократическую и информационную основу для реализации.

Еще одним объективным фактором, обуславливающим усиление технократии в условиях информационного общества, является то обстоятельство, что формирование этого общества происходит очень динамично и осуществляется на фоне активно развивающегося экологического кризиса и непрекращающихся экономических и политических катаклизмов. В этих условиях принятие многих ответственных решений требует многократного информационного моделирования и прогнозирования их возможных последствий с использованием последних достижений науки и информационной техники.

С этой целью не только в экономических структурах, но и во всех ветвях государственной власти в последние годы создаются и широко используются аналитические службы, ситуационные центры, группы анализа и прогноза и тому подобные структуры. В этих структурах должны работать специалисты очень высокой квалификации, которые, как правило, имеют и хорошее техническое образование. Роль этих специалистов быстро возрастает, и можно уверенно прогнозировать, что их значение и социальный статус в информационном обществе будут достаточно высокими. Вырабатываемые ими рекомендации могут иметь решающее значение не только для той или иной фирмы, компании или корпорации, но и для страны в целом, для многих регионов нашего динамичного и все более взаимосвязанного мира. Ведь не напрасно эту категорию интеллектуальной элиты общества А. Тоффлер назвал «когнитократией».

Технократизация буржуазии. С.Л. Афанасьев приводит еще одну причину усиления технократии в обществе будущего. Ее он видит в неизбежности формирования технократической прослойки в буржуазных слоях общества не только за счет того, что эти слои будут пополнять состоятельные технократы (руководители предприятий и менеджеры, владеющие солидными пакетами акций различных компаний), но и за счет повышения уровня технологических знаний самой буржуазии.

Действительно, для собственников современных промышленных корпораций и финансовых компаний крайне важно знать самим, как обстоят дела на предприятиях, куда вложены их капиталы, а не только полагаться на мнение своих управляющих и менеджеров. А ведь это невозможно без соответствующего уровня общего образования и специальных знаний. Поэтому представители новой буржуазии будут стремиться давать своим детям и хорошее образование, и необходимые специальные знания.

Мало того, многие из них будут вынуждены учиться сами и в течение жизни неоднократно проходить переподготовку или же получать второе высшее образование.

Усиление меритократии и опасность технократизации общества. В последние годы из числа когнитократии все чаще выдвигаются крупные государственные и общественные деятели, члены правительства, руководители концернов и корпораций. Когнитократии предрекается роль структурного ядра будущего информационного общества, вокруг которого будут группироваться другие его значимые компоненты. Как оценить это явление? Что оно может дать будущему обществу в долгосрочной перспективе?

Ответ здесь неоднозначен. С одной стороны, неплохо, когда к руководству наиболее важными структурами приходят люди образованные, обладающие системным мышлением и хорошо представляющие себе возможности современных интеллектуальных технологий. Времена, когда крупные государственные, хозяйственные и общественные лидеры не имели высшего образования, давно миновали. Сейчас другое время и другие требования к руководителям.

Однако, с другой стороны, известно, что для представителей когнитократии характерен не только рациональный, но и в значительной степени технократический тип мышления. Поэтому доминирование в руководстве людей с таким типом мышления таит в себе ряд скрытых опасностей. Одна из них заключается в излишней самоуверенности этих людей, безгранично доверяющих своей логике и информационной технике. Эту особенность технократии Ф.А. Хайек весьма образно назвал «пагубной самонадеянностью».

Хотелось бы отметить, что уже начиная с 70-х годов XX века, в мире проявился общий цивилизационный процесс, суть которого заключается в разрушении ценностей индустриального общества и замены их новыми ценностями постиндустриальной эпохи. Эти ценности ориентированы не на экономическую, а на информационную сферу, так как положение в обществе человека новой цивилизации будет определяться не столько его собственностью, сколько образованием и знаниями. В результате этого возникла новая социальная прослойка, которая получила название меритократии и возвышение которой прогнозировалось в конце 50-х годов английским социологом М. Янгом.

Приверженцы технократического рационализма настойчиво пытаются утвердить в обществе не только новые методы управления, но и систему новых ценностей сугубо прагматической ориентации.

К сожалению, а может быть и к счастью, человек иррационален по своей психологической природе. В этом нас многократно убеждали уроки истории, в том числе новейшей. Именно поэтому ни поведение отдельного человека, ни развитие человеческого общества не могут быть описаны и познаны с сугубо технократических позиций. Здесь нужен гуманитарный подход, а следовательно, и хорошие гуманитарные знания, которые должны быть своевременно сформированы в системе образования.

Однако таким запасом знаний обладают сегодня очень немногие руководители социальных структур, и это - одна из наиболее важных стратегических проблем развития современного общества.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что технократический неорационализм получил в последние годы достаточно сильную опору в виде новых информационных технологий и поэтому быстро прогрессирует во всем мире, в том числе в России.

В сочетании со всеобщим ростом бездуховности и безнравственности технократический неорационализм закономерно приводит к формированию духовного нигилизма, преодоление которого становится одной из наиболее сложных проблем информационной цивилизации. Пока же для решения этой проблемы практически никаких действенных мер не предпринимается, так как глобальная опасность развития этой проблемы в современном обществе еще не осознана.

. Новые формы неравенства в информационном обществе

Образовательное неравенство. Исследования показывают, что в информационном обществе возникает ряд новых объективных факторов для развития высшего образования. Работа по созданию новых средств информатизации и оказанию новых информационных услуг, безусловно, потребует расширить подготовку высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. По некоторым оценкам, доля таких специалистов среди занятого населения уже в первой половине XXI века составит не менее 50%.

Таким образом, развитие высшей школы является одним из важных условий перехода к информационному обществу. Вполне вероятно, что одной из проблем развития цивилизации в XXI веке станет переход ко всеобщему высшему образованию. Эта проблема уже осознается сегодня в тех странах мирового сообщества, которые свое будущее связывают с развитием научно-технического прогресса.

Так, например, около 70% выпускников 12-летней средней школы современной Японии стараются получить высшее образование.

В конкурсах абитуриентов на поступление в университеты Китая сегодня принимает участие 90% выпускников городских средних школ этой страны, а также 50% из числа оканчивающих сельские школы. При этом конкурс для поступления в ВУЗы составляет 10 человек на одно место. И это несмотря на то, что обучение в высшей школе Китая платное и, по местным меркам, довольно дорогое ($800-1000 в год).

Однако правительство Китая всемерно поддерживает развитие в стране высшего образования. Это выражается в сравнительно высоком уровне оплаты преподавателей (зарплата профессора университета составляет около $1000 в месяц), а также в том, что поступившим в ВУЗы студентам выдаются государственные кредиты для оплаты обучения. Кроме того, китайские студенты обучаются сегодня во многих странах мира, в том числе в России.

Все эти меры позволили Китаю обеспечить подготовку специалистов с высшим образованием в количестве около 20 млн человек в год. При этом наибольшей популярностью пользуются сегодня технические университеты, спрос на выпускников которых в последние годы непрерывно возрастает.

Динамика структуры высшего образования. По некоторым прогнозам ожидается, что в информационном обществе внутри групп высококвалифицированных специалистов будет неуклонно возрастать доля специалистов в области естественных наук. При этом в первую очередь будет увеличиваться количество математиков, физиков, биологов и, конечно же, специалистов в области информатики, имеющих университетское образование.

Можно также ожидать, что в период становления информационного общества будет расти и количество специалистов высшей квалификации, имеющих ученые степени, а также специалистов, имеющих второе высшее образование. Все это сегодня ставит перед системой образования качественно новые задачи. Именно поэтому развитие системы образования должно быть ориентировано на проблемы информационной цивилизации и осуществляться опережающими темпами.

Обострение проблемы образовательного неравенства.

Социологи прогнозируют, что развитие системы высшего образования и повышение его качества все же не смогут снизить остроту проблемы социального неравенства между людьми в информационном обществе. Мало того, несмотря на те усилия, которые уже предпринимаются сегодня правительствами многих стран, а также ЮНЕСКО по повышению доступности качественного образования посредством использования телекоммуникационных сетей, дифференциация населения нашей планеты по уровню образования будет неуклонно нарастать. Это повлечет за собой дальнейшее социальное расслоение общества, прежде всего в сфере занятости.

Малообразованные люди будут вынуждены заниматься работой в сфере услуг, не требующей высокой квалификации. Их труд будет хуже оплачиваться, а социальное положение в обществе окажется нестабильным. Характерным примером являются работники известной американской фирмы «Макдональдс», общее количество которых сейчас оценивается величиной порядка 500 тыс. человек. Производственные операции по приготовлению пищи в торговых центрах этой фирмы стандартизованы и упрощены настолько, что нанимать в эти центры квалифицированных специалистов просто нет никакой необходимости. Не страшна этой фирме и достаточно высокая текучесть кадров, так как любого работника можно легко заменить.

Этот принцип уже находит свое применение и во многих других областях сферы услуг, имеющих высокий уровень автоматизации деловых операций. В результате этого часть квалифицированных специалистов среднего класса (агенты по продажам, клерки, кассиры и т.п.) попадает под сокращение штатов.

Поэтому можно ожидать, что в информационном обществе будет происходить исчезновение большого количества традиционных групп занятого сегодня населения. Кроме того, прогнозируется рост количества занятых с неполным рабочим днем, а также специалистов информационной сферы, выполняющих свою работу дома («информационные надомники»).

Таким образом, в информационном обществе довольно значительный социальный слой специалистов средней квалификации имеет тенденцию к размыванию, следовательно, социальное расслоение общества будет усиливаться еще и по этой причине.

Интеллектуальное неравенство. Проблема развития технократизма в современном обществе и ее возможные последствия для будущего довольно подробно и обстоятельно рассмотрены в монографии С.Л. Афанасьева «Будущее общество»132. Автор вскрывает социально-экономические причины развития этого процесса, показывает его связь с формированием рыночной экономики и новыми формами присвоения результатов труда в современном обществе. По его мнению, сегодня происходит активное расслоение самой технократии, сращивание ее части с представителями буржуазных слоев и формирование технократов нового типа, которые сами являются владельцами определенной части собственности и осуществляют эксплуатацию других слоев населения.

Так, например, в результате проведенной в России приватизации государственных предприятий уже в 1996 году около 85% собственности находилось в руках бывших руководителей этих предприятий, которые стали частными фирмами и производили 70% внутреннего валового продукта.

Таким образом, в России появился новый вид собственников - частная технократия, которая оказывает сегодня решающее влияние на развитие всей экономики страны. Это наиболее активная и обеспеченная часть населения, которая энергично развивает корпоративные связи, создает массу различных дочерних предприятий в нашей стране и за рубежом, владельцами которых являются, как правило, менеджеры и руководители крупных государственных предприятий.

Государственная политика России сегодня поддерживает развитие технократии, широко практикует передачу государственных предприятий в управление частным компаниям, руководимым технократами, повышая их социальный статус и превращая их в представителей новой буржуазии.

По мнению С.Л. Афанасьева, сегодня формируется своеобразная технократическая монополия, что приведет в будущем к новой форме эксплуатации людей - технократической эксплуатации, которая будет доминировать в информационном обществе и отодвинет на второй план капиталистическую эксплуатацию.

Существо этого нового вида эксплуатации состоит в том, что представители меритократии возлагают на менее образованную и хуже подготовленную часть общества тяжелый и монотонный труд, зачастую связанный с экологически вредными производствами. Они не заинтересованы в рационализации рабочих мест и повышении профессиональной квалификации наемных работников, так как это подрывает их приоритетное положение в обществе и, следовательно, является опасным в долгосрочной перспективе для собственных корпоративных интересов. Ведь необразованными людьми легче управлять.

Хотелось бы подчеркнуть, что глубинной основой технократической эксплуатации является интеллектуальное неравенство людей в современном обществе, которое в ближайшие годы, вероятнее всего, будет усиливаться. Именно различие в уровне интеллектуального развития и создает в обществе такие условия, при которых многие информационные ресурсы, а тем более, интеллектуальные технологии для их эффективного использования, становятся недоступными для людей, своевременно не получивших необходимого образования и профессиональной подготовки.

Поэтому и возникают благоприятные условия для новой формы эксплуатации этих людей интеллектуальной элитой общества, которую можно было бы назвать «интеллектуальной эксплуатацией». Ее принципиальное отличие от широко известных и распространенных в индустриальном обществе форм капиталистической эксплуатации заключается в том, что основным фактором эксплуатации являются не право собственности на средства производства и не владение капиталом, а обладание знаниями современных технологий организации производства и бизнеса, а также информационным преимуществом, которое есть у интеллектуальной элиты - высокой информированностью.

Владея необходимой информацией о состоянии экономики, правовой сферы, о динамике политических процессов, представители когнитократии умело используют эти факторы для своего обогащения и упрочнения социального статуса.

Таким образом, информатизация общества лишь усиливает интеллектуальное неравенство, которое в конечном итоге проявляется в культурологическом, имущественном и социальном неравенстве людей. В дальнейшем при формировании глобального информационного общества эта тенденция, безусловно, сохранится и еще более усилится.


Одной из характерных черт индустриальной эпохи является глобальный процесс урбанизации. Как будет протекать этот процесс в будущем? Будет ли продолжаться формирование мегаполисов, население которых уже сегодня превышает 10 млн человек, или же в облике городов информационной цивилизации появятся новые черты, характерные для информационной эпохи? Что будет происходить с сельскими поселениями? Ведь они наверняка будут включены в единое мировое пространство планеты и поэтому более тесно связаны с крупнейшими научными, финансовыми и деловыми центрами мирового сообщества.

Все это актуальные вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Это необходимо для того, чтобы правильно ориентировать стратегию социально-экономического и демографического развития современного общества. С этой целью рассмотрим некоторые прогнозы отечественных и зарубежных ученых, которые исследовали современные тенденции урбанизации общества и связанные с ними социально-экономические проблемы.

Основные типы городов информационной цивилизации.

Анализируя основные тенденции социально-экономического развития общества, которые уже проявляют себя в начале новой, информационной эры цивилизации, можно полагать, что при формировании информационного общества будут все больше развиваться и доминировать три основных вида городских поселений:

крупные города (численностью в несколько миллионов человек), которые будут образованы путем трансформации индустриальных городов;

новые информационные города - городские поселения принципиально нового типа (численностью жителей порядка 200-500 тыс. человек), которые будут построены с учетом требований и условий информационной цивилизации;

информационные поселения (Urban Village) - смешанные поселения, представляющие поселки городского типа (численностью населения порядка 50-100 тыс. человек), обладающие менее развитой информационной инфраструктурой.

Рассмотрим основные функции этих городских поселений, которые будут определять их внешний облик, внутреннюю структуру и состав жителей.

Трансформация индустриального города. В индустриальном обществе основная функция крупного города заключается в том, что он является центром сосредоточения промышленных предприятий, которые являются основными градообразующими элементами. Заводы, фабрики, их вспомогательные службы, транспортные коммуникации, а также жилые массивы рабочего персонала - вот что определяет структуру современного города. Этот облик является порождением индустриальной экономики, основанной на крупных предприятиях с преимущественно механическими технологиями промышленного производства. Вся остальная инфраструктура города, как правило, лишь обеспечивает выполнение этой главной экономической функции индустриального центра.

Однако в последние десятилетия в связи с развитием информационной сферы общества традиционный облик индустриального города стал быстро изменяться. Сегодня в центральной части крупного города развитых стран мира находятся уже не промышленные предприятия, а организации финансовой и управленческой ориентации. Это деловой центр, так называемый Таун-Сити. В этом центре сосредоточены административные центры и штаб-квартиры крупных финансовых компаний, банки, биржи, страховые агентства, юридические конторы и, конечно же, информационно телекоммуникационные центры данного города, а в ряде случаев - и всего окружающего этот город региона.

Деловой центр - это зона профессиональной деятельности «белых воротничков», людей, имеющих дело с деловыми бумагами, т.е. работающих в информационной сфере. Поэтому и вся сфера обслуживания делового центра ориентирована на эту достаточно обеспеченную категорию населения. Жилых помещений в деловых центрах практически нет. Их вытесняют гостиницы, рестораны, бары и дорогие магазины, предлагающие престижные товары, которые могут приобрести лишь обеспеченные люди. Малоимущее население выполняет неквалифицированную работу (уборщики улиц и зданий, швейцары, клерки, продавцы в магазинах, охранники).

При этом промышленные предприятия вытесняются на окраины городов вместе со всей сопровождающей их инфраструктурой.

Таким образом, современные индустриальные города переживают критический период развития, который будет иметь весьма важные социальные последствия. Заметнее всего этот процесс проявился в США, а в последние годы он все более заметно проявляется и в Западной Европе. Характерными примерами здесь являются Нью-Йорк, Даллас, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Амстердам.

Эти города все больше теряют облик традиционных промышленных центров и превращаются в крупные центры оказания различного рода услуг - финансовых, информационных, управленческих. Для таких городов стали даже использовать особое собирательное название - «сервисные города».

. Информационные поселения нового общества

Облик крупного города в информационном обществе. Каким же видится сегодня крупный город информационной цивилизации? Вероятнее всего, численность его жителей не будет слишком большой, поскольку процесс информатизации, повышая уровень коммуникабельности общества, создает условия для все большей его децентрализации.

Процесс замедления роста населения крупных городов подтверждается рядом исследований и, по-видимому, представляет собой одну из важных закономерностей развития современной цивилизации. Так что прогноз о формировании гигантских мегаполисов с численностью населения в 40, 50 и даже 100 млн жителей, по-видимому, не будет реализован в ближайшем будущем.

Что же касается крупных городов, то возникнув на базе современных индустриальных центров, они станут опорными узлами в национальных и глобальных информационно-телекоммуникационных сетях новой цивилизации. Основными для таких городов, вероятнее всего, будут следующие функции:

крупного телепорта в национальной или же глобальной информационно-телекоммуникационной сети;

генерации и хранения информационных ресурсов национального или регионального значения;

разработки новых информационных технологий различного назначения, их апробации и распространения;

образовательного центра в области науки и технологии, обеспечивающего подготовку и переподготовку специалистов для собственных нужд города и для других регионов страны и мира;

предоставления различного рода информационных, финансовых, юридических и управленческих услуг для населения.

Перечисленные функции будут в основном определять внутреннюю структуру и внешний облик города нового типа. Во многих случаях его главными градообразующими объектами станут крупные университеты, которые должны будут выполнять и образовательные функции, и функции развития фундаментальной науки как базы, необходимой для создания новых технологий.

Многие ученые отмечают, что большое развитие в городах будущего получат биология, биоинформатика, теория создания искусственных материалов на базе нанотехнологий, общая теория информации и многие другие. Так, например, нобелевский лауреат академик А.М. Прохоров, один из создателей теории лазерного излучения, отметил, что происходящий в мире прорыв в области нанотехнологий открывает новые перспективы в развитии науки и техники, в том числе - информационной. Ведь манипулируя отдельными атомами, можно создавать вещества с заранее задаваемыми свойствами. И это уже не фантастика, а реальность. Так, например, в сети Интернет появились сообщения о том, что в Канаде получены первые лабораторные макеты нанотехнологических процессоров, использование которых может произвести подлинный переворот не только в технике, но и в биомедицине, во многих других важных областях жизнеобеспечения общества.

Трансформация структуры крупных городов в информационном обществе, безусловно, будет иметь и очень важные социальные и культурологические последствия. В частности, прогнозируется массовая безработица узких специалистов, обладающих низким уровнем образования.

Эта категория населения не сможет адаптироваться в новой информационной среде города и будет вытесняться на его окраины. Следует ожидать перестройки социальной структуры города, которая должна быть ориентирована на принципиально иные запросы и уровни потребления членов общества.

Прообразом крупных информационных городов будущего может служить Сингапур. В этом городе-острове на пять миллионов жителей насчитывается 1 3 университетов. Из них четыре являются национальными, а другие представляют собой филиалы крупнейших университетов мира, которые созданы или создаются по приглашению сингапурского правительства. Подавляющее большинство семей в этой стране имеют дома персональные компьютеры и постоянно используют национальную информационно-телекоммуникационную систему. Именно это и позволяет говорить о новом - информационном образе жизни жителей этого города.

Информационные города. В информационном обществе неизбежно появятся принципиально новые городские образования, получившие название информационных городов. Их отличие заключается в том, что такие города будут проектироваться с учетом требований и условий информационного общества. Первоосновой городской структуры будет не промышленная или транспортная, а именно информационная инфраструктура. Она будет включать оптоволоконные, спутниковые и другие виды сетей связи и передачи данных, взаимосвязанную систему информационных центров, а также систему научных, образовательных и сервисных организаций и обслуживающие их деятельность вспомогательные структуры.

При проектировании и строительстве зданий в информационном городе они изначально должны оснащаться всем необходимым электронным оборудованием для управления работой инженерных систем здания, поддержания микроклимата, обеспечения работы системы охранного наблюдения и сигнализации и, конечно же, всеми необходимыми средствами для подключения этого здания к телекоммуникационным и телевизионным сетям, интеграция которых практически неизбежна.

Хотелось бы отметить, что в США, Японии и некоторых других развитых странах спроектированы и построены тысячи таких зданий, которые используются не только в деловых центрах, но и в их некоторых жилых районах. Таким образом, уже сегодня реализуется так называемый «План Танака», предложенный премьер-министром Японии К. Танака еще в 1972 году. Этот план предусматривал информационную реконструкцию всего японского архипелага и 30 лет назад казался просто фантастическим. Однако сегодня этот план реализуется в Японии, где проектируется создание более ста новых информационных городов, один из которых построен вблизи Токио. По пути строительства новых информационных городов идут сегодня и некоторые другие страны, в частности США и Австралия. Так, например, в американском штате Флорида практически полностью реконструирован город Хитроу. Так что уже сегодня мы имеем реальные прототипы информационных городов новой цивилизации.

Информационные поселения. Те, кто бывал в странах Западной Европы, хорошо знают, что вокруг деловых центров таких крупных городов, как Лондон или Мюнхен, на многие километры простираются их пригороды, в которых проживает основная часть населения этих городов. Эти районы застроены в основном двух-, трехэтажными коттеджами, подавляющее количество которых находится в частной собственности. Пригороды связаны с деловой частью города современными транспортными и информационными коммуникациями, а также имеют всю необходимую для жизни социальную инфраструктуру.

С развитием процесса информатизации общества и повышением доступности для населения информационно-телекоммуникационных систем они стали использоваться не только для бытовых нужд, но и для обеспечения профессиональной деятельности той категории населения, которая связана с подготовкой, анализом и обработкой информации. Эти возможности позволяют работникам многих фирм, государственных и муниципальных организаций выполнять часть своих служебных обязанностей в домашних условиях. Во многих семьях имеется один или даже несколько персональных компьютеров, а возможность их подключения к информационным сетям уже не является технической проблемой и определяется лишь финансовыми ресурсами владельцев.

Поэтому многие фирмы стали все более широко практиковать в своей деятельности систему «информационного надомничества», которая уже доказала свою высокую эффективность. Для поддержки этой формы занятости населения муниципальные структуры создают так называемые «телекоттеджи», которые представляют собою своеобразные центры коллективного использования современной информационной техники, в том числе в сетевом режиме. В дальнейшем, по мере развития глобального процесса информатизации общества, а также в результате реализации национальных программ информатизации предполагается, что при проектировании частных коттеджей будет предусматриваться возможность их оснащения современной информационной техникой и подключения к телекоммуникационным сетям. При этом линии связи для подключения пользователей будут иметь достаточно высокую пропускную способность. Это позволит комплексно использовать в домашних условиях возможности телевидения, телефонной связи и телекоммуникаций, а в дальнейшем осуществить и их интеграцию.

Таким образом, уже сегодня мы видим прообразы тех информационных поселений будущего, в которых будет проживать большая часть населения развитых стран в условиях информационной цивилизации.

Этот новый вид урбанизации является результатом той общей для условий XXI века тенденции к децентрализации общества, которая обусловлена изменением тенденций в структуре экономических отношений.

Возникновение и развитие информационных поселений с неизбежностью приведет к новому, полицентрическому характеру общественно-политической и культурной жизни общества. При этом прогнозируется возрастание роли муниципальных органов и местного самоуправления, а также региональных учреждений и организаций культуры.

Литература

1. Колин К.К. Электронная культура в информационном обществе : сб. науч. тр. - М.: НСМИИ РАН, 2011.

. Колин К.К., Урсул А.Д. Информационная культурология: предмет и задачи нового научного направления. - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 249 с.

. Куда движется век глобализации. - Волгоград: Учитель, 2014. - 400 с.

. Кузнецов А.Б. Предпосылки организации коллекции цифровых образовательных ресурсов в вузах культуры и искусств // Открытое образование. 2010. № 3. С. 63-68.

. Лексикон нонклассики: Художественно-эстетическая культура XX века. - М.: РОСПЭН, 2003. - 607 с.

. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПБ, 2001. - 704 с.

. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). - М.: Наука, 1983. - 284 с.

. Мартин Г.П., Шуман Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Пер. с нем. - М.: Издательский дом «Альпина», 2001. - 335 с.

. Матвиенко Д.В. Информационная культурология и информационная антропология как новые научные направления // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 3. С. 6-8.

. Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России. М.: РАН, Институт Дальнего Востока, 2001. - 224 с.

. Моисеев Н.Н. Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора. - М.: Экопресс-3М, 1996. - 80 с.

. Нариньяни А.С. eHOMO - два в одном (Homo sapience в ближайшей перспективе) / Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы. - М.: ИИнтел, 2005. - С. 259-273.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!